Меню

Город солнца по ингушски 5 букв

Город из 5 букв

Этот инструмент поможет вам решить сканворд из 5 букв онлайн, используйте маску или задайте буквы которые вам известны и нажмите кнопку решить.

Найдено 228 слов из 5 букв

Если вы не нашли нужного слова, попробуйте ввести ваш вопрос из сканворда, выставьте нужное количество букв и нажмите кнопку решить, с помощью этого вы сузите круг поиска.

  1. вилла
  2. войти
  3. ганза
  4. гетто
  5. город
  6. гряда
  7. казак
  8. конка
  9. курия
  10. марка
  11. мэрия
  12. овощи
  13. ореол
  14. осада
  15. осмос
  16. панты
  17. патио
  18. полис
  19. порей
  20. посад
  21. проба
  22. пункт
  23. район
  24. салат
  25. сквер
  26. собор
  27. стены
  28. тиран
  29. укроп
  30. фиакр
  31. форум
  32. центр
  33. часть
  34. чушка
  35. чушки
  36. ширма
  37. абаза
  38. абаша
  39. абдер
  40. агдам
  41. агдаш
  42. агрыз
  43. айхал
  44. акаси
  45. акита
  46. аксай
  47. акташ
  48. алдан
  49. алжир
  50. алтай
  51. анапа
  52. анива
  53. арвад
  54. аргос
  55. аргун
  56. ардон
  57. арзев
  58. арзни
  59. артем
  60. артик
  61. арциз
  62. арысь
  63. асино
  64. ассаб
  65. асьют
  66. атасу
  67. атрек
  68. афины
  69. ахваз
  70. ашшур
  71. аягуз
  72. щигры
  73. щучин
  74. щучье
  75. эвбея
  76. элуру
  77. эриду
  78. юхнов
  79. тавда
  80. тайга
  81. талас
  82. тальк
  83. тарки
  84. тверь
  85. тегея
  86. темир
  87. терек
  88. тикси
  89. тирас
  90. тобол
  91. тоета
  92. токио
  93. томск
  94. тонга
  95. топки
  96. тосно
  97. тояма
  98. троян
  99. тулун
  100. тунис
  101. туран
  102. турка
  103. туров
  104. тушпа
  105. тхана
  106. тында
  107. тячев
  108. бакал
  109. балей
  110. балта
  111. банбу
  112. барыш
  113. басра
  114. бассы
  115. батна
  116. бваке
  117. белев
  118. белиз
  119. белый
  120. беппу
  121. бешар
  122. бийск
  123. бикин
  124. биляр
  125. биржа
  126. бирск
  127. блида
  128. броды
  129. бучач
  130. быхов
  131. валга
  132. Аккра
  133. Алжир
  134. Блида
  135. Тунис
  136. Рабат
  137. Уджда
  138. Яунде
  139. Дуала
  140. Дакар
  141. Лагос
  142. Аруша
  143. Адрар
  144. Батна
  145. Сфакс
  146. Колда
  147. Бритс
  148. Танга
  149. Надор
  150. Себха
  151. Сетиф
  152. Энугу
  153. Буира
  154. Остин
  155. Дарем
  156. Окмос
  157. Омаха
  158. Перри
  159. Флора
  160. Уорик
  161. Бойсе
  162. Далут
  163. Дабек
  164. Хоббс
  165. Скоки
  166. Карни
  167. Талса
  168. Темпе
  169. Сибли
  170. Тусон
  171. Мобил
  172. Тампа
  173. Плано
  174. Довер
  175. Серси
  176. Пиква
  177. Лайма
  178. Флинт
  179. Пелла
  180. Латам
  181. Юрика
  182. Хаума
  183. Дерби
  184. Кихей
  185. Фарго
  186. Канби
  187. Минот
  188. Элвин
  189. Медия
  190. Истон
  191. Сиэтл
  192. Моска
  193. Оберн
  194. Огден
  195. Лотон
  196. Кейси
  197. Тинек
  198. Савой
  199. Юфола
  200. Тулар
  201. Виста
  202. Пауэй
  203. Кейти
  204. Расин
  205. Ревир
  206. Нэшуа
  207. Ютика
  208. Пекин
  209. Эйвон
  210. Часка
  211. Ротан
  212. Райфл
  213. Херст
  214. Дулут
  215. Оссио
  216. Азуса
  217. Элгин
  218. Грили
  219. Пампа
  220. Харви
  221. Бишоп
  222. Дотан
  223. Ливуд
  224. Темпл
  225. Юджин
  226. Такер
  227. Конли
  228. Айкен

У нас содержится база всех городов мира, поэтому результаты поиска могут быть большими, если вы знаете, что вы ищете не город, просто нажмите в настройках поиска «‎Исключить города»‎.

