Звёздные рефракции — открытие, которого не ждут
Начало в «Астрофизика для чайников и учёных»: http://www.proza.ru/2017/04/14/750
И «Астрофизика без теорий, или Не смешите вечность, господа»: http://www.proza.ru/2017/05/22/691
Если вы не можете объяснить это просто – значит,
вы сами не понимаете этого до конца (А. Эйнштейн).
Это физическое явление могло быть открыто ещё чуть ли не Галилеем, то есть во времена первых телескопов. Мы назовём это явление «звёздные рефракции» или «преломление света далёких звёзд в прозрачных атмосферах более близких звёзд». С открытием у звёзд прозрачных атмосфер или «звёздных ветров» сама возможность «звёздных рефракций» стала очевидной, ведь у любого газа есть оптические свойства. Однако даже упоминания о «звёздных рефракциях» вы нигде не найдёте, а приведённый рисунок из учебников поясняет совсем другое явление, существующее лишь в головах у теоретиков да фантастов.
На этом рисунке мы видим, как свет звезды, находящейся от наблюдателя за Солнцем, искривляется, проходя рядом с Солнцем, огибает Солнце по дуге и попадает в глаз наблюдателю. В результате наблюдатель видит заслонённую Солнцем звезду, как бы выпрыгнувшую из тени и находящуюся уже рядом с Солнцем. Искривление луча света якобы происходит по причине искривления пространства-времени массивным телом, то есть Солнцем. Но нам это уже напоминает совсем другое явление.
Нечто подобное мы при желании можем наблюдать каждый день. К примеру, солнце утром ещё не вышло из-за линии горизонта, а мы его уже видим; солнце вечером уже за горизонтом, но мы его ещё видим. К тому же, видимые размеры восходящего и заходящего солнца значительно больше его дневных размеров, особенно если наблюдать восходы и закаты на экваторе. То же самое можно сказать и о звёздах, находящихся на малых углах склонения, то есть близко к горизонту. Эти «неестественно большие» звёзды мы видим выше их реального положения. Поэтому капитаны и штурманы морских судов не производили вычислений координат по «знакомым» звёздам, если те находились на углах склонения меньше 20 градусов. Они просто не желали быть «оптически обманутыми».
Это явление называется астрономической рефракцией или атмосферным преломлением. И объясняется оно просто: при восходе солнца мы видим тот луч от него, что входит в сферическую атмосферу Земли под острым углом и проходит самый большой путь в самых плотных или приземных слоях атмосферы. А чем плотнее газ, тем меньше скорость света в нём и тем больше показатель преломления. Красный цвет менее других цветов солнечного спектра преломляется и рассеивается атмосферой, поэтому солнце на восходе имеет ещё и красноватый оттенок. Самый маленькиё размер солнца наблюдается на экваторе, когда солнце находится в зените. В этом случае видимый наблюдателем солнечный луч пронзает сферическую атмосферу под прямым углом и проходит в ней самый короткий путь. То же самое можно сказать и о преломлении света звёзд в атмосфере Земли. К примеру, в конце лета мы можем наблюдать огромную Большую медведицу, находящуюся низко над горизонтом, а зимой – очень маленькую Большую медведицу, находящуюся почти в зените.
Снова смотрим на картинку из учебников… и делаем вывод о существовании у Солнца прозрачной атмосферы. Мы сейчас даже знаем её название – «звёздный ветер Солнца». Пусть плотность этой атмосферы в разы меньше земной, но, зато, её толща просто огромна – миллионы километров. Хотя, да, существенно изменять скорость света и преломлять лучи звёзд такая разреженная атмосфера способна только на сравнительно небольшом удалении от самого Солнца, где её плотность существенно выше. При солнечных затмениях измерения преломлений света звёзд атмосферой Солнца проводятся на удалениях от двух до восьми солнечных радиусов от затемнённого Луной Солнца: ближе двух радиусов велика засвеченность пространства, поэтому звёзды на этом участке просто-напросто не видны; дальше 8 радиусов преломление света звёзд уже становится малозаметным. Правда, учёные при этом уверены, что измеряют таким способом искривление пространства-времени, и виновата в том «грубая» картинка из учебников, на которой якобы луч света звезды, проходящий мимо Солнца, разворачивается в сторону Земли. Чтобы сделать эту картинку более правильной, достаточно Солнце и Луну на ней опустить значительно ниже звезды.
