Космическая тема в работах советских художников
Идея освоения человеком Вселенной не могла обойти стороной изобразительное искусство. Тема большая и красивая, живописных работ, с ней связанных, очень много, и многие из них прекрасны. Вот некоторые из них.
Таир Салахов. «Тебе, человечество!» 1961
Поскольку холст размером 180×594 см не умещался в мастерской Салахова, художник писал картину в помещении соседней школы. Символично, что эта работа впервые была выставлена 12 апреля 1961 года. Таир Салахов о своей работе: «Писал я это большое полотно размером два на шесть метров не по заказу, а по внутреннему, оптимистическому велению души. Мои предчувствия, как оказалось, опередили время: буквально в этот день все услышали сообщение о полете в космос Юрия Гагарина».
В том же 1961 году Александр Дейнека создал эскиз к мозаичному панно, которое должно было украсить московский Дворец съездов — «Покорители космоса». Дворец предполагалось украсить ещё несколькими большими мозаиками, объединёнными в цикл «Люди Страны Советов», который показывал бы историю СССР от гражданской войны до покорения космоса.
Александр Дейнека «Покорители космоса» 1961
Творчество советских художников передаёт ощущение сбывающегося счастья и того, что завтрашний день будет ещё лучше сегодняшнего. Это счастье человека-творца, созидателя и победителя.
А. Мазитов «Чайка» 1964. Холст, темпера. 169 x 264,5 см
Валентина Терешкова совершила полёт в космос в июне 1963 г. Картина «Чайка» была написана Амиром Мазитовым по горячим следам — в 1964 году. Терешкова занималась в Ярославском аэроклубе с 1959 по 1961 гг., и художник изобразил её на лётном поле с парашютом, картина пронизана предчувствием полёта.
Герои того времени — космические путешественники, учёные, первооткрыватели.
Леонид Тихомиров, ОльгаТихомирова «Во имя человечества»
Рубен Гевондян «Бюракан» 1971 (Бюракан — место, где расположена обсерватория в Армении)
В своей работе «Звёдный час» Рубен Гевондян вводит, подчёркивая связь времен, идущие от средневековья символы трёх стихий — водной, земной и воздушной, властелином которых стал человек на своем пути в космос.
Рубен Гевондян «Звёздный час» 1970-е
На картине Камиля Муллашева «Утро» запечатлен момент возвращения на Землю: спускаемый космический аппарат приземлился в казахской степи.
Камиль Муллашев «Юность» из триптиха «Земля и время» 1978
И конечно, главный герой времени:
В. С. Василенко «Юрий Гагарин»
Владимир Фельдман «Звёздам навстречу. Первый космонавт Юрий Гагарин» 1961
Источник
Сборник картин советских художников «Мирный космос» (1986)
В 1986 году в издательстве «Советский художник» вышел альбом, состоящий из 20 репродукций произведений советских художников . Картины были посвящены освоению космического пространства , среди них были картины космонавтов Владимира Джанибекова и Алексея Леонова, а также других художников.
Мы рассмотрим самые сильные работы из сборника «Мирный космос» .
1. В. Джанибеков — «Салют-7″. Полночь.» (1984)
Над приборной доской склонился космонавт. Панель залита желтым светом. Мерцающее освещение организует пространство зыбких очертаний и форм, передает атмосферу погруженной в полумрак ночной станции. Палитра рисунка, построенная на контрасте теплых желтых и холодных синих цветов, рождает ощущение напряженности космической трудовой вахты.
Владимир Джанибеков участвовал в спасении станции «Салют-7» и нарисовал эту картину по собственным впечатлениям. Подробнее об этой сложнейшей операции вы можете прочитать в книге напарника Владимира, Виктора Савиных, «Записки с мёртвой станции» .
2. В. Одайник — «Земляне» . (1984)
Художник изобразил на своем полотне последние минуты перед стартом космического корабля, который скоро унесет трех посланцев Земли в бескрайние просторы Вселенной.
3. М. Борисов — «Мы мирные люди» . (1982)
Фигуры людей изображены в немыслимых на Земле положениях, в переплетении шлангов и проводов, среди плавающих в невесомости предметов космического быта. Полотно как бы напоминает зрителю, что и в этом небольшом космическом доме, где все так необычно, мирные посланцы Земли трудятся во имя прогресса , во имя будущего нашей планеты .
4. А. Леонов, А. Соколов — «Поехали!» (1982)
На картине «Поехали!» , название которой заставляет вспомнить момент старта легендарного «Востока» , изображен один из самых ответственных этапов космического полета: громада ракеты, освобожденная от ферм наземного обслуживания и уже ничем не связанная с Землей, вся охваченная огнем, устремляется в небо.
