Меню

Хорошо бродить по лесу светит солнце сосны гудят

Геннадий Цыферов
Дневник медвежонка

Хорошо бродить по лесу. В лесу сосны гудят: у-у-у. Кажется, будто рядом море. И всюду следы разные. Тут заяц проскакал, здесь олень прошел, там тяжёлый мишка протопал. Однажды нашёл охотник под берёзой берестяной свёрточек. Развернул его — картинки. Море, ветер свистит, птицы поют и даже что-то нацарапано. Долго он не мог понять, что нацарапано. А потом старые охотники растолковали ему. Медвежий дневник это. И один очень старый охотник перевёл этот дневник с медвежьего на русский. Так и появился Мишкин дневник.

Я — медвежонок. Вчера я узнал об этом. Мне два с половиной месяца и три дня. Со мной часто происходят всякие смешные и весёлые истории. Моя мама говорит: — Ты маленький, вырастешь большой, будут с тобой большие серьёзные истории. Потому я и решил вести дневник: потом, когда вырасту, после каждой серьёзной истории буду читать свои маленькие смешные истории и громко смеяться. Вот он мой дневник.

В понедельник у нас в лесу было жарко. Все ходили и вздыхали: о, как жарко; у, как жарко; а, как жарко! Я тоже говорил: о, у, а. А ещё думал: куда спрятаться?

— Не самим прятаться, а солнышко спрятать надо, — сказал мой друг лисёнок.

Я сел на бугорок и закрыл один глаз, — солнышко было. Сел на другой бугорок, закрыл оба глаза, — нет солнышка, но всё равно почему-то жарко.

— Глупый, — засмеялся лисёнок, — если ты, если я, если мы все в лесу закроем глаза, нас не будет.

А солнышко всё равно будет. Ступай-ка ты лучше домой и затопи печь: пойдёт дым, закроет солнышко.

Пришёл я домой, затопил печь. Повалил дым и закутал солнышко. Но теперь в доме стало жарко.

Открыл дверь — в лесу жарко.

Раньше в лесу было просто жарко. Раньше в лесу просто говорили: о, как жарко; у, как жарко; а, как жарко! А теперь в лесу было очень жарко, и все вздыхали: о-о-о-о, как жарко; у-у-у-у, как жарко; а-а-а-а, как жарко.

А я молчал. Мне было обидно. О-о-о-о, как обидно; у-у-у-у, как обидно; э-э-э-э, как обидно.

Во вторник я решил узнать, где живёт, где ночует солнышко. Под вечер укатилось оно под горку, я — за ним. Оно за вторую — я опять за ним. Оно тогда за третью! Да, видно, не догнать его. Махнул я рукой, махнул ногой, головой махнул — домой вернулся. Подхожу к дому — что такое? Опять навстречу солнышко встаёт. Встаёт и улыбается: «Глупый ты, глупый Мишка». А я и сам понял, что я глупый: разве догонишь солнышко? Нигде оно не живёт, нигде не ночует, всю жизнь катится, катится и катится куда-то. Если хочешь догнать солнышко, надо всю жизнь катиться и катиться куда-то.

Колобком, кувырком, мячиком. Конечно, и я покатился бы и кувырком, и колобком, и мячиком. Да вот боюсь.

Ещё спросят, что за косматое, лохматое солнышко такое. Даже могут сказать, что рыжий Мишка, наверное, съел жёлтое солнышко, теперь у него болит живот, вот он и валяется. Да ещё рычит. Противно слушать.

В среду я решил надувать пузыри. Надул один пузырь — он лопнул. Надул второй — он тоже лопнул. И третий тоже — хлоп-хлоп.

Потом я взглянул на себя в зеркало и испугался: я раздулся, как пузырь. А что, если я лопну?

— Будет очень плохо, — сказала мама.

— Будет очень плохо, — сказал папа.

— Будет очень плохо, — сказал мой друг лисёнок.

Один только слон покачал головой: совсем, мол, не плохо, тогда никто в лесу не станет баловаться. Тут я громко вздохнул и сразу похудел.

— Вот и хорошо, — сказал слон. — Иди теперь кушать, малыш.

