Меню

Хороводы водят по солнцу

Хоровод — хождение за солнцем

Танец – это яркое, красочное творение народа, художественное отображение его многообразной жизни, воплотившее в себе творческую фантазию и глубину народных чувств. Русский народ, создавший на протяжении своей многовековой истории высокохудожественные былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, изумительные изделия из глины, великолепную резьбу по дереву, разнообразные вышивки, множество богатых по содержанию и ярких в ритмическом отношении песен, породил также изумительные по красоте и рисунку и весьма разнообразные по содержанию танцы. И подлинным шедевром танцевального искусства является русский хоровод.

Хоровод – это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Основное построение хоровода – круг, его круговая композиция (подобие солнца) и движение по ходу солнца (хождение за солнцем – «посолонь») берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу Солнца — Яриле.

Важность русских хороводов для нашей народности столь велика, что сложно назвать другой элемент национальной культуры, неизменно игравший на протяжении многих веков такую огромную роль. Занимая в жизни русского народа три годовые эпохи: весну, лето и осень, — хороводы отражают особенные черты нашей народности — самобытность, радость, творческую силу и восторг. И, несомненно, хоровод — это своеобразный символ красоты – красоты движения, красоты окружающего мира и, наконец, красоты человеческой.

По мнению крупнейшего знатока фольклорной культуры, В.Даля, хоровод (карагод, танок, круг, улица) — это собрание сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями. Употребление слова «хоровод» в фольклористике, этнографии, искусствоведении и разговорной речи имеет много значений. В широком своем значении слово «хоровод» совпадает с крестьянским понятием «улица» (ходить на улицу, ходить в хоровод; не пускать кого-либо на улицу, не пускать в хоровод) и обозначает все весенне-летнее времяпрепровождение деревенской молодежи в разных его видах. Правда, русская деревня знала и зимние хороводы на улице, но это было редкостью.

Начинался хоровод часто так: две-три молодушки и столько же девушек-невест, живущих по соседству, становились посреди улицы и начинали «играть песни». К ним постепенно присоединялись другие девушки. Затем, так же постепенно, подходили молодые мужчины и парни. Парни приходили нередко с гармониками, скрипками, бубнами.

Мог возникать хоровод и иначе: в праздничный день в центре селения, где была ярмарка или некоторое подобие ее, несколько девушек сначала пели потихоньку «прибаутки», сидя рядом на бревнышке; парни подыгрывали им или подпевали слегка. Потом все вставали и, взявшись за руки, составляли круг. Тогда уже громко запевала одна из участниц, а в середину круга выходил парень с платком в руках. Начиналась хороводная песня, сопровождающаяся пантомимой внутри круга. Девушки участвовали в хороводе всюду, повсеместно составляя его основу. Они начинали ходить в хоровод с 12—13 лет, в других местах — с 14—15. Для крестьянской девушки вопрос о посещении хоровода не всегда решался только по возрасту. В семьях, где росло две или больше сестер, при решении его вступали в силу представления о преимуществе старшей дочери в выборе жениха и выходе замуж и оборачивались рядом ограничений для младших. Семья сознательно держала младшую дочь (или младших дочерей) в тени до выхода замуж старшей.

В хороводе всегда проявляется чувство единения и дружбы. Участники, как правило, держатся за руки, иногда за один палец – мизинец, часто – за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники движутся друг за другом, сохраняя строгий интервал. Все эти соединения напрямую зависят от географии, ведь хоровод распространен по всей территории России, и каждая область вносит что-то свое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения.

Например, северные хороводы всегда отличались благородностью, выдержанностью и удивительной музыкальностью. Этот вид хоровода словно впитал в себя нежную и строгую красоту Севера, унаследовав неизменный темперамент русской души. Северные хороводы – самые сдержанные, чинные, спокойные, но, в то же время, сложно передать всю их эмоциональную насыщенность и глубину. В центральных районах России, близ Москвы, хороводы характеризовались веселостью, беззаботностью и украшались еще одним шедевром народного творчества – удивительными по своей природе песнями. Такие хороводы непременно сопровождались хлопаньем в ладоши, притопыванием, быстрыми и энергичными движениями. А теплый и ласковый юг России всегда славился безудержными и удалыми хороводами, порой переходящими в пляску и отличающимися замысловатым рисунком и многолюдностью. В этом танце – стремительность, сила и безграничный задор.

