«Голуба́я луна́» — песня дуэта российских поп-исполнителей Бориса Моисеева и Николая Трубача. Музыку написал российский композитор Ким Брейтбург, слова — Николай Трубач. Благодаря своему гомосексуальному подтексту и сопряжённой с этим эпатажностью и скандальностью песня получила широкую популярность как среди гомосексуальной, так и среди гетеросексуальной аудитории. Композиция стала самой популярной в репертуаре как Бориса Моисеева [1] [2] , так и Николая Трубача [3] [4] [2] . «Голубая луна» часто называется неофициальным российским гей-гимном.
Содержание
История создания
В 1997 году на фуршете после концерта группы «А’Студио» Николай Трубач познакомился с Борисом Моисеевым, первым артистом на российской эстраде, который в своих выступлениях (в поведении на сцене, в костюмах, в песнях) стал использовать тему гомосексуальности [5] . Моисеев попросил Трубача написать для него песню, что Трубач и пообещал сделать, а его продюсеры Ким Брейтбург и Евгений Фридлянд впоследствии постоянно напоминали об этом обещании. Продюсеры даже «подзуживали» Трубача и в конце концов, по его словам, «взяли на слабо» [6] . В итоге Николай Трубач написал песню на музыку Кима Брейтбурга (хотя впоследствии Трубач утверждал, что он является соавтором [7] или даже единоличным автором музыки [6] ).
Песня имеет черты сказки: в ней рассказывается о том, что младший брат полюбил королеву и признался ей в любви, а старший выбрал «одиночество небес» и все понимали, что он «никогда не будет покорителем невест». Такой выбор старшего осуждался окружающими, а причиной его поведения называлась «голубая луна». Затем старший брат благородно заменяет младшего на дуэли; исход дуэли неясен, в конце песни говорится, что старший брат «ушёл в закат».
«Голубая луна» изначально задумывалась как скандальная, эпатажная песня [8] , построенная на противопоставлении гомосексуальной и гетеросексуальной культур [9] [10] . Данная тема была ещё в новинку для массового зрителя, и создатели «Голубой луны» рассчитывали на коммерческий успех скандальной композиции [9] [11] .
Исполнение и популярность
Премьера песни в исполнении дуэта Моисеева и Трубача состоялась на телевизионном фестивале «Песня года — 98» [5] [11] , после чего «Голубая луна» в одночасье приобрела широкую популярность. Композиция вошла в ротацию нескольких радиостанций, стала лауреатом премии «Золотой граммофон» 1998 года [12] . По воспоминаниям Николая Трубача, на волне скандальной популярности они дуэтом с Моисеевым давали до 40 выступлений в месяц [11] . На песню был снят видеоклип [1] . Композиция вошла в альбомы Бориса Моисеева «Праздник! Праздник!» (1998), «Золотая серия» (2004), «Любовное настроение» (2004), «Дуэты» (2007) и в альбомы Николая Трубача «Двадцать два» (1998) и «Лучшие песни» (2003).
Сперва Трубач исполнял эту песню один, однако вскоре было решено создать дуэт с Борисом Моисеевым. По воспоминаниям Трубача, будучи гетеросексуалом, на первых порах он чувствовал себя крайне неудобно, опасаясь Бориса Моисеева. Дело доходило до того, что в райдере были прописаны отдельные гримёрки для артистов, а сам Трубач остерегался даже ездить с Моисеевым в одном лифте. Впрочем, вскоре эти опасения исчезли, а творческий дуэт Трубача и Моисеева просуществовал несколько лет. Кроме того, Трубач сетовал, что из-за этой песни стал жертвой слухов и домыслов о своей нетрадиционной сексуальной ориентации и гомосексуальной связи с Моисеевым, что ему, женатому человеку и гетеросексуалу, было крайне неприятно; также заявлял, что является противником гей-парадов [11] .
В некоторых телевизионных развлекательных передачах песню исполняли другие певцы, в частности Шура, Витас и Алексей Глызин [3] .
