Меню

Гениальный человек связанный с космосом

Дельфис

Последнее обновление

Статьи по теме

Рекомендуемые книги

Страницы старого дневника Г.С.Олькотт
Купить за 350р >>

Лечебник Агни-Йоги. Медицина третьего тысячелетия
Купить за 300р >>

Учение Живой Этики (в 4-х томах). Том 1
Купить за 650р >>

Подписка на рассылки

Оставайтесь с нами

Отзывы наших читателей

Феномен русского космизма

Космизм — одна из глубинных тем мировой культуры; идея связи человека и космоса пронизывает всю ее историю. Важнейшую роль эта идея играет в эзотерической философской традиции, которая заметно повлияла на русский космизм и его вершинное достижение — эзотерическую философию К.Э.Циолковского.

Что же представляет собой русский космизм? Сам этот термин часто вызывает отторжение, буквально идиосинкразию. Но ведь говорим же мы об арабской философии, классической немецкой философии, французском экзистенциализме? Нет основания считать однозначным и термин «русский космизм» для обозначения специфического феномена мировой культуры. Русский космизм часто считают одним из вариантов русской идеи, но это едва ли правильно. Русская идея в своем традиционном понимании — это идея православная. Но наиболее яркие мыслители, относимые к русскому космизму — особенно Циолковский — далеко отклонялись от ортодоксального православия. Вот почему существует много сложностей в отношениях Православной церкви к космизму. Например, по христианским представлениям, человек и Бог связаны «напрямую». А рассуждение о бесконечных космических циклах, в которых происходит перегруппировка атомов, образующих живые существа, включая человека — воспринятое Циолковским из теософии, наследовавшей восточную мудрость — как считал Н.А.Бердяев, становятся преградой на пути этого общения, делают излишним догмат об искуплении в его христианском понимании.

Идеи космизма разрабатывались разными мыслителями в различных контекстах: социокультурных, философско-мировоззренческих, научных. В каждом из них приобретают свой специфический смысл термины «космос», «мир», «Вселенная», взгляды на природу, человека, концепции о характере связей «человек — мир». В одних случаях космос рассматривается как мир физический, а идея космизма выступает в контексте физико-химических связей Вселенной или ее объектов (звезд, Солнца, планет) с биосферой и человеком. В других — это миры метанаучные или даже трансцендентные; идея космизма может приобретать мистические смыслы и т.д.

Основоположником русского космизма принято считать Н.Ф.Федорова, который выдвинул идею освоения космоса. Федоров говорил о том, что задача человечества — его общее дело — заняться регуляцией природы и воскресить на основе научных знаний души умерших предков.

Поскольку бесчисленные поколения наших предков не уместить на Земле, их придется расселять в Космосе. Согласно текстам «Философии общего дела» Федорова, вещество небесных тел есть «прах предков».

Многие из окружающих нас атомов когда-то находились в телах наших предков. Пришло время, когда вся вселенная должна быть оживлена. И хотя Федорова мы считаем религиозным мыслителем, Православная церковь к его идеям относится чрезвычайно сдержанно. Другой яркий представитель русского космизма К.Э.Циолковский по-своему развивал идею Федорова о всеобщей регуляции, но между их системой взглядов есть и существенные отличия. По Циолковскому, Космос — это живой организм, имеющий свою «причину» и свою «волю». Причина — это Бог. А волю свою Космос нам передает через «президентов» других планет. Иисус Христос для Циолковского — просто гениальный человек, великий целитель, который сделал много полезных дел и добра. Президенты других планет — тоже выдающиеся личности — (своего рода «космические Махатмы», которые тоже иногда рассматривались Циолковским как боги). Тем самым идея христианского Бога Циолковским подвергается серьезному переосмыслению. Ничего подобного у Федорова нет.

Циолковский считал, что представители высокоразвитых цивилизаций Вселенной посещают разные миры и если они видят низкоразвитую жизнь, полную страданий, то стараются помочь эту жизнь как-то уничтожить, прекратить — с целью «избавления от страдания». Циолковский считал естественной идею прекращения размножения организмов, если они низкоразвиты и неперспективны. И это — второе существенное отличие мировоззрений Федорова и Циолковского. Федоров говорил о воскрешении, Циолковский призывал совершенно к иному.