Хороводы были популярны, как в деревне, так и в городе. Если не вдаваться в тонкости, то можно сказать, что деревенские и городские хороводы не сильно различались. И там и там был темперамент, радость, интрига и, разумеется, она – царица народного веселья — хороводница, самая веселая и заводная женщина в округе, обычно зрелого возраста. Отвага, молодость и проворство отличали ее от других. Она вечно молода, игрива, говорлива, умеет отлично петь и танцевать. Хороводница распоряжалась всеми увеселениями, стояла во главе хоровода, внимательно следила за процессом, придумывала новые танцевальные фигуры и рисунки.

Читайте также:  Перепевка цоя солнце мое

Хоровод всегда был событием в жизни русского народа. Женщины и девушки, готовясь к хороводам, надевали лучшие наряды — предмет особенной заботы поселян. Девушки закупали ленты и платки на ярмарках, часто ткали, шили, вязали сами. Мужчины в хороводах представляли гостей, призванных разделять радости. Молодые неженатые ребята вступали в игры с девушками по приглашению хороводницы – каждый высматривал среди танцующих нарядных дев невесту. Девушки тоже не терялись и следили: кто же смотрит пристальнее всех, кто подойдет и позовет с собою в заводной игре.

Русские хороводы были распределены по времени года, свободным дням и по сословиям. Сельские начинаются со Святой недели и продолжаются до рабочей поры; другие появляются с 15 августа и оканчиваются с наступлением зимы. Поселяне веселятся только по дням праздничным; в другие дни их не отпускает крестьянский труд. Городские хороводы также начинаются со Святой недели и продолжаются все лето и осень, несколько раз в неделю.

Говоря о характере хоровода, следует отметить, что русский хоровод бывает двух типов: орнаментальный и игровой. Если в хороводе нет ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники ходят кругом, рядами заплетают из хороводной цепи фигуры-орнаменты. Такой вид хоровода и носит название орнаментального. Чаще всего художественное содержание таких хороводов связано с образами русской природы. Тесная связь народного художественного творчества с жизнью народа, с его песнями и танцами, помогла созданию множества рисунков – фигур хоровода. Замысловатые танцевальные переплетения навеяны узорами русских кружевниц, резчиков по дереву, живописцев. И наоборот – тонкие узоры кружев, например, часто повторяют вензеля хоровода. Изобретательности танцевального рисунка на Руси придавалось большое значение. Часто хороводник или хороводница специально сочиняли новые хитросплетения, чтобы придать танцу интерес и выразительность.

Игровые же хороводы обязательно сопровождаются песней. В подобном действии есть сюжет и действующие лица: исполнители с помощью мимики, пляски, жестов создают различные образы и характеры героев. Часто персонажами являются животные, птицы, и тогда участники хоровода, изображая птиц и зверей, подражают их движениям и повадкам. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа: труд, выбор жениха или невесты, взаимоотношения мужа и жены, любовная и сказочная темы, высмеивание помещиков. К тому же хоровод, как драматическое действие, требовал не только талантливого актерского исполнения, но и некоторых аксессуаров: в нем появляются платочки, венки, палки, табуретки. Каждый предмет являлся также и определенным символом. Венок символизирует брачный союз, платок – подушку, шелковая плеточка – символ силы и покорности. Все в этом хороводе – творчество.

Исследуя хитрости и секреты «хороводной науки», остается только удивляться: какая фантазия, какая образность, какая самобытность, какая красота.

Фигуры хороводов

По содержанию, характеру, форме, времени русские хороводы делились на четыре группы: весенние, летние, осенние, зимние. Хороводы бывают сомкнутые (круг) и разомкнутые (линия на линию, змейка и т.д.).
Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что-то свое, создает разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы весьма разнообразны в своих построениях большинство хороводов являются круговыми.

Часто можно встретить двойной круг-круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга рядом, а иногда эти круги как бы переливаются один в другой и движение их образует рисунок «восьмерка». Большие круги и маленькие кружочки – очень распространённая форма построения русского хоровода. Но движение хоровода не ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, образуются новые построения, новые рисунки – зигзаги, линии и т.д.

Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название например: «круг», «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель» и т.д.
Эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются составной частью.

Источник

Хоровод — русская традиция

Тема о хороводе появилась после прочтения миниатюры Милы Кудиновой
«Всепланетный танец»

Хоровод — древний народный танец славян. Он по праву занимает особую роль в традиции славянского народа. Это символ славянской культуры. Основной фигурой танца является круг. Это своего рода круговая композиция, символизирующая собой солнце. Хоровод являлся неотъемлемой частью любого праздника. Независимо от времени года. Но особую популярность народный танец приобретает на Новогодние праздники, после Пасхи до Петрова дня. Это время, когда наши предки особенно часто водили хороводы. Поэтому художники чаще всего изображают хороводы новогодние и в весенне-летний период.

