Меню

Год по кругу солнца луны индикт

Индикт.

Инди;кт (или индиктио;н от греч. ;;;;;;;;;) — период в 15 лет, который использовался в Европе (как в западной так и в восточной) в Средние века при датировке документов.

индиктом является число получаемое при делении 360градусов(полный круг небесной сферы) на количество значимых точек небесной сферы (12 знаков зодиака и 12 точек между знаками), таким образом 360/24=15(градусов). старинные записи дат например на египетских гороскопах, гороскопах на тронах царей, в том числе и даты указанные в древне славянской книге Полие, записывались тремя числами — нидиктом, кругом солнца и кругом луны. — индикт, который менялся от 1 до 15 и снова сбрасывался на 1; — круг Солнцу, который менялся от 1 до 28 и снова сбрасывался на 1; — круг Луне, который менялся от 1 до 19 и снова сбрасывался на 1. Летописец, использовавший индиктовый способ летосчисления, мог написать, например, следующее: «данное событие произошло в индикт 14, круг Солнцу 16, круг Луне 19. А на следующий год случилось то-то и то-то в индикт 15, круг Солнцу 17, круг Луне 1. А еще через год произошли такие-то события, в индикт 1, круг Солнцу 18, круг Луне 2». И так далее. Поскольку участвующие в индиктовом летосчислении ограничители 15, 28 и 19 являются взаимно-простыми числами, любое их сочетание повторяется только через число лет, равное их произведению: 7980 = 15 х 28 х 19. Таким образом, повторение индиктовой даты происходит лишь через 7980 лет. Следовательно, на отрезке времени продолжительностью почти восемь тысяч лет индиктовый способ летоисчисления задает год совершенно однозначно. Старинный способ летоисчисления по индиктам, кругам Солнцу и кругам Луне, был еще очень распространен в русских текстах XIV–XVI веков. Иначе бы переписчики XVII века не встречались бы с этими датами так часто.
смысла они, естественно, искажали их при переписывании. Не исключено однако, что в некоторых случаях искажения были внесены намеренно с целью уничтожения старой хронологической традиции. Так, например, почему-то особенно часто опускался круг Солнцу. Причем иногда даже сами слова «круг Солнцу» или «круг Луне» присутствуют в рукописи, а числа, выражающие их значения, — нет. Они почему-то опущены. Возможно данные ошибки были внесены во времена правления Романовых, когда для выгодной им трактовки истории были привлечены немецкие специалисты.

Этимология этого слова, как и то, кем установлен этот период, в точности неизвестны. Наиболее распространённым является предположение, что индиктион (от лат. indiction — ‘объявление’) первоначально означал чрезвычайный налог на зерно. Император Диоклетиан превратил его в 297—298 году в ежегодную подать, размер которой определялся один раз в пять лет, на основании переписи населения, производившейся один раз в 15 лет. В 312 году, при императоре Константине Великом, 15-летний индиктион стал использоваться в летосчислении, индиктом назывался номер года внутри такого цикла. Номер самого цикла никогда не использовался.

Чтобы получить индикт года в эре от Рождества Христова, надо к искомому году прибавить число 3 и сумму разделить на 15. Остаток даст индикт года. Если остаток равен 0, то индикт — 15. В Византийской эре от Сотворения мира (с началом в 5509 году до н. э.), использовавшейся на Руси до реформы Петра I, для определения индикта надо просто взять остаток от деления номера года на 15.

Существует несколько видов индиктов в зависимости от того, с какого числа отсчитывается начало года. Наиболее древним является греческий индикт, с началом года 1 сентября. Этот индикт использовался в допетровском летосчислении на Руси. Кроме того, в различные периоды использовался римский, или папский, индикт (с началом 25 декабря или 1 января), императорский индикт (с началом 24 сентября, иногда называется индиктом Беды). Последний получил распространение на территории влияния каролингской династии. В литературе также порой встречаются упоминания о цикле индиктов с началом 8 сентября, называемом indictio Senensis.

Источник

Год по кругу солнца луны индикт

ОБЪЯСНЕНІЕ ЦЕРКОВНАГО СЧИСЛЕНІЯ.

