Храм Солнца на Бештау
Храм Солнца — скальное образование, расположенное где-то между Большим Тау и Козьими скалами горы Бештау. Выйти на него можно также по тропе Кавказского горного общества. Вокруг этого места ходит множество разных толков. Лично я слышал как минимум два названия скалы — храм Солнца и храм Воздуха. Какое из них верное — не знаю. Надеюсь, бештаулюбы подскажут.
Заинтересовавшись названием этого кусочка нашего края, полез я в интернет и нашел любопытное мнение. Говорят, что Храм Солнца это развалины когда-то действовавшего скифского храма солнцепоклонников, а каменные блоки на такую высоту каким-то непостижимым образом затаскивали. Еще говорят что в этом месте можно ощутить сильную энергетику. Надо сказать, об этом я догадывался еще когда не прочитал ничего о храме, а лишь однажды там побывал. Место, вне всякого сомнения, очень хорошее и располагающее к продолжительному созерцанию окрестностей, хотя подтверждения или опровержения информации о храме я не нашел. На мой взлгяд, гладкие выемки в скалах (в панораме не видны) мало чем отличаются от аналогичных на Орлиных скалах, и напоминают прежде всего о «водном» прошлом. Буду благодарен всем, кто может поведать интересную информацию о храме.
Панорама на храме Солнца, Бештау
Привожу цитату некоего Евграфа Савельева:
На восточной стороне, там, где оканчивается одно из ребер пирамиды, падает вниз отвесный обрыв, высотой около 30 сажень. У самого края обрыва, в расстоянии не более аршина, стоит высокий, до 4-х аршин, камень овально-конической формы, гладко обделанный и представляющий вид как бы колпака или скифской шапки. Камень этот стоит на трех устоях — углах, два по бокам и третий, более широкий, на запад. В этом последнем высверлено правильное, круглое, близко от земли, отверстие, в которое свободно может пролезть человек. Проникнув чрез это отверстие в средину камня, вы попадаете в храм солнцепоклонников. Над вами купол с правильными полукругло-выгнутыми квадратными изгибами, высотой до трех аршин. Впереди стена открыта; тут купол оканчивается, имея вид мыса, или козырька. Стоя в храме, вы видите обширную, уходящую вдаль, на восток равнину, из-за края которой восходит солнце.
Камень — обыкновенный жерновой, очень крепкий песчаник, весом в несколько тысяч пудов.
Подножие храма, обрыв и соседние скалы, а также местами обнажившаяся вершина горы не обнаруживают присутствия наслоения жернового песчаника, а состоят из дикого плитняка, каким обыкновенно у нас мостят улицы. Правда, у западной подошвы Бештау наслоения песчаника имеются, но кто и какими приспособлениями втащил на такую кручу и высоту в несколько тысяч пудов камень и поставил его у самого обрыва и именно там, откуда хорошо виден восход солнца? Об обделке камня в храме я уже не говорю, так как этот труд могли выполнить целые поколения.
Известно, что в древние времена Кавказ и вообще юг современной России подвергался влиянию ассиро-вавилонской культуры, где чтили бога солнца под именем Бела (Ваала), а в самом Вавилоне особенно пользовался почетом бог Мардук и Мардух. Вавилонский храм Эсашла был посвящен ему. Жрецы придавали Мардуку наивысшие божественные свойства и представляли его богом войны или смерти*). Символом его было кольцо (солнце), внутри которого он стоял на двух быках, держа в руке натянутый лук. Это тот же египетский Амун-Ра, почитавшийся под видом быка. В вавилонской мифологии бык был символом бога Мардука, т. е. бога восходящего солнца. Вычисления показывают, что 2500 лет до Р. X. солнце в начале весны, т. е. во время весеннего равноденствия, находилось в созвездии тельца, вот почему бык и был священным животным этого бога.
