Лексическая тема: «Космос»
материал
Рекомендации для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmos_.docx | 130.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Космос»
космос, комета, космонавт, ракета, метеорит, корабль (космический), космодром, станция, спутник, полёт, планета, планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер и т. д.).
осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться .
первый, космический, межпланетный, звёздное.
Объясните ребёнку, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп .
Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.
— Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики .
— Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты .
— Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции .
— Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.
— Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин .
— Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром .
— Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр .
— Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля .
— Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп .
Упражнение «Один — много» на употребление мн. числа существительных в родительном падеже.
Один космонавт — много космонавтов.
Одна ракета — много ракет и т.д.
«Составь предложение из слов».
Ракета, космос, летать, в.
Космонавт, в, летать, космос.
Развитие слухового внимания, памяти.
Предложите ребенку внимательно послушать сказку и постараться ее запомнить . «Жил на свете Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду — Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни и смерти. Но время шло. Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда он решил полететь к Солнцу, чтобы все увидеть самому. «Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь!» — решил он. «Что ты, что ты, — заскрипела карета, — мне не выдержать такого длинного путешествия — развалюсь по дороге! Ведь оно продлится не менее 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!» Послушался Звездочет, выбрал машину. Но едва он взялся за руль, как зафырчал мотор: «Фр-ррр! Не буду включаться. Сто лет работать без отдыха не делаю!» Решил Звездочет взять самолет. Сказал он самолету: «Отнеси меня, пожалуйста, к Солнцу! Я очень тороплюсь, сколько лет для этого надо?» «10 лет. Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха и моим крыльям не на что опереться. Иди к моей сестре-красавице ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве». Так Звездочет и поступил. Но только он собрался занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце, и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул: «Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?» Обрадовался Звездочет, потянулся за солнечным лучом и пропал из глаз. «
Вопросы после прочтения:
— Что наблюдал Звездочет ночью?
— Что он наблюдал днем?
— Куда решил полететь Звездочет?
— Какие виды транспорта решил использовать Звездочет, чтобы осуществить свою мечту?
— Сколько времени нужно ракете, чтобы долететь до Солнца?
— Сколько времени понадобилось солнечному лучу?
Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным.
1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5.
1 ракета, 2 ракеты, 3. 4. 5.
1 космический корабль, 2. 3. 4. 5.
1 скафандр, 2. 3. 4. 5.
Словесная игра «Подскажи словечко».
Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз.
На корабле воздушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете).
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля).
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп).
Посчитать совсем не просто
Ночью в тёмном небе звёзды.
Знает все наперечёт
Звёзды в небе … (звездочёт).
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин).
Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт … (луна).
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … (спутник).
У ракеты есть водитель,
А по-русски … (космонавт).
Игра «Скажи наоборот» Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы). Например:
далёкий — близкий, тесный — . , большой — . , улетать — . , высокий — . , взлетать — . известный — . , включать — . , тёмный — . , подниматься — . , яркий — .
Игра «Сосчитай -ка » Цель: развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными). Например:
Один большой метеорит, два больших метеорита. пять больших метеоритов.
Одна яркая звезда, .
Одна быстрая ракета, .
Один опытный космонавт, .
Одна далёкая планета, .
Игра «Составь предложение» Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание. Ход игры: Взрослый предлагает ребенку послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение.
В, космонавт, летит, ракете.
Звёзды, светят, небе, на.
В, корабль, космический, полёт, отправляется.
Падает, с , комета, неба, хвостатая.
Стихи для чтения и заучивания наизусть
В тёмном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной. В. Степанов
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Текст для пересказа
Г. Цыферов ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?
— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь. Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь. Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там.
— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду.
Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.
О чём спросил кузнечик однажды?
Что сказал лягушонок?
Что говорили большие слоны о звёздах?
Что думали о звёздах большие медведи ?
Что рассказал о звёздах лягушонок
Совместно со своими детьми посмотрите развивающие документальные фильмы:
1. «Какие есть планеты»
2. «Космос, ракеты и другой космический транспорт»
3. «Планеты солнечной системы»
4. «География для самых маленьких»
5. «Астрономия для самых маленьких»
1.»Пеппа в космосе «Учим планеты солнечной системы»
2. «Увлекательное путешествие в Космос» 1 СЕРИЯ
3. «Увлекательное путешествие в Космос» 2 СЕРИЯ
3. Развивающий мультик для детей «Малыш космонавт»
4. «Панда Кики и Наша солнечная система»
Заучить считалки, с помощью таких считалок дети быстро запомнят порядок расположения планет Солнечной системы.
Светит Солнце, а вокруг
Есть планеты, девять штук.
Вам планеты по порядку
Перечислю я сейчас:
Номер «девять» звать Плутон.
Тот, кто лишний, выйди вон!
На Луне жил звездочёт,
Он планетам вёл подсчёт:
Девять — дальше всех Плутон…
Кто не видит — выйдет вон!
