Игорь Эммануилович Грабарь
| | | |
| | | |
Русский художник Игорь Эммануилович Грабарь
Луч солнца, 1901
Ключевые слова картины: Луч солнца. Картина художника Грабаря, русская живопись, фото
Игорь Эммануилович Грабарь — одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века. Пожалуй, не было в ней человека более многогранного, проявившего себя в самых разных ее сферах, оказавшего личное творческое воздействие на формирование целых ее направлений. Человек искусства, науки, музейного и реставрационного дела, Грабарь в своей очень долгой жизни проявлял чудеса трудолюбия, вкладывая всего себя в то дело, которым в данный момент занимался.
Источник
| | | |
| | | |
Советский живописец Игорь Грабарь
Луч солнца, 1901
Теги страницы: Луч солнца. Картина художника Грабаря, русская живопись, фото
В 1913 году в жизни Грабаря произошло очень важное событие — он стал директором Третьяковской галереи и оставался им после революции вплоть до 1925 года. Условием, на котором Грабарь принял этот пост, было проведение коренных реформ в хранении и экспонировании произведений галереи, где до тех пор все оставалось, как при жизни ее основателя. «Судьба давала мне наконец в руки тот огромный историко-художественный материал, который собран в Третьяковской галерее, и я мог оперировать им для своей истории русского искусства не на расстоянии, как раньше, а вблизи, на «художественную ощупь»».
Источник
Природа наделила И. Э. Грабаря многими дарованиями, которые, к немалому удивлению окружающих, он сумел реализовать. Стал значительным художником, искусствоведом, художественным критиком, реставратором, педагогом, музейным деятелем, замечательным организатором, даже архитектором. При этом в течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому темпераменту, был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны.
1947 г. «Автопортрет в шубе».
Игорь Эммануилович Грабарь родился (13) 25 марта 1871 года в русской семье в Будапеште. В Россию семья вернулась в 1876 году. Он окончил гимназию, а в 1889 году – Московский лицей. Осенью 1889 г., восемнадцати лет от роду, почти без гроша в кармане Грабарь едет в Петербург. Поступает в университет, учится там в течение четырех лет на двух факультетах сразу — юридическом и историко-филологическом — и упорно готовится к поступлению в Академию Художеств. В это время он зарабатывает себе на жизнь сочинением юмористических рассказов и иллюстрациями для журналов.
Этапы поступления в АХ (1894) и начало обучения в ней Грабарь прошел блестяще и стремительно. Уже в 1895 г.
Но вот летом 1895 г. на каникулах Грабарь совершил поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В Италии его настолько потрясли творения мастеров Возрождения, а в Париже — работы импрессионистов и постимпрессионистов, что Грабарь на протяжении 1896-1900 гг. колесит по Европе «с целью детального и углубленного изучения мирового искусства и получения архитектурного образования».
«Дама с собакой». 1899 г.
В 1900 г. Грабарь возвращается в Россию, и тут начинается, по признанию художника, самый его «творческий период». Он вновь после долгой разлуки влюбляется в русскую природу, ошеломлен красотой русской зимы, без конца пишет «сверхъестественное дерево, дерево-сказку» — березу. В Подмосковье созданы наиболее известные его произведения: «Сентябрьский снег» (1903), «Белая зима. Грачиные гнезда», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» (все 1904), «Хризантемы» (1905), «Неприбранный стол» (1907) и др.
1904 г. «Белая зима. Грачиные гнезда». ГТГ.
