Меню

Иллюстрации путешествие по луне

ЛУНА В ЖИВОПИСИ

Фридрих Каспар (Friedrich, CasparDavid) – один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве, мастер пейзажа.

Фридрих Каспар Давид. «Двое, созерцающие луну», (1819–1820 год)

Философия перехода от затемнения к свету встречается у очень немногих художников разных поколений в работах так называемого «завещательного» характера. Для Фридриха это движение к свету было, видимо, девизом всего его творческого пути. Тайна движения человеческой души подчас делает пейзажи художника возвышенно-фантасмагорическими. «Двое, созерцающие луну» – асимметричная композиция, где в контрракурсном лунном свете предстают почти силуэтные пятна двух фигур, горных камней и сказочного дерева с вывороченными корнями. Гофмановская сказка, которая «приходит к людям только ночью», позволяет в каком-то новом образе увидеть горный склон и стоящих на нём людей.

«Единственным подлинным кладезем искусства является наше сердце. Оно говорит на языке чистой детской души. То произведение, которое не вылилось из этого источника, может быть только фокусничанием. Каждое настоящее произведение искусства замысливается художником в час просветления и затем счастливо рождается (часто совершенно бессознательно) в неудержимом сердечном порыве». (Фридрих Каспар Давид)

Ван Гог (Van Gogh) Винсент – голландский живописец.

Ван Гог Винсент. «Звёздная ночь», 1889 год

Ван Гог пишет «Звёздную ночь» в июне 1889 года во время пребывания в психиатрической лечебнице Святого Павла Мавзолийского около Сен-Реми-де-Прованс. Винсент переживает тяжёлые приступы депрессии, которые сменяются моментами относительного спокойствия, и тогда он всецело отдаётся живописи. Изображение сцен в лунном свете имеет давние традиции в голландской живописи, однако до Ван Гога ни один художник не писал ночное небо с таким трепетом перед величием и непостижимостью Вселенной.

«Всякий раз, когда я вижу звёзды, я начинаю мечтать – так же непроизвольно, как я мечтаю, глядя на чёрные точки, которыми на географической карте обозначены города. Почему, спрашиваю я себя, светлые точки на небосклоне должны быть менее доступны для нас, чем чёрные точки на карте Франции? Подобно тому, как нас везёт поезд, когда мы едем в Руан или Тараскон, смерть уносит нас к звёздам. Впрочем, в этом рассуждении бесспорно лишь одно: пока мы живём, мы не можем отправиться на звезду, равно как, умерев, не можем сесть в поезд. Вполне вероятно, что холера, сифилис, чахотка, рак суть не что иное, как небесные средства передвижения, играющие ту же роль, что пароходы, омнибусы и поезда на земле. А естественная смерть от старости равнозначна пешему способу передвижения». (Ван Гог Винсент)

Земной пейзаж соединяет признаки севера и юга Франции и становится как бы обобщённым образом мирного человеческого селения. Над ним царит грозный пейзаж неба. Пока селение спит, посеребрённое лунным светом, в космическом океане длится извечный, непостижимый труд созидания миров. Звёзды, нарочито увеличенные, окружённые громадными сферическими ореолами мерцающего света, бледно-золотого, голубого и раскалённого добела создают ощущение вращения. Полумесяц пульсирует в верхнем правом углу картины, излучая столько света, что кажется больше похожим на солнце. Волна неведомого света прокатывается над горизонтом, а выше мчится, делая двойной изгиб, млечно-голубая крутая спираль, создающая стилизованный образ Галактики.
Примечателен резкий контраст между башней церкви и небесами, то есть башня выглядит довольно смешной по сравнению с Природой. Ещё боле ярок контраст между башней и огромным кипарисом, символом смерти у Ван Гога.

  • исследование математической модели «Звёздной ночи» Ван Гога показало, что картина содержит «статические отпечатки» турбулентности.
  • именно к «Звёздной ночи» Ван Гог вернулся в ночь, когда совершил самоубийство.

Айвазовский Иван Константинович – русский художник-маринист.

