Меню

Главные герои дети солнца

Краткое содержание Дети солнца Горький для читательского дневника

В пьесе Горького «Дети солнца» описана жизнь интеллигентной семьи в начале 20 века.

События происходят во время революции 1905 г. в этот период происходят социальные изменения в обществе, начинается расцвет культуры и искусства. Герой пьесы, Павел Федорович Протасов, ученый-химик, поглощен своими химическими опытами, он делает различные эксперименты, считая, что только наука важна для человечества. Ученый не задумывается, как живет его семья, а жизнь народа вовсе далеки от понимания взглядов Протасова. Его жена, Елена Николаевна, привыкла к равнодушию и невнимательности мужа, она тоже, в свою очередь, ставит опыты, но только на людях. Она постоянно приглашает в дом гостей, и развлекается, наблюдая складывающиеся отношения мужа и гостей.

В разговоре с Егором, которому надо было сделать внушение за неподобающее отношение к жене, Протасов выглядит круглым идиотом, они не могут достичь взаимопонимания. Протасову никогда не понять пролетарского мировоззрения.

Вокруг семьи Протасовых разыгрываются драмы: до пламенной страсти Елена Николаевна доводит художника Вагина, главными для которого является лишь удовлетворение своих амбиций, ветеринар Чепурной влюбляется в Лизу, сестру Павла Федоровича, что приводит его к разочарованию в жизни, и он заканчивает жизнь самоубийством. Сестра Чепурного любит Протасова, что тоже не приносит ей счастья. А семья Протасова только ждёт момента, когда все разрешится само собой, и наступит спокойная мерная жизнь.

Купец Назар, разбогатевший и самоуверенный, ради своей наживы и ещё большего обогащения, пытается пользоваться не только землёй Протасова, но и его знаниями.

Лиза, больная сестра Протасова, более тонко чувствует происходящее, она обеспокоена будущим, чувствуя различие между своей семьёй и народом, прозябающим в нищете, Лиза старается донести, что ожесточенный люди, в один прекрасный момент, дадут волю своей злобе и ненависти к богатым и процветающим, и все это завершится свержением капитализма. Но вся семья списывает все это на ее болезнь, и никто не воспринимает Лизу всерьез, все пытаются ее лечить. Узнав о смерти Чепурного, Лиза окончательно сходит с ума.

В финале пьесы Горький показывает, что народные массы начинают понемногу поднимать головы, бунт уже созревает.

Какая бы ситуация не создавалась, самое главное, оставаться человеком, любить и беречь своих близких, быть честным и великодушным.

Читать краткое содержание Дети солнца. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Горький. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Дети солнца

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Волшебная сказка Виталия Губарева повествует о девочке Оле, которая попадает в зазеркалье и знакомится там со своим отражением Яло. Девочки проникают через книгу в сказку, находят новых друзей

По лесу шли два товарища. Вдруг, откуда не возьмись, выбежал медведь. Один мальчик стал убегать, а потом залез на дерево и там притаился. Второй же не успел спрятаться. Мальчику пришлось лечь на землю

У рассказчика был знакомый по фамилии Усатов, который всегда и всем старался услужить. Ему казалось, что он знает всё, неплохо разбирается в разных жизненных вопросах и умеет делать многие вещи.

Трое мужчин и одна женщина собирались трижды в неделю, чтобы сыграть в карточную игру Винт. Николай Дмитриевич Масленников и его партнер по игре Яков Иванович приходили на квартиру к Евпраксии Васильевне и её брату Прокопию Васильевичу

Освальда Шпенглера немецкий философ, написавший двух томный труд Закат Европы. Автор в своём произведении рассматривает историю, как чередующиеся культуры. Он видит их как отдельные не взаимосвязанные организмы или люди, которые их составляют.

Источник

Дети солнца (Горький)

Пьеса рассказывает об интеллигентной семье в период бурных социальных изменений. Ученый-химик Павел Федорович Протасов далек от жизни и народа. Он живет своими опытами, считая, что именно наука принесет людям счастье. Он не вникает ни в политику, ни в домашние дела. Такой себе чужак в мире страстей и быта. Его жена Елена Николаевна страдает от того, что муж совершенно не уделяет ей внимания. Чтобы как-то развлечься и отвлечься от своих проблем, она с талантом режиссера подстраивает встречи разных людей, а потом наблюдает, что из этого получится. По ходу женщина доводит до страстного исступления Вагина. Этому художнику-резонеру она нужна (как и слава) для того, чтобы удовлетворить амбиции.

