Глава первая КАК ЗНАЙКА ПОБЕДИЛ ПРОФЕССОРА ЗВЁЗДОЧКИНА
Глава вторая ЗАГАДКА ЛУННОГО КАМНЯ
Глава третья ВВЕРХ ДНОМ
Глава четвертая НЕОЖИДАННОЕ ОТКРЫТИЕ
Глава пятая ГРАНДИОЗНЫЙ ЗАМЫСЕЛ ЗНАЙКИ
Глава седьмая КАК НЕЗНАЙКА И ПОНЧИК ПРИБЫЛИ НА ЛУНУ
Глава восьмая ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НА ЛУНЕ
Глава девятая КАК НЕЗНАЙКА ВСТРЕТИЛСЯ С ФИГЛЕМ И МИГЛЕМ
Глава десятая В КАТАЛАЖКЕ
Глава одиннадцатая ОСВОБОЖДЕНИЕ
Глава двенадцатая НОЧНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
Глава тринадцатая ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОБЩЕСТВА ГИГАНТСКИХ РАСТЕНИЙ
Глава четырнадцатая ПЕРВЫЕ ТРУДНОСТИ
Глава пятнадцатая ДЕЛО НАЛАЖИВАЕТСЯ
Глава шестнадцатая НА СЦЕНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ГОСПОДИН СПРУТС
Глава семнадцатая БОЛЬШОЙ БРЕДЛАМ
Глава восемнадцатая КАК СКУПЕРФИЛЬД ПОПАЛ В ЛОВУШКУ
Глава девятнадцатая БЕГСТВО
Глава двадцатая ГИБЕЛЬ ОБЩЕСТВА ГИГАНТСКИХ РАСТЕНИЙ
Глава двадцать первая ПРИКЛЮЧЕНИЯ СКУПЕРФИЛЬДА
Глава двадцать вторая КАК НЕЗНАЙКА И КОЗЛИК ПРИБЫЛИ В САН-КОМАРИК
Глава двадцать третья В «ТУПИЧКЕ»
Глава двадцать четвертая ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПОНЧИКА
Глава двадцать пятая ПАНИКА НА ДАВИЛОНСКОЙ БАРЖЕ
Глава двадцать шестая НЕЗНАЙКА РАБОТАЕТ
Глава двадцать седьмая ПОД МОСТОМ
Глава двадцать восьмая КОГДА ИСЧЕЗЛА РАКЕТА
Глава двадцать девятая ЗНАЙКА СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ
Глава тридцатая БОРЬБА НАЧИНАЕТСЯ
Глава тридцать первая КОЛОСОК ПОЛУЧАЕТ СЕМЕНА ГИГАНТСКИХ РАСТЕНИЙ
Глава тридцать вторая НЕВЕСОМОСТЬ ИДЕТ В НАСТУПЛЕНИЕ
Глава тридцать третья ПОНЧИК ПЕРЕВОСПИТЫВАЕТСЯ
Глава тридцать четвертая НЕЗНАЙКА НА ДУРАЦКОМ ОСТРОВЕ
Глава тридцать пятая ВРЕМЯ БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕН
Глава тридцать шестая К ЗЕМЛЕ
Источник
Генрих вальк незнайка луне
Генрих Оскарович Вальк — график, плакатист, карикатурист, мастер детской книжной иллюстрации.
Член Союза художников СССР.
По национальности эстонец. Его отец был замначупр на ж/д, в 1937-м его репрессировали. В 1936 году Вальк окончил школу в Москве, поступил в мединститут. Всерьёз занявшись карикатурой, медицину оставил. С 1938 года работал в «Крокодиле». Карикатуры для «Крокодила» подписывал монограммой «ГВ» и всегда ставил год.
Автор не только фант. рисунков, типа «Взгляд в космическое будущее» (1955), но и НФ-очерка «На персональной ракете» (1959).