Влияние
Согласно проведённому в середине 2000-х годов опросу сайта Gay.ru, песня «Голубая луна» является лидером в списке гей-гимнов России. Предпочтение этой композиции отдали 27% из более чем 9 тысяч принявших участие в опросе [3] . «Голубую луну» часто называют неофициальным российским «гей-гимном», «песней гей-гордости» российских гомосексуалов [3] [6] [13] [14] [15] .
Музыкальная тема и текст «Голубой луны» неоднократно становились объектом различных пародий и юмористических переделок [3] . В частности, в состоявшемся на первоапрельские праздники 1999 года концерте юмористической группы «О.С.П.-студия» «ОСПесня 99» (пародия на «Песню года») Трубач и Моисеев на мотив «Голубой луны» исполнили песню «Деловая Москва» [4] . Летом этого же года группа «Красная плесень» на этот мотив записала песню «Голубая луна» («Голубой горшок»), в которой скабрезными намёками рассказывается о взаимоотношениях персонажей мультфильма «Винни-Пух и день забот» [16] . Также слова песни переделывали «Мурзилки International», ряд команд КВН и другие артисты юмористического жанра.
Популярность и узнаваемость песни столь велика, что название композиции «Голубая луна» [17] , а также ряд фраз из текста песни являются объектами цитирования, отсылая таким образом к гомосексуальной тематике. Например, материалы о скандале в Казанской епархии Русской православной церкви с гомосексуальными отношениями в среде священнослужителей подавались под заголовками «Голубая луна над Татарстанской митрополией» [18] , «Раис Сулейманов: Рокировка митрополитов — закат «голубой луны» в Татарстане» [19] , а заметку о каминг-ауте пуэрто-риканского певца Рики Мартина музыкальный сайт «Звуки.ру» озаглавил «Честь моя, моя лишь честь» (цитата из песни) [20] .
Отзывы
Ким Брейтбург, который написал для «Голубой луны» музыку, в интервью российскому музыкальному журналисту Гуру Кену заявил, что считает эту песню своим творческим успехом [8] :
— Ким Александрович, как же вы докатились до жизни такой, что сочинили песню «Голубая луна»?
— А я считаю, что «Голубая луна» — это моя большая удача.
— Согласен на 100 %. Это я просто иронизирую.
— Если отбросить текст, то вы услышите совершенно нормальную, хорошо оформленную мелодию.
Музыкальный критик Николай Фандеев считает, что, напротив, залогом успеха «Голубой луны» стал исключительно скандальный текст, а вот музыка этой песни, как и всё остальное творчество композитора Брейтбурга, состоит из серых мелодий, банальных аранжировок и предсказуемых гармонических ходов [21] .
В середине 2000-х годов российский музыкальный журналист и критик Артемий Троицкий в своей статье в глянцевом журнале «СПб.Собака.ru» на примере песни «Голубая луна» утверждал, что в 1990-х годах в России к геям было более терпимое отношение, «страна была свободней», а вот в 2000-х годах появление таких «милых песенок» стало невозможным. По его мнению, в сравнении с временами появления «Голубой луны» российское общество, а также религиозные и ряд общественных организаций стали более агрессивными по отношению к гомосексуальности [13] .
Напишите отзыв о статье «Голубая луна (песня)»
Примечания
↑ 12 [muz-tv.ru/play/2798/ Клип на песню «Голубая луна»]. Муз-ТВ. Проверено 22 августа 2015.
↑ 12Караван.
↑ 12345 [www.gay.ru/news/rainbow/2007/11/09-11405.htm Моисеев с Глызиным исполнят песню Гей-гордости в эфире НТВ]. Gay.ru (9 ноября 2007). Проверено 22 августа 2015.
↑ 12Бояринов, Денис. [www.colta.ru/articles/music_modern/7523 Бальник: Одна любовь Бориса Моисеева — либертина, ставшего лучшим из мужчин]. Colta.ru (3 июня 2015). Проверено 22 августа 2015.
↑ 123Афиша.
↑Московский комсомолец.
