Меню

Герои космоса россии леонов

Алексей Архипович Леонов

Фото Все

Видео Все

Памяти Алексея Леонова. Документальный фильм «Русские алмазы»

Вечерний Ургант. В гостях у Ивана Евгений Миронов и Алексей Леонов (06.04.2017)

Познер — Гость Алексей Леонов. Выпуск от 17.04.2017

Алексей Леонов — биография

Алексей Леонов – летчик-космонавт Советского Союза №11. Впервые совершил выход в космическое пространство. Два раза удостоен звания Герой Советского Союза, имел звание генерал-майора авиации.

Имя Алексея Леонова уже давно не на слуху. Многим оно ничего не говорит, так как космонавтикой интересуются единицы. Уже давно забыли, что он был в числе первых космонавтов СССР, не говоря уже о том, чем его полет отличался от полетов его коллег. Но, по мнению людей компетентных в этом вопросе, вклад Леонова в развитие космонавтики не менее важен, чем достижение Гагарина. Ведь он стал первым, кто покинул космический корабль и вышел в открытый космос. Помимо этого Леонов был творческим человеком, поэтому смог оценить красоту планеты Земля «со стороны».

Детство

Алексей Леонов родом из небольшой деревушки Листвянка Кемеровской области. Он родился 30 мая 1934 года в обычной многодетной семье. В это село в свое время сослали его деда – тот был активным участником революции 1905 года. Спустя некоторое время к нему приедет семья, которая оставалась в Донбассе. Отец будущего космонавта – Архип Леонов ранее работал шахтером, а после переезда устроился на работу в колхоз. Мама – Евдокия Леонова (Сотникова) устроилась в школу учительницей.

Алексей Леонов в юности

Семья Леоновых была многодетной, Алексей стал младшим, восьмым ребенком по счету. Вскоре в их налаженный быт вмешались сталинские репрессии. В 1936-м арестовали отца семейства, из-за того, что он вступил в конфликт с председателем местного колхоза. После его ареста семью с детьми буквально выгнали на улицу, а их имущество просто разграбили, наказав таким образом «врагов народа». К тому же детям не разрешали посещать занятия в школе. Архипа чуть не убили на этапе, но он сумел выжить. Его реабилитировали в 1939 году, и он вернулся к родным.

В те годы мама всеми силами пыталась растить детей, но без работы и дома это было очень сложно. Тогда она принимает решение о переезде в Кемерово, где жила их старшая дочь. Целый год семейство жило в одной комнате в бараке, до самого возвращения отца. После его реабилитации жизнь начала понемногу налаживаться. Сразу они переселились в две комнаты того же барака, а в 1948-м переехали в Калининград, куда отца перевели по работе.

Так сложилось, что Алексей пошел в школу только в девятилетнем возрасте. Еще в начальных классах он пристрастился к рисованию. Аттестат об окончании средней школы парень получал в Калининграде в 1953-м. На тот момент он отлично разбирался в строении самолетов, их двигателей и теории осуществления полетов. Он освоил эти знания самостоятельно, благодаря конспектам старшего брата – студента авиатехникума.

Биография Леонова круто изменилась в 1953 году. Он не знал куда поступать, потому что ему нравилась и авиация, и рисование. Все-таки он отдал предпочтение изобразительному искусству и стал студентом рижской академии искусств. Но потом выяснил, что комната в студенческом общежитии положена только третьекурсникам, и забрал документы.

Космонавтика

Потерпев неудачу, Алексей решил попробовать себя в другом любимом деле – авиации. По комсомольскому набору он попал в кременчугскую авиационную школу. Молодой человек учился там два года, и в 1955-м поступил в высшее Чугуевское авиационное училище, из которого вышел дипломированным летчиком-истребителем. В 1957 году его распределили в десятую гвардейскую авиационную дивизию в Кременчуге, потом в 1959-м перевели в Германию, в ограниченный контингент советских войск, где он прослужил до 1960 года.

Осень 1959-го внесла свои коррективы в биографию будущего космонавта. Именно тогда он встретил полковника Карпова, который в то время руководил ЦПК – Центром подготовки космонавтов. Тот пригласил Леонова на отборочную комиссию в Сокольники, где Алексею посчастливилось познакомиться с Юрием Гагариным, будущим первым космонавтом и настоящим другом.