Использовать маску можно не только для разгадывания сканворда (кроссворда). Маска — это мощный инструмент для поиска любых слов из букв, в таблице ниже пример популярных масок.

Источник

Горная Ингушетия. Часть 3: Джейрахское ущелье

От показанных в прошлой части Эгикала и Эрзи на склонах «ингушского Олимпа» Цей-Лом или от лежащей за ним Таргимской котловины Джейрахское ущелье имеет принципиальное отличие — оно обитаемо. На здешних горах висит пяток деревень, село-райцентр Джейрах (1,9 тыс. жителей) и даже курорт Армхи, стремительно построенный в 2010-е годы, когда эта горная глушь открылась для туристов. А напротив Армхи высится Столовая гора Мят-Лом, на вершине которой стоит эльгыц — настоящий языческий храм богини плодородия Тушоли из древней вайнахской религии ерды. Восхождением туда и закончу рассказ об апрельской путешествии по Ингушетии и Чечне.

Нормальные люди добираются сюда, конечно же, со стороны Назрани — прилетев «Победой» в аэропорт Беслан, подивившись новостройкам Магаса, прогулявшись по старым улочкам Владикавказа, вписавшись в авторский тур (у «Неизвестной России», кстати, тоже есть!) или найдя шикарного кавказского гида через мини-гостиницу. Но, как говорится, «если бы мы нормальные люди были, то у нас был и ложка была» — доехав из Грозного в Сунжу (бывшую станицу Орджоникидзевскую) мы поднялись рейсовым ПАЗиком до самого верхнего по Ассинскому ущелью села Алкун и поскакали дальше автостопом. Осмотрев Таргим, мы вышли под начавшимся дождём на перекрёсток у кордона заповедника «Эрзи», где я остался голосовать, пока джигиты-егери угощали Олю чаем и тортом. Торт доесть, увы, она не успела — со стороны Вовнушек и храма Тхаба-Ерды (всё перечисленное было в первой части) показался огромный «Хайлюкс» с пассажирским кузовом, который вёл тот самый шикарный кавказский гид. В просторном и гулком салоне сидели пассажиры — молодая, красивая и явно преуспевшая пара туристов из Питера, тут же угостивших нас исключительно вкусными яблоками. Сквозь дождь и туман мы поехали на Цейломский перевал, а чуть ехидный, но добрый гид с холёной бородой и бархатным голосом поведал нам свою историю. Я уже понял, что туристов он привёз сюда из Северной Осетии, но гид оказался не осетином, а. а даже не знаю и кем. Его дальние предки лет сто с небольшим назад жили в Дагестане, но от кровной мести бежали оттуда в Грузию. Там, в мусульманской семье, и родился наш гид, и к зрелости владел он русским, грузинским и арабским языками. Затем, однако, в Грузию пришла смута, разгул национализма и нищета, и вот они оказались в ближайшем регионе России — Северной Осетии. Под такие разговоры, созерцая выплывающие из тумана башни, мы и доехали до околиц Джейраха. По карте Армхи стоит будто бы у трассы, а оказалось, что вон он — треугольное здание вдалеке. Мы побрели туда, вскоре поймали попутку, и вот уже ждали на рецепшене, пока молодой администратор-ингуш заселит целый автобус туристов.

2.

Джейрахское ущелье называется так по селению и шахару — одному из 9 клановых уделов средневековой страны Галгай. Речка же в ущелье зовётся Армхи, что на русский можно было бы перевести примерно как Запретка. На неё и обратил внимание Абдул-Хамид Тангиев — совсем молодой ещё парень, сын владикавказскго купца, не окончивший реального училища и прошедший Гражданскую войну, в новосозданной Ингушской автономной области он стал наркомом здравоохранения. Надо заметить, в тогдашней ИнгАО не было натурально ничего — даже столицей её, на пару с Осетией, оставался Владикавказ, имевший в 1924-32 годах статус города всероссийского подчинения. В автономии было решено создать два курорта — бальнеологический в степных Аучалуках и горно-климатический в селе Мохкате над Армхи, в 30 километрах от Владикавказа. Построить их было Ингушетии не под силу, но место глянулось Всесоюзному старосте, и вот в 1925-28 годах в Джейрахском ущелье вырос санаторий «Армхи», самый солидный конструктивистский корпус которого был известен как Дача Калинина:

3а.

