„СОЛНЦЕ И МОРЕ” Игорь Васильевич Лотарёв/ Северянин (1887-1941 г.) Перевод с русского языка на болгарский язык: Красимир Георгиев
Грей морето слънце, слънце грей морето. Рой вълни ласкаят ясното светило, влюбено го давят, в амфора го вместват; сутрин се събуждаш – свети слънце мило!
Слънцето прощава, слънцето не съди, любещо, морето пак ще го намери. Туй било е вечно, вечно туй ще бъде, сила слънчева море не ще измери.
Ударения СЛЪНЦЕ И МОРЕ
Гре́й море́то слъ́нце, слъ́нце гре́й море́то. Ро́й вълни́ ласка́ят я́сното свети́ло, влю́бено го да́вят, в а́мфора го вме́стват; су́трин се събу́ждаш – све́ти слъ́нце ми́ло!
Слъ́нцето прошта́ва, слъ́нцето не съ́ди, лю́бешто, море́то па́к ште го наме́ри. Ту́й било́ е ве́чно, ве́чно ту́й ште бъ́де, си́ла слъ́нчева море́ не ште́ изме́ри.
Превод от руски език на български език: Красимир Георгиев
Игорь Северянин СОЛНЦЕ И МОРЕ
Море любит солнце, солнце любит море. Волны заласкают ясное светило И, любя, утопят, как мечту в амфоре; А проснешься утром, – солнце засветило!
Солнце оправдает, солнце не осудит, Любящее море вновь в него поверит. Это вечно было, это вечно будет, Только силы солнца море не измерит!
Игорь Северянин СОНЦЕ І МОРЕ (перевод с русского языка на украинский язык: Петр Голубков)
Море любить сонце, сонце любить море. Хвилі заласкать це ясне світило, Люблячи, і втоплять, мрію як в амфОрі; А на завтра зранку, – сонце засвітило!
Виправдає сонце, сонце не засудить, Любляче це море – знову в нього вірить. Так було це вічно, так це вічно буде, Тільки сили сонця море не знесилить!
————— Руският поет, писател, драматург и преводач Игор Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв/ Северянин) е роден на 4/16 май 1887 г. в Петербург. Редовно публикува поезия от 1904 г. Съосновател е на литературното направление егофутуризъм (1911 г.). От 1918 г. живее в Естония. Превежда поезия от френски, естонски, полски и югославски поети. Преводач и съставител е на антологията с естонски поети на руски език „Поэты Эстонии” (1928 г.). Гастролира в различни страни на Европа и изнася публични четения в Латвия, Литва, Полша, Германия, Дания, Чехословакия, Финландия, България, Румъния, Югославия, Франция и др. Автор е на над 50 стихосбирки, сред които „Зарницы мысли” (1908 г.), „А сад весной благоухает” (1909 г.), „Интуитивные краски” (1910 г.), „Весенний день” (1911 г.), „Качалка грёзэрки” (1912 г.), „С крестом сирени” (1913 г.), „Громокипящий кубок” (1913 г.), „Златолира” (1914 г.), „Victoria regia” (1915 г.), „Поэзоантракт” (1915 г.), „Ананасы в шампанском” (1915 г.), „Собрание поэз” (1918 г.), „За струнной изгородью лиры” (1918 г.), „Поэзо-концерт” (1918 г.), „Creme de Violettes” (1919 г.), „Puhajogi” (1919 г.), „Вервэна” (1920 г.), „Менестрель” (1921 г.), „Миррэлия” (1922 г.), „Падучая стремнина” (1922 г.), „Плимутрок” (1922 г.), „Фея Eiole” (1922 г.), „Соловей” (1923 г.), „Трагедия титана” (1923 г.), „Солнечный дикарь” (1924 г.), „Роса оранжевого часа” (1925 г.), „Колокола собора чувств” (1925 г.), „Рояль Леандра” (1925 г.), „Классические розы” (1931 г.), „Адриатика” (1932 г.), „Медальоны” (1934 г.), „Рояль Леандра” (1935 г.) и др. Умира на 20 декември 1941 г. в гр. Талин, Естония.
Источник
«Солнце и море» И. Северянин
Море любит солнце, солнце любит море… Волны заласкают ясное светило И, любя, утопят, как мечту в амфоре; А проснешься утром – солнце засветило!
Солнце оправдает, солнце не осудит, Любящее море вновь в него поверит… Это вечно было, это вечно будет, Только силы солнца море не измерит.
Дата создания: август 1910 г.
Анализ стихотворения Северянина «Солнце и море»
В 1913 году московское издательство «Гриф» выпустило сборник «Громокипящий кубок» Игоря Северянина. Книга стала первой, принесшей ему серьезный успех. До ее выхода поэт печатал только небольшие брошюры. Впрочем, в литературных кругах о нем узнали гораздо раньше. Например, Толстой с творчеством Северянина познакомился в 1910 году. Графу стихотворения молодого поэта не понравились. «Хабанеру II» Лев Николаевич навал безнравственной. Популярность, выпавшая на долю «Громокипящего кубка», позволила Северянину начать публичные выступления со своими поэзами, а также отправиться в совместное с Сологубом турне по России. Чтения поэта обладали отличительной особенностью: стихотворения им пропевались. При этом использовались мелодии собственного сочинения.
