Груз 200. Город солнца, меняющий судьбы. Рецензия
«Мой жених, старший сержант. Горбунов, приедет из Афганистана. и вам за меня отомстит».
После такой фразы в наших головах обычно появляется уверенность в счастливом конце фильма, уничтожении всех его «плохих» героев и очередном восторжествовании добра над злом. Однако Балабанов в какой уже раз рушит наши надежды и говорит нам: «Ребята, хватит жить иллюзиями! Это реальный мир, а не сказка. Извольте посмотреть на один из вариантов, чем все должно закончиться на самом деле». И мы смотрим. А кто не досмотрел, тот не выдержал…
Что мы видим после произнесения Анжеликой слов, стоящих в качестве эпиграфа к этой статье-рецензии? Мы видим грубейшее, самое зверское издевательство над ее искренним желанием увидеть своего жениха, которое безо всякой жалости производит сексуально неудовлетворенный капитан милиции Журов с плохо прикрытым звериным нутром. Помните, как он смотрел на Анжелику, когда она осталась в машине одна? За этот взгляд Алексей Полуян достоин высшей похвалы. Да и жилищные условия сказали своё, чего уж там – комната, еще одна комната, подобие коридора и мать-алкоголичка, живущая без мужа. Подобие кухни я не увидел. Так мы и получаем маменькиного сынка, сексуально неудовлетворенного и оттого психически неуравновешенного, друзей практически не имеющего, воспитанного в индустриальном районе в квартире с изумительным видом из окна и постоянным грохотом – что может быть лучше? Кроме этого, Журов – бывший заключенный, похоже, испытавший в тюрьме сексуальное насилие и после освобождения ушедший работать в милицию. И скажите, много ли таких по стране. Для кого-то жизнь прекрасна, а вот Журов вряд ли такой тезис возьмет на вооружение, и для этого он имеет практически полный боекомплект.
А ведь какое это счастье – делать все, что хочешь с тем, кто остался без папиной защиты. Если похитить сына водителя и сына президента и они одинаково будут умолять о пощаде, то более ужасным насилие похитителя окажется над вторым, как это ни странно. И вот почему: не имеющий власти реальной, но получивший субъективную власть над ее носителем, понимает, что это ненадолго, и потому как можно быстрее постарается извлечь из ситуации оргазм как ментальный, так и физический. В фильме жертва похищения только одна, только это не сын президента, а дочь райкома партии. Но разницы нет.
Предлагаю посмотреть на корни похищения. Началось все, как мы знаем, на клубной дискотеке, после чего инициативу в свои руки взял Валера. А толчок этому дал алкоголь, который сначала сподвиг на танцы, а затем затащил обоих в машину, где выясняется, что он закончился и надо бы достать его на местном хуторе. Нежелание Валеры остановиться в выпивании и спровоцировало дальнейший сюжет фильма. Он пил до того, как сел за руль, и при этом не попал ни в какую аварию. Алкоголик со стажем налицо, плюс работал на Крайнем Севере – там, видимо, и приучили. Он пил и в клубе, зайдя в кабинку туалета, то есть нелегально, после чего попытался скрыть все возможные следы «странного» пребывания в туалете спуском воды, да вот незадача – воды в бачке для слива не оказалось – так что налицо еще и типичная подростковая психология поведения. В заключение, он выпил и в «городе солнца», после чего нейтрализовался – и даже туда он доехал без аварии, но уже чудом. Чудный светоч алкоголь… «Сопляк совсем», сказал в начале фильме про Валеру Артем, однако какой! Фарцовщик, зарабатывает немало, есть машина, и простим парню его тусовочность, которая еще не обязательно является плохой характеристикой человека. Лишь за счет своего труда он и может быть причислен к «золотой молодежи», среди которой он и тусуется, а таким, как Анжелика, все было дано изначально. Отчасти за счет того, что они являются близкими друзьями, и не возникает внутрисообщественный конфликт между двумя находящимися там людьми.
Но оставим Валеру в покое и перейдем к Анжелике, которая своим согласием на предложение Валеры поехать за самогоном неосознанно нажала руками Антонины, жены Алексея, спусковой крючок на том самом роковом ружье. И плевать им, что завтра надо будет ехать на дачу, пусть Анжелика поначалу и препиралась, ведь Валера ее убедил, предварительно расположив к себе.
