«Женская йога и цикл Луны. Месячный комплекс асан для женщин» Гиты Айенгар
Та йога, которую представляет себе европейский человек — контроль дыхания, физические упражнения и медитации, – это лишь одно направление, получившее наибольшую популярность на Западе. Называется оно хатха и ставит своей целью достижение гармонии тела и духа.
В тот период, когда хатха еще только получала свое распространение в Европе, она обретала новые ответвления, сообразные требованиям иной культуры. Так, аштанга-виньяса-йога — это одна из самых подвижных практик. Она культивирует здоровье и силу, по степени напряженности тренировок ничем не уступает занятиям в спортивном зале.
Йога Айенгара же, наоборот, весьма внимательно относится к любым видам слабости, не имеет никаких ограничений к занятиям. Это неторопливое направление доступно людям любого возраста и состояния здоровья. На базе айенгар-йоги дочь великого мастера, Гита Айенгар, создала собственную практику, учитывающую все особенности женского организма.
Женщина и йога
Разные пути для женщин
В связи с событиями Кали Юги и внешнем «уравновешивании» двух полов, мы видим очень куцое равенство, когда женщина, не проявляя себя в женском аспекте, стремится воспитать в себе мужские качества, и в качестве инструмента вполне можно использовать йогу силовую, со стойками, сложнейшими балансами и жестким стилем практики. Или наоборот, идя на поводу имеющихся задатков гибкости и мягкости, отвергает мужественность для себя и тем самым теряет силу, а йога в этом тоже может «помочь» преобладающим стилем Тха в практике. Развивая гибкость до пределов, появляется слабость как на физическом уровне – в виде разболтанных суставов, которые не удерживаются слабыми мышцами, так и на уровне психики – неуверенность в себе, чрезмерная эмоциональность, нет своего мнения и плаванье по течению потока социума и пр. Мужчины тоже могут пойти на поводу врожденных качеств стойкости и мускулистости и, отвергая элементы йоги на гибкость, до абсурда доводя силовые элементы и через силу пытаться сесть в падмасану, нередко ломая колени.
Женщины в йоге могут пойти путем уравновешивания М и Ж качеств в себе, или же пойти по пути женской реализации, что позволяет совмещать мирскую жизнь и йогу.
В древней Индии существовали Брахмавадини и Садиоваха. Брахмавадини никогда не выходили замуж и всю жизнь изучали теологию и философию. Их целью было достичь совершенства в постижении Ведических наук. Садиоваха продолжали обучение до возраста 15-16 лет, а затем выходили замуж. В джайнистском и буддистском обществах женщины могли стать садхика, или монахинями. Например, Сангхамитра упоминается, как одна из самых известных буддистских ученых, которые ездили на Запад обучать священным писаниям. Джон Фроули, «Мастерская традиционного астролога»
Важно помнить, что йога — это инструмент, который используют по-разному в зависимости от поставленных целей. В таком контексте понятными становятся разные стили – Ха и Тха, стили плавности и силы. Если женщина еще не отработала свои женские задачи с помощью деторождения и других дхарм согласно ее воплощению, то с помощью йоги стоит помогать себе выполнять эту роль. Если же эта роль себя исчерпала или изначально не была проявлена по карме, то работа с Ха стилем или другими техниками раджа йоги, поможет развить навыки и качества доселе непривычные и отсутствующие, а скорее всего просто не полностью раскрытые за ненадобностью (то маленькое вкрапление в символе Тайцзи в каждой из половинок).
Важным моментом является то, что сила и гибкость друг без друга становятся слабостью или жесткостью. ХаТха йога предназначена именно для баланса этих двух качественно отличающихся энергий, а владея всем арсеналом возможных качеств, можно выбирать те, которые необходимы в конкретных ситуациях.
Что мы знаем из истории женской йоги?
Женщин к знанию допускали это факт. 40 авторов Вед — женщины, хотя это и количественное меньшинство, но тем не менее аргумент в пользу реальности женских духовных реализаций.
