Меню

Хадис про рамадан луна

Хадис 637-638. Начинайте поститься, когда увидите новую луну

Передают со слов Ибн ‘Умара, что он слышал, как Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не начинайте поститься, пока не увидите молодой месяц, и не разговляйтесь, пока не увидите его снова. Если же погода будет облачной, то считайте дни». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В одной из версий последнего также говорится: «Начинайте поститься, когда увидите молодой месяц, и разговляйтесь, когда увидите его снова. Если же он будет скрыт от вас за облаками, то отсчитайте тридцать дней». В одной из версий аль-Бухари говорится: «Месяц может состоять из двадцати девяти ночей. Но не начинайте поститься, пока не увидите молодой месяц. Если же погода будет облачной, то отсчитайте тридцать дней предыдущего месяца».

Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Начинайте поститься, когда увидите молодой месяц, и разговляйтесь, когда увидите его снова. Если же он будет скрыт от вас за облаками, то отсчитайте тридцать дней месяца ша‘бан». Этот хадис передал аль-Бухари.

Хадис 639. Одного надежного свидетельства достаточно для объявления о начале поста

Передают со слов Ибн ‘Умара: «Люди пытались разглядеть молодой месяц, и я сообщил Пророку, мир ему и благословение Аллаха, о том, что увидел его. Тогда он принял решение поститься и приказал людям сделать то же самое». Этот хадис передал Абу Давуд. Аль-Хаким и Ибн Хиббан назвали его достоверным.

КОММЕНТАРИЙ

Из этого хадиса следует, что сообщения одного справедливого мусульманина достаточно для того, чтобы жители города начали поститься или разговляться. Этого мнения придерживалось большинство мусульманских богословов.

Некоторые считали, что для объявления о начале или конце рамадана необходимо свидетельство двух справедливых мусульман. Они опирались на хадис, рассказанный со слов ‘Абд ар-Рахмана ибн Зейда, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Начинайте поститься, когда увидите молодой месяц, и разговляйтесь, когда увидите его снова. Если же он будет скрыт от вас за облаками, то отсчитайте тридцать дней месяца ша‘бан. Но не делайте этого, если услышите свидетельства двух мужей». Этот хадис передали Ахмад и ан-Насаи, и аль-Албани назвал его достоверным. См. “Ирва аль-Галиль”, т. 4, стр. 14.

Однако мнение этих богословов является менее достоверным, потому что поступок Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, свидетельствует о том, что сообщения одного справедливого мусульманина достаточно для того, чтобы объявить о начале или конце рамадана, причем сообщения справедливых женщин и рабов также можно принимать во внимание.

Если же мусульманин увидел молодой месяц, но люди не признали его сообщение достаточно убедительным, то он обязан начинать обязательный пост самостоятельно. Этого мнения придерживались Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи‘и, Ахмад и многие другие богословы. Однако они разошлись во мнениях относительно того, как должен поступать такой человек в конце рамадана. Аш-Шафи‘и считал, что если человек убежден в том, что рамадан закончился, тогда как все остальные продолжают поститься, то он должен разговляться, скрывая это от остальных мусульман. Однако большинство богословов считало, что для большей уверенности ему следует продолжить пост.

Причиной этого разногласия стало решение ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса. Находясь в Шаме, он постился в течение тридцати одного дня, потому что начал пост вместе с жителями Шама, а завершил его вместе с жителями Медины. А затем он сказал: «Таково предписание Сунны». Однако мнение одного сподвижника не является неопровержимым доводом при наличии достоверных хадисов. Поэтому, согласно наиболее достоверному мнению, если человек убежден в начале или конце обязательного поста, он должен руководствоваться собственными знаниями. И если остальные мусульмане не признали его свидетельства, то ему следует скрывать свой поступок и не убеждать людей в том, что они ошиблись, когда не прислушались к его свидетельству. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 220-221.

Источник

Как определить начало лунного месяца?

По мазхабу имама аш-Шафии

Месяц, который бывает раз в году, месяц, которого ждёт вся мусульманская умма! Миллионы мусульман радуются наступлению благословенного Рамадана и тоскуют, когда он проходит.

Пост в месяце Рамадан начинается с видения новой луны в ночь на 30-й день от начала месяца Шаабан, после захода солнца, если небо чисто от облаков, туч или дыма. Это решение относится только к тому, кто сам увидел или доверяет тому, кто увидел луну. А чтобы пост стал обязателен для всех, необходимо, чтобы эта информация (о том, что увидели фазу луны) подтвердилась перед шариатским судьей, и он вынес решение, ссылаясь на свидетельство одного беспристрастного (адиль) свидетеля.

