Меню

Государственно частное партнерство космос

Государственно частное партнерство космос

Руководство Воронежского центра ракетного двигателестроения (входит в интегрированную структуру ракетного двигателестроения НПО Энергомаш Госкорпорации «Роскосмос») приняло участие в заседании круглого стола «Развитие государственно-частного партнерства в области космической деятельности», прошедшего на базе Воронежского государственного технического университета.

В мероприятии приняли участие представители Роскосмоса, Правительства Воронежской области, Министерства науки и высшего образования РФ, Объединенной ракетно-космической корпорации, Военмеха, Концерна «Созвездие», Корпорации НПО «РИФ» и ряда частных российских компаний, ориентированных на проекты в области создания ракетно-космической техники.

Представители предприятий и вузов обсудили возможные направления и формы сотрудничества государственных структур и частного бизнеса в реализации наукоемких проектов по освоению космического пространства.

В своем выступлении исполнительный директор по перспективным программам Роскосмоса Александр Блошенко рассказал о современной линейке отечественных космических средств выведения и перспективах ее развития. Он подчеркнул важную роль Воронежского центра ракетного двигателестроения в разработке новых кислородно-метановых двигателей, которые необходимы для создания конкурентоспособных ракет-носителей с высоким уровнем автоматизации подготовки к запуску, надежности и энергоэффективности. С учетом перспектив их использования в многоразовых ракетно-космических комплексах, а также все большей востребованности на рынке ракет сверхлегкого класса перед частными компаниями открываются новые возможности взаимодействия с традиционными изготовителями ракетно-космической техники.

Одной из тем обсуждения стало совершенствование образовательного процесса в вузах. Исполнительный директор КБХА Сергей Ковалев: «В настоящее время уже активно идет подготовка дорожной карты сотрудничества нашего предприятия с вузами Воронежа. Мы хорошо понимаем, какие специалисты будут востребованы у нас в производстве в ближайшие 5-7 лет: инженеры-конструкторы, технологи, программисты. Интерес, безусловно, будут представлять и рабочие специальности, связанные с эксплуатацией высокоавтоматизированного оборудования с программным управлением, а также такие направления, как „Металлургия“, „Химия“ — все, что связано с новыми технологиями, которые в настоящее время начинают широко применяться в рамках стратегии „Индустрия 4.0“ в промышленности, и, в частности, в ракетно-космической отрасли.

Мы планируем развивать базовую кафедру ВГТУ при нашем предприятии, а также шире обеспечивать присутствие наших специалистов в качестве преподавателей. Есть заинтересованность в расширении программы целевого набора и создании совместно с ВГТУ специальных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров».

По завершении круглого стола делегация специалистов Госкорпорации «Роскосмос» посетила цеха Воронежского центра ракетного двигателестроения, где ознакомилась с оборудованием и технологиями, применяемыми при изготовлении серийных ракетных двигателей, а также научно-производственными возможностями предприятия для создания кислородно-метановых двигателей и других видов перспективной техники.

Источник

Журнал «Все о Космосе»

Роскосмос: Перспективы государственно-частного партнерства в освоении космоса

Руководство Воронежского центра ракетного двигателестроения (входит в интегрированную структуру ракетного двигателестроения НПО Энергомаш Госкорпорации «Роскосмос») приняло участие в заседании круглого стола «Развитие государственно-частного партнерства в области космической деятельности», прошедшего на базе Воронежского государственного технического университета.

В мероприятии приняли участие представители Роскосмоса, Правительства Воронежской области, Министерства науки и высшего образования РФ, Объединенной ракетно-космической корпорации, Военмеха, Концерна «Созвездие», Корпорации НПО «РИФ» и ряда частных российских компаний, ориентированных на проекты в области создания ракетно-космической техники.

Представители предприятий и вузов обсудили возможные направления и формы сотрудничества государственных структур и частного бизнеса в реализации наукоемких проектов по освоению космического пространства.