В депортацию 1944 года Джейрахский район отошёл Грузии, став Дарьяльским районом, и санаторий так же был переименован в «Дарьял». Старое название вернулось в 1957 году вместе с вайнахами, и в первые десятилетия после ссылки специализацией «Армхи» стало лечение туберкулёза. Не знаю, был ли туберкулёз у писателя Идриса Базоркина или Дача Калинина оставалась неприкосновенной, но главный ингушский роман «Из тьмы веков» он писал именно здесь. Не лучшим образом на дыхательную систему влиял и воздух Крайнего Севера — в 1980 году «Армхи» стал ведомственным санаторием «Уренгойнефтегаза», и красивые, но заражённые палочкой Коха корпуса 1920-х годов оставалось только снести до основания.

3б.

Не знаю, успели ли на их месте что-то построить — дальше в любом случае Ингушетия сделалась не лучшим местом для отдыха, а самим ингушам было явно не до того. Лишь в 1998 году на месте так и не возродившегося после депортации Мохкате был создан новый курорт «Джейрах». Кто отдыхал в нём тогда — мне не очень понятно, а по-настоящему за него взялись в 2012 году: к судьбоносному для местного туризма снятию пропускного режима в 2013 году Ингушетия располагала небольшим, но собственным всесезонным курортом.

3.

Устройство его лучше всего оценить можно с другой стороны ущелья — если в самой Ингушетии два этажа, то тут три, соединённых горнолыжной трассой и канатной дорогой. Внизу — собственно «Армхи», многоэтажный и довольно пафосный отель:

Читайте также:  Сан марино кидс крем для защиты от солнца

4.

Не знаю точно, когда были построены эти здания — в 1980-х, 1998-99 или 2010-х. Но архитектура мне неожиданно понравилось, слегка напомнив чехословацкий функционализм Закарпатья.

5.

Выше по склону находится «Чайка» с висящим над долиной бассейном, в апреле ещё сухим. Здесь мы и остановились — на первом этаже, в миниатюрных номерах с отдельными входами. Лучшим местом этих номеров оказалась ванная — в душе напор воды такой, что струёй можно почесать затылок, а сама вода пригодна для питья: на рецепшене сказали, что поступает она прямо из Ляжгинского водопада, уж во всяком случае — из каких-то горных ручьёв. На третьем этаже ещё и столовая, где с утра кормили простеньким, но добротным «шведским столом»:

6.

Изначально же я бронировал Домик на дереве, очаровательно смотревшийся на сайте Ингкурорта. Но в апреле в горах холодные ночи, а мы заявились ещё и промокшими под дождём. Свободные номера же, которых система бронирования парой недель ранее не признала, таки оказались в наличии, и более того, по случаю Рамадана сдавались с изрядной скидкой — за 1700 рублей вместо 2400. Я доплатил разницу в цене, предпочтя комфорт экзотике.

7.

Ещё выше есть ресторан и бассейн с финской сауной, которые тоже входили в стоимость проживания. Вот только от «Армхи» до них — порядка 600 горизонтальных метров и примерно такой же перепад высоты. Внутрикурортный транспорт — это отдельная достопримечательность с кавказским колоритом:

8.

Во-первых, тут есть шаттл. Он на кадре выше — это «Нива» с добродушным житейским мужиком за рулём, по виду и речи которого в любой другой точке России я бы ни за что не догадался, что передо мной ингуш. «Нива» развозит гостей бесплатно в пределах курорта, и главный минус её в том, что она тут одна и потому её надо ждать или оговаривать время заранее. Ну а именно «Нива» тут служит шаттлом потому, что серпантин заасфальтировать денег уже не хватило:

9.

Ещё есть очень длинная узкая лестница, вьющаяся через лес:

10.

