Глава 4
Мал.4:1 . Яко се, день грядет горящ яко пещ и попалит я, и будут вси иноплеменницы и вси творящии беззаконная яко стеблие: и возжжет я день Господень грядый , глаголет Господь Вседержитель, и не останется от них корень ниже ветвь.
С Евр.: «Ибо вот, придёт день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут, как солома, и попалит их грядущий день, – говорит Господь Саваоф, – так что не оставит у них ни корня, ни ветвей».
В предыдущих стихах Господь Бог обличал нечестивых, которые говорили и думали, что нет промысла Божия, что Бог не награждает, не наказывает, что даже доля нечестивых лучше, чем жребий праведных, а потому Бог не судит людей. Нет, – говорит пророк, – судит, награждает и наказывает. Вот наступает день суда Божия, день мщения всем нечестивым, тогда узнаете, какая участь постигнет беззаконников и какая праведников. Этот день, – говорит пророк, – горит страшным огнем, как пылающая пещь, т. е. наступит страшный суд Божий, который, как огнь, попалит всех нечестивых. Тогда все «иноплеменницы» 61 , чуждые званию верных и царству Божию, вообще люди нечестивые (см. Мал. 3:14, 15 ), нераскаянные грешники будут «яко стеблие», как солома ( Ис. 5:24 ; Соф. 1:18 ; Авд. 1:18 ); огнь суда Божия совершенно истребит их скоро и быстро, так, что ничего не останется: «ни корня, ни ветвей» ( Ам. 2:9 ), т. е. «грешники (поясняет св. Кирилл Алекс.) не будут иметь никакой надежды на возрождение к жизни (блаженной). Ибо когда не совсем исторжен корень, и не из самаго основания вырваны ветви, тогда есть еще надежда, что дерево отродится, будучи очищено, оно опять расцветет и пустит отрасли. Коли же дерево исторжено со всеми своими корнями, и его ветви обрублены без всякой пощады, то уже нет никакой надежды на его отрождение. Подобно растениям, – говорит Бог, – лишатся всякой надежды грешники».
Мал.4:2 . И возсияет вам боящымся имене Моего Солнце правды и исцеление в крилех Его: и изыдете и взыграете, якоже тельцы от уз разрешени.
С Евр.: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдёт Солнце правды, и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные».
Совсем другая участь ожидает на суде Божием благочестивых!
– Вам, (говорит Господь этим людям), вам боящимся Моего имени, возсияет Солнце правды, той правды, которая награждает благочестивых и наказывает нечестивых. Что же это за солнце правды? По единогласному мнению отцов и учителей церкви – это Солнце правды есть Мессия, Господь наш Иисус Христос. Как солнце есть источник света для вселенной, так Иисус Христос есть источник света для церкви, – свет для всякого верующего, грядущего в мир. Как солнце есть источник теплоты, так и Господь есть источник духовной теплоты, духовного огня и усердия. Как солнце живит и животворит весь мир, так и Христос оживотворяет всех верующих во имя Его, давая силы к животу и благочестию. Он есть воистину солнце правды, т. е. нашего оправдания, ибо Его безпредельными заслугами оправдывается перед Богом всякий верующий. Он есть правда наша перед Богом, и вместе источник милостей и щедрот.
