Вычисление моментов времени и азимутов восхода и захода светил
Часовой угол светила определяется из первой формулы (1.37), а именно:
(1.41)
Если какая-нибудь точка небесного свода восходит или заходит, то она находится на горизонте и, следовательно, ее видимое зенитное расстояние z’ = 90°. Ее истинное зенитное расстояние z в этот момент вследствие рефракции будет больше видимого на величину = 35′. Суточный параллакс понижает светило над горизонтом, т. е. увеличивает видимое зенитное расстояние z’ на величину горизонтального параллакса
. Следовательно, истинное зенитное расстояние точки в момент ее восхода или захода
z = z’ +90 —
= 90° +
90 —
.
Кроме того, для Солнца и Луны, имеющих заметные размеры, координаты относятся к центру их видимого диска, а восходом (или заходом) этих светил считается момент появления (пли исчезновения) на горизонте верхней точки края диска. Следовательно, истинное зенитное расстояние центра диска этих светил в момент восхода или захода будет больше зенитного расстояния верхней точки края диска на величину видимого углового радиуса R диска. (У Солнца и Луны их видимые угловые радиусы приблизительно одинаковы и в среднем равны 16’.)
Таким образом, при вычислении часового угла светила в момент его восхода и захода в формуле (1.41), в самом общем случае, z = 90°+90—
+R, и она напишется тогда в следующем виде:
(1.42)
По формуле (1.42) часовые углы восхода и захода вычисляются только для Луны. В этом случае RR = 16’, рR = 57’ и 90 = 35′. и формула (1.42) принимает вид
При вычислении часовых углов восхода и захода Солнца его горизонтальным параллаксом можно пренебречь, и при R ¤ = 16′ и 90 = 35′ формула (1.42) принимает вид
(1.43)
Для звезд и планет можно пренебречь также и их видимыми радиусами и вычислять часовые углы восхода и захода по формуле
Наконец, если пренебречь и рефракцией, то часовой угол восхода и захода вычисляется по формуле
cos t = — tg tg
. (1.44)
Каждое из приведенных уравнений дает два значения часового угла: t1= t и t2= — t. Положительное значение соответствует заходу, отрицательное — восходу светила. Местное звездное время восхода и захода, согласно формуле (1.15), получается таким:
sвосх = — t.
sзах = + t.
Затем можно вычислить моменты восхода и захода светила по местному среднему солнечному времени и по декретному времени.
Если вычисляется восход и заход Солнца, то нет необходимости вычислять звездное время явлений, так как, увеличив часовые углы t1 и t2 на 12h, мы сразу получаем моменты по местному истинному солнечному времени Т¤ = t¤ + 12h. Тогда местное среднее время
где h — уравнение времени, которое берется, так же как и
Солнца, из Астрономического Ежегодника.
Азимуты точек восхода и захода светил (без учета рефракции, параллакса и углового радиуса) получим, если в первой формуле (1.36) положим z = 90°; тогда cos z = 0, sin z =1 и
(1.45)
По формуле (1.45) получаем два значения азимута: А1 = A и A2 = 360° — A. Первое значение является азимутом точки захода, второе — азимутом точки восхода светила.
Представим теперь формулы (1.45) и (1.44) в виде
Так как косинус не может быть больше 1, то из этих формул следует, что восход и заход светила возможны только при условии
| |
| | следующая лекция ==> | |
Суточный параллакс | | | Лекция 4 СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Общее землеведение (стр. 2 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
* – смена времен года
1. , Судакова землеведение. – М.: Недра, 1971.
2. , , Черванев землеведение. – СПб., 1999.
3. , , Черванев землеведение. – М.: Высш. шк., 1984. – С. 19–22.
4. , Пашканг : Землеведение и краеведение. – М.: Владос, 2002. – С. 12–24.
5. , , Чернов землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 5–16.
6. Неклюкова землеведение. – М.: Просвещение, 1976. – С. 15–34.
