Меню

Иллюстрация кладовая солнца 6 класс

Кладовая солнца. М. М. Пришвин

М.Пришвин. Кладовая солнца. Художник Иван Бруни

Содержание

В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне.

Иллюстрация к «Кладовой солнца» Пришвина

Мы жили в этом селе всего только через один дом от детей. И, конечно, мы тоже вместе с другими соседями старались помочь им, чем только могли. Они были очень милые. Настя была как золотая курочка на высоких ногах. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком.

Настя

Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

Митраша

«Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.

Мужичок в мешочке, как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх попугайчиком.

После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.

Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о всех этих живых существах. Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны! Вначале, как мы уже говорили, детям приходили помогать их дальние родственники и все мы, соседи. Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо.

И какие это были умные детишки! Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные.

В этом селе мы, хотя и приезжие люди, знали хорошо жизнь каждого дома. И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы.

Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи.

Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лоханки. У него есть фуганок, ладило [1] длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами.

При корове двум детям не было такой уж нужды, чтобы продавать на рынке деревянную посуду, но добрые люди просят, кому — шайку на умывальник, кому нужен под капели бочонок, кому — кадушечку солить огурцы или грибы, или даже простую посудинку с зубчиками — домашний цветок посадить.

Сделает, и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство, и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверно, что-то смекает.

Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался, и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного равенства. Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается. Тогда Мужичок в мешочке начинает злиться и хорохориться и всегда говорит, задрав нос:

— Да чего ты хорохоришься? — возражает сестра.

— Вот еще! — сердится брат. — Ты, Настя, сама хорохоришься.

Так, помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку, и, как только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина.

— Давай-ка вместе полоть, — скажет сестра.

И брат тоже начинает полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать.

Читайте также:  Определите жанр произведения кладовая солнца

Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо. И мы опять можем твердо сказать: во всем селе ни у кого не было такой дружбы, как жили между собой Митраша и Настя Веселкины. И думаем, наверное, это горе о родителях так тесно соединило сирот.

Источник

Презентация по литературе на тему «Кладовая солнца» (6 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Кладовая солнца М. М. Пришвин

Жизнь Насти и Митраши после смерти родителей. За клюквой. Восход солнца в лесу; у Лежачего камня. История Травки. Блудово болото. Путь Митраши. Путь Насти. Спасение Митраши. Счастливый конец. Село возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского. Место действия: План произведения: Сказка-быль была написана в 1945 году для конкурса, проводимого Детгизом. Получила первую премию.

Настя: Двенадцатилетняя девочка-сирота. Внешний облик: «Настя была как Золотая Курочка на длинных ножках». «Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик был чистенький и глядел вверх попугайчиком». Вся она, золотая, сияющая, улыбчивая, похожая на веселое солнышко. Это самостоятельная, трудолюбивая девочка: она деловито, ответственно вела все домашнее хозяйство: «Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца…». Каждое утро Настя «выгоняла стадо… растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи». Главные герои:

Митраша – брат Насти, он был моложе сестры на два года. Ему было только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный». «Мужичок в мешочке» называли его учителя в школе. Он, как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх попугайчиком». Митраша:

Настя и Митраша похожи друг на друга не только внешне, но и своим трудолюбием, хозяйственностью. Митраша многое перенял от своего отца: научился «делать деревянную посуду, бочонки, шайки, лохани», по-отцовски – «хорошо» — обертывать вокруг ног портянки, управляться с ружьем. Дети были очень дружны, но Митраша, хоть и был младше сестры, любил верховодить, и это приводило к разногласиям между ними. Настя была более уступчивой и разрешала все ссоры улыбкой и лаской: «И как только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина».

И Настя, и Митраша – люди активные, деятельные. Они наделены качествами исследователей и открывателей жизни: «Их носики, — пишет Пришвин, — можно было видеть и на колхозных полях, и на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах». Им до всего есть дело. Они не замыкаются только на своей домашней жизни, а вместе со всеми жителями села поднимают разрушенное войной хозяйство.