Согласно космической философии Циолковского, осваивать космос человек будет, но он не сможет это сделать в своем современном природном облике. Постепенно, путем искусственного и естественного отбора будет происходить направленное его изменение, пока он не превратится в эфирное существо, которое сможет свободно жить в Космосе. И это существенно отличается от того, что проповедуют христианские доктрины, которые решительно восстают против вмешательства человека в дела Бога.

Читайте также:  Космос что нового около

Возникает вопрос: как отнестись к прогнозам, которые содержатся в трудах русских космистов? Оценки здесь могут быть разными. Заметим, что идея вмешательства в биологическую природу человека связана не только с Космосом. Она проявляется и в лечении наследственных болезней, создании «человекомашинных» систем и т.д.

Однако у Циолковского и Федорова речь идет о значительно более радикальном вмешательстве, которое с точки зрения современной этики нам кажется малоприемлемым. Но следует заметить, что Циолковский, во- первых, не считал свои мысли практическими призывами, он говорил о строгих выводах, следующих из точных наук. Как это будет на деле, он предоставил решать человечеству. Во-вторых, это дело достаточно отдаленного, хотя и земного, будущего. Остается выразить надежду, что по мере освоения космоса человечество сможет заранее выработать этические нормы, которые позволят нам отнестись к сохранению человека, как особо ценного феномена, гораздо более бережно, чем это вытекает из космической философии.

Следует сказать еще об одном представителе этого направления — А.Л.Чижевском. Он воспринимал Космос как единую систему, в которую мы вплетены как некий элемент или компонент. К изучению исторического процесса и социальной эволюции должны быть приложены методы и принципы точных наук. Сфера физики — вся Вселенная, а потому она должна сказать свое слово при рассмотрении любого в мире вопроса, она должна осветить лицо человеческой истории, своими законами о веществе связать человека с человеком, человечество с природой путем восстановления для органических существ законов, аналогичных законам неорганического мира. И здесь тоже просматривается некое отличие от христианского учения, которое утверждает, что человек обладает свободой воли, которой наделил его Бог (такое отличие недвусмысленно подчеркивал сам Чижевский).

Если же исторический процесс определяет солнечный фактор, солнечную активность, расположение планет и т.д., тогда для свободной воли места остается мало.

Как видим, каждый из космистов был вплетен в контекст самых острых проблем современной культуры, современных христианской и нехристианской мысли. И в этой плеяде мыслителей — Рерихи, которые синтезировали Учения Запада и Востока, христианские и нехристианские идеи.

Как видим, наиболее яркие мыслители, относимые к русскому космизму, уклонялись — иногда очень сильно — от ортодоксального православия (особенно это заметно в космической философии К.Э.Циолковского) или же оставались в основном в рамках «научного мировоззрения», четко отделяемого от религиозных концепций (В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский). Космическая философия Циолковского, по мнению автора, может рассматриваться как попытка синтеза мировоззренческих идей Запада и Востока, выходящая далеко за рамки «русской идеи». Именно эта черта русского космизма наполняет его специфическим смыслом и делает феноменом, имеющим мало аналогов в мировой культуре. Основное значение русского космизма в том, что он, во-первых, представляет собой программу становления целостного человека и, во-вторых, обосновывает неизбежность выхода в космос для раскрытия новых потенций вида «хомо сапиенс» и разрешения глобальных проблем техногенной цивилизации.

Источник

Человек и космос

Автор: Солдатов Никита

С древних времен людей манило все недоступное и загадочное. Без сомнения самым непостижимым из всего того, что их окружало, был космос. Космос всегда притягивал к себе, заставлял мечтать, раздумывать… А сколько загадочного содержит в себе космос!

В 30-е годы жители нескольких городов США однажды в панике бросились из своих домов в пригороды, забив шоссейные дороги. Они приняли всерьез радиопостановку Орсона Уэллеса по роману Герберта Уэллса «Война миров» — о нашествии на Землю спрутообразных марсиан.

Теперь даже дети знают, что на Марсе нет не только воинственных разумных существ, но, видимо, и простейших бактерий, а исследованный к настоящему времени космос оказался, к сожалению, безжизненным.

Шли века, человек приобретал все большую власть над природой, но мечта о полете к звездам оставалась все такой же несбыточной, как тысячи лет назад. Легенды и мифы всех народов полны рассказов о полете к Луне, Солнцу и звездам.