В день солнечного затмения вполне может оказаться так, что звезда, центры Солнца и Луны и глаз наблюдателя окажутся примерно на одной прямой линии, как на рисунке. В этом случае наблюдатель должен был увидеть не звезду, а узкое светящееся кольцо вокруг Солнца. Возможно такие «кольца Эйнштейна» и действительно существуют, но их расположение приходится на засвеченную область околосолнечного пространства. Если же звезда, находящаяся за Солнцем, расположена далеко от этой прямой линии, то её наблюдатель должен видеть в виде светящейся узкой дуги. Однако светящихся колец и дуг вокруг затемнённого Луной Солнца ещё никто не видел. Отсюда: при затмениях видны только те звёзды, которые были бы видны и тогда, когда ни рефракции, ни гравитационного линзирования не было бы вообще. То есть, при солнечных затмениях мы можем видеть только те звёзды, которые расположены на некотором удалении от наружного края солнечного диска, как на исправленном нами рисунке.
А может ли быть так, что два физических явления – оптическая рефракция и «гравитационное линзирование» — просто-напросто совпадают в данном примере и как бы накладываются друг на друга, усиливая действие один другого. Тогда, нам нужно прежде ответить на вопрос: в какую сторону от Солнца должны отклоняться лучи звёзд при оптической рефракции и при гипотетическом искривлении пространства-времени? То есть, нам нужно выяснить – совпадают ли направления этих возможных отклонений.
Исаак Ньютон считал свет потоком мельчайших частиц или корпускул, а гравитация была для него и единым неотъемлемым свойством любых частиц, и единым фундаментальным взаимодействием. Проще говоря, он считал, что свет имеет вес, поэтому луч света далёкой звезды искривится или прогнётся в сторону более близкой звезды и замедлится гравитацией звезды. В результате изображение звезды приблизится к Солнцу. Это представление немецкий учёный Зольднер даже «обматематил» в 1801 году. И у него получилось, что видимое изображение звезды приблизится к Солнцу на 0,87 угловых (или дуговых) секунды от её реального положения на небосводе.
Альберт Эйнштейн считал, что «невесомый» волновой природы свет звезды в окрестностях массивного Солнца тоже искривится в сторону Солнца вместе с искривлением пространства и замедлится вместе с замедлением времени. Он это своё представление тоже «обматематил» в 1905 году… и у него получилось приближение изображения звезды к Солнцу на те же 0,87 угловые секунды. Однако потом Эйнштейн подумал-подумал… да и в 1915 году умножил 0,87 на 2. Эти 1,75 дуговой секунды вошли в историю и сделали Эйнштейна фантастически знаменитым. А сам Альберт Эйнштейн как-то сказал: мол, весь секрет его научного творчества – это умение скрывать первоисточники…
Снова посмотрим на рисунок. На нём изображение звезды не приближается к Солнцу, а удаляется от него так, что даже далеко выскакивает из его тени. Все современные наблюдения показывают, что изображения соседних с затемнённым Луной Солнцем звёзд удаляются от Солнца и от своих реальных положений на 1-2 угловые секунды. Следовательно, луч света видимой звезды, проходя рядом с Солнцем, искривляется в противоположную от Солнца сторону, а не прогибается в сторону него. Вывод: из данных многочисленных наблюдений следует, что оптическое преломление света звёзд в атмосферах других звёзд возможно не только теоретически, но и существует в действительности.
Чтобы нам окончательно разобраться в этом вопросе и далее к нему уже не возвращаться, посмотрим на опыт Артура Эддингтона от 29 мая 1919 года более пристально и внимательно. Итак, чему равна одна «масштабная угловая секунда»? Кстати, сам Эйнштейн публично выступал только перед теми, кто этого не знал и этим вопросом никогда не задавался. Любил он, знаете ли, выступать перед простым народом…
«Угловой размер» — это угол между прямыми линиями, соединяющими диаметрально противоположные точки измеряемого объекта и глаз наблюдателя. «Угловое расстояние» — это угол между двумя прямыми, соединяющими две крайние точки и глаз наблюдателя. В одном угловом (или дуговом) градусе 60 минут; в одной минуте 60 секунд. Следовательно, одна секунда равна 1/3600 градуса. К примеру, одна дуговая секунда соответствует углу, под которым виден футбольный мяч с расстояния около 45 километров. Разумеется, на таком расстоянии или с такой высоты нельзя увидеть даже стадион. Однако если какое-то небесное тело размером с футбольный мяч светится в темноте и находится на расстоянии 45 километров, то астрономы его видят невооружённым глазом как светящуюся точку. Вот средних размеров звёздочка на ночном небе – это и есть одна угловая секунда. Но точка точке – рознь: «масштабная угловая секунда» может быть меньше астрономической точки в десятки раз.
