Кайдзю
Дайкайдзю Годзилла из одноимённого фильма 1954 года
Кайдзин Даймадзин из одноимённой трилогии
Кайдзю (яп. 怪獣 кайдзю: ? ) — японское слово, означающее «странный зверь», но чаще переводимое как «монстр». Обычно используется в жанре токусацу.
Связанные термины включают в себя: кайдзю эйга (яп. 怪獣映画 кайдзю: эйга ? ) — фильм о «кайдзю»; кайдзин (яп. 怪人 ? ), относящееся к гуманоидным монстрам, и дайкайдзю (яп. 大怪獣 дайкайдзю: ? , «гигантский монстр»), обозначающее более разнообразные виды монстров.
Наиболее известный кайдзю — это Годзилла. Среди других хорошо известных кайдзю: Мотра, Ангирус, Родан, Гамера и Кинг Гидора. Термин ультра-кайдзю (яп. ウルトラ怪獣 ? ) — это сокращённое название для ультрамонстров в «Ультра-серии».
Концепция
Кайдзю обычно смоделированы из реально существующих животных или мифологических созданий. Тем не менее существует несколько экзотических примеров. В «Choujin Sentai Jetman» показаны монстры на основе светофоров, кранов и помидоров. «Kamen Rider Super-1» включает в себя целую армию монстров на основе бытовых предметов, таких как зонтики и лестницы.
В то время как термин «кайдзю» на Западе используется для описания монстров из токусацу и японского фольклора, такие монстры как вампиры, оборотни, Чудовище Франкенштейна, мумии и зомби рискуют вскоре тоже попасть в эту категорию. Например, Чудовище Франкенштейна уже побывало кайдзю в фильме «Франкенштейн против Барагона», созданном компанией Toho.
Кайдзю обычно изображаются как пушечное мясо на службе более великого зла. Некоторые кайдзю — это элитные воины, которые служат «правой рукой» у какого-нибудь великого злодея и бывают уничтожены силами героев. Другие имеют нейтральное мировоззрение и несут разрушение только в ярости. В ранние годы токусацу «героических» монстров можно было увидеть только в фильмах «Daikaiju Eiga» и никогда после вплоть до начала производства телевизионных токусацу, которые начали использовать кайдзю как помощника главного героя, спасающего гражданских, или демонстрирующего некое подобие полноценной личности. Эти кайдзю переняли многие классические черты монстра, появляясь как «непонятое существо». Некоторые кайдзю околачиваются около героев, вызывая комедийные моменты, в отличие от более «мрачного» подхода к этим персонажам со стороны более старых франчайзов, например, «Kamen Rider Series».
Источник
Годзилла: Полувековая война. Главные монстры кайдзю-франшизы
Ангирус
Ангирус — первая после Годзиллы громадина, рожденная неистощимой японской фантазией. Дебют состоялся в далеком 1955 году в фильме «Годзилла снова нападает». Как и Годзилла, Ангирус является древним ящером, который был пробужден взрывом ядерной бомбы.
Занятный факт: по сюжету фильма ангирус имеет научное название «ангирозавр». В реальности такой рептилии никогда не существовало, зато в мезозойскую эру жил анкилозавр — практически брат-близнец ангируса. Такой же «танк», спину которого защищал непробиваемый панцирь, а хвост венчала массивное булавоподобное уплотнение. Ну с поправкой на то, что размерами анкилозавр, конечно же, уступал исполинскому японскому «собрату». Ангирусу к этой внушительной амуниции добавили плотный покров из шипов, что добавляет ему сходство еще и с ежом. В разное время в разных фильмах монстр был то врагом, то союзником Годзиллы. На сегодняшний день считается одним из главных персонажей в мире кайдзю.
Родан
На календаре 1956 год. На японских киноэкранах новинка под названием «Радон», на тот момент никак не связанная с «Годзиллой». Сюжет фильма вертится вокруг двух гигантских птеранодонов (отсюда, по сути, и имя — Птеранодон-Радон), древних летающих ящеров, которые неожиданно появились на свет в современном мире.
