Меню

Характерен для философии нового времени человек это часть вселенной микрокосмос

Ясный Свет

Человек – это микрокосмос

Человек – это микрокосмос

Человек — это прежде всего микрокосмос, как образ и подобие макрокосма; данное представление прослеживается во всех символических традициях, повсеместно подчеркивается связь элементов мира с телесными органами и органами чувств.

Космические законы связывают человека и космос, микрокосм и макрокосм. Сам космос, по Платону, представляет собой разумное существо, вместилище космического ума, космической души и космического тела.

В даосизме человек также соотносится с космосом. Пять органов и членов тела, пять его отверстий, пять нравственных качеств и эмоций человека соотносятся с пятью направлениями, пятью священными горами, уровнями неба, временами года и стихиями.

Тот, кто постиг суть человека, постиг и суть вселенной.

Ученый-физиолог знает, что кровоток возможен постольку, поскольку течение рек переносит воду; ему известно, что в теле 360 сочленений, так как именно столько дней насчитывает год ритуального календаря.

Религиозное учение даосизма помещает в теле человека тех же богов, что обитают на земле и в небесах; адепт ищет своего божественного наставника в священных горах, а находит его в одном из «потаенных покоев» собственного мозга.

В средневековой традиции человек предстает как сжавшаяся вселенная, микрокосм, во всем подобный макрокосму. Четыре элемента, составляющие универсум, пронизывают человеческое тело: плоть — земля, кровь — вода, дыхание — воздух, жизненная сила — огонь. Голова человека может быть уподоблена небесной сфере в своей круглой форме; глаза человека — это солнце и луна, семь отверстий лица соответствуют семи тонам гармонии сфер. Грудь человека принимает различные жидкости из тела, как море — реки.

Подобно тому, как мир состоит из семи планет, порождающих семизвучную гармонию, человек состоит из семи частей: четырех элементов и трех способностей души. Поэтому человек и есть микрокосм: он образует созвучие, аналогичное гармонии небесной музыки.

В скандинавской поэзии части человеческого тела уподобляются явлениям природы и наоборот: голову называли небом, пальцы ветвями, камни и скалы — костями, траву и лес — волосами земли.

Миф об эволюции от человека к космосу и наоборот является универсальным.

Так, в китайской мифологии тело первочеловека Паньгу, зародившегося в мировом яйце, стало основой мира. Из его частей возникли элементы мироздания: из вздоха — ветер и облака, из левого глаза — солнце, из правого — луна, из туловища с руками и ногами — четыре стороны света, из крови — реки, из жил — дороги, из плоти — почва, из волос на голове и усов — созвездия, из кожи и волос на теле — деревья и цветы, из зубов и костей — камни и металлы, из пота — дождь и роса, из блеска глаз — молния. А из ползавших по его телу паразитов произошли люди. Аналогичным образом ведийской мифологии является Пуруша; в Ведах говорится: «Ведь Пуруша — это Вселенная».

Человек может выступать как модель общества.

Согласно Иоанну Солсберийскому, в теле государства правитель является головой, советники — сердцем, судьи и управители — глазами, ушами и языком, воины — руками, финансовые чиновники — желудком и кишечником, крестьяне — ногами.

Аналогичное представление встречается в Ведах в качестве обоснования системы варн: из уст первочеловека Пуруши возникли брахманы, из рук — кшатрии, из бедер — кшатрии, из ступней — шудры. «Отчего зачадилися цари, князья со бояры, да крестьяне?» — спрашивается в «Голубиной книге», древнерусском литературном тексте. Ответ: от уст, рук и других частей тела Христова.

В талмудическом трактате «Санхедрин» сказано, что убивший человека уничтожил мир. Сопоставимое с этим представление находим у Джона Донна в проповеди, процитированной Хемингуэем в романе «По ком звонит колокол»: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка… смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством».

Читайте также:  Для чего появилась жизнь во вселенной

Человек есть микротеос, образ Бога.

Средневековая философия провозгласила человека «образом и подобием Бога» и тем самым утвердила ценностный статус личности, наделив ее свободой воли и возвысив ее над миром природной необходимости и судьбы.

В античном мифе сказано, что Прометей создал человека смотрящим в небо, подобно богам (у Овидия); в греческой этимологии слово «антропос» («человек», «мужчина») возводится к выражению «тот, кто смотрит вверх».

Плотин разделяет человека низшего, который не стремится к движению по вертикали, живет по горизонтали; и человека высшего, обретшего вертикальное положение благодаря высоте души, духа: в своем стремлении к Абсолюту душа как бы исступает (латинское «экстаре») из тела.

Человека принято рассматривать как царя природы и венец эволюции.

Согласно римской мифологии, при строительстве Карфагена были найдены головы быка и коня, что предвещало богатство и военную мощь; однако при закладке храма на Капитолии в Риме была найдена человеческая голова — знак господства Рима над миром. «Подобно тому как в этой жизни мастера каждому орудию придают вид соответственно надобности, так и наилучший Мастер сотворил нашу природу как бы сосудом, нужным для царственной деятельности, устроив, чтобы и по душевным преимуществам, и даже по телесному виду она была такая, как требуется для царствования» («Об устроении человека», Григорий Нисский).