Такая разная Луна
Луна, напоённая сладким летним зноем, сочная как неаполитанский апельсин
Простывшая ночь укутывает чёрной шалью море и обнажает холодный серо-голубой агат Луны в оправе из серебряного кружева облаков…

На полотне «Неаполитанский залив в лунном свете» мы видим залив, объятый ночными сумерками и словно погружённый в сон. На глади воды золотится волшебный свет лунной дорожки. Где-то вдали таинственно вырисовываются очертания Везувия. Древние башни, увитые плющом, погружены в дремоту. В одном окне чуть теплится маленький огонёк. Всё вокруг словно окутано лёгкой прозрачной дымкой.

Читайте также:  Луна корабль для нло

«На картине этой вижу луну с её золотом и серебром, стоящую над морем и в нём отражающуюся… Поверхность моря, на которую лёгкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок или множеством металлических блесток на мантии великого царя!… Прости мне, великий художник, если я ошибся (приняв картину за действительность), но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твоё высоко и могущественно, потому что тебя вдохновлял гений!» (из записей Уильяма Тёрнера, посвящённых одному из пейзажей Айвазовского).

§ На зелёной страничке «Путешествие по зелёному цвету» представлены ещё два пейзажа с изображением луны (Море. Коктебель; Буря на море лунной ночью).

«Человек, не одарённый памятью, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда! Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Для этого художник и должен запоминать их, и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину. Так я писал сорок лет тому назад, так пишу и теперь. Писать тихо, корпеть над картиною целые месяцы – я не могу». (Айвазовский Иван Константинович)

ИЛЛЮЗИЯ ЛУНЫ

Кстати – о видимых размерах Луны. Если Вы станете расспрашивать своих знакомых, какой величины представляется им Луна, то получите самые разнообразные ответы. Кто-то скажет, что Луна величиной с большущую головку сыра, но будут и такие, которым она покажется величиной с яблоко или мелкую серебряную монетку. Откуда такая разница в представлениях о величине «ночного светила»?
Диск Луны, когда он находится ближе к горизонту, кажется для наблюдателя больше размером, хотя на самом деле, он меньше примерно на 1,5 % по сравнению с тем, когда Луна находится в зените. Объясняется этот феномен оптической иллюзией. По теории «относительного размера», которая в данное время принята большинством учёных, визуальный размер объекта наблюдения зависит в первую очередь от размера других объектов, которые мы наблюдаем одновременно. Таким образом, когда мы наблюдаем Луну близко к горизонту, в поле нашего зрения попадают и другие объекты, на фоне которых, Луна и кажется больше, чем она есть на самом деле.
Иллюзорность этого явления подтверждают результаты измерений поперечного диаметра лунного диска при разных его положениях относительно горизонта. При отсутствии угломерных инструментов можно воспользоваться, например, спичкой, отмеряя тот её отрезок, который на расстоянии вытянутой руки точно соответствует диаметру Луны.

Левитан Исаак Ильич – русский живописец-пейзажист.

Левитан Исаак Ильич. «Сумерки. Луна», 1899 год

В конце восьмидесятых в творчестве Левитана рождается так называемый пейзаж настроения, в котором состояние природы осмысляется как выражение движений человеческой души. В меланхолических, пронизанных тонкой музыкальностью образах Левитана современники находили отражение переживаний одинокой и страдающей души. Художник подчиняет изображение природы выражению своего замысла, передаче определённого её состояния.
Медленно плывёт по небу луна – величественная владычица ночи. Однако она ещё не полностью вступила в свои права, не оттого ли столь неясно и зыбко её отражение в речной воде. Готовится к встрече с иной реальностью пожелтевший осенний лес. Беспокойно клонятся к воде деревья, словно пытаясь прочитать в ней свою судьбу. И, в отличие от луны, их отражения не так расплывчаты, ведь они принадлежат ещё не забытому дню. Именно дневное солнце, пусть даже по-осеннему неяркое, дарит деревьям жизнь. А луна ведает тихими шорохами, неверным светом, скользящими расплывчатыми тенями. Всё это пугает лес, заставляя его замереть в тревожном ожидании.