В разговоре со слесарем Егором, этим пролетарием, который постоянно лупит свою жену по делу и без, Протасов выглядит полным идиотом. Протасов не сможет понять, почему озлобленный талантливый мастер потом будет его душить. Пьяницу Якова Трошина Протасов тоже хочет надоумить жить правильно.

Простолюдины ветеринар Чепурной и его сестра Мелания Кирпичева, которая похоронила старого богатого супруга — персонажи комические. К тому же оба они страстно и отчаянно влюблены. Простодушная дуреха Мелания любит хозяина дома Протасова. Вся ее любовь заканчивается позорным объяснением с Протасовым. Образованный «скотский врач» Борис Чепурной влюблен в сестру Протасова Лизу. Его скептический взгляд на жизнь и потеря цели в жизни приводят к трагическому финалу – самоубийству.

Пока вокруг назревают драмы, семейство Протасовых брезгливо морщатся и ожидают момента, когда все как-нибудь само собой пройдет и настанет безмятежная жизнь.

Единственным «живым» персонажем, пытающимся разобраться во всем, есть Лиза. Она испытывает страх перед будущим, поскольку чувствует пропасть, отделяющую ее окружение от простого народа, который живет в нищете и невежестве. Она стремиться объяснить, что миллионы людей озлоблены и эта злоба скоро прорвется наружу. Но никто ее не слушает, все только лечат.

Нарождающийся капиталист купец Назар Авдеевич и его сын постоянно пытаются скупить у Протасова землю, а также использовать знания интеллигентов для обогащения. Назар Авдеевич активно приспосабливает химика Протасова изготавливать пивные бутылки.

Финал пьесы – это пока разговоры о толпе озверевших люмпенов, которые поднялись против «детей солнца», далеких от жизни и проблем рабочих.

Источник

Дети солнца — краткое содержание пьесы Горького

Протасов – ученый, живущий только наукой. Антоновна – старая нянька, высказывает свое недовольство, что Протасов слишком мягко разговаривает со своим слесарем Егором. Егор часто колотит свою жену Авдотью, и нянька уговаривает Протасова повлиять на мужика.

Лизе, сестре Протасова, нянька постоянно напоминает принять капли.

Протасов пытается объяснить ему, что она живой человек, и к ней надо относиться по-доброму.

Приходит в гости Чепурной – ветеринарный врач, получивший гонорар в три рубля. Егор просит рубль за работу у хозяина, но у Протасова не оказывается с собой денег, Чепурной дает ему в долг свой гонорар. Лиза напоминает, что надо поговорить с Егором. Протасов пытается объяснить, что человеку бить другого человека – нехорошо. На что Егор отвечает, что раз его били, так и он тоже будет. С этим и уходит.

В гости приходит купчиха Меланья, влюбленная в Протасова, высказывает ему свое возмущение и желание что-нибудь для него сделать. Он просит ее присылать каждое утро куриные яйца, и не понимая, как ее обидел.

Меланья просит молодую служанку Фиму следить за отношениями жены Протасова – Елены, и художника Вагина и докладывать ей.

Читайте также:  Астероид веста период обращения вокруг солнца

Назар просит у Протасова деньги за квартиру. Когда-то тот продал ему свой дом, и теперь снимает в нем квартиру. Протасов просит не беспокоить его по таким пустякам, а обращаться к няньке или Лизе. Назар предлагает выкупить дачу, чтобы построить завод.

Миша предлагает Фиме выйти за него замуж, но та требует больших денег за это.

Пьяный Егор устраивает разборки за то, что его обидели, отчитывая за жену. Протасов чувствует себя виноватым, обещает прийти к нему и поговорить.

Чепурной хочет жениться на Лизе и ухаживает за ней больше года, но она не смотрит в его сторону.

Вагин спрашивает Елену, когда же она уйдет от мужа, и говорит, что она рождена для свободной жизни, а не для того, чтобы жить с человеком, который ее не ценит.

Вагин планирует написать картину о корабле, который идет по пустыне.

