Меню

Илон маск космос детям

Секретная школа Илона Маска: чему учат «детей будущего» в стенах SpaceX

Илон Маск – необычная личность в современном мире. Он известен тем, что является основателем, руководителем и идейным вдохновителем ряда известных компаний.

Его инновации приносят пользу всему миру: электронная платежная система PayPal , всемирный интернет Starlink , электромобиль Tesla , космическая компания SpaceX , ракета Falcon 9, сверхскоростные поезда Hyperloop , тайная школа Ad Astra .

Глядя на все его нереальные проекты возникает вопрос, а почему именно школа является тайной и что такого интересного в ней преподают, попробуем разобраться.

На первый взгляд название Ad Astra может показаться странным.

В переводе с латыни это означает «к звездам».

Школа довольно нетрадиционная, значит и подход к каждому будет индивидуальный.

Илон Маск основал в школу в 2014 году, чтобы воспитать в ней детей будущего. И первооткрывателями стали его собственные 5 детишек.

На сегодняшний день в ней обучаются 40 детей.

И удивляет школа не маленькими размерами, а программой обучения.

Традиционные школы, по мнению Маска, являются фабрикой, где все обучаются «по накатанной». Одни и те же дисциплины, несмотря на индивидуальные особенности ребенка. Сможет ли сегодняшняя система образования заложить в детские головы полезные навыки, которые им потребуются в 2030-2050 годах? Тогда и родилась идея открыть свою частную школу.

Обучаются в ней только дети сотрудников компании SpaceX в возрасте от 7 до 14 лет.

Как туда попасть никто не знает, школа не имеет ни сайта, ни телефона. И перед поступлением ребенок проходит тест на уровень IQ . Все родители и учителя подписывают соглашение о неразглашении информации.

Чем же это заведение отличается от стандартной школы?

Отсутствует система оценивания . Он считает, что поощрять необходимо не за правильное решение примера, а за то, что ребенок может воплотить свои идеи в жизнь.

Учащиеся создают сайты, собирают роботов, проводят химические эксперименты, запускают личные проекты и наблюдают, востребовано это или нет. Кстати, для стимула в школе существует местная валюта «астра».

Только необходимые знания . Дети получают знания и сразу же их закрепляют на практике. Всю остальную информацию, по мнению Илона, они получат, когда будут осваивать свою профессию.

Нет возрастного деления . Деление на классы – это неэффективно. Делить надо по интересам, независимо от возраста.

Отсутствие тестов. Тесты погубят образование. Школьники так привыкли искать нужные ответы в графе, что разучились анализировать и думать.

В этой школе нет тестов, здесь не изучают отвертки, а приносят сразу двигатель и предлагают его разобрать. А вот когда надо будет понять, какая отвертка нужна, будем изучать по ходу.

Знания без практики – ничто . «Общие задачи не приносят никакой пользы. Мы же предлагаем разобрать реальную жизненную ситуацию или починить вещь» — говорит создатель.

Основы этики и морали – это главное .

Нет обязательной программы . Маск считает, думаю, с ним согласятся многие, что именно школьная программа и заставляет детей (а иногда и их родителей) ненавидеть школу. Кто-то отдает предпочтение математике, а кто-то склонен к языкам.

Целесообразнее было бы учитывать интерес ребенка.

Цель этой частной школы — развить талант ребенка, а не подстроить его под нынешнюю систему. Основатель считает, что сегодняшняя школа требует новых реформ. Кто знает, может, уже через несколько лет детки будут учиться в новых условиях.

А вы бы согласились отдать ребенка в эту школу? Или старая система образования вам ближе? Делитесь в комментариях.

ВНИМАНИЕ! Приглашаем в наш интернет-магазин детских товаров с доставкой по всей России. Огромный ассортимент, кэшбек на баланс аккаунта, персональные скидки, подарочные сертификаты.

