Меню

Герои сказки были кладовая солнца конспект урока

Конспект урока по сказке — были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Конспект урока по сказке — были «Кладовая солнца»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила:
Хвалова Светлана Николаевна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 33» г. Владимира

  1. Пояснительная записка
  2. Конспект интегрированного урока «Формула жизни в сказке — были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
  3. Приложения:
  • Презентация, сопровождающая урок;
  • Иллюстрированный словарик слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сравнений, олицетворений
  • Сочинения учащихся по сказке М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Пояснительная записка к интегрированному уроку «Формула жизни в сказке

— были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Современное школьное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса развития нации. Интегрированное

обучение соединяет знания по отдельным предметам в единое целое, на

основе чего у учащихся формируется целостное восприятие мира. Ученик должен не просто изучать отдельно взятый школьный предмет, но и хорошо представлять его тесную взаимосвязь с другими предметами, и что самое главное — тесную связь этих предметов с реальной жизнью.

Интегрированный урок «Формула жизни в сказке — были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» представлен в номинации «Русский язык и литература», соединяет знания по учебным предметам — литература и биология. В работе используется УМЕ по литературе для б класса общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной (часть 2), раздел учебника «Произведения русских писателей ХХ века» и УМЕ по биологии для 6 класса В.В. Пасечника.

Урок был проведён совместно с учителем биологии Григорян Т.В. в 6 «Б» классе в рамках методической недели. Учащиеся данного класса обладают хорошими показателями знаний, умений и навыков, высоким уровнем познавательного интереса и по литературе, и по биологии.

В б «Б» классе 24 человека: 10 мальчиков, 14 девочек. В классном коллективе сложилась благополучная система межличностных отношений, хороший психологический климат.

Данный урок занимает важное место в системе уроков по сказке-были М.М. Пришвина. По своему типу это интегрированный урок обобщения и систематизации знаний по литературе и биологии.

Применялись различные методы и приёмы: аналитическая беседа, работа с текстом художественного произведения, инсценировка, самостоятельная поисковая деятельность, практическая работа по биологии, ИКТ.

В ходе урока использовались фрагменты из видеофильмов; мультимедийная презентация, сопровождающая весь урок, органично вписалась в его структуру и содержание, использовалась на всех этапах, являлась связующим

На протяжении всего урока добивалась, чтобы учащиеся класса, применив знания по биологии, лучше могли понять явления, описанные автором в сказке — были «Кладовая солнца»; учились открывать красоту пришвинского языка; развивала чувство прекрасного через содержание учебного материала; содействовала развитию монологической речи учащихся, умению грамотно высказывать свои мысли, рассказывать о своих впечатлениях, выделать главное через работу с текстом.

Структура урок подчинена триединой цели. Каждый из этапов работал на конечный результат.

Источник

Конспект урока литературы для 6 класса «Образ детей в сказке-были «Кладовая солнца»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Конспект урока содержит материал для проведения урока в 6 классе по теме «Образ детей в сказке-были «Кладовая солнца»

Скачать:

Вложение Размер
kladovaya_solntsa.docx 19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы для 6 класса по теме «Образ детей в сказке-были «Кладовая солнца»

Провела: Тихонова Е.Л.
Цель: Составление литературного портрета главных героев произведения.
Форма: урок.
Тип: объяснение нового материала.

Ребята, взгляните на рисунки. (На доске иллюстрации к сказке-были)
— Настя возле черного пня.
— Спасение Митраши.
— Митраша в Блудовом болоте.
— Рогатый великан лось.
— Что скажете? Что объединяет все эти рисунки? (Это иллюстрации к одному произведению, созданные такими же учащимися 6 класса)
— Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником. Что вы можете сказать об их характере? (Почти ничего. Перед нами только внешние портреты).
— А можно ли сказать что-нибудь о человеке, взглянув на его портрет? (Только какие-то общие черты. О характере человека мы не можем судить по портрету)
То есть, чтобы узнать человека, нам необходимо с ним пообщаться.
— Сегодня нам предстоит пообщаться с главными героями «Кладовой солнца» Настей и Митрашей, поговорить об их непростой, недетской судьбе и составить их литературный портрет.
— А что такое литературный портрет? (Литературный портрет – это описание внешности и внутреннего мира героя).
— Чтобы познакомиться с героями поближе, нам необходимо окунуться в строки произведения.
— Начнем с жанра. Михаил Михайлович Пришвин так определил жанр произведения – сказка-быль. Как вы это понимаете? Что такое сказка-быль? Что-то будет в этом произведении сказочного, а что-то и настоящего.
Давайте определим черты сказки и черты были в произведении. Работа по рядам.
1 ряд говорит о чертах сказки, второй – о чертах были.
Сказка
1. Активное участие в жизни детей принимают животные.
2. Образы природы: сосна и ель, ёлочки-старушки, Лежачий камень.
3. Добро побеждает зло.
Быль
1. События имеют реальную основу.
2. Подробное описание жизни детей и их самих.