Индиктомъ называется 15-лѣтній періодъ времени. Сервій Тулій сдѣлалъ постановленіе, по которому всѣ граждане города Рима обязаны были являться на Марсовое поле, для объявленія о численности своего семейства и о состояніи своего имущества.

Э ти 15-ти-лѣтія народной переписи подтверждены были потомъ Августомъ Кесаремъ, который съ своей стороны, установилъ, чтобы сборъ податей производился въ слѣдующемъ порядкѣ: въ первыя пять лѣтъ собирать ихъ желѣзомъ и мѣдью на изготовленіе воинскаго оружія и доспѣховъ; во вторыя — серебромъ на жалованье воинамъ, а въ третьи — золотомъ на украшеніе храмовъ.

К онстантинъ Великій, вслѣдствіе побѣды надъ Максентіемъ, которая провозвѣщена была Константину явившимся въ самый полдень на небѣ знаменіемъ креста со словами: «in hoc signо vinсes» («симъ знаменіемъ побѣдиши»), и послѣ побѣды, одержанной надъ Ликиніемъ, другимъ императоромъ, который гналъ христіанъ, даровалъ христіанской Церкви право Церкви господствующей въ Римѣ и странахъ ему подвластныхъ. Это было въ 313 году по Рождествѣ Христовомъ.

В ъ воспоминаніе этого важнаго для христіанъ событія, св. отцы Никейскаго Собора установили, чтобы 313 годъ считать новою христіанскою эрою или началомъ христіанскихъ индиктовъ, начиная каждый годъ или индиктъ съ 1 сентября.

1875 годъ есть 1563 съ начала индиктовъ. Раздѣливъ это послѣднее число на 15, получимъ частное 104 и остатокъ 3. Частное и остатокъ показываютъ, что съ началомъ нынѣшняго года окончился 104 индиктъ и начался 3 годъ 105 индикта.

Вруцѣлѣто. Въ церковномъ счисленіи вообще ищется прежде, въ какой день недѣли начнется индиктъ, и поэтому уже опредѣляются дни недѣли для прочихъ чиселъ и праздниковъ. Въ такомъ случаѣ для краткости и удобства, дни недѣли, которыми индикты начинаются, означаютъ семью первыми буквами славянской азбуки, которыя въ церковномъ счисленіи употребляются вмѣсто цифръ А, В, Г, Д, Е, Ѕ, З, которымъ соотвѣтствуютъ цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, и дни недѣли: воскресенье, понедѣльникъ, вторникъ и т. д.

Б уквы эти называются вруцѣлѣтними, вѣроятно потому, что онѣ какъ бы въ рукахъ держатъ дни всего года (лѣта). И такъ вруцѣлѣто есть одна изъ семи буквъ, показывающая въ какой день недѣли въ данный годъ случится 1-е сентября или начало индикта.

В ъ 1875 году вруцѣлѣтняя буква есть В (2): 1-е сентября, которымъ начинается новый годъ въ церковномъ счисленіи, въ семъ году будетъ въ понедѣльникъ. Въ церковныхъ святцахъ предъ каждымъ числомъ мѣсяца обыкновенно стоятъ вруцѣлѣтнія буквы. Вруцѣлѣтнія буквы три года сряду слѣдуютъ въ порядкѣ, но въ четвертый т. е. въ високосный, одна буква выходитъ изъ порядка и мѣсто ея заступаетъ слѣдующая. Это продолжается до тѣхъ поръ, пока всѣ семь буквъ, каждая въ свою очередь, изъ порядка не выйдутъ, и тогда вруцѣлѣтія слѣдуютъ вновь по тому же порядку. Ясно, что всѣ семь буквъ не прежде изъ порядка выйдутъ, какъ черезъ семь четырехъ-лѣтій, т. е. черезъ 28 лѣтъ; эти 28 лѣтъ составляютъ то, что называется въ церковномъ счисленіи кругъ солнца. И такъ кругъ солнца есть 28-лѣтній періодъ времени, по истеченіи котораго, воскресные дни приходятся въ тѣ же числа и означаются въ церковномъ мѣсяцесловѣ тѣмиже буквами, какъ въ предшествующемъ кругѣ солнца.