В своем выступлении исполнительный директор по перспективным программам Роскосмоса Александр Блошенко рассказал о современной линейке отечественных космических средств выведения и перспективах ее развития. Он подчеркнул важную роль Воронежского центра ракетного двигателестроения в разработке новых кислородно-метановых двигателей, которые необходимы для создания конкурентоспособных ракет-носителей с высоким уровнем автоматизации подготовки к запуску, надежности и энергоэффективности. С учетом перспектив их использования в многоразовых ракетно-космических комплексах, а также все большей востребованности на рынке ракет сверхлегкого класса перед частными компаниями открываются новые возможности взаимодействия с традиционными изготовителями ракетно-космической техники.

Одной из тем обсуждения стало совершенствование образовательного процесса в вузах. Исполнительный директор КБХА Сергей Ковалев: «В настоящее время уже активно идет подготовка дорожной карты сотрудничества нашего предприятия с вузами Воронежа. Мы хорошо понимаем, какие специалисты будут востребованы у нас в производстве в ближайшие 5-7 лет: инженеры-конструкторы, технологи, программисты. Интерес, безусловно, будут представлять и рабочие специальности, связанные с эксплуатацией высокоавтоматизированного оборудования с программным управлением, а также такие направления, как „Металлургия“, „Химия“ — все, что связано с новыми технологиями, которые в настоящее время начинают широко применяться в рамках стратегии „Индустрия 4.0“ в промышленности, и, в частности, в ракетно-космической отрасли.

Мы планируем развивать базовую кафедру ВГТУ при нашем предприятии, а также шире обеспечивать присутствие наших специалистов в качестве преподавателей. Есть заинтересованность в расширении программы целевого набора и создании совместно с ВГТУ специальных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров».

По завершении круглого стола делегация специалистов Госкорпорации «Роскосмос» посетила цеха Воронежского центра ракетного двигателестроения, где ознакомилась с оборудованием и технологиями, применяемыми при изготовлении серийных ракетных двигателей, а также научно-производственными возможностями предприятия для создания кислородно-метановых двигателей и других видов перспективной техники.

Дорогие друзья! Желаете всегда быть в курсе последних событий во Вселенной? Подпишитесь на рассылку оповещений о новых статьях, нажав на кнопку с колокольчиком в правом нижнем углу экрана ➤ ➤ ➤

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Пропаганда против мечты: почему частные космические компании в России не могут найти общий язык с правительством

Не Маском единым — частные космические компании уже существуют в России. Пока им не удается эффективно договариваться с государственными космическими предприятиями, а еще у них разные цели и видение развития ракетно-космической отрасли. Корреспондент Тайги.инфо посетила InSpaceForum 2018, где представители обеих сторон обсуждали возможности взаимодействия частной космонавтики с государственной.

Чего не хватает частной космонавтике

Четыре года назад Павел Пушкин основал компанию туристических полетов в космос «Космокурс». «Мы пошли на новый рынок — космического туризма, где нет многих технологий, и нам самим нужно все делать, — объясняет Пушкин. — И у нашей компании есть проблемы по взаимодействию с государством. Нам нужны регламенты работы, нормальная сертификация, доступ к нормативной документации. Сейчас все просто: если есть госзаказ, значит, есть и регламент. А у нас нет госзаказа, нет и регламента. Ни у Роскосмоса, ни у Ростехнадзора, с которым мы решаем вопросы промышленной безопасности, ни у ФСБ, от которых нам нужна лицензия на экспорт ракетных технологий. Вот и оказываемся в тупике».

Читайте также:  Летний оздоровительный лагерь космос

Основательнице частной космической компании Galaktika. Space Алие Прокофьевой тоже многого не хватает. Например, финансовой поддержки, хотя ее, наверное, хотели бы получить все космические « частники » . « Мы живем в стране, где очень считают деньги, — говорит Прокофьева. — Здесь люди хотят начать зарабатывать или возвращать инвестиции сразу, а не через пару лет » . Но если говорить о долгосрочных проектах, например, о добыче полезных ископаемых на орбите, то нужно рассматривать возможности применения на Земле и просчитывать варианты заработка на самой планете.