В сказке-были есть прямые авторские оценки-характеристики детей: «Они были очень милые»; «…Досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…»; «… скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…»; «И какие это были умные детишки!»; «… Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы». Автор-рассказчик относится к своим героям с любовью и нежностью. Он сочувствует детям, гордится ими, радуется их успехам, самостоятельности. Отношение автора к детям

Испытанием для детей стал их поход за клюквой. Их ссора привела к тому, что на какое-то время они забыли друг о друге и повели себя безрассудно самоуверенно. Каждый в момент ссоры думал только о себе. Настя даже плюнула вслед брату. Дети идут дорогой волка, так как испытывают злобу по отношению друг к другу. Испытание детей

Природа не прощает таких поступков. Митраша, ища более легкий путь, пренебрег «человеческой тропой» и попал в Слепую Елань. Он стал пленником болота и чуть не погиб. Эта беда заставила его действовать дальше осторожно и мужественно. Проявив волю, находчивость он спасся с помощью собаки Травки: «… маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчете движения, как боец в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть».

Читайте также:  Светоотражающие шторы от солнца

Митраша благодарен своей спасительнице и берет на себя заботу о ней: «… он отер последние слезы с лица, отряхнул грязь… и, как настоящий большой человек, властно приказал: «Иди же теперь ко мне, моя Затравка!». В лес Митраша входил маленьким, а выходил из него настоящим большим человеком. В Насте во время сбора ягоды на какое-то время торжествуют плохие качества. Ее охватывает жадность. Даже лось не признал в грязной ползающей девочке человека и принял ее за животное. Поведение Насти вызывает у автора-рассказчика осуждение. Он показывает великана-лося, которому хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника, и при этом с упреком спрашивает: «Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?».

Встреча со змеей заставила девочку осознать свой поступок: «Насте представилось, будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она». Настя, забыв о брате, теряет человеческий облик. Но «золотая курочка» вовремя опомнилась и нашла брата. Девочка переживает случившееся и раскаивается. Всю собранную клюкву – целебную ягоду — она отдаст детям, эвакуированным из Ленинграда, проявляя заботу и неравнодушие к другим людям. Любовь преодолела все препятствия. Дети одержали победу над собой и над волком Серым Помещиком.

Травка — друг охотника Антипыча, но он умер, и собака осталась без хозяина. Очень тоскует по нему. Антипыч говорил о Травке: «… собака гончая, с одного слова все понимает, а вы, глупенькие, спрашиваете, где правда живет». Правда, или смысл жизни Травки, в любви к человеку; в том, чтобы жить не только для себя, но и для других, в заботе о человеке, в дружбе, доброте, верности и преданности. Лишившись своего Друга-хозяина, Травка воет от тоски, т.к. потеряла смысл жизни. Ей не для кого жить. Собака Травка.

Травке противопоставлен волк Серый Помещик. Он тоже воет, но по другой причине: от злобы. Его желание – жить для себя. Почувствовав человеческую беду, Травка помогает Насте и Митраше. Она напоминает детям о вечных ценностях: любви, преданности, товариществе, верности, возвращает детей к «человеческой тропе», к своей правде. И сама Травка снова счастлива: она нашла своего хозяина. Им стал Митраша. Мальчик убивает волка, и это символ победы над злом, равнодушием, эгоизмом. В какой-то мере Митраша убивает волка в себе. Путь Травки приводит к счастью, а путь волка – к гибели.

Быль – рассказ о действительном происшествии. Подлинные факты: дети-сироты, живут в конкретном месте, у них реальное хозяйство, обычные дела, заботы: «…изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безымянные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен». Каждое утро Настя «выгоняла стадо… растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи». На Митраше «лежит… все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях…». Реален их поход в лес, приключения. То есть, перед нами действительно быль. ЖАНР ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Сказка-быль. Черты были:

1. Начало произведения напоминает сказочный зачин: «В одном селе, / возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, /осиротели двое детей». А в народной сказке читаем: «В некотором царстве, / в некотором государстве / жили-были…». 2. Сказочный колорит в ритме повествования. «Сказку, — писал Пришвин, — я понимаю в широком смысле слова как явление ритма, потому что сюжет сказки с этой точки зрения есть не что иное, как трансформация ритма. Я могу это иллюстрировать из своего опыта создания сказки «Кладовая солнца». Когда застонали деревья, все части сюжета расположились как металлические опилки под действием магнита». 3. В основе конфликта — как в сказке – борьба добрых и злых сил. 4. Победа добра над злом – сказочный закон. Счастливая развязка. Черты сказки:

5. Неразрывная связь мира природы и мира человека. Как и в сказке, природа принимает самое активное — дружеское или враждебное участие во всех развивающихся событиях. Дружественна собака Травка. Враг человека – волк. Стихии природы, растения, животные откликаются на радость и горе Насти и Митраши, даже определяет ход развития событий:

Читайте также:  Солнце больше юпитера или нет

Когда дети пошли по разным тропам, небо обволокла серая хмарь, не видно стало золотых лучей солнца, поднялся злой ветер; и сплетенные сосна и ель жалобно застонали, зарычали на все Блудово болото. Взволнованная, помрачевшая природа как бы предупреждает Митрашу, что его ожидает беда. Кричит сторожевой черный ворон, предчувствуя поживу: «Дрон-тон!». Воет волк, ему противопоставлен вой собаки. Стрекочут сороки тоже в надежде на скорую поживу. Лисичка навострила уши. Шумом деревьев, воем зверей пением разноголосых птиц наполнено все произведение.

6. Одухотворение природы. Птицы, звери и даже деревья наделяются человеческими чертами: деревья стонут, отвечая им, жалобно воет Травка. 7. Язык сказочный: эпитеты, метафоры, сравнения словно заимствованы из устного народного творчества: Настя – Золотая Курочка, белая куропатка хохочет, как ведьма; земля умылась; небо висит над елками подобно серому одеялу. 8. Сказочные обращения к явлениям природы – птицам, зверям. Обращаясь к ворону, Пришвин говорит: «Сколько же ты, ворон, видел и знаешь, и отчего ты хоть один раз не выйдешь из своего вороньего круга и не перенесешь на своих могучих крыльях весточку о брате, погибающем в болоте…».

1. Первый – поверхностный – образное определение торфа: «болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство». 2. Сама природа – это кладовая солнца. С ней нельзя обращаться бездумно, грабить ее богатства, проявлять легкомыслие и жадность, и тогда она сама откроет свои кладовые. Пришвин славит человека с большим сердцем, умного хозяина природы. 3. Это и символ человеческой деятельности прошлых поколений на пользу поколений будущих. Он реализуется в образах проложенной через болото неизвестными людьми тропы и собаки Травки. Не случайно первое название повести – «Друг человека». Смысл названия:

«Мне страстно захотелось своим землякам дать понять, как прекрасен мир, в котором они живут» (Пришвин). Это — гимн любви. Большая любовь обнимает весь мир, от нее всем хорошо. И есть любовь простая, семейная, ручейками бежит в ту же прекрасную сторону. И есть любовь только для себя, и в ней тухнет человек, как стоячая вода. Без любви человек, природа могут погибнуть. Большая человеческая правда, по Пришвину, — «правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Носителем этой правды является Травка. В произведении торжествует ее правда – правда любви, а волк Серый Помещик со своим злом уничтожен. Смысл произведения:

В другом произведении — «Корабельной чаще» — писатель заострит эту мысль: «Сил своих на добро не жалеть, не считать», «жить хорошо и трудиться, а не гоняться в одиночку за счастьем». «В чем смысл жизни?» – спрашивал древнегреческий философ Аристотель. – И отвечал: «Служить другим и делать добро». Сказка-быль «Кладовая солнца» именно это и утверждает.

Спасибо за внимание

Номер материала: ДБ-964126

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19

Время чтения: 1 минута

Специалисты МГППУ запустили проект модернизации методической подготовки педагогов

Время чтения: 3 минуты

В Госдуме предложили разрешить школам и вузам выбирать программы обучения

Время чтения: 2 минуты

В школах Подмосковья появятся предпринимательские классы

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector