Меню

Германская империя борьба за место под солнцем 8 класс конспект урока кратко

Тема урока: Германская империя: борьба за «место под солнцем».

План урока:

  1. « Расширенная Пруссия».
  2. Политическое устройство Пруссии.
  3. Модернизация в экономике.
  4. « Железный канцлер».
  5. «Новый курс» Бисмарка.
  6. Человек больших неожиданностей.

18 января 1871 г. после победоносной Франко-прусской войны в Зеркальном зале Версальского дворца была торжественно провозглашена Германская империя. Южно-германские земли и французские Эльзас и Лотарингия в результате вошли в состав Германской империи. Австрия частью Германии не стала. Прусский король Вильгельм стал императором (кайзером) Вильгельмом I. Борьба за объединение страны закончилась.

В новое государство вошли: 22 монархии, сохранившие свою автономность и 3 вольных города – Гамбург, Любек и Бремен. Пруссия занимала 2/3 части всей Германской империи, что обеспечивало ей руководящую роль в империи.

  1. Политическое устройство Пруссии.

« Посадим Германию в седло, а ехать она сможет сама» — такие слова принадлежат Бисмарку, который не был сторонником западной демократии. Политическое устройство Германии отражало взгляды «железного канцлера» и прусского юнкерства. Бисмарковская Германия стала авторитарным государством с лютеранским вероисповеданием.

Весной 1871 г. была принята конституция:

1) Руководящая роль принадлежит Пруссии;

2) Императором мог стать только прусский король, который:

— возглавлял вооружённые силы,

— решал вопросы войны и мира,

— назначал и смещал главу правительства (рейхсканцлера),

— утверждал или отклонял законопроекты,

— созывал и распускал имперский парламент – рейхстаг.

В рейхстаге были представлены все политические партии, между которыми существовало немало разногласий.

3. Модернизация в экономике.

Модернизация— это изменение в соответствии с требованиями современности.

Причины развития модернизации в Германии:

1) объединение страны;

2) ограбление Франции за счёт вывоза оборудования с предприятий и средства транспорта, кроме того, выплата контрибуций;

3) наличие Эльзаса и Лотарингии;

4) успешное использование опыта других стран, внедрение передовой техники;

5) милитаристская традиция (Милитари́зм — государственная идеология, направленная на оправдание политики постоянного наращивания военной мощи государства и одновременно с этим допустимости использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов);

6) « прусский стиль» — чувство долга, скромность, умеренность, уважение к труду.

Факты, свидетельствующие о рывке, сделанном Германией в 90-е годы:

1) создание крупных банковских и промышленных корпораций;

2) развитие новых отраслей промышленности: химическая и электротехническая;

3) процесс концентрации среди банков;

4) развитие внутренней и внешней торговли;

5) складывание индустриального общества и в деревне.

4. « Железный канцлер».

Первоначально власть нового императора — Вильгельма I — еще весьма слаба. Провозглашенная 18 января 1871 Германская империя является федерацией из 25 государств. Отто Бисмарк получает высший государственный пост имперского канцлера, а в соответствии с конституцией 1871 года практически неограниченную власть Он проводит весьма прагматичную политику, главная цель которой — сплочение рыхлой империи.

Бисмарк выработал в себе качества превосходного политика. Он умело ориентировался в быстро меняющихся обстоятельствах.

Эти законы направлены на унификацию законодательства и создание единого экономического и валютного пространства. В первые годы Бисмарку приходилось считаться с либералами, составлявшими парламентское большинство.

В оппозиции к правительству были социал-демократы. В 1869 году на съезде в г.Эйзенахе была создана социал-демократическая рабочая партия. Её руководителями стали Вильгельм Либкнехт и Август Бебель.

Существовал и Всеобщий германский рабочий союз, основанный в 1863 г. Фердинандом Лассалем.

В 1875 г. на объединённом союзе в Готе произошло создание единой социал-демократической партии Германии (СДПГ) и была принята программа.

Влияние партии росло, и на выборах в рейхстаг в 1877 г. они получили 12 депутатских мест. В октябре 1878 г. рейхстаг утвердил предложенный Бисмарком « Закон против общественно опасных стремлений социал-демократии». Находился под запретом 12 лет.

Читайте также:  Активность солнца по регионам

5. « Новый курс» Бисмарка:

Канцлер считал, что государство должно быть деятельным, и тогда не будет повода для политической активности граждан. Эволюционный путь развития был в традициях Пруссии, и Бисмарк пришёл к выводу о необходимости социальных реформ — о введении рабочего законодательства.

Не так-то просто было сломить сопротивление заседавших в рейхстаге предпринимателей, но он это сделал. В результате в 80-е гг. XIX в. были приняты три главных закона:

— страхование рабочих на случай болезни,

— страхование на случай увечья;

— страхование на случай старости и неспособности к труду. Последний закон предусматривал выплату пенсий рабочим, достигшим 70 лет (пенсия назначалась за счёт государства).

А в рейхстаге ещё в начале борьбы за рабочее законодательство было прочитано обращение Вильгельма I, где говорилось о том, что государство служит всем слоям общества.

Вывод: Германская империя по социальному законодательству опередила Англию и Францию, где политическая активность граждан была выше. Законодательство привело к усилению авторитета и значения государства в глазах немцев.

Источник

Германская империи: борьба за «место под солнцем»
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Конспект урока по истории нового времени 8 класс

Скачать:

Вложение Размер
glava_3._strany_zapadnoy_evropy_v_kontse_19_v.docx 20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Германская империи: борьба за «место под солнцем»

Цель: повторить изученный ранее материал по истории европейских стран, Германии в частности, основные термины, характерные для данного периода времени;

Задачи: изучить предпосылки быстрого развития Пруссии, установить круг лиц, повлиявших на развитие страны, основные черты экономики новой империи; развивать память, мышление, логику, умение анализировать исторические события, связно высказывать свои мысли, воображение; воспитывать уважение к историческим событиям прошлого, интерес к изучению исторического материала, трудолюбие, взаимопомощь, уверенность в своих силах.

Основные понятия и термины: рейхстаг, контрибуция, милитаризация, грюндерство, лицензия, аферист.

Оборудование : мультимедийная презентация, проектор, мел, доска, учебник, тетрадь, карточки с терминами.

Тип урока : комбинированный.

1. Организация класса.

2. Актуализация опорных знаний (работа с карточками, работа у доски, индивидуальные задания, фронтальный опрос).

3. Изучение нового материала.

2.Экономическое развитие страны.

3.Новые черты в экономике.

4.Борьба власти с оппозицией.

5.»Новый курс» Вильгельма II.

Рассказ учителя. Договоры с южногерманскими государствами были подписаны, и немцы ликовали. Объединение Германии хоть и было целью либеральной буржуазии, но добился его Бисмарк. В новое государство вошли 22 монархии, сохранившие свою автономию, и 3 вольных города – Гамбург, Бремен и Любек.

Пруссия составляла 2/3 ее территории (а население – 60%). Уже это могло обеспечить ей руководящую роль империи.

Работа в группах. Класс делится на 3 группы по количеству рядов и самостоятельно в течение 5 минут читают пункты в учебнике. Командир, назначенный учениками, презентует ответ всего ряда.

-1 гр. – «Посадим Германию в седло, а ехать она сможет сама» стр. 169-170,

-2 гр. – «Модернизация в экономике Монополистический капитализм» стр. 170-172,

-3 гр. – «Железный канцлер, борется с внутренней оппозицией», «Новый курс Бисмарка».

Презентация — по 3 минуты на 1 пункт плана.

Рассказ учителя. Оставшиеся 2 пункта — объяснение учителя с помощью таблицы № 1 и № 2, которые проектируются на доску с помощью мультимедиа проектора.

Таблица № 1. Борьба власти с оппозицией

Борьба с католиками «культуркампф»

Борьба с социалистами

Государство — все назначения на церковные должности.

