Наука
Ученик выполняет проектную работу по обществознанию: проводит микроисследование о том, какие книги читают его одноклассники. Найдите в приведенном ниже списке методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) наблюдение за поведением одноклассников в библиотеке, книжном магазине
2) запись высказываний одноклассников о чтении книг
3) выявление закономерностей выбора книг
4) анкетирование одноклассников об их любимых книгах
5) выдвижение гипотезы
6) формулирование выводов
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Наука”.
1) верно, наблюдение — метод эмпирического уровня научного познания.
2) верно, запись высказываний предполагает непосредственное взаимодействие с познаваемым объектом, а значит относится к эмпирическому уровню научного познания.
3) неверно, выявление закономерностей относится к теоретическому уровню научного познания.
4) верно, анкетирование — метод эмпирического уровня научного познания.
5) неверно, выдвижение гипотезы относится к теоретическому уровню научного познания.
6) неверно, формулирование выводов относится к теоретическому уровню научного познания.
Эмпирический уровень научного познания: знание извлекается через непосредственное взаимодействие с познаваемым объектом.
Эмпирические методы научного познания:
1. Наблюдение — целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, дающее первичный материал для научного исследования.
2. Эксперимент (опыт) — исследование явления путем активного воздействия на него при помощи создания условий, соответствующих целям исследования.
3. Измерение
4. Описание
5. Анкетирование
Теоретический уровень научного познания предполагает выявление закономерностей, скрытых, внутренних связей, формулирование выводов.
Теоретические методы:
1. Анализ — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
2. Синтез — процесс мысленного или фактического создания (соединения) целого из частей.
3. Аналогия — метод научного познания, состоящий в обнаружении сходства нетождественных объектов в некоторых их качествах, отношениях.
4. Моделирование — метод научного познания, состоящий в воспроизведении характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.
5. Абстрагирование — метод научного познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения.
Экспедиция медленно продвигалась в джунглях. Учёные описывали растения, насекомых, животных и птиц, встречавшихся на пути, брали пробы воды и грунта. Так они прибыли в индейскую деревню, где сняли фильм об обычаях аборигенов. Какие из перечисленных ниже методов использовали учёные в приведённой ситуации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) наблюдение
2) эксперимент
3) моделирование
4) конкретизация
5) эмпирическое описание
6) абстрагирование
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Наука”.
1) верно, учёные наблюдали за растениями, насекомыми, животными и птицами и только после этого описывали
2) неверно, учёные не создавали управляемых условий; взятие пробы грунта еще не является экспериментом
3) неверно, моделирование предполагает создание модели для изучения какого-либо объекта
4) неверно, в условии ничего не говориться о конкретизации
5) верно
6) неверно
Эмпирические методы научного познания:
1. Наблюдение — целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, дающее первичный материал для научного исследования.
2. Эксперимент (опыт) — исследование явления путем активного воздействия на него при помощи создания условий, соответствующих целям исследования.
3. Измерение
4. Описание
5. Анкетирование
Теоретические методы:
1. Анализ — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
2. Синтез — процесс мысленного или фактического создания (соединения) целого из частей.
3. Аналогия — метод научного познания, состоящий в обнаружении сходства нетождественных объектов в некоторых их качествах, отношениях.
4. Моделирование — метод научного познания, состоящий в воспроизведении характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.
5. Абстрагирование — метод научного познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения.
В химической лаборатории МГУ проводится научное исследование. Найдите в приведенном ниже списке методы, соответствующие теоретическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) эксперимент
2)измерение
3) моделирование
4)описание исследуемого процесса
5) выдвижение гипотезы
6) формулирование выводов
Для выполнения этого задания повторите тему “Наука”.
Уровни научного познания: эмпирический и теоретический.
Эмпирические методы предполагают непосредственное взаимодействие с объектом исследования. На теоретическом уровне происходит обобщение полученных данных, выдвижение гипотез и формулирование выводов. Теоретические методы не предполагают непосредственного взаимодействия исследователя с изучаемым объектом.
Эмпирические методы научного познания:
–Наблюдение — целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, дающее первичный материал для научного исследования.
–Эксперимент (опыт) — исследование явления путем активного воздействия на него при помощи создания условий, соответствующих целям исследования.
–Измерение
–Описание
–Анкетирование
Теоретические методы научного познания:
–Анализ — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
–Синтез — процесс мысленного или фактического создания (соединения) целого из частей.
–Аналогия — метод научного познания, состоящий в обнаружении сходства нетождественных объектов в некоторых их качествах, отношениях.
–Моделирование — метод научного познания, состоящий в воспроизведении характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.
–Абстрагирование — метод научного познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения.
Ученые обобщили результаты многолетнего исследования и написали книгу. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для подтверждения истинности суждений предложены доказательства.
2) Книга сложна для самостоятельного изучения неспециалистами.
3) Содержание книги изложено профессиональным языком.
4) Все гипотезы исследований были обоснованы.
5) Книга была напечатана в крупном издательстве.
6) Весь тираж книги был куплен в течение одного месяца.
Для выполнения этого задания повторите тему “Наука”.
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, человеке и обществе, на постижение истины и открытия объективных законов.
Особенности научного познания: рациональность, объективность, использование специальных способов и методов , специального языка, доказательность, проверяемость, системность, универсальность.
К критериям научности относят соответствие законам логики, соответствие ранее открытым законам науки, проверку опытами, экспериментами, практикой.
