Космические художники
В международный день космоса мы расскажем о лучших работах художников, изображающих просторы Вселенной.
Человека всегда привлекало непознанное. Жгучая смесь страха перед неизвестностью и желания узнать, что же там на самом деле, заставляла людей двигаться дальше и открывать для себя новые глубины.
Космос поражает своей необъятностью и бездонностью. Люди, казалось бы, покорили его просторы — но это лишь видимость. Чем больше тайн мы открываем, тем больше новых вопросов встает перед нами. И эта бездна манит к себе не только космонавтов, но и поэтов, писателей, ученых, художников.
Сегодня мы покажем вам некоторые картины художников, вдохновленных глубинами космоса.
Алексей Леонов
«Над Черным морем»
Алексей Леонов не только художник, но и один из самых известных советских космонавтов. Он стал первым человеком, вышедшим в открытый космос.
Его картины очень реалистичны. Леонов стремится показать в них все так, как увидел он сам 18 марта 1965 года.
Помимо картин, Леонов вместе с художником-фантастом Андреем Соколовым создал коллекцию марок с изображениями космических просторов.
Их работы были признаны лучшими марками СССР 1972 года в разделе «Советская наука и техника».
Олег Высоцкий
Олег Высоцкий — современный художник-космист. В его работах человек и космос образуют некое единство, соединение духовного мира человека и Вселенной. Картины Высоцкого называют «поэмой о беспредельности».
Боб Эгглтон
Боб Эгглтон — американский художник-иллюстратор, работающий в жанре научной фантастики и фэнтези. Он создавал обложки для книг многих именитых фантастов, в числе которых Артур Кларк и Айзек Азимов.
Богатое воображение автора порождает неповторимые космические пейзажи, в которых реальность причудливо сочетается с вымыслом.
Уолтер Майерс
Уолтер Майерс с самого детства увлекался астрономией. Он мечтал побывать в космосе, и это ощущение передалось его картинам. Майерс создает пейзажи всех планет и их спутников.
В работе он опирается на научные данные, и это позволяет зрителям увидеть максимально достоверные изображения. Кроме того, Майерс сопровождает картины комментариями — научными описаниями планет.
Алексей Кашперский
Алексей Кашперский, современный художник, создает акварельные космические пейзажи, завораживающие своей необычной техникой и мрачными тонами.
В своих работах Кашперский использует как двухмерную, так и трехмерную графику.
Источник
Космическая тема в работах советских художников
Идея освоения человеком Вселенной не могла обойти стороной изобразительное искусство. Тема большая и красивая, живописных работ, с ней связанных, очень много, и многие из них прекрасны. Вот некоторые из них.
Таир Салахов. «Тебе, человечество!» 1961
Поскольку холст размером 180×594 см не умещался в мастерской Салахова, художник писал картину в помещении соседней школы. Символично, что эта работа впервые была выставлена 12 апреля 1961 года. Таир Салахов о своей работе: «Писал я это большое полотно размером два на шесть метров не по заказу, а по внутреннему, оптимистическому велению души. Мои предчувствия, как оказалось, опередили время: буквально в этот день все услышали сообщение о полете в космос Юрия Гагарина».
В том же 1961 году Александр Дейнека создал эскиз к мозаичному панно, которое должно было украсить московский Дворец съездов — «Покорители космоса». Дворец предполагалось украсить ещё несколькими большими мозаиками, объединёнными в цикл «Люди Страны Советов», который показывал бы историю СССР от гражданской войны до покорения космоса.
Александр Дейнека «Покорители космоса» 1961
Творчество советских художников передаёт ощущение сбывающегося счастья и того, что завтрашний день будет ещё лучше сегодняшнего. Это счастье человека-творца, созидателя и победителя.
А. Мазитов «Чайка» 1964. Холст, темпера. 169 x 264,5 см
Валентина Терешкова совершила полёт в космос в июне 1963 г. Картина «Чайка» была написана Амиром Мазитовым по горячим следам — в 1964 году. Терешкова занималась в Ярославском аэроклубе с 1959 по 1961 гг., и художник изобразил её на лётном поле с парашютом, картина пронизана предчувствием полёта.
Герои того времени — космические путешественники, учёные, первооткрыватели.