Писателями- фантастами предлагались разные средства для осуществления космического полета: колесница, влекомая орлами, крылья, прикрепленные к рукам человека, но они упоминали и ракеты. Однако эти ракеты были технически необоснованной мечтой. Ученые за многие века не назвали единственного находящегося в распоряжении человека средства, с помощью которого можно преодолеть могучую силу земного притяжения и унестись в меж -планетное пространство. Великая честь открыть людям дорогу к другим мирам выпала на долю нашего соотечественника К. Э. Циолковского.

Читайте также:  Зарядное устройство для фонарика космос

Много веков прошло с тех пор, когда был изобретен порох и создана первая ракета, применявшаяся главным образом для увеселительных фейерверков в дни больших торжеств. Но только Циолковский показал, что единственный летательный аппарат, способный проникнуть за атмосферу и даже на всегда покинуть Землю, — это ракета. В 1911 году Циолковский произнес свои вещие слова: «Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, с начала робко проникнуть за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все около земное пространство».

Сейчас мы становимся свидетелями того, как сбывается это великое пророчество и каких масштабов оно достигло…

Начало проникновения человека в космос было положено 4 октября 1957 года. В этот памятный день вышел на орбиту запущенный в СССР первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Он весил 86,3 кг. Прорвавшись сквозь земную атмосферу, первая космическая ласточка вынесла в околоземное пространство научные приборы и радиопередатчики. Они передали на Землю первую научную информацию о космическом пространстве, окружающем Землю. Полет первого спутника позволил получить ценнейшие сведения.

Определение точной траектории искусственных спутников позволило провести ряд геофизических исследований, уточнить форму Земли, точнее изучить ее сплюснутость, что дало возможность составить более точные географические карты. Тщательно изучив постепенное изменение орбиты за счет торможения в атмосфере, ученые смогли рассчитать плотность атмосферы на всех высотах, где пролетел спутник, и по этим данным более точным предусмотреть изменение орбит последующих спутников. Отклонения действительной траектории спутника от вычисленной говорят о неравномерности поля Земного тяготения, на которую влияет распределение масс внутри Земли и в земной коре. Таким образом, изучив движение спутника, ученые уточнили сведения о поле земного тяготения и о строении земной коры. Такие вычисления делались и раньше на основании движения Луны, но спутник, летящий на высоте всего несколько сот километров над Землей, сильнее реагирует на ее поле тяготения, чем Луна, находящаяся от Земли на расстоянии почти 400 тыс. км.

Также большое значение имело изучение прохождения радиоволн через ионосферу, т.е. через наэлектризованные верхние слои земной атмосферы.
Радиоволны, посланные со спутника, как бы насквозь прощупывали ионосферу.
Анализ этих результатов позволил существенно уточнить строение газовой оболочки земли.

Второй советский спутник был выведен на более вытянутую орбиту 3 ноября
1957 г. Если ракета первого спутника позволила поднять его на 947 км
(апогей), то ракета второго спутника была более мощной. При почти той же минимальной высоте подъема (перигей) апогей орбиты достиг 1671 км, и спутник весил значительно больше первого — 508,3 кг.

Третий спутник поднялся еще выше — на 1880 км и был еще тяжелее. Он весил 1327 кг.

Вслед за советскими спутниками вышли на свои орбиты американские спутники: «Эксплорер-1» («Исследователь-1»), весивший 13,96 кг и оборудованный аппаратурой для изучения космических лучей, микрометеоритов, а также для измерения температуры оболочки спутника и газа, и «Авангард», предназначенный для испытаний радиопередатчиков и солнечных батарей.

С каждым годом растет число спутников, выпущенных советскими и американскими учеными. Усложняется и становится более многообразной и научная аппаратура
— в космос посылаются целые лаборатории. Орбиты спутников, как обручи, опоясали земной шар во всех направлениях — от экваториальных (параллельных экватору) до полярных (проходящих через полюсы Земли). Ученые кропотливо изучают поступающую со всех широт и высот научную информацию (сообщения от установленных на спутниках приборов).

