Храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя в Москве
Храм Христа Спасителя — кафедральный храм Русской Православной Церкви, главный храм России. Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в мире православный собор. Храм рассчитан на 10 тыс. человек. Его ширина -85 м, высота — 105 м. Роспись внутри храма занимает около 22 тыс. м², из которых около 9 тыс. м² позолочены. На позолоту куполов ушло более 400 кг золота — неправдоподобное количество. Существующее сооружение — осуществленное в 1990-х годах внешнее воссоздание одноименного храма в русско-византийском стиле, созданного в XIX веке.
Сэкономь на путешествии!
Основные моменты
Александр I решил построить это культовое сооружение в честь победы в войне 1812 года. Сначала храм был заложен на Воробьевых горах, но он начал оседать. Выбрали новую площадку строительства — на месте Алексеевского женского монастыря.
По легенде, игуменья того монастыря приковала себя цепями к дереву в знак протеста. Но по специальному распоряжению императора Николая I дерево выкопали вместе с ней и перенесли. Тогда игуменья прокляла эту стройку и предсказала, что «ни одно сооружение не простоит на этом месте более 50 лет» и что «здесь будет огромная грязная лужа».
На строительство и внутреннюю отделку храма Христа Спасителя ушло почти 40 лет. 26 мая 1883 года храм был торжественно освящен в присутствии Александра III и императорской семьи.
Первый храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет, в связи с чем многие вспоминали легенду про игуменью. Величественный храм не вписывался в новую советскую идеологию и повсеместное насаждение атеизма. По распоряжению Сталина храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года. Причем разрушить его удалось только после третьего взрыва. Двоим инженерам предложили его взорвать, но они отказались, хотя знали, что их расстреляют. По преданию, человек, который все-таки нажал на кнопку и запустил взрыв храма Христа Спасителя, произнес в тот момент: «Задерем подол матушки Руси».
На месте храма предполагалось построить Дворец Советов — гигантскую башню, увенчанную статуей Ленина. Это должно было быть самое высокое строение на земле -одна только ладонь коммунистического вождя могла стать площадкой сразу для нескольких вертолетов. Любопытно, что на момент написания этого путеводителя карты Google при наведении курсора на здание Волхонка, 15 сообщают, что здесь расположен Дворец Советов.
Однако он никогда не существовал. Планы по возведению здания были нарушены Второй мировой войной. Затем началась борьба с культом личности, и котлован, вырытый под фундамент Дворца, был использован для строительства открытого плавательного бассейна «Москва». Многие вспомнили тогда о «грязной луже», про которую говорила игуменья.
Бассейн просуществовал 30 лет. К 2000 году храм Христа Спасителя полностью воссоздали и освятили. Говорят, при освящении храма над куполом вдруг стал двигаться большой крест, созданный из облаков.
Пара рекомендаций. Экскурсионное бюро можно найти у входа в Спасо-Преображенскую церковь храма Христа Спасителя со стороны Соймоновского проезда. Для осмотра окрестностей удобно воспользоваться бесплатной смотровой площадкой, опоясывающей подножие храма, а также Патриаршим мостом.
Настоящая драма разгорелась 21 февраля 2012 года, когда группа Pussy Riot совершила оппозиционную акцию протеста и исполнила в храме Христа Спасителя панк-молебен против Владимира Путина перед самыми выборами. За оскорбление чувств верующих девушек посадили на полтора года, но в преддверии Олимпиады в Сочи 2014 года они были отпущены. Споры и обсуждения в прессе сделали участниц группы всемирными знаменитостями.
Источник
Храм Христа Спасителя
ГЛАВНОЕ
- Крупнейший православный храм в России, не менее значимый для Москвы, чем Кремль и Красная площадь.
- Очень ценные реликвии‒ частица ризы Иисуса Христа, частица ризы Пресвятой Богородицы, гвоздь Креста Господня, чудотворные иконы, частицы мощей.
- Со смотровой площадки с высоты 40 метров открывается великолепный вид на Кремль, Волхонку и Замоскворечье.
- Патриарший музей церковного искусства рассказывает историю храма и 15-вековую историю церковного искусства.
