Меню

Гурий тавлин солнце за облаками

Татарская лагерная проза во второй половине xx века: жанровая типология и поэтика

Образ рассказчика дополняется в романе-хронике целой галереей персонажей — современников автора, которых целесообразно рассмотреть, сгруппировав по следующему принципу:

1. Исторические личности, ставшие знаковыми фигурами своего времени (писатели Г. Ибрагимов, Г. Толымбай, Л. Гыйльми, С. Рафиков, литературный критик Г. Нигмати, драматург К. Тинчурин, редактор Г. Гали).

2. Персонажи рядовых людей, сопричастных к жизни автора (попутчики, сокамерники, случайные знакомые, с которыми соприкасался автор).

В романе-хронике И. Салахова «Колыма хикялре» автор сам становится главным героем — «носителем концепции всего произведения».8 Остальные группы персонажей появляются в романе в соответствии с авторским замыслом только в определенное время и разделяются на несколько категорий (второстепенные, эпизодические, называемые). В галерее второстепенных персонажей особый интерес вызывает образ бывшего первого секретаря Бауманского ВКП(б) г. Казани Риаза Алкина, который раскрывается в произведении как характер — сильная личность, человек сильной воли, большой выдержки, убежденный в конечной победе справедливости. Среди второстепенных персонажей образы исторических личностей изображаются посредством их отношений с другими людьми, что позволяет раскрыть человеческую сущность характера великих людей, доселе скрытую от общественности. В противовес им рассказчик создает отрицательные образы прокурора, начальников лагерей, конвоиров. Система образов, созданная в романе, решает две задачи: стремление к многосторонности исследования лагерной жизни и выражение авторской позиции, посредством слияния голосов автора и рассказчика.

Вторая глава «Роман-воспоминание А. Гилязова «Й гез, бер дога!» («Давайте, помолимся!»): жанровое и художественное своеобразие», состоящая из двух разделов, посвящена анализу этого своеобразного произведения татарской литературы последней четверти ХХ века — периода, когда жанровый состав произведений «лагерной прозы» претерпевает изменения в соответствии с задумкой писателя.

В первом разделе «Жанровые и сюжетно-композиционные особенности романа» рассматривается соотношение художественности и документальности в структуре произведения, жанровые характеристики, особенности композиционного строя.

Исследователи художественно-документальной прозы указывают на то, что в конце ХХ столетия обозначилось сближение мемуаристики с художественной литературой. Повествовательный элемент оказывается потесненным активностью беллетризации. Жизнь не просто рассказана, описана, но показана посредством воспроизводящих реальность картин, сцен. Усиливается динамика сюжетного развития, события сменяют друг друга не в повествовательном изложении, а сохраняя видимость своего сиюминутного – на глазах читателя – движения.9 В этих условиях зарождается такая жанровая форма мемуаристики как роман-воспоминание, сохраняющая достоверность первоосновы, несмотря на свободную манеру рассказа.

Выход в свет произведения А. Гилязова «Йгез, бер дога!» вызвал ряд дискуссий, причиной которых, стало несоответствие произведения клаасической форме романа. Отражение реальных исторических событий, воспоминания о минувших днях, стремление сохранить прошедшее в личной и читательской памяти, сочетание художественного и документального начал — все это в некоторой степени не вписывалось в жанровые рамки классического романа. На сочетание в произведениях А. Гилязова художественного и документального начал, а также на невозможность оценки его литературного наследия по существующим канонам обратил внимание литературовед Т. Галиуллин.10 Оформление воспоминаний как традиционного жанра “вымышленной прозы”, многоплановость действия, масштабность выведенных характеров, движение памяти автора, выхватывающего из глубин прошлого те или иные обстоятельства, сохранение достоверности первоосновы, обращение к историческим документам позволяет определить жанр данного произведения как роман-воспоминание.

Сюжетно-композиционная основа мемуарной прозы варьируется в каждом конкретном случае в зависимости от ряда привходящих обстоятельств, но при этом сохраняются общие тенденции, в которых проступают ведущие признаки жанра. В отличие от классического романа сюжет романа-воспоминания выстроен самой жизнью, и автор не вправе распоряжаться событиями по своему усмотрению, что, однако, вовсе не исключает творческого подхода к изложению фактов прошлого. В произведении происходит отбор жизненного материала в соответствии с индивидуальным авторским видением, а также в связи с теми задачами, которые он ставит. В исследуемом произведении автор ссылается на впечатления очевидцев, упоминает о событиях, свидетелем или участником которых он не был, тем не менее, содержание романа основывается, прежде всего, на отражении лично пережитого и воспринятого им самим.

