На Северном и Южном полюсах полярный день и полярная ночь будут длиться по полгода. Чем дальше мы удаляемся от полюсов к полярным кругам, тем короче становятся полярный день и полярная ночь. На Северном и Южном полярных кругах продолжительность каждого из них одни сутки (24 ч). А как только пересечём полярный круг, смена дня и ночи будет происходить каждые сутки.
Продолжительность светового дня определяется временем от восхода до заката Солнца.
В дни солнцестояния день и ночь бывают самыми короткими или самыми длинными. В дни равноденствия день равен ночи.
После летнего солнцестояния в Северном полушарии ещё лето, но день становится всё короче, а ночь длиннее. Через три месяца, 23 сентября, наступает осеннее равноденствие — день становится равен ночи. В этот день Северное и Южное полушария получают одинаковое количество света и тепла (см. рисунок 15).
22 декабря в Северном полушарии наступает день зимнего солнцестояния. Наступают самая длинная ночь и самый короткий день в году. Теперь Южное полушарие больше повёрнуто к Солнцу (рис. 18), там лето.
После зимнего солнцестояния в Южном полушарии день станет убывать, а в Северном прибавляться. Через три месяца, 21 марта следующего года, наступит день весеннего равноденствия. В обоих полушариях день станет равен ночи. Земля будет продолжать двигаться по орбите и завершит свой годовой виток 22 июня.
Зенит. Тропики. Полярные круги. Полярный день. Полярная ночь. Равноденствие. Солнцестояние.
1. Сформулируйте географические следствия вращения Земли: а) вокруг своей оси; б) вокруг Солнца.
2. Почему Солнце в течение года по-разному освещает Землю?
3. Как вы думаете, на экваторе день всегда равен ночи? А на полюсах такое бывает?
4. Где на Земле день всегда равен ночи, а Солнце дважды в году бывает в зените?
5. Самое высокое положение Солнца над горизонтом называется: а) зенитом; б) экватором; в) тропиком.
6. Закончите предложение: «Угол падения солнечных лучей и высота Солнца над горизонтом уменьшаются, если. »
7. Какое утверждение является верным?
1) Смена дня и ночи — следствие наклона земной оси к плоскости орбиты.
2) На полярных кругах Солнце находится за горизонтом в течение полугода.
3) В момент летнего солнцестояния лучи Солнца в полдень падают отвесно на Северный тропик.
4) Только два раза в году Северный и Южный полюсы Земли освещаются Солнцем одинаково.
8. Прочитайте внимательно текст параграфа. Выпишите из текста: а) новые термины и понятия; б) незнакомые слова. Расскажите, как распределялось бы тепло на поверхности Земли: а) если бы она была плоская; б) если бы наклон земной оси был равен 90°.
9. Объясните поговорку «Солнце — на лето, зима — на мороз». К какому месяцу года она относится?
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ
Планета Земля — часть Солнечной системы. Всё, что происходит на Солнце и на Земле, взаимосвязано и подчиняется сложным космическим законам. Земля имеет шарообразную форму. Она вращается вокруг себя и одновременно обращается вокруг Солнца. Вращение Земли вокруг своей оси определяет: а) форму Земли; б) смену дня и ночи. В результате орбитального движения и неизменного наклона земной оси к плоскости орбиты Земли наша планета в течение года освещается Солнцем неравномерно, происходит смена времён года.
1. Подготовьте рассказ на тему «Влияние смены времён года на жизнь человека» и проиллюстрируйте его.
2. Вместе с родителями подберите стихи, фрагменты из художественной и научно-популярной литературы о Солнце и Земле как небесных телах. Какое произведение вам особенно понравилось?
НЕ ЗАБУДЬТЕ ОТМЕТИТЬ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ
Источник
География. 5 класс
Конспект урока
География, 5 класс
Урок 06. Солнечный свет на Земле.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Урок посвящён изучению Солнечного света на Земле, тому как распределяется свет и тепло по поверхности Земли.
Что происходит на Земле в дни солнцестояния и равноденствия.