И за дополнительные 100 рублей туда-обратно — канатно-кресельная дорога, работающая с 10 до 18 часов:

11.

Для нас, впрочем, она оказалась совершенно бесполезной, так как на «Чайке» посадка и высадка не предусмотрены. Верхняя станция:

12.

У ресторана наверху — смотровая площадка:

13.

Но лучшие виды открываются, как оказалось, с третьего этажа «Чайки». Джейрахское ущелье удивляет своей асимметрией — оба склона его одинаково круты, но южный покрыт густыми лесами, а северный выжжен солнцем. Среди его пастбищ стоят древние башни и современные селения, отстроившиеся после депортации. И почти весь северный борт Джейрахского ущелья — это склон единственной Столовой горы (300м), или если по-ингушски — Мят-Лоам:

14.

Лоам или лом — значит просто «гора», и жители Джейрахского района образуют отдельный ингушский субэтнос лоамори — горцев. И если соседний Цей-Лом был обителью главных мужских божеств Делы, Селы и Гелы, то на Мят-Ломе жила Тушоли — дочь демиурга, самая любимая вайнахами богиня плодородия, жизни и весны. В отличие от суровых мужских богов, одна лишь Богиня-Мать была безгранично доброй к людям, всепрощающей и никому не делающей зла. Её вестником, аналогом ласточки в русском фольклоре, считался удод (тушоли-кутам), в её честь устраивались самые весёлые и пышные праздники, и только ей одной ставили идолов из дерева или металла в каноническом образе женщины со слезой на щеке. В прошлой части я рассказывал о последнем жреце Эльмарзе Хаутиеве, что в 1873 году, поняв, что служит демиургу Деле в одиночестве, тоже перешёл в мусульманство. Но видимо, последним он был за исключением жрецов Тушоли — тропинки к её эльгыцам не затоптали ни ислам, ни коммунизм, и лишь депортация разорвала эту нить. Ведь вернувшись домой, вайнахи расселялись в основном на плоскости, да и молиться Тушоли ходили чаще всего молодые женщины, мечтавшие о зачатии — те, кто помнил Мать-Богиню, были для таких молитв уже стары.

15а.

Культ Тушоли ушёл в прошлое, но именно с ней связано большинство уцелевших эльгыцев. В Чечне центром этого культа считалась природная, чуть доработанная людьми стела у селения Вилах в обезлюдевшем после депортации Галанчожском районе. Ну а в Ингушетии — святилище Мят-Сели, просматривающееся на вершине Мят-Лома:

15.

Под Столовой горой лежал уже не Джейрахский, а Мецхельский шахар, родина фамилии Евкуровых. Его башни на склонах также прекрасно видны из Армхи — вот например Духургишт, привлекающий взгляд аляповатостью построек. Я было подумал, что жто турбаза премиум-класса, но в комментах пишут — что-то частное:

16.

Над которыми соят древние башни, недавно поднятые из руин:

17.

Близость Владикавказа и курортность способствовали тому, что они попадали в кадр и давним фотографам:

17а.

За оврагом правее Духургишта хорошо видно Бейни — уже вполне себе обитаемая (около 100 жителей) деревенька. Из её башен вышло несколько фамилий, включая Мурзабековых, в чьём гостевом доме «Бейни» на окраине Назрани я ночевал десятью днями ранее. И символично, что именно из окна тех, кому принадлежат эти башни, я впервые увидел Столовую гору — только с другой стороны:

18.

Теперь же мы задались целью на неё подняться, и в общем-то весь путь прекрасно виден здесь. Направо от Бейни гигантским зигзагом уходит пологая дорога, практически над селом переходящая в извилистый серпантин по травянистому склону без скал. Только серпантин здесь — не чёрные зигзаги: это «тропа дураков», которую накатали джиперы, и заканчивается она весьма красноречивой площадкой, где они ни с чем разворачивались, меняя разговоры о своей крутости на разговоры о своём уме. Настоящий же серпантин отсюда виден едва-едва и кажется почти вертикальным. Детальная лоция восхождения на Столовую гору есть здесь.

19.