Наступил четверг. Ты, наверное, думаешь, что был дождик? Ведь всегда так говорят: «После дождика в четверг». Но в этот четверг никакого дождика не было. Было солнышко, был ветер, была звёздочка. А ещё было вот что.

Сидел я, сидел и вдруг сказал:

— А правильно ли это: после дождика в четверг? Ведь сегодня, в четверг, дождика нет, а есть солнышко. Значит, надо сказать: «После солнышка в четверг. После звёздочки в четверг».

Некоторым это очень не понравилось. Кто-то даже сказал:

— А не глупость ли это? Но я думаю — нет. По-моему, даже очень хорошая пословица.

В пятницу я пошёл на лужок собирать цветы и увидел что-то алое. Подумал, подул на него и принёс петуху:

— Петя, Петя, Петушок, золотой мой гребешок, не ты ли потерял бородку?

Взглянул Петушок — за живот схватился:

— Ха-ха-ха. Глупый ты, медвежонок. Да ведь это не бородка, а маковый лепесток. Сейчас он живой, а вечером обязательно завянет.

Пришёл синий вечер, завял мой лепесток, и мне стало грустно. Интересно, почему это синим вечером всё алое вянет? Вянут алые зори, вянут алые щёчки, вянут алые лепестки. И алые петушки тоже как-то вянут. Сидят в курятнике и молчат.

А в субботу было совсем, совсем страшное дело. Я отправился на речку ловить рыбу.

Читайте также:  Япония страна восходящего солнца географическое положение

Поймал одну — голубую. Поймал другую — золотую. Поймал третью — совершенно глупую. А потом из речки зачем-то вылез большой зелёный крокодил. Он раскрыл пасть и сказал хриплым голосом:

— Вот я тебя сейчас съем. Ты зачем ловишь мою рыбу?

Я сильно испугался, и мне, как всегда, захотелось громко крикнуть: «Мама!» Но от испуга я перепутал и вдруг сказал: «Ам-ама».

Здесь уж испугался крокодил и тоже перепутал. Вместо грозного «Ам-ам-ама» он сказал мне «мама».

Так мы с ним и разговаривали: я ему говорил грозно «ам-ама», а он мне грустно — «мама».

Потом крокодилу стало стыдно. Он густо покраснел и уполз в синюю речку. Было ужасно смешно: такой большой, такой солидный крокодил и такой глупый. А может быть, он вовсе не большой? Ведь бывает и так: большой, большой, а сам маленький.

Что было в воскресенье? Было солнышко, и я ничего не делал. Воскресенье только для солнышка рабочий день, а для меня и для всех — выходной.

Источник

Итоговый диктант 5 класс по русскому языку

Содержание:

↑ Итоговый диктант 5 класс «Дневник».

Хорошо бродить по лесу. В лесу сосны гудят. И всюду следы разные. Тут заяц проскакал, здесь олень прошел, там тяжёлый мишка протопал. Однажды нашёл охотник под берёзой берестяной свёрточек. Развернул его и увидел картинки. Море, ветер свистит, птицы поют и даже что-то нацарапано. Долго он не мог понять надписи. А потом старые охотники растолковали ему. Медвежий дневник это. И один очень старый охотник перевёл этот дневник с медвежьего на русский. Так и появился Мишкин дневник. (76 слов)
По Г. Цыферову

↑ Итоговый диктант 5 класс «Суровое время».

Зима для зверей — время суровое. Все к ней готовятся. Медведь и барсук сало нагуливают, бурундук орехи кедровые запасает, белка собирает грибы. И всё тут понятно и просто. И сало, и грибы, и орехи нужные животным зимой.
Белка сушит осенью на сучках грибы: сыроежки, опята, моховики. Грибы все хорошие и съедобные. Но вот среди хороших и съедобных находишь вдруг мухомор. Для чего белке мухомор ядовитый?
Молодые белки по незнанию мухоморы сушат? Сухой мухомор становится неядовитым? Мухомор сушёный для них что-то вроде лекарства?
Много разных предположений, а точной отгадки нет. Вот бы всё разузнать и проверить! (96 слов)
По Н.И. Сладкову

↑ Итоговый диктант 5 класс «На неведомой дорожке».

↑ Итоговый диктант 5 класс «На поле летом».