Читайте также:  Мохито слезы солнца ноты для фортепиано

Роман-воспоминание исследовался нами в двух разрезах: построение сюжета и композиционный строй. Соотношение частей художественного целого предстает как последовательная цепь отдельных глав без названий. Однако каждая глава начинается с афоризма или стихотворных строк, что подготавливает читателя к дальнейшему восприятию материала. Для более полного раскрытия персонажей и основной идеи произведения А. Гилязов обращается к системе интертекстуальных отсылок, вводя в текст романа народные песни, стихотворные строки, неопубликованный рассказ.

Сюжет в романе развивается не прямолинейно, события излагаются в том порядке в каком приходят на память повествователю. На первых страницах произведения ведется рассказ о тюремной жизни, сокамерниках, далее всплывают эпизоды ареста автора. Для наиболее полного отражения картины того времени автор часто прибегает к лирическим отступлениям: обращается в своих воспоминаниях к детским годам, молодости, размышляет о существующей системе, подкрепляя свои мысли реальными фактами. Органичной частью романа являются документальные источники — выдержки из документов. Введенные в текст повествования эти фрагменты усиливают эффект достоверности, присутствия во времени, о котором идет речь. Документальные вставки соотносятся с авторским повествованием, выступают как аргументация его рассуждений, иллюстрация рассказа. Обращение к историческим документам, принадлежащим советской власти позволяет автору проследить трагическую судьбу государства, подверженного сталинской тирании.

Во втором разделе, названном «Художественная новизна романа-воспоминания» исследуются особенности художественной интерпретации образного мира и арсенал художественно-выразительных средств.

В романе-воспоминании А. Гилязова “Йгез, бер дога!” в связи с сочетанием в сюжете произведения реальных событий и художественной интерпретации изменяется положение описываемых лиц, которые в ряде случаев начинают играть весьма активную роль, превращаясь из объекта описания в субъект, самоценный, действующий в обстоятельствах, предложенных жизнью и воссозданных писателем. Происходит превращение реального человека в литературный образ, правда, особого рода – открыто сохраняющий связь с прототипом, стремящийся максимально точно передать его свойства.

Образный ряд в романе-воспоминании являет собой сложное сочетание конкретных образов (персонажи, действующие лица, возникающие в авторских описаниях и упоминаниях, образ автора) и обобщенных образов, создающих емкое представление о каком-либо понятии или явлении. «Художественное обобщение обладает атомарным строением, т.е. его сложные фигуры построены из элементарных форм».11 А. Гилязов в своем произведении преимущественное внимание сосредоточивает на образах-типах — представителях различных категорий заключенных (Кабир Мухамметшин — легионер, служивший в Германии и с трудом вернувшийся на родину; крестьяне, находившиеся в плену во время войны, Исаак Горлицкий — еврей; Кулешев — бывший политический заключенный; Адлер Тимергалин, Фролов, Михаил Хошаба, Гурий Тавлин — студенты), раскрывающих общественно-политическую обстановку 60-х годов XX в., и исполнителях наказаний, которые отличаются примитивностью, необразованностью, низменностью нравов. Не все из них стали действующими персонажами воспоминания, многие даны в более или менее обстоятельном описании автора. Беглость изображения не помешала создать запоминающиеся образы людей, в поведении, судьбе которых проступили закономерности времени и социальной среды. Некоторые лица (Анатолий Рязанов, Авдеев, Сталин, охранники, лагерные начальники) автором лишь упоминаются, однако сами упоминания неслучайны: вырисовывается общая картина переходного времени с его противоречиями, борением идей, мнений, человеческих страстей.

В образный ряд произведения А. Гилязова включается образ автора, которому отводится чрезвычайно важная роль. Этот образ полифункционален. Автор выступает в роли активного создателя художественного целого, восстанавливающего ушедший в прошлое мир, и как участник описываемых событий, являющийся действующим лицом произведения. Образ автора создается взаимодействием двух временных пластов: время, к которому отнесены воспоминания, и время написания воспоминаний, – что обусловливает его очевидную эволюцию. А. Гилязов, показывая характер исторической обстановки 60–70-х годов ХХ века, пропускает все события сквозь призму собственной жизни. Его восприятие и оценка происходящего доминируют. Установка о том, что писатель — не наблюдатель, а участник драмы жизни, во многом определяют характер произведения. Писатель отмечает, что власть, избравшая своим орудием насилие, отрицательно влияет на духовный мир человека. Для этого используются выгодные словесно-изобразительные средства: детальное описание, психологизм, портрет, метафоры (солдаты — хищные звери), язык персонажей.