Также иллюстратор детской литературы 1950-70-х годов. Делал иллюстрации к книгам многих советских писателей, таких как Носов Н., Коржиков В., Агния Барто, Виктор Драгунский, Борис Заходер, Сергей Михалков и многих других. Работы преимущественно чёрно-белые, часть иллюстраций цветные. Иллюстрировал около ста книг. Часть книг выходили миллионными тиражами в СССР, выдержав несколько переизданий. К примеру, книга Н. Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома» содержит 12 иллюстраций, «Незнайка на Луне» — около 217 иллюстраций.
Очень точная и чистая графическая манера с максимально развитой эстетикой линии. Активное использование заливок и фактурных штриховок, во многом родственное гравюрным техникам. Богатые деталями сцены. Лучший график, успешно сочетающий максимальную аккуратность и правильность построений с живостью и удачной передачей характеров. Заметны тенденции к карикатурности, и футуристическому (промышленному) дизайну периода его золотого века — середины XX века.
Мастер высочайшего класса, непревзойденный уровень исполнения.
Генрих Оскарович иллюстрировал третью, последнюю часть носовской трилогии произведений о Незнайке. Вальк — один из самых ранних иллюстраторов Н.Н. Носова. Первая книжка писателя — сборник «Тук-тук-тук» — вышла в 1945 году с рисунками Генриха Валька, лёгкими, непринуждёнными, несущими едва заметный оттенок журнального юмора. Для молодого тогда художника-карикатуриста этот сборник стал первой детской книжкой в его профессиональной деятельности. «Так началось, — писал сам Г.О.Вальк, — наше многолетнее содружество с Николаем Николаевичем». И продолжал: «Мне посчастливилось проиллюстрировать почти все его рассказы, повесть «Витя Малеев в школе и дома» и знаменитого его «Незнайку на Луне».
Генрих Вальк сохранил лаптевский образ Незнайки и окончательно его канонизировал. Остальным же персонажам, согласно носовскому (вполне сатирическому) повествованию, «художник придал черты гротесковости, а иногда и карикатурности» (Л.Кудрявцева).
Ни один из последующих иллюстраторов сказочной трилогии не может пока конкурировать с этими признанными мастерами. Хотя поклонники Незнайки благосклонно относятся к современным изданиям с рисунками Евг. Козлова (стилизованными под Лаптева) и А. Борисенко (стилизованными под Валька).
Генрих Оскарович умер в 1998 году. Урна с прахом находится в закрытом колумбарии Донского кладбища.
Пример иллюстраций: Юз Алешковский «Черно-бурая лиса».
Источник
Вальк Генрих Оскарович
Имя при рождении
Генрих Вальк
Дата рождения
31.05.1918
Место рождения
г. Кимры, Тверская губерния
Дата смерти
1998
Место смерти
г. Москва
Род деятельности
художник-иллюстратор
Генрих Оскарович Вальк — график, карикатурист, плакатист, художник-иллюстратор, член Союза художников СССР.
Генрих Вальк родился 31 мая 1918 года в Кимрах (Село Кимры, относящееся к Тверской губернии, обрело статус города в 1917 году. В 1929 году территория, на которой находились Кимры, вошла в состав Московской области. В настоящее время город Кимры является административным центром Кимрского района Тверской области.). Его отец, Оскар Иванович Вальк, эстонец по национальности, занимал высокую должность в сфере железнодорожного транспорта. В 1937 году Оскара Валька репрессировали.
Генрих Вальк окончил среднюю школу в Москве в 1936 году. Юноша не сразу определился с будущей профессией. Сначала Вальк поступил в медицинский институт. Но его всерьёз увлекла карикатура, и он решил попробовать свои силы в этом искусстве. Оставив медицину, Вальк полностью посвятил себя работе в сатирической графике. Генрих Вальк пришёл в карикатуру самоучкой, однако отсутствие у него художественного образования и опыта компенсировалось прирождённым чувством юмора, любовью к рисованию и твёрдым желанием стать художником-сатириком.
