Илья Боровиков. Горожане солнца
Спрятанные под городом магические Часы (возможно, те самые, что отбивали время в «Часах» Ремизова) подчиняют себе жизнь горожан, заставляют людей взрослеть/стариться(/умирать) и забывать об изначальной красоте мира. Планам часовщиков противостоит целый ворох диковинных персонажей, взрослых и детей. Возглавляют их школьный директор Додыров, живущий в своем заколоченном кабинете (там его пытались замуровать другие учителя), передвигающийся по тайным ходам, идущим от подвала до чердака школы, и восьмилетняя Мишата — девочка, воспитанная снеговиками, не только ребенок, но еще волшебница и воин.
Странная книга — не моего, увы, детства.
С одной стороны, перед нами роман-сказка, написанный для «среднего школьного», сюжет которого явно навеян сочинениями Александра Шарова, Ирины Токмаковой и других советских детских писателей, а с другой.
Город катится по краю огромной чаши, вовне которой повисла бездна, и повод, на котором солнце удерживает город от падения, натянут до отказа. Снег приходит со звезд бессолнечной стороны, с черного хода вселенной. Зимняя ночь — это репетиция судьбы, что постигнет город, будь он отпущен с привязи: белая пустыня в непроглядной тьме. Это одиночество, одиночество эмбриона, космонавта или водолаза, а другой полюс — восторг. Одиночество и восторг в новогоднем языке отчуждены, противопоставлены, как тьма и свет. Новый год — это мерцание на черном фоне, золотое роение в океане тьмы.
. уж слишком много в тексте совсем не детской тоски — пополам с детским предвкушением грядущего праздника/откровения (Солнце, огромное счастливое солнце вспыхнуло в ней и спалило дотла — почти финал, будто в «Прекрасном и яростном мире» Платонова). Мифология Нового года плавно смыкается с эсхатологическими ожиданиями героев — не столько устранения времени, сколько его освобождения из-под власти враждебных сил (И что же. ты и вправду веришь — после полуночи мы перестанем стариться? — Ну. как бы утратим возраст. Нам все возрасты сделаются доступны).
Не знаю, может быть, именно в одержимости персонажей утопическим (утопия заявлена уже в самом названии), одержимости мгновенным и мистическим преображением мироустройства и заключается для меня основная странность книги — революционный пафос выглядел органично (хотя порой обыденно-скучно) у советских авторов, а в нынешней [ как бы] детской литературе воспринимается совершенно иначе, удивляет.
Изощренный язык романа ребенку может показаться слишком тяжелым, запутанным (в свое время детское жюри премии «Заветная мечта» книгу практически проигнорировало). Временами он вообще переходит во что-то платоновско-мамлеевское, а за авторскими выдумками/фантазмами мерещится иногда тень Ильи Масодова (но без акцентуации на телесном).
Скоро клетка остановилась в другом дворе, где раскинулась детская площадка с домиком, качелями и каруселью. Рядом виднелась маленькая часовня — бомбоубежище. Из глубины его раздался ответный колокол. Тогда манекены вынули из домика цепи, один конец надели на карусель, другой опустили в подвал и стали вертеть. Цепь наматывалась, а из подземелья подымался скрип и черное свечение. Все намотав, карусель остановилась, и вот из подземного лифта десять саричков с факелами вышли и встали полукругом. Началась ужасная торговля: ребенка сажали на один конец качелей, а на другой старички клали пустой мешок и начинали накладывать магниты. Когда качели выравнивались, манекены снимали магниты, а черные старички ребенка.
Еще одно любимое развлечение было у манекенов — причинять горе Гагарину. Этот огромный бронзовый мастодонт изображал первого человека, на камне внизу виднелась старинная надпись: «Гагарин — первый человек. » Давным-давно Гагарин стоял на земле, привольно откинувшись на яйцо, из которого явился миру.