7. , Данилов и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 4–16.
8. , Лярский . – Мн.: Высшая школа, 1966. – С. 9–19.
9. Савцова землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 12–45.
10. , Боков . – М.: Академия, 2004. – С. 31–51.
11. Шубаев землеведение. – М.: Высшая школа, 1977. – С. 7–18.
Домашнее задание: Форма и размеры Земли, географические следствия шарообразности Земли. Номенклатура «Европа: острова, полуострова, мысы».
Тема: ФОРМА И размеры ЗЕМЛИ
Оборудование: атлас учителя, учебный атлас мира, атлас офицера, миллиметровая бумага, линейки, географические глобусы, нитки, физическая карта Европы.
Вопросы для собеседования:
1. Форма и размеры Земли.
2. Доказательства шарообразности Земли.
3. Географическое значение формы и размеров Земли.
Задание 1. Построить кривую изменения дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения, используя приведенные ниже данные:
Таблица 2 – Изменение дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения
Высота места наблюдения, м
Дальность видимого горизонта, км
Высота места наблюдения, м
Дальность видимого горизонта, км
Дальность видимого горизонта можно рассчитать по нижеприведенным формулам:
(для небольших высот)
где D – дальность видимости горизонта (км), H – высота места наблюдения (м).
где D – дальность видимости горизонта (км), H – высота глаза наблюдателя (м), R – радиус планеты (км).
Для построения кривой берется система прямоугольных координат. На оси абсцисс откладывается высота места наблюдения, на оси ординат – дальность видимого горизонта. При построении кривой первые три цифры высоты места наблюдения не принимаются во внимание. Таким образом, на кривой будет показано изменение дальности видимого горизонта с высоты 100 м. Наиболее удобными масштабами при построении являются: горизонтальный 1: вертикальный 1:4
Примечание. Выполняя чертежные работы по построению графиков, необходимо помнить следующее:
1. Все чертежные работы выполняются на миллиметровой бумаге простым карандашом или тушью, но не чернилами. Если на графике несколько кривых, то они могут быть проведены цветными карандашами.
2. В зависимости от графика масштабы горизонтальный и вертикальный могут быть различными, но могут быть и одинаковыми.
3. Каждый график должен иметь четкое название, сопровождаться легендой и масштабом. Название графика указывается в верхней части чертежа, легенду и масштаб обычно располагают внизу. Все надписи делаются также либо карандашом, либо тушью.
Задание 2. Произвести анализ кривой. Указать: а) какова закономерность в изменении дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения, б) к какому выводу приводит анализ графика и этих данных в отношении формы Земли, в) можно ли на основании приведенных выше данных и графика утверждать, что Земля имеет форму шара.
Задание 3. По графику определить дальность видимого горизонта с Эльбруса, Роман-Коша, Народной, пика Коммунизма, пика Победы, Белухи. Высоты этих вершин выписываются из географического атласа.
Задание 4. Пользуясь данными, приведенными выше, и графиком, ответить на следующие вопросы:
А. Можно ли с вершин Крымских гор увидеть турецкие берега?
Б. Можно ли с берегов Франции увидеть берега Англии?
В. Можно ли с мыса Дежнева увидеть берега Аляски?
Для ответов на поставленные вопросы необходимо из атласа выписать высоты главной вершины Крымских гор, побережья Франции (определяется по изогипсам у наиболее узкой части пролива Па-де-Кале), побережья у м. Дежнева (максимальная высота прибрежных гор); по графику определить дальность видимого горизонта с этих точек, по карте – расстояние между соответствующими пунктами. Высоты противоположных берегов принимаются за 0 м.
1., , Черванев землеведение. – М.: Высш. шк., 1984. – С. 22–24, 32–34.
2., Пашканг : Землеведение и краеведение. – М., 2002. – С. 24–29.
3., , Чернов землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 16–19.