- В экскурсионном бюро со стороны Волхонки можно заказать экскурсию по храму.
- Окрестности храма интересны, можно прогуляться по историческим улицам и посетить различные музеи.
Храм Христа Спасителя — крупнейший православный храм России. Для Москвы он значит не меньше, чем Кремль и Красная площадь. В судьбе Храма, как в зеркале, отразилась судьба России в XIX-XX вв. Этот грандиозный храм-памятник, возведенный на берегу Москва-реки напротив Кремля, был построен в знак благодарности Господу за избавление России от наполеоновского нашествия. Он был безжалостно разрушен большевиками в эпоху Сталина, и он же был восстановлен по первоначальному проекту на народные пожертвования. Освящение храма 19 августа 2000 года, в день Преображения Господня, стало символом преображения Москвы и России, отказа от богоборческого прошлого.
Храм строили и украшали целых 44 года (с 1839 по 1883 гг.), его создатель — архитектор Константин Тон, автор «неорусского» стиля в архитектуре. Наряду с Тоном, над храмом работали лучшие скульпторы и художники. Гениальный русский композитор П.И. Чайковский написал к торжеству освящения Храма Христа Спасителя увертюру «1812 год», в церемонии освящения участвовали ветераны Отечественной войны.
В 1931 году храм был взорван, чтобы освободить место для нового храма новой эпохи — Дворца Советов. Эпоха, бросившая вызов всему предшествующему и настоящему, хотела воздвигнуть на века памятник самой себе: самое высокое здание в мире, колоссальный дворец-зиккурат, увенчанный стометровой статуей Ленина. Со временем коммунисты отказались от утопии, и на месте храма был устроен бассейн «Москва» — символ сытого и «тёплого» застойного времени 1960-х — 1980-х. Потом началась перестройка, переосмысление и раскаяние за преступления прошлого, и храм, восстановленный в 1990-х гг., стал символом восстановления исторической справедливости.
Убранство Храма
Воссозданный Храм Христа Спасителя является копией прежнего храма XIX века. В плане это четырёхстолпный крестово-купольный храм. Стены храма украшены ажурными аркадами полуколонн и завершаются заострёнными арками-«кокошниками». Главный придел храма посвящён Рождеству Христову, два боковых придела верхнего храма — Николаю Чудотворцу и Александру Невского; нижний храм освящён в честь Преображения Господня с приделами Алексия, человека Божьего и Тихвинской иконы Богородицы. В стилобатной (цокольной) части находятся патриарший музей церковного искусства, зал церковных соборов, технические и хозяйственные помещения храма.
На стенах храма установлены горельефы, повторяющие оригинальные скульптуры. Персонажи скульптур — святые, в дни памяти которых русская армия одерживала победы над армией Наполеона в войну 1812 года. На углах храма изображены легендарные эпизоды русской военной истории. На правом углу храма преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву (1380 год) и даёт ему двух иноков, Пересвета и Ослябю. На левом углу храма преподобный Дионисий, архимандрит Троице-Сергиевой лавры, благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от поляков (1612 год). Скульптуры отлиты из бронзы.
В храм ведут 12 бронзовых ворот, по три на каждой стороне храма. На воротах изображены святые небесные заступники и покровители русской земли; в арке средних ворот, в центре на престоле восседает Христос Спаситель, слева от него — апостол Пётр, справа — апостол Павел.
Внутри храм украшен мраморными досками с описанием сражений Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии 1813-1815 гг.
Ключевое украшение храма — иконы и росписи. На своде главного купола изображен Господь Саваоф в облике старца, на коленях у которого сидит Сын Божий с хартией в руках. На хартии написано «логос» (греч. — «слово»), на груди у старца сидит голубь — образ Святого Духа. В малых куполах изображены Господь Вседержитель, Иисус Христос в обликах младенца и Спаса Вседержителя, и Святой Дух в виде голубя. В парусах (основаниях главного купола) изображены три важнейшие эпизода в земной жизни Христа: Преображение, Воскресение и Вознесение; на четвертом парусе показано сошествие Святого Духа на апостолов.