Алексей Леонов в самолете

В 1960-м Леонов оказался в составе особого отряда. После этого учился на курсах ЦПК, много тренировался. В 1964-м Королев инициировал строительство космического корабля совершенно новой конструкции, которая позволяла космонавту выходить в открытый космос. Его назвали Восход-2.

Руководство полетами приняло решение вести подготовку одновременно двух экипажей. В основной состав зачислили Алексея Леонова и Павла Беляева, в дублерский – Горбатко и Хрунова. 18 марта 1965 года – этот день ознаменовался первым выходом человека в безвоздушное пространство.

После этого полета Леонова приняли в состав группы космонавтов, которые в будущем полетят и высадятся на Луне, но вскоре этот проект закрыли. Второй раз Леонов полетел в космос только спустя десять лет – в 1975-м, именно ему довелось участвовать в стыковке советского «Союза-19» и американского корабля «Аполлон».

С 1982 года Алексей Архипович занимал должность первого заместителя начальника ЦПК. Он проработал там до самой отставки в 1992-м.

Первый выход в открытый космос

Корабль «Восток-2» стартовал с космодрома «Байконур», все шло по плану. Предполагалось, что команда облетит земную орбиту семнадцать раз, и во время второго витка Леонов выйдет в открытый космос по специальному шлюзу. Все проходило штатно. Корабль под командованием Павла Беляева двигался по намеченному курсу, он не покидал свой пост, наблюдал за действиями Леонова с помощью телекамер.

Космонавт Алексей Леонов

12 минут и 9 секунд – такое время первого пребывания человека в безвоздушном пространстве, и этим человеком стал Алексей Леонов. Он находился в объективе двух статичных камер, еще одну держал в руке. Его переполняли невероятные эмоции – это был восторг и значимость происходящего. Но к ним примешивались и неприятные ощущения.

Скафандр раскалился, космонавт страдал от невероятной жары, пот буквально лился у него по лицу, у Леонова появились признаки тахикардии и повышенной температуры. Когда подошло время возвращаться на корабль, он снова столкнулся с проблемами. Во время пребывания в безвоздушном пространстве, скафандр сильно увеличился в размерах, поэтому никак не проходил по размерам в шлюзовую камеру. Космонавт решил немного спустить давление, таким образом, он пытался добиться уменьшения объема костюма. В руках Леонова была камера и страховочный трос, поэтому он с трудом выполнил эти элементарные действия.

Читайте также:  Посмотреть с космоса местность

Космонавту удалось вернуться в шлюзовую камеру, но тут он опять столкнулся с проблемой. Когда шлюзовой отсек отсоединялся, корабль разгерметизировался. Проблема решилась только после подачи кислорода, но из-за этого у космонавтов наблюдалось перенасыщение.

После устранения неисправностей, экипаж был готов к автоматической посадке в обычном режиме, но и здесь их ждал сюрприз. Во время семнадцатого витка вокруг планеты, система управления судном вышла из строя, и капитану Беляеву нужно было переходить на ручное управление. Для этого ему хватило всего 22-х секунд, но и эта небольшая разница во времени привела к тому, что посадка состоялась не в запланированном месте, а на 75 км дальше. Экипаж приземлился в двухстах сотнях километров от Перми, посреди тайги, и поисковикам пришлось изрядно потрудиться, чтобы их найти.

Их искали на протяжении четырех часов, и все это время космонавты пробыли на морозе, в заснеженной тайге. После этого спасатели привели их в ближайший деревянный дом, после приготовили вертолетную площадку и через два дня члены экипажа «Восток-2» были эвакуированы и доставлены в столицу.

В 2017-м состоялась премьера картины «Время первых», в котором речь шла о первых советских космонавтах, об их буднях и подвигах. Главные роли сыграла Константин Хабенский и Евгений Миронов. Во время съемок консультантом был Алексей Леонов.

Личная жизнь

Свою будущую супругу Светлану Даценко Алексей встретил в 1957-м. Он сразу понял, что это судьба, поэтому не стал долго оттягивать признание и предложение руки и сердца. Они были знакомы всего три дня, и отправились в ЗАГС, после чего уже не расставались. Жена родила космонавту двух дочерей.

Алексей Леонов с женой Светланой Даценко

В 1961 году родилась их старшая дочь – Виктория, которая умерла совсем молодой в 1996-м. Причиной стала скоропостижная болезнь. Она была сотрудником главного управления морским флотом, побывала в командировке в США, и после возвращения почувствовала резкое ухудшение самочувствия. Леонов отвез дочь в Москву, но столичные медики только развели руками. У нее диагностировали тяжелую форму гепатита и осложнения в виде пневмонии.