↑ 12Гуру Кен. [www.guruken.ru/interview/gotov_idti/ Ким Брейтбург не устал открывать звёзды. И готов идти на «Фабрику звёзд»]. Сайт Гуру Кена (10 февраля 2005). Проверено 22 августа 2015.
↑ 12Флоринская, Милена. [www.pravda.ru/showbiz/russian/27-02-2006/77652-trubach-1/ Николай Трубач: Всегда помню, кто был рядом, когда я умирал]. Правда.Ру (27 февраля 2006). Проверено 22 августа 2015.
↑Дни.ру.
↑ 1234Собеседник.
↑ [megabook.ru/article/%D0%9B%D0%B0%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%8B%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B8%20%C2%AB%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B9%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD%C2%BB%201998 Лауреаты премии «Золотой Граммофон» 1998]. Megabook.ru. Проверено 22 августа 2015.
↑ 12 [www.gay.ru/news/rainbow/2006/07/15-7860.htm Артемий Троицкий: Геи неугодны мракобесам, церковникам и прочим уродцам]. Gay.ru (15 июля 2006). Проверено 22 августа 2015.
↑ [lifenews.ru/news/63919 Борис Моисеев вернулся на сцену]. LifeNews (17 июля 2011). Проверено 22 августа 2015.
↑Николай Фандеев. [www.shoowbiz.ru/musicnews/5111.html На Дне Беларуси выступили клоны «Песняров» и «Верасов»]. Шоу-Бизнес.Ру (17 июля 2009). Проверено 22 августа 2015.
↑ [www.plesen.net/alb/20.htm СОЮЗ популярных пародий 717]. Сайт группы «Красная плесень». Проверено 22 августа 2015.
↑Каскевич С. А., Самойлова И. Ю. [www.elib.grsu.by/katalog/168106-372983.pdf Газета как источник изучения русского языка как иностранного] (PDF). Проверено 31 июля 2015.
↑Стадницкий, Василий. [www.regnum.ru/news/polit/1758504.html Голубая луна над Татарстанской митрополией: мнение]. Regnum (24 января 2014). Проверено 22 августа 2015.
↑Сулейманов, Раис. [eadaily.com/news/2015/07/14/rais-suleymanov-rokirovka-mitropolitov-zakat-goluboy-luny-v-tatarstane Раис Сулейманов: Рокировка митрополитов — закат «голубой луны» в Татарстане]. EurAsia Daily (14 июля 2015). Проверено 22 августа 2015.
↑Ищенко, Олег. [www.zvuki.ru/R/P/22346/ Честь моя, моя лишь честь]. Звуки.ру (30 марта 2010). Проверено 22 августа 2015.
↑Николай Фандеев. [www.shoowbiz.ru/news/11938.html Продюсерская «импотенция» Евгения Фридлянда]. Шоу-Бизнес.Ру (26 апреля 2007). Проверено 22 августа 2015.
Ссылки
Пророков, Григорий. [www.afisha.ru/article/russian-pop/page51/ Борис Моисеев и Николай Трубач «Голубая луна» (1998)]. 99 русских хитов: История поп-музыки от Ветлицкой до Ёлки (1991—2011). Проверено 22 августа 2015.
Катаева, Виктория. [sobesednik.ru/showbiz/20120618-nikolai-trubach-ya-protiv-gei-paradov Николай Трубач: Я против гей-парадов!]. Собеседник (18 июня 2012). Проверено 22 августа 2015.
Хегай М., Сасыков Т. [www.caravan.kz/article/8973 Трубач с «Голубой луны»]. Караван (14 марта 2008). Проверено 22 августа 2015.
Еленская, Ольга. [www.dni.ru/showbiz/2008/12/24/156187.html Николай Трубач разоблачил Моисеева]. Дни.ру (24 декабря 2008). Проверено 22 августа 2015.
Малахова, Наталья. [www.mk.ru/culture/2012/11/15/774930-ne-goluboy-lunoy-edinoy.html Не «Голубой луной» единой]. Московский комсомолец (15 ноября 2012). Проверено 22 августа 2015.
