Вариант 7 ОГЭ по русскому языку 2020. По демоверсии ФИПИ 2020
Содержание:
Тест ОГЭ по русскому языку 2020 от РУСТЬЮТОРС по демоверсии ОГЭ 2020 ФИПИ. Вариант 7
↑ ЧАСТЬ 1. ИЗЛОЖЕНИЕ ОГЭ О МЕЧТЕ
ЗАДАНИЕ 1. ИЗЛОЖЕНИЕ
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для прослушивания
Особой формой воображения является мечта. Так же как и творческое воображение, мечта — это самостоятельное создание новых образов, это процесс воображения, направленный на будущее и притом желаемое будущее.
Неправильно понимать мечту как результат пассивной, непроизвольной игры воображения. Бывают, конечно, и такие мечты (их нередко называют «грёзами»), но они образуют лишь низшую ступень этой формы воображения. На более высоких ступенях мечта становится активным, произвольным, сознательным процессом. Потому ценность мечты определяется, главным образом, тем, в каком отношении находится она к деятельности человека.
Мечта и полёт фантазии являются могучим толчком к деятельности. Мечтая, человек глядит вперёд, в будущее, и в своих мечтах видит как бы программу будущей деятельности, перспективы её. Его желания и стремления, воплощаясь в образах мечты, становятся более сильными и действенными. Совершенно иной характер имеет мечта, когда она выступает для человека как замена деятельности, когда человек мечтает, вместо того чтобы действовать, когда он уходит в мечту от жизни. Такие люди, мечтая, глядят не вперёд, а в сторону. Они находят в мечтах воображаемое исполнение своих желаний, и это избавляет их от необходимости бороться за действительное исполнение этих желаний. Таких людей называют «пустыми мечтателями».
↑ ЧАСТЬ 2. ТЕСТ ОГЭ
ЗАДАНИЕ 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(1) Главный источник нагрева атмосферы Земли — энергия Солнца. (2) Эта энергия распределяется по земной поверхности неравномерно — прежде всего из-за того, что в высоких широтах солнечные лучи падают под более острым углом к поверхности планеты. (3) Поэтому, как всем хорошо известно, на экваторе воздух теплее, а над полюсами холоднее. (4) Разница температур между экваториальной и полярными зонами — основная движущая сила атмосферной циркуляции, ответственной за погоду и климат на планете. (5) Количественно эту разницу можно выразить в виде широтного температурного градиента — величины, показывающей, на сколько градусов меняется средняя температура воздуха при смещении на один градус географической широты.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
По правде говоря (1) люди (2) которым чужда нелогичность (3) внушают мне страх: я не могу допустить (4) что они никогда не ошибаются (5) а (6) поэтому начинаю бояться (7) что ошибаются постоянно.
ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Замените словосочетание «деревянная ложка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
ЗАДАНИЕ 5.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) СЛЕВА – на конце наречия всегда пишется суффикс А
2) ЗАРЯ – написание чередующейся гласной в корне зависит от ударения
3) НОЧЬ – Ь пишется после шипящей у существительных 2 склонения
4) ПОДЛИННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного с основой на Н, пишется НН
5) ДИРИЖЁР – в отглагольных существительных после шипящей пишется Ё
Прочтите текст и выполните задания 6-9.
(1) – Пусти! – крикнул Валерка и бросился назад, в лес. (2) Нескольких секунд нашей растерянности хватило, чтобы он скрылся в темноте.
(3) – Тихий мальчик, спокойный, послушный, – ехидно сказал я, повторяя слова наших знакомых, которые навязали мне и моему другу Виталию такого попутчика.
(4) Впрочем, до последнего момента Валерка был и на самом деле очень спокойным для своих одиннадцати лет попутчиком. (5) До тех пор, пока не обнаружил, что потерял планшет.
(6) Со старой сумкой-планшетом Валерка не расставался ни разу за время плавания. (7) Он таскал его на длинном ремне, а ночью, укладываясь на постель из наших пальто, совал его под голову. (8) Спал Валерка на полу и был в нашей каюте «зайцем», потому что родственники, у которых он гостил в Самарове, купили ему палубный билет четвертого класса.
(9) Мы плыли из Самарова в Тюмень. (10) Маленький «Менделеев» был последним пароходом, который в этом году мог пройти к Тюмени по извилистому и обмелевшему фарватеру Туры. (11) Но на Иртыше, несмотря на конец июля, все еще держался разлив.
(12) Однажды ночью «Менделеев» неожиданно остановился. (13) Мы с Виталием вышли на верхнюю, открытую палубу. (14) Было темно, только на севере небо светилось ртутным отблеском белых ночей. (15) Неожиданно рядом оказался Валерка. (16) Он даже не оделся, выскочил на палубу в трусах и майке, только сунул ноги в тапочки. (17) Однако в руках держал неизменный планшет.
