Меню

Геоцентрическая теория строения вселенной

Геоцентрическая система мира

Несмотря на сложность названия, геоцентрическая система мира легко усваивается среднестатистическими обывателями. Речь идёт о системе мировоззрения, в основе которой наша планета Земля. При этом Луна, Солнце, другие планеты и звёзды вращаются вокруг нас. Земля же остаётся неподвижным космическим объектом.

Происхождение системы

Впервые эта теория появилась ещё в Древней Греции. Местные мыслители верили в неё и распространяли в обществе. Более того, геоцентризм считается основой не только для античной, но и для средневековой космологии, а также астрономии. Постепенно в качестве альтернативы появилась гелиоцентрическая система. Из неё уже затем вышли модели Вселенной, существующие и в настоящее время.

Сформированная геоцентрическая система мира представляет Землю в качестве центра существующего мироздания. Планета при этом владеет асимметрией, а также надёжной центральной осью. Если верить данным представлениям, то планета опирается на опоры, которые удерживают её в стационарном положении. Древнейшие цивилизации в собственной интерпретации воспринимали оси большими слонами, черепахами и китами.

В основе появления теории находится древнегреческий философ и математик Фалес Милетский. Он утверждал, что опорой для Земли является мировой океан. Что касается Вселенной, то, она абсолютно не имеет конкретного направления. Вместо этого существует центрально-симметрическое строение. Все эти факторы наводили философа на выводы о том, что наша планета находится в стабильном покое. Версии о какой-либо сторонней поддержке Фалес отвергал.

По мнению другого мыслителя Анаксимена Милетского, геоцентризм имел другую структуру. Он предположил, что Земля не просто так стабильно удерживается в открытом космосе. В этом ей якобы помогает сжатый воздух. У данной теории также постепенно появилось много приверженцев. У многих учёных существовали разные мнения по поводу строения нашей планеты. Среди личностей, которые открыто выражали собственное мнение, можно выделить:

Более обдуманным был геоцентризм в исполнении Пифагора. Именно он выражал уверенность в том, что Земля обладает формой шара. Постепенно с этим предположением согласились и другие мыслители. Их дискуссии привели к образованию канонической версии геоцентрической системы. Её разработкой и совершенствованием затем занимались многие астрономы в Древней Греции.

Одно из самых ранних дошедших до нас изображений геоцентрической системы (Макробий, Комментарий на Сон Сципиона, рукопись IX века)

Обоснование теории

Отвергнув определённые отличия, геоцентрическая система мира от разных светил науки всё же имела общие характеристики. Астрономы по-разному, но поддерживали идею с центральным положением и полной неподвижностью нашей планеты. Анаксимандр опирался в своих выводах на то, что космос обладает симметрией сферического типа. С ним не был согласен Аристотель. У него геоцентризм предусматривал довольно серьёзный вес Земли. По этой причине столь тяжёлое космическое тело просто обязано находиться в центре Вселенной.

Последователь Пифагора Филолай предполагал наличие орбитального движения у нашей планеты. Эту теорию категорически отвергал Аристотель. Он аргументировал свою позицию тем, что движение будет приводить к звёздному смещению, которое к тому времени не наблюдалось. Другие авторы озвучивали свои эмпирические доводы. Плиний Старший в одной из своих работ объяснил геоцентризм тем, что Земля характеризуется равенством между ночью и днём. Следует отметить, что с точки зрения астрономии подобные доводы не имеют права на существование.

По версии Птолемея, центральное расположение Земли объясняется тем, что траектория падения тел в космосе строго вертикальное. Учёный выступал против осевого вращения планеты. Он был уверен, что все предметы, не касающиеся поверхности Земли, должны были визуально совершать противоположное движение. Необходимо отметить, что этот довод пользовался успехом до тех пор, пока не были открыты первые законы механики.