«В смысле таинственном, – говорит св. Ефрем Сирин, – Солнцем правды пророк именует Христа и Евангельское учение». – «Подлинно возсияло (поясняет св. Кир. Алекс.) обитателям миpa Единородное Слово Божие; приняв наше естество, соделалось плотию и вселилось в нас и как некое солнце, облистав светом находившихся во мраке и тьме, и проливши в души верующих ясный луч истиннаго Богопознания, явило их чистыми, мудрыми и искусными во всякой добродетели». «И исцеление в крилех Его» 62, т. е. духовное исцеление грехов – этих духовных недугов; озарение, просвещение, оживотворение души, – вот что приносит в лучах своих ( «в крилех» ) это Солнце правды. Солнцу правды приписываются крылья для означения скорости распространения духовного света (Под. Пс. 138:9 ). Сказанное пророком «приличествует и первому и второму пришествию Спасителя нашего (поясняет бл. Феодорит), потому что в первое пришествие, как некое Солнце, возсиял Он нам, сидящим во тьме и сени смертной, освободив нас от греха, соделал причастниками правды, и духовными дарованиями покрыв нас, как некиими крилами, даровал исцелениe душам нашим; а во второе пришествие явившись изнуряемым в продолжение настоящей жизни, или против воли, или по собственной их воле, как Праведный, разсудит их правдиво, и даст им обетованные блага. И как чувственное солнце, восходя, одержимых сном пробуждает к делам, так и Господь, явившись, возставит одержимых долгим сном-смертью». Тогда исцеленные от душевных болезней, освобожденные от духовных уз, зол и врагов спасения, вы будете радоваться Своему спасению, блаженствовать, как радуются тельцы, освободившиеся от уз. «Как тельцы, питающееся молоком, освободившись от уз, скачут по полям и прыгают на свежей зелени, издавая мычание, так некогда и святые, избавившись от уз, неразлучных с сею жизнью скорбей, забот, пота и трудов, войдут в радость, свойственную праведным» (Кир. Алекс.).
Мал.4:3 . И поперете беззаконники, и будут пепел под ногами вашими, в день, в оньже Аз сотворю, глаголет Господь Вседержитель.
С Евр.: «И будете попирать нечестивых; ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, – говорит Господь Саваоф».
Продолжается речь о будущем состоянии благочестивых, боящихся Господа. Когда Солнце правды исцелит и спасет вас, – говорит пророк, – тогда вы победите нечестивых, которые вас гнали, и будете попирать их ногами, как попирают пепел или пыль, восторжествуете над нечестивыми, осужденными правдою Божиею на мучения в день суда Божия, в день второго и страшного Пришествия Христова.
Мал.4:4 . Помяните закон Моисеа раба Моего, якоже повелех ему в Хориве ко всему Израилю повеления и оправдания.
С Евр.: «Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы».
Пророк теперь предлагает yсловиe, при соблюдении которого можно дойти до такого славного состояния – получить свыше озарение, освобождение от греховных уз, исцеление и спасение и победу над нечестивыми. Для получения всех этих и подобных благ, – говорит Бог Иудеям, – нужно хранить закон. «Помяните» – помните и соблюдайте закон, все правила и уставы, данные вам Мною через Моисея, раба Моего, на горе Хориве 63 , или на Синае ( Исх. 19:18–20 ).
Мал.4:5 . И се, Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великаго и просвещеннаго.
С Евр.: «Вот Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного».
А чтобы вы знали, в какое время Я приду к вам с судом и милостию, чтобы осудить нечестивых и наградить благочестивых, и что вы должны делать для встречи и принятия Меня, вот Я пошлю «ангела моего пред лицем моим» ( Мал. 3:1 ), «пошлю к вам Илию Фесвитянина» 64 , то есть, пошлю к вам пророка, похожего по духу и ревности на Илию Фесвитянина. Иудеи, не поняв сего места св. пр. Малахии, думали, что Илия Фесвитянин лично придёт к ним перед пришествием Мессии, а потому ученики Спасителя говорили после Фаворского события: «как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?» (т. е. прежде Мессии). Тогда Господь отвечал им: «правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его. Тогда ученики поняли, что Он говорит им об Иoaнне Крестителе» ( Мф. 17:10–13 ; Сн. Мк. 9:11–13 ; Лк. 9:8 ). Сам Господь ещё прежде говорил народу, что Иоанн Предтеча есть Илия, которому должно прийти ( Мф. 11:14 ), а св. Ангел пояснил Захарии, что Иоанн потому называется Илиею, что предидет пред Спасителем в духе и силе Илии ( Лк. 1:17 ), т. е. Иоанн будет действовать с такою же силою и ревностью, с какими действовал и Илия. Есть, впрочем, другое мнение, что Илия пророк лично явится перед вторым пришествием Христовым вместе с Енохом, и полагают, что они-то и будут теми свидетелями или обличителями Антихриста, о которых говорит св. Иоанн в Апокалипсисе ( Апок. 11:3 ) 65 . «Прежде, – говорит св. Кирилл Александрийский, – приходил блаж. Иоанн Креститель в духе и силе Илии; но как он проповедывал, говоря: «уготовайте путь Господень, правы творите стези Бога нашего», так и Божеств. Илия проповедает, что скоро, немедленно грядет имеющий судить вселенную в правде. Пророк возстановит порядок, приведет некогда разделившихся к единой вере и устроит сердце человека ко искреннему его, дабы Судия, пришед, не поразил земли в конец, т. е. совершенно и всецело». поелику же св. прор. Maлахия здесь говорит о первом пришествии Спасителя, то у него под Илиею должно разуметь Иоанна Предтечу. «Пророчественно говорит это Малахия (поясняет св. Ефрем Сирин), об Иоанне Крестителе, и это исполнилось (что обратит отца к сыну и проч.) на Иоанне, как подтверждает слышанное 3axapией от Ангела ( Лк. 1:17 ); о нем и Господь наш говорил Иудеям ( Мф. 11:14 )». А потому, днем великим и страшным ( «просвещенным» ) должно разуметь не второе 66 , а первое пришествие Спасителя в мир. Оно воистину велико, ибо сопровождалось величайшими делами, оно воистину страшно для неверующих, ибо обрекало их на вечную погибель, грозило страшными бедствиями за невериe.