В 1967-м родилась младшая дочь космонавта – Оксана. Она переводчик, отлично устроила свою личную жизнь, родила Леоновым двоих внуков.

Кроме основной занятости в космонавтике, Леонов прославился и в качестве художника. Уже, будучи достаточно зрелым человеком, он вернулся к своему детскому увлечению. На счету Алексея Архиповича почти две сотни картин и пять альбомов репродукций. Он писал пейзажи Земли и космоса, портреты своих друзей и сюжеты в стиле фэнтези. В своей работе использовал акварель, масло, голландскую гуашь.

Алексей Леонов с женой и дочкой

Леонов много читал, и вообще был разносторонним человеком. Любил фехтование, велосипедный спорт, большой теннис, охоту, баскетбол. Много времени проводил с фотоаппаратом и видеокамерой.

Вплоть до начала нового века Алексей Архипович возглавлял инвестиционный фонд «Альфа-капитал», потом занял кресло вице-президента банка с аналогичным названием. Он сам начертил проект своего дома, выстроил его в Подмосковье и последние годы своей жизни провел именно там.

Смерть

Сердце отважного космонавта остановилось 11 октября 2019 года. Леонову шел 86-й год. До этого он много болел, в феврале 2019-го перенес операцию на пальцах ноги из-за диабета.

Памятник Алексею Леонову

После этого космонавт практически не выходил из госпиталя им.Бурденко, где и скончался. Местом упокоения Героя Советского Союза Алексея Леонова стало Федеральное военное мемориальное кладбище в Мытищах. Во время похорон ему отдали все воинские почести.

Заслуги

В копилке наград Леонова есть как отечественные, так и зарубежные награды, ордена и медали. Его объявили почетным гражданином тридцать городов по всему миру. Он имеет звание кандидата технических наук, академика Российской академии астронавтики.

Леонов писал научные работы и исследования, иногда сам, иногда в соавторстве с другими учеными. Его работы касались тем космонавтики – создание скафандра, цветовые и световые характеристики зрения и острота зрения космонавтов после космического полета.

В 1967 году он издал свою первую книгу под названием «Пешеход космоса», вслед за ней вышла публикация «Особенности психологической подготовки космонавтов», спустя два года написал «Солнечный ветер», в 1970-м опубликовал научный труд, получивший название «Выхожу в открытый космос».

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Источник

Алексей Леонов: первый в открытом космосе

11 октября 2019 года Алексей Леонов умер. Ему было 85 лет. Этот текст о нем был опубликован в марте 2014 года.

«Меня поразила тишина. Тишина, необыкновенная тишина. И возможность услышать свое собственное дыхание и сокращение сердца. Я слышал, как бьется мое сердце, я слышал мое дыхание», — Алексей Леонов

18 марта 1965 года в 10 часов 00 минут по московскому времени с Байконура стартовал космический корабль «Восток». На его борту находились два советских космонавта: командир Павел Иванович Беляев и пилот Алексей Архипович Леонов. Через полтора часа один из них шагнул в бездну, избавился от крепкой оболочки корабля и вышел в открытый космос. С планетой Земля его связывал лишь фал длиной 5,5 метров. Так далеко от своей Родины не летал еще никто.

Подготовка

Прошло почти четыре года со дня полета Юрия Гагарина, весь мир был увлечен космической гонкой двух сверхдержав — СССР и США. Они отправили уже по несколько пилотируемых кораблей; в 1964 впервые на советском «Восходе» нового типа в космос отправились сразу три человека, теперь предстоял следующий принципиальный шаг — выход в открытый космос.

Обе державы, усиленно занимавшиеся космической программой, одновременно приходили к очевидным проблемам, требующим решения. Рано или поздно при планируемых длительных полетах потребуются профилактические и ремонтные работы снаружи корабля, кроме самих космонавтов выполнять их будет некому, следовательно, нужно было разработать безопасную и действенную систему их осуществления. В СССР этой проблемой занимался Королев, а главным специалистом-исполнителем стал молодой космонавт из первого отряда — Алексей Леонов. По программе разработали усовершенствованный вариант новейшего космического аппарата «Восход», шлюзовую систему и специальный защитный скафандр. К февралю 1965 года все было готово, оставался последний бросок.