Следующее появление Радона в кино состоялось уже в одной ленте с самим Годзиллой — так уж полюбился зрителю этот крылан. Кстати, Роданом это создание нарекли уже в американском прокате, якобы для большей благозвучности. С тех пор так и повелось. Главное оружие Родана/Радона — его размашистые крылья, силы которых хватает, чтобы порождать целые вихри. В целом же, его внешность по сравнению с древним прообразом не приобрела каких-либо изменений. Погуглите «птеранодон» — увидите, по сути, того же Родана, только размерами скромнее. Занятный факт: существует версия, что этот гигант был олицетворением ядерной угрозы Стране восходящего солнца со стороны СССР, по аналогии с Годзиллой, воплотившим страх Японии перед американскими боеголовками. Ну и времечко же было.
Еще о Годзилле:
Мотра
Мотру знают и любят, кажется, все фанаты кайдзю. Феерических размеров бабочка, которая, как и Родан, поначалу не была связана с Годзиллой никакими кинематографическими узами. Впервые эта мадам Баттерфляй засветилась на экране в 1961 году в фильме «Мотра». Как приличная бабочка, Мотра изначально была личинкой, вылупившейся из яйца из-за того, что ее служительницы были вероломно похищены интервентами с большой земли (на своём укромном и, разумеется, пораженном радиацией островке Мотра была божеством). Добравшись до цивилизации Мотра трансформируется сначала в кокон, а затем в полноценную взрослую леди-Мотру, после чего и обрушивается на зарвавшихся похитителей.
Главное оружие Мотры — ее крылья, взмахи которых образуют шквалы ветра, сносящие на своем пути почти все движимое и недвижимое. С Годзиллой же мега-бабочку познакомили через год после ее дебюта, в 1962-м. С тех пор их неоднократно сталкивали в фильмах, но со временем Мотра обрела амплуа эдакой Афины в мире кайдзю — разумной, но боевой спасительницы, способной и человечество спасти, и Хэдору на скаку остановить.
Хэдора
Есть подозрение, что Лавкрафт, проживи он ещё лет 50, непременно описал бы Хэдору как-то вроде «хтоническое создание циклопических размеров». Смотришь на этого представителя семейства кайдзю, и невольно вспоминаются мифы Ктулху. Судите сами: во-первых, он прибыл на Землю из неизвестного человечеству уголка вселенной, будучи еще головастиком. Приземлившись в загрязнённый залив, он начал жадно поглощать нечистоты, бездумно сбрасываемые близлежащими корпорациями в лоно матушки-природы, в результате чего Хэдора стремительно вырос в размерах. Итогом этого становится формирование нового вида кайдзю, имеющего не вполне цельную форму и представляющего собой жуткий сгусток различных субстанций — настоящий крадущийся хаос. Хэдора способен летать, поражать соперников токсичных субстанциями и ударами тепловых лучей из скрывающихся в толще скверны красных глаз.
Кинодебют Хэдоры состоялся в фильме 1971 года «Годзилла против Хэдоры», который, по сути, представлял собой высказывание авторов на тему загрязнения человеком окружающей среды и необходимости принятия решительных мер в этом вопросе. В финале фильма Хэдора оказался повержен; экологическая проблема, спустя 48 лет, к сожалению, все также остается актуальной.
Источник
Топ 8 самых страшных кайдзю киновселенной Годзиллы 1954 — 2019
Днем рождения специфического поджанра блокбастеров, именуемого «кайдзю-эйга», что в переводе с японского означает «монстр-кино», можно считать 27-е октября, так как именно в этот день, почти 66 лет назад, в Стране Восходящего Солнца был выпущен в прокат фильм, открывший новую страницу массовой культуры, сорвавший всеобщие овации как зрителей, так и критиков, ставший родоначальником новой волны кино о гигантских чудовищах и роботах, разрушающих хрупкий человеческий мирок, и ныне занимающий почетное место в многочисленных списках лучших кинолент столетия.
Помимо немереного объема сиквелов и перезапусков как на исконной культурной родине, так и за рубежом, кинематографическая вселенная студии Toho подарила нам с вами множество разнообразных водоплавающих, летающих и инопланетных страшилищ, так или иначе взаимодействующих с шипастым антигероем, участвующим во всех фильмах, где они появлялись.
