Меню

Голубая луна борис моисеев значение

Голубая луна (песня)

«Голуба́я луна́» — песня дуэта российских поп-исполнителей Бориса Моисеева и Николая Трубача. Музыку написал российский композитор Ким Брейтбург, слова — Николай Трубач. Благодаря своему гомосексуальному подтексту и сопряжённой с этим эпатажностью и скандальностью песня получила широкую популярность как среди гомосексуальной, так и среди гетеросексуальной аудитории. Композиция стала самой популярной в репертуаре как Бориса Моисеева [1] [2] , так и Николая Трубача [3] [4] [2] . «Голубая луна» часто называется неофициальным российским гей-гимном.

Содержание

История создания

В 1997 году на фуршете после концерта группы «А’Студио» Николай Трубач познакомился с Борисом Моисеевым, первым артистом на российской эстраде, который в своих выступлениях (в поведении на сцене, в костюмах, в песнях) стал использовать тему гомосексуальности [5] . Моисеев попросил Трубача написать для него песню, что Трубач и пообещал сделать, а его продюсеры Ким Брейтбург и Евгений Фридлянд впоследствии постоянно напоминали об этом обещании. Продюсеры даже «подзуживали» Трубача и в конце концов, по его словам, «взяли на слабо» [6] . В итоге Николай Трубач написал песню на музыку Кима Брейтбурга (хотя впоследствии Трубач утверждал, что он является соавтором [7] или даже единоличным автором музыки [6] ).

Песня имеет черты сказки: в ней рассказывается о том, что младший брат полюбил королеву и признался ей в любви, а старший выбрал «одиночество небес» и все понимали, что он «никогда не будет покорителем невест». Такой выбор старшего осуждался окружающими, а причиной его поведения называлась «голубая луна». Затем старший брат благородно заменяет младшего на дуэли; исход дуэли неясен, в конце песни говорится, что старший брат «ушёл в закат».

«Голубая луна» изначально задумывалась как скандальная, эпатажная песня [8] , построенная на противопоставлении гомосексуальной и гетеросексуальной культур [9] [10] . Данная тема была ещё в новинку для массового зрителя, и создатели «Голубой луны» рассчитывали на коммерческий успех скандальной композиции [9] [11] .

Исполнение и популярность

Премьера песни в исполнении дуэта Моисеева и Трубача состоялась на телевизионном фестивале «Песня года — 98» [5] [11] , после чего «Голубая луна» в одночасье приобрела широкую популярность. Композиция вошла в ротацию нескольких радиостанций, стала лауреатом премии «Золотой граммофон» 1998 года [12] . По воспоминаниям Николая Трубача, на волне скандальной популярности они дуэтом с Моисеевым давали до 40 выступлений в месяц [11] . На песню был снят видеоклип [1] . Композиция вошла в альбомы Бориса Моисеева «Праздник! Праздник!» (1998), «Золотая серия» (2004), «Любовное настроение» (2004), «Дуэты» (2007) и в альбомы Николая Трубача «Двадцать два» (1998) и «Лучшие песни» (2003).

Сперва Трубач исполнял эту песню один, однако вскоре было решено создать дуэт с Борисом Моисеевым. По воспоминаниям Трубача, будучи гетеросексуалом, на первых порах он чувствовал себя крайне неудобно, опасаясь Бориса Моисеева. Дело доходило до того, что в райдере были прописаны отдельные гримёрки для артистов, а сам Трубач остерегался даже ездить с Моисеевым в одном лифте. Впрочем, вскоре эти опасения исчезли, а творческий дуэт Трубача и Моисеева просуществовал несколько лет. Кроме того, Трубач сетовал, что из-за этой песни стал жертвой слухов и домыслов о своей нетрадиционной сексуальной ориентации и гомосексуальной связи с Моисеевым, что ему, женатому человеку и гетеросексуалу, было крайне неприятно; также заявлял, что является противником гей-парадов [11] .

В некоторых телевизионных развлекательных передачах песню исполняли другие певцы, в частности Шура, Витас и Алексей Глызин [3] .