Иконостас храма необычен: он выполнен в виде восьмигранной часовни из белого мрамора с инкрустацией из драгоценных камней; часовню венчает шатровая глава с крестом. На нижнем ярусе помещены две иконы: Господа Вседержителя и Пресвятой Богородицы.
Во втором ярусе справа от царских ворот находятся иконы Господних праздников, слева — Богородичных праздников. Иконы третьего яруса показывают новозаветную церковь с иконами Христа, Богородицы и апостолов; на иконах четвертого яруса изображены праотцы и пророки ветхозаветной церкви. В алтаре сохранилось 6 полотен работы художника В.П. Верещагина.
На четырёх колокольнях храма — 14 больших и малых колоколов. Главный колокол весит 27 тонн и звучит только 4 раза в году. Пол храма набран драгоценными породами мрамора, яшмы и порфира из Италии, Франции, Греции, России.
Православные святыни храма
Поскольку Храм Христа Спасителя — кафедральный собор Русской Православной церкви, здесь собраны очень ценные святыни: частица ризы Иисуса Христа, частица ризы Богородицы, частица мощей апостола Андрея; гвоздь Креста Господня; чудотворные образы Владимирской и Смоленской икон Божией Матери; частицы мощей святого князя Александра Невского, московских митрополитов Петра и Ионы. Уникальная святыня Храма — трон патриарха Тихона, хранящийся также в алтаре. Именно в этом храме в ноябре 1917 года Тихон был избран патриархом.
В Храме также выставляют мощи, на время привезённые в Москву: так было осенью 2011 года, когда в храме был выставлен для поклонения верующих пояс Богородицы, зимой 2014 года, когда в храме были выставлены святые Дары волхвов и летом 2017 года — мощи Николая Чудотворца.
Деятельность храма
Храм Христа Спасителя — постоянно действующая православная церковь. Каждый день в ней проходят службы: по будням — в нижнем Преображенском храме, а по праздникам и воскресеньям — в верхнем Храме Христа Спасителя. В дни великих праздников — Рождества Христова и Пасхи Христовой — службу ведёт Патриарх Московский и всея Руси. Расписание богослужений можно узнать на сайте храма. Обычно исповедь начинается в 8 часов утра, после неё идёт литургия. Вечерние богослужения обычно начинаются в 17 часов.
В храме работает экскурсионное бюро, оно находится со стороны улицы Волхонка. Там можно заказать экскурсии по храму и на его смотровую площадку, откуда, с высоты 40 метров, открывается восхитительный вид на Кремль, Волхонку, Замоскворечье.
Музей церковного искусства в храме
В цокольной части храма расположен патриарший музей церковного искусства. В нём две постоянные экспозиции: история Храма Христа Спасителя и история церковного искусства. На первой можно увидеть фрагменты мемориальных плит из разрушенного храма, изображения нереализованных проектов храма (работы А. Витберга, Д. Кварнеги, А. Воронихина), закладную доску Храма 1839 года, небольшой колокол старого храма, несколько оригинальных икон старого храма, старинные фотографии. На второй экспозиции, которая значительно больше первой, можно познакомиться с историей пятнадцати веков церковного искусства: от погребального египетского фаюмского портрета и сирийской мозаики V-VI вв. до русских икон начала XX века. В музее собрана очень богатая коллекция икон Крита, Греции, Византии; прекрасно показана русская религиозная иконопись (Новгородская, Тверская, Владимирская школы; иконы царских живописцев Оружейной палаты, иконы XVIII- нач. XX вв.); необычная икона Богоматери Палестинской с Младенцем, написанная мастером Сиенской школы
в XIV веке. Заканчивается экспозиция триптихом работы Виктора Васнецова (1899 год), написанным для Всемирной выставки в Париже.
Этот музей открыт совсем недавно, в ноябре 2015 года. В отличие от соседних Пушкинского музея и Третьяковской галереи, здесь очень мало людей: видимо, москвичи и гости столицы ещё не успели понять, насколько богатый и интересный музей находится под Храмом Христа Спасителя.