Отрывок, характеризующий Голубая луна (песня)
Пьер не здороваясь с женою, которую он не видал после приезда (она больше чем когда нибудь ненавистна была ему в эту минуту), вошел в гостиную и увидав Анатоля подошел к нему. – Ah, Pierre, – сказала графиня, подходя к мужу. – Ты не знаешь в каком положении наш Анатоль… – Она остановилась, увидав в опущенной низко голове мужа, в его блестящих глазах, в его решительной походке то страшное выражение бешенства и силы, которое она знала и испытала на себе после дуэли с Долоховым. – Где вы – там разврат, зло, – сказал Пьер жене. – Анатоль, пойдемте, мне надо поговорить с вами, – сказал он по французски. Анатоль оглянулся на сестру и покорно встал, готовый следовать за Пьером. Пьер, взяв его за руку, дернул к себе и пошел из комнаты. – Si vous vous permettez dans mon salon, [Если вы позволите себе в моей гостиной,] – шопотом проговорила Элен; но Пьер, не отвечая ей вышел из комнаты. Анатоль шел за ним обычной, молодцоватой походкой. Но на лице его было заметно беспокойство. Войдя в свой кабинет, Пьер затворил дверь и обратился к Анатолю, не глядя на него. – Вы обещали графине Ростовой жениться на ней и хотели увезти ее? – Мой милый, – отвечал Анатоль по французски (как и шел весь разговор), я не считаю себя обязанным отвечать на допросы, делаемые в таком тоне. Лицо Пьера, и прежде бледное, исказилось бешенством. Он схватил своей большой рукой Анатоля за воротник мундира и стал трясти из стороны в сторону до тех пор, пока лицо Анатоля не приняло достаточное выражение испуга. – Когда я говорю, что мне надо говорить с вами… – повторял Пьер. – Ну что, это глупо. А? – сказал Анатоль, ощупывая оторванную с сукном пуговицу воротника. – Вы негодяй и мерзавец, и не знаю, что меня воздерживает от удовольствия разможжить вам голову вот этим, – говорил Пьер, – выражаясь так искусственно потому, что он говорил по французски. Он взял в руку тяжелое пресспапье и угрожающе поднял и тотчас же торопливо положил его на место. – Обещали вы ей жениться? – Я, я, я не думал; впрочем я никогда не обещался, потому что… Пьер перебил его. – Есть у вас письма ее? Есть у вас письма? – повторял Пьер, подвигаясь к Анатолю. Анатоль взглянул на него и тотчас же, засунув руку в карман, достал бумажник. Пьер взял подаваемое ему письмо и оттолкнув стоявший на дороге стол повалился на диван. – Je ne serai pas violent, ne craignez rien, [Не бойтесь, я насилия не употреблю,] – сказал Пьер, отвечая на испуганный жест Анатоля. – Письма – раз, – сказал Пьер, как будто повторяя урок для самого себя. – Второе, – после минутного молчания продолжал он, опять вставая и начиная ходить, – вы завтра должны уехать из Москвы. – Но как же я могу… – Третье, – не слушая его, продолжал Пьер, – вы никогда ни слова не должны говорить о том, что было между вами и графиней. Этого, я знаю, я не могу запретить вам, но ежели в вас есть искра совести… – Пьер несколько раз молча прошел по комнате. Анатоль сидел у стола и нахмурившись кусал себе губы. – Вы не можете не понять наконец, что кроме вашего удовольствия есть счастье, спокойствие других людей, что вы губите целую жизнь из того, что вам хочется веселиться. Забавляйтесь с женщинами подобными моей супруге – с этими вы в своем праве, они знают, чего вы хотите от них. Они вооружены против вас тем же опытом разврата; но обещать девушке жениться на ней… обмануть, украсть… Как вы не понимаете, что это так же подло, как прибить старика или ребенка!… Пьер замолчал и взглянул на Анатоля уже не гневным, но вопросительным взглядом. – Этого я не знаю. А? – сказал Анатоль, ободряясь по мере того, как Пьер преодолевал свой гнев. – Этого я не знаю и знать не хочу, – сказал он, не глядя на Пьера и с легким дрожанием нижней челюсти, – но вы сказали мне такие слова: подло и тому подобное, которые я comme un homme d’honneur [как честный человек] никому не позволю. Пьер с удивлением посмотрел на него, не в силах понять, чего ему было нужно. – Хотя это и было с глазу на глаз, – продолжал Анатоль, – но я не могу… – Что ж, вам нужно удовлетворение? – насмешливо сказал Пьер. – По крайней мере вы можете взять назад свои слова. А? Ежели вы хотите, чтоб я исполнил ваши желанья. А? – Беру, беру назад, – проговорил Пьер и прошу вас извинить меня. Пьер взглянул невольно на оторванную пуговицу. – И денег, ежели вам нужно на дорогу. – Анатоль улыбнулся. Это выражение робкой и подлой улыбки, знакомой ему по жене, взорвало Пьера. – О, подлая, бессердечная порода! – проговорил он и вышел из комнаты. На другой день Анатоль уехал в Петербург.