5. Ю. Походаев — «Союз — Аполлон». Первая встреча» . (1976)
Летом 1975 года внимание людей всего мира привлек совместный советско-американский полет в космос. Полет советско-американского экипажа наглядно продемонстрировал возможность мирного сотрудничества наших стран в космосе. Художник изобразил в своей картине участников полета по программе «Союз — Аполлон» — А. Леонова, В. Кубасова, Т. Стаффорда, В. Брандта и Д. Слейтона.
Каждая картина — взгляд на историю космонавтики, на людей, которые героически трудились на ниве освоения космоса и научно-технического прогресса. Сборник «Мирный космос» вышел тиражом 25 000 экземпляров. Все картины вы найдёте здесь .
Подписывайтесь, мы интересно рассказываем о космической живописи!
Источник
Космическое искусство или космос в искусстве?
Нам кажется, что невозможно влюбляться в космос, если не видишь, насколько он красив и многогранен. Конечно, можно смотреть графику из интернета, можно листать фотографии телескопа Хаббл, можно смотреть фильмы. Но не стоит забывать и про художников!
Да, многие авторы изображали просторы Вселенной. Все по-разному видели космическое пространство. Человека всегда привлекало непознанное. Жгучая смесь страха перед неизвестностью и желания узнать, что же там на самом деле, заставляла людей двигаться дальше и открывать для себя новые глубины.
Космос поражает своей необъятностью и бездонностью. Люди, казалось бы, покорили его просторы, но это лишь видимость. Чем больше тайн мы открываем, тем больше новых вопросов встаёт перед нами. И эта бездна манит к себе не только космонавтов, но и поэтов, писателей, учёных, художников.
Сегодня мы покажем вам некоторые картины художников, вдохновленных глубинами космоса. Если вы хотите видеть больше таких постов, поддержите нас лайком, и мы поймём, что вам такое тоже нравится.
И да, читайте подписи к картинам, там вся информация
Алексей Леонов не только художник, но и один из самых известных советских космонавтов. Он стал первым человеком, вышедшим в открытый космос. Его картины очень реалистичны. Леонов стремится показать в них всё так, как увидел он сам 18 марта 1965 года.
Помимо картин, Леонов вместе с художником-фантастом Андреем Соколовым создал коллекцию марок с изображениями космических просторов. Их работы были признаны лучшими марками СССР 1972 года в разделе «Советская наука и техника».
Олег Высоцкий — современный художник-космист. В его работах человек и космос образуют некое единство, соединение духовного мира человека и Вселенной. Картины Высоцкого называют «поэмой о беспредельности».
Боб Эгглтон — американский художник-иллюстратор, работающий в жанре научной фантастики и фэнтези. Он создавал обложки для книг многих именитых фантастов, в числе которых Артур Кларк и Айзек Азимов.
Богатое воображение автора порождает неповторимые космические пейзажи, в которых реальность причудливо сочетается с вымыслом.
Уолтер Майерс с самого детства увлекался астрономией. Он мечтал побывать в космосе, и это ощущение передалось его картинам. Майерс создает пейзажи всех планет и их спутников.
В работе он опирается на научные данные, и это позволяет зрителям увидеть максимально достоверные изображения. Кроме того, Майерс сопровождает картины комментариями — научными описаниями планет.
Алексей Кашперский, современный художник, создает акварельные космические пейзажи, завораживающие своей необычной техникой и мрачными тонами.
В своих работах Кашперский использует как двухмерную, так и трехмерную графику.
Источник
Космические картины в обработке
В продолжение темы о первом выходе человека в космос.
Не все знают, что великий космонавт Алексей Архипович Леонов был еще и одаренным художником. Картины, написанные Алексеем Леоновым настолько реалистичны, что кажется, если бы оформить рамку в виде иллюминатора, можно каждый день любоваться космическими пейзажами. Вместе с коллегой по художественному ремеслу, Андреем Соколовым они, можно сказать, создали направление космической живописи.
Характерными сюжетами у Соколова были фантазийные планеты, а Леонов чаще рисовал более реалистичные сюжеты, основанные на собственном опыте.