Источник

Космонавтика Илона Маска

2 марта 2019 года на орбиту впервые отправился новейший космический корабль «Дрэгон 2», который сконструировали и построили инженеры частной компании SpaceX, принадлежащей мультимиллиардеру Илону Маску. Его инициативы и проекты давно привлекают внимание мировой общественности, причём публика разделилась на два непримиримых лагеря: активных «болельщиков» и агрессивных «скептиков». Успешный полёт нового корабля показал и тем, и другим, что Маск всерьёз собирается реализовать свои фантастические планы.

Любитель фантастики

В декабре 1984 года южноафриканский журнал «Персональный компьютер и офисные технологии» (PC and Office Technology) опубликовал исходный код игровой программы «Бластар» (Blastar), написанный 12-летним Илоном Ривом Маском. Она состояла из 167 строк, в аннотации автор сообщал:

«В этой игре вы должны уничтожить инопланетный космический истребитель с водородными бомбами и боевыми лучевыми аппаратами на борту.

В игре широко используются спрайтовая графика и анимация, поэтому вам стоит ознакомиться с текстом программы».

За публикацию паренёк получил 500 долларов, а главное, увидел, что его увлечения востребованы и даже способны приносить деньги. Маск был ярым любителем фантастики, его библией стал роман Дугласа Адамса «Путеводитель по галактике для путешествующих автостопом» (The Hitchhiker’s Guide to the Galaxy, 1979), но в отличие от многих других «фэнов», он, по собственному признанию, почти не разделял вымысел и реальность.

Футурологические картинки из комиксов и журналов завораживали юношу: новые виды транспорта, альтернативная энергетика, межпланетные корабли — всё это стало частью его внутренней картины мира, которая настойчиво требовала воплощения. Маск и сам пытался писать художественную прозу, но без особого успеха. Будущий мультимиллиардер решил реализовывать футурологию в чертежах, фактически став пионером «гик-культуры» — субкультурного направления, объединяющего людей, которые с помощью современных технологий пытаются воплотить в жизнь образы грядущего, порождённые «золотым веком» научной фантастики.

В возрасте семнадцати лет Маск перебрался в Канаду. Злые языки говорят, что он сбежал от призыва в армию, но молодой человек мог и без побега претендовать на отсрочку прохождения службы. Выбор будущего места жительства был обусловлен стремлением Маска тем или иным способом попасть в США, где бурно развивались информационные технологии. Обосновавшись у канадского родственника, он брался за любую «чёрную» работу, а затем поступил в Королевский университет в Кингстоне. Как свидетельствуют очевидцы, в то время он много размышлял об электромобилях и занялся изучением бизнес-стратегий для продвижения своих инициатив.

В 1992 году, после двух лет обучения, Маск получил стипендию от Пенсильванского университета и переехал в Филадельфию; там он специализировался на экономике и физике. В 1995 году Маск собрался поступать в Стэндфордский университет, чтобы получить учёную степень в области технических наук, но к тому времени у него ещё не было подтверждённого диплома бакалавра, поэтому ему отказали. В итоге Илон предпочёл запустить собственный стартап в Кремниевой долине. Вместе со старшим братом Кимбалом он начал реализовывать проект Global Link Information Network, который в итоге был переименован в Zip2. Идея была простой: малые предприятия в то время не очень хорошо представляли, зачем им интернет, для чего иметь собственный сайт или хотя бы запись в онлайновом реестре, поэтому возникла идея создать электронный каталог, привязанный к географической карте, чтобы облегчить потенциальным клиентам поиск товаров и услуг. Вскоре проектом удалось заинтересовать инвесторов из Mohr Davidow Ventures, которые, в свою очередь, привлекли к участию новостные издания, живущие с публикаций рекламы. В крупной компании Илон очень быстро оказался на вторых ролях, что было для него неприемлемо и спровоцировало череду конфликтов. В феврале 1999 года компания Compaq, производившая персональные компьютеры, купила Zip2, а братья Маск получили 37 млн долларов.

