Гончарова павлин под ярким солнцем 1911
Интерес к архаическим пластам культуры, ко всему нетрадиционному, неученому творчеству был великим импульсом в художественных поисках начала ХХ века и не только для русских мастеров. Яркий пример — французский художник П. Гогена, уехавший работать на остров Таити, а затем и вовсе переселившийся туда. Искусство древнего Востока оказало огромное влияние на всю художественную культуру XX века.
В России тема Востока была обострена ощущением особой связи с его культурой, вызванной как географическим положением, так и историческими причинами. Приверженность к восточному искусству подчеркивает и Н.С. Гончарова. Все, что мог дать Запад, она освоила, и ныне ее путь лежит «. к первоисточнику всех искусств, к Востоку», — писала она в 1913 году. В произведениях художницы сложно соотносится влияние В. Ван Гога, П. Гогена, П. Пикассо, русского традиционного искусства, Древнего Востока. Причем, это было не просто стилизаторством, а осознанной программой, которую Гончарова и ее муж М.Ф. Ларионов определяли как «всечество». Ларионов считал, например, что чужой стиль может стать темой произведения.
Павлины в разных стилях — своеобразная иллюстрация такой позиции Гончаровой. Например, павлин в стиле народной вышивки выполнен с максимальной долей геометризации форм. На этой основе предмет превращался в орнаментальный мотив в народном творчестве.
«Павлин под ярким солнцем» словно распластан на плоскости фона. Локальные цвета с контурной обводкой создают характерный для
Источник
Наталья Сергеевна Гончарова, «Павлин под ярким солнцем»
На картине схематично, ярко и сочно, в манере, свойственной стилю примитивизм, изображен павлин.
Перед нами яркий павлин с распушенными перьями, нарисованный простыми, яркими мазками, по контрасту, на темном фоне.
Павлин стоит на сером камне, повернут к зрителю правым боком.
Боковая часть туловища, шея и голова птицы темно — малиновые, на голове большой яркий гребень из светло-малиновых перьев.
Павлин стоит боком, повернув шею в обратную сторону. Его туловище темно-зеленого цвета, напоминает овальной формы большое яйцо.
От этого туловища начинаются яркие широкие перья овальной формы. Оперение павлина ярких, чистых цветов красного, желтого, синего и, эти цвета оттеняются темно-зеленым цветом, точно таким же, как туловище птицы.
Второй ряд павлиньего хвоста – ярко-красные, схематичные перья. Третий ряд – самый большой и красочный. Это большие овальные перья тех же ярких цветов, красного, желтого и синего, в сочетании с темно зеленым. У части перьев основной цвет желтый – а внутри вкрапления – мазки синего, красного и иногда зеленого. Другая часть перьев преимущественно синие – с разными овальными вкраплениями внутри.
Яркие цвета в оперении чередуются, создавая калейдоскоп.
Большая, красочная птица занимает все пространство картины.
***
Автор описания: Татьяна Кряжимская
Источник
10 неизвестных: Наталья Гончарова – от иконы до авангарда
Наталья Гончарова, Автопортрет, 1907
По понедельникам большинство московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.ru запустила новую рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.
21 июня исполнилось 135 лет со дня рождения самой значительной русской художницы первой половины XX века Натальи Гончаровой (1881–1962).
Наталья Гончарова «Хоровод», 1910
Правнучатая племянница жены А.С. Пушкина и близкая подруга Марины Цветаевой, Гончарова внесла огромный вклад в развитие русского авангарда. Сегодня цены на ее работы достигают рекордных отметок на аукционах, а не так давно специалисты выявили более 300 подделок, разбросанных по коллекциям всего мира, якобы принадлежащих кисти художницы. Именно благодаря Цветаевой сохранилось так много писем и воспоминаний о Гончаровой. Они познакомились в эмиграции в Париже, в 1928 году. Во многом через творчество Натальи Гончаровой и ее мужа Михаила Ларионова проходил культурный обмен между русским и французским авангардом, поэтому важность их поисков и открытий для русского искусства переоценить невозможно.
Наталья Гончарова «Крестьянские танцы», 1911
Гончарова начала заниматься живописью, когда ей было 20 лет, а в 1903 году на работы молодой художницы уже обратили внимание коллекционеры Морозов и Рябушинский. После этого она переходит в мастерскую к художнику Константину Коровину, но продолжает заниматься скульптурой. В 1909 году Гончарову отчислили из училища за неуплату счетов за обучение. Интерес к живописи особенно ярко проявился после поездки в Париж в 1906 году, где она попала на выставку Поля Гогена и смогла познакомиться с достижениями французских художников. Гончарова начинает экспериментировать с приемами кубистической живописи, фовизма и примитивизма, что нашло отражение в ее работах 1900-1910-х годов.