В окрестностях города разразилась эпидемия холеры, и жена Егора заболела.

Елена объяснилась с мужем, он не захотел ее отпускать.

Чепурной из-за отказа Лизы повесился. Девушка тронулась в уме.

Фима согласилась выйти замуж за богатого старика.

Егор организовал нападение на больничный барак, на доктора и Протасова. Елене пришлось взять в руки револьвер и выстрелить, так как Егор душил ее мужа. Протасов после обморока очнулся и его отвели в дом.

Вагин смотрит на произошедшее и вспоминает об идее написать картину про пустыню с красным песком.

Также читают:

Рассказ Дети солнца (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

История стара, как мир. В небольшом городке Сен-Пре, питает чувства к своей ученице Юлии, в свою очередь она, дочь барона. Конечно же барон д`Энтаж ни за что не согласиться выдать свою любимую дочь за безродного бедняка.

В рассказе «Неслышимка» Виталия Бианки повествуется о времяпровождении орнитолога в одной из деревень Новгородской области. Интересуясь всем, что связано с местными птицами, гнездящимися неподалеку, он написал книгу о них.

Русская народная сказка Колобок, конечно, имеет поучительный смысл, а потому имеет аналоги в фольклоре не только русском, но и многих других стран.

Произведение афинского философа по жанровой направленности является разоблачением софистики, которая представляет собой новую философскую теорию, появившуюся в период творения драматурга.

Источник

Краткое содержание Горький Дети солнца

Повествование рассказывает об интересной семье во время сложной обстановке в обществе.

Павел Федорович Протасов является ученым, а по совместительству и химиком. Ему неизвестно как живет народ, как живет его семья и родственники. Ему интересны лишь химические превращения, опыты и эксперименты. Его совсем не интересует его жена Елена Николаевна. Но она тоже, «не пальцем деланная», любит поразвлечься. Поэтому и приглашает каждый раз к себе домой разных гостей и наблюдает за отношениями химика и гостей. Ей это весело. А что? Может себе позволить, намучавшись за свою жизнь.

Всё это очень даже весело до поры до времени. В скором будущем всё меняется. Любовь друг к другу проходит, страсти утихают. Уже становится неинтересной обычная серая жизнь. Гости, которые приходят, кажутся какими-то скучными и вялыми. Хочется чего-то нового. Да вот тут, как подарок судьбы как раз и происходит нечто невиданное. Какой-то бермудский треугольник назревает, страсти накаляются. Протасов становится пессимистичным в своей жизни, серые краски сгущают и затуманивают его ум. Мир кажется другим. Непонятно то ли он сошел с ума, то ли мир поменялся.

Другая сторона медали в том, что купец Назар постоянно пытается на живиться как на знаниях Протасова, так и на его собственной земле. И он считает, что, так как с ним поступали в детстве, так должно быть и со всеми. Никто не хочет менять мир. Его били, значит и всех надо бить. Но не тут то было. Так и выходит, что на это логике и строятся все карательные законы.

В итоге неразделённой любви, да и не только, вся его жизненная суматоху приводит к трагическому финалу – самоубийство. Однако ни его родственники, ни знакомые не хотят чего-либо предпринимать и с печалью на лице ждут. А ждут они, пока оно всё как-нибудь само разрешится.

Единственная кому это не всё равно, так это Лиза. Она и пытается наладить связь между простым народом и интеллигенцией.

В конце пьесы лишь разговоры толпы интеллигентов и интровертов, далеких от проблем и жизни рабочих.

Рассказ учит людей не забывать об их самом начальном этапе карьеры, о том с чего они начинали, и кто им в этом помогал. То, что в любой ситуации необходимо оставаться человеком и верить в правду. Ведь правда как бы то ни было, есть самая великая сила на свете. Также необходимо помнить с кем ты находишься рядом, ведь даже самые близкие люди могут тебя предать. А хуже любого врага – это друг предатель.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Горький. Все произведения

Дети солнца. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Произведение показывает нам начало войны 1941 года, самые первые ее дни, тяжелые и ужасные. Через действия главного героя Синцова мы видим, какой беспорядок творится среди населения и наших военных.