Читайте также:  Вот под луною снег серебрится

Кругъ луны есть 19-ти-лѣтній періодъ времени, по исполненіи котораго, четверти луны падаютъ на тѣже дни года. 1875 годъ есть отъ сотворенія міра 7383. Раздѣливъ послѣднее число на 19, получимъ частное 388 и остатокъ 11. Частное покажетъ, что въ 1875 году прошло 388 круговъ луны и начался 389; а остатокъ, что 1875 годъ есть 11 годъ текущаго круга луны. Начало открытія такого движенія луны сдѣлано было аѳинскимъ астрономомъ Метономъ и относится къ 348 году до Рождества Христова.

Основаніе есть число, показывающее сколько дней имѣетъ новорожденная луна въ 1-й день марта, съ котораго начинается пасхальный годъ Въ 1875 году основаніе означено цифрою 14.

Епакта есть число марта или апрѣля, показывающее 21-й день луны или конецъ іудейской пасхи. Въ 1875 году епакта означаются цифрою 17.

Ключъ границъ. День святой Пасхи не можетъ случиться ранѣе 22 марта (ст. ст.) и позже 25 апрѣля (ст. ст.), слѣдовательно бываетъ въ промежуткѣ 35 дней. Эти промежуточные дни означаютъ буквами славянской азбуки. Такъ, если день Пасхи придется 22 марта, ключевая и пасхальная буква будетъ А, 23 марта Б, 24 марта В и т. д. Въ 1875 году ключевая буква Х — значитъ Пасха будетъ 13 апрѣля.

Источник

Год по кругу солнца луны индикт

В связи с пасхальными циклами сделаем отступление, которое имеет отношение не только к датировке Никейского собора, но и к исторической хронологии вообще. Речь пойдет о хронологических способах фиксации дат. Точнее — о способах счета лет.

Сегодня мы настолько привыкли к летосчислению по одной и той же, неизменной эре, что часто не отдаем себе отчета в том, что такой способ счета лет не является вещью простой и само собой разумеющейся. Обозначая текущий год ЧЕТЫРЕХЗНАЧНЫМ номером, мы, в силу привычки, уже не осознаем чрезмерности использования столь большого числа в повседневном счете лет. Тем более, что современный человек, десять лет своей жизни проводящий на школьной скамье, в общем-то привык к большим числам. Они его уже не пугают, как в старые времена, когда понимание больших чисел и даже просто умение записать их на бумаге было достоянием лишь узкого круга образованных людей. Но даже и сегодня мы часто отбрасываем в обиходе две первые цифры в обозначении годов. Например, говорим и пишем 98-й год вместо 1998-го, 99-й вместо 1999-го и т.д.

Нетрудно понять, что счет по неизменной эре не был и не мог быть первым, изначальным способом записи дат. Люди средневековья просто его не поняли бы в своей подавляющей массе. А способ летосчисления, доступный лишь узкому кругу образованных лиц, — бессмыслица. Точнее, такой способ мог, конечно, использоваться в узко-специальных сочинениях, скажем по древней астрономии. Но присутствовать на страницах древних летописей он не мог. Поскольку летописи писались для того, чтобы быть понятными всем или почти всем. Ведь события прошлого, в отличие, скажем, от астрономических законов и наблюдений, всегда были интересны очень многим. В частности — правителям, деяния которых (и их предков) описывались в летописях. Правители совсем не обязаны были обладать специальными познаниями в науках. В средние века, например, они были иногда просто неграмотными. Даты в летописях должны были быть понятны также и писцам правителей, монахам в монастырях и так далее. А значит, и способ записи дат должен был соответствовать обиходному способу летосчисления, употреблявшемуся всеми вокруг. Как, кстати, происходит и в наши дни.

Указанное обстоятельство — неумение древнего и средневекового человека, в своей массе, обращаться с большими числами — хорошо видно хотя бы на примере истории денежных величин. Известно, что в средние века денежные единицы были обычно гораздо крупнее, чем сегодня. А денежные суммы, исчисляемые в таких единицах — соответственно гораздо меньше, чем в наше время. Скажем, денежные жалования на Руси в XVII веке могли исчисляться 1-2 рублями или даже долей рубля в год. В XIX веке — это были уже десятки рублей в месяц, а в XX — сотни и тысячи. Или даже миллионы. Далее, с XVI до XIX века в России ходили полушки, то есть четверти копеек, или 1/400-е части рубля [85], т.33, с.652.