И. Грабарь развивает в 20 веке столь популярный в 19 столетии достаточно традиционный жанр натюрморта. В его картине «Хризантемы» своеобразным образом соединяется несколько разных жанров.Главное – та точка зрения, которой придерживается зритель в тот или иной момент. Когда мы рассматриваем пейзаж достаточно близко, то видим лишь крупные цветы. Но при изменении точки зрения, когда на натюрморт смотрим как бы издали, становятся видны и другие детали интерьера. Привычные границы жанра мастерски размыты цветописью импрессионистского характера. Все изображение словно состоит из одной субстанции. Картина написана в 1905 году. Важно, что создано это великолепное творение в интерьере яркого света. Все предметы словно пушистые. Если рассматривать рельефную живопись вблизи, то кажется, что она — целые невероятные по красоте россыпи теней и словно сказочных бликов. Если же немного отдалить картину и смотреть на нее со стороны, то ее немедленно наполняют чудесные переливы великолепного перламутра. Хризантемы ярко-желтого цвета в синеватом свете, который на них падает, причудливым образом меняют свой цвет. Кажется, что цвет становится совершенно иным, приобретая некий зеленоватый оттенок. И. Грабарь своими великолепными натюрмортами открыл совершенно новое понимание этого, казалось бы, традиционного жанра. Его трактовка абсолютно новая. Он не просто изображает предметы, но и умело играет светом и тенью, использует всю силу красок и света. В итоге мы видим не просто натюрморты, а нечто большее. Границы творений чудесным образом раздвигаются. Картины наполняются новым содержанием и иным звучанием. Важно, что во всех работах И. Грабаря импрессионистского жанра всегда торжествует свет. Он господствует над всем, озаряя все вокруг и проникая в детали, создавая совершенно новые ощущения.
1907г. «Зимнее утро».
Прекрасное живописное произведение исполненное в импрессионистическом стиле, картина «Зимнее утро» было создано художником в 1907 году. Сегодня полотно украшает экспозицию Севастопольского художественного музея имени П.М.Крошицкого. Это произведение импрессионистского стиля. Создается ощущение, что оно не написано красками, а соткано из тончайшего кружева. Сначала даже невозможно поверить, что рассвет зимой может так необычно выглядеть. Художник увидел в обычном лесу волшебную сказку.
Художник изобразил обычные будни жителей деревни. Но он увидел в них неподражаемую красоту. И. Грабарь любуется пробуждающейся природой, восхищается наступающей весной, стремясь показать пока ещё скрытую мощь талой воды, которая вот-вот ворвётся ручьями в деревенский пейзаж.
И. Грабарь пишет на открытом воздухе, учитывая достижения французских импрессионистов, но, не желая слепо им подражать, пишет по-русски, любя «вещественность и реальность». «Февральская лазурь» — это величественный «портрет» березы. Мы смотрим на нее снизу вверх, из глубокой траншеи в снегу, которую вырыл автор и в которой он работал, невзирая на жестокие морозы, переполненный радостью от «перезвонов и перекликаний всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба». Пейзаж написан чистыми цветами, мазки положены плотным слоем.
«Февральская лазурь». 1904 г.
1904 г. «Толстые женщины. Гротеск.». Частное собрание.
Источник
«Милый друг» / Клим Ли + Klim Lee / Клим Ли facebook [MORE=>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>] Радиоспекта.
«Український космос» / Олег Шупляк Шупляк Олег (MrOlik) / Oleg Shupliak .
Полжизни мы теряем из-за спешки. Художник-акварелист Андрияка Сергей Николаевич (Россия, 1958). Пейз.
Уходит год крысиный, Эх, бед он натворил! Covidom, как трясиной, Всю Землю вдруг покрыл. &nb.
Пятница, 17 Февраля 2017 г. 22:06 + в цитатник
Художник Игорь Эммануилович Грабарь — певец снега и инея
Художник Игорь Эммануилович Грабарь — певец снега и инея
Недавно вот какой переполох случился:
Февраль в Весну — красавицу влюбился…
Ей письма пишет, посылает валентинки,
Вместо сердечек — белые снежинки.
Из перламутровых, хрустальных льдинок
Сам делает браслеты для любимой
И ожерелья, бусы дивной красоты.
О ней одной лишь все его мечты…
Февраль к Весне Зима приревновала
И на Весну все пуще злиться стала.
Морозом лютым, вьюгами пугает,
И тучи снежные в соперницу бросает.
Весна смеется, ей совсем не страшно,
Зима, Февраль — уж день вчерашний…
Теченье времени остановить нельзя…
Ей не нужны подарки Февраля.