Влияние

Согласно проведённому в середине 2000-х годов опросу сайта Gay.ru, песня «Голубая луна» является лидером в списке гей-гимнов России. Предпочтение этой композиции отдали 27% из более чем 9 тысяч принявших участие в опросе [3] . «Голубую луну» часто называют неофициальным российским «гей-гимном», «песней гей-гордости» российских гомосексуалов [3] [6] [13] [14] [15] .

Музыкальная тема и текст «Голубой луны» неоднократно становились объектом различных пародий и юмористических переделок [3] . В частности, в состоявшемся на первоапрельские праздники 1999 года концерте юмористической группы «О.С.П.-студия» «ОСПесня 99» (пародия на «Песню года») Трубач и Моисеев на мотив «Голубой луны» исполнили песню «Деловая Москва» [4] . Летом этого же года группа «Красная плесень» на этот мотив записала песню «Голубая луна» («Голубой горшок»), в которой скабрезными намёками рассказывается о взаимоотношениях персонажей мультфильма «Винни-Пух и день забот» [16] . Также слова песни переделывали «Мурзилки International», ряд команд КВН и другие артисты юмористического жанра.

Популярность и узнаваемость песни столь велика, что название композиции «Голубая луна» [17] , а также ряд фраз из текста песни являются объектами цитирования, отсылая таким образом к гомосексуальной тематике. Например, материалы о скандале в Казанской епархии Русской православной церкви с гомосексуальными отношениями в среде священнослужителей подавались под заголовками «Голубая луна над Татарстанской митрополией» [18] , «Раис Сулейманов: Рокировка митрополитов — закат «голубой луны» в Татарстане» [19] , а заметку о каминг-ауте пуэрто-риканского певца Рики Мартина музыкальный сайт «Звуки.ру» озаглавил «Честь моя, моя лишь честь» (цитата из песни) [20] .

Отзывы

Ким Брейтбург, который написал для «Голубой луны» музыку, в интервью российскому музыкальному журналисту Гуру Кену заявил, что считает эту песню своим творческим успехом [8] :

— Ким Александрович, как же вы докатились до жизни такой, что сочинили песню «Голубая луна»?

— А я считаю, что «Голубая луна» — это моя большая удача.

— Согласен на 100 %. Это я просто иронизирую.

— Если отбросить текст, то вы услышите совершенно нормальную, хорошо оформленную мелодию.

Музыкальный критик Николай Фандеев считает, что, напротив, залогом успеха «Голубой луны» стал исключительно скандальный текст, а вот музыка этой песни, как и всё остальное творчество композитора Брейтбурга, состоит из серых мелодий, банальных аранжировок и предсказуемых гармонических ходов [21] .

В середине 2000-х годов российский музыкальный журналист и критик Артемий Троицкий в своей статье в глянцевом журнале «СПб.Собака.ru» на примере песни «Голубая луна» утверждал, что в 1990-х годах в России к геям было более терпимое отношение, «страна была свободней», а вот в 2000-х годах появление таких «милых песенок» стало невозможным. По его мнению, в сравнении с временами появления «Голубой луны» российское общество, а также религиозные и ряд общественных организаций стали более агрессивными по отношению к гомосексуальности [13] .

Напишите отзыв о статье «Голубая луна (песня)»