Зачем мы летаем в космос

«У государства и частников разные ответы на вопрос, зачем мы летаем в космос, — объясняет популяризатор космонавтики и основатель сообщества „Открытый космос“ Виталий Егоров. — Государство осуществляет задачи страны: безопасность, пропаганда, народное хозяйство и прочее. А частникам хочется заработать и осуществить мечту, на которую надо где-то взять денег. Поскольку у государственной космонавтики есть приоритетные задачи, зарабатывание денег для них не очень важно».

Егоров считает, что у Роскосмоса нет никакого интереса отдавать свои деньги и задачи частникам, если корпорация и сама может это сделать. « Роскосмосу интересен заказчик (то есть, коммерческая компания), который наоборот даст ему денег и скажет, мол, сделай мне, например, ракету, — сетует он. — Сейчас Роскосмосу проще базу на Луне построить, чем добиться самоокупаемости » .

Каким должно быть государственно-частное партнерство

Взаимодействие частного космоса и государства — естественный подход в большинстве экономик мира, утверждает директор исследовательско-аналитического центра Роскосмоса Дмитрий Пайсон.

« У многих стран одинаковая схема: государство заказывает у коммерческих компаний технические решения для своих задач, но в России Роскосмос объединяет в себе функции и производителя, и государственного органа, который регламентирует космическую деятельность, — объясняет Пайсон. — С появлением коммерческих компаний это понемногу начало меняться. Раньше государство играло главную роль в целеполагании — формулировало рамки, составляло техзадание, а потом приглашало исполнителей. А сейчас частники выступают инициирующей стороной, придумывая проекты, у которых могут быть продажи как государству, так и коммерческому сектору. Частные предприятия берут на себя больше активности и обязанности; становится немного другой номенклатура проектов » .

Глава московского представительства SingularityUniversity Евгений Кузнецов уверен, что для нормального государственно-частного партнерства необходимо выполнить три пункта. Во-первых , научиться договариваться о целях. Во-вторых , и государственным, и частным компаниям нужно развивать у своих сотрудников компетенции переговорщиков, которые умеют понимать другую стороны и могут адаптировать свои внутренние процессы в компании для правильного взаимодействия. В-третьих , сформировать структуру внешних инвесторов, чтобы они могли приходить и с государственной, и с коммерческой стороны, понимая, как это все работает.

« Пока инвесторов мало, и мы не понимаем, какой объем денег они готовы предоставлять, — говорит Кузнецов. — Но большой плюс для инвесторов — за последние три года стало хотя бы понятно, с кем разговаривать и к кому идти, если хочешь вложить денег в космическую отрасль » .

S7 в космосе

Компания S7 в 2016 году купила плавучий космодром «Морской старт». Можно сказать, что сейчас это самая крупная и успешная сделка в России между коммерческой компанией и государственным предприятием. Теперь у частной компании «S7 Космические транспортные системы» есть корабль и морская платформа с установленным на них оборудованием для запуска ракет. S7 заключила контракт на производство двенадцати ракет-носителей «Зенит» с украинским предприятием «Южмаш». Компания планирует начать запуски с 2019 года. Заказанных ракет хватит до 2023 года — 3–4 стартов в год достаточно для выхода проекта на самоокупаемость.

На форуме генеральный директор S7 Space Сергей Сопов сказал, что компания готова взять российский сегмент МКС при концессионном соглашении. « Эта идея появилась из того, что, с одной стороны, шли разговоры о затоплении МКС после завершения срока ее эксплуатации, а с другой стороны, думали, как бы ее коммерчески использовать, — отмечает Сопов. — Специалисты нашей компании решили, что можно сделать орбитальный космодром. У нас есть транспортные космические системы, у нас есть грузовой корабль, поэтому это достаточно прозаичная задача. С орбитального космодрома можно будет отправлять грузовые корабли к Луне и к Марсу с помощью специального буксира » .

