Меню

Горькая луна краткое содержание

Фильм «Горькая луна»: сюжет и персонажи, интересные факты, отзывы

«Горькая луна» — это мелодрама, снятая в 1992 году. Этот фильм рассказывает о любви и страсти, возникшей между двумя незнакомыми людьми. Песни для фильма «Горькая луна» были взяты из композиций известного греческого композитора Вангелиса.

Описание сюжета

Англичане Найджел и Фиона более семи лет находились в законных отношениях, после чего супруги отправились в круизное путешествие, желая разбавить их приевшуюся семейную жизнь. Находясь в круизе, на корабле пара знакомиться с весьма необычной семьей, престарелым американцем Оскаром и его очаровательной супругой Мими. Более пятидесяти лет мужчина страдает от одной болезни, что вынуждает частично обездвиженного писателя передвигаться в кресле для инвалидов. Однажды пожилой мужчина желает поведать историю знакомства с его молодой супругой Найджелу. На тот момент писатель переступил сорокалетний день рождения, а героине было всего лишь двадцать лет.

Интимная жизнь Оскара и Мими стирала всевозможные возрастные грани, и жизненные принципы. Флирт, перетекающий в невероятную страсть, доводит обоих до полного разрушения. Изначально отношения между парой являлись неистово страстными, но спустя время обыденность съедала пару, и чувства постепенно остывали. Герой начал искать способы отдалиться от своей молодой избранницы, в то время как Мими всячески пыталась удержать мужчину, и стать для него супругой. Героиня не обращала внимания на ежедневные издевательства и унижения со стороны не только возлюбленного, но и его ежедневных любовниц, появляющиеся в их доме на вечеринках. Оскар всячески высмеивал молодую девушку, и даже заставил сделать ее аборт, после чего Мими оказалась бесплодна. Спустя время герою удается обманным путем избавиться от молодой, неопытной любовницы, отправив девушку в другую страну.

Фильм «Горькая луна»: продолжение истории Мими и Оскара

По истечении двух лет Оскар попадает в автокатастрофу, оказываясь на больничной койке. Приехавшая навестить больного любовника Мими, пользуясь его беспомощностью, сталкивает мужчину на пол, что влечет за собой паралич. Однако девушка не оставила парализованного мужчину в беде, и стала опекать героя, делая его полностью зависящим от нее, как это было когда-то с ней. Мими превращается в личную сиделку Оскара, после чего их отношения сводятся к садомазохизму, где героиня мстит ему. Пользуясь скованностью мужчины, героиня фильма «Горькая луна» Мими проводит ночи с любовником, делая так, чтобы парализованный мужчины слышал все, что происходит.

Ежедневные похождения героини начинают детально навеивать воспоминания парализованному Оскару о его прошлых похождениях. Мими пропадает на тусовках, посещает развлекательные клубы, с которых возвращается под утро. На очередной день рождения Оскара главная героиня дарит имениннику огнестрельное оружие, указывая мужчине на возможную смерть. Однако это не мешает паре находиться вместе и сделать шаг к официальному оформлению отношений. После этого любовь пары обрела еще более извращенный образ, перемешивающийся с ненавистью.

Путешествующие англичане тоже становятся жертвами игры обаятельной красотки Мими.

Интересные факты

Режиссером кинокартины «Горькая луна» является Роман Полански, сумевший экранизировать роман известного французского писателя Паскаля Брюкнера. Музыкальным композитором к фильму являлся один из первых исполнителей электронной музыки Вангелис. Премьера долгожданной картины состоялась в 1992 году в начале июля, а начались съемки в 1991 году. Длительность фильма 140 минут, а бюджет, выделенный на его создание, около семи миллионов фунтов стерлингов.

Картина находится в списках «Лучшие культовые фильмы», «Топ сексуальных фильмов всех времен». Кроме этого, оператор Тонино Дели был номинирован как лучший оператор. Слоган фильма переводится как: «Обольщающая плоть, убивающая страсть». Актерами фильма «Горькая луна» являются: Эмманюэль Сенье, Питер Койот, Кристин Скотт, Хью Грант.

Отзывы о фильме

К сожалению, из-за огромного количества сцен сексуального характера, великие критики негативно отнеслись к сюжету, поскольку интимная близость сопровождалась постоянными садомазохистскими наклонностями и фантазиями, негативно влияющими на некоторых зрителей. Отзывы о фильме «Горькая луна» от телезрителей также являются неоднозначными.

Источник

Хищник и жертва: «Горькая луна»

«Мы питались любовью и засохшими булочками» (Оскар).

Абсолютное счастье недостижимо. Сексуальность чрезвычайно важна в отношениях между мужчиной и женщиной. Гендерное насилие в современном обществе неискоренимо и является неизбежным следствием борьбы за власть. Эти не являющиеся истиной в последней инстанции утверждения включил в свой шестнадцатый полнометражный фильм Роман Полански.

М аститый режиссёр не подвергает их сомнению, но показывает, к чему могут привести невротические отношения и чрезмерное акцентирование на сексе. Действительно, в «Горькой луне», которая поставлена по одноимённому роману французского писателя Паскаля Брюкнера, представлены психологические портреты находящихся на грани нервного срыва мужчины и женщины. Поведение Оскара и Мими очень похоже на то, что описывали в своих трудах Эрих Фромм, Зигмунд Фрейд и Карл Юнг.

Найджел и Фиона давно в браке, и страсть уже давно исчезла из их отношений. Совершая морской круиз по Средиземному морю, они знакомятся с Оскаром и Мими – другой парой, в прошлом которой скрыто много неизвестного. Сами того не подозревая, Найджел и Фиона оказываются втянуты в опасную игру.

Как известно, за любым медовым месяцем наступает рутина семейной жизни. Впрочем, иногда первый период очень быстро завершается. Он оказывается лишь иллюзией вечной идиллии, скрывая за собой отношения зависимые, болезненные. Тогда любовь превращается в ненависть, забота – в равнодушие, а дружба – в открытую неприязнь. Тем не менее расстаться не получается – люди не в состоянии разорвать порочный круг, так как взаимоотношения приносят им больное удовольствие.

Исследованию парафилий, в частности садомазохизма, посвящён фильм Полански. Роман-первоисточник стал самым цитируемым и скандальным в карьере Брюкнера. А вот его экранизация вышла далеко не такой однозначной.

Читайте также:  Луна это отражение чего

Тематически «Горькая луна» напоминает криминальный триллер «Тупик» – важную ленту в фильмографии польско-французского режиссёра, которая тоже не смогла завоевать ни всенародную любовь, ни уважение критиков. В картине, основанной на пьесах Сэмюэла Беккета – основоположника театра абсурда, одного из ярких представителей модернистов европейской литературы двадцатого века, – сарказм ловко смешивался с искренностью, а завуалированный постмодернистский комментарий легко можно было спутать с творческим бессилием.

Нечто похожее происходит в «Горькой луне». Роман Полански показывает события с мужской точки зрения. Бесталанный писатель, чья главная страсть – женщины и странные отношения с ними, в которых необоримое плотское желание соединяется с извращённой любовью – оборачивается его же погибелью, проходит путь медленной деградации. Из героя-любовника он сначала превращается в узурпатора и насильника, затем – в изгоя, калеку и сумасшедшего, а после становится настоящим преступником.

С Найджелом, которому Оскар рассказывает свою мрачную повесть, невольно идентифицирует себя зритель: персонаж Хью Гранта симпатичен, любезен, обаятелен и в меру скромен. И хотя он является полной противоположностью героя Питера Койота (первый – ведомый, второй – лидер), а его отношения с очаровательной Фионой (Кристин Скотт Томас) больше походят на крепкий союз, основанный на дружбе и скреплённый холодным расчётом, нежели на любовь всей жизни, путь его мало отличается от судьбы нового знакомого.

И Оскар, и Найджел превращаются из романтичного влюблённого в ослеплённого желаниями мужчину, для которого ничего, кроме объекта похоти, не существует. Отличается только их реакция на происходящее: один действует, а второй рефлексирует. Но и тут нет постоянства – по ходу развития событий с протагонистами происходят различные метаморфозы.

Умозаключение, которое осторожно выводит на полях своей истории Полански, далеко не новое – любые отношения, в основе которых есть любовь, рано или поздно обречены на провал. И, если итог всё равно известен, что постыдного в дикой, необузданной страсти, в нескольких месяцах, днях, минутах или секундах подлинного счастья? Стоит ли обвинять людей в их ошибках, судить за потаённые желания? В «Горькой луне» Роман Полански задаёт все эти вопросы.

Интересно, однако, какие художественные средства использует для их раскрытия опытный режиссёр. Китч, провокация и неприкрытая ирония – ключевые составляющие картины. Сюжет, будто бы собранный из самых распространённых клише, звучащие на фоне истории популярные в 90-е мелодии и ходульные персонажи складываются в фантасмагоричную повесть, внешне нескладную и кажущуюся искусственной.

Жена Поланского Эммануэль Сенье играет Мими – вульгарную особу, которая обожает латекс и чулки, не носит нижнее бельё, красит губы яркой красной помадой, но при этом ведёт себя как неискушённая в делах любовных школьница. Кажется, в ней скрыто больше, чем кажется на первый взгляд. Однако дальше полунамёков это не идёт – автор никак не поясняет мотивов такого поведения и последующей резкой трансформации героини.

Образ Мими напоминает о Саманте Геймер – тринадцатилетней девочке, которая была изнасилована режиссёром в 1977 году. В свою очередь зрелый любовник персонажа Сенье Оскар, конечно, воспринимается как альтер эго самого Поланского. Впрочем, и Найджела нельзя воспринимать в отрыве от Оскара. Это равнозначные детали единого пазла, две части одного человека: ранимого, сильного, вспыльчивого, застенчивого, грубого, вежливого, любящего и равнодушного.

Ровно та же ситуация и с их спутницами – суммарно Мими и Фиона представляют собой девушку, которую «трудно найти, легко потерять и невозможно забыть». Недаром в одной из сцен ленты они сливаются в диком экстазе.

Чёткое деление на чёрное и белое, которым занимается в фильме Полански, не только жанровая особенность эротической мелодрамы (некоторые эпизоды фильма были весьма откровенными для того времени), но и способ, при помощи которого автор рисует двуполярный мир, центр которого попеременно смещается то в одну, то в другую сторону.

Вообще, тема проблемных отношений опытного мужчины и молодой, наивной женщины проходят рефреном сквозь всё творчество автора «Ребёнка Розмари» и «Пианиста». Борющиеся за лидерство и внимание друг друга Анджей и Кристина из дебютного фильма Поланского «Нож в воде», проходящие сложный путь самопознания Тэсс и Алек из экранизации романа Томаса Харди, обаятельный недотёпа Майкл и малоэмоциональная Пенелопа из «Резни» помещены в закрытую повествовательную структуру, в которой особую важность приобретают диалоги.

Используется такой приём и в «Горькой луне». Но слова здесь намеренно складываются в нечто несвязное, глупое и пошлое. Показателен разговор двух мужчин во время их первой встречи.

Говоря о Мими, Оскар интересуется:
– Ты бы хотел её трахнуть? Признайся. Это нестрашно.
– Не понимаю, к чему вы клоните, – Найджел пытается сохранить статус-кво.
– Кончай юлить. У тебя ведь так и свербит выведать о ней побольше. Не так ли?
Найджел жеманно тупит взор, и Оскар начинает свой длинный рассказ.

Диалог, который органично смотрелся бы в фильмах категории «C», вдруг всплывает в работе режиссёра с мировым именем. Как такое может быть?! Дело в том, что Полански в содружестве со сценаристами Жерарем Брашем («Лодка на траве», «Призрак оперы») и Джоном Браунджоном («Тэсс», «Девятые врата») сознательно наполнил фильм прямолинейными диалогами.

Их цель – показать душевную простоту героев, ограниченность Мими и Оскара. Полностью отдавая себя во власть пороков, они лишаются способности облекать свои мысли в красивые слова, не могут искренне выразить свои чувства.

Читайте также:  Фанфики про принцессу луну

Вывод, к которому подходит Роман Полански в финале картины одновременно и прост, и изящен. Только отринув страсть, отказавшись от пламенных желаний, переведя жизнь в состояние спокойного течения, устойчивого равновесия, можно надеяться на долговременный покой.

Но можно ли будет назвать такой исход счастьем? Не лучше ли кратковременная искра, стремительная вспышка, чем тихая спокойная жизнь по инерции? Ответы на эти вопросы, кажется, очевидны, но в «Горькой луне» они вовсе не кажутся безапелляционными.

Источник

«Горькая луна»: отзывы, мнения критиков, сюжет, актеры и роли

Отзывы о «Горькой луне» до сих пор привлекают к себе внимание критиков и зрителей, так как это один из самых скандальных и обсуждаемых фильмов режиссера Романа Полански. Это мелодрама, которая вышла на экраны в 1992 году. Главные роли в ней исполнили супруга режиссера Эммануэль Сенье и Питер Койоти. Название является антонимом более распространенному выражению «медовый месяц».

О чем фильм?

Отзывы о «Горькой луне» до сих пор встречаются самые разные. В этой статье мы подробно расскажем, как к картине относятся критики и зрители.

В самом начале в центре повествования оказывается британская супружеская пара, которые после семи лет, проведенных в браке, отправились в путешествие по Средиземному морю. Их зовут Найджел и Фиона. Они выехали из Венеции, рассчитывают доплыть до Индии. Цель у них только одна: обновить свои отношения, которые за это время стали чересчур целомудренными.

На теплоходе, на котором они путешествуют, им встречается странная супружеская пара. Это пожилой американский писатель Оскар с симпатичной и юной женой Мими, француженкой по национальности. Оскару 50 лет, он частично парализован, так как страдает от поперечного миелита. По судну он передвигается на инвалидной коляске.

Оскар неожиданно решает поведать Найджелу историю своих романтических отношений с Мими.

История любви

Оказывается, что встретились они одним ранним утром в автобусе в Париже. У Мими не было билета, Оскар отдал ей свой. В то время ему было около 40 лет, а девушке — немногим за 20.

Между ними сразу возник бурный роман, который сопровождался сексом, стиравшим все границы, заставлявшим забыть о разнице в возрасте, жизненных принципах и приоритетах. Флирт очень быстро перешел в по-настоящему знойную страсть. Стало очевидным, что эти отношения способны привести к саморазрушению.

Их романтическая связь, которая поначалу была страстной и бешеной, постепенно стала ослабевать, а союз наскучил обоим. Оскар находился в поиске новых ощущений, поэтому пытался отделаться от надоевшей Мими. Девушка, наоборот, пыталась удержать его любой ценой, мечтая превратиться в его супругу, оставаться рядом с ним, перенося даже все возможные унижения. А их было немало. Оскар регулярно приводил домой других женщин, которые издевались над Мими, организовывал домашние вечеринки, на которых выставлял ее на посмешище.

Мими переносила откровенное презрение с его стороны, по настоянию Оскара была вынуждена сделать аборт, после чего стала бесплодной. В конце концов Оскар обманом заставил ее уехать в другую страну.

Через два года после этого он оказался в больнице, попав в серьезную аварию. Мими пришла к своему бывшему любовнику в больничную палату, где, пользуясь его беспомощным состоянием, столкнула мужчину с кровати. Оскар получила тогда еще одну травму, которая и стала причиной паралича. Однако Мими не оставила мужчину в таком состоянии, начала о нем заботиться, поставив в абсолютно зависимое положение от себя. Намного более зависимое, чем то, в котором находилась она сама несколько лет назад.

Месть

Фактически это была месть с ее стороны. Мими превратилась в его сиделку, а отношения между ними скатились к садомазохизму. К примеру, пользуясь тем, что Оскар ограничен в передвижениях, девушка занималась сексом со своим чернокожим любовником в пределах его слышимости.

Почти каждый вечер Мими отправлялась в ночной клуб или на вечеринку, а домой возвращалась глубокой ночью или под утро. На день рождения она подарила Оскару пистолет, как бы намекая, что его время пришло и ему пора застрелиться. Но этого не произошло, они до сих пор продолжают держаться друг друга, даже официально оформили свои отношения, мечта Мими о браке сбылась. Они стали мужем и женой, хоть их любовь уже давно превратилась в извращенную страсть, тщательно прикрытую взаимной ненавистью.

Развязка

Британская супружеская пара только до определенного момента остается в роли наблюдателей. Все меняется, когда Мими решает вовлечь их в свою опасную игру.

Она приходит к Найджелу, которому предлагает стать ее любовником. Но когда он выражает готовность к измене, сама начинает максимально оттягивать этот момент. В результате она окончательно отказывает Найджелу и проводит ночь с его супругой Фионой.

Фильм «Горькая луна» 1992 года завершается сценой, в которой Оскар убивает Мими из пистолета, который она сама подарила ему на день рождения.

Питер Койоти

Роль американского писателя, прикованного к инвалидной коляске, исполнил актер Питер Койоти.

Слава к нему пришла в середине 60-х годов, когда он стал одним из основателей театра The Diggers в Хейт-Эшбери. Это была творческая контркультурная площадка, чрезвычайно популярная в Америке в то время.

В кино из театра он перешел в 70-е годы, сыграв более чем в ста фильмах. Сейчас ему уже 77 лет. Помимо фильма «Горькая луна» стоит отметить его работы в комедии Педро Альмодовара «Кика», байопике Стивена Содерберга «Эрин Брокович».

Читайте также:  Что дальше луна или небо

Эммануэль Сенье

Актеры на роли в «Горькой луне» подобраны удивительным образом с максимальной точностью. Супругу Оскара Мими играет француженка Эммануэль Сенье, которой сейчас 52 года. Это третья жена режиссера Романа Полански, которая снялась также в его детективе «Неистовый», мистическом триллере «Девятые врата», комедийной драме «Венера в мехах».

Сенье начала карьеру модели в 14-летнем возрасте, вскоре получив международную известность, благодаря своей яркой и запоминающейся внешности.

На большом экране она дебютировала в 1984 году, снявшись в эпизодической роли в картине «Год медуз». Уже на следующий год она оказалась на съемочной площадке с Натали Бай и Джонни Холидеем в ленте Жан-Люк Годара «Детектив».

Среди ее лучших киноработ также необходимо отметить криминальную драму Николя Гарсиа «Вандомская площадь», за роль в которой она была номинирована на национальную премию «Сезар».

Хью Грант

В фильме «Горькая луна» актер Хью Грант из Великобритании исполнил роль Найджела. Это один из самых известных британских артистов современности.

В кино он впервые снялся в 1982 году в малозаметной картине «Привилегированные». Его первым успехом стала мелодрама Джеймс Айвори «Морис» об однополой любви в начале XX века.

Славу и признание у критиков он получил после работ в мистическом фильме ужасов Кена Рассела «Логово белого червя» и романтической комедии Майка Ньюэлла «Четыре свадьбы и одни похороны».

Настоящей звездой и секс-символом современного кино Хью Грант стал после комедийной мелодрамы Роджера Мичелла «Ноттинг-Хилл», романтической комедии Шэрон Магуайр «Дневник Бриджит Джонс», драмы Криса и Пола Вайц «Мой мальчик», комедийной мелодрамы Марка Лоуренса «Любовь с уведомлением», трагикомедии Ричарда Кертиса «Реальная любовь».

