История мира Bloodborne. Часть 1
Птумеру, Великие и основание Церкви Исцеления
Позвольте представиться. Меня зовут Сергей Щукин, я журналист WePlay!, и я одновременно обожаю и ненавижу игры FromSoftware, в особенности Bloodborne. Мне есть что сказать про них, поэтому появилась серия этих текстов. Первым было полушутливое эссе про сюжет Dark Souls (или про его отсутствие). В нем я показал, почему мне не нравится по крупицам выискивать историю мира.
Сейчас же займемся обратным: опишем историю мира Bloodborne, который очень близок к DS по механикам, но абсолютно отличается подходом к повествованию о мире.
Внимание! Эссе авторское, и мнение редакции не представляет.Обещаю слишком часто не проявлять свое «я» и не тыкать мнением, разве что во вступлении и заметках.
Текст разделен на две части, которые выйдут с минимальным промежутком: день или два. Успеем уложиться между нашим прошедшим турниром по Dota Underlords и The International 2019.
История мира Bloodborne
Bloodborne гораздо более приземленный, чем Dark Souls, и его лор рассказывает о совсем недавних событиях. А основная идея в том, что для чудовищно жестокой и страшной истории почти не нужны потусторонние монстры. Гораздо страшнее сами люди.
Эра богов
Несмотря на то, что все важные события происходили с людьми, начать рассказ придется с богов. Некоторое время назад они в большом количестве обитали в этом мире. Разнообразие их форм поражает: кто-то похож на морских монстров, кто-то — на пауков, иные принимают вид, близкий к звериному.
Оэдон — Великий, не имеющий телесной оболочки. В русской локализации Идон: его именем названы гробница и часовня в городе Ярнам.
Ром, Праздный Паук. Бывшая студентка колледжа в Бюргенверте, а с некоторых пор молодая Великая. Ее имя переврали аж дважды. В английской локализации она называется Rom, the Vacuous Spider — «полый, пустой, надоевший паук», а японский оригинал 白痴の蜘蛛ロマ (читается как Hakuchi no kumo Roma lit) переводится как «Roma, the Idiotic Spider» — Ром, паук-идиот.
ВАЖНО. С локализацией есть отдельные проблемы, которые игры From Software наследуют годами. По сути, текст всегда переводится дважды: с японского на английский и с английского на русский, так что шансы упустить деталь или что-то переврать увеличиваются вдвое. Японский я не знаю, поэтому буду опираться на англоязычные источники. Но как показал пример Ром, и им полностью доверять нельзя.
Каждый Великий имеет проблему с детьми. А именно: он теряет ребенка, а потом ищет ему замену. Достоверно неизвестно, почему так происходит, и в каком именно виде они ищут новое дитя. Но в давние времена — так называемый «Век Великих» — они заключали кровавые контракты с тем, кто мог выносить такого младенца.
Так уж повелось, что контракты заключались с представителями народа птумеру. Эти гуманоиды, чуть выше людей и худощавого телосложения, жили в давние времена на той территории, что сейчас занимает Ярнам. О них известно мало. Никаких следов культуры, кроме вырытых лабиринтов под городом и контактов с Великими, нынче не осталось.
Форма власти у птумеру была монархическая. Традиционно монархом была женщина, и мы знаем о королевской династии ровным счетом ничего. Кроме имени последней королевы — Ярнам.
Ярнам заключила кровавый контракт с каким-то Великим (судя по тому, что пара локаций в городе носит имя Оэдона, именно с ним) и погибла. Она не ушла бесследно: в ее честь назвали город, в котором происходит действие игры, а призрак королевы мы пару раз можем видеть в ходе игры: в Озере лунного отражения (Moonside Lake, место битвы с Ром) и в Кошмаре Менсиса.
О внешности птумеру можно судить по сохранившимся обитателям подземных лабиринтов: бледные, тощие, с черными впалыми глазами. Можно предположить, что это с ними стало от подземного образа жизни, но тень живой королевы выглядит так же.
«Королева покоится мертвой, но ее ужасное сознание лишь спит и колеблется в тревожных движениях». Давайте признаем, что я плох в художественном переводе, и не стоит здесь им заниматься.
Как умерла Ярнам — вопрос открытый. Судя по кровавому пятну на платье в характерном месте, королева погибла при родах или при сроке, близком к родам. Либо ее пытались убить, заодно убив и ребенка Великого.
В любом случае, сама она погибла, но ее дух остался жить, и потому игрок видит его в ключевых локациях. Выжил и ее ребенок, Мерго, которого в младенчестве охраняет свита Ярнам. По ходу игры мы столкнемся как с рядовыми стражами (Тенями Ярнам), так и с их предводителем, Кормилицей Мерго (второе слово — не имя, а принадлежность). Судя по тому, какой силой наделена «нянечка», ее возвели до статуса Великой. Но это не точно.
Тени [королевы] Ярнам (Shadows of Yharnam). В русской локализации их назвали «Тени Ярнама», но сам город здесь ни при чем.