Весело на поле, привольно на широком! До синей полосы далекого леса бегут по холмам разноцветные нивы. Волнуется золотистая рожь, вдыхает она крепительный воздух. Синеет молодой овес. Белеет цветущая гречиха с красными стебельками, с медовыми цветочками. Подальше от дороги запрятался кудрявый горох, а за ним зеленая полоска льна с голубоватыми глазками. На другой стороне дороги чернеют поля под струящимся паром.
Жаворонок трепещется над рожью, а острокрылый орел зорко смотрит с вышины. Он видит и крикливую перепелку в густой ржи, и полевую мышку. Зернышки падают из спелого колоса, а она спешит унести их в нору. Повсюду трещат сотни невидимых кузнечиков. (101 слово)
По К.Д. Ушинскому

↑ Итоговый диктант 5 класс «Весна».

Солнце весною дольше остаётся на небе, греет с каждым днём заметно сильнее.
Снег начинает медленно таять, и вода ручейками сбегает с земли в реки и озёра. Скоро и лёд на реках уступает влиянию лучей солнца. По берегам рек появляются большие полыньи. Пройдёт ещё неделя, и весь лёд поднимется, почернеет, начнёт ломаться. Рыхлые льдины понесутся по течению реки. Воды в реке прибывает в это время очень много. Она не может поместиться в берегах, выступает и разливается по окрестным лугам. Разлив рек называют водопольем.
Маленькую речонку летом можно перейти вброд, а в водополье она разливается на пять, на шесть вёрст и более. Большие реки становятся огромными. В Волгу вливаются тысячи рек и речонок, и весной она расстилается словно море. (118 слов)
По К.Д. Ушинскому

↑ Итоговый диктант 5 класс «Гроза».

Я ехал с охоты вечером. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Мне навстречу неслись длинные серые облака. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника. Я подвигался вперёд с трудом. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро вынужден был остановиться и приютиться к широкому кусту. Я терпеливо ожидал конца ненастья. Вдруг на дороге почудилась мне высокая фигура. Неизвестный словно вырос из-под земли. (86 слов)
По И. С. Тургеневу

1. Разберите предложение по членам, напишите сверху названия частей речи: Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса.
2. Подчеркните главные члены в сложном предложении Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали.
3. Выделите корни с безударными гласными в словах, запишите проверочные слова: гроза, деревья, дождя.
4. Посчитайте количество букв и звуков в слове: поехал.
5. Разберите по составу слово длинные.

↑ Итоговый диктант 5 класс «Дождь».

Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.
Потемнело. Налетел резкий ветер. Он бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь скоро пойдёт», – проговорила Нина.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Но вот ветер утих, снова показалось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, а в каждой капле отражалось солнце. (91 слово)
По В.П. Астафьеву

Читайте также:  Марс расположен дальше от солнца чем земля

↑ Итоговый диктант 5 класс «Весна».

↑ Итоговый диктант 5 класс «Скворцы».

У скворцов вылупились птенцы. Птенец скворца есть истинное чудовище. Оно состоит целиком из головы, а точнее из огромного, желтого по краям, необычайно прожорливого рта. Для заботливых родителей наступило самое хлопотливое время. Сколько маленьких ни корми — они всегда голодны. А тут еще постоянная боязнь кошек и галок. Страшно отлучиться далеко от скворечника.
Но скворцы — хорошие товарищи. Как только галки или вороны повадились кружиться около гнезда, сразу назначается сторож. Сидит дежурный скворец на маковке самого высокого дерева и зорко смотрит во все стороны. Чуть показались близко хищники, сторож подает сигнал. Тут же все скворечье племя слетается на защиту молодого поколения. (98 слов)
По А. Куприну

↑ Итоговый диктант 5 класс «Весна».

С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Когда мы выздоравливаем от тяжелой болезни, мы находятся в особенном состоянии. Мы замираем от смутных предчувствий и улыбаемся без всякой причины. Похожее состояние переживает теперь и природа. Земля холодна, грязь со свистом хлюпает под ногами, но как кругом все весело, ласково, приветливо! Воздух ясен и прозрачен. Забираешься на голубятню или на колокольню и видишь всю вселенную от края и до края. Солнце светит ярко, и его лучи играют и купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет. Она уже проснулась и сегодня или завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.

↑ Итоговый диктант 5 класс «Перепелята».