Свои первые карикатуры Генрих Вальк начал помещать в газете железнодорожников «Гудок» в 1937 году. В этой газете в 1920–1930-е годы работали такие известные писатели, как И. А. Ильф, Е. П. Петров, М. А. Булгаков, В. П. Катаев, Ю. К. Олеша, К. Г. Паустовский, М. М. Зощенко и др. В 1938 году молодой карикатурист стал сотрудничать с сатирическим журналом «Крокодил». Генрих Оскарович сразу зарекомендовал себя вдумчивым художником, тонко чувствующим бытовую тематику, умеющим увидеть и обыграть в рисунке характерные детали, о многом говорящие читателю.
Генрих Вальк трудолюбиво и настойчиво работал, накапливая опыт, умение и мастерство. На формирование его таланта оказали большое и благотворное влияние два выдающихся мастера карикатуры: Н. Э. Радлов и Л. Г. Бродаты. У первого Вальк учился, со вторым много лет работал бок о бок. Определённое влияние на него также оказали работы К. П. Ротова. Первые рисунки Генриха Валька были во многом подражательными, но постепенно он выработал свою, индивидуальную изобразительную манеру.
В журнале «Крокодил» Генрих Вальк весьма активно проявил себя и как помощник художественного редактора (при Б. И. Пророкове и В. Я. Коновалове). Также он являлся одним из лучших руководителей кружка рабочих карикатуристов при редакции журнала. Вальк уделял много времени и внимания молодым художникам. Его занятия посещали Евгений Щеглов, Юрий Фёдоров, Юрий Узбяков, Галина Караваева и другие.
Помимо работы в журнале, в 1940–1950-е годы Генрих Вальк создавал рисунки для детских открыток. Совместно с Л. И. Народицким он исполнял сатирические и агитационные плакаты. В 1941 году вышел проиллюстрированный художником рассказ в стихах «Витя Комаров» Н. П. Саконской, который был адресован детям дошкольного возраста. С 1941 года Генрих Вальк стал участником выставок изобразительного искусства.
С 1945 года по 1977 год в «Библиотеке «Крокодила», регулярном приложении к журналу «Крокодил», вышли два десятка книг с иллюстрациями Генриха Валька. Эти книги представляют собой авторские сборники фельетонов, юмористических рассказов, стихов и др. У самого художника в «Библиотеке «Крокодила» вышел альбом карикатур «Дети и отцы» (1959). В серии «Крокодил». Мои альбомы» в 1968 году был издан альбом Генриха Валька «Карикатуры».
В 1945 году, вскоре после окончания Великой Отечественной войны, Генрих Оскарович получил приглашение посетить издательство «Детгиз». П. И. Суворов, художественный редактор издательства, предложил Вальку проиллюстрировать сборник рассказов «Тут-тук-тук!» начинающего тогда писателя Николая Носова. К этой книге художник создал лёгкие, непринуждённые иллюстрации, несущие едва заметный оттенок журнального юмора.
С книги «Тук-тук-тук!» началось многолетнее творческое содружество Генриха Валька с Николаем Носовым. Художник проиллюстрировал почти все его рассказы, повесть «Витя Малеев в школе и дома». Генрих Вальк стал первым художником, выполнившим иллюстрации к роману-сказке Н. Н. Носова «Незнайка на Луне». Зрительный образ Незнайки был придуман Алексеем Лаптевым, который работал над иллюстрациями к первым двум частям сказочной трилогии Н. Н. Носова о Незнайке: «Приключения Незнайки и его друзей» (1954) и «Незнайка в Солнечном городе» (1959). А. М. Лаптев умер в 1965 году, и работу по иллюстрированию «Незнайки» продолжил Генрих Вальк. В том же году в издательстве «Детская литература» вышла третья, заключительная часть трилогии о приключениях маленьких человечков-коротышек — «Незнайка на Луне». Искусствовед Л. С. Кудрявцева отмечает: «Генрих Вальк, иллюстратор третьей части романа-сказки «Незнайка на Луне», мудро сохранил лаптевский образ Незнайки, окончательно его «канонизировав». Остальным персонажам, согласно сатирическому повествованию, художник придал черты гротесковости, а иногда и карикатурности».