Благодаря постоянно появляющимся новым открытиям, геоцентризм в мире учёных не утрачивал своего интереса. В определённый момент Анаксимен сделал предположение о том, что период обращения Солнца вокруг Земли зависит от высоты его расположения. То же самое касалось и других космических тел. Мыслитель даже сформировал собственную версию расположения светил. По его мнению, сразу после Земли находится Луна, а далее Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Что касается Меркурия и Венеры, то их расположение вызывало некие разногласия. Платон и Аристотель предполагали, что данные планеты находятся за Солнцем. Им противоречил Птолемей. Учёный считал, что Венера и Меркурий расположились между Солнцем и Луной.

Аргументация астрономических явлений

Для представителей древнегреческой астрономии геоцентризм являлся благодатной темой для дискуссий. При этом сложнее всего учёным было с научной точки зрения объяснить очевидные и заметные явления, происходившие в космосе. Среди таких фактов в первую очередь следует выделить неравномерное передвижение светил. Особенно сложной оказалась тема о попятных движениях, которые характерны для планет. В Древней Греции планеты воспринимались в качестве божеств, которые якобы обязаны следовать исключительно равномерным и плавным движениям.

Возникшая трудность не остановила греков. В данном случае геоцентризм пополнялся новыми моделями. Нелегко объяснимые перемещения крупных космических тел аргументировались результатом сложения сразу нескольких различных круговых движений. В ходе обсуждений появились теории эпициклов и гомоцентрических сфер.

Изучение геоцентрической системы происходило:

  • в Византии;
  • в Индии;
  • на Исламском Востоке;
  • на Латинском Западе.

Увлекательная тема, которой стала геоцентрическая система мира, привлекала внимание иудеев. И это при том, что общепринятые еврейские представления изображали Землю плоской. Иудейские учёные постепенно стали отказываться от этой версии и прислушиваться к древнегреческим коллегам. Первым, теорию Аристотеля в своих трудах поддержал Моисей Маймонид. Он даже принял участие в дискуссиях арабских учёных, направленных на противодействие теории Птолемея. Маймонид выступал против того, что эпициклы существуют физически.

Читайте также:  Вселенная космос 2021 новое

Леви бен Гершом по праву считается талантливым астрономом в Средних веках. Он также верил в то, что геоцентризм в корне верен. Параллельно с тем он отвергал теорию гомоцентрических сфер, предложенную Ал-Битруджи. Такого же мнения учёный был и по поводу теории эпициклов, разработанной Птолемеем. Гипотеза Леви бен Гершома предусматривает эксцентрические небесные сферы. Проще говоря, они не имели физической возможности слишком плотно приближаться друг к другу. Между ними якобы располагаются слои жидкости, образовавшиеся из первичной материи. Речь идёт об остатках, которые появились после сотворения мира Богом.

Изображение геоцентрической системы из Космографии Петра Апиана, 1540 г.

Византийские версии

В научном плане самое большое распространение геоцентризм обрёл в Византии. Александрия вовсе считалась центром эллинистической науки, куда однозначно входит и астрономия. Известный византийский купец Косма Индикоплевст первым решил, что геоцентрическая система мира является ошибочной. Дополнительно он откровенно высмеивал версию о существовании Земли в виде шара.

Византийским учёным всё же не удалось достигнуть успехов индусов в освоении ключевых математических аппаратов. Представители исламских государств также сумели дальше продвинуться в соответствующем вопросе. Проблема философов из Византии заключалась в том, что они даже не пытались рассматривать новые появляющиеся космологические предположения. Всё, что выходило за рамки гипотез Аристотеля, не интересовало их. В результате геоцентризм в Византии на определённом этапе остался без развития.

Отказ от теории

Логично, что научная революция, которая состоялась в XVII веке, разрушила геоцентризм как позицию учёных. На первый план вышла уже гелиоцентрическая система. У истоков революции находится Николай Коперник, Галилей и Кеплер. Следует отдать дань появлению классической для современного мира механики. Исаак Ньютон помог учёным мира своим законом всемирного тяготения.