(18) – Зачем ты его таскаешь с собой?
(19) Валерка ответил неохотно:
(20) – Так. Карта там.
(22) – Я отмечаю. путешествия.
(23) – И много ты путешествовал? – усмехнулся я.
(24) Валерка смутился. (25) Ответил, вздохнув:
(26) – Немного… (27) Я не только те отмечаю, в которых бывал, а еще те, в которых хочу… (28) Ну, потом когда-нибудь.
(29) Тем временем пароход с трудом приткнулся к невысокому лесистому берегу: поломка колеса.
(30) – Не меньше часа простоим, – сказал матрос.
(31) – Значит, два, – заключил Виталий и предложил прогуляться по лесу. (32) Ему иногда приходили в голову бредовые идеи.
(33) На берегу смутно белели березовые стволы. (34) В черной, удивительно спокойной воде на страшной глубине плавали звезды. (35) Мы пошли. (36)
Ничего интересного не было в этой прогулке. (37) Только нашли поляну, где слабо светились венчики густо растущих ромашек. (38) Они отражали те крохи света, которые звезды посылали земле.
(39) А когда среди деревьев снова заблестели огни парохода, Валерка спохватился, что потерял планшет. (40) Он нес его в руках, чтобы сумка не била по ногам и не цеплялась за ветки. (41) Споткнулся, выпустил планшет.
(42) – Я думал, вы его подняли, – сказал он.
(43) – Вот растяпа! – изумился Виталий.
(44) – Надо найти, – почти со слезами сказал Валерка.
(45) – Не валяй дурака! Пароход уйдет.
(46) – Пусть уйдет пароход! (47) А я пойду! – крикнул он.
(48) И вот теперь мы вынуждены были бежать вслед за мальчишкой, каждую секунду боясь услышать гудок уходящего парохода.
(49) Валерку мы догнали минут через семь. (50) Он ждал нас, прижимая к груди планшет. (51) Нашел он его случайно, запнувшись за ремешок.
(52) В каюте мы извели, наверное, полчетвертинки спирта, смазывая Валеркины ссадины. (53) Потом он сразу уснул.
(54) Случилось так, что мы с Виталием заспорили о месте, где произошла остановка. (55) В конце концов решили обратиться к карте. (56) У нас ее не было, но на столе лежал Валеркин планшет. (57) Будить парня не хотелось, и мы вытащили карту без разрешения.
(58) – Черт возьми! – сказал я. (59) Вместо ожидаемой карты области перед нами развернулась карта мира, исчерченная во всех направлениях синими пунктирами. (60) Это были будущие Валеркины маршруты. (61) Они пересекали континенты и океаны. (62) И тогда понятным стал недавний Валеркин маршрут, самый короткий, но не самый простой – через ночной лес, за потерянным планшетом.
(63) – Ну, что ж… – задумчиво сказал Виталий. (64) – Каждый бережет свою мечту… (65) Как ты думаешь, он боялся в лесу?
(66) Мы оба посмотрели на нашего спутника. (67) Тот спал, откинув исцарапанную ветками руку. (68) Иногда у него беспокойно вздрагивали брови.
ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) У Валеры не было билета на пароход, поэтому он плыл «зайцем»
2) На своей карте Валера отмечал только те места, в которых побывал.
3) Пароход остановился из-за поломки, поэтому ребята отправились гулять в лес.
4) Валера отказывался уходить из леса без планшета, поэтому ребята опоздали на пароход.
5) До плавания ребята не знали Валеру.
ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Маленький «Менделеев» был последним пароходом, который в этом году мог пройти к Тюмени по обмелевшему фарватеру Туры.
2) Было темно, только на севере небо светилось ртутным отблеском белых ночей.
3) Тот спал, откинув исцарапанную ветками руку.
4) В черной, удивительно спокойной воде на страшной глубине плавали звезды.
5) А когда среди деревьев снова заблестели огни парохода, Валерка спохватился, что потерял планшет.
ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Замените разговорное слово ТАСКАЛ (предложение 7) стилистически нейтральным синонимом.
Напишите этот синоним.