Впоследствии Генрих Оскарович проиллюстрировал также первые две части трилогии о Незнайке. Рисунки Алексея Лаптева и Генриха Валька и по сей день считаются непревзойдёнными, и пока ни один из последующих иллюстраторов сказочной трилогии Николая Носова не может конкурировать с этими признанными мастерами.
Придя в детскую литературу в 1940-е годы, Генрих Вальк быстро стал популярен как автор острохарактерных, остроумных и добрых иллюстраций к детским книгам. Детские писатели почитали за честь, если их книги давали иллюстрировать Генриху Вальку. Художник работал с такими авторами, ставшими классиками детской литературы, как А. Л. Барто, С. В. Михалков, Л. И. Лагин, Л. Ф. Воронкова, В. Ю. Драгунский, М. М. Зощенко, А. И. Мошковский и многими другими. Генрих Вальк стал первым иллюстратором знаменитой повести В. В. Медведева «Баранкин, будь человеком!» (1962). Художник проиллюстрировал ранние книги Ю. Алешковского для детей — сборник «Чёрно-бурая лиса» (1967) и дилогию о щенке Кыше и его хозяине Алёше Сероглазове, по прозвищу Двапортфеля («Кыш, Двапортфеля и целая неделя», 1970; «Кыш и я в Крыму», 1975).
«Архимед» Вовки Грушина / Юрий Сотник. Художник Генрих Вальк
«Архимед» Вовки Грушина / Юрий Сотник. Художник Генрих Вальк
Художник Генрих Вальк
Художник Генрих Вальк
Художник Генрих Вальк
Художник Генрих Вальк
Замечательный творческий тандем у Валька сложился с писателем В. Т. Коржиковым. Художник выполнил иллюстрации к первым трём повестям из цикла «Мореплавания Солнышкина» (первая книга морской эпопеи Коржикова, «Весёлое мореплавание Солнышкина», была выпущена в 1967 году). С рисунками Валька также вышли книги «Волны словно кенгуру» (1976; издание 1981 года, помимо одноимённого произведения, включает также повесть «Мы идём на Кубу»), «Коготь динозавра» (1979), «Добрая дорога» (1988).
Генрих Вальк иллюстрировал произведения не только отечественных писателей, но и зарубежных. С его иллюстрациями вышли такие книги, как «Адам и Отка» Богумила Ржиги (1974), «Али-баба и Куриная Фея» Ганса Краузе (1958), «Злоключения озорника» Герхарда Хольца-Баумерта (1963), «Карчи Бруннер» Белы Балажа (1972), «Овчарка Рой. Овчарка Рой и девятый «В» Йормы Курвинена (1984), «Приключения Ломтика» Лейлы Берг (1959), «Я — кот и мореплаватель» Хайме Бустоса Мандиолы (1970) и др. Художник также создал несколько рисунков для книги «Детское питание» 1957 года. Кроме того, Генрих Вальк стал автором небольшого научно-фантастического очерка «На персональной ракете» (Литературная газета. — 1959. — № 1. — С. 2).
Генрих Оскарович Вальк умер в 1998 году. Урна с прахом художника находится в закрытом колумбарии Донского кладбища в Москве.
Генрих Вальк — классик детской книжной иллюстрации. Рисунки художника остроумны, лаконичны и выразительны. Работы Генриха Валька преимущественно чёрно-белые. Художник создал и немало цветных иллюстраций. В советское время многие книги с рисунками Генриха Валька выходили огромными тиражами. После смерти художника проиллюстрированные им книги почти не переиздавались. Но в последние годы интерес к творчеству Генриха Валька возрождается. Книги с иллюстрациями художника переиздают такие издательства, как «Детская литература», «Нигма», «Речь», «Эксмо» и др.
