Универсум – это. Общий смысл понятия
Современная философия основывается на понятиях, которые формировались на протяжении нескольких тысячелетий. Несомненно, что некоторые из них были признаны архаичными и перестали употребляться в науке по отношению к феноменам. Другие претерпели изменения и переосмысления, снова войдя в философский лексикон.
Универсум в истории
Бесспорно, что человечество с древних времен размышляло над вопросами причинности бытия, конечности и тварности материи. Несмотря на техническую неразвитость, древние мыслители смогли постичь умозрительно бесконечность Вселенной и ограниченность человеческой природы.
В философский лексикон вошли разнообразные термины, которые в различные исторические эпохи имели разную смысловую нагрузку. Понятие универсума воспринималось по-разному. Конечно же, такая трактовка зависела от мыслителя и места применения термина в философской концепции.
Древние атомисты считали, что универсум – это череда миров, которые возникают и разрушаются в процессе непрестанного движения. Сократ придерживался похожих воззрений. Платон в противовес атомистам предполагал, что универсум – это мир идей, который может быть отожествлен с реальным миром. Был еще такой основатель современной науки, как Лейбниц. Он предполагал, что универсум – это множественность миров, среди которых только один реален и отожествляется с нашим миром.
Универсум в современной философии
На данный момент в философии сформировалось устойчивое определение, которое дает следующую трактовку: универсум – это понятие, которое обозначает всю реальность со свойственными ее атрибутами, временем и пространством. Именно соотношение всех вышеуказанных атрибутов позволяет с уверенностью утверждать о существовании реальности, однако здесь и заключается главный вопрос. Что такое реальность и насколько она субъективна? Возможна ли объективная реальность?
Проблема понятия
Понятие «универсум» в современной философии имеет несколько вариантов трактовки. Такая тенденция связана непосредственно с областью применения данного термина. Материалист воспринимает понятие «универсум» как абсолютное единство Вселенной и микрокосмоса, не проводя определенного разграничения между этими ними.
Реалист, скорее всего, предположит, что данный термин можно применить исключительно при описании процесса соприкосновения собственного «Я» и Вселенной. В результате этого возникают определенные последствия.
Теолог воспринимает данный термин не иначе, как тварность универсума. То есть Бог, находящийся вне времени, создает атрибутику Вселенной – время, материю, пространство. Единственное, что объединяет всех представителей философии, – это восприятие понятия «универсум» как нечто близкое к понятиям Вселенная, мир, космос, бытие.
Антропология и универсум
В представлении философов, как древних, так и современных, человек является существом, которое объединяет в себе частицы макрокосмоса и микрокосмоса. Несомненно, человек является совершенным существом, которое обладает теоретической целостностью своего бытия. Существуют различные способы объяснения того, что природа человека нарушена. Даже сейчас индивид неспособен на создание целостности своего внутреннего мира, который часто разрывается от противоречий, заключающихся в природе индивида.
Понятие универсум и человек предполагает собой состояние целостности, проявление собственного бытия в реальности, актуализации собственного «Я» в потенциальной бесконечности.
Мир и универсум
Термин «мир» является фундаментальным философским понятием, которое имеет довольно широкие границы. В зависимости от философской концепции он имеет порой совершенно противоположные значения. Например, рассмотрим концепцию атеизма и религиозную картину творения мира.
Понятие «мир» употребляется для описания совершенно двух противоположных явлений в реальности. Сотворение реальности – это акт высшего сознания, имеющего разум и волю, в то время как процесс возникновения и развития – это естественный процесс, сопряженный более со счастливой случайностью.
Возникает очевидная трудность, заключающаяся в сопоставлении термина «мир» и понятия «универсум», которое имеет разнообразные трактовки в зависимости от смысловой нагрузки, которая вкладывается философом.
Поэтому наиболее реальным вариантом соприкосновения понятий «мир», «универсум» является возможность отождествления Вселенной с множественностью миров, которые возникают благодаря существованию разнообразия индивидуальностей. Именно множественность личностей рождает множественность миров, которые, исходя из субъективного проявления, образуют множественность по отношению к одной реальности.