Пендрагон, король Англии, воспылал любовью к жене герцога Корнуэльского Игрейне. Известный маг и чародей Мерлин сказал, что поможет королю заполучить Ингрейну, но при одном условии, Пендрагон передаст ему ребенка

В 1933г в деревне, где проживал ребенок по имени Витя, наступил голод. Исчезли голуби, замолкли псы и веселые крики ребятишек. Пищу каждый искал себе сам, кто как умел.

Произведение повествует нам историю о дружбе и верности, предательстве и осознании своих ошибок двух мальчиков. Судьбы детей переплетаются с важными историческими событиями.

Произведение начинается с того момента, как повествователь молодой военный знакомится в дороге на Кавказ тоже военным Максим Максимычем, который рассказал ему о юном офицере Печорине, прибывшем также в эти края на службу.

Источник

2 октября 2018

ШЕСТЬ ПЕРСОНАЖЕЙ В ОЖИДАНИИ КОНЦА СВЕТА

«Дети солнца». М. Горький
Новосибирский театр «Красный факел»
Режиссер Тимофей Кулябин, художник Олег Головко

Новосибирские «Дети солнца» — история о шести абсолютно чеховских персонажах горьковской пьесы. Место действия — преподавательский корпус кампуса Стэнфордского университета (как, интересно, мы бы узнали об этом, если бы не программка?). Время действия — почти наши дни, а именно канун нового года-тысячелетия, 1999/2000. Тогда все ждали конца света. И, кажется, он все таки наступил.

Спектакль Кулябина расставил точки над «і» в рассуждениях о неактуальности горьковских пьес: сместил акценты, превратив тем самым «запылившееся прошлое» в живое настоящее. Режиссер сознательно перенес действие в очередное переломное время. «Переломы» в нем, конечно, не те, что у Горького: нет за окном сметающей все на своем пути «Первой русской» революции, но есть революция технологическая. Есть ощущение радикальных перемен и неминуемого конца. Ожидание миллениума породило тогда уйму предрассудков, надежд, опасений и страхов. Бо́льшая их часть не оправдалась, но ощущение конца отчего то не исчезло.

Читайте также:  Фабрика солнце рано не вставай с миленьким побыть дай

Монолог главного героя, Павла Протасова, про надвигающееся время ненависти стал жестоким пророчеством (теперь, из 2018-го, это хорошо видно), когда своей речью его «подхватил» с экрана телевизора некий В. В. Путин, тогда еще малоизвестный и еще — и. о. президента. В марте этого, 2000 года он займет желанный пост. Тогда же начнутся необратимые процессы: необратимые, как четвертая стадия рака, как сотый день голодовки, как утечка информации в электронной базе данных.

П. Поляков (Павел Протасов), Д. Емельянова (Елена).
Фото — Ф. Подлесный.

Горьковская пьеса на камерной сцене «Красного факела» свелась к двоичной системе исчисления и была заключена в смоделированную, подобно микросхеме, реальность. Четыре комнаты. Четыре замкнутых пространства. Симультанное существование героев. В сценографическом решении были сознательно использованы приемы, к которым тандем Кулябин — Головко обращался ранее («Три сестры»): многофункциональное пространство, где все, в буквальном смысле, максимально прозрачно. Только теперь комнаты-секции приведены в движение, что дает возможность расставлять акценты на той или иной сцене. Этот «конструктор» в общем напоминает операционную систему Windows-8 с ее мозаичными диалоговыми окнами (двигающиеся платформы).

Режиссер «чистит кэш», убирая из пьесы «ненужных» персонажей (горьковское «простонародье» совсем не актуально), оставляя костяк из шести центральных, которые «обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы». Эти люди много думают о себе: эгоцентризм — мера всех вещей в этом «солнечном мире», где все как на ладони (по сценографии) и одновременно герметично (по замыслу). Горький когда-то написал об этом. Кулябин расставил акценты.

Горьковское «сегодня» вообще совершенно неорганично для современного театра. Возможно, именно поэтому постановок по его пьесам не так много (при этом «Дети солнца» не самый популярный материал). Сложно высказываться «органично» о хаосе начала XX, имея абсолютно иной — века XXI. Разве что сам хаос — общая черта столетий. Его сохранили. И в этом хаосе существуют «дети солнца», как назовет их (и себя в том числе) в ключевом монологе Протасов: самолюбивые, амбициозные молодые люди, стоящие на рубеже эпох и абсолютно не готовые к будущему.