Отношение религии

Изначально сторонники религиозной философии стали выступать в качестве оппонентов описанной теории. В их понимании геоцентризм разрушал божественные устои мира. Популярный стоик Клеанф вовсе призывал суд привлечь к ответственности Аристарха Самосского за его гелиоцентрическую гипотезу.

Христианская церковь навязывала мнение о том, что мир создан Богом и только ради человека. При этом геоцентрическое учение всё же сумело приспособиться к этим религиозным правилам. Даже в современном мире описанная теория порой встречается, но происходит это в протестантских группах консервативного типа. Чаще всего они функционируют на территории США. Такие религиозные группы в своих учениях опираются на детальное прочтение Библии. Хотя существует мнение о том, что главная книга христиан поддерживает версию о плоской Земле. В Исламе параллельно с тем уверенны, что предполагаемое движение нашей планеты противоречит их вере. Среди агрессивных сторонников геоцентризма в современном иудаизме можно смело выделить представителей движения Хабад.

Источник

Геоцентрическая система мира

Геоцентрическая система мира (от др.-греч. Γῆ, Γαῖα — Земля) — представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды. Альтернативой геоцентризму является гелиоцентрическая система мира и множество современных космологических моделей Вселенной.

Содержание

Развитие геоцентризма

С древнейших времён Земля считалась центром мироздания. При этом предполагалось наличие центральной оси Вселенной и асимметрия «верх-низ». Землю от падения удерживала какая-то опора, в качестве которой в ранних цивилизациях мыслилось какое-то гигантское мифическое животное или животные (черепахи, слоны, киты). «Отец философии» Фалес Милетский в качестве этой опоры видел естественный объект — мировой океан. Анаксимандр Милетский предположил, что Вселенная является центрально-симметричной и в ней отсутствует какое-либо выделенное направление. Поэтому у находящейся в центре Космоса Земли отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении, то есть она свободно покоится в центре Вселенной без опоры. Ученик Анаксимандра Анаксимен не последовал за учителем, полагая, что Земля удерживается от падения сжатым воздухом. Такого же мнения придерживался и Анаксагор. Точку зрения Анаксимандра разделяли пифагорейцы, Парменид и Птолемей. Не ясна позиция Демокрита: согласно разным свидетельствам, он последовал Анаксимандру или Анаксимену.

Анаксимандр считал Землю имеющей форму низкого цилиндра с высотой в три раза меньше диаметра основания. Анаксимен, Анаксагор, Левкипп считали Землю плоской, наподобие крышки стола. Принципиально новый шаг сделал Пифагор, который предположил, что Земля имеет форму шара. В этом ему последовали не только пифагорейцы, но также Парменид, Платон, Аристотель. Так возникла каноническая форма геоцентрической системы, впоследствии активно разрабатываемая древнегреческими астрономами: шарообразная Земля находится в центре сферической Вселенной; видимое суточное движение небесных светил является отражением вращения Космоса вокруг мировой оси.

Что касается порядка следования светил, то Анаксимандр считал звёзды расположенными ближе всего к Земле, далее следовали Луна и Солнце. Анаксимен впервые предположил, что звёзды являются самыми далёкими от Земли объектами, закреплёнными на внешней оболочке Космоса. В этом ему следовали все последующие учёные (за исключением Эмпедокла, поддержавшего Анаксимандра). Возникло мнение (впервые, вероятно, у Анаксимена или пифагорейцев), что чем больше период обращения светила по небесной сфере, тем оно выше. Таким образом, порядок расположения светил оказывался таким: Луна, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звёзды. Сюда не включены Меркурий и Венера, потому что у греков были разногласия на их счёт: Аристотель и Платон помещали их сразу за Солнцем, Птолемей — между Луной и Солнцем. Аристотель считал, что выше сферы неподвижных звёзд нет ничего, даже пространства, в то время как стоики считали, что наш мир погружен в бесконечное пустое пространство; атомисты вслед за Демокритом полагали, что за нашим миром (ограниченным сферой неподвижных звёзд) находятся другие миры. Это мнение поддерживали эпикурейцы, его ярко изложил Лукреций в поэме «О природе вещей».