Трансфер в Бейни от «Армхи» стоит 1000 рублей, и сначала я подумал, что цена неадекватна, но после прямого вопроса администратор пояснил, что в неё входит и обратный путь: спустившись с Мят-Лома в Бейни, надо будет позвонить в гостиницу, и минут через 20 приедет машина. Через ущелье, серпантином вниз и снова серпантином вверх нас повезла всё та же «Нива», и с серпантинов на мяцхельской стороне хорошо виден конец долины — за домами Джейраха речка Армхи впадает в Терек, издавна служивший границей осетинских и ингушских земель. То есть и полтысячи лет назад галгайцы, сидя на своих башнях, знали, что у тех гор другие хозяева:

20.

Выше по дороге кладбище и одинокий кашков — родовой склеп в виде маленькой башни:

21.

«Нива» остановилась у калитки, которую водитель настоятельно посоветовал за собой закрыть. Выше калитки — изумрудный луг, инфостенд с гордым заголовком «Тропо предков» да россыпь жилых башен Бейни, которые я решил оставить на обратный путь.

22.

Столовая гора подмигивает пещерами. Бейни стоит на высоте 1580м, Мят-Сели — на 2560м, а высшая точка Мят-Лома — 3003м, то есть нам предстояло набрать от 1 до 1,5 километров высоты и пройти путь по 8-12 горизонтальных километров в каждую сторону. В среднем подъём от Бейни до Мят-Сели занимает около 3 часов, и ещё часа 2 — до вершины.

23.

Впрочем, несколько километров можно сэкономить, сев на внедорожник — от Бейни начинается довольно пологий подъём. Идя вверх, мы с Олей спорили — я ссылался на тот пост по ссылке, автор которого советовал ни в коем случае не срезать загогулину по тропам, так как это отнимет куда больше сил. Оля отвечала, что он не прав — мы идём классический тягун, длинный унылый изматывающий подъём чуть-чуть за гранью горизонтального хода, и любой бывалый турист скажет, что в плане расхода сил ничего хуже нет. Мимо нас проехал джип с туристами.

Читайте также:  Козырек от солнца фиат альбеа

24.

Чтобы путь не был совсем уж тягучим — указатели дополнены такими вот табличками с народными мудростями на русском и ингушском языках:

24а.

На середине тягуна — родник, где туристы набирают воду. Оля, впрочем, побрезговала, заявив, что это какой-то водопой для скотины.

25.

Но хоть и казался подъём пологим, а высоту мы набирали уверенно, сами не заметив, как оказались куда выше Армхи:

26.

Бейни, Духургушт и ещё один замок между ними:

27.

Духургушт над кварталами Джейраха — рядом с корабликом можно различить среди сельских крыш кубическую жилую башню. В целом же туристическая инфраструктура Горной Ингушетии поражает — обильная, комфортабельная и работающая как часы, она сложилась за несколько лет и уже в 2010-х. Вообще, сам по себе туризм Северного Кавказа — феномен весьма любопытный: в советское время эти республики оставались в тени Закавказья, в 1990-2000-х не без оснований слыли местом опасным, а туристический бум тут начинался с чистого листа в эпоху соцсетей. Так что маршруты местные писали не озабоченные вопросами патриотического воспитания чиновники и не радеющие по культуре эпохи их молодости заслуженные экскурсоводы и музейщики. Мини-отель, красавец-гид с джипом и группой вконтакте, мёд с частной пасеки, лёгкая самоирония кавказцев на стереотипы о себе — туризм на Северном Кавказе может и не самый массовый, но самый какой-то приятный.

28.

А над долиной белым куполом стоит Казбек (5033), лучшие виды на который открываются именно с Мят-Сели. Особенно если на его фоне пролетит орёл — такую фотку нам показывал водитель «Нивы». Ингушетии, кстати, в этом кадре принадлежит только ближний чёрный склон — Казбек высится уже за Тереком, и хоть границы России (Северной Осетии) с Грузией на нём не видно, она в этих снегах есть:

29.

С тягуна мы видели, как джип встал у беседки, а дальше несколько фигурок в разноцветных одеждах показывались всё выше и выше по склону. В беседках мы устроили большой привал — позади осталось около половины пути, но тягун тут сменялся серпантином.

30.

Путь наверх по его бесчисленным зигзагам я бы не назвал тяжёлым — тропа довольно широка, уклоны нигде не требуют хорошего чувства равновесия, и в общем при наличии налобного фонарика там даже ночью было бы не страшно идти. Но сколько тут зигзагов, я не знаю — путь наверх растягивается на пару часов и успевает вымотать своим однообразием. Вверху манит вешка, и она всё ближе, ближе, ближе, но по-прежнему далеко.