Персы, покорив Вавилон, сделались поклонниками этого бога; так, например, Кир или Кураш, возвещая мир всему Вавилону, в своем манифесте говорит: „Мардук искал во всех странах правосудного государя по своему сердцу, дабы взять его за руку. Кураша, царя Асана, позвал он по имени. Он с радостью видел его благодатныя дела и повелел ему идти в свой город Вавилон и шел с ним рядом, как друг и товарищ”. Вот проповедники этого-то религиозного культа и занесли поклонение богу Мардуку на северную сторону Кавказа и высекли из цельного камня храм ему на восточном склоне горы Бештау, втащив туда загадочными приспособлениями, каких в настоящее время не имеем и мы, гигантскую глыбу песчаника.
Панорама сфотографирована 7 октября 2011 года (смотрите фотографии этого дня). От Храма Солнца можно пройти к козьим скалам, попасть на Большой Тау или свернуть к тропе Кавказского горного общества и спуститься в Пятигорск кратчайшим путем.
Ну и, само собой, мое презрение людям, которые разрисовали все скалы краской.
Источник
Гора Бештау в Пятигорске
Гора Бештау – самая высокая из 17 гор вокруг Пятигорска. Сама Бештау также состоит из пяти вершин, самая высокая из которых, большая Бештау – 1400 метров. Подъем на гору – один из самых популярных однодневных пеших маршрутов для туристов и отдыхающих, предпочитающих активный отдых в Пятигорске и на других курортах КМВ.
Немного про гору
Бештау – это гора-лакколит, т.е. не состоявшийся вулкан. На тюркском Беш-Тау обозначает «пять гор», отсюда Пятигорск и получил свое название. В середине прошлого века в ее недрах добывались урановые руды, для чего было пробито свыше 40 штолен. По окончании добычи штольни забетонированы, превышения радиации нет.
Вокруг горы проложена кольцевая дорога частично у основания, частично на склонах. Часть кольца из Пятигорска до Успенского храма – нормальная асфальтированная дорога, остальное – грунтовка. Сейчас на вершине находится площадка с телекоммуникационным оборудованием огороженная забором и под наблюдением видеокамер.
Панорама с вершины Бештау
Что посмотреть на Бештау
При походе на Бештау можно также посетить Монастырское озеро, Успенский храм, Храм Солнца:
- Успенский храм или Успенский второафонский бештаугорский мужской монастырь. Это действующий мужской монастырь. Находится немного в стороне от самой популярной и легкой тропы на подъем, но до самых ворот ведет асфальтовая дорога, часть кольцевой вокруг горы (храм на карте ).
- Монастырское озеро. Небольшое красивое озеро с кувшинками. Здесь можно искупаться, но вход в воду неудобный, поэтому чаще здесь просто устраивают пикники (озеро на карте ).
- Храм солнца. Считается, что это руины древнего скифского храма и место силы, но есть мнение, что это просто естественное природное образование. Чему верить, каждому решать самому, но то что место стоит посетить – однозначно. Здесь на небольшой площадке располагается большой конический камень с полым основанием, под него можно залезть. Посетить храм солнца можно по пути на вершину со стороны Пятигорска (храм на карте ).
Монастырское озеро
Монастырь
Храм солнца
Храм солнца
Как посетить, подняться на Бештау
На вершину Бештау проложено множество троп, но это не официальные туристические маршруты с метками. Никаких разрешений на прохождение маршрута не нужно, можно просто идти в любое время. В то же время формально это памятник природы, и разжигать костры, устраивать лагеря, ломать деревья и по иному портить природу здесь нельзя. Но на практике туристы устраивают на склонах и маршрутах ночевки без всяких последствий.
Для подъема не нужно альпинистских навыков, он под силу даже детям и пожилым людям в хорошей физической форме, главное – выбрать правильный маршрут, поскольку они отличаются по сложности. С собой нужно брать воду из расчета не менее полутора литров на человека, что-нибудь перекусить, хорошую походную обувь, головной убор, и желательно треккинговые палки. Не стоит летом идти сюда в шортах и майках, поскольку на некоторых тропах много крапивы и колючек. Поход лучше всего начинать рано утром, чтобы успеть вернуться до наступления темноты.