↑ ЧАСТЬ 3. СОЧИНЕНИЕ ОГЭ 2020
ЗАДАНИЕ 9. СОЧИНЕНИЕ
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
Сочинение 9.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. А. Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение 9.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «– Ну, что ж… – задумчиво сказал Виталий. – Каждый бережет свою мечту…».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение 9.3
Как Вы понимаете значение слова МЕЧТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое мечта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
- Теория ОГЭ 2020
- РЕШАТЬ ВАРИАНТЫ ОГЭ 2020
- Изложения ОГЭ с аудиозаписями
- Примеры сочинений ОГЭ 2020
Источник
подготовка к ОГЭ по русскому языку
Раздел содержит обобщающие таблицы, памятки по вопросам теории. Данный материал поможет учащимся успешно выполнять задания ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_2-teoriya.doc | 52 КБ |
zadanie_3._punktuatsionnyy_analiz.doc | 36.5 КБ |
zadanie_4._sintaksicheskiy_analiz.doc | 36.5 КБ |
zadanie_5._orfograficheskiy_analiz.doc | 43 КБ |
zadanie_6-8.doc | 34.5 КБ |
oge._razbor_zadaniya_2.pptx | 224.59 КБ |
oge-zadanie_3.ppt | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Задание 2. Синтаксический анализ.
(1) И еще хочу сказать о неделимости общей и технической культуры. (2) Это неделимые вещи. (3) Если вы кусок какой-то изымаете, связанный с историей нашего отечества или с нашей литературой, если вы к чему-нибудь ослабили внимание, это обязательно бумерангом вернется в силу неделимости культуры. (4)В равной степени нельзя все отдать литературе и искусству и забыть про технику. (5) Мы тогда станем беспомощным обществом.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) мы станем беспомощным (предложение 5)
2) хочу сказать (предложение 1)
3) неделимые вещи (предложение 2)
4) вы изымаете (предложение 3)
5) нельзя все отдать и забыть (предложение 4)
Задание 2. Синтаксический анализ.
(1) Любовь — это жизнь, это главное. (2)От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. (3)Любовь — это сердце всего. (4)Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. (5)Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всем.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- оно прекратит работу (предложение 4)
- стихи дела прочее разворачиваются от нее (предложение 2)
- любовь (предложение 3)
- любовь главное (предложение 1)
- сердце работает (предложение 5)
Задание 2. Синтаксический анализ
(1)В 1928 году Александр Флеминг проводил рядовой эксперимент в ходе многолетнего исследования, посвященного изучению борьбы человеческого организма с бактериальными инфекциями. (2)Вырастив колонии культуры стафилококков, он обнаружил, что некоторые из чашек для культивирования заражены обыкновенной плесенью, а вокруг каждого пятна плесени Флеминг заметил область, в которой бактерий не было. (3)Из этого он сделал вывод, что плесень вырабатывает вещество, убивающее бактерии. (4)Впоследствии он выделил молекулу, ныне известную как «пенициллин». (5)Это и был первый современный антибиотик.
Укажите варианты ответов, в которых верно определены предложения с причастным оборотом. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1
2) Предложение 2
3) Предложение 3
4) Предложение 4
5) Предложение 5
ЗАДАНИЕ 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
(1)Известно, что наш небольшой космический дом — Земля — мчится в мировом пространстве по очень сложной траектории, участвуя во многих механических движениях. (2)Вследствие этого непрерывно изменяются координаты Земли по отношению к Солнцу и Луне, которые, в свою очередь, не стоят на месте. (3)В результате Солнце и Луна оказывают на Землю не всегда одинаковое влияние. (4)Поскольку Земля сжата у полюсов, Солнце и Луна сильнее притягивают ту ее часть у экватора, которая ближе к ним. (5)При этом возникают так называемые прецессионные силы, стремящиеся как бы повернуть ось вращения Земли.
Укажите варианты ответов, в которых верно определены предложения с придаточным определительным . Запишите номера ответов.
1) Предложение 1
2) Предложение 2
3) Предложение 3
4) Предложение 4
5) Предложение 5
ЗАДАНИЕ 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
Прочитайте текст.
(1) Существует древняя поговорка: врач не может быть хорошим врачом, если он только хороший врач. (2) То же с ученым. (3)Если ученый — только ученый, то он не может быть крупным ученым. (4)Когда исчезает фантазия, вдохновение, то вырождается и творческое начало, поскольку оно нуждается в отвлечениях. (5)Иначе у ученого останется лишь стремление к фактам.
Укажите варианты ответов, в которых верно определено сказуемое в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) существует (предложение 1)
2) с ученым (предложение 2)
3) не может (предложение 3)
4) вырождается (предложение 4)
5) остается у ученого (предложение 5)
ЗАДАНИЕ 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(1)Согласно центральной догме молекулярной биологии, химическая индивидуальность каждого живого организма определяется последовательностью пар оснований в ДНК этого организма. (2)Теория эволюции утверждает, что виды развиваются в течение времени, и параллельно этому развитию изменяются их ДНК. (3)К изменению ДНК могут привести различные события. (4)Например, медленное накапливание мутаций, массовые ошибки при копировании или проникновение последовательности вирусных нуклеиновых кислот. (5)Но одно можно утверждать смело — чем больше прошло времени с тех пор, как жил общий предок двух видов, тем длиннее период, в течение которого происходили эти изменения, и, следовательно, тем сильнее отличаются последовательности ДНК этих двух видов.