Название «Громокипящий кубок» отсылает читателей к знаменитой тютчевской «Весенней грозе». Кроме того, последняя строфа этого произведения выступила в роли эпиграфа к книге. Она задает тон всему сборнику, диктует настроение. Северянин предлагает вниманию читателей разносторонний образ громокипящего кубка весны, пролитого на землю ветреной Гебой.
«Солнце и море» – стихотворение, написанное в августе 1910 года. Поэт включил его в первый раздел книги, получивший название «Сирень моей весны». Главные темы серии произведений, открывающей «Громокипящий кубок», – преклонение перед силой любви, восторг от возрождения природы и души, происходящего в весенние месяцы. В разделе причудливым образом переплетается наивное мироощущение, сходное с восприятием окружающей действительности ребенком, с нарочитой эстетской манерностью.
В творчестве Северянина солнце – образ далеко не главный. Чаще всего оно символизирует поэтическую гениальность, выступает в роли верховного божества, определяющего меру таланта стихотворца, его место в литературе. В произведении «Солнце и море» светило предстает перед читателями в иной ипостаси, становясь олицетворением любви, бесконечной энергии, молодости. Первый план стихотворения – изображение ежедневных природных процессов. Вечером солнце уходит с небосклона, словно утопая в море. Это было много столетий назад, это есть сейчас, это будет продолжаться вечно. Пока солнце и море любят друг друга, не исчезнет жизнь на земле. Так и человеческое сердце. Оно живет до тех пор, пока в нем есть любовь, хоть и нелегкая, неравная, связанная с постоянной борьбой.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
Авиация (149)
Астрономические явления (17)
Атмосферные конвективные явления (13)
Атмосферные оптические явления (30)
Атмосферные электрические явления (13)
Бабочки (20)
ВАТИКАН (23)
Владимир Джанибеков (8)
Водолей (20)
Вокруг Солнечной системы (80)
Вопрос-Ответ (2333)
Габсбурги (15)
Гаремы (7)
Далёкий космос (111)
Дальние страны (1168)
ДИНАСТИИ (39)
Дорога — это жизнь (39)
ДОСЬЕ (40)
Животные (531)
Загадки истории (445)
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (857)
Замки и Дворцы (27)
ЗАПОВЕДНИКИ (13)
ЗДОРОВЬЕ (263)
Земля (140)
ЗЕРКАЛО (5)
Искусство (672)
Истории любви (183)
ИСТОРИЯ (2284)
История одного стихотворения (2035)
История одной картины (1115)
Книги для детей (256)
Краса ветвей зависит от корней (29)
КУЛЬТУРА (247)
Легенды и мифы (167)
ЛИТЕРАТУРА (255)
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (187)
ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
ЛЮДИ (516)
Люди-легенды (120)
МАЯКИ (9)
Микеланджело Буонарроти (29)
Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (29)
МИКРОмир (16)
Мода (51)
Москва (73)
Музеи (123)
Наполеон Бонапарт (68)
Насекомые (105)
НАУКА (608)
Облака (14)
Оружие (23)
ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (250)
ПАРАЗИТЫ (23)
Первые среди равных (194)
ПЛАНЕТАРИЙ (81)
Поэзия (751)
Праздники (52)
Притчи (34)
Проза (474)
Прошлое и настоящее Ташкента (202)
Психология (80)
Птицы (213)
Растения (119)
Рекорды (19)
РОЗА ВЕТРОВ (22)
Романовы (103)
Россия (1180)
Сады и парки (34)
Самарканд — столица Тамерлана (22)
Санкт-Петербург (112)
Символы (159)
Скульпторы (38)
СЛОВАРЬ (76)
Соборы и Мечети (65)
СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
Судьбы человеческие (1544)
ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (368)
Ташкент (18)
Узбекистан (212)
Фарфор (8)
ФЕНОМЕН (167)
ФИЛАТЕЛИЯ (179)
Фотографии (520)
ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
Фра Беато Анджелико (13)
ХУДОЖНИКИ (771)
ЦВЕТЫ (48)
ЧАЙ (24)
ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
ЭВОЛЮЦИЯ (19)
ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (289)
ЭПОХА СССР (403)
ЮСУПОВЫ (21)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Игорь-Северянин. «Солнце и море»
Вторник, 28 Августа 2018 г. 11:36 + в цитатник
Море любит солнце, солнце любит море… Волны заласкают ясное светило И, любя, утопят, как мечту в амфоре; А проснешься утром — солнце засветило!
Солнце оправдает, солнце не осудит, Любящее море вновь в него поверит… Это вечно было, это вечно будет, Только силы солнца море не измерит.