«Он самый большой поэт… и самый большой чародей настроения, он наделён наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьём русских мотивов в пейзаже» (Игорь Эммануилович Грабарь – русский художник, искусствовед …об Исааке Левитане)

«Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, спокоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи. Я никогда ещё не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда ещё так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всём, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддаётся разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник. Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором – пускай! Они – благоразумие… Но это моё прозрение для меня источник глубоких страданий. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть бога во всём и не уметь, сознавая своё бессилие, выразить эти большие ощущения…» (Левитан Исаак Ильич)

Творческое домашнее задание по астрономии:

1 домашнее задание:
Перед Вами две репродукции картин великих русских художников запечатлевших на полотне Луну. Продемонстрируйте их учащимся, при этом назовите только имя художника, а вот название картины пусть учащиеся скажут Вам сами (погуляют по просторам сети интернет, полистают книги…). Подготовят небольшое библиографическое сообщение, или напишут сочинение по картине.

«Тишина» – малоизвестная картина позднего периода творчества Левитана, для которого стало особенно характерным обращение к сумеречным, вечерним, лунным мотивам, так точно отражающим тревожное и беспокойное время конца 19-го века.

Саврасов Алексей Кондратьевич – русский художник-пейзажист, учитель Исаака Левитана. Картина «Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне» Алексея Кондратьевича Саврасова входит в масштабный цикл художника под названием «Осень». Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871 г.) в произведениях Саврасова очень остро ощущается печаль, тревога… безмерная тоска.

§ Если хотите избавиться от нахлынувшей тоски, навеянной картиной Алексея Саврасова, загляните на зелёную страничку «Времена года: Осень» и порадуйте сердце осенними пейзажами «Золотая осень» в исполнении Шишкина, Левитана, Поленова, Остроухова.
§ Ещё две Луны на зелёной страничке «Иван Яковлевич Билибин (иллюстрации к русским сказкам)».

2 домашнее задание:
Попросите учащихся скомпоновать свою собственную «лунную галерею». Кстати, морских пейзажей в лунном свете у Ивана Айвазовского на порядок больше чем представлено на моих зелёных страничках 😉
А Вашему вниманию предлагаю ещё две репродукции – два настроения – два главенствующих цвета: холодный землистый серый питерской ночи Александра Беггрова и тёплый мистический синий кавказской ночи Архипа Куинджи.

По дну Дарьяльского ущелья бежит прославленный грозный Терек, вдоль него струится военно-грузинская дорога. Отвесные скалы уходят в высоту не меньше чем на километр. Контраст реки, водяных брызг, скал, за которыми сразу небо, делает ущелье неповторимым. Пейзаж полон мистической отстранённости от всего человеческого и укутан лёгкой грустью лунной ночи. Недаром Михаил Юрьевич Лермонтов именно над скалами Дарьяльского ущелья поселил своего Демона.

И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял,
И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел…
Демон. Восточная повесть
Михаил Юрьевич Лермонтов

Дарьяльское ущелье проходит по границе Грузии и России. Волей судеб этот величественный пейзаж разделяет государства, но – объединяет художников в стремлении запечатлеть это чудо отвесных стен, воды и воздуха.

Надеюсь, что эта статья сослужит добрую службу не только преподавателям астрономии, но и преподавателям литературы и изобразительного искусства, а также их учащимся 😉

И снова Иван Константинович Айвазовский. Очень может быть, что эта зелёная страничка откроет для вас творчество гениального русского мариниста в совершенно другом ракурсе 😉

Чумаки (возчики, виноторговцы, солеторговцы) – категория населения, проживавшая на территории нынешней Украины и Юге России XVI–XIX веков, занимавшаяся торгово-перевозным промыслом. Чумаки отправлялись на волах к Чёрному и Азовскому морям за солью и рыбой, развозили их по ярмаркам, а также занимались доставкой других товаров.