Для восточной традиции человек является всегда органичным, но достаточно кратковременным соединением космических элементов; в целом душа и тело тесно взаимосвязаны и в сфере обыденного существования, и на пути спасения (мокши, нирваны, слияния с дао), который подразумевает специальные упражнения духовного и телесного плана.

В западной философии, начиная с Платона, заостряется дилемма души и тела. У Платона выступает как изначально дуальное существо; в нем тело, принадлежащее суетному миру природных процессов, противопоставлено разумной душе, стремящейся к утраченному бытию вечных идей.

Источник

МАКРОКОСМОС И МИКРОКОСМОС

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Смотреть что такое «МАКРОКОСМОС И МИКРОКОСМОС» в других словарях:

МАКРОКОСМОС — см. Микрокосмос и макрокосмос. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. МАКРОКОСМОС … Философская энциклопедия

МИКРОКОСМОС И МАКРОКОСМОС — (греч. малый мир и большой мир), иначе человек и Вселенная; учение о параллелизме М. и М. одна из древнейших натурфилос. концепций, выраженная уже в космогонич. мифологеме «вселенского прачеловека» (инд. пуруша в Ведах, сканд. Имир в… … Философская энциклопедия

МИКРОКОСМОС — (от греч. mikrцs малый и k6smos – Вселенная) составные части мира. Со времени поздней античной философии (напр., у Боэция) этим понятием обозначаются также человек как отражение, зеркало, символ, центр силы и разума мира, творения (космоса),… … Философская энциклопедия

Макрокосмос — (греч. большой мир). Вселенная, которая, согласно натурфилософии ионич. традиции, подчинена действию тех же законов, что и микрокосмос, представляющий собой воспроизведение М … Словарь античности

ДОСОКРАТИКИ — в узком смысле слова все др. греч. философы, начиная с Фалеса (надо бы с Лина), в широком смысле и профилософы, начиная с Гомера (далее Гесиод, орфики, Ферекид, Лин) и до Сократа. Если что и есть между Д. в узком смысле общего, так это только то … Философская энциклопедия

ЧЕЛОВЕК — главная тема философии, центральная проблема всех филос. школ и направлений, неисчерпаемая в силу своей бесконечной сложности, дающая пищу для самых разнообразных интерпретаций и толкований. Ч., по мнению Б. Паскаля, это химера, невидаль,… … Философская энциклопедия

мир — 1) Покой; перемирие. заключить ми.. Прот. ссора. См. дружба, согласие, спокойствие, тишина 2) Свет, вселенная, космос, земля, шар земной; подлунная, подсолнечная, поднебесная; юдоль (= долина) земная, юдоль печали и плача. Что там на белом свете… … Словарь синонимов

Читайте также:  Вселенная бескрайняя или нет

ФЛОРЕНТИЙСКИЙ ПЛАТОНИЗМ — направление философской мысли эпохи Ренессанса, связанное с возрождением интереса к философии Платона и ориентированное в этом контексте против схоластики и особенно схоластизированного Аристотеля. Временной период развертывания: 1459 1521.… … История Философии: Энциклопедия

ФЛОРЕНТИЙСКИЙ ПЛАТОНИЗМ — направление философской мысли эпохи Ренессанса, связанное с возрождением интереса к философии Платона и ориентированное в этом контексте против схоластики и особенно схоластизированного Аристотеля. Временной период развертывания: 1459 1521.… … Новейший философский словарь

НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия

Источник

Человек как микрокосм и макрокосм

Вы будете перенаправлены на Автор24

Человек как микрокосм в античности

Понимание человека как микрокосма восходит к эпохе античной философии.

Понятие микрокосм предполагает рассмотрение человека как составной части Вселенной, универсума. В этом смысле он являет собой отражение всех тех свойств, качеств и характеристик, что и универсум, но только в сжатом, уменьшенном виде.

Предпосылки этой концепции можно найти в древних, отличающихся синкретизмом религиях и мифологемах Индии, Сканданавии и других стран. Согласно этим воззрениям первопричиной мира, элементом, из которого от творится, является прачеловек.

В рамках философии понятие микрокосма присутствует у Анаксимена, Гераклита, Диогена и Платона. Мыслители выделяли человека из общего ряда природы, наделяя его особым родом бытия. При этом, как они считали, человек обладает особой духовной субстанцией душой, которая является частью мировой души, логоса, макрокосма во всем повторяя ее устройство и принципы функционирования. Это утверждение вело к мысли о единстве в человеке души и тела в античной материалистической философии (душа создана из тех же частиц, что и природа) или к мысли о дуалистичности структуры человеческого существа в идеалистической философии (деление на мир вещей и мир идей).

Готовые работы на аналогичную тему

Человек как микрокосм в средние века

В средневековой философии понимание человека как микрокосма сохраняется, находя свое расширение. Макрокосм как явление материальной природы дополняется духовной составляющей. Получается так, что человек свернуто отражает в себе как всю материальную Вселенную, так и трансцендентное бытие, что выражается в причастности человека Богу посредством пребывания в традиции христианства.