«Не кто иной, как богиня Парвати, первая постигла науку йоги, побудив бога Шиву обучать ее»
Майтрейи, жена великого йогина и философа Яджнявалкьи, достигла свободы духа через йогу. Этому искусству ее обучил муж, чье учение изложено в книге Йогаяджнявалкья.
В хорошо известном эпизоде из Рамаяны описывается прощание Рамы с близкими, когда он был изгнан на 14 лет и отправлен жить в лес. Его мать Каусала, охваченная горем, знала, что ни одно благословение, произнесенное со слезами на глазах, не принесет удачи. Чтобы добиться самообладания, она стала заниматься асанами и пранаямой и только тогда, когда оправилась от потрясения и обрела спокойствие, явилась к Раме и благословила его.
В Махабхарате содержится упоминание об узнице Сулабхе, дочери царя Прадхана, которая училась и достигла мастерства в йоге. Во время одного из диспутов о йоге она победила Джанаку, царя Митхилы.
Приводимая в индийских эпосах легенда о Мадаласе служит прекрасным примером женщин-йогинь. Мадаласа была верной и преданной женой царя Ритудхваджи. Согласно обряду «сати», она совершила самосожжение, думая, что ее муж погиб, но Ашватара Нагараджа оживил ее, так как Ритудхваджа оказался жив. Сначала она не узнала мужа, так как забыла всю свою прежнюю жизнь. Однако после того как ее посвятили в искусство йоги память вернулась к ней. Теперь Мадаласа узнала своего супруга и стала великой поклонницей йоги» «Йога для женщин» Гита Айенгар
Вспомним еще Богиню Тару и ее уверенность, что на Пути к Просветлению мужчина и женщина равны. И эта йогиня достигла Высот духовности именно в женском воплощении, отвергнув даже мысль о том, что ее аскезы приведут к мужскому телу в следующей жизни, чтобы достичь просветления. Буддизм также знает примеры и других просветленных Женщин такие, как Еше Цогьял, Мачиг Лабдрон, Мандарава, Нангса Обум. В православии также известно много имен женских реализованных душ, которые почитаются на равне с мужчинами, — их более 50.
Хотя женщины и мужчины равны, но на слуху преобладают мужские имена святых, мастеров йоги и авторов священных текстов.
Может, причина кроется в том, что из-за сильной эмоциональной природы (как мы выяснили, естественно необходимой) трудно преодолеть определенные этапы Пути? И для этого существуют мужчины в семье, в частности муж, который несет знание и Путь к просвещению своего женщине.
Что такое женская практика?
«При выборе режима необходимо учитывать различие в мужском и женском вариантах практики асан. Оно заключается в том, что изначально природа мужчины – точка, а женщины – поток. В ее тренировке всегда должно присутствовать движение, мягкое втекание в форму. В динамике мужчины должен проявляться силовой аспект выполнения асан. Каждый раз важно принять наиболее сложный из доступных вариантов позы, достичь в нем своего максимума. Практикуя асаны преимущественно в силовом и статическом режиме, женщина постепенно преображается – появляются мужские поведенческие реакции, в той или иной степени изменяется структура органического тела. Не стоит понимать это как совет излишне не напрягаться, оставив в покое силовую работу. Речь идет только о режиме тренировок, который каждый практикующий находит для себя сам». М. Ясочка, С.Сидорцов, А.Зенченко «Йога восьми кругов: сетовый тренинг»
Для серьезных практик был предназначен третий ашрам в жизни, когда социальные обязанности выполнены, дети «на ногах», сексуальная жизнь завершена, чтобы позволить шукре перейти в оджас, необходимый для духовного роста.