Источник
j_e_n_z_a
коллажи из трав и слов
Вальк Генрих Оскарович. эстетика линии и богатые деталями сцены
«Г. Вальк — мастер точного и острого рисунка. Его работы отличает, я бы сказал, высокая дисциплина — они сдержанны по цвету и лаконичны графически. Никаких излишеств — ни в раскраске, ни в штрихе. Благодаря хорошей композиции и разнообразному, выразительному типажу карикатуры Г. Валька хорошо смотрятся» из предисловия Ю. Ганфа к сборнику карикатур Генриха Валька в серии «Мастера советской карикатуры», 1968
Вальк Генрих Оскарович (31.05.1918—1998) — карикатурист, иллюстратор, график, плакатист. Работал в журнале «Крокодил» с 1938 года. Иллюстратор детских открыток в 1940—1950 годы. Иллюстратор детской литературы 1950—1970-х годов. Член Союза художников СССР.
Генрих Вальк родился в 1918 году в с. Кимры Тверской губернии (чуть позже — Московская губерния). По национальности эстонец. Его отец был замначупр на ж/д, в 1937-м его репрессировали. В 1936 году Вальк окончил школу в Москве, поступил в мединститут. Всерьёз занявшись карикатурой, медицину оставил. Мастерству карикатуры обучался в 40-е годы у Н. Э. Радлова и Л. Г. Бродаты в Москве.
С 1937 года рисует карикатуры для газеты «Гудок». В 1938 году его работы появляются на страницах журнала «Крокодил». Являлся помощником художественного редактора в журнале «Крокодил» (при Б. И. Пророкове и В. Я. Коновалове). Обладал педагогическими способностями — руководил кружком рабочих карикатуристов «Крокодила», где проводил занятия с молодыми художниками Е. Щегловым, Ю. Федоровым, Ю. Узбяковым, Г. Караваевой и другими.
Помимо работы в журнале, в 1940—1950-е годы создавал рисунки для детских открыток. Создавал сатирические и агитационные плакаты (в соавторстве с Л. И. Народицким): «900 тонн стали сверх плана» (1959), «Заснул трактор» (1962).
Карикатуры для «Крокодила» подписывал монограммой «ГВ» и всегда ставил год. Благодаря «Крокодилу» Вальк получил широкую известность, а позже стал популярным детским иллюстратором.
Начиная с 1945 года иллюстрирует множество детских книг, среди которых произведения А. Л. Барто, С. В. Михалкова, Л. И. Лагина, А. И. Мошковского, В. Драгунского, Б. Заходера, В. Коржикова, Е.Благининой, В.Медведева и других.
Название: Замазка Автор: Носов Николай Николаевич; Художник: Вальк Генрих Оскарович Выходные данные: М.: Детская литература, 1968.- 16 с.
Вальк — один из самых ранних иллюстраторов Н. Н. Носова. Первая книжка писателя — сборник «Тук-тук-тук» — вышла в 1945 году с рисунками Генриха Валька, лёгкими, непринуждёнными, несущими едва заметный оттенок журнального юмора. Для молодого тогда художника-карикатуриста этот сборник стал первой детской книжкой в его профессиональной деятельности. «Так началось, — писал сам Г.О.Вальк, — наше многолетнее содружество с Николаем Николаевичем». И продолжал: «Мне посчастливилось проиллюстрировать почти все его рассказы, повесть «Витя Малеев в школе и дома» и знаменитого его «Незнайку на Луне»».
Незнайка на Луне Автор: Носов Николай Николаевич; Художник: Вальк Генрих Оскарович Выходные данные: Москва: Детская литература, 1965.- 528 с.
Общеизвестно, что графический образ Незнайки Н.Носова, был придуман первым иллюстратором сказки Алексеем Лаптевым и доведен до блеска принявшим эстафету у Лаптева великолепным художником Генрихом Вальком. Взяв за основу образы коротышек, разработанные Лаптевым, Вальк придал им большую графическую строгость, динамичность, живую мимику. Генрих Оскарович иллюстрировал третью, последнюю часть носовской трилогии произведений о Незнайке. Даже злодеям иллюстратор Вальк оставляет шанс исправиться. Это видно по их вовсе не злодейским, а жалким и растерянным физиономиям.