«Я привезу тебе, Миша, из лесу птичку», — пообещал дедушка больному внуку при расставании.
День начинался, когда дедушка приблизился к опушке. Сошел с лошади около кустов, где обычно вьют гнезда мелкие птицы. Рядом выпорхнула перепелка. Птичка перелетала с места на место, уводила от гнезда.
Конь бродил по лесной лужайке. Вдруг он беспокойно заржал. Дедушка видит, что под мордой у лошади копошатся серенькие комочки. Он осторожно приседает и собирает крошечных перепелят в шапку.
Прекрасная находка! Но тут послышался жалобный писк матери, и из шапки отозвались пушистые шарики. Выложил дедушка птенчиков в гнездо и быстро отъехал от него. (97 слов)

1. Найти в тексте существительные 3-его склонения, одушевленные и неодушевленные.
2. Выпишите слово с орфограммой «Буквы о-а в корне -лаг- и -лож-«. Обозначьте эту орфограмму.
3. Подчеркните предложение, в котором выражена основная мысль.

↑ Итоговый диктант 5 класс «Лето в тундре».

Коротка летняя пора в тундре. В мае еще налетают метели, гуляют буйные ветры по ее бесконечным просторам. Потом вдруг быстро тает снег, начинает расти трава, распускаются цветы.
Сколько птиц собирается летом в тундре! Здесь им не нужно беспокоиться о корме. Мошки и комары сами в рот летят. На берегах светлых озер птицы спокойно могут отложить яйца, вывести птенцов. Птицы вырастят их и улетят вместе с ними за далекие горы, леса и моря.
Но быстро проходит короткое лето. Наступает день, когда солнце не поднимется из-за горизонта. Начнется долгая полярная ночь, и только синие сумерки будут освещать землю. (99 слов)

↑ Итоговый диктант 5 класс «Ранняя весна».

Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нем сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берез. Все больше и больше слышится в лесу птичьих голосов. Начинают петь первые прилетные птицы, токуют в глухих местах тяжелые глухари. На обнажившихся кочках видны зеленые крепкие листочки брусники. Кое-где на пригреве начинают зацветать, ковром разрастаются подснежники-перелески. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев. Поют дрозды.
Придет радостный день, зеленою дымкой покроется опушка березового леса. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам совы. На болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над желтыми золотистыми пуховками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей.
По И.С. Соколову-Микитову

1. Выпишите по одному слову: существительное, прилагательное, глагол. Укажите морфемы в выделенных словах. Сделайте морфологический разбор выписанных слов.
2. Выпишите слово, в котором количество звуков и букв не совпадает, сделайте фонетический разбор.
3. Произведите синтаксический разбор первого предложения.

↑ Итоговый диктант 5 класс «Цирк».

Если бы вы жили в маленьком городишке за пару тысяч верст от столицы, ваше сердце тоже билось бы сильнее в тот день, когда в город вошел походный цирк. Уже больше недели город пестрел афишами. И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: разноцветными тюками, ящиками, бочками, клетками. Ведут слона. В клетках тяжело дышат львы, вертятся и кричат дикими голосами красно-желто-зеленые попугаи. Цирк остановился на выгоне, где пасутся коровы. Они мычат от страха и сбиваются в кучу.
К вечеру поставят палатки для утреннего выступления. Но уже сейчас толпы зевак торопятся к цирку. Солдаты гарнизонного полка покрикивают на назойливых мальчишек: «Проходи! Не задерживайся!». (100 слов)

Читайте также:  Солнце с улыбкой рисуем

1. Выполните синтаксический разбор предложения.
И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: разноцветными тюками, ящиками, бочками, клетками.
2. Выполните морфологический разбор слов: афишами, пестрел, (в) маленьком (городишке).
3. Выполните фонетический разбор слова сердце.
4. Подберите антоним к слову сильнее.

↑ Итоговый диктант 5 класс «Дятел».