Примечания

  1. 12 [muz-tv.ru/play/2798/ Клип на песню «Голубая луна»]. Муз-ТВ. Проверено 22 августа 2015.
  2. 12Караван.
  3. 12345 [www.gay.ru/news/rainbow/2007/11/09-11405.htm Моисеев с Глызиным исполнят песню Гей-гордости в эфире НТВ]. Gay.ru (9 ноября 2007). Проверено 22 августа 2015.
  4. 12 [muz90.ru/trubach-nikolaj/ Трубач Николай]. Сайт «Музыка 90-х». Проверено 22 августа 2015.
  5. 12Бояринов, Денис. [www.colta.ru/articles/music_modern/7523 Бальник: Одна любовь Бориса Моисеева — либертина, ставшего лучшим из мужчин]. Colta.ru (3 июня 2015). Проверено 22 августа 2015.
  6. 123Афиша.
  7. Московский комсомолец.
  8. 12Гуру Кен. [www.guruken.ru/interview/gotov_idti/ Ким Брейтбург не устал открывать звёзды. И готов идти на «Фабрику звёзд»]. Сайт Гуру Кена (10 февраля 2005). Проверено 22 августа 2015.
  9. 12Флоринская, Милена. [www.pravda.ru/showbiz/russian/27-02-2006/77652-trubach-1/ Николай Трубач: Всегда помню, кто был рядом, когда я умирал]. Правда.Ру (27 февраля 2006). Проверено 22 августа 2015.
  10. Дни.ру.
  11. 1234Собеседник.
  12. [megabook.ru/article/%D0%9B%D0%B0%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%8B%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B8%20%C2%AB%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B9%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD%C2%BB%201998 Лауреаты премии «Золотой Граммофон» 1998]. Megabook.ru. Проверено 22 августа 2015.
  13. 12 [www.gay.ru/news/rainbow/2006/07/15-7860.htm Артемий Троицкий: Геи неугодны мракобесам, церковникам и прочим уродцам]. Gay.ru (15 июля 2006). Проверено 22 августа 2015.
  14. [lifenews.ru/news/63919 Борис Моисеев вернулся на сцену]. LifeNews (17 июля 2011). Проверено 22 августа 2015.
  15. Николай Фандеев. [www.shoowbiz.ru/musicnews/5111.html На Дне Беларуси выступили клоны «Песняров» и «Верасов»]. Шоу-Бизнес.Ру (17 июля 2009). Проверено 22 августа 2015.
  16. [www.plesen.net/alb/20.htm СОЮЗ популярных пародий 717]. Сайт группы «Красная плесень». Проверено 22 августа 2015.
  17. Каскевич С. А., Самойлова И. Ю. [www.elib.grsu.by/katalog/168106-372983.pdf Газета как источник изучения русского языка как иностранного] (PDF). Проверено 31 июля 2015.
  18. Стадницкий, Василий. [www.regnum.ru/news/polit/1758504.html Голубая луна над Татарстанской митрополией: мнение]. Regnum (24 января 2014). Проверено 22 августа 2015.
  19. Сулейманов, Раис. [eadaily.com/news/2015/07/14/rais-suleymanov-rokirovka-mitropolitov-zakat-goluboy-luny-v-tatarstane Раис Сулейманов: Рокировка митрополитов — закат «голубой луны» в Татарстане]. EurAsia Daily (14 июля 2015). Проверено 22 августа 2015.
  20. Ищенко, Олег. [www.zvuki.ru/R/P/22346/ Честь моя, моя лишь честь]. Звуки.ру (30 марта 2010). Проверено 22 августа 2015.
  21. Николай Фандеев. [www.shoowbiz.ru/news/11938.html Продюсерская «импотенция» Евгения Фридлянда]. Шоу-Бизнес.Ру (26 апреля 2007). Проверено 22 августа 2015.

Ссылки

  • Пророков, Григорий. [www.afisha.ru/article/russian-pop/page51/ Борис Моисеев и Николай Трубач «Голубая луна» (1998)]. 99 русских хитов: История поп-музыки от Ветлицкой до Ёлки (1991—2011). Проверено 22 августа 2015.
  • Катаева, Виктория. [sobesednik.ru/showbiz/20120618-nikolai-trubach-ya-protiv-gei-paradov Николай Трубач: Я против гей-парадов!]. Собеседник (18 июня 2012). Проверено 22 августа 2015.
  • Хегай М., Сасыков Т. [www.caravan.kz/article/8973 Трубач с «Голубой луны»]. Караван (14 марта 2008). Проверено 22 августа 2015.
  • Еленская, Ольга. [www.dni.ru/showbiz/2008/12/24/156187.html Николай Трубач разоблачил Моисеева]. Дни.ру (24 декабря 2008). Проверено 22 августа 2015.
  • Малахова, Наталья. [www.mk.ru/culture/2012/11/15/774930-ne-goluboy-lunoy-edinoy.html Не «Голубой луной» единой]. Московский комсомолец (15 ноября 2012). Проверено 22 августа 2015.