Центр мироздания
Множественность миров возникает благодаря возможности соотношения реальности с субъективным мировосприятием отдельного человека. Вселенная, соприкасающаяся с конечным числом индивидуальных субъектов, приводит к возникновению различных отношений с объективной реальностью, образуя некое конечное число реальностей. Если допустить, что центр универсум прилагается к объективной реальности и возникает при взаимодействии макрокосмоса и микрокосмоса, то бесспорно, что оно возможно только в том случае, когда человек пропускает в себя имеющуюся реальность и после этого выдает в макрокосмос измененную. Стоит говорить о некой синергии между человеком и Вселенной.
Бесконечная конечность
Вопрос довольно интересный, ведь существование самого понятия «универсум» возможно исключительно в совокупности с понятием личностного бытия. Универсум – множество, напрямую зависящее от бесконечности человеческого существа во Вселенной. Иными словами, существует ли мир за переделами сознания? Конечно, можно предположить, что в итоге мир саморазрушится или будет разрушен непосредственно человеком, тогда результат очевиден: универсум – понятие конечное.
Однако если допустить существование Бога, то именно в соприкосновении Его личности и Вселенной понятие универсума не будет иметь границ, ведь Его бытие признается в теории бесконечным. В данной ситуации необходимо пытаться не употреблять понятия, которые антропоморфны и не применимы по отношению к Божеству. Ведь допуская возможность отношений, укладывающихся в субъективное проявление Бога к реальности и возникновение отсюда реальности, возникает вероятность нивелировать Сверхприроду до просто пантеизма, что отрицается большинством философов.
Источник
УНИВЕРСУМ
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .
Философский энциклопедический словарь . 2010 .
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .
Смотреть что такое «УНИВЕРСУМ» в других словарях:
Универсум — (лат.universum – жалпы, әлем) – «әлем тұтас ретінде», тұтас әлем («мир как целое»). Антикалық атомистердің ойынша, универсум пайда болатын және құритын көп әлемдерден тұрады. Платон бұл ілімді қабылдамай, біздің әлем жалғыз әлем деп есептеді.… … Философиялық терминдердің сөздігі
УНИВЕРСУМ — [лат. universum] 1) филос. термин, обозначающий «мир как целое»; 2) мир, вселенная. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. универсум [лат. universum] – всеобщее; вселенная Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка
универсум — УНИВЕРСУМ (лат. universum) мир в целом, все сущее, взятое в единстве. «У» как философская категория по объему совпадает с астрономическими понятиями «космос» и «Вселенная», но отличается от них по содержанию. Понятия «космос» и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
УНИВЕРСУМ — (латинское universum все, целое), философский термин, обозначающий мир как целое … Современная энциклопедия
УНИВЕРСУМ — (лат. universum summa rerum), философский термин, обозначающий мир как целое … Большой Энциклопедический словарь
универсум — сущ., кол во синонимов: 3 • вселенная (16) • мир (71) • универс (2) Словарь синонимов ASIS. В … Словарь синонимов
Универсум — (латинское universum все, целое), философский термин, обозначающий “мир как целое”. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Универсум — Эта статья о философcком понятии. О множестве всех множеств см. Универсальное множество. Универсум (лат. universum, «совокупность, общность» или лат. summa rerum «совокупность всего», «мир как целое», «всё сущее») в … Википедия
УНИВЕРСУМ — (от лат. единая Вселенная) – понятие, обозначающее объективную реальность, мир в целом и отождествляемое либо с видимой частью Вселенной, либо с ее духовной сущностью. Качества универсума относились к Богу и его воплощениям. В философской мысли… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
УНИВЕРСУМ — совокупность всего, что существует. В религиозной философии термин универсум обозначает собой весь комплекс творения (мир и человека). В более широком смысле понятие охватывает собой физический мир объект науки: комплекс отношений между… … Философский словарь
Источник
Курс лекций по Философии (5)
Главная > Лекция >Философия
Лекция 4. Учение о бытии
Универсум. Религиозная, научная и философская картины мира.
Бытие. Основные формы бытия.
Материя и форма. Эволюция понятия «материя» и влияние на нее кризиса в физике на рубеже 19 – 20 в.в.
Движение, развитие, прогресс. Классификация форм движения.
Философия и конкретные науки о пространстве и времени.