Октябрь 1878 г. — «Закон против общественно опасных стремлений социал-демократов»

Католическое духовенство лишалось права надзора за начальными школами

Запрет СДПГ на 12 лет

Запрет на преподавание

Закрытие рабочих союзов

Запрет на политическую агитацию

Закрытие рабочих газет

Введение гражданского брака

СДПГ вынуждена работать за границей

Регистрация рождения и смерти

Изгнание из Германии ордена иезуитов

Таблица № 2. «Новый курс»

Принятие 3 главных законов: страхование рабочих на случай болезни, на случай увечья, на случай старости и неспособности к труду.

Смерть Вильгельма I, приход к власти его внука — Вильгельма II (Как хочу, так и приказываю)

Отставка обиженного Бисмарка.

Колониальная политика (захват Того, Камеруна, части Африки, Гвинеи, Маршалловых островов)

Новое направление колониальной политики — Дальний Восток.

«Дранг нах Остен» — стремление к господству в Восточной Европе.

Деятельность нового канцлера фон Бюлова.

4. Закрепление изученного.

— что нового узнали на уроке?

— за что период с 1871 по 1878 год получил название «либеральной эры?

— какие имена сыграли решающую роль в развитии Германии?

— кто такой «железный канцлер» и с кем он боролся?

— какой новый курс взяла страна после смерти старого короля?

Домашняя работа — параграф 15, выписать новые термины в словарь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Германская империя в конце XIX – начале XX.

Презентация к уроку по данной теме в 8 классе.

Презентация к уроку истории в 8 классе по учебнику Загладина.

Тест по истории нового времени содержит вопросы с вариантами ответов для проверки знаний по данному разделу.

Пруссия объединяла Германию путём присоединения мелких княжеств. Государственные институты Германии являлись фактически расширенными государственными институтами Пруссии и именно прусаки занимали там .

Технологическая карта урока истории в 9 классе.

Источник

Урок истории в 8-м классе по теме «Германская империя в конце XIX в. Борьба за «место под солнцем»

Цель:

  • повторить изученный ранее материал по истории европейских стран, Германии в частности, основные термины, характерные для данного периода времени;
  • изучить предпосылки быстрого развития Пруссии, установить круг лиц, повлиявших на развитие страны, основные черты экономики новой империи;
  • развивать память, мышление, логику, умение анализировать исторические события, связно высказывать свои мысли, воображение;
  • воспитывать уважение к историческим событиям прошлого, интерес к изучению исторического материала, трудолюбие, взаимопомощь, уверенность в своих силах.

Оборудование: карточки, фотографии деятелей истории, микрофон, мультимедиапроектор.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Устный индивидуальный опрос «Угадай, кто я?».

Ученик подходит к столу и выбирает фотографию, лежащую лицом вниз. Переворачивает, видит лицо, и рассказывает об этом деятеле всё, что знает из предыдущих уроков. (Налолеон, Александр I, Карл X, Людовик XYIII, Джузеппе Гарибальди, Шарль-Луи Наполеон Бонопарт, Отто фон Бисмарк). — до 7 минут.

Одновременно с выбором ученика портрет проектируется на доску с помощью мультимедиапроектора. (см. приложение )

2. Письменный индивидуальный опрос — карточки с заданиями.

А. Парижская коммуна.

Б. Борьба за испанскую корону.

В. «Кровавая майская неделя».

Г. Причины революции в Париже.

3. Устный фронтальный опрос. «Интервью».

а) расскажите, почему Наполеона III назвали императором на шатающемся троне?

б) какие игры вели дипломаты во время борьбы за испанскую корону?

г) что это за «Третья республика»?

д) каково значение Парижской коммуны?

4. Подведение итогов по выполнению домашнего задания, выставление оценок.

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы, цели урока. — 1 минута.

План.

  1. Новая Пруссия.
  2. Экономическое развитие страны.
  3. Новые черты в экономике.
  4. Борьба власти с оппозицией.
  5. «Новый курс» Вильгельма II.

Толковый словарь урока: — 2 минуты.