Снова посмотрите на рисунок из учебников. Видимый с Земли размер Солнца равен примерно 0,5 угловых градуса или 32 минутам. Чтобы определить, чему равна «масштабная угловая минута» в масштабах данного рисунка, нужно на кружочке солнечного диска провести диаметр и подобрать швейную иголку такой толщины, чтобы сплошные проколы от неё могли уместиться на этом диаметре 32 раза. Надеюсь, такая тонкая иголка найдётся в запасах вашей бабушки. А чему равна «масштабная дуговая секунда» в масштабах рисунка. Ну, это будет нечто такое тонкое, что проколы от него уместятся на диаметре нарисованного солнечного диска 1920 раз. И это будет примерно в 10 раз меньше пикселя обычного дисплея. Если пиксель равен 0,26 мм, то «масштабная угловая секунда» в масштабах данного рисунка будет равна 0,026 мм, то есть это будет почти в 40 раз меньше миллиметра. И что на этом рисунке есть 1,75 дуговых секунды. На нём даже самая тонкая линия толще 0,05 мм в несколько раз. Величина рисунка сопоставима с размером фотографий Эддингтона. Вот почему опыт Эддингтона в то время не имел никакого смысла даже при 40-кратном телескопе, так как фотографии звёзд всегда получаются как бы размытыми(ожидаемый результат был за порогом чувствительности прибора); вот почему Эйнштейна так удивило качество снимков, которых он никогда не видел…
Сам опыт английского астронома Артура Эддингтона по обнаружению искривления пространственно-временного континуума массивным телом проводился в три этапа. Во-первых, астрономам было известно, что 29 мая 1919 года на африканском острове Принсипи будет наблюдаться полное солнечное затмение, и что солнце в это время очень удачно будет в звёздном скоплении Гиады. Поэтому на первом этапе Эддингтон при помощи телескопа заблаговременно сделал так называемые опорные снимки Гиад. Сделал, естественно, не в Африке, а у себя в Англии. И сделал в январе на малых углах склонения (20 градусов), когда все созвездия в результате астрономической рефракции видятся нам большими. Это очень важный момент. И именно в этом следует искать истоки его абсолютной уверенности в положительном результате предстоящего опыта. Он, говорят, даже кому-то обещал застрелиться, если не сможет доказать правоту Эйнштейна.
Второй этап – это непосредственное фотографирование созвездия Гиады с затемнённым Луной Солнцем в центре него. Но этот этап едва не сорвался из-за проливных дождей. Однако буквально за час до затмения дождь прекратился, и на небе стали повляться просветы. Затмение началось в 13 часов 40 минут по местному времени, когда солнце и Гиады были почти в зените. С помощью того же самого телескопа Эддингтон успел сделать 18 снимков.
Третий этап – это проявление фотографических пластинок и сравнение положений на них конкретных звёзд с положениями их на опорных снимках. Всё это Эддингтон сделал, так сказать, на одном дыхании и не выходя из походной лаборатории. Он проявил 6 снимков. Снимки на четырёх пластинках оказались некачественными. Зато, на двух оставшихся он что-то увидел, и из Африки в Лондон полетела телеграмма «Наше пространство искривлено»…
Что Артур Эддингтон мог увидеть на этих двух снимках. А только то, что и хотел – звёзды Гиады приблизились к Солнцу. И произошло так только потому, что астрономическая рефракция намного сильнее преломляет свет и измеряется в угловых минутах, чем звёздная или солнечная, измеряемыя в секундах. Да, повторяюсь, опорные снимки Гиады были сделаны в Англии на меньших углах склонения, а «рабочие» — вообще без угла склонения, то есть в зените. А в зените, как нам известно, все созвездия и звёздные скопления имеют самые маленькие размеры. Стало быть, Солнце в опыте Эддингтона никакого решающего значения не имело, а звёзды Гиады приблизились бы к их общему центру и без него, то есть если были бы видны в тот день, как ночью.
Точная дата начала славы Эйнштейна – 7 ноября 1919 года. Это день выступления Эддингтона в Лондонском королевском обществе. Хоть снимков Эддингтона так никто толком и не разглядел (их нет ни в архивах, ни в музеях), вот заголовки Лондонских газет: «Революция в науке», «Новая теория строения Вселенной», «Ниспровержение механики Ньютона», «Лучи изогнуты, физики в смятении. Теория Эйнштейна торжествует»… Такой была реакция журналистов на то, что изображено на рисунке из учебников, который мы только что исправили.
Критика теории относительности и других «тем» Эйнштейна запрещена в научной печати. Кем? Самими учёными. Для чего? Для защиты авторитета науки и самих учёных. И всё же с появлением Интернета такая критика стала возможной. Вот пример научной критики опыта Эддингтона: http://www.bourabai.kz/articles/ivchenkov.htm
Заключение в теме «Между нами, мальчиками, или Хватит об Эйнштейне»:
Источник
Книга Екклесиаста или Проповедника
1 Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.
2 Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,- всё суета!
3 Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
4 Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
5 Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
6 Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.
7 Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
8 Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.
9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
10 Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
11 Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.
12 Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме;
13 и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.
14 Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё — суета и томление духа!
15 Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.
16 Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания.
17 И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа;
18 потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.
1 Сказал я в сердце моем: «дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром»; но и это — суета!
2 О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?»
3 Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей.
4 Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники,
5 устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева;
6 сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья;
7 приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме;
8 собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих — разные музыкальные орудия.
9 И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною.
10 Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих.
11 И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!
12 И обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость: ибо что может сделать человек после царя сверх того, что уже сделано?
13 И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою:
14 у мудрого глаза его — в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех.
15 И сказал я в сердце моем: «и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?» И сказал я в сердце моем, что и это — суета;
16 потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым.
17 И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо всё — суета и томление духа!
18 И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня.
19 И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это — суета!
20 И обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я трудился под солнцем,
21 потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать всё человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это — суета и зло великое!
22 Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем?
23 Потому что все дни его — скорби, и его труды — беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это — суета!
24 Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это — от руки Божией;
25 потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?
26 Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим. И это — суета и томление духа!
1 Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
2 время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
3 время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
4 время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
5 время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
6 время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
7 время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
8 время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
9 Что пользы работающему от того, над чем он трудится?
10 Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том.
11 Всё соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.
12 Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей.
13 И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это — дар Божий.
14 Познал я, что всё, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить,- и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его.
15 Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было,- и Бог воззовет прошедшее.
16 Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда.
17 И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там».
18 Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;
19 потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё — суета!
20 Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах.
21 Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
22 Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это — доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
1 И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их — сила, а утешителя у них нет.
2 И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе;
3 а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем.
4 Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа!
5 Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою.
6 Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа.
7 И обратился я и увидел еще суету под солнцем;
8 человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это — суета и недоброе дело!
9 Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их:
10 ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его.
11 Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться?
12 И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется.
13 Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы;
14 ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным.
15 Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношею, который займет место того.
16 Не было числа всему народу, который был перед ним, хотя позднейшие не порадуются им. И это — суета и томление духа!
17 Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают.
1 Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги.
2 Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов.
3 Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни.
4 Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить.
5 Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом [Божиим]: «это — ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?
6 Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов,- много суеты; но ты бойся Бога.
7 Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший;
8 превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране.
9 Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это — суета!
10 Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами?
11 Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть.
12 Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему.
13 И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него.
14 Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей.
15 И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер?
16 А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде.
17 Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля.
18 И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий.
19 Недолго будут у него в памяти дни жизни его; потому Бог и вознаграждает его радостью сердца его.
1 Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между людьми:
2 Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не пожелал бы он; но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек: это — суета и тяжкий недуг!
3 Если бы какой человек родил сто детей, и прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром и не было бы ему и погребения, то я сказал бы: выкидыш счастливее его,
4 потому что он напрасно пришел и отошел во тьму, и его имя покрыто мраком.
5 Он даже не видал и не знал солнца: ему покойнее, нежели тому.
6 А тот, хотя бы прожил две тысячи лет и не наслаждался добром, не все ли пойдет в одно место?
7 Все труды человека — для рта его, а душа его не насыщается.
8 Какое же преимущество мудрого перед глупым, какое — бедняка, умеющего ходить перед живущими?
9 Лучше видеть глазами, нежели бродить душею. И это — также суета и томление духа!
10 Что существует, тому уже наречено имя, и известно, что это — человек, и что он не может препираться с тем, кто сильнее его.
11 Много таких вещей, которые умножают суету: что же для человека лучше?
12 Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем?
1 Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти — дня рождения.
2 Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу.
3 Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.
4 Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселья.
5 Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых;
6 потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это — суета!
7 Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце.
8 Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного.
9 Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых.
10 Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом.
11 Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце:
12 потому что под сенью ее то же, что под сенью серебра; но превосходство знания в том, что мудрость дает жизнь владеющему ею.