Укажите варианты ответов, в которых верно определены предложения с вводными словами . Запишите номера ответов.
1) Предложение 1
2) Предложение 2
3) Предложение 3
4) Предложение 4
5) Предложение 5
ЗАДАНИЕ 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(1) Главный источник нагрева атмосферы Земли — энергия Солнца. (2) Эта энергия распределяется по земной поверхности неравномерно — прежде всего из-за того, что в высоких широтах солнечные лучи падают под более острым углом к поверхности планеты. (3) Поэтому, как всем хорошо известно, на экваторе воздух теплее, а над полюсами холоднее. (4) Разница температур между экваториальной и полярными зонами — основная движущая сила атмосферной циркуляции, ответственной за погоду и климат на планете. (5) Количественно эту разницу можно выразить в виде широтного температурного градиента — величины, показывающей, на сколько градусов меняется средняя температура воздуха при смещении на один градус географической широты.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) главный источник — энергия солнца(предложение 1)
2) энергия распределяется (предложение 2)
3) всем известно(предложение 3)
4) разница температур сила — циркуляции(предложение 4)
5) можно выразить (предложение 5)
ЗАДАНИЕ 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(1) То, как птицы учатся петь свои песни, во многом сходно с освоением языка ребенком: как и в случае с человеческой речью, птицам необходима «модель для подражания». (2) В естественной среде молодые особи подражают песням взрослых птиц, а без этого они не способны овладеть пением в полной мере. (3) Но развитие речи у человека не сводится к имитации: ключевой момент состоит в том, что ребенок способен следить за реакцией взрослых на свои слова и корректировать речь в соответствии с ней. (4) Теперь же исследователи продемонстрировали, что социальный контекст играет важную роль в освоении песни у зебровой амадины — одного из самых популярных модельных видов в экспериментах этологов. (5) Их исследование позволяет предположить, что этот феномен широко распространен среди певчих воробьиных.
Укажите варианты ответов, в которых верно определены предложения с союзной подчинительной связью . Запишите номера ответов.
1) Предложение 1
2) Предложение 2
3) Предложение 3
4) Предложение 4
5) Предложение 5
ЗАДАНИЕ 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(1)Среда обитания человека и других живых организмов весьма агрессивна: нас подстерегают всевозможные вирусы и бактерии, ожидающие своего часа, чтобы напасть на нас, и задача нашей иммунной системы — защитить нас от их нападения. (2)Некоторые рубежи обороны — чисто анатомические: например, кожа и слизистые оболочки образуют физический барьер, препятствующий вторжению. (3)Если эти внешние границы нарушены, организм часто противопоставляет агрессии генерализованную воспалительную реакцию, при которой усиливается приток крови к пораженному участку. (4)Кровь доставляет лейкоциты, которые, проникнув через стенку капилляров, захватывают внедрившегося агрессора. (5)Именно такой реакцией объясняется хорошо знакомая нам краснота вокруг небольшого пореза.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) напасть (предложение 1)
2) слизистые оболочки образуют (предложение 2)
3) границы нарушены (предложение 3)
4) лейкоциты захватывают (предложение 4)
5) краснота объясняется (предложение 5)
ЗАДАНИЕ 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Прочитайте текст.
(1)История человека есть история его свободы. (2)Рост человеческой мощи выражается прежде всего в росте свободы. (3)Свобода не есть осознанная необходимость, она прямо противоположна необходимости, свобода есть преодоленная необходимость. (4)Прогресс в основе своей есть прогресс человеческой свободы. (5)Да ведь и сама жизнь есть свобода, эволюция жизни есть эволюция свободы.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) история человека есть (предложение 1)
2) рост человеческой мощи выражается (предложение 2)
3) она противоположна (предложение 3)
4) прогресс есть (предложение 4)
5) жизнь есть свобода (предложение 5)
Предварительный просмотр:
Задание 3. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Человек должен сознавать себя выше львов (1) тигров (2) звезд (3) выше всего в природе (4) даже выше того (5) что непонятно (6) и кажется чудесным (7) иначе он не человек (8) а мышь (9) которая всего боится.
Задание 3. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Солнце стояло еще высоко (1) и впереди кипело что-то (2) в дыму (3) и гул выстрелов (4) стрельба (5) и канонада (6) не только не ослабевали (7) но усиливались до отчаянности(8) как человек (9) который кричит из последних сил (Л. Толстой).
ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Живет свободно только тот (1) кто находит радость в исполнении своего долга (2) кто обдумал тот путь (3) который (4) он должен пройти в жизни (5) кто подчиняется нравственному закону (6) не из страха (7) а уважает и слушается его потому (8) что считает (9) что так должно.
ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Кто в молодости не связал себя прочными связями с прекрасным делом (1) или по крайней мере с простым (2) но честным и полезным трудом (3) тот может считать свою молодость бесследно потерянною (4) как бы весело она ни прошла (5) и (6) сколько бы приятных воспоминаний ни оставила.
ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Эгоизм (1) и добросердечность (2) высокие порывы (3) и чувственность (4) тщеславие (5) бескорыстие (6) мужество (7) лень (8) неуверенность в себе — все это уживается в одном человеке (9) не создавая особой дисгармонии.
ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Люди (1) как реки: несмотря на то что вода во всех одинаковая (2) и везде одна и та же (3) каждая река бывает то узкая (4) то быстрая (5) то широкая (6) то тихая (7) то чистая (8) то холодная (9) то мутная.
ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
По правде говоря (1) люди (2) которым чужда нелогичность (3) внушают мне страх: я не могу допустить (4) что они никогда не ошибаются (5) а (6) поэтому начинаю бояться (7) что ошибаются постоянно.
ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Спокойная (1) размеренная жизнь имеет еще и ту особенность (2) что развивает крайнюю (3) чрезмерную тонкость чувств (4) при (5) которой любые из главнейших человеческих побуждений (6) начинают выглядеть слишком грубыми: щедрость ранит так же сильно (7) как черствость (8) а проявление благодарности неприятно не меньше (9) чем свидетельство черствости души.
ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Мы можем сказать про человека (1) что он чаще бывает добр (2) чем зол (3) чаще умён (4) чем глуп; но будет неправдой (5) если мы скажем про одного человека (6) что он добрый (7) или умный (8) а про другого скажем (9) что он злой или глупый.
ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Как известно (1) люди называют жестокость человека «зверской» (2) но это страшно несправедливо (3) и обидно для зверей: зверь никогда не (4) может быть (5) так жесток (6) как человек (7) так артистически (8) так художественно жесток.
Предварительный просмотр:
Задание 4. Синтаксический анализ.
Выполните синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «мозговая активность», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 4. Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «учиться рисовать», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Замените словосочетание « страница книги », построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Замените словосочетание « офицерский китель », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Замените словосочетание «кожаная куртка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Замените словосочетание « крикнул нетерпеливо », построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
крикнул с нетерпением
ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Замените словосочетание « деревянная ложка », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
ложка из дерева
ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Замените словосочетание « Машин друг », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Замените словосочетание « грустно сказал », построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
сказал с грустью
ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Замените словосочетание « легко сделать », построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
сделать с легкостью
Предварительный просмотр:
Задание 5. О рфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) НЕ СМОТРЯ (под ноги) – НЕ с деепричастиями, употребляющимися без НЕ, пишется раздельно
2) ОБМАКНУЛ (перо в чернильницу) — правописание гласной в корне зависит от ударения.
3) ШОРОХ – после шипящей пишется о, поскольку можно подобрать проверочное слово
4) ДВУХЪЯРУСНЫЙ – разделительный Ъ пишется в сложном слове после начальных частей двух/трех/четырех перед йотированными гласными.
5) ГОНЯТ (они) – в окончании глагола II спряжения в форме 3 лица множественного числа пишется Я.
Задание 5. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) НАКЛОНИЛСЯ – написание чередующейся гласной зависит от ударения
2) Задача РЕШЕНА – в кратких прилагательных пишется столько Н, сколько в полных, от которых они образованы.
3) ЗАСЕЯННОЕ ПОЛЕ – написание гласной перед НН проверяется инфинитивом.
4) ПРЕДЫСТОРИЯ – после заимствованных приставок пишется Ы.
5) ВРАЧОМ – в суффиксах существительных после шипящей под ударением пишется О
ЗАДАНИЕ 5.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) БЕЗБРЕЖНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.
2) ПРЕВРАТИТЬ – написание гласной в приставке зависит от ее значения
3) ПЛОВЕЦ — написание безударной гласной определяется подбором однокоренного слова.
4) (сделал) ПО-НОВОМУ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ОМУ.
5) ПОКРАШЕННАЯ (лавка) — в полных прилагательных с суффиксом ЕНН всегда пишется НН.
ЗАДАНИЕ 5.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1) ПОДЪЕЗД – разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный звук перед йотированными гласными.
2) ЗАГОРАТЬ — написание чередующейся гласной в корне зависит от следующего за корнем суффикса А.
3) ЦЫПЛЕНОК – в корне после Ц пишется Ы, так как слово является исключением из правил.
4) ДЕРЕВЯННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного при помощи суффикса ЯН, пишется НН
5) ВО-ПЕРВЫХ – существительное пишется через дефис, поскольку оно является сложным.
