Меню

Герои связанные с солнцем

Солярные мифы

Мифы, главным персонажем которых является солнце; в научной литературе, особенно в трудах В. Манхардта и других представителей мифологической школы 19 в., солярными называются также мифы, в которых у героя или героини обнаруживаются солярные черты, то есть черты, сходные с признаками солнца как мифологического героя. В расширительном смысле С. м. относят к астральным мифам. Детальное исследование мифов таких народов, как австралийские, не подтвердило высказывавшиеся ранее (В. Шмидтом и некоторыми другими учёными) предположения о значимости солнца в мифологиях наиболее архаичных типов. Таким образом, на смену солярной теории мифопоэтической школы, пытавшейся вскрыть черты С. м. в большинстве древних мифологических образов, приходит такая историческая интерпретация, которая относит нарастание роли С. м. (в частности, по сравнению с лунарными и другими астральными) к позднейшим этапам мифологии в обществах, имеющих развитый аппарат власти и достаточно продвинутую технологию (обработка металлов, использование колёсных повозок, запряжённых конями). Это, в частности, прослеживается на Древнем Востоке, где в шумерской космогонии бог солнца Уту — сын бога луны Нанны занимает (по крайней мере, первоначально) подчинённое по отношению к отцу положение. В австралийских астральных мифах С. м. играют значительно меньшую роль, чем представления о радуге-змее, хотя солнце и фигурирует (наряду со многими другими явлениями природы) среди тотемов некоторых племён. Возможно, однако, что достаточно ранний тип С. м. представлен у бушменов, которые считают солнце человеком со светящимися подмышками, заброшенным на небо. Когда он поднимает руку, земля освещается; когда опускает, ложась спать, свет исчезает (другие варианты бушменского С. м. см. в ст. Бушменов мифология). Наиболее архаической формой С. м. представляются близнечные мифы, в которых солнце и месяц или луна (напр., Ишоко и Хайнэ у хадзапи в Танзании) образуют пару связанных и вместе с тем противопоставленных друг другу культурных героев (часто братьев), один из которых (Хайнэ — месяц) подчинён другому и выполняет его поручения. В ряде архаических С. м. (в частности, у сибирских народов) солнце (как и луна) представляется женщиной. В С. м. у солнца — хозяина света и тени обычно есть помощники, чаще всего дети, которые и зажигают свет (младший сын Дылача — «Солнца-женщины» у эвенков). Универсальным С. м., встречающимся у большого числа народов, является миф о дочери солнца. В грузинской сказке герой (пастух и земледелец, которому не везёт в его занятиях, из-за чего он становится скитальцем) похищает купающуюся в реке дочь солнца, затем добывает у самого солнца золотого козла, предварительно разорив райский сад. Связь золота, райского сада и его плодов с солнцем характерна также для С. м. и основанных на них волшебных сказок многих других народов, в том числе славян. Мотив дочери солнца в индоевропейской мифологии и в отдельных мифологических традициях (древнеиндийской, греческой, балтийской) связывается с близнечным мифом о её братьях. Балтийские (литовские и латышские) мифы о дочери солнца (литов. Saules dukte, латыш. Saules meita) совпадают с древнеиндийским мифом о дочери солнца (Duhita Suryasya) и с греческим мифом о Елене. В наиболее ранней форме этого С. м., по-видимому, речь шла о близнецах — брате и сестре — детях солнца.

В архаических С. м. повествуется о возникновении солнца или об уничтожении лишних солнц (в мифах народов нижнего Амура и Сахалина культурный герой стреляет из лука и уничтожает лишние солнца). В начале мифологического времени солнце, как и другие светила, отсутствует. К числу архаических С. м. принадлежат мифы об исчезновении и возвращении солнца. В хеттском С. м. великий океан, поссорившись с небом, землёй и родом людским, уводит к себе в глубину бога солнца, которого потом вызволяет бог плодородия Телепинус. В хурритском С. м. герой — Серебро стаскивает своей рукой с неба солнце и луну, которые склоняются перед ним и умоляют его не убивать их.

Второстепенное значение солнца по сравнению с другими персонажами заметно и в мифах, повествующих о времени, когда солнце было слепым (невидимым); связь с глазом или зрением известна во многих С. м. (в частности, у народов Центральной Америки). Архаическим является также представление о возможности остановить солнце, отражённое и в Ветхом Завете.