Мал.4:6 . Иже устроит сердце отца к сыну и сердце человека ко искреннему его, да не пришед поражу землю в конец.
С Евр.: «И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, пришедши, не поразил земли проклятием».
Пророк показывает и цель, для которой приидет Илия или Иоанн. Он придёт для того, дабы устроить или обратить сердца отцов к сыновьям и сердца детей к отцам, по LXX: «сердце человека к искреннему его» , чтобы Я, – говорит Господь, – пришедши, не поразил земли проклятием. Подобным образом говорил об Иоанне Предтече и св. Ангел Заxapии, что Иоанн «многих из сыновей Израилевых обратит ко Господу Богу их», что он «предидет перед Спасителем в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов к детям, и (возвратить) непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный». ( Лк. 1:16, 17 ). «Устроит сердце отца к сыну» и проч., т. е. Иоанн Предтеча, своею проповедью, своими увещаниями уничтожит разделения между отцами и детьми, между старшими и младшими, между высшими и низшими, и приведет их к единодушию, расположит к единой вере в Мессию, и таким образом уравняет, уготовит путь Господу ( Мал. 3:1 ), принятие же Евангельской проповеди соделает удобным и легким. Некоторые под отцами или старшими разумеют патриархов, пророков, которые говорили о Мессии, Спасителе миpa, а под детьми – современных Иоанну Иудеев, т. е. Иоанн своею проповедью соделает то, что пророки и их потомки Иудеи придут в согласие, единение касательно Мессии, будут мыслить и веровать в Него одинаково (бл. Иерон. и др.), что и исполнилось на учениках Христовых 67 , на всех верующих. «Да не пришед поражу землю в конец», т. е. чтобы Я, – говорит Господь, – пришед на землю, не погубил совершенно её жителей за невериe и упорное нечестие. Потому и Иоанн Предтеча, начав свою проповедь о покаянии, требовал как веры в Мессию, так и согласной с нею доброй жизни. Истинная вера и добрая жизнь – вот тот путь, по которому Спаситель мирa идет в Свою Церковь, входит в сердца человеческие, дабы уготовить там обитель Себе, водворить Свое благодатное царство. Некоторые 68 из толковников не без основания думают, что под конечным поражением земли здесь разумеется опустошение Иерусалима и Иудеи Римлянами, а не кончина миpa после страшного второго пришествия, как думают иные. Погибли неверные Иудеи; Иерусалим разрушен, Иудея опустошена, царство Иудейское погибло навсегда, в конец 69 , а все истинно верующие спасены силою Креста Христова, вошли в небесный Иерусалим, водворились и водворяются навеки в землe живых, в обителях Отца небесного.
Иноплеменницы в Вульгате, у Кастеллия и Евр.: гордые. Халд. перев.: impii. См. 3, 15. «Можно думать, – говорит св. Кирилл Алекс., – что иноплеменниками называются идолопоклонники, или другим каким-нибудь образом отчуждившиеся от священнаго и избраннаго племени напр. еретики».