А теперь непосредственно о маршрутах:
На гору поднимаются из Пятигорска, Железноводска и Лермонтова, хотя не составит труда приехать с любого другого курорта КМВ до точек старта, и подняться в течение дня. Все тропы начинаются с кольцевой дороги вокруг горы, и хорошо различимы, несмотря на отсутствие меток. Некоторые маршруты расходятся и сходятся, пересекаются. Для навигации лучше использовать навигатор или смартфон с приложениями Maps.me, OSM и др. народные карты, на которых отмечены все тропы. Использовать яндекс или гугл карты смысла нет, в них нет троп. По легким маршрутам в летний сезон всегда ходят туристы, поэтому даже если потеряете направление, можно будет уточнить.
Маршрут из Железноводска
Из Железноводска ведет самый простой и пологий маршрут, хотя достаточно протяженный. Пройти в одну сторону придется 4,5 километра, и более 700 метров по высоте. Путь начинается от ж/д станции Железноводска (начало маршрута на карте ), и сначала идет грунтовая дорогая, которая потом переходит в тропу, и выведет вас к самой вершине. К сожалению, на этом пути вы не сможете посетить Успенский храм и Храм Солнца, но теоретически можно спуститься по другой тропе в Пятигорск и посмотреть их.
Маршрут из Пятигорска и других курортов
С других курортов КМВ и Пятигорска до начала маршрутов лучше всего доехать до кольцевой дороги вокруг горы (Бештаугорского кольца) на личном транспорте, и оставить машину, например, у Успенского храма или просто на обочине. Места здесь тихие, машины оставляют без проблем и последствий. Асфальтовая дорогая ведет до самого храма, проезд на нее ведет с Бештаугорского шоссе, где нужно свернуть на ул. Каскадная, которая приведет вас до Бештаугорского кольца и храма.
Также до кольцевой дороги можно добраться из центра Пятигорска и других городов пешком. Для этого нужно сначала доехать до ж/д станции Лермонтовский на электричке, а из курортного района Пятигорска можно сесть на трамваи №№ 2,4,6 до конечной остановки «Белая ромашка». Когда доберетесь до ж/д станции Лермонтовский, нужно слева от нее через проход между зданиями пройти к ж/д путям, пересечь их, и дальше прямо 4 километра до кольцевой дороги.
На самой кольцевой с этой стороны горы есть несколько троп на вершину. Самая простая и удобная для подъема-спуска начинается здесь (начало маршрута на карте ). Это более менее пологий путь, называется классическим маршрутом, причем можно попутно посетить и Храм Солнца. Также его можно пройти разными способами: в одну сторону по одной тропе, а обратно по другой.
Еще две тропы начинаются недалеко от Успенского храма (начало маршрута на карте , начало маршрута на карте ), и непосредственно из храма. Но это очень крутые подъемы с сыпучими камнями, мы бы не рекомендовали их в первый раз, а также с детьми и пожилым людям.
Маршрут из Лермонтов
Из поселка Лермонтов ведет в меру крутая тропа, по которой легко подниматься, но тяжело спускаться. Поэтому как вариант, можно пройти из Лермонтова вверх, а спуститься по легкой дороге в Пятигорск (см. выше). Вход на маршрут из Лермонтово находится на улице Горная (начало маршрута на карте ).