13 Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?
14 Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него.
15 Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем.
16 Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?
17 Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?
18 Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится Бога, тот избежит всего того.
19 Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе.
20 Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы;
21 поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя;
22 ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других.
23 Все это испытал я мудростью; я сказал: «буду я мудрым»; но мудрость далека от меня.
24 Далеко то, что было, и глубоко — глубоко: кто постигнет его?
25 Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия,-
26 и нашел я, что горче смерти женщина, потому что она — сеть, и сердце ее — силки, руки ее — оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею.
27 Вот это нашел я, сказал Екклесиаст, испытывая одно за другим.
28 Чего еще искала душа моя, и я не нашел? — Мужчину одного из тысячи я нашел, а женщины между всеми ими не нашел.
29 Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.
1 Кто — как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его изменяется.
2 Я говорю: слово царское храни, и это ради клятвы пред Богом.
3 Не спеши уходить от лица его, и не упорствуй в худом деле; потому что он, что захочет, все может сделать.
4 Где слово царя, там власть; и кто скажет ему: «что ты делаешь?»
5 Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав;
6 потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло оттого,
7 что он не знает, что будет; и как это будет — кто скажет ему?
8 Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти, и нет избавления в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого.
9 Все это я видел, и обращал сердце мое на всякое дело, какое делается под солнцем. Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему.
10 Видел я тогда, что хоронили нечестивых, и приходили и отходили от святого места, и они забываемы были в городе, где они так поступали. И это — суета!
11 Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.
12 Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его;
13 а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом.
14 Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это — суета!
15 И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем.
16 Когда я обратил сердце мое на то, чтобы постигнуть мудрость и обозреть дела, которые делаются на земле, и среди которых человек ни днем, ни ночью не знает сна,-
17 тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого.
1 На все это я обратил сердце мое для исследования, что праведные и мудрые и деяния их — в руке Божией, и что человек ни любви, ни ненависти не знает во всем том, что перед ним.
2 Всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы.
3 Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим.
4 Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву.
5 Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению,
6 и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем.
7 Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим.
8 Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей.
9 Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем.
10 Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.
11 И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их.
12 Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них.
13 Вот еще какую мудрость видел я под солнцем, и она показалась мне важною:
14 город небольшой, и людей в нем немного; к нему подступил великий царь и обложил его и произвел против него большие осадные работы;
15 но в нем нашелся мудрый бедняк, и он спас своею мудростью этот город; и однако же никто не вспоминал об этом бедном человеке.
16 И сказал я: мудрость лучше силы, и однако же мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают.
17 Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми.
18 Мудрость лучше воинских орудий; но один погрешивший погубит много доброго.
1 Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью.
2 Сердце мудрого — на правую сторону, а сердце глупого — на левую.
3 По какой бы дороге ни шел глупый, у него всегда недостает смысла, и всякому он выскажет, что он глуп.
4 Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки.
5 Есть зло, которое видел я под солнцем, это — как бы погрешность, происходящая от властелина:
6 невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко.
7 Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком.
8 Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей.
9 Кто передвигает камни, тот может надсадить себя, и кто колет дрова, тот может подвергнуться опасности от них.
10 Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить.
11 Если змей ужалит без заговаривания, то не лучше его и злоязычный.
12 Слова из уст мудрого — благодать, а уста глупого губят его же:
13 начало слов из уст его — глупость, а конец речи из уст его — безумие.
14 Глупый наговорит много, хотя человек не знает, что будет, и кто скажет ему, что будет после него?
15 Труд глупого утомляет его, потому что не знает даже дороги в город.
16 Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано!
17 Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!
18 От лености обвиснет потолок, и когда опустятся руки, то протечет дом.
19 Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь; а за все отвечает серебро.
20 Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая — пересказать речь твою.
1 Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его.
2 Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле.
3 Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет.
4 Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать.
5 Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все.
6 Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет.
7 Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце.
8 Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет,- суета!
9 Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.
10 И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность — суета.
1 И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!»
2 доколе не померкли солнце и свет и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем.
3 В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;
4 и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения;
5 и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; —
6 доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем.
7 И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его.
8 Суета сует, сказал Екклесиаст, всё — суета!
9 Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил еще народ знанию. Он все испытывал, исследовал, и составил много притчей.
10 Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения, и слова истины написаны им верно.
11 Слова мудрых — как иглы и как вбитые гвозди, и составители их — от единого пастыря.
12 А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг — конца не будет, и много читать — утомительно для тела.
13 Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека;
14 ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо .
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Источник