— Итак, перед нами правдивая сказка.

— Где и когда происходит действие сказки-были? (Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943г)

— Что принесла этим детям война? (Война стала для них трагедией. «Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне»).

— За счет чего они выжили? (Хозяйство)

— Какое хозяйство осталось у детей? («Изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен»).

— Можем ли мы утверждать, что дети не остались беззащитными перед лицом судьбы? Им помогли односельчане? (Соседи помогали детям: «Вначале, как мы уже говорили, к детям приходили помогать их дальние родственники и все мы, соседи. Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо»)

— Как вы считаете, дети научились жить в суровых условиях военных лет? Докажите строками из текста.
— «Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе».
— «Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, на противотанковых рвах: носики такие задорные».
— «Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».
— «Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами».

— А какие отношения были между детьми?
— Куда решили дети направиться за клюквой? Почему их мнения разделились?
— Перескажите сцену спора Насти и Митраши. Обратите внимание, как ведет себя природа.
— «Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время ветер рванул, елка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала».
— «Кра! – крикнула в это время ворона в гнезде».
— «Сверху стала надвигаться серая хмарь».
— «Серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали».

— Обратимся к эпизоду «Митраша в беде». Какие качества проявляются у Митраши в этом эпизоде?
— «Приключения Насти в лесу». Что в это время делает Настя? Помнит ли она о брате?

— Итак, много сказано о героях произведения, их поступках. Перейдем к составлению литературного портрета. Работаем в парах и группах.
1 пара – Настя. Внешность героини.
2 пара – Митраша. Внешность героя.
1 группа – характер Насти.
2 группа – характер Митраши.

У нас есть определенный набор цитат из текста. Их нужно распределить в две колонки, в зависимости о того, к какому герою они относятся.

Настя
«Как золотая курочка на высоких ножках»
«Волосы отливали золотом»
«Веснушки по всему лицу крупные, как золотые монетки»
«Носик был чистенький и глядел вверх»
«Как мать, вставала далеко до солнца, в предрассветный час»
«Растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед»
«Выгоняла своё любимое стадо»
«Мало слушает, стоит и улыбается, оглаживает брата по затылку»

Митраша
«Десять лет с хвостиком»
«Коротенький, но очень плотный, лобастый»
«Упрямый и сильный»
«Мужичок в мешочке»
«Подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными обручами»
«На нём лежит всё мужское хозяйство и общественное дело»
«Бывает на всех собраниях, стараясь понять общественные заботы»
«Начинает злиться, хорохориться и задирать нос»
«Вздумает, подражая отцу, учить свою сестру»
(Составление таблицы на доске)

— Кто вам понравился больше? Настя или Митраша? Почему?

— С детьми происходит много событий в течение произведения. Помните, как много клюквы набрала Настя. А что она сделает с ней? (Отдаст эвакуированным детям)
Девочка, внутренне переживая свою жадность, таким поступком избавляется от этого груза.
— А вам приходилось совершать добрые поступки, помогать другим?
— Сложно совершить добрый поступок?
— На самом деле совершить добрый поступок не так сложно. Давайте попробуем совершить его вместе. Мы помним, что действие произведения происходит во время войны. А какая птица является символом мира? Нам сейчас предстоит сделать голубя. Я предлагаю вам подарить его с добрыми словами дорогому для вас человеку. Это будет маленький, но добрый поступок.

Делая доброе дело, мы сами становимся чище, добрее. Это добро вернется к вам в многократном объёме.

Сегодня мы вели разговор о двух детях, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Но они не были сломлены. Они выстояли. И вам я желаю все жизненные трудности встречать с высоко поднятой головой. Не опускать руки, а бороться, искать выход, преодолевать самые сложные препятствия.

Источник

Конспект урока по литературе М.М.Пришвин «Кладовая солнца»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Тема: Михаил Михайлович Пришвин Сказка-быль «Кладовая солнца»

Цели: — углубить знакомство с творчеством М.М. Пришвина и познакомить с его произведением «Кладовая солнца»; с историей создания произведения;

— развивать умение работать с текстом; выразительную монологическую и диалогическую речь учащихся;

— выявить жанровые особенности сказки-были;

— формировать навыки исследовательской работы с текстом, материалом учебника, словарями и справочниками;

— воспитать чувство ответственности, трудолюбию через образы героев и через образ писателя, через природу.