Читайте также:  Солнце как нейтронная звезда

В третьей главе «Художественный мир романа-трилогии Г. Тавлина «Аф т» («Катастрофа»)», состоящей из двух разделов, роман анализируется как масштабное произведение “лагерной прозы” 90-х гг., где документальность сопряжена с художественной задумкой автора.12

Первый раздел «Сюжетно-композиционные особенности романа-трилогии» изложены результаты анализа произведения Г. Тавлина «Афт» в части структуры композиции, поэтики текста и восприятия изображаемого мира, обусловивших достижение эффекта многопланового повествования.

В произведении Г. Тавлина, состоящем из трех романов «Кояштан болытка кергнд» («От солнца к туче»), «Кара болыт эченд» («Внутри черной тучи»), «Кара болыт таралгач» («Разогнав облака»), воссоздается история жизни главного героя Ирека Кадыйрова, охватывающая период времени от детских лет, ареста родителей до его освобождения из застенков сталинского лагеря. Расширение биографического пространства (отчий дом — тюрьма, колония — родная деревня) органически связано с движением времени, что позволило автору не только воссоздать процесс духовного становления личности главного героя, но и способствовало созданию широкой общественной панорамы 1930 — 1960-х гг. ХХ века — периода массового избавления от ярких личностей.

Повествовательная структура произведения строится в форме воспоминаний главного героя, писем от его знакомых, диалогов, что усиливает художественность изложения. Писатель прибегает к приему раздвоения героя, цельный образ которого формируется из двух ипостасей: постепенно взрослеющего Ирека и студента Ирека Кадыйрова – нарратора, который поясняет, комментирует и оценивает события собственного детства и молодости; позиции последнего в большей степени свойственно «всевидение», обусловленное непосредственным владением информацией.

Повествование объединяется вокруг образа тучи — символа беды, сопровождающей героя на протяжении всей его жизни, что находит отражение и в названиях романов. Большую роль в композиционном строении произведения играют метафоры. Для выражения отрицательного отношения автора к персонажу в текст вводятся прозвища (Хар — Бичура (мифологический персонаж), Габбас — дагалы бре (подкованный волк), Бану — амал Гыйбатовна — Хамелеон Гыйбатовна), которые помогают оттенить определенные черты характера персонажей.

Сюжет романа развивается непоследовательно, прерывая повествование, автор переходит от одной темы к другой. Сюжетные линии, связанные с историей заточения Кадыйрова, его жизнью в деревне, выходом на «волю», в трилогии разворачиваются вокруг одного центра — образа главного героя, который находится в поисках себя и вступает в конфликт с обществом (государством), что характерно для классического романа. Через описание жизненных перепитий Ирека Кадыйрова происходит переоценка социальных, идеологических представлений и раскрывается проблема свободы личности. При нарушении хронологической последовательности, которая прослеживается в структурной организации повествования, в свои права вступает более сложный принцип повествования, связанный с временной инверсией, с перемежением временных пластов от настоящего к отдаленному или более близкому прошлому. Возникает эффект присутствия во времени, ставшем объектом отражения. Таким образом, совмещение времен происходит не только за счет отдельных упоминаний о современности, но также посредством эмоционального живого рассказа о прошлом.

Во втором разделе «Система образов романа-трилогии» исследуются специфические особенности галереи персонажей.

Роман «Афт» представляет широкую панораму жизни советского общества. В центре внимания автора – проблема личности, исследование сознания «антигероя времени» (по понятиям тоталитарного режима). В романе формируется узнаваемый социальный тип, рожденный в «переломный» период российской истории. Романного героя Г. Тавлина можно охарактеризовать как положительного героя воплотившего идеал настоящего человека, сильного духом, способного на решительные шаги для достижения поставленной цели. Автор в ходе повествования раскрывает судьбу конкретного человека, испытавшего на себе трагедию культа личности, и создает оригинальный образ «героя-интеллигента», объединившего в себе художественное и автобиографическое начала. Посредством данного образа демонстрируется истинное лицо жертв сталинских репрессий, а именно их сила духа, гордость, способность сохранить собственное «я» при любых обстоятельствах.