Свою часть денег Илон вложил в очередной стартап — онлайн-банк под названием X.com, который начал работу в конце того же года и быстро набрал клиентуру. В дальнейшем его новая компания объединилась с конкурентами, создавшими систему электронных платежей PayPal, но решение об укрупнении опять обернулось против Маска: в сентябре 2000 года правление отстранило его от руководства, переведя на должность советника. Изменение статуса заметно повлияло на приоритеты Илона, и, когда в июле 2002 года интернет-корпорация eBay Inc. предложила за PayPal 1,5 млрд долларов, он без сожаления согласился на сделку. Маск получил от продажи 180 млн (после вычета налогов) и смог наконец-то заняться осуществлением смелых визионерских фантазий.

Читайте также:  Космос презентация для первоклассников

Первый «Сокол»

Космическую деятельность Илон Маск начал в середине 2001 года, присоединившись к некоммерческому Марсианскому обществу (Mars Society), которое возглавляет Роберт Зубрин. Они быстро нашли общий язык, и Маск пожертвовал 100 000 долларов на строительство исследовательской станции Mars Desert Research Station (MDRS) в штате Юта. В то время, помимо станции, общество занималось проектом биоспутника Mars Gravity Biosatellite, в котором предполагали оправить на орбиту мышей и создать искусственную силу тяжести, равную марсианской. Зубрин вспоминал:

«Он [Маск] проявлял гораздо больше энтузиазма, чем другие миллионеры. Мало что зная о космосе, Маск мыслил как учёный. Он хотел знать, что конкретно планировалось сделать в отношении Марса и какое значение это будет иметь».

Получив информацию из первых рук, Маск осознал, что в действительности для организации скорейшей экспедиции на соседнюю планету ничего серьёзного не делается. Чтобы как-то повлиять на процесс, он основал собственный фонд «Жизнь — на Марс» (Life to Mars Foundation), главной задачей которого был сбор средств на реализацию проекта «Марсианский оазис» (Mars Oasis), предусматривавшего отправку в космос роботизированной исследовательской платформы, которая могла бы определить возможность выращивания растений на марсианском грунте, а также испытать систему производства компонентов ракетного топлива из марсианской атмосферы. Примечательно, что в мероприятиях фонда участвовал Майкл Гриффин — будущий глава Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Space Administration, NASA).

Проблемой стало отсутствие свободных средств: Маск был готов вложить в проект 20-30 млн при минимальных предполагаемых затратах в 200 млн. Решить её предполагалось с привлечением российских специалистов: в конце октября 2001 года Илон Маск и инженер-механик Джим Кэнтрелл, ранее участвовавший в проекте «Марс-96», прилетели в Москву и провели ряд переговоров с представителями НПО имени С.А. Лавочкина и компании «Космотрас» о приобретении ракет-носителей «Днепр». Позднее к ним подключился Гриффин.

К сожалению, достичь согласия не удалось, а идеи эксцентричного миллионера не восприняли всерьёз. В феврале 2002 года план войти в кооперацию с российскими фирмами окончательно провалился. Кэнтрелл рассказывал:

«Мы ехали долго. Молча сидели и смотрели, как русские идут за покупками по снегу. Когда шасси отрывается от взлётной полосы в Москве, это всегда особенно приятно. Ты думаешь: “Боже мой, я это пережил”. И вот мы с Гриффином взяли себе выпить и чокнулись. Маск сидел в ряду перед нами и что-то набирал на компьютере. Мы думали: “Чёртов ботаник. Чем он там занимается?“ И тут Маск развернулся и показал таблицу, которую составил. “Знаете что, — сказал он, — похоже, мы можем построить ракету сами”».

Разумеется, в то время речь шла только о небольших ракетах и миниатюрных спутниках. Стратегией Маска стало удешевление стоимости запуска на орбиту и создание рынка ракетно-космических услуг, которым могли бы пользоваться небольшие фирмы и научные группы.