Корабль

«Восход-2» стал усовершенствованной версией первого корабля, на котором в 1964 году впервые был совершен одновременный полет сразу трех космонавтов: Владимира Комарова, Константина Феоктистова и Бориса Егорова. В кабине было так тесно, что им пришлось лететь без скафандров, и в случае разгерметизации корабля им грозила неминуемая гибель. Вес «Востока-2» составлял почти 6 тонн, диаметр 2,5 метра, а высота почти 4,5 метра. Новый корабль приспособили для полета двух человек и оснастили уникальным надувным шлюзом для выхода в открытый космос «Волга» — там камера надувалась и готова была принять космонавта. Ее внешний диаметр 1,2 метра, внутренний всего 1 метр, а длина – 2,5 метра. При подготовке к посадке камера отстреливалась и корабль приземлялся без нее.

Читайте также:  Кэнди бар для космос

Стоит отметить, что полет «Восхода-2» со шлюзовой камерой и экипажем на борту был рискованным, так как предварительно проверить работу всех систем не удалось. 22 февраля 1965 года, меньше чем за месяц до полета Беляева и Леонова, беспилотный корабль «Космос-57» (копия «Востока-2») во время испытательного полета был взорван из-за ошибочной команды на самоуничтожение. Несмотря на это, Королев (главный конструктор всей программы) и Келдыш (Президент Академии Наук СССР), посоветовавшись с космонавтами, решили не отменять запланированный полет.

Доспехи

Первый скафандр для выхода в открытый космос назывался «Беркут» (к слову, все советские и российские скафандры носят имена хищных птиц: «Орлан», «Ястреб», «Сокол», «Кречет»), вместе с ранцем он весил 40 килограмм, что, конечно же, не имеет никакого значения в условиях невесомости, но дает представление о серьезности конструкции. Все системы были максимально простыми, но эффективными. Например, конструкторы решили обойтись без регенерационной установки для экономии места и выдыхаемый углекислый газ выпускался через клапан прямо в открытый космос.

Однако на тот момент в скафандре использовались несколько новейших технологий того времени: экранно-вакуумная изоляция из нескольких слоев металлизированной ткани защищала космонавта от перепадов температуры, а светофильтр на стекле шлема спасал его глаза от яркого солнечного света.

«Беркут» использовался всего один раз во время полета «Восхода-2» экипажем Беляева и Леонова и является на данный момент единственным универсальным скафандром, то есть предназначавшимся как для спасения пилотов при разгерметизации корабля, так и для выходов в открытый космос.

Угрозы

Вы все, конечно же, смотрели фильм «Гравитация», получивший 7 Оскаров, а потому должны иметь хорошее представление о всех опасностях, угрожающих космонавту в открытом космосе. Это опасность потерять связь с кораблем, опасность столкнуться с космическим мусором и, наконец, опасность истечения запасов кислорода до возвращения на корабль. Помимо этого существует и опасность перегрева или переохлаждения, а также поражения радиацией.

Связь

Леонов был привязан к кораблю прочным фалом длиной пять с половиной метров. В ходе полета, он неоднократно вытягивался на всю длину и снова подтягивался к кораблю, фиксируя все свои действия на кинокамеру. В 60-х еще не существовало ракетных ранцев (устройство для перемещения и маневрирования космонавта) позволяющих полностью свободно отделяться от корабля и возвращаться на него, так что тонкая крепкая веревка на двух металлических карабинах — это в буквальном смысле все, что связывало Леонова с жизнью и возможностью вернуться домой.

Обломки

вероятность столкнуться с каким-либо космическим мусором, вращающимся на орбите Земли, в 1965 году была еще очень мала. До полета «Восхода-2» в космосе побывали всего лишь 11 пилотируемых кораблей и несколько спутников, при этом на довольно низких орбитах с относительно большой плотностью атмосферных газов, соответственно, большая часть мельчайших частиц краски, обломков и прочего мусора, остающегося после этих кораблей, вскоре сгорала, не успев причинить никому вреда. До формулирования синдрома Кесслера было еще далеко, и советская космическая программа не воспринимала эту опасность всерьез.