Читайте также:  Какие электромагнитные волны излучает солнце

Действующие лица романа в зависимости от характера поступков образуют систему положительных и отрицательных персонажей, критерием оценки которых становится человечность, отношение к своим соотечественникам. В романе с большой любовью созданы образы отца и матери Кадыйрова (Сабир Кадыйров и Малика апа), ученого Семена Николаевича Никольского, майора Газима Салихова, Оли. Они предстают перед глазами читателя сильными, верными своим идеалам, прямолинейными и честными.

Одной из особенностей романа является обилие в нем эпизодов и действующих лиц, которые появляются на страницах произведения по мере развития событий, что определило неодинаковую степень художественной обрисовки их характеров. Запоминающимися оказываются те из них, кто является непосредственным участником важнейших событий в жизни главного героя. Таковы образы Зад апа, Камалый бабай, Зиннт, Ярулла абзый, которые не отвернулись от заклейменных членов семьи «врага народа» Сабира Кадыйрова; семейной четы Кбир — Мрьям, приютивших сироту Ирека и др.

В романе значительное внимание уделяется обрисовке отрицательных персонажей, являющихся представителями различных социальных слоев, но объединенных низменностью своих побуждений, продажностью натуры. Это прежде всего учительница ар, выгнавшая мальчика из школы после ареста его отца; амал Гыйбатовна, ставшая причиной ареста студента Ирека Кадыйрова; студент Риан Саттаров, написавший донос на главного героя и др.

В романе время становится одним из центральных художественных образов, в частности время историческое. Происходящее с героем вписывается в общий исторический контекст. Личное и историческое время переплетены на протяжении всего повествования. Детские впечатления об исторических событиях отличаются простотой восприятия, незамысловатостью, но в то же время включенностью героя в исторический контекст, временные границы которых зависят от значимости для главного героя описываемых событий. Биографическое время главного героя (детство, юность, зрелость) всегда соотносится со временем историческим (эпохой, характеристикой общественной ситуации), а в некоторых эпизодах с автобиографическим временем автора.

Г. Тавлин уделяет важное внимание образам природы. Особый интерес писателя к окружающему миру обусловлен не только осознанием его незаменимой роли в жизни человека и всего общества. Явления природы выполняют и художественно-познавательную, изобразительную функцию. С их помощью автор образно и впечатляюще отражает мысли и переживания героев, картины реальной жизни, одновременно они становятся своеобразным средством характеристики персонажей.

В заключении подведены итоги исследования и сформулированы основные результаты:

1. Возникновению «лагерной прозы» в татарской литературе предшествовал длительный период катастрофических событий, происходивших в стране на протяжении ХХ века. Появление литературных произведений, освещающих период культа личности, стало не только своеобразной «отдушиной» для писателей, прошедших ужасы лагерей, но и раскрыло глаза общественности, заставив задуматься о прошлом и настоящем народов через осмысление судеб отдельных личностей.

2. Татарская «лагерная проза» второй половины ХХ века представляла из себя хронику личной жизни, соединенную с исторической летописью. В ней доминировало создание целостной объемной картины исторической и бытовой жизни, отражение судьбы нации и отдельного индивидуума, а также повествовательная и доверительная манера письма, выдерживаемая на протяжении всего произведения. Таким образом, можно отметить, что для «лагерной прозы» этого периода была характерна такая жанровая форма мемуарной литературы как роман-хроника (И. Салахов «Колыма хикялре»), где сюжет подчиняется воле повествователя и общему поступательному движению времени, введение дополнительных эпизодов тематических линий обусловливает временную инверсию — свободное чередование разновременных пластов.

3. В 80-е годы ХХ века в рамках татарской «лагерной прозы» намечается сближение мемуаристики с художественным обобщением. В этих произведениях на первый план выходит такая жанровая форма мемуарной литературы как роман-воспоминание, где в повествование вводятся элементы беллетризации, усиливается динамика сюжетного развития, движение памяти автора характеризуется обращением к глубинным пластам прошлого, сохраняющим при этом достоверность первоосновы (А. Гилязов «Йгез, бер дога!»).

Источник

Adblock
detector