Там впереди, где звонкая капель
Ждет милый друг ее, Апрель…
Там ласковое солнце согревает,
Щебечут птицы, ветерок играет,
Там запахи цветов, травинок разных,
Там шумно, ярко, там — прекрасно!
А что Февраль? Живет мечтою —
В последний день он встретится с Весною!
Февраль
Снегом занесло тропинки.
Заколдован зимний сад.
На ветвях алмазы-льдинки,
Цветом радуги искрят!
Лучик солнца в них играет.
Забавляется Февраль,
Лес в наряды одевает,
Серебром раскрасил даль.
Младший сын Зимы -царицы
Во владения вступил.
Горделивый, белолицый,
Вьюгам головы вскружил!
© Copyright: Анжела Давидович
Иней
По деревьям серебристая
Перекинулась фата —
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота!
И себя берёзка грустная
Не могла узнать сама —
Так украсила искусная
Ветки деревца зима.
Г. Галина
Автопортрет в шубе
Игорь Эммануилович Грабарь (13 ( 25) марта 1871 год , Будапешт , Австро-Венгрия — 16 мая 1960 год , Москва , СССР) — российский и советский художник , реставратор , искусствовед. Он достиг значительных высот сразу в нескольких сферах — живописной , музейной , реставрационной и научной.
Особенности творчества художника Игоря Грабаря: яркая насыщенная цветовая палитра , увлеченность импрессионизмом и дивизионизмом , индивидуальная их трактовка. Ведущие направления: пейзаж ( его « фирменным» знаком стали многочисленные изображения инея , зимние пейзажи), портреты , натюрморты.
Когда Грабарь менял паспорт по окончании университета , нетрезвый паспортист запутался в данных и поставил местом рождения Петербург. Исправить ошибку паспортист наотрез отказался. С тех пор Грабарь значился в документах уроженцем Петербурга ( и его вариаций , ведь за долгую жизнь художника город побывал Петроградом и стал Ленинградом , а вот обратно в Петербург не успел переименоваться).
На самом деле будущий художник Игорь Грабарь родился в Будапеште , а в России оказался лишь в возрасте девяти лет. Впрочем , русский дух был им впитан с детства. Дед его по матери Адольф Добрянский был активным участником славянофильского движения и в своем доме устанавливал русские обычаи. Отец , депутат будапештского парламента , тоже активный борец против мадьяризации славян , вынужден был бежать в Россию еще в 1876 году , где зарегистрировался под конспиративной фамилией Храбров ( впоследствии Игорь так подписывал свои ранние работы). Семья приехала к отцу в Егорьевск ( Рязанская губерния) только в 1880 году , но соединились они ненадолго — вскоре отца перевели в Измаил , а мальчик продолжил учебу в Егорьевске. Рисовать он начал в раннем детстве , «изводя пропасть бумаги».
Впервые прикоснувшись к масляным краскам , вдохнув их запах в мастерской своего учителя рисования , Игорь Грабарь был покорен навсегда: «Я думал , что не выдержу от счастья , наполнявшего грудь , особенно когда почувствовал сладостный , чудесный запах свежей краски».
В 1882 году он поступил в московский лицей цесаревича Николая. Самым лучшим в этом отрезке биографии Игоря Грабаря , пожалуй , было то , что он закончился. Среди богатых мальчиков Грабарь весьма и весьма выделялся , при лицее находился в качестве « живущего стипендиата», и однокашники отнюдь не упускали возможности пройтись по поводу его бедности. Впрочем , хорошие впечатления тоже имели место. В Москве в это время походила грандиозная всероссийская художественно-промышленная выставка , и Грабарь проводил долгие часы в художественном отделе , рассматривая картины Репина, Крамского, Куинджи и Перова. Всей душой стремясь проникнуть в мир по ту сторону холста , Грабарь проводил все выходные в Третьяковке , искал знакомств с людьми искусства , начал посещать рисовальные классы Московского общества любителей художеств. Лицей Игорь закончил с золотой медалью и в 1889 году поступил на юридический факультет Петербургского университета , где уже учился его старший брат Владимир , ставший впоследствии блестящим юристом. Петербург очаровал его с первого взгляда и на всю жизнь остался для Грабаря самым красивым городом Европы.