Наталья Гончарова «Натурщица на синем фоне», 1910
В 1910 году Наталья Гончарова сама организовывает свою первую персональную выставку из 22 картин. Она продлилась лишь один день и была закрыта. За представленную на выставке картину «Натурщица на синем фоне» Гончарову обвинили в порнографии. Этот факт привлек в художественном сообществе много внимания. Газета «Голос Москвы» от 25 марта писала: «Вчера после собрания вошедшие могли любоваться выставкой, устроенной у эстетов. Выставлено более 20 картин какой-то эстетички Гончаровой. И в заседании, говорят, было объяснение этих картин. Сплошного декадентского пошиба и настолько неприличных, что секретные анатомические отделения Гаснера пасуют перед этим возмутительным развратом…» Автором рецензии был не кто-нибудь, а Владимир Гиляровский.
Наталья Гончарова «Четыре Евангелиста», 1911
Помимо авангардных французских направлений в живописи Гончарова также изучает древнерусскую иконопись. Она создает ряд произведений в которых появляются религиозные образы архангелов, Богоматери, апостолов и евангелистов. В предисловии каталога к одной из выставок она писала: «Мною пройдено все, что мог дать Запад до настоящего времени, – а также все, что, идя от Запада, создала моя родина. Теперь я отряхаю прах от ног своих и удаляюсь от Запада, считая его нивелирующее значение весьма мелким и незначительным, мой путь к первоисточнику всех искусств – к Востоку. Искусство моей страны несравненно глубже и значительней, чем все, что я знаю на Западе».
Наталья Гончарова «Маленькая станция», 1911
Тем не менее влияние французских кубистов и итальянских футуристов, вместе с которыми Гончарова выставлялась на Парижских салонах, во многих работах было сильнее, чем поиски русских традиций. Включение цифр, текстов, наложение изображений друг на друга, смещение форм и контуров в «Маленькой станции» говорит о том, что Гончарова была знакома с живописью и графикой Пикассо, Брака, Боччони и пыталась освоить их стилистику. В 1911–12 годах Гончарова начинает развивать принципы лучизма, разработанные Ларионовым, и это направление становится следующим шагом на пути к обеспредмечиванию живописи русского авангарда.
Наталья Гончарова «Ангелы, мечущие камни на город» из цикла «Жатва», 1911
В 1911 году Гончарова создает два цикла «Жатва» и «Сбор винограда», каждый состоит из девяти картин, выполненных в духе неопримитивизма. Вдохновение художница черпала в русской иконе, народных лубочных картинках, в языческих идолах, каменных «бабах». Эти циклы относят к вершинам творчества Гончаровой. «Ангелы, мечущие камни на город» – это авторская интерпретация сюжета из Апокалипсиса, библейского откровения Иоанна Богослова. Интересно, что после персональной выставки 1913 года, картины из цикла «Жатва», которых сохранилось лишь семь, впервые были выставлены вместе лишь в 2013 году на выставке в Третьяковской галерее.
Наталья Гончарова «Велосипедист», 1913
С Михаилом Ларионовым Наталья Гончарова познакомилась в 1900 году, и вскоре они поженились. В 1906 году в Лондоне Ларионов посетил выставку художника Уильяма Тернера, которая привела его к размышлениям о цвете в живописи. Он начинает воспринимать форму как отражение световых лучей и создает направление в живописи, которое получило название «лучизм». Во многом оно стало продолжением и развитием идей авангарда вообще, как русского, так и французского. Гончарова также создала несколько произведений в стилистике лучизма, но впоследствии вернулась к примитивным формам в живописи.
Наталья Гончарова, эскиз к декорациям 3-его акта оперы-балета Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», 1914
Гончарова и Ларионов были одними из наиболее ярких и активных участников художественной жизни начала 1910-х годов. Они принимали участие во всех знаковых выставках творческих объединений «Синий всадник», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». С 1913 года Гончарова много работает над иллюстрациями к литературным произведениям, среди которых издания Алексея Крученых и Велимира Хлебникова. С 1914 года художница по приглашению Сергея Дягилева оформляет театральную постановку «Золотой петушок» для «Русских сезонов».
Наталья Гончарова, «Павлин под ярким солнцем», 1911
Несколько лет Гончарова работала над серией, получившей название «Художественные возможности по поводу павлина». В мировом искусстве этот образ имел большое количество значений и интерпретаций. Гончарова изобразила павлина в десяти различных стилях. К примеру, у нее был павлин в египетском стиле, в виде «русской вышивки», футуристическом и кубистическом стилях и т.д. Цветаева видела эту серию в мастерской Гончаровой и писала о нем в своем эссе «Уличка». Она отмечала, что Гончаровой подчинялась любая живописная и графическая техника – масло, акварель, темпера, пастель, карандаш, цветные карандаши, уголь.