Леонид Тихомиров, ОльгаТихомирова «Во имя человечества»
Рубен Гевондян «Бюракан» 1971 (Бюракан — место, где расположена обсерватория в Армении)
В своей работе «Звёдный час» Рубен Гевондян вводит, подчёркивая связь времен, идущие от средневековья символы трёх стихий — водной, земной и воздушной, властелином которых стал человек на своем пути в космос.
Рубен Гевондян «Звёздный час» 1970-е
На картине Камиля Муллашева «Утро» запечатлен момент возвращения на Землю: спускаемый космический аппарат приземлился в казахской степи.
Камиль Муллашев «Юность» из триптиха «Земля и время» 1978
И конечно, главный герой времени:
В. С. Василенко «Юрий Гагарин»
Владимир Фельдман «Звёздам навстречу. Первый космонавт Юрий Гагарин» 1961
Источник
Космос в искусстве
Рисовать космос стали ещё задолго до того, как появился праздник 12 апреля. Иллюстраторам, учёным, художникам было неважно, что они даже не видели, какой космос на самом деле. Они его представляли. Космос изображали ещё до полёта первого спутника, то есть рисовали по представлениям, догадкам и благодаря полёту собственной фантазии.
Мы решили разобраться, благодаря кому появилось космическое искусство. Делимся с вами своими наблюдениями. Читайте, смотрите картины и идите рисовать, пока можно сидеть дома .
Космос можно увидеть не только в кино или в фотографиях, но и в иллюстрациях и в живописи. Людям всегда было интересно представлять и изображать, как выглядит космическое пространство. Самое интересное — космос изображали ещё до полёта первого спутника, то есть рисовали по представлениям, догадкам и полёту собственной фантазии.
Различается два направления космического искусства: реалистичное представление, которое стремится включить как можно больше всей доступной информации о представленном объекте и импрессионистическое представление, для которого астрономические объекты являются источником вдохновения, но которое не стремится обеспечить точное представление деталей.
Направление космического искусства стало настолько популярным, что в1982 году даже образовалась Международная ассоциация астрономических художников (International Association of Astronomical Artists (IAAA)). Мы расскажем вам о тех, кто вдохновлялся космосом и рисовал его.
Книги Жюля Верна выходили в конце XIX века, и там уже были иллюстрации. «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны» — две книги, в которых художники пытались изобразить подготовку к полёту на Луну. Иллюстрации к книге «С Земли на Луну» были созданы французскими иллюстраторами Эмилем-Антуаном Байярд и Алфонсо де Невил.
В конце XIX века трудился Константин Эдуардович Циолковский. Да, он не был художником, зато иллюстрировал свои описания принципов космических полётов. Сегодня многие идеи Константина Эдуардовича нашли своё воплощение в современных ракетах-носителях, орбитальных станциях, скафандрах, системах жизнеобеспечения и др. Благодаря его иллюстрациям конца XIX — начала XX века многие художники XX века рисовали свои картины.
Сложно найти человека, с которого зародилось течение космических художников. Но важную роль сыграл Чесли Боунстелл (1888-1986) — американский художник, дизайнер и иллюстратор. Его работы повлияли на научно-фантастическое изобразительное искусство и были источником вдохновения американской космической программы. Он сумел вообразить, как выглядят космические пейзажи до того, как телескопы NASA и глаза астронавтов увидели это в реальности.
Чесли Боунстелл многое увидел из того, о чём рисовал. Ему очень повезло, потому что многое действительно воплотилось в жизнь. А что-то, возможно, ещё воплотится.
В СССР работал Юрий Швец. Он больше трудился для кино, художником-постановщиком, и его труд виден в прекрасных фильмах Клушанцева, но и картины вполне могли вам попадаться. Швец рисовал в жанре реализма. Его картины фантастические, которые хоть и описывают придуманные миры и конструкции, но кажутся такими реальными и осязаемыми. С 1930-х годов Юрий Павлович стал трудиться на Мосфильме, а с 1934 года создавал вместе с Константином Циолковским декорации к фильму «Космический рейс» Павла Клушанцева, а также «Небо зовет», «Вселенная», «Луна», «Марс» и другие.