В 1913 году московское издательство «Гриф» выпустило сборник «Громокипящий кубок» Игоря-Северянина. Книга стала первой, принесшей ему серьезный успех. До ее выхода поэт печатал только небольшие брошюры. Впрочем, в литературных кругах о нем узнали гораздо раньше. Например, Толстой с творчеством Северянина познакомился в 1910 году. Графу стихотворения молодого поэта не понравились. «Хабанеру II» Лев Николаевич навал безнравственной. Популярность, выпавшая на долю «Громокипящего кубка», позволила Северянину начать публичные выступления со своими поэзами, а также отправиться в совместное с Сологубом турне по России. Чтения поэта обладали отличительной особенностью: стихотворения им пропевались. При этом использовались мелодии собственного сочинения.
Название «Громокипящий кубок» отсылает читателей к знаменитой тютчевской «Весенней грозе». Кроме того, последняя строфа этого произведения выступила в роли эпиграфа к книге. Она задает тон всему сборнику, диктует настроение. Северянин предлагает вниманию читателей разносторонний образ громокипящего кубка весны, пролитого на землю ветреной Гебой.
«Солнце и море» — стихотворение, написанное в августе 1910 года. Поэт включил его в первый раздел книги, получивший название «Сирень моей весны». Главные темы серии произведений, открывающей «Громокипящий кубок», — преклонение перед силой любви, восторг от возрождения природы и души, происходящего в весенние месяцы. В разделе причудливым образом переплетается наивное мироощущение, сходное с восприятием окружающей действительности ребенком, с нарочитой эстетской манерностью.
В творчестве Северянина солнце — образ далеко не главный. Чаще всего оно символизирует поэтическую гениальность, выступает в роли верховного божества, определяющего меру таланта стихотворца, его место в литературе. В произведении «Солнце и море» светило предстает перед читателями в иной ипостаси, становясь олицетворением любви, бесконечной энергии, молодости. Первый план стихотворения — изображение ежедневных природных процессов. Вечером солнце уходит с небосклона, словно утопая в море. Это было много столетий назад, это есть сейчас, это будет продолжаться вечно. Пока солнце и море любят друг друга, не исчезнет жизнь на земле. Так и человеческое сердце. Оно живет до тех пор, пока в нем есть любовь, хоть и нелегкая, неравная, связанная с постоянной борьбой.
Источник
Игорь Северянин
Стихотворения, романсы и песни ______________________________
_И. Северянин_ О чем поет Измена мая Что такое греза? Стансы Песенка о Настоящем Виктория Регия Поэза белой сирени Грациоза Оттого и люблю Все по-старому Томление бури Романс Триолет Спустя пять лет Примитивный романс Посвящение Отличной от других Ведь только ты одна! Моя Россия Спящая красавица Их образ жизни Ахматова Бетховен Бунин Врубелю Дюма и Верди Есенин Лира Лохвицкой Гений Лохвицкой ПОЭЗА О «MIGNON» Пастернак Пушкин Россини Тэффи Цветаева Как хорошо. Рондо о поцелуях Сколько раз. Искренний романс Могло быть так. «Вот и уехала. Была — и нет» Места. Стареющий поэт Капель Грустный опыт Чего-то нет. ———
Игорь Северянин (1887 — 1941) _____________
И. Северянин О чем поет
О чем поет? поет о боли Больного старика-отца, Поет о яркой жажде воли, О солнце юного лица.
О чем поет? о крае смутном, Утерянном в былые дни, О сне прекрасном и минутном, Об апельсиновой тени.
О чем поет? о вероломстве Филины, хрупкой как газель, О нежном с Мейстером знакомстве, О хмеле сладостных недель.
О чем поет мотив крылатый, Огнем бегущий по крови? О страстной ревности Сператы, О торжестве ее любви!
О чем поет? о многом, многом, Нам близком, нужном и родном, О легкомысленном, о строгом, Но вечно юном и живом!
И. Северянин Измена мая
Я родился в мае, в месяце весеннем, Звонком и веселом, Шумном и душистом, И сказали розы: «Мы тебя оденем Светлым ореолом — Как молитва, чистым».
Улыбнулось солнце, солнце засверкало, Ласковым приветом Чествуя рожденье; Солнце загорелось, запылало ало И зажгло поэтом С искрой вдохновенья!
Разодет цветами с детской колыбели, Я запел соловкой Радостно и звонко, Запечатлевая мир, где все скорбели, Юною головкой И душой ребенка.
Время шло,- и солнце потускнело в тучах, Лаской не блестело, Злоба песнь косила; Опадали розы при ветрах летучих, Истомилось тело, Притупилась сила.
Время шло. И радость дней моих весенних Растопилась в слезах, Сердцу не внимая; И теперь я плачу, плачу на коленях О погибших грезах, Об измене мая!
И. Северянин Что такое греза?
Что такое — греза? Что такое — греза? Это мысль о розе. Но еще не роза.
Что такое — греза? Что такое — греза? Это бархатисто-нежная мимоза.