На каждом мероприятии, где присутствуют представители частной и государственной космонавтики, говорят о государственно-частном партнерстве. Это действительно важно в освоении космоса, потому что государство не может решить все задачи — нужно дать возможность бизнесу приходить в отрасль.

Источник

Простыми словами о государственно-частном партнерстве (ГЧП): понятие, плюсы и минусы, история и примеры партнёрства

Что действительно из себя представляет ГЧП? Какими плюсами и минусами эта форма партнёрства обладает? Эксперты нашего издания в этом материале доступно рассказывают обо всех ключевых нюансах государственно-частного партнерства.

Читайте также:  Наши волосы это связь с космосом

Что такое ГЧП?

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это форма сотрудничества государства и бизнеса, основанная на объединении ресурсов и распределении рисков в целях создания инфраструктуры или оказания услуг населению.

ГЧП — эффективный инструмент для создания и обновления инфраструктуры, отсутствие и неудовлетворительное состояние которой влияет на уровень жизни граждан и препятствует успешному экономическому развитию.

Многие сферы (транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ) в России активно развиваются благодаря ГЧП. Широкое внедрение ГЧП связано с необходимостью привлечения инвестиций в проекты, для реализации которых не всегда бывает достаточно бюджетных средств, а также с необходимостью привлекать к реализации инфраструктурных проектов частные компании, которые будут участвовать не только в стадии строительства, но и будут ответственными за весь жизненный цикл объекта инфраструктуры.

Когда появилось ГЧП в мире и как оно работает в других странах?

Впервые термин «ГЧП» упоминался в США в начале 20 века, однако его значение не совсем соответствует современному определению. Под ГЧП понималось прежде всего совместное государственное и частное финансирование образовательных программ. В середине 20 века сфера взаимодействия публичных и частных партнеров стала шире. Впоследствии институт ГЧП приобрел современный облик и позволил государствам реализовывать проекты по созданию и обновлению инфраструктуры.

Российский рынок концессий и ГЧП стал формироваться немного позднее, чем во многих других странах. Например, в Индии и Германии это происходило с начала 2000-х годов, а в Великобритании, Канаде и Австралии – еще в 1990-х.

Принято считать, что современное очертание ГЧП появилось в Великобритании в 1992 году – благодаря программе Private Finance Initiative (PFI, дословно – «инициатива по частному финансированию»). Основной задачей было снизить издержки бюджета. Позже на первом плане оказался другой принцип – эффективность. За несколько лет до появления программы PFI похожую концепцию опробовали австралийцы. Именно эти государства – Великобритания и Австралия – к настоящему времени используют ГЧП наиболее активно.

Франция также активно реализует проекты ГЧП для создания и обновления инфраструктуры. Например, всем известная Эйфелева башня тоже связана с ГЧП. В 2005 году компания SETE (la Société d’Exploitation de la Tour Eiffel) заключила контракт с мэрией Парижа для изменения внешнего вида Эйфелевой башни и ее обслуживания. Прибыль по этому проекту за первые четыре года реализации значительно увеличилась и составила €65,7 млн.

В целом наличие или отсутствие проектов ГЧП в той или иной стране зависит от двух основных факторов. Первый – заинтересованность государства в развитии этого инструмента, второй – экономическая ситуация. Если наблюдается профицит бюджета, строить и развивать инфраструктуру зачастую можно и за бюджетные деньги без участия инвесторов. Однако профицит бюджета – скорее исключение из общего правила.

В мире есть разные модели ГЧП и особенности их использования в тех или иных государствах. Например, в Австралии доминируют региональные проекты: у каждого штата собственная политика. Самая распространенная схема – это модель Design, Build, Finance and Operate (DBFO, дословно – «проектирование, строительство, финансирование и эксплуатация»). Российское законодательство о концессиях и ГЧП предусматривает реализацию проектов на основании модели BTO (Build — Transfer — Operate), либо BOT (Build — Operate — Transfer), либо BOO (Build — Own — Operate), когда на основании соглашения о ГЧП собственность остается у частного партнера. Модель BTO и BOT предполагает строительство и эксплуатацию объекта инвестором с передачей его в собственность государству (в случае концессий собственность передается сразу после создания объекта, в случае соглашений о ГЧП — обычно по окончании соглашения).