- ❤ Присоединиться к нам в VK, Facebook, ОК, Telegram и Viber
- 🌴 Найти и забронировать туры онлайн на Onlinetours.ru или Travelata.ru
- ✈ Купить авиабилеты на проверенном поисковике — Aviasales.ru
- 🛌 Забронировать отель на Agoda.com или Booking.com
- ☂ Оформить страховку, чтобы быть в безопасности, на Sravni.ru или Cherehapa.ru
- 🚗 Арендовать машину на Rentalcars.com или Autoeurope.ru
- 🚖 Заказать трансфер из аэропорта до места отдыха на Kiwitaxi.ru
- 📷 Посмотреть экскурсии онлайн на tripster.ru
ГОРОД/НАПРАВЛЕНИЕ | ДАТА ВЫЛЕТА | ДАТА ВОЗВРАЩЕНИЯ | НАЙТИ БИЛЕТ |
Мск.-Адлер | 2021-10-30 | 2021-11-23 | НАЙТИ ОТ 3 917 ₽ |
Мск.-Казань | 2021-09-29 | 2021-10-13 | НАЙТИ ОТ 3 358 ₽ |
Мск.-Екб | 2021-06-18 | 2021-06-23 | НАЙТИ ОТ 3 954 ₽ |
Мск.-Вл-к | 2021-10-01 | 2021-10-07 | НАЙТИ ОТ 20 833 ₽ |
Мск.-Н.Новгород | 2021-06-27 | 2021-06-28 | НАЙТИ ОТ 3 168 ₽ |
Мск.-Симферополь | 2021-10-14 | 2021-10-18 | НАЙТИ ОТ 5 479 ₽ |
Сайт NashaPlaneta.net использует файлы «cookie». «Cookie» представляют собой небольшие файлы на вашем устройстве, хранящие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если, прочитав это сообщение, вы остаетесь на нашем сайте, это означает, что вы соглашаетесь с нашим использованием «cookie». Подробнее.
Отслеживайте низкие цены и наши новости в группах VK, Facebook, ОК, и в канале Telegram
Источник
Time Free Me
Начало изучения Пятигории было положено в конце восемнадцатого века. Перед революцией 1917 года, была проведена попытка комплексного обследования этого уникального массива. Как результат этой работы, в частности, появилась весьма любопытная статья Евграфа Савельева, историка из Ростова-на-Дону, выдержку из которой я привожу ниже.
Текст: Алексей Евтушенко.
«У самого края обрыва, в расстоянии не более аршина, стоит высокий, до 4-х аршин, камень овально-конической формы, гладко обделанный и представляющий вид как бы колпака или скифской шапки. Камень этот стоит на трех устоях — углах, два по бокам и третий, более широкий, на запад. В этом последнем высверлено правильное, круглое, близко от земли, отверстие, в которое свободно может пролезть человек. Проникнув чрез это отверстие в средину камня, вы попадаете в храм солнцепоклонников. Над вами купол с правильными полукругло-выгнутыми квадратными изгибами, высотой до трех аршин. Впереди стена открыта; тут купол оканчивается, имея вид мыса, или козырька. Стоя в храме, вы видите обширную, уходящую вдаль, на восток равнину, из-за края которой восходит солнце.
…Правда, у западной подошвы Бештау наслоения песчаника имеются, но кто и какими приспособлениями втащил на такую кручу и высоту в несколько тысяч пудов камень и поставил его у самого обрыва и именно там, откуда хорошо виден восход солнца? Об обделке камня в храме я уже не говорю, так как этот труд могли выполнить целые поколения».
Судя по этому описанию, строителям «Храма» пришлось затащить огромную каменную глыбу на вершину, а затем спустить её по северо-восточному гребню на ту площадку, где он находится сейчас (неясно только для чего, с вершины то обзор лучше…).
ПОИСКИ ВОСЬМОГО ЧУДА СВЕТА
Если поверить Савельеву, то этот объект мог бы претендовать на звание «Восьмого Чуда Света»! Во-первых: порода, из которой изготовлен камень,- если её ближайшие выходы находятся, согласно автору, на столь серьёзном удалении по высоте и расстоянию, то доставка такой глыбы не простая задача и для XXI века. Во-вторых: монолит установлен на трёх точках опоры «на трех устоях», что сразу позволяет отнести этот объект во времена очень глубокой древности. В мире известно немало мегалитических сооружений, где гигантские каменные блоки установлены на трёх точках опоры.
