В конце прошлого года состоялась онлайн-премьера фильма «Къайи рагъ» («Холодное солнце»). Двухчасовой художественный фильм стал ярким событием и вызвал большую дискуссию в соцсетях. Он многими воспринимался как первый лезгинский фильм. Седагет Керимова*, автор сценария фильма, написанного на основе собственных произведений (сборник повестей и рассказов «Холодное солнце», выпущенный в 2003 году) анонсировала кинокартину и как первый лезгинский фильм, и как фильм на лезгинском языке.
Собственно, кинолента представляет собой лезгинский дубляж оригинальной азербайджанской версии, снабженный русскими субтитрами. Главным достоинством фильма стал его сюжет, основанный на реальной истории любви. Являясь художественным произведением, картина весьма этнографична, так как в ней очень ярко и подробно показаны лезгинские традиции и быт, то, что называется культурой повседневности. И в этом отношении ее можно назвать лезгинской, пусть она и снята на азербайджанском языке.
В целом фильм был встречен благосклонно. Многие неожиданно удивились качеством актерской игры и режиссурой. Известный тележурналист, автор и режиссер множества короткометражных фильмов Гулера Камилова высоко оценила кинокартину. Критические высказывания в адрес создателей фильма касались его посыла, того, какие чувства и мысли должны возникнуть у зрителей после просмотра. Это послевкусие, по мнению критиков, создавало безрадостное настроение и опустошенность.
Тем не менее, особо острые споры в интернете касались вопроса о том, можно все-таки назвать фильм лезгинским или нет. Если судить строго, то, несмотря на содержание и озвучку, его таковым назвать нельзя. Да, он не является также первым художественным фильмом с лезгинской озвучкой. Но, безусловно, данное обстоятельство не может и не должно обесценивать появление фильма «Къайи рагъ». Это, действительно, важное событие. Об этом говорит количество просмотров, уже превысившее 650 тысяч!
Однако, почему же фильм изначально не был снят на лезгинском языке? В связи с этим вспоминается нашумевший фильм «Страсти христовы» (режиссер Мел Гибсон). Для воссоздания реального облика исторической эпохи все диалоги в фильме велись на воссозданных арамейском, древнееврейском и вульгарной латыни. Актеры не владели этими языками, но это не помешало создать кинематографический шедевр.
Но лезгинский язык не является мертвым и создать фильм на нем гораздо проще. Более того, театральному искусству на лезгинском языке исполнилось 115 лет. Казалось, остается дело за малым, если бы не один немаловажный нюанс – финансирование. Съемка полнометражных художественных фильмов – дорогое удовольствие. Изначально фильм планировалось снять на лезгинском языке. Но не удалось наполнить бюджет. Меценаты не подключились, а своих ресурсов, достаточных для реализации проекта, у Седагет Керимовой не было.
«Оплот мультикультурализма», вопреки декларациям, распространяемым повсеместно, оказался неспособным поддержать кинематограф на языке, отличном от государственного. Тут надо подчеркнуть, что дело не в самом фильме или сюжете, так как кинокартина в итоге была выпущена, а в языке. То есть мультикультурализм Азербайджанской Республики заключается в том, чтобы не помогать развиваться языкам всех народов этой страны, а не мешать. Впрочем, и данное положение тоже далеко не всегда соблюдается. Хотите газету на родном языке? Пожалуйста, но за свой счет. Хотите телевидение? Нет, телевидение это уже перебор. Надписи на объектах и указатели на лезгинском также не допускаются. Правда, фильм на лезгинском можно было снять (все-таки дубляж был осуществлен), но за свой счет.
С учетом этих важных факторов, обвинения, которые обрушились на Седагет Керимову и ее команду, вопреки всем сложностям при создании картины, можно считать необоснованными. Более того, сам факт ее появления в Азербайджанской Республике, а не в Дагестане, не может не вызывать удивления. В России нет таких официальных и негласных запретов, какие наблюдаются в Азербайджанской Республике. И возможностей гораздо больше. Но не получилось. Возможно, что появление полноценного фильма на лезгинском языке уже не за горами. Премьера «Холодного солнца» высветила этот вопрос. В таком случае Дагестан имеет возможность реабилитироваться и снять фильм на лезгинском (и не только на нем) языке. Но еще лучше, если будет реализован международный проект, в котором примут участие обе половины разделенного народа.