Что такое — греза? Что такое — грезы? Это серафима блещущие слезы!
И. Северянин Стансы
Счастье жизни — в искрах алых, В просветленьях мимолетных, В грезах ярких, но бесплотных И в твоих очах усталых.
Горе — в вечности пороков, В постоянном с ними споре, В осмеянии пророков И в исканьях счастья — горе.
И. Северянин Песенка о Настоящем
Весёлую жизнь проводящим, Живущим одним Настоящим Я песенку эту пою. Не думайте вовсе о завтра — Живите, как песенки автор, Сжигающий душу свою.
На свалку политику выбрось И, ружья любого калибра Сломав, всем объятья раскрой. Так думай, так действуй, так чувствуй, Чтоб сердце изведало усталь От силы желанья порой!
Подумай, ведь только полвека Отпущено на человека, Вся жизнь твоя — лет пятьдесят. Заботами краткой не порти, Живи, как проказливый чёртик: Хвосты у чертей не висят.
Так что же ты нос свой повесил? Будь смел, будь находчив, будь весел, Бездумен, как ангел в раю. Весёлую жизнь проводящим, Живущим одним Настоящим Я песенку эту пою!
И. Северянин Виктория Регия
Наша встреча — Виктория Регия: Редко, редко в цвету. До и после нее жизнь — элегия И надежда в мечту.
Ты придешь — изнываю от неги я, Трепещу на лету. Наша встреча — Виктория Регия: Редко, редко в цвету.
И. Северянин Поэза белой сирени
Белой ночью в белые сирени, Призраком возникшие, приди! И целуй, и нежь, и на груди Дай упиться сонмом упоений, И целуй, и нежь, и утруди.
Белой ночью белые приветы, Ласк больных, весенних полусны, И любовь, и веянье весны, И полутемени, и полусветы, И любовь, и чувства так лесны.
Эта ночь совсем, совсем живая! В эту ночь приди ко мне, приди! И судьбу свою опереди! А сирень цветет, слегка кивая! А любовь растет, легка, в груди!
И. Северянин ГРАЦИОЗА
Я нежно хотел бы уснуть, Уснуть — не проснуться. Далеко-далеко уйти, Уйти — не вернуться.
Хотел бы ее целовать, Почти не целуя: Словами ведь грубо сказать, Как тонко люблю я.
Не страсти хочу, не огня, Не боли слиянья — Чтоб телом к ней в тело войти, Войти без страданья.
Хочу я не тела ее, Но лишь через тело Прочувствовать душу могу Всецело.
И. Северянин Оттого и люблю
Я люблю сердечно, безрассудно, Безотчетно всю, как есть, тебя! Но за что люблю, я знаю смутно, А верней — совсем не знаю я.
Как тебя целую! как милую! Ты со мной — смеюсь, а нет — грущу. Оттого тебя ведь и люблю я, Что любви причины не ищу.
И. Северянин Все по-старому
— Все по-старому. — сказала нежно.- Все по-старому. Но смотрел я в очи безнадежно — Все по-старому.
Улыбалась, мягко целовала — Все по-старому. Но чего-то все недоставало — Все по-старому.
И. Северянин Томление бури
Сосны качались, сосны шумели, Море рыдало в бело-седом, Мы замолчали, мы онемели, Вдруг обеззвучел маленький дом.
Облокотившись на подоконник, В думе бездумной я застывал. В ветре галопом бешеным кони Мчались куда-то, пенился вал.
Ты на кровати дрожко лежала В полуознобе, в полубреду. Сосны гремели, море рыдало, Тихо и мрачно было в саду.
Съежились листья желтых акаций. Рыжие лужи. Карий песок. Разве мы смели утром смеяться? Ты одинока. Я одинок.
И. Северянин Романс
О, знаю я, когда ночная тишь Овеет дом, глубоко усыпленный, О, знаю я, как страстно ты грустишь Своей душой, жестоко оскорбленной.
И я, и я в разлуке изнемог! И я — в тоске! я гнусь под тяжкой ношей. Теперь я спрячу счастье под замок,- Вернись ко мне: я все-таки хороший.
А ты — как в бурю снасть на корабле,- Трепещешь мной, но не придешь ты снова: В твоей любви нет ничего земного,- Такой любви не место на земле!
И. Северянин Триолет
В протяжных стонах самовара Я слышал стон ее души. Что было скрыто в песне пара — В протяжных стонах самовара? Венчалась ли она в глуши, Иль умирала дочь Тамара? Как знать! Но в воплях самовара Я слышал вопль ее души.
И. Северянин Спустя пять лет
Тебе, Евгения, мне счастье давшая, Несу горячее свое раскаянье. Прими, любившая, прими, страдавшая, Пойми тоску мою, пойми отчаянье.
Вся жизнь изломана, вся жизнь истерзана. В ошибке юности — проклятье вечное. Мечта иссушена, крыло подрезано, Я не сберег тебя,- и жизнь — увечная.