Становление ГЧП в России имеет свои отличительные черты в силу определенных исторических и социально-экономических предпосылок.

Открытие железной дороги между Петербургом и Царским Селом, июль 1837

Отголоски этого механизма появились в отечественном государственном управлении еще в конце 19 века. Один из первых крупных концессионных проектов по строительству железнодорожной ветки из Петербурга в Царское Село был запущен при Николае I: государство в целях реализации проекта обеспечило инвестора земельным участком и соответствующими гарантиями. Похожим образом функционируют проекты ГЧП и сегодня: по действующему законодательству публичный партнер принимает на себя обязательства по предоставлению земельного участка и определенных гарантий для частного партнера.

Существует позиция о том, что в качестве отправной точки развития ГЧП в современной России можно считать 2004 год, когда утвердили и сформировали Совет по конкурентоспособности при Председателе Правительства РФ. К числу задач данного органа относилось налаживание сотрудничества органов власти и бизнес-сообщества. Аналогичные консультативные органы стали формироваться в министерствах и ведомствах, в том числе в субъектах РФ. Уже впоследствии подготовили законодательную базу для основных моделей проектного сотрудничества государства и бизнеса (закон № 115-ФЗ о концессионных соглашениях и закон № 224-ФЗ о ГЧП). В настоящее время наиболее распространенной формой ГЧП, основанной на принципах взаимного распределения рисков, софинансирования капитальных и операционных затрат со стороны инвестора, а также повышения качества оказываемых услуг является именно концессия. По данным Минэкономразвития РФ, в период с 2005 по 2020 год в России заключено более 3 000 концессионных соглашений.

Плюсы и минусы

Основной плюс ГЧП состоит в том, что результаты сотрудничества государства и бизнеса может увидеть и ощутить на себе каждый. Мы ежедневно пользуемся услугами в сфере транспорта, здравоохранения, образования и других областях. Качество инфраструктуры так или иначе влияет на нашу жизнь, поэтому постоянное обновление старых и создание новых объектов – залог успешного развития страны. Специфика ГЧП позволяет государству получить готовый объект в собственность при минимальных затратах. При этом благодаря инструментам ГЧП возможно пользоваться компетенцией и опытом частной стороны. К тому же проект ГЧП предполагает эксплуатацию инвестором инфраструктурного объекта и оказание им соответствующих услуг населению с применением современных методов и технологий, что зачастую менее эффективно в случае выполнения этих задач самим государством.

Читайте также:  Город 312 космос табы

При нехватке бюджетных средств государство получает готовый для использования объект в кратчайшие сроки. Более того, отсутствует необходимость в проведении отдельных тендерных процедур для каждого этапа проекта: проектирования, строительства, эксплуатации. Вместо этого отбор частного партнёра или концессионера производится один раз на весь срок проекта.

Минусов у ГЧП практически нет, можно отметить лишь один нюанс: инфраструктура – это территория преимущественно больших и длинных денег. В связи с этим подготовка и согласование проектов ГЧП может длиться не один год. Некоторые инфраструктурные проекты находятся на согласовании государственных органов годами и из-за этого в ходе подготовки могут изменить свою юридическую конструкцию (например, с проекта ГЧП на госзаказ).

Таким образом, вектор развития ГЧП зависит от нескольких составляющих: наличия качественных институциональных механизмов, сильных стратегических инвесторов-предпринимателей и потенциала государственного сектора. По мнению большинства участников рынка, тормозит развитие ГЧП в России не отсутствие потенциальных инвесторов и даже не отсутствие совершенного законодательства. Главная причина застоя отрасли – консерватизм некоторых чиновников.

Критика ГЧП

ГЧП периодически подвергается критике со стороны ФАС. Антимонопольные органы пытаются признать «скрытыми» госзакупками некоторые концессионные соглашения по необоснованным причинам. Об этом мы уже рассказывали ранее.