Фантазия и реальность наслаиваются друг на друга, сражение титанового Гагарина со злобными манекенами сменяется войной «подземелий и крыш» — различных группировок беспризорников, а волшебный паровозик превращается в бронепоезд из исторического музея. События и герои двоятся: Мишата — одновременно и сбежавшая из интерната восьмилетняя девочка, забредшая в город из неведомо какой глуши, и современная реинкарнация Снегурочки, существо из легенд, находящееся между миром «снеговиков» и «земляков»; Михаил Афанасьевич (блин!sic!) Додыров — педагогический вариант Дон Кихота, неудачник с явными проблемами в области психики, но в то же время — своего рода демиург и трикстер, способный воплотить выдумку в жизнь.
. У него много разных мыслей. На мусорные баки сделать ступенечки, чтобы небольшие собаки тоже могли доставать. Провода красить светящейся краской, чтобы птицы ночью не натыкались. Все решетки, заборы, железные ограды делать из прутьев разной длины, таких, что, если тарахтишь палкой, выходит мелодия. Люки делать прозрачные, чтобы интересно было вовнутрь земли смотреть. Плоскокрышные дома — все, какие есть — и в Старом городе, и в мертвом, — засеять поверху густым лесом. печное отопление вернуть, и так, что трубы одного дома настроены в один аккорд, чтобы ветра, продувая дом по очереди, звучали музыкой.
В конце автор (Автор, автор! Где ты, где ты? лишь улыбку сквозь предметы различаю я порой. ) будто бы делает выбор, решительно разграничивая сказку и действительность, но выбор этот, меня когда-то просто взбесивший, как сейчас видится, не отменяет всего предыдущего, а напротив, подтверждает его реальность, высветляя самое важное — то, ради чего, кажется, и затевался поход против подземных Часов.
Источник
Читать онлайн «Горожане солнца»
Автор Илья Боровиков
Детская фантасмагория здравого смысла
УДК 882-31 ББК 84-4 Б 83
Дизайн — С. Биричев
Иллюстрации на шмуцтитулах — А. Кочеткова Боровиков И. П.
Б 83 Горожане солнца: роман / Илья Боровиков. — М. : Вагриус. 2007. — 384 с.
В романе «Горожане солнца- реальные события (действие происходит в современной Москве) перепутываются со сказочными. А может быть, девятилетняя девочка и пожилой директор школы просто решили поверить в сказку и сами придумали историю о том. что есть волшебные елочные игрушки, способные перенести человека в фантастические миры. И спрятанные где-то в метро колдовские часы, которые лишили людей бессмертия.
Повествование имеет все приметы фантастических произведений для юношества (таких, как -Алиса в стране чудес- или даже серии книг про Гарри Поттера), но его можно воспринимать и как философское сочинение для взрослых. В любом случае, ни родителям. ни детям скучно не будет.
УДК 882-31 ББК 84-4
Охраняется законом РФ об авторском праве ISBN 978-5-9697-0326-1
© Боровиков И. П. . 2007 © Оформление. ЗАО -Вагриус-, 2007
В те времена, когда дымами не подпирались небеса, а на весу держались сами, на тонких звездочках вися, был весь простор доступен взору ни труб, ни башен, ни креста: не так давно найдя опору, двуногий строил дом как нору, его пугала высота.
Был дом его и утл, и плосок, весь состоял из пней и досок с узором в виде странных рыл.
А Часовщик уж землю рыл.
В цилиндрах доменных печей его рабов шуруют клещи.
Под сотней гаечных ключей железо ржавое скрежещет. Разъярена,раскалена, стекает каша чугуна.
Тысячелетье стройка длится, земля дрожащая дымится, и вот, на тысячном году, деталь последняя застыла.
Часы, бессмертия могила, стоят, готовые к труду.
Туга, темна и тяжела, внутри пружина ожила.
Рвалась плененная пружина! Тряслась огромная машина! Летели гири вверх и вниз!
Колеса за руки взялись.