Также начало Рамадана объявляется с истечением тридцати дней месяца Шаабан, если небо пасмурно и т.д.; с известием человека, заслуживающего доверия (то есть хабар-мутаватир), о том, что он увидел фазу луны; с наличием преобладающего мнения посредством явных признаков, указывающих на наступление Рамадана, которые не исчезают обычно, подобно видению светильников на минаретах.

Свидетель не должен быть рабом или женщиной. А если женщина или нечестивец и т.д. увидят фазу луны, то они обязаны соблюдать пост, а также и тот, кто уверен в их правоте. Тому, кто не увидел фазу луны, свидетельствовать запрещается.

Если фазу луны увидят в одном населенном пункте, это распространяется на близлежащие населенные пункты. Но что входит в близлежащие пункты, а что нет? Близлежащими населенными пунктами считаются все, находящиеся по одной долготе, хотя широты у них могут быть разные. Если долгота одна, то эти местности считаются близкими друг к другу, даже если между ними будет расстояние, которое нужно преодолевать месяцами.

Если фазу луны увидеть на востоке, то следует увидеть ее на западе, так как ночь на востоке наступает раньше. Ибн Хаджар говорит, что это решение указывает на существование фазы луны, но нам этого недостаточно, так как мы опираемся на видение фазы луны.

Если решение о том, что первый день Рамадана наступит завтра, выносится правителем, даже если долгота разная и правитель другого мазхаба, то нужно начать пост.

Также Ибн Хаджар утверждал, что убеждённость астронома и того, кто делает расчеты, когда наступит месяц Рамадан, – недостаточна. И никому не разрешается следовать им. Они сами могут следовать своим знаниям, но за Рамадан их посты засчитываться не будут. Аш-Шихабу ар-Рамли и ат-Таблави Кабир говорят, что они оба должны поститься, и их пост засчитывается как пост Рамадан.

Ар-Рамали считает, что поститься должен и тот, кому они рассказали и кто поверил в их правоту.

Если человек свидетельствует о том, что увидел фазу луны, а расчет указывает, что это невозможно, то, если расчеты делаются точным образом, и большое количество людей, делающих расчеты, говорят, что фазу луны увидеть невозможно, тогда это свидетельство не принимается.

Расчеты дают точные знания, в которых нет сомнения, как это утверждает аль-Алляма аль-Маржани в книге «Хаку аль-марифа» и аль-Газали в книге «Тахафут».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отменил расчеты не потому, что они недействительны, а ради облегчения. А хадис, где Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит, что мы неграмотны в письме и не делаем расчеты, толкуется не как непризнание письма и расчетов, а как то, что его знания являются чудесами, дарованными ему Аллахом, так как он их получил без изучения (то есть не воспользовавшись чтением и письмом).

Дорогие братья и сестры! Сейчас модно говорить – «я соблюдаю пост по расчетам!» Каждый третий говорит – «вот в календаре написано, что сегодня новолуние, а завтра, получается, первый день, поэтому будем соблюдать пост». Да, мы приводили и слова великих ученых, что расчеты – точные, и что в них нет сомнения, но то, что вы таким образом должны соблюдать пост, разве подразумевается под расчетами?

Нет и ещё раз нет! Есть целые обсерватории, где проводят наблюдения за фазой луны, где есть опыт, знают науку вычисления (хисаб) и шариатские решения.

Я попытаюсь передать вам, что скрывается под словом «хисаб», чтобы те, кто полагаются на календарь, поняли разницу между расчетами и тем, что некоторые братья делают, ссылаясь на астрономическое новолуние и помощь только от Аллаха!

Что такое новолуние?

Некоторые братья ошибаются, считая, что новолуние – это фаза луны, увидев которую, мы начинаем пост, но это не так.

В астрономическом новолунии луна находится между землей и солнцем примерно на одной прямой с ними. Луна при новолунии не видна на ночном небе, поскольку она в это время очень близка к солнцу на небесной сфере и при этом повернута к нам ночной стороной.

Неомения – первое видимое появление луны на вечернем небе после новолуния. Шариат связал наш пост и праздник после поста с видимостью луны. Будет ли правильным отбросить неомению, с которой Шариат, то есть Посланник Аллаха (мир ему и благословение), его сподвижники, великие ученые – имам ан Навави, ибн Хаджар и другие – связали наш пост, и вместо неё исходить от новолуния? Что нас заставляет менять решение чистого Ислама на новолуние? Неужели в 21 веке появились ученые, более знающие, чем большинство ученых шафиитского мазхаба? Да наставит нас Аллах!