Пьер поехал к Марье Дмитриевне, чтобы сообщить об исполнении ее желанья – об изгнании Курагина из Москвы. Весь дом был в страхе и волнении. Наташа была очень больна, и, как Марья Дмитриевна под секретом сказала ему, она в ту же ночь, как ей было объявлено, что Анатоль женат, отравилась мышьяком, который она тихонько достала. Проглотив его немного, она так испугалась, что разбудила Соню и объявила ей то, что она сделала. Во время были приняты нужные меры против яда, и теперь она была вне опасности; но всё таки слаба так, что нельзя было думать везти ее в деревню и послано было за графиней. Пьер видел растерянного графа и заплаканную Соню, но не мог видеть Наташи. Пьер в этот день обедал в клубе и со всех сторон слышал разговоры о попытке похищения Ростовой и с упорством опровергал эти разговоры, уверяя всех, что больше ничего не было, как только то, что его шурин сделал предложение Ростовой и получил отказ. Пьеру казалось, что на его обязанности лежит скрыть всё дело и восстановить репутацию Ростовой. Он со страхом ожидал возвращения князя Андрея и каждый день заезжал наведываться о нем к старому князю. Князь Николай Андреич знал через m lle Bourienne все слухи, ходившие по городу, и прочел ту записку к княжне Марье, в которой Наташа отказывала своему жениху. Он казался веселее обыкновенного и с большим нетерпением ожидал сына. Чрез несколько дней после отъезда Анатоля, Пьер получил записку от князя Андрея, извещавшего его о своем приезде и просившего Пьера заехать к нему. Князь Андрей, приехав в Москву, в первую же минуту своего приезда получил от отца записку Наташи к княжне Марье, в которой она отказывала жениху (записку эту похитила у княжны Марьи и передала князю m lle Вourienne) и услышал от отца с прибавлениями рассказы о похищении Наташи. Князь Андрей приехал вечером накануне. Пьер приехал к нему на другое утро. Пьер ожидал найти князя Андрея почти в том же положении, в котором была и Наташа, и потому он был удивлен, когда, войдя в гостиную, услыхал из кабинета громкий голос князя Андрея, оживленно говорившего что то о какой то петербургской интриге. Старый князь и другой чей то голос изредка перебивали его. Княжна Марья вышла навстречу к Пьеру. Она вздохнула, указывая глазами на дверь, где был князь Андрей, видимо желая выразить свое сочувствие к его горю; но Пьер видел по лицу княжны Марьи, что она была рада и тому, что случилось, и тому, как ее брат принял известие об измене невесты. – Он сказал, что ожидал этого, – сказала она. – Я знаю, что гордость его не позволит ему выразить своего чувства, но всё таки лучше, гораздо лучше он перенес это, чем я ожидала. Видно, так должно было быть… – Но неужели совершенно всё кончено? – сказал Пьер. Княжна Марья с удивлением посмотрела на него. Она не понимала даже, как можно было об этом спрашивать. Пьер вошел в кабинет. Князь Андрей, весьма изменившийся, очевидно поздоровевший, но с новой, поперечной морщиной между бровей, в штатском платье, стоял против отца и князя Мещерского и горячо спорил, делая энергические жесты. Речь шла о Сперанском, известие о внезапной ссылке и мнимой измене которого только что дошло до Москвы. – Теперь судят и обвиняют его (Сперанского) все те, которые месяц тому назад восхищались им, – говорил князь Андрей, – и те, которые не в состоянии были понимать