Меню

Идеи для бизнеса космос

Инвесторы уходят в космос: как развивается коммерческая сторона освоения Вселенной

В космической индустрии не происходило ничего захватывающего последние лет пятьдесят. Мы даже перестали мечтать стать космонавтами, настолько это все затянулось. Но этот год стал знаковым. Если бы мы сосредоточились исключительно на позитивных новостях 2020 года, то прорывы в космической сфере точно бы возглавили рейтинг лучших событий для всего человечества.

Во времена всеобщей неопределенности в космической индустрии все шло более-менее по плану. В этом году полетел Crew Dragon, а вместе с ним стартовали коммерческие полеты компании SpaceX. В конце прошлого года Virgin Galactic вышел на IPO и заявил о планах развивать космический туризм, но пока из-за пандемии решил отложить тестовые полеты. Собственные космические инициативы так или иначе ведет и пятерка лидеров IT-отрасли — Google, Apple, Amazon, Facebook, Microsoft. В космос идут все, благодаря хорошим новостям он уже становится мейнстримом, и именно в связи с космосом, возможно, будет сделан следующий большой экономический прорыв.

Новая эра

Считается, что эра коммерческого освоения космоса по-настоящему началась в 2009 году — с первой доставкой коммерческого груза компанией SpaceX на орбиту. А в 2015 году произошло важное событие — президент США Барак Обама подписал Commercial Space Launch Competitiveness Act — документ, который по сути разрешил американским компаниям исследовать и использовать космические ресурсы. После этого частные инвестиции в космическую отрасль начали стремительно расти. Миру были обещаны космический туризм, созвездия спутников и недорогой интернет, доступный в любой точке Земли, более быстрые перемещения из одного места на планете в другое, развитие науки, колонизация Марса и другие заманчивые и столь ожидаемые для всего человечества возможности.

Преуспев в доставке грузов для правительственных учреждений и коммерческих компаний, SpaceX пошла дальше и в 2020 успешно отправила в первый коммерческий полет корабль с двумя астронавтами на борту, а затем — уже с четырьмя. Эти два запуска положили начало регулярным коммерческим полетам астронавтов. Помимо этого, компания развивает и свое дочернее подразделение Starlink, уже ставшее крупнейшим мировым оператором спутников связи. Осенью компания предложила тестовый доступ к возможностям спутникового интернета первым пользователям в США, и поступающие положительные отзывы клиентов позволяют надеяться на дальнейшее развитие этого сегмента.

Только за этот год в космические компании было инвестировано $17,5 млрд. Пандемия не стала большим препятствием в реализации планов индустрии

В последнее время компании прилагают много усилий, что бы ускорить разработки. Так, в ноябре NASA объявило о заключении 20 партнерских соглашений, направленных на то, чтобы «коммерческие космические технологии достигли зрелости». Среди выбранных компаний, которым NASA окажет поддержку своими человеческими и техническими ресурсами, SpaceX, Blue Origin и Rocket Lab.

Кто-то припишет начало новой вехи в мировой истории космоса Илону Маску, кто-то скажет, что NASA приняло правильное решение, решив перейти со стороны основного драйвера развития космоса в США на сторону потребления космических услуг, а Дональд Трамп будет стоять на том, что это его заслуга.

В обход пандемии

Самое значимое событие последних лет — в космос наконец-то пришел частный капитал, а это потенциально огромные вложения даже по сравнению с государством. Больше денег — больше инициатив, исследований, прогресса. Только за этот год в космические компании было инвестировано $17,5 млрд. Пандемия не стала большим препятствием в реализации планов индустрии, во многом, конечно, потому, что это не сегмент индивидуального потребления.

Как и ожидалось, запуски спутников подешевели (во многом благодаря SpaceX), а значит, космос стал доступнее для небольших и начинающих компаний. Увеличилось число компаний, чья деятельность связана с космосом и получаемыми оттуда данными, а также и количество запусков спутников. Кроме того, спутники стали гораздо легче и меньше, а ракеты — больше. Это значит, что выводить на орбиту их можно в большем количестве за раз, чем раньше.