Единственное, что настораживало в описании Савельева, это фраза: «Стоя в храме, вы видите обширную, уходящую вдаль, на восток равнину, из-за края которой восходит солнце». Дело в том, что «Храм Солнца» мог использоваться только как пригоризонтная обсерватория, для наблюдений из которой, сектор, в коем происходят основные астрономические события, должен иметь выраженный рельеф, а не равнину «гладкую как стол».
Описания «Храма», выполненные другими авторами, были известны, а в начале семидесятых годов я осмотрел это место, но, признаться, ничто тогда меня там не заинтересовало.
В первом десятилетии XXI века сюда устремились многие люди, желающие прикоснуться к тайне и загадке тысячелетий. В то же время, ясного и однозначного ответа на вопрос, был ли на этом месте Храм солнцепоклонников, не было. То ли никому это не было нужно, то ли никто не решался высказать однозначное суждение.
Досадуя на самого себя и собственную невнимательность, поскольку, в отличие от Савельева, упустил столько важных деталей, я начал готовить небольшую экспедицию, поскольку приближалось одно из главных астрономических событий года – Летнее Солнцестояние. С собою решил взять только одного проверенного помощника, Владимира Сапрунова, привлекать кого-либо из геодезистов или геологов, работавших с нами в экспедиции «Кавказский Аркаим», посчитал преждевременным.
К выходу подготовил комплект простейшего геодезического оборудования, GPS-навигатор, фотооборудование, снаряжение для страховки — вес набрался изрядный…
Заполночь, проехав спящий город Лермонтов, оставили машину у домика лесника и, взвалив груз на плечи, начали подъём к вершине. Перед самой седловиной, тропа выныривает из леса и выводит на обширную луговину, покрывающую саму седловину и склоны гигантской трёхгранной пирамиды Главной вершины.
На седловине необходимость в фонарях отпала, сияние звёздного неба было настолько ярким, что высвечивало все, даже мельчайшие детали рельефа.
В середине подъёма к вершине полностью открылся северо-восточный гребень Пятигории, нижняя часть которого обрывалась вниз скальным отвесом. Именно на плоской вершине этого бастиона, который с начала ХХ века называют «Скалою Лейцингера», находилась цель нашего рекогносцировочного выхода, но нам ещё предстояло подняться на вершину, а затем уже спуститься к «Храму».
Уже в начале верхней части подъёма погода, бывшая до этого идеальной, начала изменяться. Вдоль огромного сектора горизонта, с севера до юго-востока, протянулась тонкая, тёмно-синяя полоска облаков, вскоре начавшая набухать, опускаясь вниз к земле и расширяясь вверх, занимая чистую полосу небосклона. Стало ясно – солнце взойдёт «из облака», точку восхода засечь не удастся…
Наконец, миновав вершину и спустившись по гребню, я остановился среди небольших скальных выходов. Впереди, метрах в ста от меня, значительно ниже, на пологой площадке венчающей «Скалу Лейцингера» лежала небольшая куполообразная глыба именуемая «Храмом». У меня подкосились ноги и я, вместе с рюкзаком, плюхнулся на выступ скалы. Всё очарование от описания Савельева вмиг испарилось!
Не нужно быть специалистом в области минералогии и петрографии, для того, что бы даже с такого расстояния, даже при неярком предрассветном освещении, разглядеть, что эта небольшая куполообразная скала, именуемая «Храмом», состоит из бештаунита. Внешне она была неотличима от разбросанных рядом глыб, её поверхность покрывал точно такой же солнечный загар, приобретённый за миллионы лет. Следовательно, ключевой аргумент Савельева о минералогической чужеродности скального блока, из которого «изготовлен» Храм – несостоятелен.
«Камень – обыкновенный жерновой, очень крепкий песчаник, весом в несколько тысяч пудов.
Подножие храма, обрыв и соседние скалы, а также местами обнажившаяся вершина горы не обнаруживают присутствия наслоения жернового песчаника, а состоят из дикого плитняка, каким обыкновенно у нас мостят улицы».