Рейхстаг, контрибуция, милитаризация, грюндерство, лицензия, аферист. (На каждой парте — раздаточный материал)

Рейхстаг. Здание построено по проекту франкфуртского архитектора Пауля Валло в стиле итальянского высокого Возрождения. Первый камень в основание здания германского парламента заложил 29 июня 1884 г. кайзер Вильгельм I. Строительство продолжалось десять лет и завершилось уже при кайзере Вильгельме II.

Контрибуция (лат. contributio), 1) суммы, которые побежденное государство по условиям мирного договора уплачивает победителю; 2) принудительные денежные поборы, взимаемые неприятельскими войсками с населения оккупированной местности.

Милитаризация — применение форм и методов военной организации в разных областях общественно-экономической жизни.

Грюндерство (от нем. Grunder — основатель, учредитель), «учредительская горячка», массовая лихорадочная организация промышленных, строительных и торговых акционерных обществ, банков, кредитных и страховых компаний. Г. сопровождается кредитной экспансией, широкой эмиссией ценных бумаг (акций и облигаций), биржевыми спекуляциями, нездоровым ажиотажем, жульническими махинациями финансовых дельцов.

ЛИЦЕНЗИЯ (от лат. licentia — свобода, право) — 1) выдаваемое специально уполномоченным органом гос. управления или местного самоуправления разрешение на осуществление видов деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию (напр, банковская, частная медицинская, издательская деятельность).

Аферист — мошенник, шулер, нечестный человек.

Изучение темы. — 18 минут

Класс делится на 3 группы по количеству рядов и самостоятельно в течение 5 минут читают свои пункты плана из учебников. Командир , назначенный учениками, презентует ответ всего ряда.

Презентация — по 3 минуты на 1 пункт плана.

Оставшиеся 2 пункта — объяснение учителя с помощью таблицы № 1 и № 2, которые проектируются на доску с помощью мультимедиапроектора.

Таблица № 1. Борьба власти с оппозицией

Борьба с католиками «культуркампф» Борьба с социалистами
1. Государство — все назначения на церковные должности Октябрь 1878 г. — «Закон против общественно опасных стремлений социал-демократов»
2. Католическое духовенство лишалось права надзора за начальными школами Запрет СДПГ на 12 лет
3. Запрет на преподавание Закрытие рабочих союзов
4. Запрет на политическую агитацию Закрытие рабочих газет
5. Введение гражданского брака СДПГ вынуждена работать за границей
6. Регистрация рождения и смерти
7. Изгнание из Германии ордена иезуитов

Таблица № 2. «Новый курс»

Дата Событие
1. 80-е гг. XIX в. Принятие 3 главных законов: страхование рабочих на случай болезни, на случай увечья, на случай старости и неспособности к труду.
2. 9 марта 1888г. Смерть Вильгельма I, приход к власти его внука — Вильгельма II (Как хочу, так и приказываю)
3. 1889 г. Отставка обиженного Бисмарка.
4. 80-е гг. Колониальная политика (захват Того, Камеруна, части Африки, Гвинеи, Маршалловых островов)
5. 80-е гг. Новое направление колониальной политики — Дальний Восток.
6. 1900 — 1909 гг. «Дранг нах Остен» — стремление к господству в Восточной Европе.
7. 1900 — 1909 гг. Деятельность нового канцлера фон Бюлова.

IV. Итоговая беседа с детьми по изученному на уроке материалу.

— что нового узнали на уроке?

— за что период с 1871 по 1878 год получил название «либеральной эры?

— какие имена сыграли решающую роль в развитии Германии?

— кто такой «железный канцлер» и с кем он боролся?

— какой новый курс взяла страна после смерти старого короля?

V. Итоги урока.

Беседа о пользе полученных знаний и возможностях учеников на уроках.

Оценивание.

Домашняя работа — параграф 15, с. 136, ответить на вопросы к тексту.

Литература.

1. А.Я. Юдовская «Новая история 1800-1918» Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2001 — с. 136.

2. Н.Е. Овчаренко, Н.А. Ерофеев и др. Книга для чтения по новой истории, 1640-1870: 2. Пособие для учащихся 8 классов средней школы. — М.: Просвещение, 1987 — с. 97.

3. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001 — с. 108.

Источник

Adblock
detector