Читайте также:  Космос 50 лет освоения

Космические IPO

Для многих частных инвесторов космос — это все еще очень новая и неизведанная сфера: интересных публичных компаний довольно мало, в частные всем желающим не зайти и из-за высокого спроса, и из-за незаинтересованности компаний в сторонних инвесторах.

В основном космические инвестиции рассматриваются как долгосрочные. Какие-то сферы, такие как спутниковые коммуникации, будут показывать более быстрые результаты, компании с более сложными новыми амбициозными миссиями интересны на более долгом горизонте.

Тем не менее инвесторы активно ищут возможности инвестировать в растущий рынок, который обещает поистине астрономическую капитализацию

Инвесторы ожидают, что Starlink все же отделится от SpaceX и выйдет на IPO. Сама SpaceX пока не назначает дату IPO, как и Blue Origin, но, в отличие от последней, привлекает частные инвестиции. Планы Rocket Lab пока неизвестны. Вообще, на бирже торгуется не так много компаний, на которые можно обратить внимание. Акции Boeing доступны широкому кругу инвесторов, но космический бизнес — только часть всего того, что делает компания, а значит, инвесторы вкладываются во все направления сразу, а любые трудности могут серьезно уменьшить капитализацию компании, что мы и наблюдали в этом году. Virgin Galactic тоже торгуется на бирже, в случае успеха у ее бизнеса большой потенциал, но крупные инвесторы слабо верят, что компания начнет реализовывать свою программу туристических полетов уже в ближайшие месяцы, как было заявлено.

Тем не менее инвесторы активно ищут возможности инвестировать в растущий рынок, который обещает поистине астрономическую капитализацию. Bank of America прогнозирует кратный рост рынка в течение следующих десяти лет — c $350 млрд до $1,4 трлн, если рынок продолжит расти теми же темпами (10,6%), что и предыдущие два года. Это осторожный прогноз. Два года назад годовой прогнозируемый рост был в два раза ниже — 5,6%. По факту мы можем увидеть куда более впечатляющий рост по мере того, как на рынок выйдет множество новых стартапов и частных инвесторов.

Если сравнить с другими индустриями, то даже цифра $1,4 трлн не такая уж и впечатляющая. Например, оценка публично торгуемых технологических компаний только в США уже превысила $9 трлн. Но это начало, младенец только появился на свет. А потенциал его мы пока не можем оценить, потому что в рамках космоса появится много новых отраслей, о которых мы сейчас и догадываться не можем. И с каждым новым космическим прорывом (строительство инфраструктуры, в первую очередь лунной базы, освоение Марса или других планет) возможностей будет все больше.

Такие прорывы будут происходить постепенно, но не из-за того, что индустрия не может технически реализовать их, а потому, что новые пути использования космоса должны быть экономически обоснованы. Бизнес-модели все еще носят спекулятивный характер. Инвесторы ожидают дальнейшего снижения цен на пуски и космические технологии, а также большего сотрудничества между космическими компаниями для развития технологий. Так как не каждая компания может развивать сразу все необходимые ей космические направления, есть место и для появления множества новых стартапов с самыми разными специализациями. При этом инвесторы уже верят в развитие индустрии и в то, что прорывы будут совершены в обозримом будущем, а потому частные инвестиции в космос будут продолжать стремительно расти. Мы стоим у истоков зарождения новой крупной многообещающей отрасли, такой, какой была индустрия IT в самом начале, но только теперь все происходит еще быстрее, а на кону еще большие деньги.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник

Бизнес мечты: как заработать на колонизации Луны и Марса

Несколько дней назад один из моих собеседников в социальных сетях с жаром доказывал, что расходы на колонизацию Луны и Марса никогда не окупятся. Действительно, чаще всего мы слышим о том, сколько стоит запуск ракеты и содержание МКС, поэтому пилотируемая космонавтика представляется скорее роскошью, чем необходимостью. Если выгода от спутников в наше время очевидна, то в случае Красной планеты одни только транспортные расходы вызывают сомнения: стоит ли браться за это предприятие?