Читайте также:  Луна за облаками алмазная мозаика

Для того чтобы увидеть фазу луны, есть два основных условия, если хоть одно отсутствует, увидеть фазу луны невозможно:

1. Новолуние должно произойти до захода солнца. Почему? Потому что мы будем следить за неоменией, а она следует за новолунием.

2. Луна должна взойти после захода солнца. Почему? Потому что мы будем наблюдать за фазой луны после захода, а если луна всходит до захода солнца, каков смысл наблюдать?

Но недостаточно, чтобы луна сразу, через несколько минут после солнца, взошла:

1. Восход луны через несколько минут после солнца означает, что луна очень близка к нему, и что её увидеть невозможно.

2. Яркий свет вечерних сумерек будет скрывать тонкую фазу луны.

3. Нахождение луны рядом с солнцем во время восхода означает, что она очень близка к горизонту, и увидеть ее почти невозможно.

Например, в полуденное время мы не можем смотреть на солнце, а во время захода можем, так как до нас не доходит большинство его лучей, точно так же освещение луны не будет доходить до нас.

Уважаемые мусульмане, все, что мы написали выше, учитывают ученые, которые следят за луной и дают нам знать, когда мы сможем увидеть фазу луны! Конечно, легко сказать «сегодня – было новолуние, завтра первый день, и мы следуем расчетам, не зная вышеупомянутого»!

Думаю, для убежденности в тонкости и точности этой науки достаточным доводом являются солнечное и лунное затмение, которые происходят секунда в секунду по расчетам.

Некоторые братья и сестры думают, что в странах, где проживают мусульмане, предпринимаются все меры для определения начала каждого месяца, наблюдают за фазой луны. Но, к большому сожалению, это происходит только в некоторых странах, таких, как Оман и Марокко… А в большинстве смотрят на календарь, за исключением Рамадана и Шавваля.

Виноватыми за неправильное начало месяца Рамадана нельзя считать только ответственные структуры, в этом есть и вина астронома, с которым ответственное лицо советуется, а также и населения, что не интересуется и не хочет знать истину, а выбирает легкое и неправильное, то есть следует за календарём!

Мы должны знать – нет смысла утверждать, что увидели фазу луны, когда точный расчет показывает, что это невозможно. Нередко спрашивают: неужели нынешняя ответственная структура по наблюдению за молодым месяцем неправильно объявляла начало месяца в течение последних трёх месяцев?

Когда ответственная структура (это люди, владеющие вопросами Шариата, разбирающиеся в расчетах, не имеющие предвзятого мнения, далекие от настаивания на собственной точке зрения, готовые принять истину и следовать ей, богобоязненные, понимающие и принимающие ответственность перед Аллахом), объявляет начало месяца, и после захода солнца первого дня нового месяца серп луны большой и долго остается на небе, мы не должны думать, что начало месяца было объявлено неправильно. Наоборот, если серп луны очень тонкий после захода солнца первого дня, то начало месяца было объявлено неправильно.

Приведем пример: начало месяца Шаабан – 18 мая 2015 года, то есть 29 Раджаба 1436 года, солнце зашло в 19:10, а луна взошла в 19:23. Как мы уже говорили, увидеть фазу луны невозможно, и, следовательно, 19 мая 2015 года будет 30-м днем месяца Раджаб. Серп луны каждый день задерживается на 50 минут дольше предыдущего дня. И поэтому в ночь на 20 мая серп луны задержится после захода солнца на 63 минуты, и фаза луны будет видна. Значит, 20 мая – первый день месяца Шаабана. А в ночь на 21 мая, то есть после захода солнца 20 числа первого дня Шаабана, серп луны задержится после захода солнца приблизительно на 2 часа, и он будет довольно толстым. Человек, не знающий того, что мы рассказали, конечно же, подумает, что 19 число должно было быть первым днем Шаабана. Но как мы объяснили, месяц был начат и определен правильно.

Дорогие братья и сестры! Людьми, ответственными за определение начала нового месяца, была проделана колоссальная работа. И, конечно же, самой главной их целью было объединение всех мусульман по этому вопросу.

Да покажет нам всем Всевышний Аллах истину истиной, а ложь – ложью, и да наставит всех нас на путь истинный! Амин!