За спутниками мчались космические ракеты «Луна-1» ( с установленных на ней приборов принималась ценнейшая научная информация; впервые приборы, посланные человеком, изучали космическое пространство на протяжении 500 тыс. км от Земли, а сведения, полученные в этом полете, существенно дополнили наши сведения об одном из важнейших открытий первых лет космической эры — открытии околоземных поясов радиации; кроме различных измерении, на протяжении 500 тыс. км полета велись наблюдения газового состава межпланетной среды, наблюдения метеоритов, космических лучей), «Луна-2»( установила, что у Луны нет магнитного поля и поясов радиации в пределах точности приборов), «Луна-3» (она отделила от себя автоматическую межпланетную станцию с приборами., а контейнер был направлен так, что, обогнув Луну, он вернулся обратно в район Земли; установленная в этом контейнере аппаратура сфотографировала и передала на Землю изображение невидимой нами обратной стороны Луны), американская ракета серии «Рейнджер»( она мчалась и непрерывно вела телевизионную передачу изображений лунной поверхности. Фотографии изображений, переданных с минимальных расстояний позволяли различать детали около 50 м.).

Читайте также:  Космос нарисованный ребенком 5 лет

Прочно овладев техникой запуска автоматических аппаратов, ученые приступили к созданию космического корабля для полетов человека.

В исторический день 12 апреля 1961 г. ушел в космос корабль «Восток» с первым в истории человечества летчиком-космонавтом на борту Юрием Алексеевичем Гагариным. Облетев земной шар, он через 1 час 48 минут благополучно приземлился в заданном районе Советского Союза.

Прошло всего несколько месяцев, и в августе того же года стартовал космический корабль «Восток-2» с летчиком-космонавтом Германом Степановичем Титовым. «Восток-2» сделал 17,5 витков вокруг Земли и пробыл в космическом полете 25 часов 18 минут.

Тщательное изучение научных данных, полученных в этих двух полетах, позволило уже через год , в августе 1962 г., сделать новый большой шаг вперед. Стартовавшие один за другим (с интервалом в одни сутки) космические корабли «Восток-3» и «Восток-4» с летчиками-космонавтами А.Г. Николаевым и П. Р. Поповичем совершили первый групповой полет в космос.

«Восток-3» сделал более 64 оборотов вокруг Земли и находился в космическом полете 95 часов. «Восток-4» сделал более 48 оборотов и пробыл в космическом полете 71 час. Этот полет доказал, что разработанная нашими учеными система подготовки космонавтов позволяет им выработать такие физические качества, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность и полную работоспособность в условиях длительного космического полета. В этом состоял главный итог полета.

В феврале 1962 г. стартовал американский космический корабль «Френдшип-7» весом около полутора тонн , на борту был Джон Гленн ,а в октябре этого же года стартовал двухтонный космический корабль-спутник «Сигма-7», пилотируемый летчиком-космонавтом Уолтером Ширрой.

Так закончилась первая космическая пятилетка. Но космические события следуют с космической быстротой. Для изучения и использования космоса человечество постоянно изобретает и запускает в космос все новые и новые космические аппараты. Сегодня в космосе находится огромное количество искусственных спутников, с помощью которых на Земле осуществляется телевизионная, телефонная и радио связь.

Запущенные с Земли космические корабли направлены к различным планетам солнечной системы: Марсу, Сатурну, Венере и другим. А на Луне уже побывали не только космические корабли, но и люди, ими были американские астронавты. На Луне обнаружены большие запасы гелия. Когда станет возможным доставить его на Землю, то топливные ресурсы Земли увеличатся на многие сотни лет.

Изучая процессы, происходящие в космосе, ученые делают прогнозы развития климата на Земле, а экологи вырабатывают рекомендации по сохранению природы.

Космонавтика нужна науке — она грандиозный и могучий инструмент изучения Вселенной, Земли, самого человека. С каждым днем все больше расширяется сфера прикладного использования космонавтики.

Служба погоды, навигация, спасение людей и спасение лесов, всемирное телевидение, всеобъемлющая связь, сверхчистые лекарства и полупроводники с орбиты, самая передовая технология — это уже и сегодняшний день, и очень близкий завтрашний день космонавтики. А впереди — электростанции в космосе, удаление вредного производства с поверхности планеты, заводы на околоземной орбите и Луне, и многое другое
Космос открывает людям множество своих богатств: энергетических, вещественных, пространственных. Он труден для освоения, но и многообещающ. Цивилизация второго типа, то есть развитая космическая цивилизация, каковой призвано быть человечество 21 века, не способна решить грандиозные задачи, открываемые перед человечеством космической наукой и техникой, без социального единения жителей всей планеты Земля на принципах гуманизма, разума, справедливости..

Космонавтика жизненно необходима всему человечеству !

Источник

Adblock
detector