30а.

До Мят-Сели, впрочем, ещё пара километров. Если внизу луга изумрудны, то здесь снег сошёл считанные дни назад, а земля в жухлой бурой траве сырая и липкая:

31.

Интереснее взбираться сюда ближе к лету — говорят, в это время на Столовой горе, как в Киргизии или Монголии, пасутся самые настоящие яки! Но меня сопровождали лишь причудливые скалы:

32.

Да привычная за столько лет Смешная Птица:

33.

При ближайшем рассмотрении Столовая гора оказалась скорее гребнем — вершина её ровной кажется лишь снизу, да к тому же довольно узкая. На востоке выступает зубчатая громада Цей-Лома:

34.

Выше по долине как на ладони Эрзи с его 8 башнями и деревня Ольгетти с первой в своём роде улицей Путина из отстроенных после селя домов.

35.

В распадках видны и другие башни — вот это, как я понимаю, Мецхал, бывший центр шахара:

36.

До Мят-Сели по гребню горы идти ещё пару километров, и на подходах к святилищу мы увидели вот что. По Вайгачу или Северному Уралу я знал, что у древних такие скалы вызывают ровно те же ассоциации, что у нынешнего потребителя демотиваторов. Вот только для древнего образ этот был благородным: гениталии Земли — алтари божественных Матерей или Отцов.

37.

Сделав пару кадров, я пошёл к манившему впереди эльгыцу, а оглянувшись — увидел, что Оля лежит на тропе. Я сразу же крикнул, всё ли в порядке, и Оля встрепенулась, пояснив, что фотографирует цветок. Сверху же раздался мягкий бархатный голос «Что ж ты девочку бросил?!», и оглянувшись, я увидел того же самого дагестано-грузино-осетинского гида, что привёз нас в Армхи. Это его джип стоял в конце тягуна, и поднявшись наверх на часок раньше нас, теперь он уже не с двумя, а с тремя туристами устроил пикник над долиной.

37а.

Вот и он, Мят-Сели, типичный ингушский эльгыц. Как и большинство горских построек, возведённый в совершенно неясные времена — то ли сто лет назад, то ли тысячу. Совсем небольшой (7м в длину, 3,6 в ширину и 4,9 в высоту) и внешне совершенно невзрачный, однако подлинный языческий храм:

38.

У Мят-Сели две двери и поперечная арка — на рассвете и закате в определённые дни Солнце просвечивает здание насквозь. Роль храма он сочетал с ролью зала заседаний — под сводами его собирались советы старейшин. Последний раз ингушские чабаны и крестьяне во главе с цайн-сагом (шаманом) молились тут о дожде в 1924 году:

39.

Чуть выше по склону — ещё одно святилище Мятер-Сели, от которого осталась лишь груда камней:

40.

И если с одной стороны от гряды двух храмов находится расщелина-вагина, то с другой — озеро-сердечко:

41.

Между тем, Казбек на заднем плане затянули облака. Дойдя до Мят-Сели, мы были полны решимости идти к вершине Столовой горы, и ушедшие вниз гид да его подопечные даже отдали нам запасы питьевой воды. Но пройдя полсотни метров в гору, я вдруг почувствовал странное бессилие и просто завалился на бок, в тёплую траву. И полежав немного, понял, что туда мы не пойдём, а лучше погуляем по лугам Тушоли:

42.

С которых открываются, к тому же, феерические виды на Цей-Лом и осетинские склоны Мят-Лома. Чего стоит скала с контрфорсами справа!

43.