Поиграйте в совместные игры:
Ход игры: играющие, делают ласточку и стоят на одной ноге, так, как можно дольше. Кто встал на вторую ногу, выходит из игры. Выигрывает тот, кто простоял на одной ноге дольше всех.
Ход: Ведущий бросает мяч игроку, называя слово по предложенной теме. Игрок ловит мяч и составляет предложение с данным словом, возвращая мяч ведущему. Ведущий посылает мяч следующему игроку с новым словом и т. д.
«Составить предложение из слов»
Космонавт, в, летать, космос.
Ракета, космос, лететь, в.
Луна, земля, меньше.
Луна, вращаться, земля, вокруг.
«Определи, что лишнее и почему»
Солнце, луна, лампа.
Звезда, планета, ракета.
Лежит ковер, большой, большой, а не ступишь на него ногой.
По голубому блюду золотое яблочко катится.
Нарисуйте рисунок или изготовьте поделку на тему космоса, для лучшего закрепления материала.
Приятной творческой недели в изучении загадочного космоса совместно со своими малышами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективное развитие интегративных качеств детей с ТНР возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работевсех .
Разнообразные и в том числе авторские игровые задания направлены на развитие языкового анализа у детей с нарушением речи помогут родителям и воспитателям в работе по лексической теме «Космос».
Презентация «Загадочный космос».
Материал содержит подборку стихотворений, художественной литературы, загадок, физминуток, конспектов занятий и бесед, дидактических игр по теме «Космос».
Конспект логопедической НОД направлен на развитие лексико=грамматических категорий и связной речи детей с ОНР. Информация также будет полезна для педагогов ДОУ.
дети должны знать существительные, глаголы и другие части речи, связанные с темой «Космос».
Дать элементарные научные знания, термины, представления, доступные пониманию детей среднего дошкольного возраста о космосе, звезде Солнце, планете Земля с опорой на ведущие виды деятельности дошкольн.
Источник
Лексическая тема «Космос»
Содержимое публикации
Лексическая тема: «День космонавтики».
Расширение словарного запаса детей:
Существительные: Земля, Луна, Солнце, Марс, космос, планета, звезда, корабль, ракета, космонавт, спутник, комета, созвездие, станция, скафандр, отсек, невесомость, туманность, телескоп, астроном, затмение, орбита.
Глаголы: лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать.
Прилагательные: солнечный, лунный, земной, звездный, космический, искусственный, межзвездный, межпланетный.
Наречия: быстро, медленно, темно, светло, близко, низко.
Расскажите детям о космосе.
Наша Земля — это огромный шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и леса. А также живут люди. Наша Земля и все, что ее окружает называется Вселенной, или космос . Кроме нашей голубой планеты есть и другие, а также звезды. Звезды — это огромные светящиеся шары. Солнце — тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы его видим и ощущаем его тепло.
Солнце – это большая и очень горячая звезда, – огромный, раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло.
Не все звезды такие, как Солнце. Бывают и маленькие звездочки, и средние, и огромные – больше Солнца.
Кроме Земли в солнечной системе есть еще 8 планет, у каждой планеты свой путь, который называется орбитой.
По порядку все планеты
Назовет любой из нас :
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Луна – это спутник нашей планеты, она находится всего в трех днях пути. Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки. Мы видим луну только ночью.
Кометами называют ледяные тела, выделяющие в пространство газ и пыль. Очень часто их называют «грязными снежками», обладающими шарообразной формой.
Если в ясную ночь поднять в небо глаза, то можно увидеть множество сверкающих, различных по размеру огоньков, которые словно россыпь бриллиантов, украшают небосвод. Эти огоньки называются звезды. Часть из них как будто собраны в скопления и при длительном рассматривании их можно разделить на определенные группы. Такие группы человек назвал «созвездия».Некоторые из них могут напоминать форму ковша или затейливые очертания животных, однако, во многом, это лишь плод воображения.
Ученые, которые наблюдают за звездами и изучают их, называются астрономами.
Раньше люди не знали ничего о космосе, о звездах и считали, что небо — это колпак, который накрывает Землю, а звезды к нему крепятся. Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце и Луна вокруг нее вращаются.
Спустя много лет астроном Николай Коперник доказал, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Ньютон понял, почему планеты вращаются вокруг Солнца и не падают. Они все летят вокруг Солнца по своему пути.
Так ученые открывали тайны космоса. В средние века изобрели телескоп, с помощью которого ученые наблюдали за звездами.
В космосе еще много загадок, так что астрономам хватит работы надолго.
Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин.
12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе!» Мгновенная мечта людей о полете в космос сбылась. Самолетом до космоса нельзя долететь. Юрий Гагарин летел на космическом корабле. Таких летчиком называют летчиками-космонавтами. Люди нашей страны гордятся тем, что в космос первым полетел наш человек. И первая фраза Юрия Гагарина стала крылатой и знаменитой на весь мир: «ПОЕХАЛИ!»
Полет вокруг Земли длился 108 минут. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов, международных космических экипажей.
Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.
– Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики.
– Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты.
– Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции.
– Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.
– Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин.
– Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром.
– Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр.
– Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля.
– Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.
Упражнение: «Построй ракету».
Цель: развивать воображение, смекалку, мелкую моторику.
Задание: предложите ребенку построить ракету из счетных палочек.
Упражнение «Четвертый лишний».
Цель: учить анализировать, находить родственные слова и исключать слова с другим значением.
Солнце, сон, солнечный, солнышко.
Космос, косматый, космонавт, космический.
Планета, план, планетный, планетарий.
А какие слова остались? Как мы называем эти слова? (слова-родственники).
4. Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением
5. Игра «Исправь ошибки»
Цель: развитие слухового внимания, памяти, мышления.
Космонавт продает мебель.
Шофер приготовился к полёту на Марс.
Почтальон продаёт газеты в киоске.
В парикмахерской подстригает людей медсестра.
Портниха покрасила окна.
Повар приготовила нитки и пришила пуговицы.
С детьми проводит занятие кассир.
6. Дидактическая игра «Где какой?»
Цель: учить образовывать прилагательные.
На Земле – земной
На Луне – лунный
На Солнце – солнечный
На планете – планетный
Между звезд – межзвездный
Между планет – межпланетный
7.Предложите детям отгадатьзагадки:
Утром выглянем в оконце –
Нам навстречу светит…(солнце)
Светит, сверкает, всех согревает (Солнце)
Рассыпался горох на тысячу дорог (Звезды)
Овцы не считаны,
Пастух рогат (Небо, звезды, месяц)
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка. (Месяц)
Ночью светит нам она,
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд Калейдоскоп
Астрономы в. (телескоп)
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд.
Как одинокий таинственный путник,
Летит по орбите искусственный . (спутник)
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар. (Земля)
У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут. (Месяц)
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной — . (комета)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, Ей не до сна,
В небе светит нам . (Луна)
8. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладоши)
планеты будем мы считать.
К Солнцу ближе всех Меркурий, (загибаем пальцы на каждое название планеты)
На Венеру полюбуюсь,
Вот Земля — наш дом родной,
Шар любимый голубой.
Мимо Марса пролетаю,
И Юпитер наблюдаю.
Вот Сатурн и Уран
Показали кольца нам.
Дальше всех от Солнца он.
Все планеты хороши, (хлопаем в ладоши)
полетали от души! (пальцы сжаты, большой палец вверх)
9. Выучить стихотворение.
Цель: Развитие памяти, работа над четкостью речи.
Мы лети к другим планетам!
Объявляем всем об этом!
Весь игрушечный народ
C нами просится в полет.
Жмется Заинька к ракете:
— Полечу я с вами, дети,
На любую из планет,
Где волков зубастых нет.
Мышки-крошки засмеялись:
— Мы летали, не боялись,
Высота-красота,
Ни единого кота!
Даже плюшевый медведь
Хочет к звездам полететь.
И с Большой медведицей
В синем небе встретиться.
10. Упражнение:«Подбери слово-признак»
КОСМОНАВТ – выносливый, смелый, бесстрашный и т.д.
11. Упражнение«Сосчитай до пяти».
Цель: согласование числительных с существительным.
Один искусственный спутник, два искусственных …
Одна большая звезда, две большие звезды, …
Одно яркое созвездие, два ярких созвездия, …
Одна космическая станция, две космические станции, …
Цель: Развитие слухового внимания, памяти.
Задание: Предложите ребенку внимательно послушать сказку и постараться ее запомнить.
«Жил на свете Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду — Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни. Но время шло. Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда он решил полететь к Солнцу, чтобы все увидеть самому. «Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь!» — решил он.
«Что ты, что ты, — заскрипела карета, — мне не выдержать такого длинного путешествия — развалюсь по дороге! Ведь оно продлится не менее 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!»
Послушался Звездочет, выбрал машину. Но едва он взялся за руль, как зафырчал мотор: «Фр-ррр! Не буду включаться. Сто лет работать без отдыха не смогу!»
Решил Звездочет взять самолет. Сказал он самолету: «Отнеси меня, пожалуйста, к Солнцу! Я очень тороплюсь, сколько лет для этого надо?»
— «10 лет. Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха и моим крыльям не на что опереться. Иди к моей сестре-красавице ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве».
Так Звездочет и поступил. Но только он собрался занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце, и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул: «Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?»
Обрадовался Звездочет, потянулся за солнечным лучом и пропал из глаз. «
Вопросы после прочтения.
— Что наблюдал Звездочет ночью?
— Что он наблюдал днем?
— Куда решил полететь Звездочет?
— Какие виды транспорта решил использовать Звездочет, чтобы осуществить свою мечту?
— Сколько времени нужно ракете, чтобы долететь до Солнца?
— Сколько времени понадобилось солнечному лучу?
13. Рисование по представлению.
Цель:Развитие мелкой моторки.
Предложите ребенку нарисовать рисунок на тему космоса.
Источник