С детства Игорь Грабарь привык рассчитывать только на себя , и в Петербурге это сослужило ему хорошую службу. Он слету вписался в петербургскую жизнь , вел активную деятельность сразу в нескольких направлениях: научном , литературном , художественном. Параллельно юридическому он получал историко-филологическое образование , учился , писал обзоры выставок и критические статьи , составлял биографии живописцев. О студенческой поре у него остались самые радостные впечатления , в отличие от обучения в лицее. В это же время к нему пришел первый успех. Работа 1889 года « Крыша под снегом» была высоко оценена его друзьями-художниками , студентами Академии художеств. К слову об Академии — Игорь Грабарь уже с 1892 года посещал академическую мастерскую прославленного педагога Павла Чистякова, обучившего Репина, Серова, Врубеля. И , конечно , после университета путь Грабаря лежал в Академию художеств , это понимал и он сам , и его товарищи. Но , по совету своего друга художника Щербинского , Грабарь решил погодить с подачей заявления в Академию , которая переживала процесс серьёзной реорганизации , и поступил лишь в 1894 году.
Уже на следующий год состоялась его первая европейская поездка , включившая в себя Германию , Италию , Францию. Наибольшее влияние на него оказала итальянская культура , в частности , венецианская живопись. А Париж , столица импрессионизма , захватил его. Визит в лавку Амбруаза Воллара стал одним из поворотных моментов. Оказывается , в мире есть Ван Гог, Гоген, Сезанн! По возвращении Грабарю все сложнее было убеждать себя в необходимости продолжать академическое образование — после того , как он увидел , что творится « на передовой». Он перевелся в пользующуюся огромной популярностью мастерскую Репина , но и там продержался недолго. Ему казалось , что учеба в Академии лишает его взгляд свежести , а кисть естественности. В поисках иных учителей Грабарь снова направился в Европу , на этот раз в Мюнхенскую школу Антона Ашбе, пользовавшуюся большой популярностью у русских художников. Здесь Грабарь оказался на своем месте , а оценивший его талант руководитель школы даже предложил ему быть старостой группы и проводить занятия для новичков. Позже Игорь Грабарь возглавил одно из двух отделений школы.
Хронологические рамки мюнхенского периода в биографии художника Грабаря — с 1896 по 1901 год. В это время он не только писал и преподавал , но и изучал историю живописи , скульптуру , архитектуру. Через год Грабарь снова съездил в Париж , и это путешествие позволило ему создать « синтез Мюнхена и Парижа», осознать , насколько ему близко импрессионистское направление , и главное , усвоив новые веянья , трансформировать их в собственный путь.
Всемирная выставка в Париже в 1900 году стала для Игоря Грабаря , во-первых , эстетическим потрясением , а в-главных , четким указателем на то , что художнику следует сосредоточиться на изображении родных ему реалий: «…эта выставка мне подсказала мысль , не дававшую с тех пор покоя, — мысль , что художнику надо сидеть у себя дома и изображать свою , ему близкую и родную жизнь. Милле , Курбе и Мане писали то , что видели вокруг себя , потому что понимали это свое лучше , чем чужое , и потому что любили его больше чужого» .
Вернувшись в Россию , Грабарь примкнул к сторонникам объединения « Мир искусства». Собственно , еще в Мюнхене началось его сотрудничество с одноименным журналом и Сергеем Дягилевым. Его обзоры выставок и критические заметки уже тогда пользовались большой популярностью , а оценки поражали тонкостью и точностью. К моменту возвращения он был известен в среде мирискусников как критик и тревожился , примут ли его как художника. Волнения оказались напрасны — в 1902 году на выставке « Мира искусства» Грабарь выставил десять картин , и все они были приняты благосклонно , показателем чего стало первое приобретение Третьяковки — картина « Луч солнца» ( 1901 г.)