Читайте также:  Как достичь единения со вселенной

Обоснование геоцентризма

Древнегреческие учёные по-разному, однако, обосновывали центральное положение и неподвижность Земли. Анаксимандр, как уже указывалось, в качестве причины указывал сферическую симметрию Космоса. Его не поддерживал Аристотель, выдвигая контрдовод, приписанный впоследствии Буридану: в таком случае человек, находящийся в центре комнаты, в которой у стен находится еда, должен умереть с голоду (см. Буриданов осёл). Сам Аристотель обосновывал геоцентризм следующим образом: Земля является тяжёлым телом, а естественным местом для тяжёлых тел является центр Вселенной; как показывает опыт, все тяжёлые тела падают отвесно, а поскольку они движутся к центру мира, Земля находится в центре. Кроме того, орбитальное движение Земли (которое предполагал пифагореец Филолай) Аристотель отвергал на том основании, что оно должно приводить к параллактическому смещению звёзд, которое не наблюдается.

Ряд авторов приводит и другие эмпирические доводы. Плиний Старший в своей энциклопедии «Естественная история» обосновывает центральное положение Земли равенством дня и ночи во время равноденствий и тем, что во время равноденствия восход и заход наблюдается на одной и той же линии, а восход солнца в день летнего солнцестояния находится на той же линии, что и заход в день зимнего солнцестояния. С астрономической точки зрения, все эти доводы, конечно, являются недоразумением. Немногим лучше и доводы, приводимые Клеомедом в учебнике «Лекции по астрономии», где он обосновывает центральность Земли от противного. По его мнению, если бы Земля находилась к востоку от центра Вселенной, то тени на рассвете были бы короче, чем на закате, небесные тела при восходе казались бы больше, чем при заходе, а продолжительность от рассвета до полудня была бы меньше, чем от полудня до заката. Поскольку всего этого не наблюдается, Земля не может быть смещена к востоку от центра мира. Аналогично доказывается, что Земля не может быть смещена к западу. Далее, если бы Земля располагалась севернее или южнее центра, тени на восходе Солнца простирались бы в северном или южном направлении, соответственно. Более того, на рассвете в дни равноденствий тени направлены точно в направлении захода Солнца в эти дни, а на восходе в день летнего солнцестояния тени указывают на точку захода Солнца в день зимнего солнцестояния. Это также указывает на то, что Земля не смещена к северу или югу от центра. Если бы Земля была выше центра, то можно было бы наблюдать меньше половины небосвода, в том числе менее шести знаков зодиака; как следствие, ночь всегда была бы длиннее дня. Аналогично доказывается, что Земля не может быть расположена ниже центра мира. Таким образом, она может находиться только в центре. Примерно такие же доводы в пользу центральности Земли приводит и Птолемей в Альмагесте, книга I. Разумеется, доводы Клеомеда и Птолемея доказывают только, что Вселенная гораздо больше Земли, и поэтому также являются несостоятельными.

Птолемей пытается также обосновать и неподвижность Земли (Альмагест, книга I). Во-первых, если бы Земля смещалась от центра, то наблюдались бы только что описанные эффекты, а раз их нет, Земля всегда находится в центре. Другим доводом является вертикальность траекторий падающих тел. Отсутствие осевого вращения Земли Птолемей обосновывает следующим образом: если бы Земля вращалась, то «…все предметы, не опирающиеся на Землю, должны казаться совершающими такое же движение в обратном направлении; ни облака, ни другие летающие или парящие объекты никогда не будут видимы движущимися на восток, поскольку движение Земли к востоку будет всегда отбрасывать их, так что эти объекты будут казаться движущимися на запад, в обратном направлении». Несостоятельность этого довода стала ясна только после открытия основ механики.