Джон Аткинсон Гримшоу (John Atkinson Grimshaw, 06.09.1836–13.10.1893) – выдающийся английский художник викторианской эпохи, известный своими изображениями ночного города и лунных пейзажей. На творчество Гримшоу огромное влияние оказали художники-прерафаэлиты. Следуя их стилю, он создавал свои полотна с величайшим вниманием к деталям, точно воспроизводя цвета и особенности освещения сцены. Рисовал улицы городов, виды доков Лондона, Лидса, Ливерпуля, Глазго в лунном свете. С величайшим мастерством прорабатывал Гримшоу свои полотна, добиваясь почти фотореалистичной чёткости.

«Его картины как будто пропитаны тусклым светом газовых фонарей; от них веет туманом с набережных – убедительно переданы жутковато-уютное тепло городской ночи и повседневная отчуждённость улиц и набережных» (искусствовед Филлип Дж. Уоллер).

И ещё две луны :-)))) русская луна 😉 Ефима Ефимовича Волкова и английская луна 😉 Генри Петера.

Волков Ефим Ефимович (23.03.1844–17.02.1920) – русский живописец – пейзажист, член Товарищества передвижных художественных выставок, действительный член и академик Императорской Академии художеств.
При своей жизни русский пейзажист и рисовальщик, передвижник Ефим Ефимович Волков был чрезвычайно популярен. Ему принадлежит более пятисот пейзажей, около тысячи этюдов и великое множество рисунков в альбомах. Во многих крупнейших государственных художественных музеях России имеются работы его кисти.
Современники называли Ефима Волкова «поэтом русской осени и русских туманов». Волков писал, в основном, пейзажи северной и средней полосы России: сюжетом своих картин он выбирал не красивые «ландшафты», а скромные уголки природы Русского Севера и в них старался подметить и передать присущие им поэзию и очарование. В лучших своих работах Волков одухотворяет пейзаж, придавая ему определённое настроение, созвучное с душевной настроенностью зрителя. Ефим Ефимович Волков избегает изображений бурного проявления стихии, и поэтому его творчеству присуще спокойное, поэтическое состояние природы – раннее утро или наступление вечера, появление луны, предзакатные сумерки. Его пейзажи притягивают тонкостью чувств и переживаний, высокой степенью одухотворённости природы. Таков, например, пейзаж «Лунная ночь в лесу», в котором художник мастерской кистью запечатлел тёплую летнюю ночь, полную чарующей неги.

Генри Петер (Henry Pether, 1828–1865) – английский живописец. Писал в основном пейзажи, особенно известны его пейзажи при лунном свете. Сын художника Авраама Петера, и брат Себастьяна Петера, также художника. Все трое – отец и оба сына – специализировались на пейзажах при лунном свете. Самым талантливым из них, пожалуй, был Генри.

И ещё две луны :-)))) Льва Феликсовича Лагорио и Василия Ивановича Сурикова.

§ Городские пейзажи с полной луной – улицы ночного Парижа в исполнении Константина Алексеевича Коровина на зелёной страничке «Решение логических задач табличным способом»
§ Чарующая магия лунного света в интегрированном сборнике качественных задач по физике на зелёной страничке «Физика и художественная литература: Оптика (Лунный свет)» – Можно ли при свете полной луны читать книгу?

P.S.: Луна изменчива и противоречива….
Луна возводит на пьедестал смерть («Звёздная ночь» Ван Гога, «Башня. Кораблекрушение» Айвазовского…), она свидетельница отчаянья и боли, безмерной, заболоченной тоски…, но она же покровительствует ЛЮБВИ («Двое, созерцающие луну» Фридриха Каспара, «Неаполитанский залив в лунную ночь» Айвазовского…). Луна дарует радость и надежду…
Фазы луны – особая тема! Достаточно вспомнить «иноземных» оборотней, вампиров и русского/украинского Вия, но это уже будет совсем другая статья 😉 посвящённая новолунию и фазам луны.

§ «Лунные» обои для рабочего стола на сайте «Своя» (Луна и лунный свет) (в разрешениях 1920×1200, 1280×1024 и 2560×1600). Уходим от классики и балуем себя современными тенденциями 😉

Источник

Adblock
detector