В мае 2002 года для реализации своей новой инициативы миллионер основал частную компанию Space Exploration Technologies Corp., сегодня более известную как SpaceX. Первым её серьёзным проектом стала ракета-носитель «Фэлкон-1» (Falcon 1), названная так в честь «Тысячелетнего Сокола» (Millennium Falcon) — космического корабля контрабандиста Хана Соло из культовой фантастической киносаги «Звёздные войны». На тот момент отправка килограмма полезного груза на орбиту для американского заказчика в некоторых случаях доходила до 100 000-120 000 долларов; Маск обещал, что использование «Фэлкона» снизит максимальную цену на порядок — до 10 000-11 000 долларов за килограмм.

Поначалу сообщество космических специалистов восприняло планы SpaceX скептически. Роберт Зубрин вспоминал:

«Целая когорта невероятно богатых людей уже купилась на байки инженеров. Возьмите мои мозги и ваши деньги, и мы построим космический корабль, получим прибыль и преодолеем космические рубежи. Технари обычно пару лет тратили деньги миллионера, а потом ему становилось скучно, и он сворачивал это дело. Узнав о планах Илона, все вздохнули и сказали: “Ну вот. Он мог потратить десять миллионов, чтобы послать в космос мышей, а теперь потратит сотни и, скорее всего, потерпит крах, как и все его предшественники”».

Маск понимал, на какие риски идёт, создавая частную космическую компанию, однако рассчитывал, что сумеет найти энтузиастов-ракетчиков, которые захотят сотрудничать с ним. Миллионер познакомился с двигателистом Томасом Мюллером, имевшим опыт работы в таких компаниях как Hughes Aircraft и TRW Space & Electronics. Тот, вдохновившись идеей, помог набросать более или менее подробную программу захвата «нижнего» сегмента рынка пусковых услуг.

Верный своей натуре, Маск установил для проекта предельно амбициозные сроки. В одной из самых ранних презентаций SpaceX утверждалось, что первый двигатель будет построен в мае 2003 года, второй — в июне, корпус ракеты — в июле, а сборку произведут в августе. Стартовую площадку, соответственно, планировалось подготовить к сентябрю, а первый запуск выполнить в ноябре 2003 года, то есть примерно через пятнадцать месяцев с начала деятельности компании. При таком графике отправка межпланетного аппарата к Марсу должна была состояться в конце десятилетия.

Маск собрал выдающихся специалистов, которые по разным причинам не хотели работать на крупные корпорации. Томас Мюллер сразу приступил к проектированию двигателей «Дербник» (Merlin) и «Пустельга» (Kestrel), названных в честь птиц из семейства соколиных. Из компании Boeing пришли Крис Томпсон, который ранее руководил производством ракет «Титан» (Titan), и Тим Базза, получивший репутацию одного из лучших испытателей ракет в США. Стив Джонсон с опытом работы в Лаборатории реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory, JPL) и двух коммерческих компаниях был назначен старшим инженером-механиком. Ганса Кёнигсманна пригласили заняться бортовой электроникой, системами управления и контроля. Вскоре к ним присоединилась Гвинн Шотвелл — «ветеран» ракетно-космической отрасли, которая стала первым в SpaceX менеджером по продажам, а позднее президентом компании.

Несмотря на авральный режим работы, выполнить свои обещания компании не удалось. Проектанты изучили опыт предшественников и быстро убедились, что под заявленные характеристики ракету придётся создавать с нуля.

При подготовке первых испытательных запусков SpaceX заручилась поддержкой Министерства обороны. Оно даже выделило финансирование по линии Управления перспективных исследовательских проектов (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA) в рамках программы изучения новых американских ракет с целью дальнейшего использования. Сначала предполагалось, что «Фэлкон-1» выведет на орбиту военный экспериментальный спутник TacSat-1, но постоянные отсрочки запуска заставили Пентагон отказаться от затеи. В качестве замены был предложен небольшой аппарат FalconSAT-2, который сконструировали курсанты Академии ВВС США (United States Air Force Academy).

24 марта 2006 года первый образец двухступенчатой ракеты «Фэлкон-1» стартовал с площадки на острове Омелек (часть атолла Кваджалейн, где находится Испытательный полигон имени Рейгана), однако потерпел аварию. Над двигателем первой ступени вдруг вспыхнуло пламя, ракета стала вращаться, потеряла управление и рухнула на землю — прямо на место пуска. Часть обломков упала в воду на риф, а спутник FalconSAT-2 пробил крышу монтажно-испытательного корпуса SpaceX.