И на фоне некоторых из них сам ранее упомянутый «протагонист» высотой около нескольких сотен метров, испепеляющий все вокруг своим атомным дыханием, смотрится очень даже симпатичным.
Ниже представлены восемь кайдзю, ради которых я с удовольствием бы пошёл за свои деньги смотреть последнюю третью часть Monsterverse — «Годзилла против Конга». Каждый из них добавил бы в фильм с рейтингом PG-13 столь недостающие омерзение, холодок в крови и старый-добрый страх.
8. Кумонга
«Сын Годзиллы» показал публике не очень оригинального, но несомненно внушающего страх гигантского плотоядного паука Кумонгу.
Хотя большую часть жизни он проводит под землей, иногда эта тварь поднимается на кормежку — охотиться на всё, что может поймать и убить.
Длинные, неестественно двигающиеся лапки неторопливо приближают своего хозяина к намеченной цели.
Захватив жертву, она приближается к ней, словно наслаждаясь паникой и болью, которые вызывает, прежде, чем нанести удар своим ядовитым жалом.
Несмотря на свою уязвимость перед огнем, Кумонга, тем не менее, вступила в ожесточенную битву против Годзиллы и его отпрыска, даже ослепив Короля Монстров на один глаз — прежде чем наконец-то сгорела.
С тех пор, она «выползала» в двух других фильмах — «Годзилла: Парад монстров» и «Годзилла: Финальные войны», но никогда — с такой пугающей силой и жаждой крови, как в своем дебюте.
7. Орга
Один из наиболее успешных фильмов обновленной серии франшизы о похождениях грозы всех чудовищ, «Годзилла: Миллениум» снискал популярность во многом благодаря тому, что вернул радиоактивному ящеру его свирепость, безжалостность и неприязнь к роду человеческому.
Все то же самое, только в гипертрофированной форме, было присвоено его извращенной искусственным интеллектом, генетически неполноценной копии, берущей очень многие черты у Карпентерского «Нечто».
Единственное, что нужно этой панцирной нечисти с когтями в половину длины собственного тела — найти и абсорбировать в себя прототип, из тканей которого она сама была выращена.
Оно не чувствует ничего, кроме ненависти.
Оно никогда не будет отдыхать, пить, думать.
Оно не перестанет идти за тобой, через тысячи лет прорывая себе путь через любые препятствия.
Оно найдёт тебя.
Найдёт тебя даже на краю света.
И оно не остановится ни на секунду, никогда, до тех пор, пока не убьёт тебя.
6. Хедора
Подобно тому, как Годзилла изначально задумывался в качестве метафоры угрозы ядерной катастрофы, Хедора воплотил в себе другой важный в японском обществе вопрос: загрязнение окружающей среды.
Ёсимицу Банно придумал Хедору, проходя мимо сильно загрязненного индустриального парка. Заметив густые облака смога в небе и илистую пленку на поверхности океана, Банно предположил, что бы произошло, если бы пришелец из космоса приземлился в этих водах и произвел монстра, и что случилось бы, если бы такой монстр рос и развивался, питаясь мусором и отходами.
Толпы людей тонут в едком иле, выброшенном из тела этой сущности, их трупы за минуты превращаются в скелеты, дети вдыхают его токсичные пары и теряют сознание, даже Годзилла остается в шрамах и частично ослеплен до того, как внеземная угроза наконец-то устранена.
Хотя, внеземная ли?
5. Гидора Смерти
Было бы халатностью не занести в этот список, по крайней мере, одного члена обширного семейства трехголовых драконов родом из иных миров, имеющих фамильную ненависть к Ящеру с Земли.
Если сравнивать кинокомиксы с монстроуозными блокбастерами, Монстра Зеро можно смело называть Кайдзю-Джокером всех фильмов про Годзиллу.