Смена дня и ночи – следствие осевого движения Земли
Смена сезонов — следствие 1) орбитального движения Земли; 2) неизменного наклона земной оси к плоскости орбиты; 3) неизменного положения оси вращающейся Земли в пространстве.
Тропики – Условные линии, ограничивающие ту область по обе стороны от экватора, в пределах которой Солнце бывает в зените
Полярные круги – условные линии, ограничивающие ту область вокруг полюсов, где бывают полярный день и полярная ночь.
Зенит – самое высокое положение Солнца над горизонтом
Полярный день — период, когда Солнце не заходит за горизонт дольше 1 суток
Полярная ночь — период, когда Солнце более 24 часов (то есть более суток) не появляется из-за горизонта.
Восход — появление светила над горизонтом данного места
Закат — момент исчезновения верхнего края светила под горизонтом.
Обязательная и дополнительная литература по теме
География. 5–6 классы. «Полярная звезда» / Алексеев А. И, Липкина Е. К., Николина В. В. и др, издательство «Просвещение», 2018 г.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Без света прожить очень трудно и скорее всего невозможно. Ведь это главный источник нашей жизни, жизни растений и животных. Он помогает нам ориентироваться в пространстве, видеть и радоваться окружающему миру.
Тема сегодняшнего урока Солнечный свет на Земле.
На уроке мы узнали, что Планета Земля – часть солнечной системы. Она вращается вокруг себя и одновременно вращается вокруг солнца. Вращение Земли вокруг своей оси определяет: а) форму Земли; б) смену дня и ночи. В результате орбитального движения и неизменного наклона земной оси к плоскости орбиты Земли наша планета в течение года освещается Солнцем неравномерно, происходит смена времён года. Полярный день наблюдается, когда Солнце не заходит за горизонт, начиная от полярного круга до полюса. Полярная ночь наблюдается, когда солнце не появляется из-за горизонта, начиная от полярного круга до полюса. Полярные круги воображаемые линии на карте и глобусе, параллели, где выше широты
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: Установление соответствий между элементами двух множеств;
Текст вопроса: Установите соответствие между понятием и определением
Период времени, когда в северном и южном полярных поясах Солнце не опускается за горизонт
Период времени, когда в северном и южном полярных поясах Солнце не поднимается над горизонтом
Правильный вариант ответа:
Период времени, когда в северном и южном полярных поясах Солнце не поднимается над горизонтом
Период времени, когда в северном и южном полярных поясах Солнце не опускается за горизонт
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: Выбор элемента из выпадающего списка
Текст вопроса: Вследствие осевого вращения Земли какой берег реки в Южном полушарии более крутой?
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Источник
Презентация по географии 5 класс на тему: «Солнечный свет на Земле»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Когда в России лето, в Австралии – зима. Какой вопрос у вас возникает? Почему если в Южном полушарии лето, то в Северном – зима? Верно ли, что если в Северной Америке осень, то в Южной Америке – весна? Сравните два факта. Рисунки: http://filesyty.ru/?c=r&showthread=iOS%206%20beta%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B5 http://www.tur-hotel.ru/hotels/australia/grove/crabtree-house/ http://turizm.a42.ru/dirs/show/141 http://kayrosblog.ru/post125048815
Почему если в Южном полушарии лето, то в Северном – зима? Чем день отличается от ночи, а лето – от зимы? Вспомните, что такое географические полюсы, экватор, земная ось? _______________________ _______________________ ______________________ _______________________ _______________________ Какие у вас будут гипотезы? Для выполнения задания необходимо воспользоваться встроенными средствами Microsoft PPT в режиме просмотра (инструмент «ПЕРО»)
Солнечный свет и тепло на Земле
www.school2100.ru Почему если в Южном полушарии лето, то в Северном – зима? Используя рис. 13 на с. 23, определите: – Как называется путь движения Земли вокруг Солнца? – Какова величина этого пути? – Угол наклона земной оси к земной орбите. – Направление движения Земли по орбите и вокруг оси? Рисунок из учебника стр. 69
Почему если в Южном полушарии лето, то в Северном – зима? Каково влияние орбитального движения и наклона земной оси? Используя текст на с. 25, установите причинно-следственные связи между наклоном оси и количеством солнечной энергии. Заполните схему. Причина Следствие __________________________ __________________________ Для выполнения задания необходимо воспользоваться встроенными средствами Microsoft PPT в режиме просмотра (инструмент «ПЕРО») Рисунки из учебника стр. 39
На ПМЭФ-2021 презентовали программу стратегического академического лидерства вузов страны
Время чтения: 2 минуты
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
16 российских вузов впервые попали в международный рейтинг QS
Время чтения: 2 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования
Время чтения: 3 минуты
ЕГЭ проходит штатно на всей территории России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
География 5 класс. Тема : «Практическая работа. Освещение Земли Солнцем в разные периоды года»
Цель урока : Вызвать интерес учащихся к изучению темы, сформировать знания о месте Земли во Вселенной и процессах на Земле, связанных с вращением вокруг своей си и вокруг Солнца.