В крилех, в Еврейском: бихнафейга от канаф ala,ora крыло, край. Alae solis sunt radii, говорят Мюнстер, Гроций, Розенмиллер и др., т.е. крылья солнца- лучи его. Вульгата: in pennies. Св. Ефрем Сирин читал: на языке Его, и разумеет Евангельское учение.
Здесь Хорив полагается вместо Синая – потому, что Хорив был соседствен Синаю и составлял как бы продолжение и часть, а потому и в других местах Хорив полагается вместо Синая. (См. под. Втор. 4:10, 15 ; 3Цар. 8, 9 ).
Слова: Фесвитянина нет в Еврейском, в некоторых изд. LXX, напр. Комплют., где вместо сего слова προφητην пророка. Так в Вульгате, у Кастеллия и толковников.
Так думают: Ефрем Сирин (см. слово его о втором пришествии Господа и антихристе), Иоанн Дамаскин в 4 книге о вере, св. Ипполит муч. См. слово его об антихр. Гл. 46 и 47, изд. 1868, Невоструева. Иустин муч. говорит: «не должны ли мы признать, что слово Божие предвозвестило Илию предтечею страшного и великого дня, т.е. втораго Его (Христа) пришествия?» Разговор с Трифоном гл. 49, стр. 222. См. соч. св. Иустина муч. Перевод Преображенского.
Второе пришествие Христово разумеет и бл. Феодорит, и думает, что перед сим пришествием придет Илия, и своими увещаниями обратит Иудеев (отцов) к вере и введёт их в общение с христианами из язычников.
Блаж. Феодорит под отцами разумеет вообще Иудеев, как призванных прежде, а под сынами- язычников, как уверовавших после Иудеев.
Например Калм., Мюнстер и др.
Вместо слова в конец у LXX – αρδην – совершенно; в Евр.: херем значит проклятие, от харам проклял, отделил, посвятил, истребил. Захар. 14, 11 ; Числ. 18:14, 21:3 ; Втор. 3:6, 7:26 . Потому Вульгата: ne percutiam terram anathemate – да не поражу землю проклятием, а в Библии Кастеллия: «ne adficiam orbem exito» – да не погублю землю.
Источник: Толкование на книгу святого пророка Малахии : Сост. по текстам: евр., греч. (LXX) и латин., по учению отцев и учителей св. церкви, Палладий епископ Сарапульский. Вып. 1. Вятка : Тип. Куклина; 1876. – 65 с.
Вам может быть интересно:
- Толкование на пророка Малахию – Глава 4 – блаженный Феодорит Кирский
- Толкование на книгу святого пророка Ионы – Глава 2 – епископ Палладий (Пьянков)
- Толкование на книгу пророка Софонии – Глава 3 – святитель Кирилл Александрийский
- Толкование на пророка Иеремию – Глава XXXVI – святитель Иоанн Златоуст
- Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля – Одна книга толкований на пророка Иоиля – преподобный Иероним Блаженный, Стридонский
- Книга пророка Малахии – Глава 4 – профессор Павел Александрович Юнгеров
- Книга пророка Малахии – Глава 4 – преподобный Ефрем Сирин
- Толкование на книгу св. пророка Михея – Глава III – митрополит Антоний (Храповицкий)
- Толкование на книгу пророка Малахии – Глава 4 – профессор Александр Павлович Лопухин
- Толкование на книгу пророка Аввакума или опыт церковной теодицеи – Глава 2 – протоиерей Геннадий Фаст
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник
Солнце Правды
СОЛНЦЕ ПРАВДЫ
Одно из имен Мессии в библейских пророческих писаниях — Солнце Правды. Мы находим его в книге пророка Малахии:
«Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф» (Мал. 4:1-3).
В Библии и Сам Бог именуется Солнцем (см.: Пс. 83:12: «Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ»). Источник света и сам Свет, Бог дает то же имя Своему Единородному Сыну, приходящему на землю как заря нового дня, дня Господня, просвещающего живущих во тьме и в стране тени смертной (см.: Ис. 9:2: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет»; 42:6-7: «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы»).
В Евангелии от Луки, в песни Захарии, отца Иоанна Крестителя, мы находим выразительное подтверждение этого учения.
«И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить нога наши на путь мира» (Лк. 1:76-79).
Слова «Восток свыше» относятся к Иисусу Христу и включены в главное песнопение праздиика Рождества, для чего были и конкретные исторические причины.