С клоуном-убийцей его объединяет и полностью иррациональное поведение, и резко контрастирующий с архи-врагом, отчасти роскошный, яркий внешний облик, и даже те знаменитые звуки, которые Гидора издаёт, очень похожи на хихиканье:
И, если проводить параллели между всеми многочисленными Гидорами и Джокерами, появлявшимися на экране за более чем пятьдесят лет, то так называемой Дес-Гидоре будет отводиться образ Джокера Хита Леджера.
Не из-за того, что актер в костюме персонажа сыграл как-то гениально, а потому что это существо — самая темная инкарнация персонажа Гидоры, даже темнее, чем версия Legendary Pictures.
Неплохая характеристика от анонима:
Дес-Гидора — это как тот психованный дядя Кинг Гидоры, о котором в его семье никто никогда не говорит, и не выдерживает даже мысли о нём, испытывая припадки ПТСР от видений того адского беспредела, который он творил при жизни.
4. Разрушитель
Моя жизнь состоит в твоей гибели.
Разрушитель своим существованием воплощает это клише. Он в буквальном смысле появился на свет благодаря тому самому знаменитому в Toho-мифологии «Разрушителю кислорода», прикончившему Годзиллу в первом фильме, когда тот ещё соответствовал образу «проклятия человечества».
Изначально представляемый как один из «двойников» Годзиллы наподобие Биолланте, Космо-Годзиллы и Орги, благодаря мастерству иллюстратора Миноды Йоширу было решено сосредоточить внимание на чистом садизме и агрессии нового монстра, чья предыстория связана с Королем Монстров слишком тесно, чтобы сделать из него противника на один фильм.
Цитируя Джеймса Рольфа:
Чёрт, эта штука выглядит как самая гребаная реинкарнация Сатаны.
Действия «штуки» соответствуют его устрашающей внешности.
Майлз Имхофф, сайт Toho Kingdom:
Возможно, это самый бессердечный и жестокий кайдзю из когда либо созданных нами.
Красноватые и синеватые оттенки, расколотый панцирь, неровная, угловатая фигура — все это отлично смотрится в контексте существа, которое мы хотели показать: демона.
Многие его формы, принимаемые по сценарию картины, злобные и неправильные, но последняя вызывает мороз по коже.
Изображение его безжалостного убийства сына Годзиллы — форма жестокости, ранее нами не используемая.
Один этот момент лучше всего описывает такого героя.
3. Биолланте
Уже можно было бы догадаться, что скрещивать клетки Годзиллы с другими организмами, или пытаться повлиять на них и вырастить нечто новое — это плохая идея.
Очень, очень плохая идея.
Для кайдзю, появившегося во всего одном единственном фильме и более нигде, этот — обладатель на редкость трагической истории происхождения и ещё более редкого, очень страшного физического воплощения, по личному мнению автора текста, вдохновившего внешность обладателя первого места среди участников данного топа.
Начинаешь ещё больше чувствовать ужас самой сущности Биолланте, когда осознаешь, что из всех кайдзю, когда-либо сражавшихся с Годзиллой, она — единственная, кто имеет в своем геноме человеческую ДНК… А её крики поначалу напоминают мольбу о помощи маленькой девочки.
Перед тем, как стать агонизирующим рёвом, в котором можно буквально услышать исполненное боли: УБЕЙ МЕНЯ, ПОЖАЛУЙСТА.
Вот почему в 2017-м, когда я, как и многие другие с «Зоны Ужасов», пошел в кинотеатр на новую экранизацию Стивена Кинга, Пеннивайз Билла Скарсгарда с его пастью мутировавшей акулы почти меня не испугал.
В возрасте восьми лет я уже успел увидеть на пиратской видеокассете вот это.
2. Оригинальный Годзилла 1954-го года
Если бы Годзилла был динозавром или каким-то другим животным, он был бы убит только одним пушечным ядром. Но если бы он был равен по мощи атомной бомбе, мы бы не знали, что делать. Итак, я взял характеристики атомной бомбы и применил их к Годзилле.
Это высказывание Исиро Хонды прекрасно дает понять, почему Годзилла 1954-го года остается не только одним из самых важных фильмов о монстрах, но и одним из самых пугающих.
И это не могло случиться без человека, сидящего в кресле режиссёра.