Скачать:

Вложение Размер
urok_prishvin.docx 180.17 КБ
prezentatsiya_k_uroku_m.m._prishvin_kladovaya_solntsa.pptx 322.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Михаил Михайлович Пришвин Сказка-быль «Кладовая солнца»

Цели : — углубить знакомство с творчеством М.М. Пришвина и познакомить с его произведением «Кладовая солнца»; с историей создания произведения;

— развивать умение работать с текстом; выразительную монологическую и диалогическую речь учащихся;

— выявить жанровые особенности сказки-были;

— формировать навыки исследовательской работы с текстом, материалом учебника, словарями и справочниками;

— воспитать чувство ответственности, трудолюбию через образы героев и через образ писателя, через природу.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

Метапредметные результаты : умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.

Предметные результаты : умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Владение литературоведческими терминами: сказка-быль, конфликт, сказочные и мифологические мотивы. Понимание авторской позиции и умение сформулировать свое отношение к ней. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Личностные результаты: диалог с природой, уважение ее законов, бережное отношение, стремление к воссозданию ее ресурсов как непреходящие ценности народного жизненного опыта.

  1. Организационный момент. Мотивация к уроку.

Прозвенел звонок весёлый,

Давайте начнём урок.

1)Вам знакомо имя М.М. Пришвин?

2)Какой он человек?

3)Какие произведения вы читали?

Если ребята затрудняются ответить на данные вопросы предлагаются отрывок из произведения «Старый гриб».

Мне открылась поляна в лесу, посередине ее две березы, под березами

пень и рядом пнём красная сыроежка, такая огромная…в точности как большая тарелка (обратить внимание на сравнение), притом наполненная водой.

Вдруг вижу: слетает с березы птичка, садится на край сыроежки и носиком-тюк!-в воду…Одна напилась, другая спустилась и тоже села на край сыроежки.

4)Из какого произведения взят отрывок?

4.Объяснение нового материала.

Сегодня, ребята, на этом уроке мы углубленно познакомимся с творчеством и жизнью писателя и познакомиться с произведением «Кладовая солнца».

Слово учителя. М.М. Пришвин родился в 1873 году и скончался в 1954 году.

Он был агрономом, этнографом, охотником, путешественником и ,наконец, писателем.

Вывод. Все эти профессии помогли стать ему писателем

5.Беседа с детьми

1)Ребята, у вас есть среди родственников агрономы? Агрономы – люди, занимающиеся с сельским хозяйством.

В нашем районе главным направлением работы является сельское хозяйство.

2) Ребята, почему люди путешествуют? (чтобы укрепить свое здоровье и путешествуют со стремлением открывать неизведанное)

Обратите внимание на годы жизни писателя. Сколько лет прожил? Не зря он прожил столько лет. Путешествуя, люди укрепляют здоровье и еще путешествие связано со стремлением открывать неизведанное.

3)Знакомо ли вам слово этнограф?

Этнограф — специалист по этнографии.

Этнография — наука, изучающая происхождение народов, материальную и духовную культуру, особенности быта, какого -нибудь народа. Он ещё охотник без оружия.

Вот эти все перечисленные профессии какую важную роль играли в становлении писателя?

Страсть Пришвина к путешествиям связана со стремлением открывать неизведанное. Уже одни названия ранних произведений писателя «В краю непуганых птиц» (1906г.), «За волшебным колобком» (1907г.), «Лисичкин хлеб», «Охота», «Родная земля» — показывают его желание осмыслить жизнь человека и природы, совместить мечту и действительность.

Он жил в очень многих местах. В Дунине, где он жил в деревне Усолье. В Усолье он встретил осиротевших детей, которые сами вели хозяйство и были очень любимы односельчанами.

Об этих ребятах он пишет в своём произведении «Кладовая солнца»

7. Работа с жанром произведения.

Обратите внимание на жанр и название произведения. Сказка-быль. Среди жанров УНТ сказки занимают особое место.

— Что вы знаете о жанрах сказки?

Словарная работа. 2 учащихся находят из словаря значение слов быль, кладовая (словообразовательный разбор слова)

Быль – (перен.) то, что было в действительности.

Ребята, какие у вас возникают ассоциации при слове солнце

8. Чтение сказки –быль «Кладовая солнце». Обратить внимание детей, что в учебнике данная сказка дана в сокращении. После чтения начало сказки ребята друг другу задают вопросы. Примерные вопросы:

— как начинается сказка?

— с какими героями мы познакомились?

9.Работа в группах.

Задание 1 группы: Расскажите о них, опираясь на текст.

Задание 2 группы: Заполнить 1 столбец таблицы

Задание 3 группы: Заполнить 2 столбец таблицы

Источник

Читайте также:  Что делать когда сгорел под солнцем
Adblock
detector