Прости скорбящего, прости зовущего, Быть может — слабого, быть может — гения. Не надо прошлого: в нем нет грядущего,- В грядущем — прошлое. Прости, Евгения!
И. Северянин Примитивный романс
Моя ты или нет? Не знаю. не пойму. Но ты со мной всегда, сама того не зная. Я завтра напишу угрюмцу твоему, Чтоб он тебя пустил ко мне, моя родная!
Боюсь, он не поймет; боюсь, осудит он; Боюсь, тебя чернить он станет подозреньем. Приди ж ко мне сама! Ты слышишь ли мой стон? Ты веришь ли тоске и поздним сожаленьям?
Иль нет — не приходи! и не пиши в ответ! Лишь будь со мной и впредь, сама того не зная. Так лучше. так больней. Моя ты или нет? Но я. я твой всегда, всегда, моя родная!
Тебя не зная — всюду, всюду Тебя искал я, сердцем юн: То плыл на голубую Суду, То на нахмуренный Квантун.
Мне много женских душ дарило Свою любовь, свою печаль. В них не найдя тебя, ветрило Я поднимал — и снова в даль!
Так за второй встречалась третья. Но не было меж них тебя. Я не отчаивался встретить Тебя, владычица моя!
Тогда, бесплотная доныне, Прияла ты земную плоть: Весной, в полях, под небом синим, С тобой нас съединил господь.
Твой первый взгляд явил мне чудо (Он — незабвенный амулет!). И ты меня искала всюду, Как я тебя, пятнадцать лет!
Найти друг друга — вот отрада! А жизнь вдвоем — предтеча тьмы. Нам больше ничего не надо: Лишь друг вне друга — вместе мы!
И. Северянин ОТЛИЧНОЙ ОТ ДРУГИХ
Ты совсем не похожа на женщин других: У тебя в меру длинные платья, У тебя выразительный, сдержанный стих И выскальзыванье из объятья.
Ты не красишь лица, не сгущаешь бровей И волос не стрижешь в жертву моде. Для тебя есть Смирнов, но и есть соловей, Кто его заменяет в природе.
Ты способна и в сахаре выискать «соль», Фразу — в только намекнутом слове. Ты в Ахматовой ценишь бессменную боль, Стилистический шарм в Гумилеве.
Для тебя, для гурманки стиха, острота Сологубовского триолета, И, что Блока не поцеловала в уста, Ты шестое печалишься лето.
А в глазах оздоравливающих твоих — Ветер с моря и поле ржаное. Ты совсем не похожа на женщин других, Почему мне и стала женою.
И. Северянин Ведь только ты одна!
Ни одного цветка, ни одного листка. Закостенел мой сад. В моем саду тоска.
Взад и вперед хожу, по сторонам гляжу. О чем подумаю, тебе сейчас скажу.
Ведь только ты одна всегда, всегда нежна, В печальной осени душе всегда нужна.
И только стоит мне взглянуть в глаза твои — Опять весна пришла и трелят соловьи.
И на устах моих затеплен юный стих От прикасания живящих уст твоих.
И пусть в саду пустом ни одного цветка, И пусть в бокале нет ни одного глотка,
И пусть в столе моем нет ни одной строки,- Жду мановения твоей благой руки!
И. Северянин Моя Россия
Моя безбожная Россия, Священная моя страна! Ее равнины снеговые, Ее цыгане кочевые,- Ах, им ли радость не дана? Ее порывы огневые, Ее мечты передовые, Ее писатели живые, Постигшие ее до дна! Ее разбойники святые, Ее полеты голубые И наше солнце и луна! И эти земли неземные, И эти бунты удалые, И вся их, вся их глубина! И соловьи ее ночные, И ночи пламно-ледяные, И браги древние хмельные, И кубки, полные вина! И тройки бешено-степные, И эти спицы расписные, И эти сбруи золотые, И крыльчатые пристяжные, Их шей лебяжья крутизна! И наши бабы избяные, И сарафаны их цветные, И голоса девиц грудные, Такие русские, родные И молодые, как весна, И разливные, как волна, И песни, песни разрывные, Какими наша грудь полна, И вся она, и вся она — Моя ползучая Россия, Крылатая моя страна!
И. Северянин СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА
— Что такое Россия, мамочка? — Это. впавшая в сон княжна. — Мы разбудим ее, любимая? — Нет, не надо: она — больна.
— Надо ехать за ней ухаживать. — С нею няня ее. была. Съели волки старушку бедную. — А Россия что ж? — Умерла.
— Как мне больно, моя голубушка. Сердце плачет, и в сердце страх. — О дитя! Ведь она бессмертная, И воскреснет она. на днях!
И. Северянин Их образ жизни
Чем эти самые живут, Что вот на паре ног проходят? Пьют и едят, едят и пьют — И в этом жизни смысл находят.
Надуть, нажиться, обокрасть, Растлить, унизить, сделать больно. Какая ж им иная страсть? Ведь им и этого довольно!