Их мерный ход казался страшен. Вращение зубчатых башен во мраке выглядело сонным. Качались на цепях мосты, скрипя, и к пропастям бездонным слетали искры с высоты.
Под каждой цифрой циферблата стоит охранный каземат, и сорок два ночных солдата той цифры тайну в нем хранят.
На циферблате, в самом центре, воздвигнут замок выше церкви, во тьму вонзает шпиль стальной. На этом шпиле стрелки кружат, и ход их мерный сеет ужас вокруг машины остальной.
Там Часовщик засел навечно, воруя время человечье.
А выше, чисто и хитро, шумит бессонное метро.
Туннели тянутся, темнея, глотают поезд в полглотка, и теплый ветер из тоннеля колышет лампы потолка.
Иных людей движенья крепки, иных людей движенья шатки, иных людей венчают кепки, иных людей венчают шапки —
и день и ночь течет толпа вокруг прекрасного столпа.
И поезд кружится, колеблясь; а если выбраться отсель — по кругу движется троллейбус, трамвай, машина, карусель.
Дитя! Вокруг лишь повторенье, безликих дней круговорот. Сменить паренье на старенье заставит маятника ход .
Источник
Горожане солнца
Илья Боровиков
В романе «Горожане солнца» реальные события (действие происходит в современной Москве) перепутываются со сказочными. А может быть, девятилетняя девочка и пожилой директор школы просто решили поверить в сказку и сами придумали историю о том, что есть волшебные елочные игрушки, способные перенести человека в фантастические миры. И спрятанные где-то в метро колдовские часы, которые лишили людей бессмертия.
Повествование имеет все приметы фантастических произведений для юношества (таких, как «Алиса в стране чудес» или даже серии книг про Гарри Поттера), но его можно воспринимать и как философское сочинение для взрослых.
Лучшая рецензия на книгу
2 апреля 2020 г. 09:59
5 Приметы времени, или Великолепная фантасмагория под Новый год
ЗДРАВСТВУЙТЕ! Роман «Горожане солнца» молодого талантливого писателя Ильи Боровикова у читателей может вызвать как восторг, так и неприятие, но равнодушным он вряд ли кого оставит. Всё зависит от подготовленности читателя. И уж явно, по-моему, его нельзя отнести к детской литературе, и даже – подростковой. Хотя среди подростков встречаются весьма понимающие и продвинутые читатели. И кому-то, возможно, она придётся по душе.
Книга получила 2-е место и премию «Заветная мечта» в 2007 г. На 1-е место её не пропустило детское жюри. Автор называет части своей книги сказками. Но это скорее фантастическая история, нежели сказочная, которая происходит в современной Москве.
Некоторые критики сравнивают «Горожане солнца» с «Гарри Поттером» Джоан Роулинг,…
Год издания: 2007
Подробнее о книге
19 апреля 2018 г. 22:46
3.5 Книга заветной мечты?
Эта книга какая угодно, но только не детская.
Она — смешение. Тут вам и детки, которые являются главными героями; и елочные игрушки; и снеговики; и всякие прикольные детские словечки.
И тут же — беспризорники, которые пытаются отбить свое место под несуществующим солнцем у бомжей; опустившиеся личности, живущие по чердакам и подвалам; неблагодарная внучка, делающая все назло; и просто сумасшедшие, которые ведут за собой.