Следующие два пуска тоже не увенчались успехом. Только 28 сентября 2008 года четвёртая ракета «Фэлкон-1» сумела вывести на низкую околоземную орбиту спутник-демонстратор Ratsat (DemoSat) массой 165 кг. Понятно, что такой результат многолетних работ не впечатлил потенциальных заказчиков. При этом штат наёмных работников в SpaceX быстро рос, а Маск начал тратить много сил и средств на свою автомобильную компанию Tesla Motors — всё шло к тому, что частную космическую инициативу, как предсказывал Зубрин, свернут из-за недостатка финансирования.

Ракеты и корабли

В критический момент компанию SpaceX спасло NASA: в декабре 2008 года она получил заказ на доставку двенадцати грузов на Международную космическую станцию (МКС) с бюджетом 1,6 млрд долларов.

Безусловно, на принятие решения повлияло то обстоятельство, что после гибели шаттла «Колумбия» в феврале 2003 года правительство США решило отказаться от эксплуатации крылатых кораблей. Однако у NASA не оказалось достаточно развитых разработок, которые могли быстро решить проблему снабжения МКС; в тот же период американцы и европейцы начали закупать места для астронавтов в российских кораблях «Союз». Со своей стороны Маск обещал быстро построить двухступенчатую ракету среднего класса «Фэлкон-9» (Falcon 9) и космические корабли «Дрэгон» (Dragon). При этом за счёт многоразовости элементов ракетно-космической системы он собирался снизить стоимость выведения килограмма полезной нагрузки на орбиту до 3000, а в дальнейшем — до 100 долларов, то есть на два порядка от достигнутого уровня цен!

Читайте также:  Фотки космоса всех планет

Конечно, настолько удешевить запуски у SpaceX не получилось до сих пор. Тем не менее, отчаянная самореклама Маска в преддверии краха сделала своё дело: он получил деньги, на которые была создана ракета-носитель «Фэлкон-9» грузоподъёмностью до 22,8 т, ставшая сегодня «рабочей лошадкой» американской астронавтики. Запуск её первой версии (Falcon 9 v1.0) состоялся 4 июня 2010 года на мысе Канаверал, в результате чего на расчётную орбиту был выведен габаритно-весовой макет грузового варианта корабля «Дрэгон». Илон Маск планировал спасти первую ступень, чтобы начать осваивать технологию многоразовости, но та упала в океан, и найти её не удалось.

Затем последовал ещё один демонстрационный пуск, и в мае 2012 года третья ракета «Фэлкон-9» вывела к МКС корабль «Дрэгон» (Dragon С102), доставив 525 кг полезного груза, том числе продукты питания, воду, одежду, компьютерное оборудование и модуль NanoRacks Module 9 для проведения студенческих экспериментов.

На текущий момент компания SpaceX сумела осуществить 84 пуска ракеты «Фэлкон-9» разных модификаций, потеряв лишь две из них (28 июня 2015 года и 3 сентября 2016 года), что свидетельствует в пользу высокой эффективности принятых технических решений. Помимо кораблей «Дрэгон», на орбиту с их помощью выводились большие коммерческие спутники, группы малых спутников, новые элементы для МКС, разведывательные аппараты, беспилотный минишаттл X-37B и космический телескоп TESS, нацеленный на поиски планет у других звёзд.

Маск мог бы удовлетвориться растущими заказами, благо они сделали его миллиардером, однако он стремится добиться от «Фэлкона-9» полной многоразовости. 22 декабря 2015 года специалистам SpaceX удалось успешно вернуть первую ступень ракеты (вариант Falcon 9 v1.2 или Falcon 9 Full Thrust) обратно на космодром. Затем они реализовали управляемый спуск и посадку на автономную плавучую платформу (Autonomous Spaceport Drone Ship, ASDS): после череды неудач 8 апреля 2016 года первая ступень ракеты B1021 благополучно села на платформу, а позднее была использована ещё раз — при старте 30 марта 2017 года. Кроме того, SpaceX научилась спасать головной обтекатель, что также снизило себестоимость запуска.