Кислород

Скафандр «Беркут», разработанный специально для выхода в открытый космос и имевший полную автономность, имел запас всего в 1666 литров кислорода, а для поддержания необходимого давления газа и жизнедеятельности космонавта необходимо было тратить больше 30 литров в минуту. Таким образом, максимальное время пребывания вне корабля составляло всего лишь около 45 минут, и это на все про все: вход в шлюз, выход в открытый космос, пребывание в свободном полете, возвращение в шлюз и ожидание времени его закрытия. Общее время выхода Леонова составило 23 минуты 41 секунду (из них вне корабля 12 минут 9 секунд). Никакого запаса на исправление ошибок или спасение не предусматривалось.

Температурный режим и радиация

Леонов успел фактически чудом успеть завершить свой выход до попадания корабля в тень от Земли, где низкие температуры могли осложнить все его действия и привести к смерти. В кромешной тьме он бы не смог справиться с фалом и входом в шлюз. Нахождение на солнечной стороне в течение каких-то 12 минут заставляло его обливаться потом. «Терпения уже не было, по лицу пот тек не градом, а потоком, да такой едкий, что глаза жгло» — вспоминает Леонов. Что касается радиации, то тут ему относительно повезло. На апогее орбиты почти в 500 километрах над землей, «Восход-2» задевал только нижний край радиационно-опасной зоны, где излучение может составлять до 500 рентген/час (смертельная доза за несколько минут), кратковременное нахождение в ней и хорошее стечение обстоятельств не привели к страшным последствиям. По приземлении у Леонова зафиксировали дозу в 80 миллирад, что значительно превышает норму, но к повреждениям здоровья не приводит.

Полет

На первом же витке полета была надута шлюзовая камера. Оба члена экипажа заняли свои места и облачились в скафандры. На втором витке Леонов перелез в шлюзовую камеру, а командир плотно задраил за ним люк. В 11:28 из «Волги» стравили воздух — время пошло, теперь Леонов был полностью автономен. В 11:32 с пульта управления был открыт наружный люк, через две минуты в 11:34 Леонов покинул шлюз и отправился в открытый космос.

В момент выхода пульс космонавта составлял 164 удара в минуту. Леонов отдалился от корабля на метр, а затем снова вернулся. Тело свободно разворачивалось в пространстве. Через стекло своего шлема он смотрел на проплывающее прямо под ним Черное море, на корабли, плывущие по его темно-синей глади.

Он несколько раз повторил свой маневр отхода и подхода к кораблю, свободно вращаясь и раскинув руки, все это время разговаривая по радиостанции с командиром корабля и наземными службами. Над Волгой Беляев подключил телефон в скафандре Леонова к передачам Московского радио, по которому Левитан читал сообщение ТАСС о выходе человека в открытый космос. В это время весь мир с помощью телетрансляции с камер корабля мог видеть, как Леонов машет рукой всему человечеству прямо из открытого космоса.

Читайте также:  Необычный космос для срисовки

Рекордный полет Леонова продолжался 12 минут и 9 секунд.

Непредвиденные обстоятельства

При подготовке к полету на земле были отработаны 3000 различных аварийных ситуаций и их решений. Но Леонов говорил, что по закону в космосе случится и 3001-ая, и ее тоже нужно будет решить. Так и произошло.

В открытом космосе мягкий скафандр раздулся из-за избыточного давления (внутри 0,5 атм, снаружи — ноль). «Руки у меня выскочили из перчаток, а ноги из ботинок», — вспоминает Леонов. Космонавт оказался внутри большого надутого шара. Пропали тактильные ощущения и чувство опоры. А еще предстояло собрать фал в бухту, чтобы не запутаться в нем, забрать кинокамеру, которую он держал в руках и войти в узкий люк надувной шлюзовой камеры. Решение надо было принимать очень быстро, и Леонову это удалось.

«Я молча, не докладывая на Землю (вот это мое было очень большое нарушение), принимаю решение и сбрасываю давление из скафандра практически в 2 раза, на 0,27 вместо 0,5. И у меня сразу руки встали на место, я смог работать в перчатках».

Но это порождало страшные последствия — из-за падения парциального давления кислорода он попадал в зону закипания азота ( кессонная болезнь , известная у ныряльщиков). А нужно было спешить. Командир корабля Беляев, видя, что тень неумолимо приближается, и в полной темноте и при предельном минусе Леонову уже ничто не сможет помочь, торопил своего пилота.