Ответственные по определению лунных месяцев М. Абдурахманов и М. Омаров.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Об астрономических вычислениях: определение начала и конца рамадана

Мохамед Рамузи (Mohamed Ramousi)

Вопрос об определении первого дня месяца рамадана важен с разных точек зрения. Имея ряд тонкостей, он служит предметом теологических споров как в теоретической, так и в практической плоскостях, и непосредственно касается жизни мусульман.

Он важен и в свете того, что дает представление об отношениях текста и контекста в широком смысле и науки и теологии в более узком смысле, и ответить на этот вопрос – одна наиболее актуальных теологических задач XXI века.

Данная проблематика имеет два аспекта. Первый состоит в выборе между национальной и универсальной юрисдикциями. То есть, подразумевает ли констатация видимости молодой луны наступление рамадана для всех мусульман мира или находится в компетенции региональных, точнее, национальных религиозных институтов (министерств по религиозным делам, теологических советов и др.), уполномоченных самостоятельно устанавливать этот факт и объявлять о начале рамадана.

Второй аспект касается средств определения начала благословенного месяца: правомочно ли полагаться на предварительные астрономические вычисления, или шариат признает только результаты наблюдения невооруженным глазом либо через телескоп (который расценивается как способ усиления человеческого зрения).

Видимость луны – вопрос универсальный или региональный?

Большинство правоведов ханафитского, маликитского и ханбалитского мазхабов считают, что вопрос видимости луны находится в сфере полномочий международных органов духовного управления. Среди современных ученых такого мнения придерживаются ученые Европейского совета по фатвам и исследованиям, имам Зухайли Вахба (Zuḥaylī Wahba), имам Мохамед ибн Салих аль-Усаймин (Mohamed Ibn Ṣāliḥ Al-‘Uthaymīn) и другие. Это мнение основано на широком толковании хадиса:

«Поститесь, когда увидите молодой месяц, и прекращайте, когда его увидите. А если он скрыт от вас за облаками, то считайте [дни]» (Бухари, Муслим).

Таким образом, мусульмане всего мира должны были бы начинать пост вместе.

С другой стороны, шафииты, а также, из современных ученых, Мохамед аль-Амир аль-Санаани (Mohamed al-Amīr al-Ṣan’ān) и Ассамблея мусульманских юристов Америки (A.M.J.A) считают, что видимость луны должна устанавливаться в локальных (региональных) рамках. Они подкрепляют свое мнение словами Ибн Аббаса:

«Ибн Аббас сказал: «Однако мы видели его (месяц) в ночь субботы, и мы будем продолжать поститься, пока мы завершим 30 дней либо увидим месяц». «Разве тебе не хватает видения Муавии и его поста?» Он сказал: «Нет, не так нам приказывал Посланник Аллаха, мир ему!» (Муслим, Тирмизи, Насаи, Абу Дауд).

Они также руководствуются принципом суждения по аналогии (кияс), сравнивая время поста со временем намазов: время намазов меняется в зависимости от региона, и эта аналогия применятся к определению видимости луны. Кроме того, они опираются на логический довод (макуль): Аллах предписал пост в месяце рамадане, но он может начинаться в разное время в зависимости от удаленности региона, следовательно, если начало месяца в разных регионах может не совпадать, то это должно относиться и к видимости луны.

Что говорят священные тексты

По форме:

Рассмотрим слова Пророка из ключевого хадиса о посте:

«Начинайте поститься, когда увидите молодой месяц, и разговляйтесь, когда увидите его снова. Если же он будет скрыт от вас за облаками, то отсчитайте тридцать дней месяца шаабан».

В этой фразе содержится союз «когда», или по-арабски لِ, и он может указывать на то, что видимость луны желательна для Аллаха и Пророка (мир ему и благословение), следовательно, соблюдение этого требования должно относиться к категории скрытого поклонения (ибадат махда, что означает чистое поклонение или поклонение, выражаемое актом чистого благоговения, которое не имеет явного и постижимого шариатского обоснования (‘илла), откуда термин «скрытое поклонение». В этом случае намерение является обязательным, а акт поклонения — неизменным).

Однако это объяснение не слишком убедительно, поскольку в хадисе идет речь не о том, чтобы соблюдать пост по причине видимости луны: верующий постится ради Аллаха, вернее, ради достижения таквы или чтобы испытать себя чувством голода в соответствии со священными текстами и учением, но ни в коем случае не из-за того, что видит луну. Очевидно, что на этом основании необходимо исключить предположение о том, что выражение «увидите молодой месяц» семантически занимает центральное место в предложении, отсюда следует, что союз «когда» здесь играет роль всего лишь указателя времени.