На экранах над сценой значатся их имена (они же подсказывают место действия): «Борис Чепурной», «Елена и Павел Протасовы», «Лиза Протасова», «Дмитрий Вагин» — ячейки памяти, хранящие в себе все, от повседневности до сокровенных переживаний, в каждой — индивидуальная драма.

Супруги Протасовы: Павел (Павел Поляков) — простодушный перспективный гений и его красавица-жена, оставшаяся без внимания «во имя науки», Елена (Дарья Емельянова). Он — молодой мужчина, застрявший в подростковом возрасте (и одетый под стать) и всецело поглощенный компьютерной реальностью, с разницей только той, что его занимают не игры-стрелялки, а наука. Впрочем, и наука в какой то степени игрушка: всегда ново, всегда разнообразно и жутко увлекательно (даже процессор ученого собран из конструктора лего). Такой вот ребенок-переросток, доставшийся «самой умной и красивой девочке на факультете», Лене, теперь — Протасовой.

Сцена из спектакля.
Фото — Ф. Подлесный.

Через стенку живет больная, как считают окружающие, но самая трезвая в своих рассуждениях Лиза (Ирина Кривонос), сестра ученого. Вырезает аппликации. Говорит то, что думает. Пишет стихи. Пьет таблетки. Многократно отвергает Чепурного. Любит его. Соткана из света и противоречий. Кулябин «решил» ее в противоположном драматургу ключе. Такой смысловой перевертыш режиссер уже использовал в Гедде Габлер, когда противопоставил главную героиню лживому меркантильному миру, а не наоборот, как было задумано Ибсеном. Лиза Горького, кричащая на каждом углу, что «жизнь полна зверей» и все «окружены врагами», у Кулябина вдруг, одна-единственная, пытается убедить всех в обратном: люди прекрасны, жизнь прекрасна и тому подобное. Но отчего-то именно эта прекрасная жизнь кинула к ее ногам разорванные людские тела и сделала из нее психически неуравновешенную (предлагаемые обстоятельства — теракт 1996-го на станции «Тульская» московского метро, участницей которого она оказалась, — что, впрочем, как и кампус Стэнфордского института, без программки не идентифицируется). Теперь с этим больным тридцатилетним «ребенком» разговаривают как с имбецильной, едва воспринимая ее слова всерьез. Разве что брат относится к ней со всей чуткостью, и, кажется, не только потому, что брат. Эти двое, единственные среди присутствующих, — истинные «дети солнца»: светлые, чуткие, несколько наивные, совершенно выбивающиеся из «стаи». Этой их «солнечности» иногда подвергаются самые близкие (Елена и Чепурной), но в целом продолжают быть «нормальными».

Самый «нормальный» (от слова — непробиваемый) здесь Дмитрий Вагин (Константин Телегин) — старый друг ученого, нынче фотограф. Средне талантливый, средне порядочный, среднестатистический человек. Влюблен до одури в жену Протасова. Чувств своих не скрывает. Перспектив никаких — надежд уйма (слепая надежда — вообще особая примета «временных рубежей»).

Борис Чепурной (Андрей Черных) — профессор-ветеринар. Циничный, как подобает медику, ироничный, как подобает реалисту, обаятельный и аккуратно одетый, как подобает профессору. Часто наведывается в больничную палату к Лизе. Безоглядно и, как выясняется, небезответно в нее влюблен. История Чепурного в какой-то степени тоже — история болезни. Болезни от наизнанку вывернутой любви, состоящей из мучений и бесконечной самоиронии. Таких больных не помещают в палаты, они едут «лечиться» в Могилевскую губернию.

П. Поляков (Павел Протасов), К. Телегин (Дмитрий Вагин).
Фото — Ф. Подлесный.

Мелания (Линда Ахметзянова) — сестра Чепурного, абсолютно гротескный персонаж. Она, как приклеенная на общую черно-белую семейную фотографию яркая журнальная вырезка, совсем не похожа на остальных: эксцентричная, слишком эмоциональная, вульгарно одетая. По уши влюблена в молодого гения, регулярно признается ему в любви незамысловатыми монологами в стиле подворотней Уралмаша (или любого другого промышленного района российской глубинки). Обладает солидным наследством и искренне полагает, что любовь гения этим наследством можно завоевать.

