Меню

Храм солнца инков куско

Кориканча — храм Солнца в Перу

Кориканча, это главный Храм Солнца Империи. Внутрь него заходили только представителя самой высшей знати и в первую очередь действующий правитель. Представители знати «попроще» принимали участие в культовых мероприятиях на прилегающей площади, где был установлен отдельный алтарь. И площадь и алтарь сохранились как часть внутреннего двора собора Санто-Доминго.

Что-же касается убранства внутренней части, для Сапа-Инки, то о степени роскоши можно лишь догадываться. Доподлинно известно, что там были размещены огромные изображения Солнца и Луны, из золота и серебра соответственно. Когда испанцы делили награбленное, то огромный золотой солнечный диск по жребию достался некоему Мансио Серро де Легисано, который благополучно проиграл его в карты в течении следующей же ночи. Отсюда пошла испанская поговорка «Проиграть солнце до рассвета». Этот случай лишний раз иллюстрирует культурный уровень «победителей».

Во времена расцвета Империи в этом саду «паслись» золотые ламы в натуральную величину. Росла золотая кукуруза, на лепестках которой сидели золотые бабочки. Были островки золотой травы в которой жили небольшие золотые зверьки. К великому сожалению, бОльшая часть этого золотого сада ушла на попытку выкупа у испанцев Инки Атуальпы.

Но остатки золотого сада, это еще не самое удивительное, что увидели испанцы войдя в Куско. Дело в том, что стены Кориканчи (те самые полукруглые ровные плиты) были покрыты огромными золотыми пластинами. И как потом оказалось, что подобное «золочение» стен применялось не только в Кориканче, но и на всех остальных значимых культовых сооружениях Империи Инков. Естественно, испанцы при виде ТАКОГО, буквально сходили с ума.

Пластина эта находится в Музее золота г. Лимы. Музей этот прекрасен во всех отношениях, кроме одного «но», в нем запрещена любая фото\видео съемка. Если экскурсионная группа небольшая, то схитрить и обмануть охрану практически невозможно.

Основную часть коллекции (коллекция частная) составляют находки из захоронений культур Ламбайеке, Паракас, Чавин, Чиму, Мочика и Наска. Считается, что эти культуры гораздо древнее инков, а их потомки «влились» в Тауантинсуйу со своими знаниями и умениями.

Сейчас он стал символом Перу и широко распространен в сувенирной продукции. В литературе я не встретил информации о каких-то выдающихся достижениях древних медиков региона, за исключением того, что они умели производить трепанацию черепа, и пациент как ни странно мог выжить. Это установлено археологами доподлинно, т.к. это можно определить по характеру прироста костной ткани после хирургического вмешательства. Останки нескольких таких пациентов представлены в музее:

Предполагается, что необходимость такого «лечения» обусловлена оружием, которое использовалось как инками, так и их предшественниками. Основным видом вооружения была праща из верёвки средней длины, в которую посредине помещалась каменная пуля, запускаемая с помощью раскручивания круговыми движениями. Помимо этого естественно применялись копья, луки и прообразы метательных катапульт. Также применялся «макан», на котором я остановлюсь подробнее. Это такой почти «томагавк» с деревянной ручкой, только топорище было уж очень странной формы да еще и из благородного металла.

Достаточно необычная форма, но нигде нет упоминания, что эти маканы представляют из себя загадку! Почти в самом центре экспозиции этого музея находится внушительная витрина с этими «наконечниками». Первое впечатление «разобранный часовой механизм из золота»! Там были маканы настолько причудливой формы, что казались невозможным предположение, что все это использовалось лишь для того чтобы проломить череп противнику. А самое интересное, что рядом была другая витрина с каменными наконечниками, которые представляли из себя булыжники с отверстиями по центру. Что называется, почувствуйте разницу.

Читайте также:  Клод моне впечатление восходящее солнце стиль

Музей Золота в Лиме стоит посетить обязательно, потому, что подлинных древних золотых изделий осталось увы не много. Все, что попало в руки первых конкистадоров-испанцев (в т.ч. детали Золотого сада, Золотое Солнце, Серебряная Луна) все было переплавлено в слитки. Увы.

Внутри Храма Солнца, различные культовые сооружения сооружения. Прекрасно обработанный гранит.

Расположение помещений строго просчитано. Есть гипотеза (небезосновательная) о том, что существует тайный подземный ход из Кориканчи в Саксайуаман. Инка Гарсиласо де ла Вега упоминает о нем, что в детстве они с товарищами пытались пройти со стороны Саксайуамана но не смогли, т.к. запутались в лабиринте. А современным туристам рассказывают другую байку, за достоверность которой я не отвечаю. Уже после постройки собора Санто-Доминго, монахи однажды услышали стоны прямо из «под ног». Они разобрали пол и обнаружили полумертвого человека с золотым початком кукурузы в руках. Он умер у них на руках не приходя в сознание.