Читайте также:  Календарь возрастания луны 2021

Впрочем, в другой версии хадиса используются союзы «пока не» («до тех пор, пока»):

«Не начинайте поститься, пока не увидите молодой месяц. Если же погода будет облачной, то отсчитайте тридцать дней предыдущего месяца».

Тем не менее, это тоже не значит, что видимость луны является целью поста, так же как и различение белой и черной нитей на заре, после которых необходимо прекращать есть и пить. И то, и другое – лишь указатели времени.

По содержанию:

Далее, выясняя основной предмет высказываний Пророка (мир ему и благословение) в разных вариантах хадиса, мы убеждаемся, что сама по себе видимость имеет только вспомогательное значение и всегда упоминается в связи с луной, видимость которой и есть предписанием для узнавания даты начала нового лунного месяца: «поститесь, когда увидите…», «если он скрыт, отсчитайте…», «не поститесь, пока не увидите…». В свою очередь само слово «луна/месяц» тоже имеет второстепенное значение, так как во всех священных текстах, касающихся данного предмета, ключевым словом является слово «пост» и производные от него. Например, Коран гласит:

«Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (2:185)

— при этом ни о луне, ни о ее видимости ничего не говорится – только о месяце рамадане и о посте.

И нам известно, что сунна только разъясняет этот аят, но не добавляет новые правила. Таким образом, священные тексты подразумевают абсолютное и непостижимое/скрытое поклонение, каковым, по мнению подавляющего большинства ученых, является пост. (Насколько нам известно, единственным, кто считал пост умопостижимым видом поклонения был ученик имама Абу Ханифы имам Зуфар, отсюда он делал вывод о необязательности намерения при соблюдении поста. Ибн Рушд считал мнение имама Зуфара слабым).

Таким образом, получается, что реальной шариатской причиной для поста является месяц рамадан, подразумевающий соблюдение поста в этот месяц – ни больше, ни меньше.

В качестве другого довода говорят, что Пророк (мир ему и благословение) запретил вычисления, и как подтверждение приводят хадис:

«Поистине, мы – неграмотная община, не пишем и не считаем, месяц такой и такой» (имеется в виду – иногда 29 дней, иногда 30).

В этом хадисе подчеркивают, что Пророк использовал глагол в изъявительном, а не повелительном наклонении, однако подразумевал запрет. Чтобы утверждение стало повелением, оно должно сопровождаться соответствующими пояснениями, иначе это не повеление. Более вероятно, что Пророк знал о том, что средства его современников-мусульман ограничены, поэтому он сказал: «… мы – неграмотная община, не пишем и не считаем…». То есть, это не значит, что он не хотел бы, чтобы его община писала и считала, а просто констатировал факт.

Далее, если Пророк действительно не призывал делать вычисления, то нужно отметить, что тогда этот приказ не имел бы смысла, так как этот метод считался ненадежным и был связан с астрологией, и он его не одобрял и не исключал.

На самом деле он призывал завершить тридцать дней шаабана, не преувеличивая значение видимости луны по той причине, что и подсчеты, и завершение предыдущего месяца являются средством, а не целью.

Впрочем, в версии хадиса, переданной и Бухари, и Муслимом, Пророк (мир ему и благословение) призывал сделать простой подсчет, если небо было закрыто облаками:

«Поститесь, когда увидите молодой месяц, и прекращайте, когда его увидите. А если он скрыт от вас за облаками, то считайте [дни]»,

а счет – это разновидность вычислений.

Что говорит фикх

Видимость луны – шариатская причина?

Утверждать, что зрительная фиксация луны – это декларативное положение (хукм аль-ади), а точнее шариатская причина (сабаб шари) – это веский аргумент противников астрономических вычислений, но редко используемый последними, которые чаще упоминают историческое согласие большинства или даже якобы консенсус относительно запрета вычислений в пользу зрительной фиксации.

Утверждать, что речь идет о шариатской причине, означает, что зрительная фиксация наличия луны не может быть заменена иными способами [в этом заключается разница между шариатской причиной и шариатским обоснованием (‘илла) — последние могут быть различными] (использование телескопа допустимо, так как он не заменяет зрение, а усиливает его) или, выражаясь словами имама аль-Шатиби:

«то, что утверждено как шариатская причина, остается таковой навсегда и не может быть отменено».

По существу, согласно традиционному определению, шариатская причина это «очевидная и несомненная характеристика, являющаяся признаком применения или неприменения той или иной нормы». Однако видимость луны по ряду причин не отвечает критериям этого определения.