И эти-то, на паре ног, Так называемые люди «Живут себе». И имя Блок Для них, погрязших в мерзком блуде,- Бессмысленный, нелепый слог.
И. Северянин Ахматова
Послушница обители Любви Молитвенно перебирает четки. Осенней ясностью в ней чувства четки. Удел — до святости непоправим.
Он, _Найденный_, как сердцем ни зови, Не будет с ней, в своей гордыне кроткий И гордый в кротости, уплывший в лодке Рекой из собственной ее крови.
Уж вечер. Белая взлетает стая. У белых стен скорбит она, простая. Кровь капает, как розы, изо рта.
Уже осталось крови в ней немного, Но ей не жаль ее во имя бога: Ведь розы крови — розы для креста.
И. Северянин Бетховен
Невоплощаемую воплотив В серебряно-лунящихся сонатах, Ты, одинокий, в непомерных тратах Души, предвечный отыскал мотив.
И потому всегда ты будешь жив, Окаменев в вспененностях девятых, Как памятник воистину крылатых, Чей дух — неумысляемый порыв.
Создатель Эгмонта и Леоноры, Теперь тебя, свои покинув норы, Готова славить даже Суета,
На светоч твой вперив слепые очи. С тобой весь мир. В ответ на эту почесть — Твоя презрительная глухота.
И. Северянин Бунин
В его стихах — веселая капель, Откосы гор, блестящие слюдою, И спетая березой молодою Песнь солнышку. И вешних вод купель.
Прозрачен стих, как северный апрель. То он бежит проточною водою, То теплится студеною звездою, В нем есть какой-то бодрый, трезвый хмель.
Уют усадеб в пору листопада. Благая одиночества отрада. Ружье. Собака. Серая Ока.
Душа и воздух скованы в кристалле. Камин. Вино. Перо из мягкой стали. По отчужденной женщине тоска.
И. Северянин Врубелю
Так тихо-долго шла жизнь на убыль В душе, исканьем обворованной. Так странно-тихо растаял Врубель, Так безнадежно очарованный.
Ему фиалки струили дымки Лица трагически-безликого. Душа впитала все невидимки, Дрожа в преддверии великого.
Но дерзновенье слепило кисти, А кисть дразнила дерзновенное. Он тихо таял,- он золотистей Пылал душою вдохновенною.
Цветов побольше на крышку гроба: В гробу — венчанье. Отныне оба — Мечта и кисть — в немой гармонии, Как лейтмотив больной симфонии.
И. Северянин Дюма и Верди
Дюма и Верди воедино Слились, как два родных ручья. Блистает солнце. Тает льдина. Чья драма? музыка к ней чья?
Она дороже амулета И для души, и для ума. О Маргарита — Виолетта, В тебе и Верди, и Дюма!
Душа элегией объята, В ней музыкальное саше: То вкрадчивая Травиата, Прильнувшая к моей душе.
Элементарна? Устарела? Сладка? опошлена? бледна? Но раз душа на ней горела, Она душе моей родна!
Наивны сморщенные книги Прадедушек, но аромат, Как бы ни спорил Каратыгин, Неподражаемый хранят.
Он, кстати, как-то в разговоре, Пусть — полном едкого ума, Поверг меня в большое горе, Назвав «водицею». Тома!
И. Северянин Есенин
Он в жизнь вбегал рязанским простаком, Голубоглазым, кудреватым, русым, С задорным носом и веселым вкусом, К усладам жизни солнышком влеком.
Но вскоре бунт швырнул свой грязный ком В сиянье глаз. Отравленный укусом Змей мятежа, злословил над Исусом, Сдружиться постарался с кабаком.
В кругу разбойников и проституток, Томясь от богохульных прибауток, Он понял, что кабак ему поган.
И богу вновь раскрыл, раскаясь, сени Неистовой души своей Есенин, Благочестивый русский хулиган.
И. Северянин Лира Лохвицкой
Порыв натуры героичной, Полет в бездонье голубом, Меж строчек голос мелодичный — Вот пафос этой лиры в чем!
Ее слеза слезой зовется И выглядит она слезой, И полным сердцем сердце бьется, Гроза трепещет в нем грозой.
Изысканные полутоны Есть полутоны, а не ноль. Мучительны Агнессы стоны И настоящая в них боль.
Виденье принца Вандэлина Есть не слова, а — Вандэлин, Возникновения причина Кого — в рядах мирских причин.
И ведьма у нее есть ведьма, А не — «нарочно», «для детей». При том стихи бряцают медью И веют запахом полей.
И. Северянин Гений Лохвицкой
Я Лохвицкую ставлю выше всех: И Байрона, и Пушкина, и Данта. Я сам блещу в лучах ее таланта, Победно обезгрешившего Грех.
Познав ее, познал, что нет ни зла, Нет ни добра,- есть два противоречья, Две силы, всех влекущие для встречи, И обе — свет, душа познать могла.
О, Бог и Черт! Из вас ведь каждый прав! Вы — символы предмирного контраста! И счастлив тот, о ком заботясь часто, Вселяются в него, других поправ.