Это существенно уменьшало масштаб чисел, выражающих денежные суммы. Сегодня полушек уже нет. И так далее. Масштаб денежных сумм, с которыми людям приходится иметь дело в повседневной жизни, в среднем увеличивается по мере повышения возможностей населения обращаться с большими числами. Сегодня используются карманные калькуляторы. А средневековые люди, в своей основной массе, с денежными суммами, выражаемыми большими числами, иметь дело просто не могли. По той простой причине, что больших чисел они не понимали. Следовательно, они не могли иметь дела и с большими числами в летосчислении. А потому не могли пользоваться счетом лет по неизменной эре. Такой счет лет мог появиться лишь на достаточно высокой ступени развития человеческих знаний.

Выскажем гипотезу. По-видимому, переход к летосчислению по неизменной эре был в значительной степени вынужденной мерой. К ней пришлось прибегнуть поневоле, когда человечество столкнулось с практически непреодолимыми трудностями в установлении хронологии давно прошедших событий. То, что такой способ представляется нам сегодня естественным и простым, — результат привычки, выработанной в течение последних нескольких столетий.

Возникает важный вопрос: какие способы записи дат могли использоваться в действительно старых документах? Имеются в виду оригиналы, а не редакции или подделки XVII века.

Ответ известен. Одним из самых распространенных способов был отсчет лет от первого года воцарения правителя. Такой прием действительно широко применялся в древности и в средние века. Он до сих пор применяется, например, в Японии. Там и ныне летосчисление ведется от начала правления японского императора. С точки зрения хронологии такой способ очень мало что дает, если уже забыто — когда именно правил упомянутый в летописи царь. Чтобы осмыслить подобную дату, необходимо сначала определить время правления царя. Или же — сопоставить его одному из уже известных и датированных царей древности. Далеко не всегда это можно сделать надежно и обоснованно. И в любом случае, нужно иметь достаточно большой запас «датированных царей». То есть — уже протянутую в прошлое хронологическую шкалу. Если такой шкалы нет, то датировки по годам правления в старых хрониках становятся для нас просто немыми. Именно с таким обстоятельством и пришлось столкнуться средневековым хронологам. На заре становления хронологии, в XV-XVII веках, единой хронологической шкалы еще не было. Появившаяся позже хронологическая версия Скалигера-Петавиуса оказалась, как мы сегодня убеждаемся, грубо ошибочной.

Читайте также:  Na rahate луна не знает пути

Несмотря на свою простоту, способ отсчета лет от начала правления сопряжен с чисто практическими неудобствами. Например, каждый раз при смене правления номер года совершает скачок. Причем — на случайную величину. Проследить такое летосчисление всего на 50-100 лет назад может оказаться очень сложно. Придется ВЫЧИСЛЯТЬ, скажем, сколько лет прошло от 3-го года правления поза-позапрошлого правителя до текущего времени. А значит — вспомнить длительности нескольких последних правлений и их последовательность. Что в повседневной жизни не очень удобно. Кроме того, во время смуты, когда правители часто меняются, подобное «летосчисление» может просто перестать работать.

Поэтому в старых летописях применялся и другой, гораздо более изощренный способ счета лет. Также не требующий знания больших чисел, но вместе с тем не привязанный к именам и правлениям царей и не зависящий от смен правлений. А потому обеспечивающий непрерывное, без сбоев и скачков летосчисление. Причем очень долго — теоретически на протяжении приблизительно восьми тысяч лет. Такой способ находится в самой тесной связи с церковной пасхалией и юлианским календарем. Будем называть его «индиктовым способом» или заданием годов «по индиктам». Он состоял в следующем. Номер года задавался не одним большим числом, как сегодня, а сразу тремя маленькими числами. Числа имели собственные названия: «индикт», «круг Солнцу», «круг Луне». Каждое из них ежегодно увеличивалось на единицу, но как только достигало положенного ему предела — сбрасывалось до своего минимального значения — до единицы. А потом снова каждый год возрастало на единицу. И так далее. Таким образом, вместо одного, в принципе бесконечного счетчика лет, используемого сегодня, в индиктовом способе применялось три конечных циклических счетчика. Они задавали год тройкой небольших чисел, каждое из которых не могло выйти из предписанных ему узких границ. Это были:

• Индикт, который менялся от 1 до 15 и снова сбрасывался на 1;

• Круг Солнцу, который менялся от 1 до 28 и снова сбрасывался на 1;

• Круг Луне, который менялся от 1 до 19 и снова сбрасывался на 1.