Отрывок, характеризующий Голубая луна (песня)

Пьер не здороваясь с женою, которую он не видал после приезда (она больше чем когда нибудь ненавистна была ему в эту минуту), вошел в гостиную и увидав Анатоля подошел к нему.
– Ah, Pierre, – сказала графиня, подходя к мужу. – Ты не знаешь в каком положении наш Анатоль… – Она остановилась, увидав в опущенной низко голове мужа, в его блестящих глазах, в его решительной походке то страшное выражение бешенства и силы, которое она знала и испытала на себе после дуэли с Долоховым.
– Где вы – там разврат, зло, – сказал Пьер жене. – Анатоль, пойдемте, мне надо поговорить с вами, – сказал он по французски.
Анатоль оглянулся на сестру и покорно встал, готовый следовать за Пьером.
Пьер, взяв его за руку, дернул к себе и пошел из комнаты.
– Si vous vous permettez dans mon salon, [Если вы позволите себе в моей гостиной,] – шопотом проговорила Элен; но Пьер, не отвечая ей вышел из комнаты.
Анатоль шел за ним обычной, молодцоватой походкой. Но на лице его было заметно беспокойство.
Войдя в свой кабинет, Пьер затворил дверь и обратился к Анатолю, не глядя на него.
– Вы обещали графине Ростовой жениться на ней и хотели увезти ее?
– Мой милый, – отвечал Анатоль по французски (как и шел весь разговор), я не считаю себя обязанным отвечать на допросы, делаемые в таком тоне.
Лицо Пьера, и прежде бледное, исказилось бешенством. Он схватил своей большой рукой Анатоля за воротник мундира и стал трясти из стороны в сторону до тех пор, пока лицо Анатоля не приняло достаточное выражение испуга.
– Когда я говорю, что мне надо говорить с вами… – повторял Пьер.
– Ну что, это глупо. А? – сказал Анатоль, ощупывая оторванную с сукном пуговицу воротника.
– Вы негодяй и мерзавец, и не знаю, что меня воздерживает от удовольствия разможжить вам голову вот этим, – говорил Пьер, – выражаясь так искусственно потому, что он говорил по французски. Он взял в руку тяжелое пресспапье и угрожающе поднял и тотчас же торопливо положил его на место.
– Обещали вы ей жениться?
– Я, я, я не думал; впрочем я никогда не обещался, потому что…
Пьер перебил его. – Есть у вас письма ее? Есть у вас письма? – повторял Пьер, подвигаясь к Анатолю.
Анатоль взглянул на него и тотчас же, засунув руку в карман, достал бумажник.
Пьер взял подаваемое ему письмо и оттолкнув стоявший на дороге стол повалился на диван.
– Je ne serai pas violent, ne craignez rien, [Не бойтесь, я насилия не употреблю,] – сказал Пьер, отвечая на испуганный жест Анатоля. – Письма – раз, – сказал Пьер, как будто повторяя урок для самого себя. – Второе, – после минутного молчания продолжал он, опять вставая и начиная ходить, – вы завтра должны уехать из Москвы.
– Но как же я могу…
– Третье, – не слушая его, продолжал Пьер, – вы никогда ни слова не должны говорить о том, что было между вами и графиней. Этого, я знаю, я не могу запретить вам, но ежели в вас есть искра совести… – Пьер несколько раз молча прошел по комнате. Анатоль сидел у стола и нахмурившись кусал себе губы.
– Вы не можете не понять наконец, что кроме вашего удовольствия есть счастье, спокойствие других людей, что вы губите целую жизнь из того, что вам хочется веселиться. Забавляйтесь с женщинами подобными моей супруге – с этими вы в своем праве, они знают, чего вы хотите от них. Они вооружены против вас тем же опытом разврата; но обещать девушке жениться на ней… обмануть, украсть… Как вы не понимаете, что это так же подло, как прибить старика или ребенка!…
Пьер замолчал и взглянул на Анатоля уже не гневным, но вопросительным взглядом.
– Этого я не знаю. А? – сказал Анатоль, ободряясь по мере того, как Пьер преодолевал свой гнев. – Этого я не знаю и знать не хочу, – сказал он, не глядя на Пьера и с легким дрожанием нижней челюсти, – но вы сказали мне такие слова: подло и тому подобное, которые я comme un homme d’honneur [как честный человек] никому не позволю.
Пьер с удивлением посмотрел на него, не в силах понять, чего ему было нужно.
– Хотя это и было с глазу на глаз, – продолжал Анатоль, – но я не могу…
– Что ж, вам нужно удовлетворение? – насмешливо сказал Пьер.
– По крайней мере вы можете взять назад свои слова. А? Ежели вы хотите, чтоб я исполнил ваши желанья. А?
– Беру, беру назад, – проговорил Пьер и прошу вас извинить меня. Пьер взглянул невольно на оторванную пуговицу. – И денег, ежели вам нужно на дорогу. – Анатоль улыбнулся.
Это выражение робкой и подлой улыбки, знакомой ему по жене, взорвало Пьера.
– О, подлая, бессердечная порода! – проговорил он и вышел из комнаты.
На другой день Анатоль уехал в Петербург.