Читайте также:  Неудачи при освоении космоса

История освоения космоса показывает: безусловно, стоит. С 1976 года NASA издает ежегодник «Spinoff», посвященный побочным продуктам деятельности агентства. Около 2000 изобретений, разработанных NASA в том числе вместе с частными компаниями, нашли применение в повседневной жизни. Если прибавить к ним европейские и советские (российские) изобретения, получится внушительное количество технологий и соответствующий оборот денежных средств — например, матрасы и подушки с эффектом памяти уверенно держатся в лидерах продаж, а в вашем смартфоне наверняка есть камера с матрицей, сделанной на основе технологии NASA.

Еще больше спин-офф продуктов принесет колонизация планет. Какие направления будут развиваться наиболее активно?

Роботы

Каждый день приносит новости с переднего края робототехники. Не остаются без внимания и перспективы освоения планет Солнечной системы.

Специалисты космического центра имени Джонсона (NASA), который занимается разработками в сфере пилотируемых космических полетов, сконструировали робота Валькирия (Valkyrie). Это прямоходящий робот, способный переносить и соединять предметы. Его манипуляторы заканчиваются сменными насадками. Создатели робота предполагают, что он будет готовить площадку для будущей марсианской базы и участвовать в строительстве.

Немецкий робот Джастин (Justin) представляет собой человекоподобный торс на четырех колесах. Помимо таких «важных» способностей, как умение ловить летящие предметы, делать и пересылать фотографии, он обладает умением выполнять мелкий ремонт. На испытаниях Джастин за несколько минут успешно починил вышедшую из строя солнечную батарею.

На первый взгляд кажется, что искусственный интеллект начал триумфальное шествие по свету. Но суть в том, что все эти роботы — единичные, довольно дорогие экземпляры, а так называемый искусственный интеллект во многом зависит от сообразительности конкретной группы программистов. Следовательно, открывается широкое поле деятельности для частных предпринимателей, которые наладят производство как роботов в целом, так и отдельных элементов.

Человекоподобный автономный робот способен произвести впечатление на инвесторов, однако понадобится множество более простых роботов: разведчиков, грузчиков, носильщиков. Все эти роботы, безусловно, уже сейчас востребованы на Земле, например, для работы в тяжелых условиях или на опасных объектах.

3D-печать

Во внеземных колониях 3D-принтер станет одним из предметов первой необходимости. Понадобится широкий спектр принтеров: от промышленных до бытовых. Одни будут печатать пластиковые тарелки, другие — детали сложных механизмов, третьи — жилища колонистов. Сейчас на МКС успешно проходят испытания 3D-принтеры компании Made In Space, работающие в невесомости. MIS также разработала принтеры, которые способны функционировать в условиях открытого космоса.

Мы работаем над технологией печати крупногабаритных конструкций в космосе, что с одной стороны, позволит многие вещи производить в космосе, а не выводить с помощью дорогостоящего пуска с Земли. А с другой — мы уже столкнулись с запросами на печать больших конструкций на Земле, в основном деталей для самолетов, автомобилей. Что касается постройки жилищ из лунного и марсианского грунта, то представлено уже несколько проектов, как американских, так и европейских.

Но чем хуже земной грунт? Технологии строительства с помощью 3D-принтеров применимы и на Земле, особенно актуальны они будут в труднодоступных районах.

Теплицы

Современная теплица — это сложный технологический комплекс, напичканный механизмами и датчиками. Он функционирует 24 часа в сутки и дает урожай круглый год, причем урожайность такая, которая и не снилась фермерам прошлого. Освещается теплица светодиодными лампами, растения выращивают на гидропонике. Поэтому приспособить существующие технологии для внеземных колоний не составит особого труда.