Читайте также:  Солнце найди мне гитару

Существенным отличием развитых С. м. от архаических является включение солнца в пантеон в качестве главного божества или одного из двух главных божеств (чаще всего солнца и грозы). Согласно гипотезе английского этнолога Хокарта, С. м. этого типа характерны для обществ, в которых увеличиваются функции священного царя. Увеличение значимости культа бога солнца и соответственное усложнение С. м. прослеживается на материале древневосточных мифологий. В архаическом шумерском эпосе Уту (солнце) является культурным героем, срубающим мифологическое дерево и побеждающим чудовищ. В более поздних версиях Уту совершает эти подвиги не сам, а помогает совершить их Гильгамешу. В аккадской мифологии бог солнца Шамаш исполняет роль судьи и пастуха людей; аналогичные мотивы известны и в других развитых ближневосточных мифологиях. В цикле египетских С. м. древнейшими признаются мифы о рождении солнечного младенца из лона небесной богини и о сражениях солнца (Ра) с его врагами — змеёй, крокодилом, драконом Апопом, а также о глазе бога солнца. Представления о солнце в сторону признания его основным божеством развиваются в Египте в период расширения его контактов с другими древневосточными культурами (в частности, хурритской), в которых можно предполагать аналогичные процессы. В результате взаимовлияний и типологически сходного развития в мифологиях Египта и Передней Азии к 16-15 вв. до н. э. выработались представления о солнце как единственном царе вселенной (в египетском гимне, составленном в 15 в. до н. э., солнце называется «одним единственным») и земном царе как солнечном божестве (ср. хеттское самоназвание царя «Моё солнечное божество») или сыне бога солнца. В это время в славословиях солнцу говорится о сотворении солнцем всех существ, включая людей, домашних животных и зверей (ср. хеттские гимны солнцу, согласно которым оно судит человека, собаку, свинью, «бессловесных» домашних животных и полевых зверей). В этот же период широкое распространение в различных традициях, как восходящих к индоевропейской, так и в переднеазиатских (включая египетские гимны солнцу), получает представление о том, что солнце выезжает на колеснице, запряжённой лошадьми, и объезжает четыре стороны света. Этот мифологический образ археологически датируется достаточно поздним временем (после изобретения колёсной повозки, в которую впрягались одомашненные кони), но лежащее в его основе мифопоэтическое уподобление солнца колесу возводится к более ранней эпохе. С тем же кругом мифопоэтических представлений связаны С. м. о колесе солнца, в которых обнаруживается соперничество двух божеств, датируемых относительно более поздним периодом, — божества солнца и божества грозы. В «Ригведе» соответствующий индоарийский С. м. представлен уже лишь во фрагментах, которые (согласно Ж. Дюмезилю) позволяют восстановить древний мотив соперничества двух божеств — Индры (бога грозы) и Сурьи (вед. surya, «солнце»). В их сражении Индра одерживает верх, приобретая одно из колёс колесницы бога солнца. В соответствующем цикле ведийских С. м. участвует и бог Арджуна (вед. arjuna, «серебро»), что аналогично хурритскому мифологическому мотиву борьбы Серебра с Солнцем; в «Ригведе» тот же С. м. выступает в форме сражения Карны — сына Сурьи с Арджуной. Типологически сходные мотивы, позволяющие связать солнце, с одной стороны, со священным царём-правителем, а с другой — с культом металлов, обнаруживается и в развитых мифологиях доколумбовой Америки. У индейцев Северной Америки, знакомых с горячей ковкой меди, возникновение солнца описывается в С. м. в связи с погружением меди в огонь костра; в мифологии инков (см. Кечуа мифология) С. м. объясняет титулатуру правителей империи инков, считающихся детьми солнца. Символика солнца характерна также для храмов инков. Мотивы и символика С. м. сохраняются в более поздние эпохи (вплоть до средних веков и начального периода нового времени) в качестве элементов официального государственного ритуала и мифопоэтической образности, связываемой с реальными царями. Символика архаических С. м. (в частности, представление о множественности солнц, о чёрном солнце нижнего мира и т. п.) прослеживается на уровне поэтических образов вплоть до 20 в.