ЗАДАНИЕ 5.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ЗАМОЧЕК – суффикс ЕК пишется в существительных, если его можно проверить ударением.
2) ПОДЬЯЧИЙ – разделительный Ь пишется в корне слова (не после приставки) перед буквами Е/Ё/Ю/Я.
3) ПОЛ-ЛИМОНА – существительное с первой частью ПОЛ пишется через дефис, если начинается на Л.
4) ПРЕМУДРЫЙ – приставка ПРЕ пишется, если обозначает высокую степень качества.
5) ВЕТРЕНЫЙ (день) – в отглагольном прилагательном пишется Н, если оно не имеет зависимых слов.
ЗАДАНИЕ 5.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) БЕСЦВЕТНЫЙ – на конце приставки перед глухой согласной пишется С
2) ОБМАКНУТЬ – написание чередующейся гласной в корне зависит от ударения
3) В ТЕЧЕНИЕ (дня) — на конце пишется Е, поскольку это производный предлог, а не существительное с предлогом.
4) ПОКОСИЛ (траву) – написание чередующейся гласной в корне зависит последующего суффикса А.
5) Он СТЕЛЕТ – в личном окончании глаголов II спряжения пишется Е.
ЗАДАНИЕ 5.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) СЛЕВА – на конце наречия всегда пишется суффикс А
2) ЗАРЯ – написание чередующейся гласной в корне зависит от ударения
3) НОЧЬ – Ь пишется после шипящей у существительных 2 склонения
4) ПОДЛИННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного с основой на Н, пишется НН
5) ДИРИЖЁР – в отглагольных существительных после шипящей пишется Ё
ЗАДАНИЕ 5.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ТУШЁНКА – в отглагольных существительных после шипящих пишется Ё.
2) ПРОСМОТРЕЛ – написание приставки зависит от значения.
3) НЕМЕЦКИЙ – в прилагательных, образованных от существительных с основой на Ц пишется суффикс К.
4) УРАВНЕНИЕ – написание чередующейся гласной корня зависит от ударения.
5) ИЗРАНЕННЫЙ (солдат) – в отглагольных прилагательных и причастиях пишется НН, если есть приставка.
ЗАДАНИЕ 5. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ГЛИНЯНЫЙ – в прилагательных, пишется Н, если они образованы от бесприставочных глаголов.
2) ВИШЕНКА – суффикс ЕНК всегда пишется в существительных I склонения.
3) ВСКРИКНУЛ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С
4) НЕВТЕРПЁЖ – не пишется Ь после шипящего в наречии, поскольку слово является исключением из правил.
5) НЕСКОЛЬКО (конфет) – НЕ с числительными пишется слитно
ЗАДАНИЕ 5. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИЕХАТЬ – приставка ПРИ пишется в значении «неполнота действия»
2) Девушка ЮНА – в кратком прилагательном пишется столько Н, сколько в полном прилагательном, от которого оно образовано
3) ГОРИЗОНТ – написание гласной в корне определяется подбором однокоренного слова.
4) Много ТУЧ – в форме множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего Ь не пишется
5) ЧЕРЕСЧУР – написание согласной на конце приставки зависит от лексического значения.
Предварительный просмотр:
Прочтите текст и выполните задания 6-9.
(1) Один великий царь велел привести к себе поэтов и мудрецов своей страны и спросил он их:
(2) – В чем счастье?
(3) – В том,– ответил поспешно первый,– чтобы всегда видеть сияние твоего божественного лица и вечно чувствовать.
(4) – Выколоть ему глаза,– сказал царь равнодушно.
(5) – Следующий.
(6) – Счастье – это власть. (7) Ты, царь, счастлив! – вскричал второй.
(8) Но царь возразил с горькой улыбкой:
– Однако я страдаю от болезни и не властен исцелить ее. (9) Вырвать ему ноздри, каналье. (10) Дальше.
(9) – Быть богатым! – сказал, заикаясь, следующий.
(10) Но царь ответил:
– Я богат, а вопрошаю о счастье. (11) Довольно ли тебе слитка золота весом в твою голову? (12) Ты получишь его. (13) Привяжите ему на шею слиток золота весом в его голову и бросьте этого нищего в море.
(14) И царь крикнул нетерпеливо:
– Четвертый!
(15) Тогда вполз на животе человек в лохмотьях, с лихорадочными глазами и забормотал:
– О премудрый! (16) Я хочу малого! (17) Я голоден! (18) Сделай меня сытым, и я буду счастлив и прославлю имя твое во всей вселенной.
(19) – Накормите его и, когда он умрет от объедения, придите сказать мне об этом.