Также к инструментам ГЧП скептически относятся отдельные представители государственных органов в регионах. Они не видят существенной разницы между реализацией проекта по механизму ГЧП и посредством госзаказа. Некоторые чиновники для создания инфраструктурных объектов выбирают второй путь, поэтому в субъектах до сих пор присутствует нехватка современных больниц, школ, дорог, аэропортов и др.

Самые яркие примеры ГЧП в России

ГЧП в России является достаточно молодым институтом, но за время его существования инфраструктурный рынок стал свидетелем ряда крупных и значимых в масштабах всей страны проектов. Они оказали влияние на развитие отечественной инфраструктуры и потребовали применения новых подходов к структурированию и финансированию сделок. Самые капиталоемкие и во многом определяющие вектор развития ГЧП – транспортные проекты (преимущественно авто- и железнодорожные).

Крупнейшее на сегодня концессионное соглашение заключено в 2018 году по строительству железнодорожной линии Элегест – Кызыл – Курагино на 192,4 млрд руб. Второе место по стоимости проекта занимает строительство автодорожного обхода Тольятти с мостом через Волгу за 120,8 млрд руб. Замыкает тройку крупнейших другой железнодорожный проект – по созданию линии Обская – Салехард – Надым Северного широтного хода стоимостью 113 млрд руб.

Автодорожный обход Тольятти с мостом через Волгу

Указанные концессии и еще несколько из числа самых масштабных запущены в порядке частной инициативы по предложению инвестора, в то время как в других странах инициатива запуска таких проектов чаще исходит от публичной стороны.

Проекты в транспортной сфере доминируют не только в российской практике. Например, среди крупнейших сделок США также преобладают проекты по строительству и реконструкции дорог. Это происходит в силу капиталоемкости и особой значимости транспортных проектов для развития инфраструктуры страны в целом. Будучи не столь распространенными, как, например, проекты ГЧП в коммунальной сфере, они во многом формируют облик отечественного рынка.

Перспективные направления в сфере ГЧП

Одним из перспективных направлений в сфере ГЧП является область информационных технологий. Пока в России в сфере ИТ реализуется единственный проект на основании соглашения о ГЧП. Он связан с созданием системы цифровой маркировки товаров.

Запуск «цифровых» концессий и соглашений о ГЧП – одно из будущих направлений развития инфраструктурного рынка. Сейчас в этой сфере запланированы как минимум две крупные инициативы: по созданию федеральной автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК, ориентировочная стоимость проекта – 63 млрд руб.) и системы мониторинга санкционных грузов.

Также особый интерес вызывают проекты, связанные с внедрением искусственного интеллекта в систему здравоохранения. Их реализация позволит вывести медицину в России на новый уровень.

К сожалению, текущее снижение экономической активности из‑за пандемии и падения цен на нефть приведет к сокращению количества и объема запускаемых инфраструктурных проектов в среднесрочной перспективе. Но это не повод способствовать стагнации отрасли. Наоборот, партнерство государства и бизнеса сейчас – та самая «вакцина», которая сможет помочь экономике восстановиться и выйти на качественно иной уровень. Бизнес будет активно способствовать выходу страны из кризиса, поэтому должны быть созданы условия для успешного развития сферы ГЧП. Она нуждается в постоянном обновлении и в совершенствовании нормативной базы. Открытость, гибкость и еще раз гибкость в отношениях сторон ГЧП – главный принцип законотворческой деятельности. Законодательство должно открывать для обеих сторон (государства и бизнеса) возможность достичь условий, которые были бы им максимально выгодны. Тогда можно говорить о ГЧП и его положительных результатах.

Партнёрство государства и бизнеса сейчас – это в первую очередь колоссальная экономия ресурсов (времени и бюджета) для публичной стороны. ГЧП для инвестора – гарантия того, что вложенные деньги окупятся, пусть и в долгосрочной перспективе.

Источник

Adblock
detector