Знаете, я начинала ее с большим воодушевлением! Она написана удивительным языком. Представьте, что дети живут одни, что рядом нет взрослых, которые могли бы отвечать на вопросы. И вот эти детки знают, что и как называется, но не знают, что и как действует. Они придумывают удивительные понятия и объяснений, они создают новые слова и делают удивительные выводы — вот каким…
21 марта 2016 г. 03:32
3.5 Розовый калачик свихнулся и плачет
Мне очень нравится теория о том, что Боровиков — это Масодов. Особенно хорошо в нее верится, когда читаешь одного за другим подряд, без стыка. Те же многостраничные прогоны действия без единого диалога, та же лексическая избыточность, от которой на филологическом затылке с непривычки волосы дыбом встают, некоторая механистичность героев и их разговоров, нагромождение странного на каждой странице, даже телесности место нашлось — притушенной до предела, невинной, но все же очевидной. И всю первую часть так и ждешь, что с главной героиней сейчас начнут делать гадкое, а она в ответ вцепится кому-нибудь в горло…
Впрочем, ко второй части приходят и другие писатели — детские, на этот раз совершенно точно детские (хотя бы частично). Размывают противное ожидание, сбивают страх. Крапивин, Волков,…
Источник
Горожане солнца
Илья Боровиков
Действие происходит в современной Москве. В недрах метро спрятаны волшебные Часы, которые подчинили горожан своему безумному ритму и заставили забыть об истинных ценностях. Победить Часы и их слуг может лишь необыкновенная девочка, воспитанная снеговиками.
Автор романа Илья Боровиков — лауреат Большой премии сезона 2006-2007 гг. Национальной детской литературной премии «Заветная мечта».
Лучшая рецензия на книгу
2 апреля 2020 г. 09:59
5 Приметы времени, или Великолепная фантасмагория под Новый год
ЗДРАВСТВУЙТЕ! Роман «Горожане солнца» молодого талантливого писателя Ильи Боровикова у читателей может вызвать как восторг, так и неприятие, но равнодушным он вряд ли кого оставит. Всё зависит от подготовленности читателя. И уж явно, по-моему, его нельзя отнести к детской литературе, и даже – подростковой. Хотя среди подростков встречаются весьма понимающие и продвинутые читатели. И кому-то, возможно, она придётся по душе.
Книга получила 2-е место и премию «Заветная мечта» в 2007 г. На 1-е место её не пропустило детское жюри. Автор называет части своей книги сказками. Но это скорее фантастическая история, нежели сказочная, которая происходит в современной Москве.
Некоторые критики сравнивают «Горожане солнца» с «Гарри Поттером» Джоан Роулинг,…
Год издания: 2007
Твердый переплет, 400 стр.
Тираж: 150000 экз.
Формат: 60×90/16 (145х215 мм)
Подробнее о книге
19 апреля 2018 г. 22:46
3.5 Книга заветной мечты?
Эта книга какая угодно, но только не детская.
Она — смешение. Тут вам и детки, которые являются главными героями; и елочные игрушки; и снеговики; и всякие прикольные детские словечки.
И тут же — беспризорники, которые пытаются отбить свое место под несуществующим солнцем у бомжей; опустившиеся личности, живущие по чердакам и подвалам; неблагодарная внучка, делающая все назло; и просто сумасшедшие, которые ведут за собой.
Знаете, я начинала ее с большим воодушевлением! Она написана удивительным языком. Представьте, что дети живут одни, что рядом нет взрослых, которые могли бы отвечать на вопросы. И вот эти детки знают, что и как называется, но не знают, что и как действует. Они придумывают удивительные понятия и объяснений, они создают новые слова и делают удивительные выводы — вот каким…
21 марта 2016 г. 03:32
3.5 Розовый калачик свихнулся и плачет
Мне очень нравится теория о том, что Боровиков — это Масодов. Особенно хорошо в нее верится, когда читаешь одного за другим подряд, без стыка. Те же многостраничные прогоны действия без единого диалога, та же лексическая избыточность, от которой на филологическом затылке с непривычки волосы дыбом встают, некоторая механистичность героев и их разговоров, нагромождение странного на каждой странице, даже телесности место нашлось — притушенной до предела, невинной, но все же очевидной. И всю первую часть так и ждешь, что с главной героиней сейчас начнут делать гадкое, а она в ответ вцепится кому-нибудь в горло…
Впрочем, ко второй части приходят и другие писатели — детские, на этот раз совершенно точно детские (хотя бы частично). Размывают противное ожидание, сбивают страх. Крапивин, Волков,…
Источник