Вайнахские боги не делились на добрых и злых — только на Старших и Младших. Среди них лишь демиург Дела был неуязвим, но даже он не был всемогущим. На вершине Цей-Лома его соседями были бог солнца Гела и громовержец Села, чьим алтарём в каждом доме служил очаг, а смерть от удара молнии считалась почётной. Самыми добрыми обитателями Цей-Лома были, наверное, дети Делы — богиня жизни Тушоли и бог смерти Эштр, который никогда не забирал к себе людей несправедливо. Мир мёртвых Эл в разных преданиях напоминал то райские сады, где счастливые люди ходят по земле из серебра и золота среди пышных садов, то тоскливые пустоши, где всегда холод и туман, а Солнце то ли заходит туда «нашей» ночью, то ли вместо него там Луна. Боги были в целом добрее богинь — например, Дарза-Нана отвечала за вьюгу, а Уна-нана — за болезни, регулярно косившие горцев. Младшие боги ходили под властью старших, и были покровителями всего, чего только можно — так, Мятцели покровительствовал роду человеческому, но свой божок был у каждой скалы и каждого ручья. Между богами и людьми существовали ещё и нарты — богатыри, наделённые уникальными способностями и понимавшие птичий язык. Нартский эпос из безумно красивых былин — достояние всего Кавказа, и я пока что знаю о Кавказе слишком мало, чтобы понять, насколько он различен у разных народов. Вайнахские нарты закончили плохо — видя, что в мире богов и людей они больше помеха, Дела убил их, хитростью заставив выпить расплавленную медь. А вот юркий ласка Борткий-Ширка, заслуженный трикстер Чечено-Ингушских земель, обхитрил всех и даже легко снуёт между мирами. Землю населял целый паноптикум нечисти — вампалы (великаны) и «заячьи всадники» (злобные карлики), убуры (упыри) и гамсаги (оборотни), гарбажи (ведьмы-людоедки) и саурмаги — огнедышащие ядовитые драконы. Общались со всем этим знахарки, гадатели, а в первую очередь цайн-саги — тейповые шаманы, самые сильные из которых отличались деформацией головы. А вот на Олю глядит с Цей-Лома кто-то из богов — может, Села в образе орла, а может быть и задумчивый Эштр:

Читайте также:  Сколько слоев у атмосферы солнца слоев

44.

Оля дошла до края обрыва, куда я поленился спускаться, и сняла ещё один феерический вид. Я вспомнил легенду о том, что сотворённый мир поначалу не умещался под небом, и Дела сжал его, образовав складки-горы, да укрепил скалами. Держать их помогают быки, выставившие условие не запрягать их по вторникам, которые стали выходным на полях, Днём быка. На пастбищах же суббота была Днём волка — когда-то человек одолжил у волка скот и не вернул, за что волки теперь мстят скотоводам. Словом, доисламские вайнахи жили в жестоком, суровом, но при том каком-то очень гармоничном мире, где ничего не делалось зря и всё имело своё место. Ну а таинственность горских руин, о которых не известны даже даты постройки, вся эта заполнившая покинутые долины тьма веков смешивает мифы с реальностью.

45.

Между тем, в правильность решения не идти наверх нас убедил вид за горой — там лежала густая дымка, в которой едва-едва присматривался Владикавказ или может какой-нибудь город поменьше:

46а.

Со Столовой горы видна и лестница хребтов Кавказа — ближе Лесистый, за ним Сунженский и Терский, и последние два как бы уже и не горы, а Гребни над равниной. Этот пейзаж горцы видели век за веком, и из холода и скудности гор их манили плодородные земли плоскости. Напрямик со Столовой горы вниз не спустишься, но если вдоль Ассы дойти до Алкуна и перевалить через невысокий лесистый хребет — прямо сюда и выйдешь. Так в 16-17 веках галгайцы заселили Тарскую котловину у речки Камбилеевки, многочисленные хутора которой сходились к большому селу Ангушт, по ярмарке в котором здешние горцы и для русских стали ингушами. Недалеко от села по сей день лежит обширная поляна Барта-Бос — Склон Согласия, где якобы в 1810 году был подписан Акт присяги Шести ингушских фамилий России. По другой версии, впрочем, старейшины Таргимхоевых, Хамхоевых, Оздоевых, Евлоевых, Картоевых и Эгиевых (все, кстати, жили в верховьях Ассы — из того, что я упоминал, их вотчинами были Таргим, Хамхи, Вовнушки, Йовли, Карт и Эгикал соответственно) сами явились в Буро, то есть Крепость, как называли ингуши основанный в 1784 году Владикавказ. Так что скорее на Барта-Босе они держали совет перед столь важным делом, как клятва в верности чужому царю. И массово, всем народом, ингуши эту клятву более не нарушали, а вот Россия вела себя по отношению к ним не очень- то красиво. Уже в 1861 году Ангушт стал станицей Тарской — самой западной в Сунженской укреплённой линии, и следующие полвека прошли под знаком борьбы ингушей с казаками за эти земли внизу. Обещанием решить вопрос в пользу вайнахов Советы получили верность ингушей в Гражданскую войну, и обещание своё даже сдержали — казаки правда были выселены за Терек уже в 1920 году. Но Тарская котловина — это натурально предместья Владикавказа, и то ли из-за более сильного осетинского лобби, то ли по сугубо экономическим причинам в 1958 году Чечено-Ингушетия была восстановлена без Тарской котловины. Что и кончилось в итоге скоротечной войной осенью 1992 года между осетинами (причём селились тут в основном выходцы из Южной Осетии) и ингушами. Ингуши селились в котловине все десятилетия по возвращении из депортации, и к тому времени были здесь большинством. В итоге за несколько дней было убито порядка 800 человек (из которых около 600 — ингуши) и сожжёно 13 из 15 тарских сёл. Последствия этого, может быть, лучше видны именно сверху — среди полей и лесов котловины заметны зарастающие кустами пустыри. Ну а само Тарское, бывший Ангушт, показано здесь.

