Урок русского языка в 4 классе по теме: «Части речи: имя существительное, имя прилагательное (повторение)»
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Павлохуторская СШ №12» Ефремовского района Тульской области Учитель начальных классов Домнина Валентина Владимировна Урок русского языка в 4 классе по теме: «Части речи: имя существительное, имя прилагательное (повторение)» Учитель: Домнина Валентина Владимировна Тема урока: «Части речи: имя существительное, имя прилагательное(повторение). Тип урока: повторение, закрепление умений и навыков Цель урока: актуализировать знания об одушевлённых и неодушевлённых, собственных и нарицательных именах существительных; развивать умения распознавать части речи и определять их признаки. развивать мыслительные операции: умение рассуждать и обосновывать свой рассуждения. -Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. -Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. -Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию. -Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя и самостоятельно; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию. -Уметь распознавать части речи по грамматическим признакам. -Уметь правильно использовать их в речи. Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа. Основные понятия : Части речи: самостоятельные и служебные; существительное, прилагательное, глагол, местоимение, числительное, союз, предлог, частица; признаки частей речи: род, число, падеж, время, лицо. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Русский язык. Учебник для 4-го класса. Часть 1. — проектор, экран, компьютер. Технологии: КСО (коллективный способ обучения), критическое мышление, ИКТ, игровые, здоровьесберегающие технологии. Этапы урока и его цели Деятельность учителя (Виды работы) Мотивация к учебной деятельности. — актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; — создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; — организовать планирование учебной деятельности на уроке. Приветствие.( Слайд 2) Прозвенел уже звонок, Мы сегодня отправимся в путешествие в город «Частьречинск», слайд 3 а чтобы мы не заблудились нам нужен маршрутный лист. (Слайд 4) Чтобы путешествие было успешным, также нам пригодится карта успешности, где вы будете отражать свои успехи на каждой остановке. Слайд 5 1 остановка «Повторяй-ка» (слайд 6-7) На какие две большие группы можно разделить все слова русского языка? — Какую роль играют в языке служебные части речи?» -Приведите примеры самостоятельных частей речи и назовите их грамматические признаки. Источник Конспект урока по русскому языку на тему «Склонение имен существительных и имен прилагательных» (4 класс)Конспект урока по русскому языку Тема: Склонение имен существительных и прилагательных. Цели: актуализировать знания об одушевлённых и неодушевлённых, собственных и нарицательных именах существительных; развивать умения распознавать части речи и определять их признаки; воспитывать интерес к урокам русского языка. Тип урока : комбинированный. Предметные: • Способствовать формированию трудолюбия, аккуратности. • Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы. Личностные: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. I . Организационный момент II . Актуализация знаний — Запишите имена существительные в три столбика: мужского рода, женского рода, среднего рода. Глушь, солнце, плащ, молодёжь, окно, ночь, борщ, молоко, товарищ, здоровье, мелочь, помощь. — Подчеркните орфограммы в словах. — Какие орфограммы вы подчеркнули в именах существительных женского и мужского рода? — Придумайте ещё по одному слову с такими же орфограммами. — Выполните звуко-буквенный разбор слова молодёжь. — Разберите по составу слово здоровье. (Два ученика выполняют грамматические разборы на откидной доске.) — Рассмотрите таблицу на с. 69 учебника. — Прочитайте грамматический признак в первой строке. К какой части речи он относится? — Прочитайте грамматический признак в следующей строке. Какие части речи могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными? — Какие части речи могут изменяться по числам? — Какие части речи могут изменяться по падежам? — Как определить падеж? — Какие части речи изменяются по родам? — Изменяются ли по родам имена существительные? (Нет, имя существительное имеет постоянную форму рода.) — Изменяются ли по родам имена прилагательные? (Да.) — В какой форме изменяются по родам глаголы? (В форме прошедшего времени.) — Какие местоимения изменяются по родам? (Личные местоимения 3-го лица.) — Какие части речи имеют признак времени? — Какие части речи имеют категорию лица? (Местоимения, глаголы.) — Изменяются ли эти части речи по лицам или лицо — постоянный признак? — Какую синтаксическую роль может выполнять в предложении имя существительное? — Сформулируйте цели урока. (Повторить грамматические признаки изученных частей речи, научиться их определять.) IV . Работа по теме урока Работа по учебнику — Какая часть речи помогает перечислить предметы и явления окружающего мира? Приведите примеры. (Имя существительное.) — Какая часть речи помогла автору выразить своё отношение к увиденному? ( Чудная картина. Чудная — имя прилагательное.) — Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова, перечислите их признаки. — Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, самооценка.) — Выделите в именах существительных окончания, определите, к какому роду они относятся, какое склонение. (Работа по таблице.) VI . Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику — Составьте пословицы. Объясните их смысл. — Приведите примеры изученных частей речи в этих предложениях. — Назовите в каждой пословице словосочетания, в которых имя существительное является главным словом. — От чего зависят род, число, падеж имён прилагательных? — Какой грамматический признак можно определить у имён числительных? Как его определить? — Выполните письменные задания к упражнению. — Найдите имена прилагательные, выделите в них окончание, определите склонение. Как определить склонение в именах прилагательных? (Работа по таблице.) VII . Подведение итогов урока — Какие грамматические признаки можно определить у имён существительных и прилагательных? — Что надо знать о написании родовых окончаний имён прилагательных? — Что общего в формах изменения имён прилагательных и имён существительных? Источник Конспект урока по русскому языку на тему: Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол (повторение).(4 класс)Тема: Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол (повторение). Миссии : актуализовать познания о одушевлённых также неодушев¬лённых, личных также номинальных фамилиях существительных; совершенствовать мастерства различать доли выступления также устанавливать их при¬знаки. II . Проверка домашнего задания ( Учащиеся по цепочке называют части речи в предложениях.) — Запишите имена существительные в три столбика: мужского рода, женского рода, среднего рода. Глушь, солнце, плащ, молодёжь, окно, ночь, борщ, молоко, товарищ, здоровье, мелочь, помощь. ( Один ученик работает на откидной доске. Взаимопроверка, самооценка.) — Подчеркните орфограммы в словах. — Какие орфограммы вы подчеркнули в именах существительных женского и мужского рода? — Придумайте ещё по одному слову с такими же орфограммами. — Выполните звуко-буквенный разбор слова молодёжь. — Разберите по составу слово здоровье. ( Два ученика выполняют грамматические разборы на откидной доске.) IV . Самоопределение к деятельности — Рассмотрите таблицу на с. 69 учебника. — Прочитайте грамматический признак в первой строке. К какой части речи он относится? — Прочитайте грамматический признак в следующей строке. Какие части речи могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными? — Какие части речи могут изменяться по числам? — Какие части речи могут изменяться по падежам? — Как определить падеж? — Какие части речи изменяются по родам? — Изменяются ли по родам имена существительные? (Нет, имя существительное имеет постоянную форму рода.) — Изменяются ли по родам имена прилагательные? (Да.) — В какой форме изменяются по родам глаголы? (В форме прошедшего времени.) — Какие местоимения изменяются по родам? (Личные местоимения 3-го лица.) — Какие части речи имеют признак времени? — Какие части речи имеют категорию лица? (Местоимения, глаголы.) — Изменяются ли эти части речи по лицам или лицо — постоянный признак? — Какую синтаксическую роль может выполнять в предложении имя существительное? — Сформулируйте задачи урока. (Повторить грамматические признаки изученных частей речи, научиться их определять.) Работа по учебнику — Какая часть речи помогает перечислить предметы и явления окружающего мира? Приведите примеры. (Имя существительное.) — Какая часть речи помогла автору выразить своё отношение к увиденному? ( Чудная картина. Чудная — имя прилагательное.) — Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова, перечислите их признаки. — Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, самооценка.) — Составьте пословицы. Объясните их смысл. — Приведите примеры изученных частей речи в этих предложениях. — Назовите в каждой пословице словосочетания, в которых имя существительное является главным словом. — От чего зависят род, число, падеж имён прилагательных? — Какой грамматический признак можно определить у имён числительных? Как его определить? — Выполните письменные задания к упражнению. ( Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова бьёт. Самопроверка, самооценка.) VII . Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 119 (с. 71) — программный уровень. — Найдите в предложении имена прилагательные. — С какой частью речи они связаны в предложений? — От чего зависят род, число и падеж имён прилагательных? — Выполните письменные задания к упражнению. Упр. 118 (с. 70) — уровень повышенной сложности. — Назовите слова, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл. — Спишите предложения. Над выделенными словами напишите, к какой части речи они относятся. ( Коллективная проверка, самооценка.) VIII . Рефлексия Работа по карточкам — Подберите к каждому имени прилагательному подходящее существительное, составьте словосочетания и запишите их. Укажите число и род имён прилагательных, выделите в них окончания. Крупный, огромный (зёрна, озеро); старый, пожилой (возраст, газета); ценный, дорогой (совет, вещь); дружеский, дружный (совет, команда). ( Коллективная проверка.) — Оцените свою работу на уроке. IX . Подведение итогов урока — Какие грамматические признаки можно определить у имён существительных и прилагательных? — Что надо знать о написании родовых окончаний имён прилагательных? — Что общего в формах изменения имён прилагательных и имён существительных? Источник ➤ Adblockdetector |