Задачи урока:
Дать представление о месте Земли во Вселенной и Солнечной системе, причинах вызывающих смену времен года и неравномерность распределения солнечного тепла и света. Познакомить с понятиями: тропики, полярные круги, дни равноденствия и солнцестояния.
Уметь анализировать, систематизировать и применять полученные новые знания
Воспитание инициативности и уважения друг к другу.
Содержимое разработки
Тема : «Практическая работа. Освещение Земли Солнцем в разные периоды года»
Цель урока : Вызвать интерес учащихся к изучению темы, сформировать знания о месте Земли во Вселенной и процессах на Земле, связанных с вращением вокруг своей си и вокруг Солнца.
Дать представление о месте Земли во Вселенной и Солнечной системе, причинах вызывающих смену времен года и неравномерность распределения солнечного тепла и света. Познакомить с понятиями: тропики, полярные круги, дни равноденствия и солнцестояния.
Уметь анализировать, систематизировать и применять полученные новые знания
Воспитание инициативности и уважения друг к другу.
Проверка домашнего задания
— Расскажите о следствии вращения Земли вокруг оси
— Когда ближе Земля к Солнцу – зимой или летом? (для северного полушария)
Изучение нового материала
— Чем ниже Солнце над горизонтом, тем ниже температура воздуха.
Самое высокое положение Солнце занимает на небосводе Северного полушария в июне, и в это время там разгар лета.
Самое низкое — в декабре, и в это время там зима, большая часть нашей страны покрыта снегом. Смена времен года происходит потому, что Земля движется вокруг Солнца и земная ось наклонена к плоскости земной орбиты, вследствие чего земной шар обращен в сторону Солнца больше то Северным, то Южным полушарием.
Солнце над горизонтом бывает на разной высоте. В теплое время года оно высоко над горизонтом и Земля получает много тепла. В холодное время года Солнце низко над горизонтом, и тепла Земля получает меньше. Земля за год делает один оборот вокруг Солнца, и при движении вокруг него наклон земной оси остается неизменным.
Некоторые неправильно считают, что смена времен года происходит потому, что Солнце летом бывает ближе, а зимой -дальше от Земли.
Расстояние от Земли до Солнца на смену времен года не влияет.
В тот момент, когда Земля Северным полюсом как бы «повернулась» к Солнцу, а Южным — «отвернулась» от него, в Северном полушарии лето. Солнце стоит высоко над горизонтом на Северном полюсе и вокруг него, оно круглые сутки не заходит за горизонт. Стоит полярный день. Южнее параллели 66,5° с.ш. (полярный круг) слияние дня и ночи происходит каждые сутки. Обратная картина наблюдается в Южном полушарии. При движении глобуса зафиксировать внимание учащихся на четырех положениях Земли: 22 декабря, 21 марта, 22 июня и 21 сентября. При этом показать границы света и тени, угол падения солнечных лучей на отмеченные флажками параллели.