Окрестности Храма Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя находится в самом сердце Москвы, в нескольких сотнях метров от Кремля, на красивом берегу Москвы-реки. Отсюда, перейдя реку по пешеходному Патриаршему мосту, можно выйти в Замоскворечье, посмотреть изумительные палаты Аверкия Кириллова и церковь Николы на Берсеневской набережной. С Патриаршего моста открывается замечательный вид на Кремль и кремлёвские соборы, Большой Каменный мост и Дом на набережной. Сойдя с моста, можно отдохнуть в Парке искусств «Музеон». А если силы ещё не покинули Вас, то можно направиться в Третьяковскую галерею — в Лаврушинский переулок, где перед Вами предстанут старые русские мастера, или в здание на Крымском валу, где Вы познакомитесь с русским искусством XX века.
Можно погулять по историческим районам улиц Волхонки, Остоженки и Пречистенки, посетить музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, где собрана крупнейшая коллекция европейского и мирового искусства — от скульптуры древнего Кипра до картин французских импрессионистов (Ренуар, Моне, Дега). Неподалёку от храма, в Малом Знаменском переулке находится международный центр-музей Н.К. Рериха — известнейшего русского художника, мыслителя и путешественника.
История создания храма
История Храма Христа Спасителя началась в 1812 году, когда, после изгнания войск Наполеона из России, император Александр I распорядился построить в Москве храм-памятник во имя Христа. Вскоре был объявлен конкурс проектов, в котором победил Александр Витберг. Архитектор выбрал местом нового храма Воробьевы горы — живописные холмы к югу от Кремля, с которых виден весь город. В его проекте легко угадывается влияние двух великих римских храмов, на которые ориентировался Витберг: Пантеона (тема ротонды) и собора Святого Петра (тема полукруглых галерей, окружающих храм). Замысел Витберга впечатляет: парадная лестница, длиной 106 метров, высота наземной части храма — 170 метров (почти в два раза выше колокольни Ивана Великого в Кремле) и полукруглые галереи, каждая длиной по 640 метров.
12 октября 1817 года, ровно через пять лет после того, как войска Наполеона оставили Москву, совершилась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Замыслам Витберга было не суждено воплотиться: сначала работы затянулись из-за необходимости укрепления грунтов на Воробьевых горах, на этапе фундамента был исчерпан бюджет, и Витберг был отстранен от дел и обвинен в растрате.
В 1829 году начался второй конкурс проектов Храма Христа Спасителя, в котором победил Константин Тон. Он перенёс храм с Воробьёвых гор на Волхонку; ради этого был разобран Алексеевский монастырь. По легенде, настоятельница Алексеевского монастыря отказалась покинуть обитель и приковала себя цепями к дубу; её насильно сняли и тогда она прокляла храм, который будет построен на месте монастыря. Тем не менее, 11 сентября 1839 года храм был заложен, на церемонии также присутствовала императорская семья. Тон спроектировал свой храм по образцу древнерусских четырёхстолпных пятикупольных церквей, добавив килевидные закомары и пояс арочек, взятые от Благовещенского и Успенского соборов московского Кремля. Строительство храма завершилось в 1858 году; после этого началась долгая и кропотливая работа по убранству храма. К 1863 году храм был украшен снаружи скульптурными горельефами с изображением святых, над которыми работали скульпторы А.В. Логановский и П.К. Клодт. Над росписями и надписями работа шла почти 20 лет; в ней приняли участие знаменитые русские художники: Г.И.Семирадский, В.П. Верещагин, И.Н. Крамской, В.И. Суриков. Собор предполагали освятить в 1881 году, однако радостному событию помешало убийство террористами императора Александра II. Поэтому собор был освящён в дни коронации Александра III — 26 мая 1883 года. Гениальный русский композитор П.И. Чайковский написал к торжеству освящения Храма увертюру «1812 год». В церемонии освящения участвовали ветераны Отечественной войны 1812 года.
Новый храм очень скоро стал одним из главных символом Москвы; его любили изображать на открытках с видами города, сюда приходили не только верующие, но и туристы, для которых устраивали экскурсии по храму. Интересно, что в 1918-1922 гг. дирижером хора Храма Христа Спасителя был Александр Васильевич Александров — автор музыки гимна Советского Союза и современного гимна России.
Источник