На Пути Дхармы жизнь женщины протекает по 4 периодам: менструация, беременность, роды и менопауза. Все периоды очень эмоционально окрашены и йога практикуется разная в это время. Более подробно и достаточно полно об этом пишет Гита Айенгар в своей книге «Йога для женщин
» (которая очень подробно описывает уровни асан и немного пранаям, но, как и БКС Айенгар, её отец, достаточно сильно привязана к терапевтическим эффектам). Практика в эти периоды и правда направлена более на поддержание выполнения своих обязанностей, чем является серьезным инструментом саморазвития. Плюс к естественному фокусу женщины на ребенка или менструацию, женщине предписаны многие ограничения по практике асан в эти дни. Вот и получается, что активная тренировка физического тела на одном уровне с мужчинами до завершения женского цикла ее роли невозможна. Но это не отменяет практику в других аспектах. Есть интересное мнение о том, что потеря крови во время менструаций является нежелательной для женщин, т.к. растрачивает оджас наравне с половым актом.
Б. К. С. Айенгар Йога Дипика: прояснение йоги
Руководитель проекта М. Штольц
Ответственный редактор Е. Ульмасбаева
Дизайн обложки А. Манфреди
Руководитель проекта И. Серёгина
Технический редактор Н. Лисицына
Компьютерная верстка Е. Сенцова, А. Фоминов
Корректор О. Галкин
© George Allen & Unwin (Publishers) Limited, 1966, 1968, 1976
© Издание на русском языке. OOO , 2010
© Перевод. OOO «Йога-Практика», 2010
© Оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2017
Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).
Я преклоняюсь перед Патанджали, благороднейшим из мудрецов, который своим трудом по йоге дарит безмятежность уму, сочинением по грамматике – ясность речи, а трактатом о медицине – чистоту и здоровье телу.
Я приветствую Адишвару, изначального Господа Шиву, который первым преподал нам Хатха-йогу – науку, которая служит лестницей для тех, кто стремится подняться к высотам Раджа-йоги.
Гита Айенгар
Гита Айенгар — старшая дочь Б.К.С. Айенгара. После 35-летней интенсивной практики йоги она стала верной помощницей отца в передаче его знаний. У нее диплом по Аюрведе (ведической медицине), она обладает глубокими знаниями санскрита и великим мастерством духовных писаний в области индийской философии (Гита Айенгар обучалась философии в университете Пуны). Очевидно, ее способности и желание учиться, практиковать и преподавать йогу под руководством отца привели к тому, что она стала самым близким учеником и последователем своего отца и самой великой йогиней нашей эпохи. Она является автором знаменитой книги-бестселлера «Йога — драгоценность для женщины» и многочисленных статей, а также часто выступает перед публикой.)
Вот что пишет о ней Б.К.С.Айенгар: «Несмотря на то что Гита наблюдала за моей практикой и преподаванием йоги, она не проявляла ни склонности, ни желания заниматься ею. Интерес к йоге возник у нее, когда она заболела нефритом. Ее болезнь оказалась почти роковой, так как лечение лекарствами не приносило ей облегчения. Я попал в положение беспомощного родителя, у которого недостает средств для оплаты всех лекарств, составляющих неисчерпаемый список. Тогда я поставил дочь перед выбором: или заниматься йогой, единственной панацеей от ее недуга, или жить в ожидании, пока болезнь не возьмет свое. Несмотря на юный возраст — всего 10 лет, — она приняла мой ультиматум и настроилась на занятия йогой. У Гиты появилась уверенность в себе, и она посвятила свою жизнь практике йоги. С тех пор она прошла суровую школу обучения и овладела трудным мастерством йоги. Преданная ученица, она усердно и внимательно занималась днем и ночью, а с 1961г. обучает других.» (Г.Айенгар, «Йога для женщин», предисловие к английскому изданию)
Елена Ульмасбаева о Гите:
«Гита Айенгар — женщина-брахмачарьи, всегда ходит в белом и не носит украшений. Ее взгляд направлен внутрь, такое впечатление, что она не слишком вовлекается в происходящее вокруг нее. Наверное, такими должны быть монахини, живущие в миру и посвятившие себя Богу. В ее глазах глубина и опыт. Многие считают ее суровой, наверное потому, что она не слишком дружелюбна в обычном социальном смысле, молчалива, но видит всё и всех, многие ее даже боятся. Я тоже немного побаивалась ее вначале, много лет назад, когда впервые приехала в Пуну. Только спустя какое-то время, став старше и мудрее, я поняла, что ее суровость — это и есть сострадание в высоком смысле. Именно сострадание, а не жалость. И еще, огромное стремление помочь, донести до нас то, что она знает и чувствует, поделиться знанием, которое она восприняла и продолжает воспринимать от своего великого отца. Я думаю, что именно этой передаче, этому служению она и посвятила свою жизнь, отказавшись от радостей женской жизни. В традиционном индийском обществе главная цель в жизни женщины это служение мужу и рождение детей (именно в такой последовательности). В то время, когда Гита была молодой, трудно было представить сочетание семейной жизни с постоянным преподаванием перед толпой учеников из разных стран, не только женщин, но и мужчин. Индийское общество еще лет 30 назад было довольно строго регламентировано. Мы можем только догадываться, что послужило истинной причиной того, что Гита выбрала для себя этот нелегкий и, по моему скромному мнению, порой скорбный путь. Но так же мы можем и восхищаться этой жертвой, которая обернулась великим благом для миллионов практикующих йогу Айенгара, потому что никто не передает этот метод так, как она. Я склоняюсь перед Вами в глубоком поклоне, Гитаджи.
Источник
«Женская йога и цикл Луны. Месячный комплекс асан для женщин» Гиты Айенгар
Йога, как она есть. Во всей своей красе и пользе. «Йога для женщин» гарантирует отличную физическую форму и светлый чистый разум. Предлагаем читать книгу об этом искусстве всем заинтересованным.
Написала книгу «Йога для женщин» Гита Айенгар. Знаменитый индийский учитель йоги Б. Айенгар является ее отцом. За спиной этой женщины 35 лет занятий йоги. Она – специалист в своем деле. Будучи верной помощницей своего отца, она унаследовала от него все тайны и знания. Итак, что поведает нам великая йогиня нашей эпохи?
Гита Айенгар поясняет физическое и лечебное воздействие разнообразных асан на женский организм. Почему именно на женский? Потому что женщины физиологически и психологически очень сильно отличаются от мужчин. Пранаяма с ее бандхами и дхьяна – медитация окажут абсолютно другое влияние на слабый пол. В итоге – спокойная и приносящая радость жизнь вам гарантирована.
Книгу «Йога для женщин» следует читать как руководство к действию. Но самой практикой лучше, конечно, заниматься под пристальным взглядом опытного наставника. Это относится и к духовным практикам. Пока войдете в курс дела и поймете всю суть вещей.
Примечательно, что на сегодняшний день йогой занимаются многие европейцы. Она популярна. Хотя большинство практикующих используют ее в виде своеобразной физкультуры. А зря. Так как йога – это образ жизни. Нельзя с утра наесться гамбургеров, а вечером заниматься йогой. В данном случае польза – минимальная. Гита Айенгар в своем труде показывает определенный образ жизни и мыслей. Она призывает полностью отдаться этому искусству.
Практическая часть произведения поделена на курсы для практикующих. Каждый выбирает свой курс в зависимости от степени подготовленности. Для новичков – отдельная программа. Интересно узнать о доводах автора относительно пользы йоги для беременных. Четко и понятно описывается правильность выполнения упражнений. Не обязательно выполнять все. Можно выбрать именно такие, которые позволяют добиваться того или иного эффекта. Отдельная тема – дыхательная практика. Без нее польза от упражнений снижается.
Отметим, что книгу «Йога для женщин» часто рекомендуют своим клиентам сами преподаватели йоги, так как в ней содержится действительно нужный материал.
Хотите изменить свое мировоззрение? Слиться с природой и уйти от негатива? Вести спокойную и размеренную жизнь, несмотря на хаос, происходящий вокруг? Йога вам в этом поможет.
Источник