Летописец, использующий индиктовый способ летосчисления, мог написать, например, следующее: «данное событие произошло в индикт 14, круг Солнцу 16, круг Луне 19. А на следующий год случилось то-то и то-то в индикт 15, круг Солнцу 17, круг Луне 1. А еще через год произошли такие-то события, в индикт 1, круг Солнцу 18, круг Луне 2». И так далее.

Поскольку участвующие в индиктовом летосчислении числа-ограничители 15, 28 и 19 являются взаимно-простыми, то любое их сочетание повторяется только через число лет, равное произведению этих чисел: 7980 = 15 × 28 × 19. Таким образом, повторение индиктовой даты происходит лишь через 7980 лет. Следовательно, на отрезке времени продолжительностью почти восемь тысяч лет индиктовый способ задает год совершенно однозначно.

Индиктовый способ тесно связан с юлианским календарем, с пасхалией и с христианской Пасхой. Похоже, он был изобретен вместе с пасхалией и пасхальными таблицами. Дело в том, что два из трех циклов, используемых в индиктовых датах — а именно круг Солнцу и круг Луне, — как мы уже объяснили выше, связаны именно с юлианским календарем, его високосными годами, днями недели и разбиением на месяцы. Оба цикла имеют самое прямое отношение и к определению дня Пасхи как воскресного дня после первого весеннего полнолуния. Таким образом, индиктовый способ летосчисления в значительной степени основан на пасхальных календарных величинах. Поэтому он, по своей сути, является СЛЕДСТВИЕМ ПАСХАЛИИ.

Известно, что индиктовый способ летосчисления действительно применялся в старинных текстах. Считается, что он использовался в основном в средневековых византийских сочинениях, написанных «очень давно». Но в торжественных случаях индикты указывали еще и в XVII и даже в XVIII веке, уже наряду с годами «от сотворения мира» и (или) «от Рождества Христова». Например, в выходных данных «Следованной Псалтыри» [701] московской печати 1652 года годом издания 7160 («от Адама») и 1652 («от Рождества Христова») указан вместе с индиктом: «индикт 5». Индикт уже не нужен в такой записи, но сохранен, очевидно, по традиции, как остаток старого способа записи дат. Круг Солнцу и круг Луне здесь уже не указаны. Позже, в XVIII веке, перестанут указывать и индикты. Последние остатки старого способа пропадают, таким образом, только на рубеже XVII-XVIII веков.

Русские тексты XVII века содержат очень много остатков индиктовых дат. Причем именно остатков. Полных индиктовых дат в них уже почти не встречается. По-видимому, такие даты переписывались в XVII веке либо как дань ушедшей традиции, либо потому, что в старом тексте была только такая дата. Но переписчики XVII века уже плохо понимали смысл подобных дат. Поэтому в текстах XVII века индиктовые даты вписаны, как правило, в уже неполном, полуразрушенном виде. В тех случаях, когда они сопровождаются также и датами «от Адама», последние, как правило, противоречат индиктовым датам. Это значит, что годы «от Адама» переписчики XVII века взяли откуда-то «со стороны» и вписали в летопись рядом с остатками старых — совершенно других — индиктовых дат. Которые восстановить сегодня, как правило, уже невозможно из-за их неполноты.

Итак, по-видимому, в XVII веке старинный способ счета лет по индиктам, кругам Солнцу, кругам Луне потерял свое практическое значение. Однако в текстах предшествующей эпохи XIV-XVI веков он, очевидно, был еще очень распространен. Переписчики XVII века уже не понимали смысла таких дат и искажали их при переписывании. Не исключено, что в некоторых случаях искажения были внесены намеренно с целью уничтожения старой хронологической традиции. Так, например, часто опускался круг Солнцу. Иногда сами слова «круг Солнцу» или «круг Луне» есть в рукописи, но чúсла, выражающие их значения, уже отсутствуют. И так далее.