Пьер поехал к Марье Дмитриевне, чтобы сообщить об исполнении ее желанья – об изгнании Курагина из Москвы. Весь дом был в страхе и волнении. Наташа была очень больна, и, как Марья Дмитриевна под секретом сказала ему, она в ту же ночь, как ей было объявлено, что Анатоль женат, отравилась мышьяком, который она тихонько достала. Проглотив его немного, она так испугалась, что разбудила Соню и объявила ей то, что она сделала. Во время были приняты нужные меры против яда, и теперь она была вне опасности; но всё таки слаба так, что нельзя было думать везти ее в деревню и послано было за графиней. Пьер видел растерянного графа и заплаканную Соню, но не мог видеть Наташи.
Пьер в этот день обедал в клубе и со всех сторон слышал разговоры о попытке похищения Ростовой и с упорством опровергал эти разговоры, уверяя всех, что больше ничего не было, как только то, что его шурин сделал предложение Ростовой и получил отказ. Пьеру казалось, что на его обязанности лежит скрыть всё дело и восстановить репутацию Ростовой.
Он со страхом ожидал возвращения князя Андрея и каждый день заезжал наведываться о нем к старому князю.
Князь Николай Андреич знал через m lle Bourienne все слухи, ходившие по городу, и прочел ту записку к княжне Марье, в которой Наташа отказывала своему жениху. Он казался веселее обыкновенного и с большим нетерпением ожидал сына.
Чрез несколько дней после отъезда Анатоля, Пьер получил записку от князя Андрея, извещавшего его о своем приезде и просившего Пьера заехать к нему.
Князь Андрей, приехав в Москву, в первую же минуту своего приезда получил от отца записку Наташи к княжне Марье, в которой она отказывала жениху (записку эту похитила у княжны Марьи и передала князю m lle Вourienne) и услышал от отца с прибавлениями рассказы о похищении Наташи.
Князь Андрей приехал вечером накануне. Пьер приехал к нему на другое утро. Пьер ожидал найти князя Андрея почти в том же положении, в котором была и Наташа, и потому он был удивлен, когда, войдя в гостиную, услыхал из кабинета громкий голос князя Андрея, оживленно говорившего что то о какой то петербургской интриге. Старый князь и другой чей то голос изредка перебивали его. Княжна Марья вышла навстречу к Пьеру. Она вздохнула, указывая глазами на дверь, где был князь Андрей, видимо желая выразить свое сочувствие к его горю; но Пьер видел по лицу княжны Марьи, что она была рада и тому, что случилось, и тому, как ее брат принял известие об измене невесты.
– Он сказал, что ожидал этого, – сказала она. – Я знаю, что гордость его не позволит ему выразить своего чувства, но всё таки лучше, гораздо лучше он перенес это, чем я ожидала. Видно, так должно было быть…
– Но неужели совершенно всё кончено? – сказал Пьер.
Княжна Марья с удивлением посмотрела на него. Она не понимала даже, как можно было об этом спрашивать. Пьер вошел в кабинет. Князь Андрей, весьма изменившийся, очевидно поздоровевший, но с новой, поперечной морщиной между бровей, в штатском платье, стоял против отца и князя Мещерского и горячо спорил, делая энергические жесты. Речь шла о Сперанском, известие о внезапной ссылке и мнимой измене которого только что дошло до Москвы.