«Мир искусства» ориентировал участников русского культурного процесса исследовать собственные корни. Это стало одним из стимулов , побудивших Грабаря к активной искусствоведческой деятельности. Его предтечей можно назвать Александра Бенуа. Кстати , Грабарь высоко ценил Бенуа. По воспоминаниям художника , Бенуа ему «сразу страшно понравился больше всего» , и это впечатление Игорь Грабарь сохранил на всю жизнь. Александр Бенуа написал « Историю русской живописи в ХIХ веке», Грабарь же с начала 1900-х и до конца жизни трудился над « Историей русского искусства» ( сначала — для издательства Иосифа Кнебеля). Работа над « Историей» стала одним из главных его достижений. В ходе нее Грабарь сформировался как крупный российский искусствовед и непревзойденный специалист в сфере атрибуции русской живописи.
Нередко он чувствовал , что научная работа препятствует развитию его живописного дара. «Если бы я мог сбросить с себя архивы , истории , исследования , весь организационный дурман , забивавший голову и отводивший от живописи. Но что-нибудь одно: либо искусство , либо наука об искусстве» , — с тоской признавался Грабарь. Однако ему все же пришлось научиться соединять искусство и науку о нем. В 1909 году состоялась крупная экспозиция его картин в Союзе русских художников , после чего Грабарь погрузился в научную и архитектурную деятельность и пять лет не прикасался к кисти. По просьбе вдовы знаменитого доктора Григория Захарьина Игорь Грабарь взялся за проектировку комплекса больницы-мемориала в память об умершем сыне Захарьиных. Результат недвусмысленно указывал на большую увлеченность автора итальянским архитектором эпохи возрождения Андреа Палладио. Однако и эту страсть ему пришлось задвинуть ради продолжения работы над « Историей русского искусства». Компенсацией послужил вышедший из-под его пера раздел о русской архитектуре ХIV-XIX в. В 1914 году было издано уже пять томов серии « История русского искусства». Также Грабарь написал ряд монографий о крупных русских художниках. В революционную пору работа над изданием прекратилась , но Грабарь никогда о ней не забывал. Уже в советское время ему удастся вернуться к теме: по его инициативе с 1954 по 1962 год выходило многотомное издание « История русского искусства».
В 1902 году Третьяковка приобрела первую работу Грабаря , а уже в 1913 он занял пост попечителя Третьяковской галереи — фактически это соответствовало должности директора , которая сохранилась за ним вплоть до 1925 года.
Именно Грабарю принадлежит заслуга глобального преобразования Третьяковской галереи из частного собрания в музей общественного значения. Грабарь задумал и в конце концов осуществил принципиальные изменения в размещении картин. Симпатичная деталь: благодаря перевеске картина Сурикова « Боярыня Морозова» впервые оказалась расположена так , что просматривалась издалека , через анфиладу залов. Это оказалось настолько удачным решением , что , говорили , Суриков , войдя в обновленную галерею , поклонился Грабарю до земли. Помимо восторгов и благодарностей ему пришлось столкнуться и с основательным противодействием. Противники нововведений во главе с бывшим попечителем Третьяковки Ильей Остроуховым настаивали на необходимости сохранить в галерее порядки , царившие при самом Павле Третьякове. Победа в этом споре осталась за Грабарем , но далась она ему непросто. Также на его совести ( в самом что ни на есть хорошем смысле) составление каталога и полная инвентаризация галереи. Это занятие потребовало много времени , но оно же и было одним из главных соблазнов , вынудивших Грабаря принять руководство галереей. «Это не служба , не обуза , даже не труд , а наслаждение , сплошная радость» , — говорил он о работе над атрибуцией картин , чье происхождение оставалось до поры до времени под вопросом.
После распада « Мира искусства» Грабарь перебрался из Петербурга в имение Титово Тульской губернии , которым владела его тетка. Именно здесь он открыл тему , ставшую одним из его символов — иней. «Бриллиантовые кружева на бирюзовой эмали неба» Грабаря нам хорошо знакомы по многочисленным картинам « в инее» ( 1, 2, 3, 4, 5).