*Седагет Керимова – лезгинская поэтесса, писательница, драматург, публицистка, композитор и общественная деятельница. Заслуженная работница культуры Азербайджана (2005). Пишет на трёх языках: лезгинском, азербайджанском и русском. С 1997 года – главный редактор лезгинской газеты “Самур” (Баку). Создательница и художественная руководительница (1996—2016) лезгинского ансамбля песни и танца «Сувар». Автор и режиссёр десятков документальных, этнографических фильмов о жизни и быте лезгин, а также более 100 песен (слова и музыка).
Источник
AJVIDEO
Архивы
Опубликовано: 26 июля 2011 | Рубрика: Отечественное кино | Кол-во просмотров: 325
Оригинал. название: Холодное солнце
Жанр: Мелодрама, криминал
Год выпуска: 2008 год
Продолжительность: 108 минут
Режиссер: Сергей Попов
Роли :
Татьяна Яковенко, Тарас Бибич, Сергей Гармаш, Сергей Козик, Павел Поляков, Пётр Семак, Дарья Румянцева, Ольга Зайцева.
Рейтинг IMDB: 2,9 /10
Юг, лето, горы, море. Для нас это экзотика, праздник, для них – работа, быт. Да, они там живут. Они – Лена, Сергей, Клим, Михаил, Алекс, Анастасия и всякие прочие. Курортные города имеют свою специфику. Промышленных производств там раз-два и обчёлся, сельское хозяйство и того хуже. На камнях, знаете ли, мало что растёт. Поэтому основные рабочие места – в сфере услуг.
Лена – начальник охраны в крупном супермаркете. В свои около сорока она так толком и не наладила личную жизнь. Миловидная, с хорошей фигурой, Елена пользуется вниманием мужской половины человечества. И даже имеет предложения руки и сердца. Уже почти достигнута такого рода договорённость, но в дело вмешивается случай. У Лены серьёзно заболевает мать, поэтому мероприятия откладываются. И, кажется, невеста этому только рада. Её одолевают сомнения, она не уверена. А тут ещё эта встреча…
Они сошлись глазами на месте ДТП, и этот взгляд запал ей в душу. Не то, чтобы она потеряла покой – в таком возрасте острота чувств снижается – нет, скорее просто воспряла, чтобы ждать и надеяться. И её терпение было вознаграждено. Правда, новое свидание вышло далеко не романтичным: её суженый Клим пытался вынести с охраняемой нашей героиней территории дорогой коньяк. Дальше – задержание, протокол, разговор по душам. Елена отпустила вора, поверив обещаниям. Он обманул. Что не помешало ей, едва завидев Клима снова, броситься в объятия.
Они купались, разговаривали, дурачились, загорали. Им было весело, легко и комфортно друг с другом. Они поселились у Клима. Большой трёхэтажный особняк был в их полном распоряжении. Всё было хорошо, пока не открылась дверь, и не зашла она, жена Клима. Ложь множилась, росла как на дрожжах. Требовались объяснения. И они были получены. Клим, двое его друзей и жена представляли собой криминальный квартет. Связи налажены, действия отработаны – единый организм. А Лена? Опять одна? Или с ними? По совести или по любви?
“Холодное солнце” ставил “Мосфильм”. Изыскав с помощью спонсоров 5 миллионов долларов, он посадил в режиссёрское кресло некоего Сергея Попова (1974 г.р.), за плечами которого лишь пара ВГИКовских практик, столько же сериалов да дипломная работа. Риск? Пожалуй. Не впечатлял и актёрский состав. Из звёзд – только Сергей Гармаш, все остальные известны лишь узкому кругу специалистов, в который я не вхожу. Что из всего этого получилось?