Объяснение астрономических явлений с позиций геоцентризма

Наибольшей трудностью для древнегреческой астрономии являлось неравномерность движения небесных светил (особенно попятные движения планет), поскольку в пифагорейско-платоновской традиции (которой в значительной степени следовал и Аристотель), они считались божествами, которым надлежит совершать только равномерные движения. Для преодоления этой трудности создавались модели, в которых сложные видимые движения планет объяснялись как результат сложений нескольких равномерных движений по окружностям. Конкретным воплощением этого принципа являлись поддержанная Аристотелем теория гомоцентрических сфер Евдокса-Каллиппа и теория эпициклов Аполлония Пергского, Гиппарха и Птолемея. Впрочем, последний был вынужден частично отказаться от принципа равномерных движений, введя модель экванта.

Отказ от геоцентризма

В ходе научной революции XVII века выяснилось, геоцентризм несовместим с астрономическими фактами и противоречит физической теории; постепенно утвердилась гелиоцентрическая система мира. Основными событиями, приведшими к отказу от геоцентрической системы, были создание гелиоцентрической теории планетных движений Коперником, телескопические открытия Галилея, открытие законов Кеплера и, главное, создание классической механики и открытие закона всемирного тяготения Ньютоном.

Геоцентризм и религия

Уже одна из первых идей, оппозиционных геоцентризму (гелиоцентрическая гипотеза Аристарха Самосского) привела к реакции со стороны представителей религиозной философии: стоик Клеанф призвал привлечь Аристарха к суду за то, что он двигает с места «Очаг мира», имея в виду Землю; неизвестно, впрочем, увенчались ли старания Клеанфа успехом. В Средневековье, поскольку христианская церковь учила, что весь мир создан Богом ради человека (см. Антропоцентризм), геоцентризм также успешно адаптировался к христианству. Этому способствовало также буквальное прочтение Библии.

Читайте также:  Расширение вселенной презентация 11 класс

В настоящее время геоцентризм встречается среди некоторых консервативных протестантских групп (особенно в США), основывающих свою позицию на буквальном прочтении Библии [1] . Некоторые другие сторонники буквального прочтения Библии утверждают, однако, что Библия оказывает поддержку не геоцентрической системе (базирующейся на представлениио шарообразности Земли), а представлению о плоской Земле [2] [3] [4] .

Нeкоторые деятели ислама полагают, что теория о движении Земли противоречит мусульманскому вероучению [5] .

Интересные факты

По данным опроса, проведённого в 2011 году Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 32 % россиян согласны с тем, что Солнце вращается вокруг Земли [6] .

См. также

Примечания

Литература

  • Couprie D.L. Heaven and Earth in Ancient Greek Cosmology: From Thales to Heraclides Ponticus, Springer, 2011.
  • T. L. Heath, «Aristarchus of Samos, the ancient Copernicus: a history of Greek astronomy to Aristarchus», Oxford, Clarendon, 1913; reprinted New York, Dover, 1981.
  • А. Паннекук, «История астрономии», М., Наука, 1966.
  • С. В. Житомирский, «Античная астрономия и орфизм», М., Янус-К, 2001.
  • А. И. Еремеева, Ф. А. Цицин, «История астрономии», М., Изд-во МГУ, 1989.
  • Г. М. Идлис, «Революции в астрономии физике и космологии», М., Наука, 1985.
  • И. Д. Рожанский, «История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи», М., Наука, 1988.