Первоначально в Церкви был только один праздник появления Христа на земле, и он был связан как с ветхозаветным «Праздником Светов», так и с языческим празднованием непобедимого Солнца в дни зимнего солнцестояния, когда после наибольшего отдаления Земли от Солнца снова начинается ее приближение к нему и соответственно — возрастание тепла и света, приближение к весеннему воскресению природы. Этот единый христианский праздник — Богоявление — отмечался 19 января. ( Армянская Церковь до сих пор отмечает только один праздник Пришествия Господня, 19 января.). Как следует из самого названия, в этот день праздновалось явление Бога на земле в лице Его Сына, явление Его славы в Том, Кто называл Себя «Светом мира».
«Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12).
«Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин. 9:5).
«Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин. 12:46).
Эти слова из Евангелия от Иоанна возвращают нас к прологу этого Евангелия, где Иисус — Слово Божие, что находит свое отражение во многих богослужениях Зимней Пасхи.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет чело-веков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. Л тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:1-14).
Отдельное празднование Рождества Христова вместо единого праздника Богоявления (включавшего в себя все события Его пришествия, от рождения до появления для крещения в Иордане) было сознательно введено христианской Церковью — сна- чала на Западе, а потом и на Востоке, чтобы заменить языческий праздник « Рождения Непобедимого Солнца», отмечавшийся 25 декабря (7 января). Язычники, отмечавшие этот праздник, поклонялись небесным светилам, особенно же солнцу, как божествам. Когда же язычники освободились от этого поклонения и узнали истинного Бога, став христианами, в Церкви произошла естественная замена праздника ложного истинным, что придало действительный смысл дню, который почитался многими новыми членами Церкви. Возможно, что главное песнопение праздника Рождества Христова в Восточной Церкви явилось сознательной полемикой с язычеством, с особым ударением на то, что те, кто раньше поклонялся звездам, в том числе и Солнцу, были научены звездою же поклоняться Истинному Солнцу, Сыну Божиему Иисусу Христу, Который дает истинный свет и Сам им является.
Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума,
в нем бо звездам служащий,
звездою учахуся
Тебе кланятися Солнцу Правды,
и Тебе ведети с высоты востока.
Господи, слава Тебе!
(Тропарь празднику Рождества Христова. Мессия называется «Востоком» и в песни, поющейся на многих службах, но лучше всего знакомой по чиноиоследованиям венчания и рукоположения: «Исайе, ликуй! Дева име во чреве и роди Сына Еммануила, Бога же и человека, Восток имя Ему: Егоже величающе, Деву ублажаем».)
Некоторые считают, что Церковь совершила ошибку, установив празднование Рождества Христова в день «рождения Солнца». Некоторые христианские секты прямо выступают против этого праздника. Православные же верят, что установление празднования Рождества Христова было вдохновлено Духом Святым. Бог послал Своего Сына в мир для его освящения и спасения. Мессия пришел не для того, «чтобы судить мир» с его слабыми и неразумными попытками обрести смысл жизни, «но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17). Ибо, как писал апостол Павел, «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице [буквально — личности] Иисуса Христа» (2 Кор. 4:6).
Дивящеся преславному Рождеству, стояху волсви, путеводимы Божественною звездою, и видеша Солнце, восходящее из девственнаго облака, дары Тому принесоша. Людие, иногда во тьме седящии, да видят Свет возсиявший Невечерний: Егоже звезда древле возвести огнь почитающим от Персиды царем.( Утреня последнего дня предпразднества Рождества Христова. См.: Откр. 21:23-25: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец [то есть Христос]. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут за пираться днем; а ночи там не будет».)
Возсиял еси, Христе, от Девы, разумное Солнце Правды, и звезда Тя показа в вертепе, вмещающася Невместимаго. Волхвы наставил еси на поклонение Твое, с нимиже Тя величаем: Жизнодавче, слава Тебе.( Вечерня праздника Рождества Христова.)
Посетил ны есть свыше Спас наш, Восток востоков, и сущии во тьме и сени обретохом истину: ибо от Девы родися Господь.(Светилен на утрени праздника Рождества Христова.)
Протопресвитер Фома Хопко «Зимняя Пасха»
Источник