Генрих Вальк сохранил лаптевский образ Незнайки и окончательно его канонизировал. Остальным же персонажам, согласно носовскому (вполне сатирическому) повествованию, «художник придал черты гротесковости, а иногда и карикатурности» (Л.Кудрявцева). Ни один из последующих иллюстраторов сказочной трилогии не может пока конкурировать с этими признанными мастерами. Хотя поклонники Незнайки благосклонно относятся к современным изданиям с рисунками Евг. Козлова (стилизованными под Лаптева) и А. Борисенко (стилизованными под Валька).
Генрих Вальк считается лучшим иллюстратором книг Николая Носова о Незнайке. Без его иллюстраций трудно представить себе «Мореплавания Солнышкина» Виталия Коржикова. Первые книги для детей Юза Алешковского: повесть «Черно-бурая лиса» и дилогию о щенке Кыше и его хозяине Алеше, по прозвищу Двапортфеля, – тоже иллюстрировал Вальк. Забавные, почти «мультяшные» персонажи живут богатой внутренней жизнью, которая отражается на их лицах целой гаммой чувств. Герои Валька изумляются, горюют, ликуют – и все это искренне и трогательно. А еще у каждого персонажа Валька – свой характер.
Иллюстрировал также и книги зарубежных писателей, среди которых Ганс Краузе «Али-баба и Куриная Фея», Герхард Хольц-Баумерт «Злоключения озорника» и многие др.
Всего проиллюстрировал более 100 книг. Большинство из тех книг, над которыми работал мастер, выходили миллионными тиражами в СССР, выдержав несколько переизданий. К примеру, книга Н. Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома» содержит 12 иллюстраций, «Незнайка на Луне» — около 217 иллюстраций (первые издания содержат также цветные вклейки).
Работы Г. О. Валька преимущественно чёрно-белые, часть иллюстраций цветные.
Автор не только фант. рисунков, типа «Взгляд в космическое будущее» (1955), но и НФ-очерка «На персональной ракете» (1959).
Генрих Оскарович — мастер высочайшего класса, с непревзойденным уровнем исполнения. Лучший график, успешно сочетающий максимальную аккуратность и правильность построений с живостью и удачной передачей характеров. Очень точная и чистая графическая манера с максимально развитой эстетикой линии. Активное использование заливок и фактурных штриховок, во многом родственное гравюрным техникам. Богатые деталями сцены. Критики называют его «мастером лёгкой руки».
Член Союза художников СССР. Участник выставок советского изобразительного искусства с 1941 года.
Умер в 1998 году. Урна с прахом находится в закрытом колумбарии Донского кладбища в Москве.
Награды и премии: Премия на конкурсе карикатур «Прессклише».
«Приключения Ломтика» Иллюстратор Генрих Вальк Автор Leila Berg Перевод Н.Шанько Страна СССР, Россия Год издания 1959 Издательство ГИЗ
Маша-растеряша Автор: Воронкова Любовь Фёдоровна; Художник: Вальк Генрих Оскарович М.: Детская литература, 1962.- 13 с.: ил.
Баранкин, будь человеком! Автор: Медведев Валерий Владимирович; Художник: Вальк Генрих Оскарович М.: Детская литература, 1987.- 140 с.
Верёвочка Автор: Барто Агния Львовна; Художник: Вальк Генрих Оскарович М.: Детгиз, 1957.- 12 с.
Метро Автор: Тараховская Елизавета Яковлевна; Художник: Вальк Генрих Оскарович М.: Детская литература, 1971.- 32 с.
Старик Хоттабыч Автор: Лагин Лазарь; Художник: Вальк Генрих Оскарович М.: Детгиз, 1953.- 250 с.
Фантазёры (рассказы) Автор: Носов Николай Николаевич; Художник: Вальк Генрих Оскарович М.: Детская литература, 1977.- 222 с.