4.Неклюкова землеведение. – М.: Просвещение, 1976. – С. 34–40.
5., Данилов и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 16–21.
6.Половинкин землеведение. – М.: Просвещение, 1958. – С. 46-49.
7., Лярский . – Мн.: Высшая школа, 1966. – С. 19–25.
8.Савцова землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 54–57.
9., Боков . – М.: Академия, 2004. – С. 51–57.
10. Шубаев землеведение. – М.: Высшая школа, 1977. – С. 18–23.
Домашнее задание: Годовое движение Земли: доказательства и географические следствия. Номенклатура «Европа: рельеф»
Тема: Годовое движение Земли
Оборудование: атласы учителя; школьный учебник 6 кл. , 1990. – С. 150; циркули; транспортиры; линейки; цветные карандаши; буссоль; физическая карта Европы
Вопросы для собеседования:
1.Общее понятие о годовом движении Земли (эклиптика, орбита, скорость движения Земли, звездный год, тропический год, високосный год, афелий, перигелий, дни равноденствий, дни солнцестояний).
2.Явления прецессии и нутации.
3.Закономерности смены времен года.
4.Пояса освещения (или астрономические тепловые) пояса.
6.Раскрыть понятия тропик, полярный круг.
Задание 1. Изобразить в форме чертежей положение Земли, занимаемое ею в дни летнего и зимнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий. На чертежах показать направление солнечных лучей, угол, под которым солнечные лучи падают на различные широты земного шара, плоскость эклиптики, земную ось, экватор, Северный и Южный тропики, полярные круги, цветными карандашами провести светоразделительную плоскость. Диаметр Земли взять равным 3–4 см, солнечные лучи изобразить параллельными прямыми, наклон земной оси на всех чертежах сохранить в одну сторону.
Задание 2. Сделать схематический чертеж кажущегося пути Солнца над горизонтом в весенний, зимний и летний периоды для умеренных широт Северного полушария. На чертеже изобразить плоскость горизонта в виде эллипса, небесный свод, указать стороны горизонта (север и юг должны находиться в крайних точках большой оси эллипса, изображающего плоскость горизонта). Пути Солнца наметить пунктирной линией.
Задание 3. Определить продолжительность дня, если известно, что горизонтальный угол по угломеру между точками восхода и захода Солнца составляет 90°; 180°; 136°; 105°30′; 90°15′.
Задание 4. Определить продолжительность дня, время восхода и захода Солнца, если при наблюдении восхода Солнца угломерный прибор показал горизонтальный угол равный: 70°; 93°30′; 135°; 83°30′.
Пример. Горизонтальный угол во время восхода Солнца был равен 80°. Определить время восхода и захода Солнца и продолжительность дня. Следует, прежде всего, вычислить, на сколько градусов сместилась точка восхода от точки востока. На горизонтальном круге угломера точке востока соответствует 90°, точке запада – 270°. Следовательно, точка восхода сместилась от точки востока к северу на 10° (90° – 80° = 10°). Известно, что местный меридиан делит угол между точками восхода и захода пополам. Отсюда ясно, что Солнце зайдет не в точке 270°, а в точке 280° (270° + 10° = 280°). Для определения времени захода и восхода Солнца нужно горизонтальный угол точки восхода и захода разделить на 15 или умножить на 4. В первом случае получим время в часах, во втором– в минутах. В нашем примере время восхода Солнца – 5 ч 20 мин (4 X 80 = 320 мин = 5 ч 20 мин), время захода – 18 ч 40 мин. Продолжительность дня – 13 ч 20 мин.
Задание 5. Построить кривые продолжительности самого длинного и самого короткого дня на разных широтах Северного полушария (табл. 3). На оси абсцисс откладываются градусы широты, на оси ординат – часы суток. Обе кривые строятся на одном графике.
Таблица 3 – Изменение продолжительности дня на разных широтах в течение года в Северном полушарии
Источник