(20) И пришли также двое. (21)Один – мощный атлет с розовым телом и низким лбом. (22)Он сказал со вздохом:
– Счастье в творчестве.
(23) А другой был бледный, худой поэт, на щеках которого горели красные пятна. (24) И он сказал:
– Счастье в здоровье.
(25) Царь же улыбнулся с горечью и произнес:
– Если бы в моей воле было переменить ваши судьбы, то через месяц ты, о поэт, молил бы богов о вдохновенье, а ты, о подобие Геркулеса, бегал бы к врачам за редукционными пилюлями. (27)Идите оба с миром. (28) Кто там еще?
(29) – Смертный! – сказал гордо седьмой, украшенный цветами нарцисса.(30) – Счастье в небытии!
(31)– Отрубите ему голову! – молвил лениво властелин.
(32) – Царь, о царь, помилуй! – залепетал приговоренный и стал бледнее лепестков нарцисса. (33)– Я не то хотел сказать.
(34)Но царь устало махнул рукой, зевнул и произнес коротко:
– Уведите его. (35)Отрубите ему голову. (36) Слово царя твердо, как агат.
(37) Приходили еще многие. (38) Пришел и мудрец.
(39) Царь спросил у него: «Может быть, ты знаешь, в чем счастье?»
(40) Мудрец же – и он был истинный мудрец – ответил:
(41) – Счастье в прелести человеческой мысли.
(42) Брови у царя дрогнули, и он закричал гневно:
(43)– Ага! Человеческая мысль! Что такое человеческая мысль?
(44) Но мудрец – ибо он был истинный мудрец – лишь улыбнулся сострадательно и ничего не ответил.
(45) Тогда царь велел ввергнуть его в подземную темницу, где была вечная темнота и где не было слышно ни одного звука извне. (46) И когда через год привели к царю узника, который ослеп, оглох и едва держался на ногах, то на вопрос царя: «Что? И теперь
ты счастлив?» – мудрец ответил спокойно:
(47) – Да, я счастлив. (48) Сидя в тюрьме, я был и царем, и богачом, и влюбленным, и сытым, и голодным – все это давала моя мысль.
(49) – Что же такое мысль? – воскликнул царь нетерпеливо. (50) – Знай, что через пять минут я тебя повешу и плюну в твое проклятое лицо! (51) Утешит ли тебя тогда твоя мысль? (52) И где будут тогда твои мысли, которые ты расточал по земле?
(53) Мудрец же ответил спокойно, ибо он был истинный мудрец:
(54) – Дурак! (55) Мысль бессмертна.
ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Счастье заключается в богатстве, власти, здоровье.
2) В воле царя было дать людям счастье.
3) Можно быть счастливым, не имея ничего, достаточно человеческой мысли.
4) Счастье можно получить, если поменяться судьбой с другим человеком.
5) Царь приказал привязать слиток золота и бросить нищего в море.
ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет .
1) Сидя в тюрьме, я был и царем, и богачом, и влюбленным, и сытым, и голодным – все это давала моя мысль
2) Но царь возразил с горькой улыбкой.
3) Царь спросил у него: «Может быть, ты знаешь, в чем счастье?»
4) Что такое человеческая мысль?
5) В том, – ответил поспешно первый, – чтобы всегда видеть сияние твоего божественного лица и вечно чувствовать.
ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Замените устаревшее слово « молвил » в предложении 31 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девятое декабря Тема: Разбор выполнения задания 2
Шаг 1 Определить главные члены предложения.
Внимание! Подлежащее! Подлежащее может быть выражено другими частями речи в значении существительного: Имя прилагательное Глагол Имя числительное Местоимение Наречие Причастие Междометие
Внимание! Подлежащее! Подлежащее может быть выражено неделимым словосочетанием
Внимание! Простое сказуемое! Простое сказуемое может быть выражено глаголом в форме одного из наклонений. Может быть выражено краткой формой имени прилагательного Может быть выражено глаголом в сложном будущем времени
Внимание! Составное сказуемое! Составное сказуемое: -) глагольное -) именное
Внимание! Составное глагольное сказуемое! Состоит из вспомогательного слова и неопределенной форма глагола Вспомогательные слова: начать перестать, продолжать, мочь, хотеть, желать, должен, обязан. Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос: что делать? Что сделать?
Внимание! Составное именное сказуемое! Состоит из глагола-связки+ именная часть Глагол-связка (вспомогательные глаголы+быть + глаголы со значением движения) Именная часть -самостоятельные части речи Может быть выражено неделимым словосочетанием.