Нечто напыщенное и маловразумительное. Не в меру обаятельный и жутко противоречивый мачо, сам не знающий чего хочет от жизни и женщин. Серьёзно-безрассудная дамочка, у которой не то что гордости – элементарного самоуважения нет. Увивающиеся за ней благородные Ромео, готовые прийти по первому зову. И бесконечные интриги, в которых сам чёрт голову сломит. И ладно бы ещё это хоть чем-то подкреплялось. А то, кто там, по что и зачем – не всегда и поймёшь. Человеческие отношения какие-то извращённые, нечеловеческие (простите за каламбур). Чисто женские фантазии, в которых герои поступают по наитию, вопреки логике. Странные аферисты, ещё более странные аферы. Что-то труднообъяснимое и далёкое от реальности. Не самые стройные мысли и оправданные действия, а чисто поведенческие рефлексы. Смотреть на это всё необычно. И вроде нет явного отторжения, но и удовлетворения никакого. Стойкое ощущение какого-то дисбаланса, дисгармонии. Не то чтобы рассказанное не было возможно, но так по жизни не бывает.
Отношения Клима с Еленой – нечто большее, чем криминальные любовники. Даже наоборот, в его аферах всё строится на тонком расчёте, а все участники равноправны. Для Лены же – это едва ли не единственный способ сближения. Но она не отбывает номер, придумывает и воплощает. То есть вступает в открытый конфликт с самим собой, воспитанием, нравственностью (до этого она позиционировалась как морально устойчивая барышня). И поступает так слишком уж легко. Что весьма и весьма сомнительно. Чего только не сделаешь ради любви? Как знать.
“Холодное солнце” – фильм простой, но неоднозначный. Это мелодрама с едкой примесью криминала. Действующих лиц немного, и среди них нет ярко выраженных негодяев. Но почему-то все до единого вызывают стойкую антипатию (может быть, только Михаил (Сергей Козик) ещё и некоторое сочувствие). А раз некому симпатизировать, то и большого желания внимать не возникает. Отсюда и реакция на актёрскую игру. Несмотря на заметное старание, ни Татьяна Яковенко (Елена), ни Тарас Бибич (Клим) мне как-то не показались, да и остальные явно не впечатлили. Сам фильм тоже. Редкая белиберда. Крайне неудачная адаптация Голливуда (или Парижа, как некоторые утверждают) к российским реалиям. Смотреть не хочется.
Оценки ( максимум – 10 ):
Источник
AJVIDEO
Архивы
Опубликовано: 26 июля 2011 | Рубрика: Отечественное кино | Кол-во просмотров: 325
Оригинал. название: Холодное солнце
Жанр: Мелодрама, криминал
Год выпуска: 2008 год
Продолжительность: 108 минут
Режиссер: Сергей Попов
Роли :
Татьяна Яковенко, Тарас Бибич, Сергей Гармаш, Сергей Козик, Павел Поляков, Пётр Семак, Дарья Румянцева, Ольга Зайцева.
Рейтинг IMDB: 2,9 /10
Юг, лето, горы, море. Для нас это экзотика, праздник, для них – работа, быт. Да, они там живут. Они – Лена, Сергей, Клим, Михаил, Алекс, Анастасия и всякие прочие. Курортные города имеют свою специфику. Промышленных производств там раз-два и обчёлся, сельское хозяйство и того хуже. На камнях, знаете ли, мало что растёт. Поэтому основные рабочие места – в сфере услуг.