Кладка помещений Кориканчи не полигональная, тем не менее она выдержала все прошедшие землетрясения.

Предполагается, что прочность «неполигональной» кладки обусловлена системой внутреннего крепежа между блоками.

А вот широко известный в узких кругах фрагмент стены, который иллюстрирует легкость с которой строители обработали гранит. Может это маленький «замОк», может еще что-то. Размер его примерно с ноготь указательного пальца.

В Кориканче был свой водопровод. Есть подлинные записи служителей собора Санто-Доминго, которые жаловались на то, что этот водопровод сломался и нет возможности его починить, т.к. никто из индейцев не знает о местонахождении источника воды.

Что, интересно, в Кориканче повсюду следы сверления гранита. Однако сверел никто не находил. Инка Гарсиласо де ла Вега в своих хрониках пишет однозначно о том, что инки «не знали ни сверла ни пилы».

Это две ниши весьма внушительных размеров, выполненные из гранитных блоков. При этом они имеют очень странную форму, которая пока не нашла никакого логического объяснения. Нужно учесть, что создание этих артефактов требовало больших трудозатрат. Для чего это было сделано? Кем и когда это было сделано?

Источник

Кориканча: «Храм Великолепия за Гранью Веры»

Кориканча (кечуа Qorikancha — «Золотой храм») — храмовый комплекс, изначально построенный в доинкские времена; его руины расположены в центре города Куско (исп. Cusco), Перу. Сакральные сооружения активно использовались Инками. Главный Храм был важнейшим святилищем древней Империи. Он посвящался высшему божеству Инков (богу солнца Инти) и назывался «Intikancha» (букв. с кечуа «Храм Солнца»). В ту эпоху внутренний интерьер сакрального сооружения был отделан золотыми пластинами, а двор комплекса украшали золотые статуи. Когда испанцы пленили Атауальпу (исп. Atahualpa Yupanqui; 1497-1533) и последний верховный Инка предложил за себя баснословный выкуп золотом и серебром, большая часть золота была доставлена захватчикам именно из Кориканчи.

Читайте также:  Как укрывать можжевельник от солнца

Фотогалерея не открылась? Перейдите на полную версию сайта.

После вторжения конкистадоров храмовый комплекс был разграблен и разрушен.

В 1650 г. над старым фундаментом и остатками стен испанцы надстроили Собор Святого Доминика (исп. Catedral de Santo Domingo). В остальных четырех помещениях комплекса был размещен монастырь.

В результате сильного землетрясения в 1950 г. Собор был сильно поврежден, сегодня руины находятся под охраной государства и являются национальной исторической достопримечательностью.

История рождения и гибели

Роскошный комплекс был построен в 1438 г. При Инках уникальный ансамбль Кориканча представлял собой 5 храмовых сооружений, расположенных вокруг центральной площади, и сад, огороженные стеной, сложенной из тесаного камня и декорированной золотой лентой шириной с ладонь. Кроме того, в Кориканче имелись специальное хранилище для мумифицированных останков инкских императоров и их жен, жилые помещения для жрецов, а также сокровищница. В пределах комплекса когда-то жили ок. 4 тыс. жрецов. Кроме того, Храм Кориканча при Инках являлся астрономической обсерваторией. В отчетах испанских конкистадоров так сказано о нем: «сказочный, роскошный дворец, покрытый внутри сусальным золотом».

Участок, на котором располагался храмовый комплекс, был распланирован в форме солнца с расходящимися лучами. Массивные стены зданий были сложены из массивных каменных блоков, вытесанных из гранита и андезита. Внешние стены, двери и внутренний интерьер святилищ были отделаны листовым золотом и богато украшены драгоценными камнями. Солнечные лучи, проникающие внутрь помещений через многочисленные дверные и оконные проемы, «заставляли» драгоценные металлы и камни ослепительно сиять. Особенно поражало роскошью и богатством главное святилище Кориканча – «Храм Солнца»: его стены и полы были покрыты листами из чистого золота (по имеющимся сведениям, таких листов было 700, каждый весом около 2 кг). В центре Храма размещался роскошный алтарь и Золотой диск Бога Солнца с расходящимися лучами, украшенные крупными изумрудами.