Шаг 2 Выбрать правильный ответ
Тренинг 1 Синтаксический анализ предложения. Прочитайте текст. (1)История человека есть история его свободы. (2)Рост человеческой мощи выражается прежде всего в росте свободы. (3)Свобода не есть осознанная необходимость, она прямо противоположна необходимости, свобода есть преодоленная необходимость. (4)Прогресс в основе своей есть прогресс человеческой свободы. (5)Да ведь и сама жизнь есть свобода, эволюция жизни есть эволюция свободы. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) история человека есть (предложение 1) 2) рост человеческой мощи выражается (предложение 2) 3) она противоположна (предложение 3) 4) прогресс есть (предложение 4) 5) жизнь есть свобода (предложение 5)
Тренинг 2 Прочитайте текст. (1) Главный источник нагрева атмосферы Земли — энергия Солнца. (2) Эта энергия распределяется по земной поверхности неравномерно — прежде всего из-за того, что в высоких широтах солнечные лучи падают под более острым углом к поверхности планеты. (3) Поэтому, как всем хорошо известно, на экваторе воздух теплее, а над полюсами холоднее. (4) Разница температур между экваториальной и полярными зонами — основная движущая сила атмосферной циркуляции, ответственной за погоду и климат на планете. (5) Количественно эту разницу можно выразить в виде широтного температурного градиента — величины, показывающей, на сколько градусов меняется средняя температура воздуха при смещении на один градус географической широты. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) главный источник — энергия солнца(предложение 1) 2) энергия распределяется (предложение 2) 3) всем известно(предложение 3) 4) разница температур сила — циркуляции(предложение 4) 5) можно выразить (предложение 5)
Тренинг 3 Прочитайте текст. (1)Среда обитания человека и других живых организмов весьма агрессивна: нас подстерегают всевозможные вирусы и бактерии, ожидающие своего часа, чтобы напасть на нас, и задача нашей иммунной системы — защитить нас от их нападения. (2)Некоторые рубежи обороны — чисто анатомические: например, кожа и слизистые оболочки образуют физический барьер, препятствующий вторжению. (3)Если эти внешние границы нарушены, организм часто противопоставляет агрессии генерализованную воспалительную реакцию, при которой усиливается приток крови к пораженному участку. (4)Кровь доставляет лейкоциты, которые, проникнув через стенку капилляров, захватывают внедрившегося агрессора. (5)Именно такой реакцией объясняется хорошо знакомая нам краснота вокруг небольшого пореза. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) напасть (предложение 1) 2) слизистые оболочки образуют (предложение 2) 3) границы нарушены (предложение 3) 4) лейкоциты захватывают (предложение 4) 5) краснота объясняется (предложение 5)
Тренинг 4 Прочитайте текст . (1) То, как птицы учатся петь свои песни, во многом сходно с освоением языка ребенком: как и в случае с человеческой речью, птицам необходима «модель для подражания». (2) В естественной среде молодые особи подражают песням взрослых птиц, а без этого они не способны овладеть пением в полной мере. (3) Но развитие речи у человека не сводится к имитации: ключевой момент состоит в том, что ребенок способен следить за реакцией взрослых на свои слова и корректировать речь в соответствии с ней. (4) Теперь же исследователи продемонстрировали, что социальный контекст играет важную роль в освоении песни у зебровой амадины — одного из самых популярных модельных видов в экспериментах этологов. (5) Их исследование позволяет предположить, что этот феномен широко распространен среди певчих воробьиных. Укажите варианты ответов, в которых верно определены предложения с союзной подчинительной связью . Запишите номера ответов. 1) Предложение 1 2) Предложение 2 3) Предложение 3 4) Предложение 4 5) Предложение 5
Тренинг 5 Прочитайте текст. (1)Согласно центральной догме молекулярной биологии, химическая индивидуальность каждого живого организма определяется последовательностью пар оснований в ДНК этого организма. (2)Теория эволюции утверждает, что виды развиваются в течение времени, и параллельно этому развитию изменяются их ДНК. (3)К изменению ДНК могут привести различные события. (4)Например, медленное накапливание мутаций, массовые ошибки при копировании или проникновение последовательности вирусных нуклеиновых кислот. (5)Но одно можно утверждать смело — чем больше прошло времени с тех пор, как жил общий предок двух видов, тем длиннее период, в течение которого происходили эти изменения, и, следовательно, тем сильнее отличаются последовательности ДНК этих двух видов. Укажите варианты ответов, в которых верно определены предложения с вводными словами . Запишите номера ответов. 1) Предложение 1 2) Предложение 2 3) Предложение 3 4) Предложение 4 5) Предложение 5
Подводим итог Что нужно повторить? Т ипы подлежащего и сказуемого и способы их выражения. Типы односоставных предложений. Обособленные члены предложения (в т.ч . уточняющие). Разграничение союзов и союзных слов. Типы придаточных предложений. Типы СПП с несколькими придаточными.
Источник