В средневековом учении о человеке в части его соотнесения с микрокосмом или макрокосмом сложилось два подхода:

  1. Человек как микрокосм – описанное выше понимание человека как отражения чувственной и умопостигаемой всеобщности мира.
  2. Утверждение человека как макрокосм представляет интерес необычностью точки зрения. Согласно ей человек представляет собой макрокосм, который вмещает в себя весь материальный и духовный род бытия. Макрокосмом человек объявляется так как только он один из существ, обладающих жизнь, может устанавливать связь с Богом.

В эпоху Возрождения мыслители-натурфилософы и платоники (например, Помпонацци, Пико делла Мирандола и др.) склоны утверждать связь человека и природы как микрокосма и макрокосма.

Отношение философии Нового времени к человеку как микрокосму и макрокосму

С одной стороны, развитие механицизма в естественных науках, породившее аналогичные процессы в философии, стало причиной отказа от концепции человека как микрокосма. В это время человека становится принято рассматривать как одно из величайших творений природы, всецело живущего по ее законам.

С другой стороны, к пониманию человека как микрокосма возвращается немецкая классическая философия, берущая одним из своих исходных понятий категорию духа. Человек как микрокосмом, самостоятельная инстанция самосознания, утрачивает связь с природой, становясь абстрактным понятием, абсолютной духовностью, чистым мышлением.

Со второй половины $XIX$ века, с выходом в свет основных трудов Л. Фейербаха По данной теме мы уже выполнили реферат Антропологический материализм Людвига Фейербаха подробнее и К. Маркса, человек начинает восприниматься как часть социуму, который замещает роль природного макрокосмоса.

Читайте также:  Все по вселенной star wars

Л. Фейербах создает материалистическое учение о человеке. В отличие от немецких классиков он признает за человеком кроме разума наличие телесности, непосредственной физической данности здесь и сейчас, а также воли и чувств. В этом смысле человек являет собой универсальное существо. Универсальность человека Фейербах выводит из категории сознания.

К. Маркс По данной теме мы уже выполнили контрольную работу К. Маркс подробнее начинал изучение специфики природы человека с анализа идей Фейербаха. В отличие от него Маркс видел универсальность человека в практической направленности его деятельности. В позднее время своего творчества мыслитель был склонен воспринимать человека через понятия общественно-политической активности.

Источник

Микрокосмос и макрокосмос — почему человек начало и конец всего (+видео)

Задумывается ли обычный человек о таких понятиях, как макрокосмос и микрокосмос? Наверное, нет. А зря.

На грани фантастики

Макрокосмос — видение космоса и его целого, микрокосмос — лишь часть космоса. Оба понятия ввел Пифагор, и они стали частью философии. Ученый считал, что космос и человек — это единое целое, которое отлично гармонирует. Через 100 лет эту идею поддержал и продолжил формулировать Платон, позже Леонардо да Винчи, который отмечал, что между телом человека и природным миром существует много общих черт. Одни из них — процесс циркуляции жидкостей и главные механизмы ветвления. В 20 столетии эта тема снова очень остро обсуждалась, и у нее было огромное число сторонников. Понимая, что человек с космосом практически едины, люди стремились узнать, как можно больше о Вселенной, что породило интерес к астрономии и биологии в целом.

Согласно философии, человек является частью Вселенной

Современная социология применяла понятия макрокосмоса и микрокосмоса для описания некоторых небольших групп индивидов, поведение которых было типичным для более крупных и окружающих видов. Микрокосмос и вовсе рассматривается многими учеными как особенный вид воплощения. А макрокосмос — это целый мир, в составе которого множество более мелких соединений. Такое явление есть в физике, и называется оно масштабной инвариантностью.

Чтобы от самого малого дойти до самого большого, нужно просто создать соответствующую цепочку, и это уже сделали ученые. Все началось с клетки, затем появился человек — создание, состоящее из миллионов таких клеток. После человека идут планета, галактика, созвездие, Вселенная и целый необъятный Космос — невероятно огромный мир, непостижимый человечеству. Он окружает каждого из нас и в то же время присутствует в нас самих и во всем живом.

Единое целое

Взять звезды, которыми усыпан космос. Мы видим их с Земли и думаем, что они разбросаны в хаотичном порядке по всей Вселенной, но это совершенно не так. Все звезды собираются в галактики, что очень похоже на то, как люди собираются в поселения и города, оставляя на Земле незаселенные участки. В космосе тоже есть пространства, где нет ни единой звезды.

Клетки человека схожи с элементами Вселенной

Философы уверены с древних лет — все, что происходит на Земле и в космосе, не случайно. Потому что из малого создается большое, то есть микрокосмос является частью единого огромного макрокосмоса. В Средневековье ученые умы определяли человека как микрокосм. По их мнению, человек является целым миром, так как в нем можно увидеть отображение даже самых микроскопических узоров буквально каждой части бескрайней Вселенной. Ведь не зря астрофизики уверены, что жизнь на Земле зародилась именно благодаря космосу.

А знаете ли вы, сколько лет Вселенной и какие объекты в космосе по теории не должны существовать вовсе?

Источник

Adblock
detector