  • Видимость луны не является ее очевидной характеристикой, эту характеристику ей дает человек, который, обладая хорошим зрением, может ее видеть в определенное время и в определенном месте.
  • Возможность точно установить видимость луны тоже сомнительна, так как, будучи связана с оптическим зрением, она является относительной, то есть зависит от зрения конкретного человека, метеорологических условий, высоты над уровнем моря, загрязнения воздуха и других природных факторов.
  • Шариатская причина не предполагает наличие множества вариантов. Странно, что в каноническом шариате нет ни одного случая, когда для применения одного и того же положения (или хукма) существуют несколько причин, за исключением случая с видимостью луны. В этом случае есть выбор: в текстах указывается возможность установить видимость луны невооруженным глазом, завершить месяц шаабан или считать дни.

Итак, если видимость луны не является шариатской причиной (т.е. целью как таковой), то значит это средство.

Следует отметить, что в области фикха часто упоминается, что правоведы для иллюстрации предмета шариатской причины опираются на хадис: «поститесь, когда увидите молодой месяц, и разговляйтесь, когда увидите его снова». Это упоминание берет начало во множестве высказываний Пророка (мир ему и благословение) о том, что видимость луны невооруженным глазом означает начало месяца рамадана. Однако некоторые классические и современные ученые – аль-Газали, Абделлах Ибн Юсуф аль-Джудай (Abdellah Ibn Yūsuf Al-Juday), Абдель-Карим Зайдан (Abdel-karīm Zaydān), Абдель-Ваххаб Халлаф (Abdel Wahhāb Khallāf), Вахба аль-Зухайли (Wahba al-Zuḥaylī) – руководствуясь духом священных текстов, и, в первую очередь, ясным аятом: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься», говорят, что шариатской причиной для поста является рамадан.

Существует ли иджма по данному вопросу?

О единодушии ученых по данному вопросу говорили имам аль-Баджи и Ибн Рушд, «за исключением случая, когда луна не видна [за облаками]», а также Ибн Таймийя, который даже проявлял некоторую снисходительность к приверженцам вычислений:

«Нам известно из достоверного источника, что прибегать к вычислениям для определения видимости луны в рамадане или времени паломничества или периода ожидания (‘идда)… не дозволено… и об этом есть единогласное мнение мусульман, и неизвестно, чтобы кто-то из ученых прошлого или нынешних имел иное мнение. Если не считать нескольких современных из числа учеников факихов (мутафаккихов), появившихся в четвертом веке. Последние утверждают, что если луна скрыта [облаками], то дозволено тому, кто умеет, прибегнуть к вычислениям (хасиб) для себя. Это мнение, даже если оно ограничивается случаем небесной помехи и касается того, кто обладает соответствующим умением, является особым (шахс) и второстепенным по сравнению с иджмой» (Маджму аль-фатава).

Тем не менее, авторитетные ученые все-таки упоминали об иных мнениях, даже осмелимся сказать, что некоторые известные ученые благосклонно относились к вычислениям, среди них как далекие предшественники Ибн Таймийи, в том числе один из великих учеников сподвижников (кибар ат-табиин) Мутарриф ибн ‘Абдулла ибн Аш-Шихир (ум. 87 г.х.) и другие, так и его современники, например, шафиитский имам ас-Субки (ум. 756 г.х.).

Впрочем, в книгах по сравнительному фикху мнения, отличные от мнения большинства, обычно приводятся только для справки, тогда как предпочтение отдается точке зрения, принятой у большинства ученых.

Например, ханафит Ибн Абидин (ум. 1252 г.х.) пишет:

«Современники имели три точки зрения, о которых сообщает имам аз-Захиди. Первая – переданная кади Абдуль Джаббаром, а именно то, что нет ничего плохого в том, чтобы опираться на слова астрологов. Вторая, переданная Аль-Мукатилем, гласит, что он полагался на мнение астрологов, если большинство из них были одного мнения…».

Имам Навави (ум. 676 г.х.) приводил пять мнений по этому вопросу (Китаб аль-маджму). Имам маликитского мазхаба аль-Карафи упоминал, что среди маликитов и шафиитов есть два мнения, но общепризнанной в обеих школах является точка зрения противников вычислений.

Читайте также:  Полно луны календарь когда будет полная луна

Таким образом, об альтернативной точке зрения упоминало довольно много факихов, в том числе ученые, признанные авторитетами в трех мазхабах, кроме ханбалитского (более категоричного в этом вопросе). А это значит, что нельзя настаивать на безоговорочном единодушии ученых по данному вопросу.