Кормилица Мерго (Mergo’s Wet Nurse). Логику перевода угадай сам.
Еще одно доказательство того, что Ярнам подписала контракт с Оэдоном — невидимость Кормилицы и самой Мерго. Мы не видим тела под одеждами Кормилицы и младенца в коляске.
Во времена правления Ярнам или немного позже расу птумеру охватила эпидемия, названная Пепельной Кровью. А так как сам инцидент получил название «Чума Лорана», можно говорить о том, что так называлось их королевство. Соответственно, Чаши Лорана и Бастард Лорана — просто артефакты былых времен.
Это важный этап истории. Ведь спустя 800 слов мы поняли, что действие происходит в стране Лоран (или на ее территории). Поздравляю.
Бонус для терпеливых — битва с королевой Ярнам. Ее не включили в основную игру, но она есть на 3 уровне подземелья Ihyll Chalice Dungeon (Чаша Птумеру Айил). После ее убийства игрок получит достижение «Ярнам, птумерианская королева». Кто хочет сам выбить ачивку, глиф подземелья kecz
Птумеру не вымерли, но стали больше похожи на зверей или неразумных чудовищ. Выжившие представители расы ушли в лабиринты под своими городами, и стали агрессивными. Ушли из тех мест и Великие. В лабиринтах под покинутым городом осталась лишь Ибраитас, дочь Космоса (Ebrietas, Daughter of the Cosmos).
Зовут ее скорее Эбритас, чем Ибраитас. На это указывает и транскрипция с японского: 星の娘、— Ēburietāsu.
Держи в уме наличие дочери Космоса в подземельях, а мы пойдем дальше по истории, ближе к человеческим проблемам.
Люди появляются в истории мира Bloodborne уже после эпидемии. Неизвестно, как они объявились в этих краях, ведь мы не знаем ни о чем за пределами королевства Лоран. Очень может быть, что люди пришли в уже построенный Ярнам, убили королеву и всех остальных обитателей города, после чего птумеру ушли в подземные лабиринты. Или же люди сами принесли с собой Пепельную Кровь — болезнь, которая на них не распространялась, но очень хорошо скосила коренных обитателей.
Возможно, что люди в этой истории были изначально, но под властью птумеру. В определенный момент им не понравился государственный строй, и они избавились от своих господ. Точно сказать нельзя.
В тот же период Великие начали уходить или отстраняться от контакта с людьми. Видимо, им не понравилось, что их любимых бледных гуманоидов больше не стало, и больше неоткуда брать детей по контракту — так зачем контактировать со смертными?
Интересующая нас часть истории начинается с момента, когда у Озера лунного отражения появился колледж Бюргенверт. Ректором университета стал ученый Виллем, которого все зовут мастер Виллем.
Как ученый, он искал мудрости. Знания. Озарения.
Он высказал идею, что человечество как вид достаточно примитивно и не может мыслить достаточно широко. Поэтому «нам нужно отказаться от своих глаз и заменить их глазами внутренними». Кроме того, «эволюция вида без отваги невозможна». Видимо, это изречение появилось, когда мастер Виллем догадался о тайнах птумеру в подземных лабиринтах и стал посылать в них своих студентов. Возвращались далеко не все. Многие терялись, сходили с ума от увиденных ужасов и погибали от рук монстров-стражей. Со временем экспедиции продвигались все дальше, и в какой-то момент исследователи нашли в глубинах подземелий некого святого медиума. Он, в свою очередь, дал им искомое Знание™: информацию о древней крови, способной исцелять.
После этого открытия и случился первый разлад. Лоуренс, ученик мастера Виллема, счел нужным рассказать о чудодейственной крови людям. Все же уровень развития общества в то время был, по меркам нашего мира, как в викторианской эпохе: мушкеты и первые ружья, аристократия и церковь, неоготическая архитектура… и полное бессилие перед болезнями и грязью.
В такие времена найти вещь, которая лечит любые болезни, стоит многого. Этого мнения придерживался Лоуренс, но мастер Виллем его не разделял, считая, что связываться с древней кровью опасно. А его фраза «Бойся древней крови» стала крылатой. Впоследствии ее сделали паролем к Запретному лесу и тропинке на Бюргенверт.
Мы рождаемся из крови, воспитываемся кровью, погибаем от крови. Бойся древней крови.
We are born of the blood, made men by the blood, undone by the blood; Fear the old blood.
Лоуренс уходит из колледжа — эту сцену игрок видит, прикоснувшись к огромному черепу после убийства викария Амелии. Спустя некоторое время после ухода из колледжа он основал Церковь исцеления, став Первым викарием. Огромный череп в Главном Соборе принадлежит ему же.
Церковь Исцеления
Особым обрядом в Церкви было кровослужение — переливание человеку древней крови. Видимо, она весьма охотно исцеляла очень многих, не создавая жесткий ценз, а потому жители Ярнама очень быстро полюбили новую организацию.