46.

А вот так Столовая гора выглядит из Назрани, лежащей между Лесистым и Сунженским хребтами. И тут обратите внимание, как стремительно Тушоли проснулась — ведь этот кадр с сиянием белых снегов от всех остальных отделяет дней 10.

47.

48.

Серпантин вниз всё так же зануден, а спуск по нему занимает не меньше времени, чем подъём. И лишь закат не давал заскучать. Так вышло, что в тот день я очень ждал одной тревожной вести, и лишь начав спуск осознал, что на вершине Столовой горы тревога полностью отпускала, а здесь накрыла вновь. Там, на лугах Тушоли, правда хорошо и спокойно — Богиня-Мать всегда утешит и простит:

49.

Уже в сумерках мы спустились тропкой поперёк зигзага к башням Бейни:

50.

Здесь только жилые башни, причём какие-то особенно широкие и капитальные — в нескольких сохранились даже эрдабоаги, центральные колонны, которые мне не встречались больше нигде у вайнахов:

51.

В итоге из достопримечательностей Горной Ингушетии у меня совершенно выпали водопады — хотя их тут несколько, и они весьма доступны. Ляжгинский водопад (высотой 12-18 метров) находится в пешей досягаемости Армхи — тропа к нему начинается там, куда спускается восточная дорога от курорта, и идти той тропой 30-40 минут. Фуртуогский водопад — в последнем селе по долине, в лесу у подножья Мят-Лома. Кроме того, в Фуртуоге родился главный ингушский революционер Гапур Ахриев, и его дом, законсервированный как мемориальный, с течением времени превратился в этнографический музей. Но — на утро нам оставалось только спуститься в Джейрах, единственный из всех шахаровых столиц не только сохранивший этот статус (районы по-ингушски и называют шахары), но и распространивший его на все 9 бывших шахаров Лоамороя. У центра села — одинокая старая башня:

52.

Сюда нас довезла всё та же «Нива», причём на маршрутках гости Армхи явно не очень-то ездят — один администратор назвал нам цену 400 рублей, а другой на следующее утро отправил нас бесплатно. Вот впереди — маршрутка на Назрань, четырежды в день отправляющаяся от длинного приземистого Дома культуры:

53.

Здесь же — воинский памятник с плитами солдатам Великой Отечественной, милиционерам (5 имён) и военным (1 имя) антитеррора.

54.

В наползшем тумане над Джейрахом красиво висел корабль Духургушта:

54а.

Маршрутка тронулась, и попетляв в паутине джейрахских кварталов, подобрав там ещё нескольких пассажиров, миновала Аланские ворота на границе двух республик, спорящих за наследие древней Алании.

55.

Переехав Терек, мы вышли на Военно-Грузинскую дорогу, которую прежде я уже раз проезжал в темноте. Теперь же я любовался дневными видами величественного Дарьяльского ущелья. Маршрутка сердито и без остановок пересекла Владикавказ, а вскоре я улетал домой из знакомого уже аэропорта Беслана.

56.

И между прочим, впервые аж с 2017 года выложил по горячим следам всё путешествие!

Источник

Adblock
detector