Универсум (от лат. universum – мировое целое, мир, вселенная) — это все сущее, рассматриваемое в единстве. По объему «универсум» совпадает с понятиями «космос» и «Вселенная». Первоначально они не отличались и по содержанию. Например, первые философы пытались описать пространственную структуру универсума. Так, Аристотель считал, что в его центре находится Земля, за ней — планеты, а за планетами – сфера неподвижных звезд. Сегодня вопрос о пространственно-временной структуре вселенной перешел в ведение конкретной науки, астрономии, а понятие «универсум» приобрело чисто философский, предельный, пограничный смысл. В известном смысле оно антропоцентрично: задача философии — понять смысл человеческого бытия, а для этого необходимо понять каково его место в универсуме, для чего, в свою очередь, необходимо понять, что представляет собой сам универсум.
Понятие «универсум» имеет и гносеологический аспект: оно близко к понятию « универсум рассуждения ». Универсум рассуждения биолога – живая природа, т.е. часть мира в целом,. Универсум философского рассуждения — целое, образованное из универсумов всех других рассуждений. Именно здесь, на пределе познавательных возможностей, приобретают смысл философские проблемы.
Солипсисты, материалисты и объективные идеалисты понимают универсум по-разному. Для солипсиста границы универсума совпадают с границами его собственного субъективного мира. Реалисты (материалисты и объективные идеалисты) полагают, что в универсум входит также и реальность, находящаяся за пределами их собственного сознания. Расходятся они в понимании природы этой реальности. Материалист полагает, что ее субстратом является материя, объективный идеалист – что она в своем существе духовна, идеальна. Различие этих трех трактовок универсума определяет и различие в трактовке задач познания. Самая сложная исследовательская программа у материалиста: в отличие от солипсиста, он не редуцирует предмет познания к содержанию своего собственного сознания и, в отличие от объективного идеалиста, не апеллирует к всеобъясняющей гипотезе о существовании Творца. Он стремится понять универсум из него самого.
Но не стоит абсолютизировать разницу между материализмом и двумя его оппонентами. Объективный идеалист вполне может рассматривать универсум в абстракции от воздействий на него Творца и таким образом найти общий язык с материалистом, а после этого они оба могут найти общий язык с солипсистом: есть процессы, протекающие в субъективной реальности, которые можно вполне успешно рассматривать в абстракции от их взаимодействия с объективным миром.
От категории «универсум» важно отличать категорию «мир»: говорят о множестве миров, о возможных мирах, о лучшем из возможных миров и т.д. О множестве универсумов говорить не принято. Яснее же всего можно отличить «универсума» от близких ему понятий («космос», «вселенная», «бытие», «мир», «сущее», «реальность», «единое» и «абсолют», и т.д.) рассмотрев их в паре с их противопонятиями: «бытие» с «небытием», «сущее» — с «несущим», «единое» — с «многим», «реальность» — с «иллюзией» и т.д.
Бытие и ничто
Бытие . По-гречески «бытие» в родительном падеже – «ontos». Отсюда — онтология – учение о бытии, первая философия. Но чтобы правильно истолковать смысл этого определения, необходимо учесть, что бытие в современной литературе понимается в трех смыслах:
Во-первых, как мир в целом, включающий в себя все сущее, в том числе и человеческое сознание. За границами так понимаемого бытия ничего нет. Противопонятие «бытия» — «ничто» — не имеет денотата. Нет объекта, который можно было бы представить как экземплификацию ничто. Но так понимает бытие лишь материалист. Для верующего вне бытия существует Бог, который внебытиен , сверхбытиен .
Второй смысл «бытия» содержится в выражениях «Бытие первично, сознание вторично», «Бытие определяет сознание» и т.д. Бытие понимается здесь как мир за границами человеческого сознания. Это второе значение термина «бытие» фундаментально для материализма. Вопрос об отношении мышления к так понимаемому бытию здесь считается основным вопросом философии .
Третий смысл термина предлагает экзистенциализм. Бытием, экзистенцией (от лат. ex(s)isto – существую) здесь называют ту часть мира в целом, которая остается за вычетом объективной реальности, т.е. субъективную реальность. Экзистенция — это бытие человека, постигаемое им непосредственно.
Виды бытия. Это членение бытия как мира в целом можно продолжить. Выделяют бытие природы, человеческого общества, отдельного человека. Бытием можно называть даже отдельную вещь, в том же смысле, в каком мы называем человеком отдельного человека.
Бытие в третьем смысле, экзистенция, предметом онтологии не считалось никогда. Остается три возможности идентифицировать ее предмет. 1. Предмет онтологии – это все универсальные определенности бытия, находящегося за границами человеческого сознания. 2. Предмет онтологии – это определенности, общие явлениям как объективного, так и субъективного мира (и там, и там есть свойства, отношения, необходимости, случайности и т.д.). 3. В предмет онтологии входят универсальные определенности и первого, и второго типа.