Лена – начальник охраны в крупном супермаркете. В свои около сорока она так толком и не наладила личную жизнь. Миловидная, с хорошей фигурой, Елена пользуется вниманием мужской половины человечества. И даже имеет предложения руки и сердца. Уже почти достигнута такого рода договорённость, но в дело вмешивается случай. У Лены серьёзно заболевает мать, поэтому мероприятия откладываются. И, кажется, невеста этому только рада. Её одолевают сомнения, она не уверена. А тут ещё эта встреча…
Они сошлись глазами на месте ДТП, и этот взгляд запал ей в душу. Не то, чтобы она потеряла покой – в таком возрасте острота чувств снижается – нет, скорее просто воспряла, чтобы ждать и надеяться. И её терпение было вознаграждено. Правда, новое свидание вышло далеко не романтичным: её суженый Клим пытался вынести с охраняемой нашей героиней территории дорогой коньяк. Дальше – задержание, протокол, разговор по душам. Елена отпустила вора, поверив обещаниям. Он обманул. Что не помешало ей, едва завидев Клима снова, броситься в объятия.
Они купались, разговаривали, дурачились, загорали. Им было весело, легко и комфортно друг с другом. Они поселились у Клима. Большой трёхэтажный особняк был в их полном распоряжении. Всё было хорошо, пока не открылась дверь, и не зашла она, жена Клима. Ложь множилась, росла как на дрожжах. Требовались объяснения. И они были получены. Клим, двое его друзей и жена представляли собой криминальный квартет. Связи налажены, действия отработаны – единый организм. А Лена? Опять одна? Или с ними? По совести или по любви?
“Холодное солнце” ставил “Мосфильм”. Изыскав с помощью спонсоров 5 миллионов долларов, он посадил в режиссёрское кресло некоего Сергея Попова (1974 г.р.), за плечами которого лишь пара ВГИКовских практик, столько же сериалов да дипломная работа. Риск? Пожалуй. Не впечатлял и актёрский состав. Из звёзд – только Сергей Гармаш, все остальные известны лишь узкому кругу специалистов, в который я не вхожу. Что из всего этого получилось?
Нечто напыщенное и маловразумительное. Не в меру обаятельный и жутко противоречивый мачо, сам не знающий чего хочет от жизни и женщин. Серьёзно-безрассудная дамочка, у которой не то что гордости – элементарного самоуважения нет. Увивающиеся за ней благородные Ромео, готовые прийти по первому зову. И бесконечные интриги, в которых сам чёрт голову сломит. И ладно бы ещё это хоть чем-то подкреплялось. А то, кто там, по что и зачем – не всегда и поймёшь. Человеческие отношения какие-то извращённые, нечеловеческие (простите за каламбур). Чисто женские фантазии, в которых герои поступают по наитию, вопреки логике. Странные аферисты, ещё более странные аферы. Что-то труднообъяснимое и далёкое от реальности. Не самые стройные мысли и оправданные действия, а чисто поведенческие рефлексы. Смотреть на это всё необычно. И вроде нет явного отторжения, но и удовлетворения никакого. Стойкое ощущение какого-то дисбаланса, дисгармонии. Не то чтобы рассказанное не было возможно, но так по жизни не бывает.
Отношения Клима с Еленой – нечто большее, чем криминальные любовники. Даже наоборот, в его аферах всё строится на тонком расчёте, а все участники равноправны. Для Лены же – это едва ли не единственный способ сближения. Но она не отбывает номер, придумывает и воплощает. То есть вступает в открытый конфликт с самим собой, воспитанием, нравственностью (до этого она позиционировалась как морально устойчивая барышня). И поступает так слишком уж легко. Что весьма и весьма сомнительно. Чего только не сделаешь ради любви? Как знать.
“Холодное солнце” – фильм простой, но неоднозначный. Это мелодрама с едкой примесью криминала. Действующих лиц немного, и среди них нет ярко выраженных негодяев. Но почему-то все до единого вызывают стойкую антипатию (может быть, только Михаил (Сергей Козик) ещё и некоторое сочувствие). А раз некому симпатизировать, то и большого желания внимать не возникает. Отсюда и реакция на актёрскую игру. Несмотря на заметное старание, ни Татьяна Яковенко (Елена), ни Тарас Бибич (Клим) мне как-то не показались, да и остальные явно не впечатлили. Сам фильм тоже. Редкая белиберда. Крайне неудачная адаптация Голливуда (или Парижа, как некоторые утверждают) к российским реалиям. Смотреть не хочется.