Группа астрономов — любителей разработала свою теорию происхождения Вселенной. Профессиональные астрономы не признали эту теорию научной. Какие из приведенных ниже оснований могли стать основой такой профессиональной оценки? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) теорию разработали любители
2) теория не подтверждается практикой
3) выводы разработчиков нелогичны
4) теория опровергает принятые в науке представления
5) основные положения теории не обоснованы
6) разработчики рассматривают участие сверхъестественных сил
Для выполнения этого задания повторите тему “Наука”.
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, человеке и обществе, на постижение истины и открытия объективных законов.
Особенности научного познания: рациональность, объективность, использование специальных способов и методов , специального языка, доказательность, проверяемость, системность, универсальность.
К критериям научности относят соответствие законам логики, соответствие ранее открытым законам науки, проверку опытами, экспериментами, практикой.
Источник
Группа астрономов любителей разработала свою теорию происхождения вселенной егэ
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
---|---|
Религия | Проявление мировоззренческих установок, переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное |
. | Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире |
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Целенаправленное систематическое изучение объекта без воздействия на него называют __________(А). Концентрируя __________(Б) на объекте, исследователь опирается на имеющиеся у него некоторые знания о нём, без которых нельзя определить цель этого вида деятельности. Этот метод характеризуется активностью __________(В), его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования. Взаимодействие между субъектом и объектом опосредуется следующими __________(Г): приборами и инструментами, с помощью которых ведётся наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления превращают недоступные органам чувств человека микробы, элементарные частицы и т.п. в эмпирические __________(Д). Данный метод научного познания даёт исходную __________(Е) об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) информация | 2) познание | 3) наблюдатель |
4) средства | 5) методы | 6) истина |
7) наблюдение | 8) внимание | 9) объекты |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Многие исследователи считали, что в социуме должны иметь место такие же жёсткие, как и в природе, независимые от воли людей причинно-следственные ______(А). Предполагалось, что их выявление и является
главной задачей научного обществознания, поскольку это позволит прогнозировать дальнейшее развитие________(Б). Но этот подход упрощал многомерную картину_______(В) жизни, оставляя в стороне сознательно-волевую составляющую_______(Г) людей. В XX в. стало формироваться представление о законах-тенденциях, отражающих некоторые объективные___(Д) общественной жизни. Больше внимания в развитии общества стало уделяться _______(Е) социальных явлений, учёту роли духовных факторов — интересов, настроений, ценностных установок людей».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) общество | 2) специфика | 3) природная |
4) социальная | 5) связь | 6) деятельность |
7) процессы | 8) законы | 9) ценности |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, произведения которой он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК | ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Установите соответствие между функциями науки и примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР | ФУНКЦИЯ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «научное познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания;
− одно предложение, раскрывающее сущность наблюдения, как метода научного познания.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
---|---|
. | Получение, теоретическое обоснование и систематизация объективных знаний о мире |
Искусство | Образное осмысление действительности |
Как автор характеризует метафизический и диалектический способы мышления? Дайте характеристику каждому из способов. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «научное познание».
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Развитие современной науки показывает также все с большей глубиной диалектический характер естественных и общественных явлений, диалектическую взаимосвязь противоречивых понятий. Современная математика показывает диалектическое единство непрерывности и прерывности, теория относительности показывает тесную диалектическую взаимосвязь между пространством и временем, массой и энергией, квантовая физика — взаимосвязь между волной и частицей, между веществом и полем, биология — взаимосвязь между организмом и средой и т.д. И эти факторы указывают на процесс синтеза в науке, обусловленного материальным единством и диалектическим характером мира.
Оказывается, что различные понятия и области вовсе не изолированы друг от друга какой-то резкой границей, а переплетаются друг с другом, пронизывают друг друга; они находятся в определенной функциональной связи друг с другом, что одно вытекает из другого как причина и следствие. Метафизический способ мышления ошибочно предполагает, что, например, необходимость радикально отличается от случайности, пространство — от времени и т.д., то есть что противоречия не являются функцией другого противоречия, а что оба они независимы друг от друга. Так мир рассекается метафизикой на массу не связанных друг с другом частей. В противоположность метафизике диалектика показывает, что все понятия взаимно обосновывают друг друга и находятся в определенной функциональной взаимозависимости, которую и необходимо вскрыть. (. )
Важной вехой в деле объединения наук является создание кибернетики. (. ) Такие понятия кибернетики, как управление, связь, информация, обратная связь и другие, пригодны как для теории математических машин, так и для биологии, нейрофизиологии, психологии, языкознания, политической экономии и социологии. (. )
Огромная сложность и необозримость научных сведений вынудили создавать машины для обработки информации, которые «удлиняют» перегруженный человеческий мозг. Можно полагать, что эти машины помогут созданию единого научного языка, координированию информации из различных отраслей науки, будут содействовать в деле контроля логической точности исходных тезисов путем обнаружения и исключения ошибочных результатов. (. )
Синтез наук является незаконченным, открытым процессом. Наука — это не готовая, закрытая система. Новые факты каждый раз нарушают систему науки, вы¬являют новые противоречия. Однако это не означает, что нельзя стремиться к более тесному объединению данных систем отдельных наук. Процесс объединения можно закончить относительно как определенный этап развития, который поднимет науку на новую, качественно более высокую ступень.
Источник