И в ком вас одинаково, тот благ: Тот знает страсть, блаженство и страданья, Тот любит жизнь, со смертью ждет свиданья, И тот велик, как чародей, как маг!
И грех, и добродетель — красота, Когда их воспринять благоговейно. Так Лохвицкая просто, беззатейно Открыла двух богов и два креста.
И. Северянин ПОЭЗА О «MIGNON»
Не опоздайте к увертюре: Сегодня ведь «Mignon» сама! Как чаровательны, Тома, Твои лазоревые бури!
«Mignon». она со мной везде: И в бледно-палевых гостиных, И на форелевых стремнинах, И в сновиденьях, и в труде.
Ищу ли женщину, с тоской Смотрюсь ли в давнее былое, Кляну ль позорное и злое,- «Mignon». она везде со мной!
И если мыслю и живу, Молясь без устали Мадонне, То лишь благодаря «Миньоне»- Грезовиденью наяву.
Но ты едва ли виноват, Ея бесчисленный хулитель: Нет, не твоя она обитель. О Арнольдсон! о Боронат!
И. Северянин Пастернак
Когда в поэты тщится Пастернак, Разумничает Недоразуменье. Мое о нем ему нелестно мненье: Не отношусь к нему совсем никак.
Им восторгаются — плачевный знак. Но я не прихожу в недоуменье: Чем бестолковее стихотворенье, Тем глубже смысл находит в нем простак.
Безглавых тщательноголовый пастырь Усердно подновляет гниль и застарь И бестолочь выделывает. Глядь,
Состряпанное потною бездарью Пронзает в мозг Ивана или Марью, За гения принявших заурядь.
И. Северянин Пушкин
Он — это чудное мгновенье, Запечатленное в веках! Он — воплощенье Вдохновенья, И перед ним бессилен прах.
Лишь он один из всех живущих Не стал, скончавшись, мертвецом: Он вечно жив во всех поющих, И смерть здесь не звучит «концом».
В его созданьях Красота ведь Показывает вечный лик. Его нам мертвым не представить Себе, и этим он велик!
Пускай он стар для современья, Но современье для него Ничтожно: ведь его мгновенье — Прекрасней века моего!
И. Северянин Россини
Отдохновенье мозгу и душе Для девушек и правнуков поныне. Оркестровать улыбку Бомарше Мог только он, эоловый Россини.
Глаза его мелодий ясно-сини, А их язык понятен в шалаше. Пусть первенство мотивовых клише И графу Альмавиве, и Розине.
Миг музыки переживет века, Когда его природа глубока,- Эпиталамы или панихиды!
Россини — это вкрадчивый апрель, Идиллия селян «Вильгельма Телль», Кокетливая трель «Семирамиды».
И. Северянин Тэффи
С Иронии, презрительной звезды, К земле слетела семенем сирени И зацвела, фатой своих курений Обволокнув умершие пруды.
Людские грезы, мысли и труды — Шатучие в земном удушье тени — Вдруг ожили в приливе дуновений Цветов, заполонивших все сады.
О, в этом запахе инопланетном Зачахнут в увяданье незаметном Земная пошлость, глупость и грехи.
Сирень с Иронии, внеся расстройство В жизнь, обнаружила благое свойство: Отнять у жизни запах чепухи.
И. Северянин Цветаева
Блондинка с папироскою, в зеленом, Беспочвенных безбожников божок, Гремит в стихах про волжский бережок, О в персиянку Разине влюбленном.
Пред слушателем, мощью изумленным, То барабана дробный говорок, То друга дева, свой свершая срок, Сопернице вручает умиленной.
То вдруг поэт, храня серьезный вид, Таким задорным вздором удивит, Что в даме — жар и страха дрожь — во франте.
Какие там «свершенья» ни верши, Мертвы стоячие часы души, Не числящиеся в ее таланте.
И. Северянин Как хорошо.
Как хорошо, что вспыхнут снова эти Цветы в полях под небом голубым! Как хорошо, что ты живешь на свете И красишь мир присутствием своим!
Как хорошо, что в общем вешнем шуме Милей всего твой голос голубой, Что, умирая, я еще не умер И перед смертью встретился с тобой!
И. Северянин Рондо о поцелуях
Её уста сближаются с моими В тени от барбарисного куста, И делают все чувства молодыми Её уста.
И снова жизнь прекрасна и проста, И вновь о солнечном томится Крыме С ума сводящая меня мечта!
Обрадованный, повторяю имя Благоуханное, как красота, И поцелуями томлю своими Её уста.
И. Северянин Сколько раз.
Сколько раз бывало: эта! эта! Не иная. Вот она, мечта! Но восторг весны сменяло лето, И оказывалось — нет, не та.
Я не понимаю — в чём тут дело, Только больно каждому из нас. Ласково в глаза мои глядела, Я любил её мерцанье глаз.
Пусть не долго — всё-таки родными Были мы и счастье берегли, И обычное любимой имя Было лучшим именем Земли!