Кроме того, в старых текстах круг Солнцу в индиктовой дате мог даваться не прямо, а как «вруцелето такого-то перста». Выше мы говорили, что «круги Солнцу» располагались в пасхальной таблице по пальцам (перстам) «руки Дамаскиновой» и под каждым «кругом Солнцу» указывалось соответствующее ему «вруцелето», рис.19.1.

При этом, как легко убедиться, глядя на рис.19.1, перст и «вруцелето» полностью задают «круг Солнцу». Поэтому, скажем, вместо «круг Солнцу 11» в старинной летописи могло стоять «круг Солнцу 6 на мизинце». В самом деле, смотрим на рис.19.1 и видим, что «вруцелето» 6 на мизинце «руки Дамаскиновой» действительно дает «круг Солнцу» 11. Но переписчик XVII века, уже привыкший к летосчислению по эре, мог не понять такой записи, и, скажем, опустить слово «мизинец». Этим он превращал «круг Солнцу» из 11 в 6. Подобная замена сдвигает индиктовую дату на СОТНИ и даже ТЫСЯЧИ лет.

Приведем пример. В рукописной Палее XVII века (Российская Государственная Библиотека, Отдел рукописей, фонд Румянцевского музея, номер 297) на листе 256 сообщается следующая датировка распятия Христа:

Читайте также:  Парень по имени луна

«Во 18 лето царства Тивериева пострадал Господь наш Ис[у]съ Хр[и]стосъ спасения ради ч[е]л[ове]ча в лето 5530 марта в 30 день в пяток в 6 часе дня, индикта 3, круг Солнцу 7, Луна 14 а пасха жидом».

Сразу отметим, что прямая дата по византийской эре: 5530 год «от Адама», противоречит как указанному тут же индикту, так и кругу Солнцу. В самом деле, легко подсчитать, что в 5530 году «от Адама» индикт был равен 10, а не 3, а круг Солнцу был равен 14, а не 7. Между тем в тексте четко сказано, что индикт равен 3, а круг Солнцу 7.

Далее, круг Луне вообще не указан, а написано, что была «14 Луна и пасха иудейская». Здесь «14 Луна» означает полнолуние в иудейскую пасху. Тут же в старой дате должен был стоять и круг Луне, но переписчик XVII века, по-видимому, не поняв, почему Луне сопоставлены сразу две различные цифры, опустил одну из них «для ясности». В результате круг Луне был потерян. Это, кстати — не единичный случай для рукописей XVII века.

Обратим внимание, что в рукописи сказано, что 30 марта была пятница. Но в 5530 году 30 марта был понедельник. Из приводимых в Приложении 5 к ХРОН6 таблиц видно, что 30 марта приходилось на пятницу в 5533 году. Возможно, здесь описка (опущена тройка, а ноль в церковно-славянских цифрах не пишется) и следует читать 5533 год вместо 5530-го. Однако это не спасает положения. В 5533 году индикт был равен 13, круг Солнцу 17, круг Луне 4, см. таблицы в Приложении 5 к ХРОН6. В рукописи мы видим во всех случаях другие цифры.

В такой ситуации разобраться — какова была полная индиктовая дата распятия Христа в старом документе, из которого сделана выписка в Палее XVII века, — трудно. Ясно лишь одно — этой датой не мог быть ни указанный в рукописи 5530 год от Адама, то есть 22 год н.э., ни вероятно подразумеваемый (с учетом описки) 5533 год от Адама, то есть 25 год н.э. Поскольку и в 5530 и в 5533 годах индикт и круг Солнцу были совсем другие.

Из приведенного примера следует важное для хронологии замечание. Зададимся вопросом — насколько устойчивы индиктовые даты к возможным искажениям — ошибкам при переписывании и т.д.? И тут обнаруживается очень интересная картина.

Оказывается, для времен, близких к текущему времени, индиктовые даты обладают ТРОЙНОЙ устойчивостью по сравнению с привычными нам датами по эре. В самом деле, индиктовая дата состоит сразу из трех независимых чисел. Вкралась ошибка в одно или даже два из них — оставшиеся неиспорченными помогут восстановить исходное значение года. Но для этого надо ЗНАТЬ ПРИМЕРНУЮ ДАТУ.