Читайте также:  Города колыбели освоения космоса

Специально для будущих лунных и марсианских баз NASA создало надувные теплицы Lunar/Mars Greenhouse. Предполагается, что они будут использовать местную воду, полученную из грунта. Возможно, их установят под поверхностью, тогда они будут освещаться светодиодами.

Хорошим примером околокосмического бизнеса может послужить проект Mars One. Далеко не все верят, что у его основателя Баса Лансдорпа получится отправить колонистов на Марс, еще меньше людей верят, что колонисты смогут там выжить. Но пока спорят, шарлатан Лансдорп или нет, он уже успешно растит овощи в аналоге марсианской почвы. Так что, когда на Марсе появятся базы, скорее всего, технологию выращивания сельскохозяйственных культур закупят у предприимчивого голландца и его коллег. Это даст дополнительную рекламу знаменитым на весь мир голландским теплицам.

Медицина

Вряд ли те, кто покупает в аптеке «Мирамистин», знают, что он появился на свет как антисептик широкого действия для орбитальных станций. Инсулиновая помпа, избавляющая диабетика от необходимости каждый раз вводить себе инсулин шприцем, а в некоторых моделях — и от необходимости каждый раз измерять уровень сахара в крови, стала побочным продуктом приборов для удаленной диагностики астронавтов.

Удаленная диагностика и лечение, роботы-хирурги, производство лекарств в невесомости (или при низкой гравитации) — эти важные для внеземных колоний направления сейчас активно развиваются. Планируется, что в недалеком будущем ученые научатся выращивать из клеток жизнеспособные органы, и уже сейчас на 3D-принтере печатают импланты нового поколения, близкие по качествам к человеческим тканям.

Информационные технологии и связь

Для всех этих чудес техники нужно программное обеспечение, которое разрабатывают как гигантские корпорации, так и микропредприятия, и даже индивидуальные предприниматели. Повысятся требования к информационной безопасности, а, значит, будут востребованы компании, специализирующиеся на защите информации. Будут разрабатываться системы связи сверхвысокой пропускной способности и технологии передачи сигнала с Марса на Землю без потерь.

Реклама

В 1997 году израильская компания Tnuva, производитель молочной продукции, стала первой, снявшей в космосе рекламный ролик — он был записан на орбитальной станции «Мир». В 2001 году компания Pizza Hut первой доставила на МКС пиццу. И буквально на днях с большой шумихой в направлении Марса улетел автомобиль Илона Маска Tesla Roadster. Несомненно, это увеличит продажи пока убыточной компании Tesla. А участие в космических программах известных компаний, таких, как Coca-Cola или Nestle, в свою очередь, привлечет внимание к космосу.

Развлечения

Первое, что приходит в голову, — туризм. Пока известно о планах SpaceX отправить туристов в беспосадочный полет вокруг Луны, но когда появятся лунные и марсианские колонии, в них следует заранее предусмотреть гостиницы!

Прочее ограничивается только фантазией предпринимателей. Возможно, вначале потребителю предложат удаленное путешествие по другой планете «в шкуре» робота-аватара или возможность заглянуть в установленный на Луне телескоп. Со временем простые развлечения останутся для тех, кто не сможет позволить себе турпоездку на Луну или Марс. А для путешественников появится развитая инфраструктура с парками развлечений, «марсианскими» ресторанами и продажей сувениров.

Киноиндустрия получит возможность проводить натурные съемки на Луне и Марсе. Через какое-то время интерес к ним пройдет, но первые, кто воспользуется этим шансом, окупят немалые расходы (хотя бы за счет product placement) и войдут в историю кинематографа.

Это лишь несколько отраслей, в которых можно будет разбогатеть на колонизации Луны и Марса. Кроме них, откроются перспективы в энергетике и транспорте, микробиологии, производстве новых материалов, в индустрии компьютерных игр. И не стоит забывать о таком направлении, как выпуск памятных монет, марок, сувениров с «марсианской» символикой, моделей ракет и космических аппаратов.

Источник

Adblock
detector