А потом подруга уходила,- Не уйти подруга не могла. Фимиам навеяло кадило, Струйки свеяла сырая мгла.
И глаза совсем иного цвета Заменяли прежние глаза, И опять казалось: эта! эта! В новой женщине всё было — за!
И опять цветы благоухали, И другое имя в этот раз Золотом сверкало на эмали, Вознесённое в иконостас!
И. Северянин Искренний романс
Оправдаешь ли ты — мне других оправданий не надо!- Заблужденья мои и метанья во имя Мечты? В непробужденном сне напоённого розами сада, Прижимаясь ко мне, при луне, оправдаешь ли ты?
Оправдаешь ли ты за убитые женские души, Расцветавшие мне под покровом ночной темноты? Ах, за всё, что я в жизни руками своими разрушил, Осмеял, оскорбил и отверг, оправдаешь ли ты?
Оправдаешь ли ты, что опять, столько раз разуверясь, Я тебе протянул, может статься, с отравой цветы, Что, быть может, и ты через день, через год или через Десять лет станешь чуждой, как все, оправдаешь ли ты?
И. Северянин Могло быть так.
Могло быть так: лет двадцать пять назад, Там, на воспетой Пушкиным Неве, Слегка желтел зелёный Летний сад, В осенней было небо синеве.
И Мраморный дворец стоял в плюще, Пустело поле Марсовых потех. Я в мягкой чёрной шляпе и плаще Дорожкой проходил с одной из тех.
И бонну с девочкою лет пяти Мы у Крылова встретили тогда. Дитя у нас сверкнуло на пути, Как с неба падающая звезда.
Могло быть так. . И вот, лаская Вас, Отделаться от мыслей не могу: Оно — одно: сиянье Ваших глаз И — девочки на невском берегу!
Вот и уехала. Была — и нет. Как просто всё, но как невыразимо! Ты понимаешь ли, как ты любима, Какой в душе остался жгучий след?
Переворачивается душа: Ещё вчера — вчера!- мы были двое, И вот — один. Отчаянье такое, Что стыну весь, не мысля, не дыша.
Мы всё переживали здесь вдвоём: Природу, страсть, и чаянья, и грёзы. «Ты помнишь, как сливались наши слёзы?»- Спрошу тебя твоим же мне стихом.
Ты из своей весны шестнадцать дней Мне радостно и щедро подарила. Ты в эти дни так бережно любила. Я женщины ещё не знал нежней!
И. Северянин Места.
Они тобой проникнуты, места, С тех пор, как ты уехала отсюда: Вот, например, у этого куста Таились от людского пересуда.
Вот, например, по этому пути, В очарованье платьица простого, Ты в замок шла обычно от пяти, Да, от пяти до полчаса шестого.
Вот, например, растущий на лугу Поблекший чуть, голубенький цикорий. На нём гадала ты. «Я не солгу»,- Он лепетал в прощающем укоре.
Здесь всё пропоцелуено насквозь, И здесь слова такие возникали, Что, если б влить в бокал их удалось, Они вином заискрятся в бокале!
И. Северянин Стареющий поэт
Стареющий поэт. Два слова — два понятья. Есть в первом от зимы. Второе — всё весна. И если иногда нерадостны объятья, Весна — всегда весна, как ни была б грустна.
Стареющий поэт. О, скорбь сопоставленья! Как жить, как чувствовать и, наконец, как петь, Когда душа больна избытком вдохновенья И строфы, как плоды, ещё готовы спеть?
Стареющий поэт. Увлажнены ресницы, Смущенье в голосе и притушённый вздох. Всё чаще женщина невстреченная снится, И в каждой встреченной мерещится подвох.
Стареющий поэт. Наивный, нежный, кроткий И вечно юный, независимо от лет. Не ближе ли он всех стареющей кокотке, Любовь возведший в культ стареющий поэт?
И. Северянин Капель
Вы понимаете, что значит Просолнеченная капель?- Зима, смеясь, от счастья плачет, Весны качая колыбель. О, зиму смерть не озадачит: Растаять — план ее и цель.
. В глазах моих лучится влага — Капель зимы души моей. Ах, в ней отчаянья отвага: Познать восторг последних дней. Торопит смерть при спуске флага, И я. я помогаю ей!
И. Северянин Грустный опыт
Я сделал опыт. Он печален. Чужой останется чужим. Пора домой; залив зеркален, Идёт весна к дверям моим.
Ещё одна весна. Быть может, Уже последняя. Ну что ж, Она постичь душе поможет, Чем дом покинутый хорош.
Имея свой, не строй другого. Всегда довольствуйся одним. Чужих освоить бестолково: Чужой останется чужим.
И. Северянин Чего-то нет.
Мне хочется уйти куда-то, В глаза кому-то посмотреть, Уйти из дома без возврата И там — там где-то — умереть.
Кому-то что-то о поэте Споют весною соловьи. Чего-то нет на этом свете, Что мне сказало бы: живи.