С каждой победой в космосе художник возвращался к пророческим словам Циолковского, дар научного предвидения которого словно осветил все последующее творчество Швеца. Именно с тех пор, на какой бы студии страны ни ставился фильм, связанный с космической темой — игровой или научно-популярный, — Швец устремлялся туда. Космос стал главной темой художника. Его творчество составило этап в советском «космическом» кино, следующим рубежом которого стали уже документальные съемки.
Затем пришла очередь художников, которые, кроме фантазий, видели космические полеты не в своих фантазиях, а наяву. Уже в середине XX века ведущим космическим художником в СССР становится Андрей Соколов. С 1957 года, когда был запущен первый искусственный спутник Земли, полностью сосредоточился на теме космоса.
Рисунки темперой на картоне и полотна, написанные маслом на холсте, пропись деталей конструкции космических кораблей и пейзажей, явлений. Некоторые его полотна представляют собой как бы сериалы: этапы строительства космической станции, высадка на Луне, Марсе, Венере, спутниках планет. Начиная с 1965 года соавтором Соколова стал космонавт Алексей Леонов. Полную коллекцию работ художников можно посмотреть здесь.
Это очень маленький список из тех, кто изображал космос. Были ещё Олег Высоцкий, Боб Эгглтон, Уолтер Майерс, Алексей Кашперский, Геннадий Голобоков, Пол Калли, Роберт Маккол, космонавты Алексей Леонов и Владимир Джанибеков, Сергей Крайнев, Анатолий Мущенко, Игорь Савин и многие другие. Если вам интересно космическое искусство, то советуем вам подписаться на Музей будущего. Там рассказывают в том числе про космических художников.
Источник
Ad Astra: от Уорхола до Маслова – как воспевали космос художники
Космос – идеальный концепт для экспериментов. О нём мы знаем совсем немного, что позволяет нам фантазировать. Поэтому далекие галактики всегда вдохновляли творцов в различных жанрах – мы уже рассказывали о дизайнерах и режиссерах, которые посвятили жизнь пространству за пределами атмосферы, пришло время обратиться к художникам.
Хотя человечество летает в космос меньше века, люди мечтали о небесном пространстве ещё в 16500 году до н.э., когда самые ранние изображения созвездий появились на пещерных рисунках в пещерах Ласко, Франция и Куэва-дель-Кастильо, Испания. В 1915 году была открыта Проксима Центавра, в 1930 – карликовая планета Плутон, а это значит, что люди начали мечтать о космосе гораздо раньше, чем туда отправились Белка и Стрелка. Например, основатели русского космизма воспринимали “космос” как идеальное место, куда мы все должны стремиться. Впрочем, под «космизмом» подразумевался скорее ряд религиозно-философских, мистических, художественных, эстетических и научно-футурологических течений. Так появилась арт-группа “Амаравелла”, что в переводе с санскрита означает “обитель бессмертных” – это название в 1927 году предложил Николай Рерих.
Всё изменилось, когда Советам наконец удалось отправить человека в космос, и дальнейшее его освоение превратилось в гонку сверхдержав. Тогда эта тема стала одним из основных инструментов пропаганды, а космонавты и ученые – новыми героями, строящими технологичное будущее «красной» страны. Именно они станут главными героями художников-соцреалистов, до этого воспевавших образы рабочих, крестьян и красноармейцев. Работы в жанре соцреализма отличались монументальностью, идейностью, народностью, а на первый план вышли такие художники, как Александр Дейнека, Александр Самохвалов.
В то время как советская власть вовсю развивала социалистический реализм как единственно верный путь художественной мысли, по ту сторону железного занавеса разворачивалась совсем другая история. Впрочем, началась она раньше. Например, американского художника Александра Колдера, прославившегося кинетическими скульптурами, вдохновило открытие карликовой планеты Плутон в 1930 году. В честь этого он создал одну из самых известных своих работ – скульптуру “Вселенная”. Говорят, что эту работу оценил сам Альберт Эйнштейн, когда ее впервые выставили в Нью-Йоркском музее современного искусства – гений в течение сорока минут наблюдал за двумя движущимися сферами.