Знакомство и дружба с богатым хлебосольным художником Николаем Мещериным привели к тому , что более двадцати пяти лет Игорь Грабарь провел ( наездами) в имении Мещерина Дугино. В Дугино же в полной мере проявилась еще одна знаковая для его живописи тема — снег. Сам художник говорил , что самый интересный для него пейзаж — зимний ( 1, 2, 3). Здесь он нашел и жену. Валентина Мещерина приходилась племянницей Николаю Мещерину. У Грабаря родилось двое детей — Ольга и Мстислав.
После октябрьской революции Игорь Грабарь взял на себя бесценную работу по сохранению художественных произведений. Новую власть он безоговорочно признал , сразу же начал с ней сотрудничать , свою задачу видел в сохранении и реставрации картин. Грабарь принимал активное участие в создании государственного музейного фонда , национализации и дальнейшем распределении художественных коллекций ( что во многих случаях означало попросту спасение этих произведений от уничтожения). Помимо этого , он трудился в Академии истории материальной культуры , руководил художественно-постановочной частью Малого театра , в Московском университете читал уникальный на тот момент курс лекций по научной реставрации и продолжал руководить Третьяковкой , организовывал в ней интереснейшие выставки. Его высочайший профессионализм был оценен не только на родине , но и востребован за границей. В 20−30-е годы Грабарь в качестве крупнейшего искусствоведа много ездил по всему миру. В 1928-м году в СССР было введено звание заслуженного деятеля искусств , и первым лауреатом стал Игорь Грабарь.
Осознав , что на все сферы его не хватает , он решил сосредоточиться на реставрационной работе , представлявшей на тот момент для него наибольший интерес. Руководством Третьяковкой и преподаванием в МГУ пришлось пожертвовать. А пресловутое « вот уйду на пенсию и тогда!» в случае Игоря Грабаря означало возвращение к занятиям живописью , что он и сделал в 1930-м году. Ведь как он со вздохом признавался , «художник более чуток и гибок , чем искусствовед , его глаза не столь безнадежно закрыты шорами , его мозг не столь предательски загружен историей , теорией и всякими предвзятостями» . Впрочем , ни с искусствоведением , ни с активной деятельностью Грабарь после получения персональной пенсии не распрощался , просто позволял себе больше заниматься непосредственно живописью. Предшествующее десятилетие он тоже не забывал о кисти , а в 1923 году даже побывал в Америке с большой выставкой , в которую вошли и двадцать его картин. Не обошлось в творчестве Грабаря и без ангажированных произведений , которые нынче ему , случается , ставят в вину. Также поздний Грабарь известен своими портретами — этот жанр у него стал ведущим в 1920—1930-е годы.
Создатель множества монографий русских художников , внесший неоценимый вклад в историю русского искусства , Игорь Грабарь написал также автомонографию. «Моя жизнь» увидела свет в 1937 году. В эти же годы вышли его монографии о Репине и Серове. Тогда же он возглавил Московский государственный
художественный институт.
Вторую мировую войну Грабарь встретил в эвакуации в Грузии , и уже с 1942 года руководил Комиссией по учету и охране памятников. В 1943 году Игорю Грабарю исполнилось 72 года , однако ни о какой спокойной старости в его случае речь не шла. Он возглавил Всероссийскую Академию художеств , а также ленинградский Институт живописи , скульптуры и архитектуры , был избран действительным членом Академии наук СССР. Через год он стал руководителем Научно-исследовательский института истории искусств АН СССР , созданного по его же инициативе. В следующем году Грабарь принял на себя руководство Государственными центральными реставрационными мастерскими. Все эти должности оставались за ним до самой смерти. А итог жизни Игоря Грабаря , пожалуй , лучше всего подведут его же слова:
» … искусство , искусство и искусство. С детских лет до сих пор оно для меня — почти единственный источник радости и горя , восторгов и страданий , восхищения и возмущения , единственное подлинное содержание жизни» .
Источник