Операция возвращения, ранее считавшаяся экзотикой, превратилась в рутину. К настоящему моменту четыре ступени (B1046, B1048, B1049, B1056) совершили по четыре полёта; две из них (B1046, B1056) были после этого потеряны. Сейчас SpaceХ приступила к полному переходу на более совершенный вариант носителя (Falcon 9 Block 5), первый образец которого стартовал 11 мая 2018 года. Утверждается, что его можно будет использовать не менее десяти раз без ремонта и до ста раз — с ремонтами. Кроме того, до конца 2020 года какая-то из ступеней наверняка стартует в пятый и шестой раз с посадками на платформу.

Беспилотные корабли «Дрэгон» также используются многократно. Они совершили уже девятнадцать рейсов с грузами к МКС, при этом в восьми из них использовались герметизируемые модули (С106, С108, С110, С111, С112, С113), которые ранее бывали на орбите и успешно вернулись на Землю.

Значительным событием стал и первый старт новой ракеты-носителя сверхтяжёлого класса «Фэлкон Хэви» (Falcon Heavy) с расчётной грузоподъёмностью до 64 т, состоявшийся 6 февраля 2018 года. Чтобы он навсегда запомнился «болельщикам», Маск отправил на ракете свой электромобиль Tesla Roadster с манекеном в скафандре. При этом два боковых ускорителя, в качестве которых выступили летавшие ранее ступени «Фэлкон-9» (В1023 и В1025) совершили эффектную синхронную посадку на площадку мыса Канаверал. Центральная первая ступень была потеряна, но это не омрачило торжество сотрудников SpaceX.

Хотя запуск вызвал небывалый ажиотаж, нашлись и скептики, которые полагали, что у Маска не получится привлечь внимание заказчиков к новому носителю. Он опроверг это мнение, запустив «Фэлкон Хэви» ещё дважды (11 апреля и 25 июня 2019 года) с коммерческими и военными грузами.

Стратегия Маска начала приносить плоды: совокупный рынок космических услуг за десятилетие вырос с 60 млрд до 200 млрд долларов в год, при этом государственным агентствам пришлось на нём изрядно потесниться, уступая «место под солнцем» молодым агрессивным компаниям, которые ориентируются на успех SpaceX.

Впрочем, это только начало. 2 марта 2019 года на мысе Канаверал стартовала ракета «Фэлкон-9» с беспилотным вариантом пилотируемого корабля «Дрэгон-2» (Dragon 2, Crew Dragon); на борту находились разнообразные грузы и манекен Рипли. Как обычно, первая ступень (B1051) была успешно спасена. Через семнадцать часов после запуска корабль пристыковался к МКС, и астронавты, находившиеся на станции, перешли на него. Главное достижение — «Дрэгон-2» стыковался сам, а не с помощью манипулятора станции, как было раньше. Компания SpaceX доказала, что с первого раза способна осуществить одну из труднейших операций в космосе. 8 марта «Дрэгон 2» отделился от МКС и благополучно вернулся на Землю.

Планировалось, что уже в июне-июле новый корабль отправится на орбиту с астронавтами Робертом Бенкеном и Дугласом Хёрли, тем самым нарушив затянувшуюся «паузу» в американских пилотируемых полётах. Однако перед тем он должен был пройти лицензирование NASA, продемонстрировав два успешных испытания системы аварийного спасения. 20 апреля «Дрэгон-2» взорвался на специальном стенде мыса Канаверал. Причиной стало горение внутри обратного клапана системы нагнетания давления. Завершив расследование, инженеры решили заменить обратные клапаны на мембранные предохранительные устройства, которые считаются более надёжными. Испытания новой системы состоялись 13 ноября. В итоге пилотируемый полёт был отложен на 2020 год; сейчас он запланирован на 7 мая.