Две карты Северного и Южного небесных полушарий из научно-популярной книги стали фоном для загадочной шкатулки, которую американский художник Джозеф Корнелл посвятил Джудитте Паста, оперной звезде XIX века, чей голос, как говорили, пробуждал красоту ночного неба. Корнелл, прославившийся миниатюрными коробочными диорамами в технике “ассамбляж”, издавна интересовался астрономией. Он внимательно следил за новыми научными разработками, а также изучал историю астрономии. С 1936 года участвовал в выставках сюрреалистов и дадаистов, хотя сам никогда не причислял себя к сюрреализму, не интересовался ни подсознательным, ни чудесным: его ориентирами были американские трансценденталисты. Его работы нашли отклик у представителей новой волны нью-йоркского авангарда – Энди Уорхола, Роберта Раушенберга, Сьюзен Зонтаг. Слава к Корнеллу пришла как раз после коллективной выставки «Искусство ассамбляжа», где его ностальгическим коробкам, вроде этой, был предоставлен отдельный зал.
К слову, об Уорхоле: такое событие, как высадка американских астронавтов на Луну, не могло пройти мимо короля поп-арта. Работа “Лунная прогулка” посвящена исторической высадке на Луну в июле 1969 года, когда командир «Аполлона-11» Нил Армстронг и астронавт Базз Олдрин стали первыми людьми, ступившими на спутник Земли. Фотография Олдрина на Луне, сделанная Армстронгом, стала одним из определяющих образов эпохи. Уорхол поместил Олдрина рядом с американским флагом для дополнительного эффекта. Его красочный принт вызывает ощущение потерянной эйфории и гламура, окрашенного ностальгией. Интересно, что Уорхол стал одним из семи художников, чьи работы присутствуют на Луне.
Более абстрактно изобразила космос “мать американского модернизма” Джорджия О’Кифф – для неё космические просторы оставались безмерно далеким, отстраненным явлением, за которым она могла бесконечно наблюдать. О’Кифф нарисовала “Звездную ночь” в 1917 году и воспроизвела её на своих рождественских открытках в 1963 году. В картине, на которой изображены плоский синий горизонт, очерченный последними остатками сумерек, и бледно-голубое ночное небо, темнеющее до зенита, видны отблески творчества постимпрессионистов, в частности Винсента Ван Гога. Художественное видение о’Кифф вдохновлено миром природы – особенно знаменитыми пейзажами Нью-Мексико, которые она часто посещала и куда в 1949 году переехала из Нью-Йорка на постоянное проживание.
Меловые наброски, будто бы сделанные в состоянии исступления, были характерным почерком теоретика постмодернизма Йозефа Бойса. Эту картину, которую он позже назовет астрологической картой, он нарисовал во время публичной лекции в Чикаго в 1974 году и дал ей имя – «Искусство в общество, общество в искусство». Бойс хотел проиллюстрировать идеальное состояние, в котором уравновешиваются естественные и социальные порядки. В центре композиции – андрогинная человеческая фигура, изображающая Землю, сопровождаемая оленем, который символизирует животную и духовную природу человека. Мечтающий о стирании границ между искусством и жизнью, а также фактом и вымыслом, Бойс был в авангарде движения 1960-х годов – Fluxus, которое балансировало между литературой, музыкой и визуальным искусством.
Космической тематикой вдохновлялись и казахстанские художники. “ Мне нравится идея Зои Фальковой про колонизацию Марса – о том, что мы его «колонизируем», не покидая планету. Просто превратим Землю в Марс, через, например, засуху и смену климата. Или “Чаепитие” Александра Угая. Мне кажется, это всё про разрушение утопических надежд писателей-шестидесятников”, – рассказывает о направлении их замыслов куратор Владислав Слудский.
Космос и степь – главные темы в творчестве казахстанского мифотворца Сергея Маслова. Впрочем, космос его интересовал не в связи с научными достижениями, а скорее как абстрактная материя, позволяющая фантазировать и изобретать собственные смыслы. Например, одной из известнейших его работ стала инсталляция “Байконур-2” – миф о том, что казахи являются прямыми потомками инопланетной цивилизации. И даже юрта, по его словам, это не просто жилище, это объект, который может быстро трансформироваться в ракету и полететь в космос.
Источник