Читайте также:  Вредит или нет солнце волосами

Лит.: Анисимов А. Ф., Космологические представления народов Севера, М.-Л., 1959; Василевич Г. М., Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII — начало XX вв.), Л., 1969; Афанасьева В. К., Гильгамеш и Энкиду. Эпические образы в искусстве, М., 1979; Иванов В. В., К типологии древнеближневосточных гимнов Солнцу, в кн.: Сборник статей по вторичным моделирующим системам, Тарту, 1973; Крейнович Е. A., Очерк космогонических представлений гиляк о-ва Сахалина, «Этнография», 1929, No 1; Пропп В. Я., Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946; Hocart A. M., Kingship, Oxf., 1969; Dumйzil G., Mythe et йpopйe. L’idйologie des trois fonetions dans les йpopйes des peuples indo-europйens, [P., 1968].

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Солярные мифы, С. 9 и далее. Мифы народов мира, С. 7189 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 463 Словарь)]

Источник

Солярные мифы: определение, особенности и интересные факты

Солярные мифы — это мифы о солнце в древнем мире. Сюда можно отнести мифологическое происхождение небесного светила, его роль, культ солнца, определение места солнца. Также примерами солярных мифов является обожествление небесного светила и представление луны и солнца в виде пары любовников, а также представление о солнце как о божественном оке или колеснице, что получило большое распространение в древнем мифологическом сознании.

Мифологическая картина мира

Когда человеческое общество только зарождалось, первым способом познания являлся миф. Человек пытался сам себе объяснить феномен окружающих его явлений. Мифологическое сознание питается фантазиями о том, как устроен мир. Там еще не присутствует логическая связка. Но в то же время это огромный скачок на пути становления общества таким, каким мы его привыкли видеть.

Мифологическая картина мира может показаться современному человеку причудливой и удивительно сказочной. Однако стоит понимать, что на заре человечества такая картина была единственной. В отличие от более позднего фольклора, который не обязательно было воспринимать как истину, содержание мифа принималось безусловно.

Виды мифов

Миф — это, по сути, народное сказание о явлениях природы, легендарных героях, богах, выраженное метафорическим образным языком. Все мифы можно поделить на несколько видов, в зависимости от описанных ими явлений:

  • Космогонические мифы — это мифы о происхождении вселенной и этого мира.
  • Календарные мифы — это мифы о конце света.
  • Героические мифы — сказания о подвигах различных героев, сверхлюдей или полубогов.
  • Культовые мифы — мифы, объясняющие значение того или иного культа или обряда.
  • Астральные мифы — это сказания, связанные с небесными телами и астрономическими явлениями.

Именно к астрономическим относятся так называемые солярные и лунарные мифы, объясняющие происхождение или существование солнца и луны в этом мире.

Мифы в древнем мире

Солярные мифы появились еще в древнем мире, и в них часто обыгрывалось взаимодействие солнца и луны как отношения супружеской пары, которая не может быть вместе. При этом в наиболее древних мифах, как ни удивительно это звучит сейчас, роль мужчины играла луна, а женщиной было солнце. Знак солнца является определением слова солярный. Мифы о луне, соответственно, называются лунарными.

При этом ранее солнце просто ассоциировалось у древних людей с днем и никак не отождествлялось ими как отдельный объект. Сначала в сознании древних как отдельный объект появилась луна. Гораздо позже из всей картины мира солнце также начали вычленять как небесное светило. В дальнейшем с усилением культа монарха также у разных народов возник культ солнца. При этом оно во многих культурах считалось одним из главных богов в пантеоне.

Мифы о солнце в Древней Руси

Славяне были приверженцами солнечного культа очень долгое время, вплоть до внедрения христианства. Славяне всегда поклонялись солнцу и боготворили его, при этом также считая причастными к нему и самих себя. Такой идентичностью объясняется и дальнейшее развитие русской мифологической мысли. Также солнце считалось огненной колесницей жизни, от которой берут начало сами славяне. При этом его называли разными именами. Первым языческим богом солнца считается Сварог. В дальнейшем его роль в славянской мифологии поменялась. И место бога солнца занял Ра. Также богом солнца считался и Дажьбог — сын Сварога, олицетворяющий одновременно свет и плодородие.