31.12.1999 экраны с «по-советски» зелеными часами фиксируют реальность: она, как и двоичная система, заключена в цифры, не единицы и нули, но цифры на мониторе. До нового года сутки. До конца света, выходит, столько же. Этот таймер обозначает конкретное время действия, деля его между обитателями четырех комнат. На часах то 30-е, то 31 декабря, то утро, то вечер, то эпизоды настоящего, то флешбэки. И все — в преддверии миллениума: секунды приближают его приход. И снова — флешбэк.

В один момент заветные 00:00:00 1 января все же преодолеваются. Когда куранты и бенгальские огни позади, когда границы стираются и все становится единой локацией, поделенной условно, точно как в «Трех сестрах», — часы дают сбой. Вместе с ними дают сбой человеческие жизни: как карточный домик, сыплются судьбы шести персонажей. Чепурнов вешается, Лиза сходит с ума, «выжившие» еще больше концентрируются на себе. Собравшись «стайкой» посреди маленькой комнатки, словно звери в ковчеге, они не объединяются в одно целое, как это бывает перед концом света, не делают попыток спасти свою жизнь и жизнь ближнего, но еще больше изолируются друг от друга.

Читайте также:  Восход солнца дагестане за месяц

В миниатюре «ОдноврЕмЕнно» Евгения Гришковца была о миллениуме такая фраза: «Шли века, шли, шли, шли, потом — „тынь!“, и… пошли дальше». То есть все ждали чего-то страшного, а его в конечном счете не произошло? Произошло. И многое. Правда, понимаем мы это только теперь. Когда одиночество стало тотальным. Когда технологии определили наше будущее, а не мы — их. Когда В. В. Путин уже не и. о. Когда о Вакарчуке (лидере украинской группы «Океан Эльзы») по ТВ в новогоднюю ночь не может быть и речи. Когда «Билайн» в рекламе — не просто спектр услуг для общения, но масштабная акция ФСБ, а теракты — их плановая кампания. Когда будущее не такое, какого все ждали, а такое, которого избежать не удалось.

Начиная с «Трех сестер» Кулябин распрощался с «глянцевым миром», погрузившись в мир «психологического переживания», и эту линию он уверенно ведет в «Детях солнца». И если дом Прозоровых в «Сестрах» был миром глухих физически, то дом Протасовых стал миром глухих по сути: герои слушают друг друга, но совершенно не слышат — не хотят. И все эти взаимопризнания в любви — лишь повод удовлетворить свое якобы уязвленное «я»: я люблю, я должен об этом сказать, ответное слово не так уж важно. «— А что важно? — Важно, чтобы подобные ситуации не повторялись». (Елена, Павел Протасовы) А ситуации повторяются. И будут повторяться. Только качество станет другим. Красная революция станет революцией технологической, а, может, революцией Майдана, массовые расстрелы тридцатых станут массовыми арестами двадцатых уже нового века. Этот цикличный жестокий механизм сбоев не дает, равно как не дает нам ни секунды на подготовку. Мы, такие же самолюбивые и амбициозные, как те «дети солнца», оказались вдруг настолько же не подготовленными к своему будущему, как они — к своему.

В указателе спектаклей:

В именном указателе:

Комментарии 3 комментария

Все пишущие о театре знают, что премьера прошлого сезона, вовремя не отписанная, напоминает о себе, как небольшой, но все-таки должок. Вот и я стремилась посмотреть «Детей солнца», тем более, что отзывы были настолько контрастные, что даже любопытство брало, что там за «дети» такие появились в «Красном факеле», что за Солнце взошло? Спектакль оставил в некотором недоумении и в элегической грусти.
В концепции режиссера, вероятно, это должная быть мелодрама с весомым социально-политическим подтекстом – за подтекст отвечают экраны с картинкой 1999 – молодой напряженный Путин, принимающий бразды из рук уставшего Ельцина. К сожалению, нарезанная на краткие отрезки история не способна удержать зрительский интерес. Только завязывается партнерская связь в одной из комнат, бац, «затемнение», платформа с комнатой отъезжает, затем возня в темноте с перестановками, и смотри следующий кусочек частной жизни в другой комнате. Право слово, чтобы возникло хоть какое-то сочувствие героям, просто нужно больше времени, более длинное дыхание. Лиза Протасова, пострадавшая в террористическом акте, искренне и конкретно страдает. Но после всех ТЕХ взрывов в метро, в домах и аэропортах в России мир пережил уже мировую войну с ИГИЛ, масштабы которой показали, что дело не в преступных спецслужбах, а в глобальном конфликте, в борьбе бедного мира с богатым. Золотой миллиард будет до какого-то момента обороняться, но чем все кончится, никто не знает. Мировой терроризм, хорошо организованный под черными знаменами запрещенного квазигосударства, выводит проблему террористических актов за пределы национальной политической повестки. Мир может погибнуть как от глобального потепления, так и от глобального терроризма, и то и другое, впрочем, результат развития капитализма в его последней стадии. Капитализм убивает, деньги – огромное, непобедимое, вселенское Зло. Далее только революция, – социализм или смерть. Говорить на эту тему словами Горького и в жанре мелодрамы как-то даже неуместно. Выдающаяся артистка Ирина Кривонос выглядит заурядной старой девой, с истрепанными нервами, но без шарма.
Комические эпизоды разрушают жанр, не дают разговору о проблемах терроризма как мирового зла прозвучать всерьез. Если это мещанская мелодрама, то все в порядке, актерский юмор и скетчи на уровне сериала «Университет» вполне уместны. Но если перед нами общественно-политическое высказывание, то и комизм должен быть иной природы. Не обаятельный юмор, а сатира, сарказм, ирония отчаяния, свифтовский горький смех.
Еще одно соображение на тему болезни Лизы Протасовой. Не так уже она и больна, раз ходит с тростью. Теперь люди с ограниченными возможностями дают фору здоровым. Делают карьеру в политике, в науке, покоряют Эверест, становятся многодетными родителями, играют на сцене, да много всего. Нас приучили относиться к инвалидам как к полноценным людям, которым только надо создать условия для нормальной жизни. Здесь же Лиза почему-то даже таблетки принять сама не в состоянии. Руки у нее есть, голова на месте, так почему же золовка Лена должна ежедневно впихивать в нее все эти целебные колеса? Спектакль, увы, оборачивается наглядным пособием на тему «Как профукать свою жизнь, попутно замучив нытьем всех окружающих». И это, похоже, проблема не одной только Лизы Протасовой.
Вроде бы все складно, и режиссерская концепция, и текст, звучащий естественно и современно, и актерские работы хороши, и пространство интересно придумано, а целое не складывается. Музыканты так говорят иногда о неудачном исполнении великого произведения. Все ноты сыграны и спеты, темпы сохранены, стиль выдержан, а музыки нет.

Смущает другое. Когда играли на Реальном театре,— отказал звук на видео. И ничего от этого не изменилось! Реальность миллениума никак не сказалась на жизни этих людей (они не больно и обращают внимание на телевизор) — и зачем там тогда этот миллениум? Это может быть и сейчас, когда очередной Билл Гейц изобретает очередную приблуду…
Спектакль сделан по законам “Трех сестер”, но не так глубоко. При этом я получала удовольствие от выделки, точности реакций Полякова, Черныха — да многих. И после спектакля было ощущение, что это прям вот хороший спектакль. Но на следующий день спектакль выветрился. ТО есть как – выветрился. Я помню прекрасно артистов. Я не помню — про что… Ну, да, ноты выдержаны, музыки нет, согласна с Яной Глембоцкой.

Яна Глембоцкая. Прошел еще год. Я тоже посмотрел этот спектакль и испытал еще большее недоумение… и досаду. Марина Дмитревская – и никакого удовольствия от актерской игры. Они не только говорят вполголоса, они еще и играют вполголоса. За что такой спектакль можно было бы номинировать на “Золотую маску” (хоть в какой номинации) – ума не приложу. Лауреат А. Черных такой же невнятный, как и его партнеры. И еще. Когда режиссеру для актуальной постановки пьесы требуется ее капитально переписать – это тревожный симптом. Десятилетиями и даже столетиями театру хватало средств сценической интерпретации. И вдруг оказалось, что банальный и тотальный ремейк – высшее достижение театрального искусства…

Источник

Adblock
detector