Доводы предосторожности (ихтият) и неуверенности (занният)

Предосторожность (ихтият) – это довод обычных людей, проповедников идеологии, но не ученых. Этот довод гласит, что лучше руководствоваться опытом во исполнение хадиса Пророка (мир ему и благословение):

«Оставь внушающее тебе сомнения, (и обратись) к тому, что сомнений у тебя не вызывает».

Тем не менее, нам известно, что отказаться от поисков ответа на вопрос – значит отказаться от поиска знаний, а этот довод относится к духовному поиску, но не исканиям ученого, и не может считаться аргументом в том, что касается научных исследований. Таким образом, его следует отбросить.

С другой стороны веский довод неуверенности или, точнее, довод о приблизительном характере вычислений, веками мотивировал большинство правоведов противиться астрономическим вычислениям в силу того, что они были ненадежными в период формирования положений канонического права. Сегодня мусульмане во всем мире пользуются расписанием ежедневных намазов, которого не было в те времена по причине все той же ненадежности вычислений.

Научный прогресс должен интегрироваться в суждения религиозных ученых, а не отбрасываться, так как научные открытия и уточнения происходят по произволению Аллаха, которое сбывается у нас на глазах. И благородный Коран отмечает эту истину:

«Он — Тот, Кто даровал солнцу сияние, а луне — свет. Он установил для нее фазы, чтобы вы могли вести летосчисление и знали счет. Все это Аллах сотворил только ради истины. Он разъясняет Свои знамения для людей знающих» (Коран, 10:5).

В современном мире определять время намаза надежнее не по видимому движению солнца, а по астрономическим вычислениям. То же самое касается и определения начала месяца рамадана.

Сторонники астрономических вычислений при определенных условиях

— Астрономические вычисления дозволены для отрицания (нафи), а не для подтверждения (исбат)

Имам ас-Субки шафиитского мазхаба считал, что вычисления при определении начала рамадана допустимы только в случае необходимости опровергнуть ошибочные сведения о видимости молодого месяца, если этими вычислениями доказывается невозможность видимости. Иными словами, допустимо прибегать к вычислениям ради отрицания (нафи), а не ради подтверждения (исбат).

Саудовский шариатский совет «Аль-Маджма аль-фикхи», в составе двадцати ученых, связанный с международной организацией «Лига мусульманского мира» (Рабита аль-алям аль-ислами) в 2012 году сформулировал свое суждение по этому вопросу. В соответствии с ним, сообщение человека, утверждающего, что он видел луну, может быть признано недействительным, если астрономические вычисления, представленные компетентными учреждениями, настаивают на невозможности видимости луны. Такого же мнения придерживается египетский религиозный орган «Дар аль-ифта аль-мисрийя».

Эту точку зрения поддерживает американский совет по фатвам A.M.J.A, при этом он утверждает, что при определении даты начала рамадана оптическое зрение не может быть заменено астрономическими вычислениями.

Чтобы понять эту позицию, необходимо учесть, что в некоторых случаях видимость луны невозможна, например, если луна заходит раньше солнца, и факт невозможности видимости луны фиксируют астрономы. Например, «Исламский проект по наблюдению за луной» (ICOP), которым руководит Мохамед Шовкат Авда (Mohamed Chawkat ‘Awda), полностью отдавая приоритет оптическому зрению, занимается опровержением свидетельств о видимости луны, которые не согласуются с существующими научными данными. М.Авда считает, что проблема связана, в основном, с ложными свидетельствами.

— Астрономические вычисления дозволены, если небо покрыто облаками

Это мнение основано на достоверном хадисе из собрания Бухари с «золотой» цепью передатчиков (сильсиля аз-захабия) от Ибн Умара:

«Не начинайте поститься, пока не увидите молодой месяц, и не разговляйтесь, пока не увидите его снова. Если же погода будет облачной, то считайте [дни]».

Таким образом, дозволено считать, если видимость луны затруднена из-за метеорологических условий.

Среди первых приверженцев этой точки зрения — имам Мутарриф ибн ‘Абдулла ибн Аш-Шихир, передававший от многих сподвижников, таких как Али, Усман, Аиша, Абу Зарр, среди его выдающихся учеников были Хасан аль-Басри и Катада. Он считал, что предписание считать, если небо покрыто облаками, можно распространять и на вычисления. О существовании такого особого мнения упоминают Ибн Рушд, имам Навави и другие. Великий шафиитский ученый, имам Абдуль Аббас ибн Сурайдж (ум. 306 г.) отдавал предпочтение вычислениям, если найдется человек, который умеет их делать. Тем не менее, большинство ученых отвечали на этот довод тем, что под счетом в данном хадисе подразумевается отсчет до тридцати дней шаабана.