Ссылки

  • Аристотель, О Небе, Книга II, главы 13 и 14.
  • Cleomedes’ lectures on astronomy.
  • В. А. Бронштэн, Мировоззрение Птолемея.
  • Плиний Старший, Естественная История, Книга вторая.
  • J.G. Hagen, Systems of the Universe (The original catholic encyclopedia)
  • M. S. Mahoney, Ptolemaic Astronomy in the Middle Ages
Древнегреческая астрономия
Астрономы Акорей ·Аглаоника·Агриппа·Анаксимандр· Андроник ·Аполлоний·Арат из Сол·Аристарх·Аристилл· Атталий Родосский ·Автолик·Бион·Каллипп·Клеомед·Клеострат Тенедосский·Конон Самосский·Эратосфен·Евктемон·Евдокс Книдский·Гемин·Гераклид Понтийский·Гикет·Гиппарх·Гиппократ Хиосский·Гипсикл·Менелай Александрийский·Метон Афинский·Энопид Хиосский·Филипп Опунтский·Филолай·Посидоний·Клавдий Птолемей·Пифей·Селевк·Созиген Александрийский·Созиген (перипатетик)·Страбон·Фалес Милетский·Феодосий·Теон Александрийский·Теон Смирнский·Тимохарис
Научные труды Альмагест (Птолемей)· Антикитерский механизм ·Армиллярная сфера·Астролябия· Диоптра · Экваториальный круг ·Гномон·Квадрант·Трикветрум
Научные концепции Цикл Каллиппа · Небесные сферы ·Параллель·Противоземля·Эпицикл·Эквант· Геоцентрическая система мира·Гелиоцентрическая система мира· Цикл Гиппарха ·Метонов цикл· Октетерис ·Солнцестояние· Шарообразность Земли · Подлунная сфера ·Зодиак
Связанные темы Вавилонская астрономия · Астрономия Древнего Египта · Европейская астрономия ·Индийская астрономия·Исламская астрономия

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Геоцентрическая система мира» в других словарях:

ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МИРА — (Птолемеева система мира) возникшее в древнегреческой науке и сохранившееся вплоть до позднего средневековья антропоцентрическое представление о центральном положении Земли во Вселенной. Согласно геоцентрической системе мира, планеты, Солнце и… … Большой Энциклопедический словарь

геоцентрическая система мира — (Птолемеева система мира), возникшее в древнегреческой науке и сохранившееся вплоть до позднего средневековья антропоцентрическое представление о центральном положении Земли во Вселенной. Согласно геоцентрической системе мира, планеты, Солнце и… … Энциклопедический словарь

ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МИРА — (Птолемеева система мира), возникшее в др. греч. науке и сохранившееся вплоть до позднего средневековья антропоцентрич. представление о цент. положении Земли во Вселенной. Согласно Г. с. м., планеты, Солнце и др. небесные светила обращаются… … Естествознание. Энциклопедический словарь

Геоцентрическая система мира — (от Гео… и Центр) существовавшее в древности представление, согласно которому Земля неподвижно покоится в центре мира, а все небесные светила движутся вокруг неё. См. Системы мира … Большая советская энциклопедия

Геоцентрическая система мира — представл. о том, что Земля неподвижна, явл. центром мира и вокруг нее происходят все движения светил. Г. с. м. была систематич. разработана в др. греч. астрономии (2 в.) в «Альмагесте» Птолемея … Древний мир. Энциклопедический словарь

геоцентрическая система мира — Представление о строении Вселенной (преобладавшее в античности и средневековье), согласно которому в её центре неподвижно покоится Земля, а все небесные светила движутся вокруг неё … Словарь многих выражений

Геоцентрическая система мира Птолемея — существовавшее с античных времен, системно обоснованное Клавдием Птолемеем представление, согласно которому Земля неподвижно покоится в центре мира, а все небесные светила движутся вокруг нее … Начала современного естествознания

Система мира гелиоцентрическая — возникшее в эпоху Возрождения представление о строении Солнечной системы: Солнце центральное тело, вокруг которого обращаются планеты. Обоснована польским астрономом Н. Коперником (1473 1543). Гелиоцентрическая система сменила представление о… … Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

Система мира геоцентрическая — возникшее в древнегреческой науке и сохранившееся вплоть до позднего средневековья антропоцентрическое представление о центральном положении Земли во Вселенной. Предложена К. Птолемеем (ок. 90 160). Согласно данной системе планеты, Солнце и… … Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

Система мира — (представление о размещении в пространстве Земли, Солнца, планет, и звезд) геоцентрическая математически разработана греческим астрономом К. Птолемеем система мира в центре которой находится Земля, а все другие светила осуществляют движение… … Астрономический словарь

Источник

Adblock
detector