его целей. Судить человека в немилости очень легко и взваливать на него все ошибки другого; а я скажу, что ежели что нибудь сделано хорошего в нынешнее царствованье, то всё хорошее сделано им – им одним. – Он остановился, увидав Пьера. Лицо его дрогнуло и тотчас же приняло злое выражение. – И потомство отдаст ему справедливость, – договорил он, и тотчас же обратился к Пьеру. – Ну ты как? Все толстеешь, – говорил он оживленно, но вновь появившаяся морщина еще глубже вырезалась на его лбу. – Да, я здоров, – отвечал он на вопрос Пьера и усмехнулся. Пьеру ясно было, что усмешка его говорила: «здоров, но здоровье мое никому не нужно». Сказав несколько слов с Пьером об ужасной дороге от границ Польши, о том, как он встретил в Швейцарии людей, знавших Пьера, и о господине Десале, которого он воспитателем для сына привез из за границы, князь Андрей опять с горячностью вмешался в разговор о Сперанском, продолжавшийся между двумя стариками. – Ежели бы была измена и были бы доказательства его тайных сношений с Наполеоном, то их всенародно объявили бы – с горячностью и поспешностью говорил он. – Я лично не люблю и не любил Сперанского, но я люблю справедливость. – Пьер узнавал теперь в своем друге слишком знакомую ему потребность волноваться и спорить о деле для себя чуждом только для того, чтобы заглушить слишком тяжелые задушевные мысли. Когда князь Мещерский уехал, князь Андрей взял под руку Пьера и пригласил его в комнату, которая была отведена для него. В комнате была разбита кровать, лежали раскрытые чемоданы и сундуки. Князь Андрей подошел к одному из них и достал шкатулку. Из шкатулки он достал связку в бумаге. Он всё делал молча и очень быстро. Он приподнялся, прокашлялся. Лицо его было нахмурено и губы поджаты. – Прости меня, ежели я тебя утруждаю… – Пьер понял, что князь Андрей хотел говорить о Наташе, и широкое лицо его выразило сожаление и сочувствие. Это выражение лица Пьера рассердило князя Андрея; он решительно, звонко и неприятно продолжал: – Я получил отказ от графини Ростовой, и до меня дошли слухи об искании ее руки твоим шурином, или тому подобное. Правда ли это? – И правда и не правда, – начал Пьер; но князь Андрей перебил его. – Вот ее письма и портрет, – сказал он. Он взял связку со стола и передал Пьеру. – Отдай это графине… ежели ты увидишь ее. – Она очень больна, – сказал Пьер. – Так она здесь еще? – сказал князь Андрей. – А князь Курагин? – спросил он быстро. – Он давно уехал. Она была при смерти… – Очень сожалею об ее болезни, – сказал князь Андрей. – Он холодно, зло, неприятно, как его отец, усмехнулся. – Но господин Курагин, стало быть, не удостоил своей руки графиню Ростову? – сказал князь Андрей. Он фыркнул носом несколько раз. – Он не мог жениться, потому что он был женат, – сказал Пьер. Князь Андрей неприятно засмеялся, опять напоминая своего отца. – А где же он теперь находится, ваш шурин, могу ли я узнать? – сказал он. – Он уехал в Петер…. впрочем я не знаю, – сказал Пьер. – Ну да это всё равно, – сказал князь Андрей. – Передай графине Ростовой, что она была и есть совершенно свободна, и что я желаю ей всего лучшего. Пьер взял в руки связку бумаг. Князь Андрей, как будто вспоминая, не нужно ли ему сказать еще что нибудь или ожидая, не скажет ли чего нибудь Пьер, остановившимся взглядом смотрел на него.