Живет в лесу дятел. Спинка у него черная, крылья пестрые, а на головке шапочка с красным кантиком. Лапки у дятла большие, коготки такие цепкие, что он может бегать по стволу. Бежит вверх, а сам клювом по коре стучит. Это он жучков всяких под корой дерева ищет.
Наступила зима. Нашел дятел в лесу корявое дерево с трещинкой на стволе и начал туда сосновые и еловые шишки таскать. Засунет шишку в трещинку и семена из нее выбирает. Выберет, потом за другой шишкой полетит.
Не каждое семя дятел съест, иное уронит. А пройдут годы, и около зимней столовой дятла из упавших семян вырастут молодые деревья.
Берегите, ребята, лесных птиц! (107 слов)
По Д. Горлову

↑ Итоговый диктант 5 класс «Кто на чем писал».

Вавилоняне и ассирийцы вдавливали свои клинообразные письмена во влажную, еще мягкую глину, которую потом обжигали. Эти глиняные таблички тысячелетия спустя были источником исследований ученых.
В Греции при народных голосованиях из-за дороговизны материалов писали на черепках.
Затем для письма стали употреблять металлы. Писали на свинцовых листах. Потом писали на маленьких плоских дощечках из слоновой кости. Писали и на древесной коре, даже на листьях деревьев.
Потом стали писать на деревянных дощечках, покрытых тонким слоем воска. (78 слов)

↑ Итоговый диктант 5 класс «Птицы-сеяльщики».

В центре села растут старые липы. Они такие огромные, что под каждой можно спрятаться от ветра и дождя. При желании можно от непогоды укрыться и под одиноким ореховым деревом, которое будто убежало от лип на окраину села. Оно кажется всеми забытым. Но каждую осень к нему прилетают стаи ворон. Птицы громко горланят, садятся на вершину или забираются в середину, между веток, и там выбирают самые крупные орехи. Потом вороны молча летят далеко за село, в поле или на поляну.
Поляна эта всегда выстлана опавшими листьями. Здесь и прячут в листву орехи запасливые вороны, чтобы было чем питаться зимой или весной.
Вороны сеют орехи, будто стараются, чтобы от одинокого дерева остались, появились другие. Такие сеянцы орехов не раз находила я в поле. (123 слов)
По А. Денисовой

1.Обозначьте спряжение глаголов в первом абзаце.
2.Подчеркните члены предложения в первом предложении.

↑ Итоговый диктант 5 класс «Элли».

Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления.
Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.
На ветвях деревьев сидели красногрудые и золотисто-зеленые попугаи и кричали странными голосами. Невдалеке журчал прозрачный поток, в воде резвились серебристые рыбки.
Вдали виднелась целая толпа маленьких мужчин и женщин. Они стояли, перешептывались и переглядывались. Эти робкие люди приветливо улыбнулись девочке. (96 слов)
По А. Волкову

1.Определите тему и основную мысль текста, найдите в нем ключевые слова;
2.Произведите разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический);

↑ Итоговый диктант 5 класс «Крылатые, хвостатые горожане. »

В утреннем небе кружили и спорили галки. Их крик похож на цоканье друг о друга елочных шаров.
Ворона сидела на березе и разглядывала серого пуделя. А тот прыгал вокруг дерева и лаял задорно и дружелюбно.
В саду дети швыряли хлебные крошки голубям, и птицы сыто бормотали и подходили близко к людям.
Крылатые, хвостатые горожане. Часто мы не замечаем их, зато они следят за нами на улицах города зорко, цепко. Ведь от этого иногда зависит их жизнь.
Любовь к земле, роще, к радуге, горным вершинам, животным. Не с этой ли любви начинается человек? Без этой любви нельзя быть вершителем судьбы всего живого. (104 слова)
По В. Бурлаку

↑ Итоговый диктант 5 класс «Наступление весны».

Зима кончается, начинается весна. День становится светлее, воздух теплее. Дневное солнце рушит снежные крепости, всюду звенит капель, проступает живая вода.
Зима не сдается без боя. Ночью мороз одевает воду в броню. Утром вверху блестит солнце, и на белой земле появляются синие тени деревьев. У домов шумят воробьи, под крышей собираются голуби. Звенят в лесу синицы, громко барабанят дятлы.
Зимние гости улетают на север, а с юга уже летят грачи, скворцы, жаворонки. Для скворцов везде навесили домики.
Дождались живой воды птицы, пьют из луж сороки, вороны. Купаются воробьи, отмывают зимнюю грязь. Растет весенний шум в полях и лесах. (99 слов)

Источник

Adblock
detector