Что еще привело Анжелику к смерти? Хвастовство. Ох, как усердно похваляется она должностью отца («дешевые понты») в бане («У меня папа — секретарь Райкома партии»; «Дверцу прикрой» — звучит в ответ от Журова) и потом в квартире в Ленинске («У меня папа — секретарь Райкома КПСС. Он всё равно вас найдёт и вас расстреляют»). Таких, как Журов, эти слова ничуть не остановят, а эффект скорее окажется обратным и воистину ужасающим. Ужаснул ли он Анжелику, что подсознательно, что явно? Непременно, ужаснул, и неважно, что Анжелика еще так молода – любая женщина бы на ее месте испытала дикий ужас и страх, в том числе за потерю невинности и чести. Так что вот он, принцип рикошета при вербальной атаке, обеспеченный психологической защитой объекта, в данном случае Журова. Хотя есть вероятность, что мы можем воспринимать слова Анжелики про должность ее отца как угрозу, но из уст хрупкой девушки, представительницы «золотой молодежи», ничего из себя не представляющей — по крайней мере, в фильме она как личность себя не проявила — такая «угроза» звучит смешно и нелепо, неправда ли?
В «Грузе 200» воплотилась тенденция Балабанова не заканчивать ряд фильмов счастливым концом. Так до «Груза 200» он сделал это, скажем, в фильме «Про уродов и людей», а после «Груза 200» в «Морфии» и «Кочегаре». В общем, неудивительно, что Антонина застрелила Анжелику. Дело тут ни в коем случае не в разнице социальных статусов обеих женщин, если вдруг кто-то об этом подумал. Антонина проявила себя как добросердечная женщина, попытавшаяся спасти молодую девушку, но впоследствии это не помешало ей убить Анжелику. Страшно подумать, что было в тот момент в душе Антонины под маской садистского безразличия на лице. Конечно, ей было жалко убивать Анжелику как человека. Но то ультранасилие, проведенное в отношении девушки в квартире – это позор на всю жизнь. Не исключено, что после освобождения из этого ада Анжелика на эмоциях совершила бы самоубийство. В момент своего заключения она об этом думала, и даже не спрашивайте меня, почему я так считаю. Повторяю, она была еще очень молода. И даже если так, то Антонина как более мудреная жизнью женщина убила Анжелику лишь из жалости и ускорив неизбежное, не дав ей больше мучиться на этом свете, закончив ее «непрерывный суицид». Одноименная песня Романа Неумоева, блестяще спетая Егором Летовым, очень кстати вспоминается в связи с этим эпизодом и вообще фильмом. Это была почти эвтаназия, но согласие на нее не было нужно, ведь и без того она оказалась бы панацеей. Однако Анжелика, после всего случившегося все еще боящаяся умереть, умоляет Антонину о пощаде, не понимая безысходности своего положения. С одной стороны, естественно цепляться за жизнь, а с другой, как конкретно в этом случае, глупо. Но увещевания Анжелики убить себя Антонина сочла бы за слабость. Нет, она не бой-баба и она не мужиковатая. Она женщина, знающая себе цену, она способна разбираться в других женщинах и оценивать их. Каждому пожелал бы такой жены, как Антонина. Она ведь еще и хозяйственная, прощающая мужу его пьяные выходки. Она добросердечна, не боюсь повториться. Оттого и убила. Иного выхода у нее не было.
Многие зрители в связи с показанной в фильме молодежью непременно вспомнят словосочетание «поганая молодежь», коим было и название одной из песен группы Гражданская Оборона, и песня эта советская, перестроечная, актуальная в то время. Актуальна она по сути всегда, а почему, объяснять не нужно. Другой вопрос, является ли название песни шуткой или оно сформулировано на полном серьезе. В чем же Балабанов показывает в фильме поганость советской молодежи? Во-первых, это уже описанный эпизод на клубной дискотеке, к нему мы возвращаться больше не будем. Во-вторых, это финальный эпизод в Ленинграде, когда в клубе на концерте молодая публика под песню группы Кино «Время есть, а денег нет» танцует какой-то нелепый и убогий танец в виде беспорядочных подскоков, напоминающий пого, а Валера находит себе «партнера по бизнесу» — сына Артема Славу, тоже тусовочника, что важно. Балабанов не дает нам ответа, помнит ли Валера об Анжелике и о том, что с ней случилось, и оттого мы встречались финальные титры с угнетающими наш нравственный центр эмоциями. Так что же, трагедия произошла из-за поганости Анжелики и Валеры? Однозначного единства в ответе мы здесь не встретим. Кто-то будет оправдывать героев, намекая на их молодость и говоря, что никакой поганости в них нет, ведь для такого возраста данное поведение может быть даже вполне типично, а кто-то скажет, что так им и было надо и что в случившемся виноваты лишь сами герои, а точнее безнравственность, засевшая в их душах. Предоставим решение данного вопроса на суд зрителя и двинемся дальше.