– Теперь судят и обвиняют его (Сперанского) все те, которые месяц тому назад восхищались им, – говорил князь Андрей, – и те, которые не в состоянии были понимать его целей. Судить человека в немилости очень легко и взваливать на него все ошибки другого; а я скажу, что ежели что нибудь сделано хорошего в нынешнее царствованье, то всё хорошее сделано им – им одним. – Он остановился, увидав Пьера. Лицо его дрогнуло и тотчас же приняло злое выражение. – И потомство отдаст ему справедливость, – договорил он, и тотчас же обратился к Пьеру.
– Ну ты как? Все толстеешь, – говорил он оживленно, но вновь появившаяся морщина еще глубже вырезалась на его лбу. – Да, я здоров, – отвечал он на вопрос Пьера и усмехнулся. Пьеру ясно было, что усмешка его говорила: «здоров, но здоровье мое никому не нужно». Сказав несколько слов с Пьером об ужасной дороге от границ Польши, о том, как он встретил в Швейцарии людей, знавших Пьера, и о господине Десале, которого он воспитателем для сына привез из за границы, князь Андрей опять с горячностью вмешался в разговор о Сперанском, продолжавшийся между двумя стариками.
– Ежели бы была измена и были бы доказательства его тайных сношений с Наполеоном, то их всенародно объявили бы – с горячностью и поспешностью говорил он. – Я лично не люблю и не любил Сперанского, но я люблю справедливость. – Пьер узнавал теперь в своем друге слишком знакомую ему потребность волноваться и спорить о деле для себя чуждом только для того, чтобы заглушить слишком тяжелые задушевные мысли.
Когда князь Мещерский уехал, князь Андрей взял под руку Пьера и пригласил его в комнату, которая была отведена для него. В комнате была разбита кровать, лежали раскрытые чемоданы и сундуки. Князь Андрей подошел к одному из них и достал шкатулку. Из шкатулки он достал связку в бумаге. Он всё делал молча и очень быстро. Он приподнялся, прокашлялся. Лицо его было нахмурено и губы поджаты.
– Прости меня, ежели я тебя утруждаю… – Пьер понял, что князь Андрей хотел говорить о Наташе, и широкое лицо его выразило сожаление и сочувствие. Это выражение лица Пьера рассердило князя Андрея; он решительно, звонко и неприятно продолжал: – Я получил отказ от графини Ростовой, и до меня дошли слухи об искании ее руки твоим шурином, или тому подобное. Правда ли это?
– И правда и не правда, – начал Пьер; но князь Андрей перебил его.
– Вот ее письма и портрет, – сказал он. Он взял связку со стола и передал Пьеру.
– Отдай это графине… ежели ты увидишь ее.
– Она очень больна, – сказал Пьер.
– Так она здесь еще? – сказал князь Андрей. – А князь Курагин? – спросил он быстро.
– Он давно уехал. Она была при смерти…
– Очень сожалею об ее болезни, – сказал князь Андрей. – Он холодно, зло, неприятно, как его отец, усмехнулся.
– Но господин Курагин, стало быть, не удостоил своей руки графиню Ростову? – сказал князь Андрей. Он фыркнул носом несколько раз.
– Он не мог жениться, потому что он был женат, – сказал Пьер.
Князь Андрей неприятно засмеялся, опять напоминая своего отца.
– А где же он теперь находится, ваш шурин, могу ли я узнать? – сказал он.
– Он уехал в Петер…. впрочем я не знаю, – сказал Пьер.
– Ну да это всё равно, – сказал князь Андрей. – Передай графине Ростовой, что она была и есть совершенно свободна, и что я желаю ей всего лучшего.
Пьер взял в руки связку бумаг. Князь Андрей, как будто вспоминая, не нужно ли ему сказать еще что нибудь или ожидая, не скажет ли чего нибудь Пьер, остановившимся взглядом смотрел на него.

Источник

Читайте также:  Луна иван кургалин кавер реал герл

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector
«Голубая луна»
Песня Бориса Моисеева и Николая Трубача
Выпущен