Наталья Гончарова «Завтрак», 1924
Гончарова стала одним из редких примеров гонения на художников в дореволюционной России. После нескольких столкновений с цензурой в 1914 году было арестовано 22 картины с персональной выставки Гончаровой в петербургском «Художественном бюро» Надежды Добычиной. Ее критиковали за использование авангардных техник в изображении религиозных сюжетов. В газетах писали: «Выставленные кощунственные произведения должны быть немедленно убраны с выставки: нельзя же в самом деле допускать умышленное обезображивание святых лиц в виде посмешища среди зеленых собак, лучистых пейзажей и подобной кубистической дребедени». В 1915 году, приняв приглашение Дягилева, Гончарова вместе с Михаилом Ларионовым приехали во Францию, где оставались до конца жизни.
Источник
Глазами дизайнера #2: «Павлин под ярким солнцем»
Приветствую вас в цикле Глазами дизайнера! Первая часть здесь .
В детстве у меня была настольная игра «Шедевры Третьяковской галереи». Это такое арт-лото, созданное приучать детей разбираться в искусстве. Много картин я действительно узнала благодаря этой игре, так что если вы не знаете, как зацепить ребенка искусством, настольные игры ваш вариант.
Среди картин, представленных в этой игре, у меня появились и любимые. Одна из них — Павлин в египетском стиле Натальи Гончаровой. Почему же она мне понравилась? В картине используются чистые яркие цвета, такое всегда нравится детям. Но чем эта картина интересна сейчас?
Павлиньи дела
Прежде, чем разбираться с самой картиной, разберёмся с её главным героем – павлином. Известно, что у Натальи Гончаровой был цикл из этих павлинов. «Художественные возможности по поводу павлина» состоял из 10 павлинов в разных стилях . До нашего времени дошло только два: египетский и в стиле русской вышивки. Известно, что были птички в кубическом и футуристическом стиле, но видела их только Марина Цветаева, а где они сейчас история умалчивает. Гончарова выбрала павлина неслучайно.
Во-первых, это просто красиво
Посмотрите на эту красоту (лучше без звука)
Благодаря своей красоте павлин стал символом в самых разных культурах.
Символизм
Говоря о разных культурах, я правда имею ввиду много разных культур: Древний Египет, греко-римская мифология, Индия, Китай, Иран, павлин встречается и в Библии, и в Буддизме и в исламском декоративном искусстве. Можно долго разбирать значение и символизм этой птицы, но мы тут ради картины собрались и нас интересуют восточные версии.
Дело в том, что Наталья Сергеевна в то время сильно увлеклась Востоком, а вот Запад её сильно разочаровал.
Считается, что чем старше павлин, тем красивее становятся его перья (они обновляются). Из-за этого павлин стал символом бессмертия (еще мясо павлина не протухает, но это уже другая история). Также за счёт хвоста павлин стал символом всевидящего солнца и вообще с солнцем много где ассоциировался. Напомню, наша картина называется «Павлин под ярким солнцем ». Не забываем, что павлин — это прототип известной с детства Жар-птицы.
Пара слов о Египте и ярких цветах
Что для Вас египетский стиль? Для меня это нечто такое:
Лично у меня египетский павлин Гончаровой с Египтом совсем не ассоциируется. Скорее он напоминает русское-народное творчество, чем Египет. Тем более, сами египтяне как могли животных изображали реалистично (листайте карусель).
Этот диссонанс происходит из-за ярких цветов. «Египтовость» павлина выражается в композиции. Изображение нарочито двухмерное. Павлин на холсте расположен согласно канонам египетского искусства: голова и шея изображены в профиль, а хвост фронтально. Складывается ощущение, будто хвост настолько красивый, что павлин сам им залюбовался.
Ассоциация с русским-народным творчеством тоже неслучайна, даже если просто забить в поиске «русское-народное творчество» мы увидим обилие чистых и ярких цветов.
Прибавим сюда увлечение Гончаровой Гогеном и получим нашего павлина, выполненного в стиле экспрессионистического примитивизма. За счёт ярких цветов павлин так и светится на холсте.
Эксперимент действительно вышел удачным. Картина сочетает в себе простые формы, безумные цвета и глубокий символизм. Она и сейчас выглядит достаточно современной, притягивает взгляд на любой выставке и хорошо смотрится на продукции.
Источник