Вместе с Церковью Исцеления в городе появились и другие сопутствующие структуры: Хор и Школа Менсиса. В Школе Менсиса развивали идеи Мастера Виллема. По сути, это филиал бюргенвертского колледжа. О нем позже.
Хор же включал в себя высокопоставленных членов Церкви. Именно Хор принимал ключевые решения (видимо, касающиеся всего города). Кроме того, именно основатели новой религии смогли установить контакт с первым Великим в истории человечества.
Небо и космос едины
Устанавливать контакт научились птумеру в незапамятные времена. Об этом свидетельствуют останки птумерианца на балконе кафедрального собора Хора, от которых игрок учится соответствующему жесту.
Именно Ибраитас стала Великим, с которым удалось установить первый контакт. Об этом говорят многие факты:
Самый очевидный. Наличие Ибраитас под Главным Собором и знание Хора о возможности установить контакт.
Менее очевидный. Альфред говорит, что святой медиум, которого некогда нашли птумеру в подземельях, все еще обитает под Собором. И она прекрасно попадает под это описание.
Личное наблюдение. В бою Ибраитас охотно плюется в игрока кровью, даже если ей не нанести никакого урона. Отсюда можно сделать вывод, что она могла отдавать свою кровь и мирным путем для нужд Церкви. Главное — правильно попросить.
Заметка
Хор и Школа Менсиса очень тесно связаны. Хоть это и разные структуры с абсолютно разными идеями (напоминаю, последователи Мастера Виллема все еще считали, что опасно делиться древней кровью с простыми людьми), но весьма охотно отсылаются друг на друга. Например, в Скрытой деревне Яаар’гул, которую заняли последователи Менсиса, можно найти ключ от Верхнего Собора, где собирался Хор. А в этом Соборе игрок узнает жест «Установить контакт», который поможет взаимодействовать с гигантским мозгом в Кошмаре Менсиса.
Кейнхёрст
Нужно поговорить о замке Кейнхерст, который все это время стоял на обочине истории и не выдавал свое присутствие. Более того, это необязательная локация, которую легко пропустить. Но именно в этом замке обитали дворяне и правители… непонятно какой страны. Может, все еще Лорана, а может и какой-то новой. Знаем мы только, что их власть распространялась и на Ярнам.
Как и в случае с птумеру, мы знаем что-то лишь о последнем монархе — королеве Аннализе (Vileblood Queen Annalise). По-снобистски чопорная и гордая, Аннализа возглавляет орден Нечистокровных (один из ковенантов в игре).
Нечистокровные получили свое название не просто так. Достаточно долго этот орден занимался чем-то, связанным с кровью. По всей видимости, человеческой. В результате этих дел Аннализа стала практически бессмертной. Об этом свидетельствуют особые предметы ковенанта, которые можно приносить королеве, дав священный обет. Но есть и другой способ это проверить.
О-хо! Очень хорошо, очень даже неплохо!
Альфред, дружелюбный к игроку персонаж и самый приветливый собеседник за всю игру, имеет собственные мотивы. Если охотник, управляемый игроком, возьмет приглашения в Кейнхёрст в тронном зале королевы и отдаст их Альфреду, то при следующем посещении этой локации он найдет обходительного хантишку в боевом одеянии, с оружием и перед троном, покрытым кровью и кусками плоти. Так выяснится, что он — последний из Палачей, охотников на Нечистокровных.
Но важно другое. Плоть, оставленная им на троне, все еще. жива.
Кровавая королева Кейнхерста оказалась действительно бессмертной, и это не художественное описание, а то, что видит игрок перед собой.
Впрочем, это лирическое отступление, а мы возвращаемся к истокам Церкви Исцеления. Палачи появились задолго до ордена охотников, но появление Церкви стало очень сильной поддержкой для всех, кто был недоволен развлечениями Нечистокровных. Возглавлял их Логариус, который со своими охотниками зачистил замок. Со временем в нем остались лишь тени дворян и монстры.
Логариус знал про бессмертие Аннализы, поэтому закрыл ее лицо сдерживающей маской и запечатал тронный зал. Чтобы защищать завесу, он сел перед проходом и надел Корону Иллюзий. Из-за ревностной защиты прохода его стали называть Мучеником Логариусом.
Это был второй важный этап истории. Церковь устранила внешнюю власть со стороны монарха и получила абсолютную власть в Ярнаме.
Бонус для самых-самых терпеливых. Занимательный факт: во время сражения с Отцом Гаскойном охотник получает +1 озарения, когда обезумевший убийца чудовищ показывает свою истинную форму (переход в третью фазу). Никто никогда этого не замечает, потому что в разгар боя и без того есть чем заняться, но сам факт этой детали показывает, насколько буквально работает озарение в игре про чудовищ, что скрываются внутри людей.
На этой ноте мы закончим первую часть истории мира Bloodborne. Вторая часть здесь: в ней я расскажу про становление охотников, Чуму Зверя и сюжет Bloodborne.
Новости, лонгриды, мемасики – лучшее из мира киберспорта прямо у тебя в почте!
Источник