Тема космической живописи не нова ни на этом ресурсе, ни в интернете в принципе. Я же взяла на себя смелость выполнить небольшую коррекцию изображений ,чтобы придать им более современный вид, который можно использовать в оформлении презентаций, альбомов, как обои на рабочий стол смартфона и т.д. Ну и повторение качественного материала (похожий пост на пикабу был 809 дней назад) никогда не бывает во вред, может быть для кого-то станет открытием творчество наших художников-космонитов (термин у Азимова слизала 🙂 )
А. Соколов В МИРЕ ДВУХ СОЛНЦ
А.Леонов ЛУННЫЙ ПИК
А.Леонов, А.Соколов. МАРСИАНСКИЙ ПОЛДЕНЬ
Открытый космос А.Леонова
А.Леонов, А.Соколов. В МАРСИАНСКОМ КРАТЕРЕ
Дальние миры А.Соколова
А.Леонов. «Планета в туманности IC443»
А.Леонов. «На Луне»
А.Леонов — Над чёрным морем
А.Леонов, А.Соколов «Солнечное затмение на Луне»
Внеземные цивилизации А.Соколова
А.Леонов. НА БЛИЖАЙШЕЙ К СОЛНЦУ ПЛАНЕТЕ
Если информация будет интересна, могу в комментариях дать ссылку на исходники
Найдены дубликаты
Исследователи космоса
8.3K постов 37.1K подписчиков
Правила сообщества
Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу 🙂
с первой картинки и до конца, ассоциации с книгами Стругацких. А именно со страной багровх туч
«Не все знают, что великий космонавт Алексей Архипович Леонов был еще и одаренным художником. «
Ну и заход — обнять и плакать.
Да и насчёт вашей, кхмм, весьма спорной обработки — у художника, конечно, и не подумали спросить.
При его возрасте ответа можно и не дождаться.
Да, сформулировала ошибочно, подразумевала, что рисовал раньше. Не права. А, прошу прощения, что спорного в обработке? Я никаких изменений не вносила, попыталась оживить материал для современной цифровой среды. Думаю, что любому творцу будет приятно видеть, как его труды обретают вторую жизнь. Вряд ли вы обратили бы внимание на старые сканы открыток
Не забывайте указывать, что это лично ваше мнение, не приписывайте мне ваше, и на картинках указывайте, что чьё.
Очень понравилось, спасибо. Можно ссылки на исходники? Особенно понравилось «Солнечное затмение на Луне».
Написала плохо, имела ввиду, что рисовал давно. Не права )
ахуенно провели коррекцию , прям вот взять и разом убить нахуй весь характер картины и стиль её написания одним нажатием фильтра «масляная краска» , без этого на смартфончик обои не поставишь , не современно , тоже сделаю одолжение да Винчи наверно.
Смотрите, свою клавиатуру ядом не повредите, когда слюной брызжете ) А вы не подумали, что валялись эти сканы открыток в сети никому не нужные, а тут люди ознакомились с творчеством ,кто-то себе забрал что-нибудь. Тут ведь и молодежь тусуется, а это отличный контент для развития мировоззрения, пусть и в осовремененном виде. Кому понравятся картины, легко найдут и оригиналы, и все остальные иллюстрации.
сорян за токсичность , чета я действительно сгорел слегка ,не рассматривайте мое сообщение как лично к вам , это к разговорам с копипастой , в корне заебал просто подобный контент 😉
Правда ли, что НАСА потратило миллион долларов на создание «космической ручки», а СССР обошёлся простым карандашом?
Вот уже несколько десятилетий популярна история о недалёких американских инженерах и их смекалистых советских коллегах. Мы проверили, имел ли место такой эпизод в космической гонке.
(Посты на эту тему уже публиковались на Пикабу но приведённые данные были неполными. Тэг «повтор» на ваше усмотрение)
Контекст. Легенда обычно имеет примерно следующий вид:
«Во время разработки космической программы НАСА столкнулась с проблемой: обыкновенные шариковые ручки не пишут в невесомости. И тогда агентство привлекло лучших учёных страны и потратило несколько миллионов долларов налогоплательщиков для того, чтоб разработать специальную «космическую ручку». Это чудо техники могло писать в невесомости и вакууме, на жаре и на морозе и вообще являлось лучшей ручкой времён и народов. А советское руководство тем временем снабдило своих космонавтов простыми и дешёвыми карандашами».
Как выясняется, с давних пор эта информация популярна и на Западе, где упоминается, к примеру, в эпизоде 2002 года сериала «Западное крыло». Что касается России, то один из вариантов истории долгое время входил в топ цитат на bash.org, другой попал в мемуары Михаила Хазина «Еврейское счастье». Не мог обойти подобную тему стороной и известный сатирик Михаил Задорнов, сопроводивший её своим коронным «Я всегда привожу в пример во время своих выступлений, насколько же развита соображалка у наших людей»:
Первый вопрос, который может возникнуть у читателя: почему не подходит обычная шариковая ручка? Дело в том, что её работа напрямую зависит от гравитации: чернила должны стекать из стержня на шарик, а с него — на бумагу. Однако в условиях невесомости никакая сила не толкает чернила к шарику — они просто свободно болтаются в стержне. По той же причине на Земле обычно довольно проблемно писать перевёрнутой или расположенной горизонтально шариковой ручкой. Поэтому вполне логично было бы воспользоваться простым карандашом как самым простым решением. Так почему же американцы до него не додумались? Или всё-таки додумались?