Вторая сюжетная линия связана с Артемом, братом отца девушки Валеры, оказавшимся ввиду поломки машины в «городе солнца». В отличие от Анжелики с Валерой, у него это вышло совершенно случайно. Повезло ли ему? Если примешать идеологический компонент, то действительно повезло. Такое везение, однако, обошлось Артему очень дорого.
Давайте посмотрим со стороны на двух людей, имеющих во взглядах точки соприкосновения, но при этом один теоретик, а другой практик. Речь, естественно, об Артеме и Алексее.
Артем – профессор Ленинградского Университета, преподающий научный атеизм. Иными словами, преподаватель с философского факультета, да и вдобавок член партии, то есть «передовой» член общества. То, что он говорит – в частности, про материю и сознание — не совсем понятно Алексею. Формулировки эти действительно замудренные, сам Артем это понимает и потому старается избегать лишних слов в объяснениях. Однако сама суть философии, которую Алексей выслушивает от профессора университета, противна ему. Он не верит, что Бога нет, и доказывает Артему обратное, вводя его в замешательство, а против реальных фактов не попрешь. Это понимает любой разумный человек, что уж там о выхолащенных университетом и партией материалистах, которые при столкновении с оппонентом из народа потерпят поражение, ведь убедить народ может не теоретик из университета, не только играющий абстрактными понятиями, но и приводящий для них серьезную материальную базу. Говоря про Артема, можно употребить следующие слова: переучился, слишком умный, слишком много рассуждает, больно много философствует, не знает жизни, говорит о несуществующих вещах… и это далеко не предел. В общем, отношение к Артему массового зрителя отчасти Туманная теория — всего лишь слова, не дающие людям ничего практического, то есть пригодного для жизни. До последнего я надеялся, что Артем тайно или в глубине души верит в Бога (этакий антиутопист), но мои надежды разрушились, словно карточный домик. После диалога с Алексеем и окончательного протрезвения он много думает о том, что услышал – находясь у мамы, а потом уже в Ленинграде. Кроткость нрава и недостаток общения с простым народом дал сильную пощечину его философским убеждениям (необязательно наивным) и его душевному спокойствию. Вот что бывает с теми, кто так далеки от простого народа, который в «Грузе 200» прекрасно олицетворил Алексей. Такой собирательный образ, естественно, не без недостатков. Скажем, он любитель выпить, ну и побывал в колонии для совершеннолетних. Зато в Бога он верует и нрав его суров, а таких людей попробуй перемени – скорее, сам же и пострадаешь. Алексей, несмотря на свою грубость в общении с людьми и матерость, оказался очень гостеприимным хозяином. Он не только не прогнал Артема, пришедшего посреди ночи, но и угостил ужином и водкой. А вот вы смогли бы поступить столь же благодушно? Стоило лишь Алексею изложить свою позицию, которую собеседник вовсе не обязан принимать за истину, как она вызвала в душе Артема смятение, которое, однако, разыгралось не сразу. Как говорится, хорошая мысля приходит опосля, то есть когда эмоции после беседы улягутся и можно с сугубо рациональной позиции взглянуть на произошедший диалог. Так же сделал и Артем, по приезду в Ленинград уверовавший в Бога, что выразилось в его походе в храм. Нам неизвестно, остался ли он после этого случая работать в университете и остался ли в партии, однако ясно одно: душа его претерпела радикальные перемены, и все благодаря одному лишь диалогу с представителем народа.
Важное место в фильме занимает «город солнца», коим Алексей именует свой дом с хозяйством, находящийся на окраине хутора Каляево. Хозяин хотел бы построить там что-то нечто утопии (не секту ли?), которая никак не будет связана с политикой. Такая вероломность Алексея является скрытой пародией на замыслы советского руководства, которые, как мы знаем, так и не были воплощены в жизнь. «Город солнца» в своей успешности построения продвинулся бы дальше, чем коммунизм. Но вот вам и антиутопия: Алексей выбывает из игры, Сунька и Журов погибают, и все планы по «счастливому будущему» аннигилируются, ведь в конечном итоге хозяйство осталось за одной лишь Антониной, но она, я уверен, справится. Перед своей смертью «город солнца» затянул в себя Анжелику в качестве невинной жертвы, и это весьма удручающее обстоятельство. Другая антиутопия, произошедшая в реальности, но чуть позже: рухнул Советский Союз. Перед этим обе утопии, показанные в фильме, идеологически столкнулись между собой, но не вступили в конфликт. И оказывается, что более жизненна философия «города солнца», плюс это маленькая по территории потенциальная утопия, в отличие от Советского Союза. Управлять ей проще, следовательно, проживет она дольше. Точнее, прожила бы. Но не сложилось.