Однако нужно было возвращаться к жизни, тем более что Сапрунов, который давно уже вышел на площадку с «Храмом» и расставил все необходимые приборы, с недоумением поглядывал на меня снизу. Поднявшись, я побрёл вниз, к площадке на вершине скалы Лейцингера.
Небольшое «окно» в огромном облачном «одеяле», висевшем над горизонтом, стремительно наливалось тускло-багровым светом. Володя уже прильнул к прибору, выцеливая азимут точки восхода, и тут в «окне» показалась верхняя кромка солнечного диска, всплывающего из облака. Не прошло и пары минут, как Светило, пройдя через «окошко», поплыло вверх, пробивать верхний, более тонкий слой облаков. Наконец, солнце выплыло над верхним слоем облаков и сразу цвета стали сочными, а небо приобрело насыщенный голубой оттенок…
Из описания Е. Савельева не подтвердилось ничего. Стало ясно, что кусочек скалы, именуемой «Храмом Солнца», ставший последнее время объектом паломничества, является естественным геологическим образованием и лежит на этом месте с момента сотворения природой массива Бештау-Пятигории.
Итак, краткие результаты нашего разведывательного выхода:
• обломок скалы называемый «Храмом» минералогически не отличается от окружающих его скальных обломков и выходящих на поверхность магматических пород. По геологической классификации это трахилипарит (бештаунит) — вязкая лава, выдавленная на поверхность и застывшая на воздухе;
• площадка для скального блока не подготавливалась, что лишний раз подтверждает — специальной установки камня не производилось, а нижняя часть кромки скального обломка находит опоры в точках, обусловленных местным микрорельефом;
• следов обработки скалы человеком — не обнаружено;
• связи «Храма» с основными астрономическими событиями — не выявлено.
Единственное, что осталось не объяснённым, «…высверлено правильное, круглое, близко от земли, отверстие, в которое свободно может пролезть человек», пролезть то он может, но зачем? Для того, что бы оказаться под крохотным навесом образованным этой глыбой? Но достаточно обойти камень справа или слева – это не более 3 метров, чтобы оказаться там же. Использовать отверстие, расположенное на уровне земли в качестве визира неудобно, да и невозможно, так как ось отверстия направлена в сторону от точек восхода солнца.
Итак, откуда взялось отверстие? Часть наших вулканических гор имеет на поверхности выходы лавы, которая выдавливалась сквозь трещины в горных породах довольно охлаждённой и весьма вязкой. В северной и северо-восточной части Бештау на поверхность выдавливало магму, насыщенную газами. Несомненно, от этого она становилась более лёгкой и пластичной. Пожалуй, наиболее ярким примером является огромный скальный останец, местное название которого «Хлебная горка». Он стоит у северного подножия Малой Пятигории, над кольцевой дорогой и развалинами АО «Трахит» (более известное название – «Бельгийская концессия») и действительно напоминает гигантскую краюху ржаного хлеба. Его поверхность покрыта сферическими углублениями различного размера и заглублённости – это и есть следы газовых пузырей, густо насыщавших магму.
Очевидно, обломок камня, называемый «Храмом солнца», некогда был частью навершия скального выхода, венчавшего «Скалу Лейцингера». К сожалению, за миллионы лет, прошедших со времён образования «Скалистого архипелага» (так образно назвал наши горы в конце XIX века геолог, академик В.Г. Абих), произошло немало катаклизмов и нам уже не дано увидеть эти вулканические горы в их первозданной красоте.
Как видно на снимке, (снимать приходилось вплотную, широкоугольным объективом, а отступить назад невозможно, поскольку под пятками — обрыв метров 70), вся внутренняя поверхность «Храма» покрыта отпечатками газовых пузырей, внешняя стенка одного из которых, расположенного в нижней части, со временем разрушилась, образовав сферическое отверстие. Вот такая разгадка сложного, казалось бы, вопроса о том, откуда взялось «входное» отверстие.
Поднимаясь от «Храма» назад, к вершине, я оглянулся и подумал: «И всё же невероятно жаль, что романтическая фантазия Савельева не подтвердились…».
Источник