На самом деле в начале космической эры американские покорители космоса использовали исключительно карандаши. В рамках первой американской космической программы Mercury (1961–1963) карандаши были восковыми, а вот для второй программы Gemini (1965–1966) НАСА заказало 34 механических карандаша у хьюстонской компании Tycam, заплатив при этом 4382,5$, или по 128,89$ за каждый экземпляр. Когда эти цифры стали достоянием общественности, разразился скандал, и организация решила отказаться от подобных расходов в будущем. Тем более что карандаши хоть и имели сверхпрочный корпус, но внутри у них был самый обычный механизм с графитом, купленный в местном канцелярском магазине по $1,75 за штуку. Масла в огонь подлила информация о том, что вместе с дорогими карандашами астронавты взяли на борт четыре японских (то есть ещё вчера — вражеских) карандаша Pentel общей стоимостью 49 центов.
Не брезговали карандашами и в СССР. Например, Алексей Леонов, который в будущем стал настоящим художником, свой первый «космический» рисунок сделал 18 марта 1965 года, во время полёта на корабле «Восход-2». Космонавт использовал карандаши «Тактика», специально приспособленные для использования в космосе. Каждый карандаш крепился шнурком к столику, на котором рисовал космонавт.
Шнурки шнурками, однако и у тех, и у других организаторов полётов были серьёзные причины отказаться от использования карандашей. Графитовые экземпляры писали тонкими линиями, но представляли опасность, когда ломались. Плавая по кабине космического корабля, кусок графита мог попасть человеку в глаз или даже в механизм или электронику, вызвав замыкание или иные проблемы. Восковые же карандаши писали неточно и расплывчато, подобно мелкам. Кроме того, при их использовании отслаивался кусочек бумаги, потенциально порождая проблемы, аналогичные неприятностям от графита. В довершение ко всему и графит, и бумага прекрасно воспламеняются в насыщенной кислородом среде, а что такое пожар на борту, в НАСА узнали после трагедии с «Аполлоном-1».
И вот здесь на авансцену вышел неудачливый кандидат в президенты, но, как оказалось, вполне успешный изобретатель Пол Фишер. В 1965 году он запатентовал ручку, которая могла писать в жару и в холод, шариком вниз и вверх и даже под водой.
В отличие от большинства шариковых ручек, работа «Космической ручки» (Space Pen) Фишера не базировалась на силе тяжести. Вместо этого картридж находился под давлением азота, равным 35 фунтам на квадратный дюйм. Азот подталкивал чернила к шарику из карбида вольфрама. Чернила тоже были необычными: с тиксотропной (очень вязкой) консистенцией, которая защищала от испарения. Они начинали вести себя как жидкость, только когда шарик вращался, а в остальное время оставались неподвижными.
Чтобы продвинуть своё изобретение, Фишер даже добился его упоминания на слушаниях в Конгрессе в 1966 году, после чего послал в НАСА несколько рекламных проспектов. В агентстве долго боялись наступить на старые грабли, но наконец в 1967 году решились закупить одну из моделей антигравитационной ручки Фишера — AG-7 — по цене $4 за штуку. Как свидетельствует сообщение агентства Associated Press от февраля 1968 года, в итоге НАСА закупило 400 ручек с 40-процентной скидкой — по $2,39 за каждую. Более того, через год примеру американцев последовал и СССР, который для своей космической программы «Союз» закупил 100 ручек и 1000 картриджей с чернилами по аналогичной цене. С тех пор две страны пользовались ручками фирмы Fisher в космических полётах на постоянной основе.
Немаловажный факт: все документы говорят о том, что в разработку «Космической ручки» Фишера НАСА не вложило ни цента и не было связано с Фишером соответствующим контрактом. Сам изобретатель, по непроверенным данным, действительно в начальный период затратил значительные средства, чуть ли не миллион долларов, однако его бизнес с тех пор окупился многократно. И в наши дни антигравитационные ручки компании Fisher самых разных моделей можно приобрести по цене порядка $25–50.
Таким образом, все ключевые факты известной истории оказались ложными. На самом деле обе сверхдержавы долгое время снабжали своих космонавтов обычными карандашами, «Космическая ручка» обошлась НАСА в $2,39 за экземпляр, а Советский Союз в итоге воспользовался изобретением американцев.
Последний факт может звучать досаднее, если узнать, что в 1960-е годы советский инженер Михаил Клевцов разработал аналогичную авторучку на основе давления азота и густых чернил, однако инновация была тогда проигнорирована ответственными чиновниками. А байку, судя по всем данным, придумали сами американцы ещё в 1960-е годы.
(Все так же максимум два поста в день, ни спама, ни рекламы)
Источник