Читайте также:  Через сколько угаснет солнце

Мифы о Солнце в Дневнем Китае

Солярные мифы Китая также представляют интерес. Мифы Поднебесной последовательно рассказывают о сотворении мира и людей. При этом мир возник в китайской мифологии из яйца, в котором находился великий Пань Гу, вылупившийся из него и разделивший небо и землю своим телом. При этом он устал держать небо и землю, и как только земля затвердела, рассыпался на тысячи маленьких кусочков. Его левый глаз стал солнцем, а правый — луной.

Солнце в самой ранней китайской мифологии было неодушевленным предметом, божественным оком и ассоциировалось с жарой и засухой, о чем говорит миф о великане Куа Фу, который гнался за солнцем, чтобы спасти людей от засухи и голода. Солярные и лунарные мифы Китая также легли в основу древней японской мифологии.

Японские мифы о солнце

Солярные мифы Японии имеют центральное значение и древнеяпонской мифологии и культуре. При этом происхождение солнца и луны перекликается с мифологией Древнего Китая. Бог творения Идзанаги после пребывания в подземном мире мертвых Еми решил совершить обряд очищения. Он, снимая с тела одежду, уронил украшения. При этом драгоценности, попадая на землю, порождали богов японского пантеона. При омовении лица Идзанаги на свет появились боги луны и солнца. Богиня Солнца, Аматэрасу, появилась от левого глаза. Бог луны, Цукуеми, появился от правого глаза. Также при омовении носа появился повелитель моря Сусаноо.

При этом бог творения разделил между порожденными им богами весь мир. Аматэрасу становится богиней высокого неба, Цукуеми — богом Луны, а Сусаноо стал владеть всеми земными и водными стихиями.

Аматерасу

Аматерасу — самая известная богиня солнца в Японии, глава японского пантеона богов. При своем появлении она получила во владение все дневное небо, но брат ее, Сусаноо, стал противиться воле отца и отказался править морскими водами, решив вернуться к матери в мир мертвых. Когда он зашел попрощаться с сестрой, между ними завязался конфликт, в результате которого Сусаноо уничтожил плодородные земли и урожай, а также испугал одну из помощниц богини.

Богиня решила укрыться в гроте. При этом на земле наступила тьма. Но боги придумали способ вернуть Аматерасу. Они поставили зеркало напротив грота и нашли петуха, пение которого предвещало рассвет. Богиня Аматерасу, услышав пение, не в силах была сдержать своего любопытства и выглянула из грота. Она увидела свое отражение в зеркале и вышла, не в силах сдержать в себе желание созерцать собственную красоту.

Затмение и зеркала в восточных мифологических культурах

Интересное значение в японской и китайской мифологии придавалось зеркалам, которые также символизировали богов солнца и луны, так как были способны отражать их свет.Зеркало часто фигурирует в солярных мифах Китая и Японии как способ вызвать небесное светило. Оно имеет как солярную так и лунарную символику, олицетворяя солнечный диск и одновременно отраженный лунный свет.

Затмение же пугало древних людей, в Китае оно считалось предвестником катастрофы. Зеркала выносили на улицы во время затмений, стараясь тем самым быстрее вернуть светило на небо. В Китае считалось, что солнце и луну во время затмения пожирает огромный дракон, а потом выплевывает.

В Древней Индии затмение также связывалось с пожиранием солнца и луны. Интересен миф про затмение в Древней Индии, когда демон Раху крадет эликсир бессмертия. Но его замечают за греховным деянием Луна и Солнце, доложив обо всем верховному богу. Тот отрубает демону голову. Но он, уже успев стать бессмертным, вынужден продолжать жить уже с отрубленной головой. И Раху пожирает Луну и Солнце. Именно в этот момент происходит затмение. Заканчивается оно в тот момент, когда Солнце и Луна вываливаются обратно из перерубленной шеи демона.

В некоторых культурах затмение, наоборот, символизирует встречу. Особенно это выраженно в тех мифах, в которых солнце и луна изображаются супружеской парой. В этом случае затмение чаще всего символизирует встречу двух влюбленных или свидание.

Источник

Adblock
detector