Кристин Скотт Томас

Супругу Найджела Фиону играет английская актриса Кристин Скотт Томас.

Ее карьера началась в 1986 году, когда она дебютировала в малозаметной ленте «Под вишневой луной». Громкий успех к ней пришел как раз после фильма Полански «Горькая луна».

В 1996 году Скотт Томас была номинирована на премию «Оскар» за работу в мелодраме Энтони Мингеллы «Английский пациент». Правда, награда ей так и не досталась.

Ее главное достижение — премия BAFTA за лучшую женскую роль второго плана в романтической комедии «Четыре свадьбы и одни похороны».

Роман Полански

Для режиссера Романа Полански «Горькая луна» стала значимой работой в его карьере, хоть и не самой знаменитой. Это режиссер, который вырос в Польше, затем долгое время жил в Великобритании и США, а с 1976 года находится во Франции.

Его первая же работа стала настоящей сенсацией. Это была камерная психологическая драма «Нож в воде», снятая еще в 1962 году. Это был первый фильм в истории польского кинематографа, в котором в качестве музыкального сопровождения был использован джаз, показана обнаженная женщина. Он даже получил номинацию на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.

Уже вторая его картина не только подтвердила его славу как одного из самых успешных режиссеров современности, но и принесла ему «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале. Это был психологический триллер «Отвращение», главную роль в котором исполнила Катрин Денев.

«Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля Полански получил в 1966 году за криминальный триллер «Тупик», который сам считал лучшей работой в своей карьере. В 2002 году режиссер завоевал «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля за историческую драму «Пианист», основанную на реальных событиях. В ней рассказывается судьба пианиста Владислава Шпильмана, который скрывается в Польше, оккупированной нацистами.

Его последней работой на данный момент стала психологическая драма «Основано на реальных событиях», которая вышла в 2017 году.

Мнение критиков

Отзывы критиков о «Горькой луне» оказались преимущественно положительными. Они отмечали невероятный накал страстей, который удается создать режиссеру на экране, а также то усердие, с которым Полански берется исследовать самые темные стороны человеческой души.

При этом нужно признать, что в фильме не сразу рассмотрели шедевр. Изначально на него ополчились практически во всем мире. В отзывах критиков о фильме «Горькая луна» (сразу после того, как он вышел) было много обвинений режиссера во всех смертных грехах, к чему он сам дал повод. Отмечалось, что режиссер позволяет себе комментировать пошлость, одновременно возводя ее в норму стиля, открывая в ней бездну искренности, что и делает фильма таким увлекательным.

Отзывы зрителей

Среди зрителей также нашлись поклонники и противники этой работы Полански. Причем первых оказалось значительно больше. В отзывах о фильме «Горькая луна» многие подчеркивали, что в работе над картиной Полански опирался на литературный источник. Поэтому для него имело такое большое значение дать этому тексту иное измерение, отыскивая его путь к воплощению.

В отзывах о «Горькой луне» зрители подчеркивали, что режиссеру удалось передать смысл и суть этой притчи писателя Паскаля Брюкнера об отношениях двух людей, которые больше напоминают великое таинство и невероятный труд.

К тому же, судя по отзывам о «Горькой луне» (1992), высоко была оценена актерская игра. Действительно, Полански удалось собрать на съемочной площадке первоклассных актеров, каждый из которых заслуживает восторженных оценок.

Неутешительный вывод, к которому в отзывах о фильме «Горькая луна» (1992) приходило большинство зрителей, заключается в том, что любовь мучительна, а пройти весь отрезок без потерь практически невозможно.

Среди негативных оценок отмечалось, что картина граничит в своей откровенности практически с порнографией. Это были основные претензии в отзывах о «Горькой луне» со стороны тех зрителей, которым фильм не понравился.

Источник

Adblock
detector