Читайте также:  Урок по теме закат солнца

У всех славянских народов хоровод имел свое название:

Сербское — коло;
Македонское — оро;
Хорватское — коло;
Болгарское — хоро.

Как начинался и проводился хоровод
Одним из основных способов начать хоровод заключался в следующем. Несколько девушек выходили на улицу и начинали припевать песни. Затем к ним присоединялись другие. Как правило, девушки были основой любого хоровода. А парни присоединялись к танцу позже, и придавали хороводу задор и веселье с музыкальными инструментами.

Особенность хоровода заключается в том, что он создает атмосферу единения народа. В момент танца люди ощущают себя единым целым, держась за руки и кружась в различных направлениям. Говоря о движении хоровода, следует сказать, что движение хоровода осуществлялось как по часовой стрелки, так и против часовой стрелки. Посолонь и противосолонь — термины, которые сегодня мало кто знает. Но раньше именно они использовались для описания движения по часовой и против часовой стрелки. По-солонь, то есть движение по солнцу. Противо-солонь — против солнца (против часовой стрелки).

Основные фигуры в хороводе
Теперь необходимо разобраться с основными фигурами в хороводе. Движение по кругу — это лишь вершина айсберга. На самом деле в танце существует минимум 7 форм движения, о которых далее.

Основные фигуры в хороводе:

«Столбы» — чаще всего используется в самом начале хоровода. Несколько человек встают квадратом по парам. По очереди начинается движение от одной пары к другой по мере входа в квадрат новых участников.

«Вожжа» — подразумевает собой движением волнами. Первая волна при этом самая большая. Постепенно волна становится меньше, в итоге превращаясь в точку.

Хоровод — русский народный танец. Затем из точки начинает образовываться спираль. Это фигура называется «Плетень». Начиная движение из точки и создавая спираль, символизируется творение вселенной. Плетень постепенно переходит в круг. Самое известное движение в хороводе сегодня. Круг символизирует завершение этапа сотворения мира.

«Сторона на сторону» — во время выдвижения этой фигуры девушки и парни выстраиваются в шеренгу друг напротив друга. Далее две шеренги начинают сближаться друг с другом и отдаляться. В процессе девушки «случайно» роняют платки, венки. А парни подбирают их, а затем возвращают вещи владелицам. Это фигура показывает взаимодействие мужского и женского начала.

«На четыре стороны» — участники хоровода образуют квадрат. Его стороны при этом символизируют четыре стороны света. Во время движения участники хоровода показывают «сеяние просо», чтобы вскоре собрать урожай.

И наконец, «Плясовая» часть хоровода. Является самой задорной. Во время плясовой части, участники исполняют народные танцы под гармонь. При этом соло-танцоры входят в круг и показывают свою удаль и мастерство.

Часто во время движения хоровода по кругу проводятся различные игры, которые веселят и радуют народ. К таковым относятся гусыня и селезень, пузырь, грушка и т.д. Самым популярным игровым хороводом сегодня является именинный хоровод. Когда именинник стоит в центре, а хоровод ходит по кругу и поет песню про каравай.
И особенно часто хороводы водят у новогодней ёлки. Для детей это неотъемлемая часть новогоднего праздника.

***
Из друзей, подружек
Цепь живым венком,
Что пойдёт-закружит
Плавным ручейком.

Да, забава предков
По сей день живёт, —
Возле ёлки водим
Все мы хоровод.

***
Хоровод, хоровод,
задушевный хоровод!
Как лебёдушка, по кругу
дева каждая плывёт,
Словно павы величавы
и сияют красотой —
От мелодии душевной,
так нетрудно быть такой.
От мелодии душевной
и берёзка поплывёт,
Девы статны, как царевны.
Славься русский Хоровод!

Источник

Хоровод

Не так давно был день летнего солнцестояния. Одной из наших коллег посчастливилось принять участие в очень интересном событии, проходившем в эти дни в Омской области, в деревеньке под названием Окунёво. Наверняка Вам приходилось слышать о ней из уст Михаила Задорнова, да и не только от него. Окунёво действительно место интересное во всех отношениях, но о нём мы обязательно расскажем в следующий раз, а сегодня мы поведаем о самом древнем славянском танце, в котором наша коллега приняла участие.

Читайте также:  Волк фенрир проглотит солнце

Кстати, как Вы думаете он называется? Правильно! Имя ему — хоровод! Именно он породил все остальные варианты движений. Именно хоровод является тем сакральным источником, откуда взяли своё начало иные виды плясов.