Слова не имеют естественной, природной связи с обозначаемыми объектами, и поэтому не имеет смысла вопрос, какое из этих трех пониманий предмета онтологии истинно. Речь может идти лишь о том, насколько избранное понимание соответствует историческим традициям и насколько оно удобно для целей исследования. Нам удобнее третье, самое широкое понимание предмета онтологии.
Выражения «его земного бытия было 86 лет», «как твое житьё-бытьё?» и т.д. обнаруживают еще один философский, категориальный смысл термина «бытие»: в этих контекстах он означает не мир в целом и не его объективную часть, а дление – некий признак, присущий и миру в целом, и любому объекту этого мира. Когда говорят, что «бытие» — это не философская категория, поскольку бытием обладают предметы всех категорий, имеют в виду именно это значение термина. Его качественное отличие от рассмотренных выше проявляется, и когда мы начнем искать ему антоним. До сих пор мы считали антонимом «бытия» — «ничто». Но у бытия как дления два антонима — «возникновение» («становление») и «исчезновение». Образуется следующая цепочка понятий: « небытие» — «становление» –«бытие» – «исчезновение» — «небытие .»
Благодаря этой цепочке в статическую картину универсума проникает движение. Становление – это переход предмета из небытия в бытие, исчезновение – переход его из бытия в небытие. Теперь нам нужно различить небытие и ничто.
Небытие и ничто. В ряде контекстов эти термины отождествляют, например, в аристотелевской формулировке принципа сохранения: «Ни одна вещь не возникает из небытия, но все – из бытия» 1 . Но именно для того, чтобы привести трактовку процессов становления и исчезновения в соответствие с принципом сохранения, эти понятия необходимо строго различать. « Ничто » – это не имеющее денотата противопонятие «бытию». « Небытие» в современном дискурсе обычно трактуется как понятие, имеющее денотат: небытие жидкости — лед, небытие льда — жидкость. Пользуясь гегелевским языком, можно сказать, что небытие объекта – это его инобытие . Превращение небытия в бытие, т.е. становление, и превращение бытия в небытие, т.е. исчезновение, при такой трактовке понимаются в полном соответствии с принципами сохранения: что прибыло в одном месте, убыло в другом.
В сущности, становление и исчезновение – это один и тот же процесс. Разница лишь в том, с какой точки зрения мы на него смотрим: если нам нужен лед – замерзание воды – становление, если нам нужна вода, — тот же самый процесс – исчезновение.
Становление как возникновение из ничего и исчезновение как превращение в ничто, в рамках современной, галилеевской науки, базирующейся на принципе сохранения, – бессмыслица. Для тех же, кто отрицает универсальность этого принципа, трактовка возникновения и исчезновения как перехода от ничто к бытию и обратно вполне приемлема: верующие полагают, что Бог сотворил мир именно из ничего.
Сущее. В современной философии это устаревшее слово нередко употребляется как синоним «бытия». Но это некорректно уже с грамматической точки зрения: «бытие» — существительное, «сущее» — прилагательное. «Бытие» может обозначать и признак, и носитель признака, «сущее» – только носитель признака. Можно сказать «бытие человека», но нельзя сказать «сущее человека».
Категории «бытие» и «сущее» трактуют и как противоположности . Например, Хайдеггер понимает бытие как то, что скрывается за сущим и проявляется в нем. Сущим он называет не просто существующее, а истинно существующее. Сущее – это предмет опытного знания, непосредственно данное, а бытие – скрытая сторона объектов, лишь обнаруживающая себя в сущем. Отсюда – сближение сущего с кажимостью, а бытия – с сущностью. Я не усматриваю в этих перевешиваниях старых названий на старых вещах особой мудрости.
Сказанного о понятии «бытие» достаточно для того, чтобы сопоставить его с рассмотренным выше понятием « универсум» . Для этого важно учесть связь между бытием как миром в целом и бытием как длением. Второе значение термина накладывает отпечаток на первое: бытие как мир в целом, понимается диахронически, универсум как мир в целом — синхронически. У ниверсум – это мир в пространстве, бытие – мир во времени . Эта дистинкция не отрицает ни пространственности бытия, ни временности универсума. Разница лишь в аспектах рассмотрения, в способе выделения предмета в чистом виде.
Источник