Один из приоритетных методов толкования хадиса – толкование его другим хадисом. Соответственно, у нас в распоряжении есть хадис:

«Если же он будет скрыт от вас за облаками, то отсчитайте тридцать дней месяца шаабан»,

и другой «если же он будет скрыт от вас за облаками, то досчитайте тридцать дней».

Альтернативное мнение вытекает из интерпретации приказания «отсчитывать», поэтому, возможно, его следует толковать в свете всех известных хадисов? По мнению большинства, взятые в совокупности, все версии хадисов Пророка (мир ему и благословение) подразумевают, что глагол «считать» употреблен как синоним приказания доводить до конца тридцать дней шаабана.

И первая, и вторая точки зрения полностью адекватны и обоснованы.

Сторонники приоритета астрономических вычислений

Астрономия – наука, которая изучает звезды и законы их движения. И некоторые правоведы считают, что незачем игнорировать астрономические вычисления, если они позволяют точно установить дату. Наука соответствует божественной космической реальности (сунна кауния), и Аллах не хочет, чтобы мы боялись науки, напротив – в Коране наука представляется как ценность, а ученые превозносятся.

Среди современных сторонников приоритета астрономических вычислений – Европейский совет по фатвам и исследованиям (E.C.F.R.), который в 2009 году на заседании в Стамбуле вынес постановление о дозволенности прибегать к астрономическим вычислениям для определения появления новой луны. Иными словами, астрономические вычисления позволяют теоретически установить видимость новой луны, и их нужно принимать во внимание.

В итоговом заявлении совета отмечается, что его исследования основаны на анализе текстов, а также рассмотрении инструментов, позволяющих точно узнать момент появления новой луны. Оно также гласит, что информация, насчет которой нет расхождений во мнениях специалистов, признается достоверной (катийя), тогда как видимость невооруженным глазом допускает ошибку (занийя), а неопровержимый довод превосходит довод сомнительный.

По мнению шейха Ахмада Шакира (Aḥmad Šākir), использование астрономических вычислений обязательно, если они безупречны. Это мнение разделяют такие ученые, как шейх Файсал Мавлави (Fayṣal Mawlawī), Мустафа аль-Зарка (Muṣṭafā al-Zarqā) и Юсуф аль-Карадави (Yūsuf al-Qaradāwī).

Заключение

Наблюдение невооруженным глазом, с помощью телескопа, отсчитывание тридцати дней, астрономические вычисления – все это средства.

При выборе средства для определения шариатской причины обязательного акта, такого как пост в месяце рамадане, необходимо руководствоваться принципом эффективности, доступности и облегчения поклонения и жизни мусульман. В частности, мусульманам, живущим на Западе, более всего подходят астрономические вычисления как наиболее эффективные, доступные и удобные для организации своей жизни.

Интерес к данному вопросу действительно велик, так как заранее знать дату праздника разговения важно и работающим людям, и учащимся, и даже детям. В мусульманском мире она определяется религиозными властями каждой страны.

Единственным приемлемым доводом против астрономических вычислений могли бы быть сомнения в научной достоверности данного метода, а, точнее, возможности с его помощью точно установить дату появления новой луны. Пока не предъявлено никаких прямых доказательств ненадежности метода вычислений, он является действительным и в силу своей безотказности и удобства в условиях современного общества может быть взят на вооружение во многих странах. Ведь если по ряду причин невозможно установить точный момент появления луны, то астрономические вычисления помогают безошибочно и безоговорочно рассчитать новолуние, полнолуние и другие фазы луны.

Изучив совокупность достоверных текстов по данному вопросу, мы видим, что приказание наблюдать луну невооруженным глазом, чтобы определить начало рамадана отвечало условиям эпохи, когда письменность и счет не были распространены среди арабов, как сказано в хадисе: «Поистине, мы – неграмотная община, не пишем и не считаем, месяц такой и такой».

Астрономические вычисления не вносят разногласий в умму, как пытаются доказать их противники в прошлом и сегодня. А для мусульман Запада данный вопрос приобретает особую значимость: ориентируясь на постановления духовных управлений страны своих предков, они начинают пост в разное время, следовательно, не совпадает у них и дата праздника разговения. Реальная задача состоит в том, чтобы унифицировать эту практику, и в этом смысле астрономические вычисления представляются весьма удобным средством.

Источник

Adblock
detector