Этот танец – олицетворение самой жизни. Это символ лада самой Вселенной.

Наши предки знали два вида хоровода:

Именно об обрядовом хороводе мы сегодня вам и расскажем.

Обрядовый хоровод

В тот самый миг, когда человек водит обрядовый хоровод, он не просто повторяет какие-то непонятные движения, он не просто двигается абы как. Он следует тропой, ведущей во внутренний мир самой Вселенной. Структура хоровода включает в себя семь сакральных движений, каждое из которых имеет своё название.

Движение первое. Столбы.

Все, кто участвуют в хороводе, образуют фигуру, которая называется квадрат. Спустя короткое время, он приходит в движение. Стоящие позади люди, выходят вперёд и чуть в сторону по три человека. Не спеша они обходят всех остальных таким образом, чтобы оказаться в самом начале квадрата. Данное движение повторяется до тех пор, пока все находящиеся в хороводе, не переместятся.

Стоит отметить, что «Столб» — это не просто некая отвлечённая фигура, это символ единения Земли и Неба, это символ единения Мужского и Женского начала. Именно эти две энергии, приходящие в действие, перемешиваются между собой, образуя Вселенную.

Движение второе. Вожжа.

Данное движение больше всего напоминает собой обычную волнистую линию, амплитуда которой по мере продвижения вперёд, становится всё меньше и меньше, превращаясь в точку. Данное движение олицетворяет собой Хаос. Волнистые линии – это волны Хаоса, порождающие всё новое и вбирающие в себя всё старое.

Движение третье. Плетень

Ничего в славянском хороводе не было лишнего, ни единого пустого движения. То же самое можно сказать и о названиях движений. В данном случае, участники хоровода от самого центра расходятся в разные стороны по спирали, которая становится всё больше и больше, олицетворяя собой процесс сотворения самой Вселенной.

Движение четвёртое. Круг.

Круг – это движение по кругу. Оно может быть посолонь (по Солнцу) или противосолонь (против Солнца, против часовой стрелки). Движение по кругу – это символ Совершенства, символ того, что Творение завершено. Но не стоит думать, что на этом символьные значения завершаются. Круг – это всегда символ Времени, которое не имеет ни конца, ни края, это символ истинной Гармонии, это символ самого Творца, символ Вселенной и бессмертной человеческой Души.

Движение пятое. Сторона на сторону.

В данном движении мужская часть хоровода и женская часть выстраиваются друг против друга в шеренгу. После этого обе шеренги начинают то приближаться, то удаляться друг от друга. Попеременно схождение Мужского и Женского начала символизирует общение двух Стихий. При этом женская часть хоровода, всегда роняет либо платки, либо венки, а мужчины подняв их, всегда возвращают женщинам. В момент, когда две шеренги смыкаются, женщины могут поправлять мужчинам элементы одежды. Подобные действия говорят о том, что в этом мире возможно развитие и движение лишь благодаря взаимодействию Мужского и Женского начала. При этом Мужское начало олицетворяет собой Небо, а Женское – Землю.

Движение шестое. На четыре стороны.

Данное движение олицетворяет собой итоговый этап формирования нашей Вселенной. Теперь участники хоровода, выстраиваются в фигуру, которая называется квадрат. Каждая сторона квадрата ассоциируется со стороной света: север, юг, запад, восток. Именно квадрат, имеющий четыре равные стороны, является самой устойчивой фигурой. Квадрат – это одна из фигур в движении «на четыре стороны». В подобном движении так же есть свой сакральный смысл: участники хоровода «засевают» поле просом, вслед за этим «убирают урожай».

Движение седьмое. Плясовая.

Собственно это завершающее движение любого хоровода. Здесь и мужчины и женщины ускоряются, их движения становятся залихватскими. Из хоровода то и дело выделяются отдельные мужчины и женщины, которые ловко солируют, показывая свои танцевальные способности. Завершающая часть, под названьем «Плясовая», это, своего рода, апофеоз хоровода. Здесь всякий отдельный человек являет миру то, на что он способен, он как бы обозначает своими действиями, то место, которое по праву занимает на этой земле.

Добавить комментарий Отменить ответ

У нас на сайте есть коллекция бесплатных гаданий онлайн. Воспользуйтесь этой возможностью и получите точный прогноз:

  • На будущее
  • На любовь
  • На желание
  • Карта дня
  • На себя
  • На ситуацию

Источник

Adblock
detector