Далее ставим глобус в летнее положение для северного полушария, светим фонариком на Землю.
— Какая часть Земли получает больше тепла? (Северное полушарие)
— Где сейчас лето? (в северном полушарии)
— На какую линию Земли солнечные лучи падают отвесно? (это линия – северный тропик)
«А где Солнце в зените?» (на южном тропике).
— А что такое тропик? (линия, над которой солнце бывает в зените)
— Сколько тропиков? Какие они бывают?
— Что вы заметили особенного в смене дня и ночи на северном и южном полюсе?
(на северном полюсе – солнце не заходит за горизонт, а южный полюс не освещается в течение суток). Обращаем внимание учащихся на явления: полярный день и полярная ночь.
Полярная ночь – период времени, когда Солнце определенное количество суток не поднимается над горизонтом. Длина полярных ночей возрастает от полярных кругов к полюсам: от одних полярных суток на полярном круге до 178 суток на Северном полюсе.
— А теперь найдите на карте и глобусе полярный круг и с помощью текста учебника дайте определение в тетради.
Полярный круг – параллель, отстоящая от экватора на 66°33´. Есть два полярных круга – северный и южный. В области между полярным кругом и полюсами наблюдается полярная ночь и полярный день.
— Давайте введем понятие что такое «дни равноденствия» и «солнцестояния» с помощью текста учебника.
Далее раздать карточки и учащиеся самостоятельно с помощью учебника заполняют их. После заполнения фронтальная проверка.
Тропики и полярные круги разделяют земную поверхность на пояса освещенности.
Полярные пояса: северный и южный.
Умеренный пояс: северный и южный.
Параллели 66,50 с. ш и 66,50 ю. ш называют полярными кругами.
Они являются границами областей, где бывают полярные дни и полярные ночи. На широте 66,50 люди в дни летнего солнцестояния видят Солнце над горизонтом полные сутки, т. е. все 24 ч. Через полгода- все 24 ч полярная ночь. От полярных кругов по направлению к полюсам продолжительность полярных дней и ночей увеличивается. Так, на широте 66,50 она равна 1 суткам, на широте 700 — 65 суткам, широте 80° — 134 суткам, на широте 90° (на полюсах) — приблизительно шести месяцам. На всем пространстве между полярными кругами происходит смена дня и ночи <покажите Северный и Южный полярные круги на глобусе и карте полушарий и пространства, где бывают полярные дни и ночи). Тропики. Параллели 23,5° с. ш. и 23,5° ю. ш. называются тропическими кругами или просто тропиками. Над каждым из них один раз в год полуденное Солнце бывает в зените, те солнечные лучи падают отвесно.
Практическая работа. Заполнение таблицы
Зенитное положение Солнца в разные периоды года
«Освещение Земли Солнцем в разные времена года»
22 июня – День летнего солнцестояния
В северном полушарии — лето
День длиннее ночи
Солнце в зените над параллелью 23,50с.ш. (с.т.)
На параллели 66,50с.ш. (с.п.к.) – полярный день
В южном полушарии — зима.
День короче ночи.
На параллели 66,50ю.ш.- полярная ночь
23 сентября – день осеннего равноденствия
Солнце в зените над экватором
оба полушария освещены одинаково, день равен ночи (по 12 ч);
Солнце в зените над экватором
оба полушария освещены одинаково, день равен ночи (по 12 ч);
22 декабря – день зимнего солнцестояния
В северном полушарии — зима.
День короче ночи.
На параллели 66,50с.ш.- полярная ночь
В южном полушарии — лето
День длиннее ночи
Солнце в зените над параллелью 23,50ю.ш. (ю.т.)
На параллели 66,50ю. ш. (ю.п.к.) – полярный день
21 марта– день осеннего равноденствия
Солнце в зените над экватором
оба полушария освещены одинаково, день равен ночи (по 12 ч);
Солнце в зените над экватором
оба полушария освещены одинаково, день равен ночи (по 12 ч);