Леонов сделал несколько попыток войти в шлюз, но все они были неудачными, скафандр не слушался и не позволял зайти вперед ногами, как положено по инструкции. Каждая неудача приближала страшную гибель: кислород был на исходе. От волнения и напряженной работы пульс Леонова участился, он стал чаще и глубже дышать.

Тогда Леонов в нарушение всех инструкций сделал последнюю отчаянную попытку — сбросил с помощью клапана давление в скафандре до предельного минимума, втолкнул кинокамеру в шлюз и, развернувшись вперед головой, втянулся внутрь на руках. Это удалось сделать лишь благодаря отличной физической подготовке — измотанный организм отдал последнюю энергию этому усилию. Внутри камеры Леонов с большим трудом развернулся, задраил люк и, наконец, отдал команду выровнять давление. В 11:52 в шлюзовую камеру начал поступать воздух — это и стало окончанием выхода Алексея Леонова в открытый космос.

Возвращение домой

Борьба Леонова за жизнь была завершена; люк за его спиной захлопнулся, отделив тесный светлый уютный мирок кабины «Восхода-2» от темного бесконечного холода космического пространства. Но тут возникла другая проблема. Начало повышаться парциальное давление кислорода в кабине, оно дошло уже до 460 мм и продолжало расти, — и это при норме в 160 мм. Малейшая искра в электросхемах приборов могла привезти к взрыву. Позднее выяснилось, что из-за того, что долгое время «Восход-2» был стабилизирован относительно Солнца, он нагревался неравномерно (с одной стороны +150°С, а с другой -140°С), что привело к незначительной деформации корпуса. Датчики закрытия люка сработали, но осталась небольшая щель, из которой улетучивался воздух. Система автоматики исправно обеспечивала жизнеобеспечение космонавтов, подавая в кабину кислород. Разобраться самостоятельно с этим экипаж был не в силах, и космонавтам оставалось лишь с ужасом наблюдать за показаниями приборов. Когда общее давление достигло 920 мм, люк под его напором захлопнулся, и угроза миновала — вскоре атмосфера внутри кабины нормализовалась.

Но и на этом беды космонавтов не закончились. В штатном режиме корабль должен был начать программу посадки после 17-ого витка, но тормозная двигательная установка не сработала в автоматическом режиме, и корабль продолжал с бешеной скоростью нестись по орбите. Сажать корабль пришлось в ручном режиме, Беляков сориентировал его в правильное положение и направил в безлюдную местность в тайге в районе Соликамска. Больше всего тогда командир боялся попасть в густонаселенный район и задеть линии электропередач или дома. Был также риск залететь на недружественную на тот момент территорию Китая, но всего этого удалось избежать. После включения тормозных двигателей и торможения в атмосфере потянулись мучительные секунды ожидания. Но все обошлось: парашютная система сработала в штатном режиме, и «Восход-2» приземлился в 30 километрах юго-западнее города Березники в Пермской области. Командир блестяще справился с задачей, отклонившись от расчетной точки всего на 80 км с учетом того, что корабль летел со скоростью около 30 000 км/ч.

С вертолета очень быстро обнаружили красные парашюты, повисшие на верхушках деревьев, но вот найти место для посадки и вытащить удачно приземлившийся экипаж не было никакой возможности. Двое суток Беляев и Леонов просидели в заснеженной тайге, ожидая прибытия помощи. Не вылезая из скафандров, они закутались в теплоизоляционную обшивку, обмотались стропами парашютов, развели костер, но в первую ночь согреться не удалось. Наутро им сбросили продукты и теплые вещи (пилоты сняли куртки со своих плеч), на канатах спустили группу с врачом, которая, добравшись до приземлившихся космонавтов, смогла обеспечить им лучшие условия. Все это время неподалеку вырубали площадку для приземления эвакуационного вертолета, куда космонавты могли добраться на лыжах. Уже 21 марта Беляев и Леонов были в Перми, откуда доложили об удачном завершении полета лично генсеку КПСС Леониду Брежневу, а 23 марта героев встречала Москва.

П. Беляев и А. Леонов

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (FAI) отметила рекорд пребывания человека в открытом космическом пространстве вне корабля — 12 минут и 9 секунд. Алексей Леонов получил высшую награду FAI — золотую медаль «Космос» за первый выход в открытое космическое пространство в истории человечества. Командир экипажа Павел Беляев также получил медаль и диплом.

Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звезды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад — это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи ученых, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек — Алексей Леонов.

Источник

Adblock
detector