Но если индиктовая дата относится к неизвестному времени, скажем, обнаружена переписчиком в старинной летописи, рассказывающей о событиях, датировка которых ему неизвестна, — такая дата оказывается совершенно неустойчивой к малейшим ошибкам в цифрах. Скажем, ошибка в индикте всего на одну единицу приводит к смещению всей даты на 532 года. То есть — на произведение величин двух других циклов — круга Солнцу и круга Луне. Ошибка в индикте на две единицы сместит дату на 1064 года. Неточность в круге Луне на единицу даст ошибку в дате на 15 × 28 = 420 лет. И так далее. Таким образом, малейшая неточность в любом разряде любого из трех чисел, задающих индиктовую дату, отбрасывает саму дату на СОТНИ И ТЫСЯЧИ лет. Именно поэтому в пределах современной хронисту эпохи такие ошибки не страшны — они исправляются им автоматически. Но стоит вступить в область неустановленной хронологии и индиктовые даты будут приводить к ОГРОМНЫМ хронологическим ошибкам. Так оно и было в XVI-XVII веках, когда средневековые хронологи пытались разобраться в датировках старинных летописей. Сделанные ими ошибки, — многие из которых были невольными, — вошли в скалигеровскую версию хронологии и «застыли» в качестве хронологической догмы.

Есть еще одна особенность индиктовых дат, когда примерная эпоха даты неизвестна. Индиктовые даты сами по себе, без громоздких вычислений, ничего не говорят о том, на каком временнóм расстоянии они расположены от современной переписчику эпохи. И вообще — от некой другой даты — будь она тоже индиктовая или нет. Более того — далекая индиктовая дата ничего не скажет даже о том — находится ли она в прошлом или в будущем. В индиктовых датах нет явной упорядоченности. Чтобы понять — какая из двух индиктовых дат была раньше, а какая позже, приходится производить громоздкие расчеты. Без калькулятора (причем — программируемого) такие расчеты провести совсем непросто. Ясно, что средневековые переписчики и даже специалисты-хронологи далеко не всегда могли во всем этом разобраться.

В результате, глядя на старинную летопись, средневековый хронист мог ошибиться даже в том — идет ли в ней речь о давно прошедших событиях или же она представляет собой некое пророчество о далеком будущем. В результате пророчества о будущем, которые были весьма распространены в средние века, и описания уже произошедших событий могли при позднейших переписываниях перепутываться, смешиваться между собой. Скорее всего, именно тогда, когда все указанные неудобства индиктовых дат всплыли на поверхность, — то есть в эпоху попыток установить правильную хронологию древности, — индиктовые даты были заменены в конце концов на летосчисление по эре «от сотворения мира». Произошло это, по всей видимости, в эпоху XIV-XV веков.

Начало первой «глобальной» эры вычислили, скорее всего, на основе уже сложившейся системы индиктовых дат, то есть на основе пасхалии. А именно, рассчитали такой год, который обладал одновременно единичным индиктом, единичным кругом Солнцу и единичным кругом Луне. Такой «замечательный» год повторяется лишь через 15 × 28 × 19 = 7980 лет. Ясно, что взяли ближайший из таких годов в прошлом. На него и установили первый год нововведенной русско-византийской эры «от Адама». По другим вычислениям, основанным на каких-то других циклах типа индиктовых, или вообще на основе других идей, — могли получаться и другие начальные точки отсчета. Так, вероятно, получилась не одна эра «от сотворения мира».

По всей видимости, подобные вычисления впервые проделали около 1409 года, когда кончился предыдущий великий индиктион и начался следующий. То есть — за несколько десятков лет до 1492 года н.э., который оказался 7000-ным, то есть «последним», согласно вновь вычисленной средневековыми хронологами «истинной» эре. Поэтому именно этот год и «назначили» годом конца света. Известно, что на Руси и в Европе ожидали конца света именно в 1492 году.

Что касается начала практического применения эры «от сотворения мира» (или «от Адама»), то оно, скорее всего, приходится уже на XVI век. До этого, вероятно, пользовались еще индиктовыми датами.

Источник

Adblock
detector