Также в Храме находилась золотая фигура Инти, усыпанная драгоценными камнями. А также многочисленные статуи, вазы, скипетры и др. изделия, отлитые из чистого золота и серебра. Внутри Храма Солнца разрешалось находиться лишь высшему духовенству и верховному Инке.

Стены Храма Луны (супруги Инти) были облицованы серебряными пластинами. Внутреннему убранству святилищ по великолепию не уступала площадь — сад Интипампа (кечуа Intipampa — «Солнечное поле»), в котором все было сделано в натуральную величину из золота и серебра: большое «кукурузное поле», фруктовые деревья, сотни фигур сказочных птиц и различных животных (лам, ягуаров, обезьян, морских свинок, змей, ящериц). На тонких золотых нитях «порхали» золотые бабочки, а каменные стены были увиты золотыми лианами. По всей территории сада были расставлены золотые и серебряные кувшины, инкрустированные самоцветами.

Территорию комплекса украшали 5 фонтанов, которые использовались для религиозных обрядов. Еще имелся подземный канал, по которому в дни великих церковных праздников священная вода текла за пределы Кориканча. Также во времена Инков в саду находилось небольшое помещение, в котором стояла золотая статуя Punchao ростом с 10-летнего ребенка. Каждый вечер статую, олицетворяющую Солнце, выносили на центральную площадь для ритуального поклонения.

Читайте также:  Как фотографировать против солнца зеркальным фотоаппаратом

Вся эта роскошь вызывала восхищение посетителей. Молва о величии и баснословных богатствах Кориканча волнами разносилась по миру.

Но все это фантастическое великолепие было разрушено и разграблено испанскими завоевателями. Драгоценные изделия Инков были переплавлены, а золотые и серебряные слитки пополнили казну испанской короны. Хотя после вторжения конкистадоров большая часть ценностей была отвезена самими индейцами в Вилькабамбу (кечуа Vilcabamba) на выкуп верховного Инки.

На монументально сложенных фундаменте и остатках каменных стен Храма Солнца в 1650 г. испанцами был возведен католический Собор Санто-Доминго (исп. Catedral de Santo Domingo) и монастырь. Испанские строители беспощадно заштукатурили и закрасили все, что относилось к инкской архитектуре. Разрушительное землетрясение, произошедшее в 1950 г., повредило Собор, в результате чего и были обнаружены фрагменты древней кладки Храма Инти.

Предназначение комплекса

В Кориканче Инки проводили главное ритуальное празднество — День зимнего солнцестояния. Здесь же отмечались наиболее важные события года – начало посева и жатвы, посвящение молодых мужчин в воины. В Храме Инти поклонялись не только Солнцу, но и Луне, Венере, Плеядам и др. созвездиям, а также Иллапе (кечуа Illapa – «Рассвет») и Кунчу (кечуа Cuichu – «Радуга»).

Нельзя не упомянуть о еще одной сакральной особенности храмового комплекса: главная площадь Интипампа являлась отправной точкой для «Seques» — эфемерных линий, которые связывали Храм Инти с духами Апус (кечуа Apus). Перед священными духами, жившими в горах, преклонялись даже верховные Инки. «Мистические линии» также связывали Храм со всеми основными точками ландшафта Куско. На сегодняшний день специалисты установили около 330 древних «секиа».

Главная достопримечательность Кориканча

И все же самым удивительным в инкском комплексе было не изобилие золота и драгоценных камней, а уникальная каменная кладка. Поражает ювелирное мастерство состыковки огромных многоугольных блоков, которые строители идеально подгоняли друг к другу без использования скрепляющего раствора. Инкские сооружения выдержали самые мощные землетрясения. Показательно, что воздвигнутый на древних стенах Собор Святого Доминго разрушался дважды, и его приходилось отстраивать заново. При этом древнее основание Храма оставалось незыблемым.

Археологи считают, что сакральным инкским сооружениям около 3 тыс. лет. При проведении капитальной реконструкции комплекса «открылись» 4 оригинальных помещения.

Реставрационные работы ведутся до сих пор. Уже сейчас можно осмотреть «Храм Грома», «Храм Радуги», зал для совершения жертвоприношений. Посетителей поражают четкая симметрия отверстий в идеально подогнанных каменных плитах, уникальная кладка, филигранная резьба.

Недалеко от монастыря Санто-Доминго сейчас находится подземный археологический музей. В нем экспонируются мумии, найденные при раскопках, священные идолы, текстильные изделия. Здесь можно увидеть немало интересных каменных изделий, совершенство обработки которых изумляет, особенно учитывая то, что у Инков не было сверлильных машин и др. специальной техники.

Источник

Adblock
detector