Во время предварительной подготовки уже было решено, что Годзилла будет порожден испытаниями водородной бомбы в Тихом океане, но команда, работающая над созданием фильма, не до конца выразила метафору, связанную с персонажем.
Просто у них еще не было персонажа.
Автор оригинальной истории Сигэру Каяма изобразил Годзиллу строго мотивированным жаждой выживания любой ценой; так, слон выходит из леса на поле, чтобы полакомиться урожаем деревенских жителей, и большая часть разрушений, вызванных им, были спровоцированы банальным голодом, а не желанием уничтожить человеческую расу.
Столкнувшись с вооруженным отпором, зверь стал раздражаться, желая уйти назад в лес, а не вступать в драку.
Превращение монстра в непоколебимого, бесчувственного живого двойника водородной бомбы было одним из тех гениальных решений, которые Хонда привнес в проект — тем, что окупилось на все двадцать пять баллов из десяти.
В готовом фильме Годзилла безжалостно истребляет всё, что видит. Здания буквально разорваны на куски. Целые районы опустошены. Убегающие мирные жители испаряются атомным огнем. Журналисты в ужасе кричат, когда телебашня, внутри которой они находятся, опрокинута. Все вокруг становится пылающим адом. Дети остаются без родителей или отравлены радиацией. Единственный видимый мотив Годзиллы для большой резни, которую он устраивает — причинять боль и страдания. И, когда все сказано и сделано, какова была цель атомной бомбы? Быть посланником смерти и принести её туда, куда только возможно.
Как говорит один из героев фильма, Годзилла ничем не отличается от призрака Второй мировой войны, все еще преследующей японцев.
В дополнение к метафорическому аспекту, Хонда и режиссер спецэффектов Эйдзи Цубурая одержали ещё одну крупную победу, заставив бояться своего зверя посредством умной кинопостановки. Почти всегда Годзилла появляется ночью и практически постоянно демонстрируется зрителю снизу вверх, чтобы подчеркнуть его размеры и вес.
Первый же крупный план монстра на фоне береговой линии Токио, с сотнями кричащих людей, бегущих на переднем плане, остается одним из самых потрясающих и ужасающих кадров в истории кайдзю-эйга.
1. Годзилла «Истинный»
Мы знали, что мир уже не будет прежним. Кто-то смеялся. Кто-то – плакал. Большинство молчали.
Я вспомнил строку из священной книги индуизма, Бхагавадгиты; Вишну пытается уговорить Принца, что тот должен выполнять свой долг, и, чтобы впечатлить его, принимает свое многорукое обличье и говорит:
«Я — Смерть, великий разрушитель миров…
Эти слова физика Роберта Оппенгеймера очень крепко приклеились к Годзилле после первого фанатского тизера американского ремейка.
И её вполне справедливо можно применить к любой версии Годзиллы за все 65 лет его появлений в кино, комиксах и компьютерных играх, будь то последняя надежда человечества, движимое инстинктами животное или уничтожающий все на своём пути бич божий.
Но только не к этой.
Это — не дезинсектор планеты, не её завоеватель и не её защитник.
Это — кошмар, сотканный из невообразимых страданий, бесконечной агонии и безумия, сошедший со страниц манги Дзюндзи Ито, фильмов Дэвида Кроненберга и самых хардкорных сценариев ядерного апокалипсиса.
Подобный абортированному эмбриону из тела, заражённого радиацией, каждая черта которого искажена болью, перекручена в нечто непередаваемо уродливое, блюющий кипящей кровью и жарким паром, с высохшей, растрескавшейся так, что видны мышцы, кожей, раздираемый на части опухолями, из которого торчат части тел других животных, буквально вросших заживо в его тело, а вырезанные сцены дают ещё более подробное представление о том, что за мерзостью является новый Годзилла — в темноте, подобно драгоценным камням, в свете фонаря из оторванных взрывом ракет, фрагментов плоти — сияют скопления глаз и челюстей разного размера, которые продолжают двигаться.
Настоящая инкарнация Бога, как его называет одна из женщин-учёных.
Самый кровавый, тошнотворный, страшный и трагический Годзилла всех времен.
Источник