Действие фильма происходит в 1984 году, а это конец эпохи застоя, одновременно являющийся и ее пиком. Это передперестроечное время, после которого начались некоторые перемены. И я не думаю, что название «Груз 200» — это исключительно про погибшего жениха Анжелики. Скорее всего, это фильм про разложение тканей внутри мертвеца, который оказался фениксом и начал в конце двадцатого века новый жизненный цикл, но теперь его облик несколько отличен от прежнего.
10 ноября 2012
Источник
Скрытый смысл нашумевшего фильма «Груз 200», которого зрители не поняли
Пожалуй, Алексея Балабанова можно смело включить в список самых выдающихся режиссеров нулевых. Практически каждая его картина получала внимание и становилась обсуждаемой. Не стал исключением фильм «Груз 200», вышедший на большие экраны в 2007-ом году.
Из-за обилия «нелицеприятных» моментов картина подверглась жесточайшей критике. Несмотря на то, что в наши дни цензоры закрывают глаза на многие режиссерские «вольности», фильм получил рейтинг «21+» и в некоторых городах был не допущен до проката.
Чтобы понять скрытый, а может и прозрачный смысл «Груза 200», необходимо немного освежить память. Все события происходят в эпоху СССР, а именно в 1984-ом году.
В эпицентре повествования оказывается молодая девушка по имени Анжелика. Во время ночной вечеринки она в компании Валеры, жениха своей подружки, отправляется в поисках алкоголя. Так дорога заводит парочку на ближайший хуторок.
Валерий оказывается в доме Алексея, где напивается и благополучно забывает про Анжелику. Через определенный промежуток времени девушка устает ждать и приходит в дом. Там она сталкивается с Антониной, которая прячет героиню в бане прекрасно понимая, что пьяный Алексей может начать домогаться.
Вскоре на горизонте появляется фигура милиционера Журова, который вместо того, чтобы спасти Анжелику от Алексея, совершает чудовищное злодеяние. Он жестокого расправляется с Сунькой — единственным человеком, вставшим на пути милиционера. После Журов насилует бедняжку бутылкой и похищает.
Он привозит ее к себе, заявив умалишенной матери, что Анжелика теперь его невеста. Поначалу девушка сопротивлялась, пытаясь напугать Журова своим женихом-десантником. Тем временем гроб с телом того самого десантника-афганца попадает в руки милиционера-психопата, который вместо захоронения кладет разложившееся тело рядом с прикованной Анжеликой.
Алексея без разбирательств обвинили в смерти Суньки, приговорив к смертной казни. Супруга Антонина, принимает решение расправиться с виновником и с оружием приходит в гости к Журову, убивая его. На фоне жуткого трупного запаха и общей шокирующей картины Антонина увидела Анжелику, однако вместо помощи просто ушла, оставив ее в компании сумасшедшей старухи, матери Журова.
Так в чем же смысл фильма и концовки в целом?
В «Грузе-200» Балабанов хотел показать одну из частей жизни в СССР. Он хотел продемонстрировать пьянство, беззаконие и равнодушие — грязные человеческие пороки, о которых старались не вспоминать.
Анжелика воплощала собой образ обыкновенного народа, который смирился с действительностью и прекратил борьбу. Милиционер Журов сопоставлялся с людьми, обязанными охранять закон. Но вместо этого они активно пользуются положением и творят беззаконие.
Однако Балабанов не хотел всецело посвящать фильм прогнившей системе — он преследовал более глубокий мотив, который к великому сожалению сумели увидеть далеко не все.
Можно сказать, что Анжелика стала неким символом Родины. Погибший десантник Николай представляет собой армию, не защитившую ту самую Родину. Милиционер Журов — некий прообраз Запада, подчиняющий Родину, а сам «Груз 200» — это и есть все негативные проявления СССР. Фильм не только показывает необходимость перемен, прямо указывая это финальной песней Виктора Цоя.
Он учит нас избавляться от равнодушия и безразличия, которые в свою очередь плавно перетекают в безнаказанность и вседозволенность.
Источник