Успешный запуск и полёт «Дрэгона-2» с экипажем, без сомнения, станет значимым событием, выведя SpaceX в лидеры космической экспансии. Впервые частная компания, начинавшая как обычный стартап, обретёт собственную ракетно-космическую систему, которая способна доставлять людей в околоземное пространство без участия государственных агентств. Что же будет дальше? Полёты туристов? Отель на орбите? Бизнес-центр на Луне? В любом случае странам, которые развивают космонавтику, отныне придётся считаться с инициативами Илона Маска и в чём-то равняться на него.

Небесный интернет

Другая знаменитая инициатива Маска связана с проектом создания общедоступной орбитальной системы высокопроизводительной интернет-связи Starlink. Впервые он публично заявил о ней в январе 2015 года, когда был открыт инженерный филиал SpaceX в Редмонде (штат Вашингтон), где несколько десятков специалистов занялись перспективной разработкой. При этом было обещано, что такая система, состоящая из 4000 космических аппаратов, сможет обеспечивать до 50% мирового трафика и до 10% трафика крупных городов, имеющих собственные кабельные сети.

Прототипы спутников Starlink изначально планировали запустить в 2016 году с тем, чтобы отправить на орбиту первый комплект серийных аппаратов к 2020 году. Однако из-за внесения изменений в конструкцию прототипы MicroSat-1a и 1b, используемые для наземных испытаний, устарели, а запуск MicroSat-2a и 2b, предназначенных для проверки бортовых систем в космосе, состоялся только 22 февраля 2018 года. Под названиями Tintin A и B они вышли на полярную орбиту высотой 513 км.

Надо сказать, что в процессе инженерных исследований проект Starlink был значительно модифицирован. Согласно документации 2017 года, спутниковая группировка должна была состоять из двух сегментов, которые включают 4425 аппаратов, работающих на частотах диапазонов Ku/Ka/V с орбит высотой от 1110 до 1275 км, и 7518 аппаратов, работающих в V-диапазоне с очень низких орбит — от 335 до 346 км. Для сравнения, это в полтора раза больше, чем было запущено спутников за все десятилетия космической эры! Заявку на эксплуатацию первого сегмента SpaceX подала в Федеральную комиссию по связи (Federal Communications Commission, FCC) в ноябре 2016 года, на эксплуатацию второго — в марте 2017 года. Описанная группировка может теоретически обеспечить скорость передачи данных до 1 Гбит/с, причём сигнал не должен зависеть от погодных условий. Для сравнения, существующие провайдеры, предоставляющие интернет-связь через геостационарные спутники, дают скорость около 12 Мбит/с.

Читайте также:  Девушка волосы космос арт

Новый вариант проекта, подробности которого стали известны в апреле 2019 года, выглядит менее амбициозным. Прежде всего, изменились характеристики самих серийных спутников. Ранее масса каждого из них составляла 386 кг, а размеры — 4×1,8×1,2 м. Простейший расчёт показывает, что при такой геометрии ракета-носитель «Фэлкон-9» смогла бы поднять 23 спутника по массе и 8 — по габаритам. Спутники Starlink, первую партию которых SpaceX отправил на орбиту 24 мая 2019 года, весят 227 кг и имеют «плоский» дизайн с размерами 2,4×1 м, что позволило разместить шесть десятков аппаратов под обтекателем ракеты.

Согласно новому варианту, первый сегмент группировки будет собран на высоте 550 км, а не 1100 км. Поскольку время жизни одного спутника оценивается в пять лет, понижение высоты выглядит верным решением: они будут самостоятельно сходить с орбиты под действием торможения в высших слоях атмосферы, не засоряя ближний космос своими «останками». Кроме того, новая орбита позволила упростить конструкцию аппаратов и уменьшить задержку прохождения сигнала.

Хотя формально компания Маска не отказалась от планов когда-нибудь запустить 12 000 спутников, в настоящее время речь идёт только о 1584-х. На текущий момент в пяти запусках выведено 300 спутников. Для более или менее плотного покрытия планеты, без охвата высоких широт, SpaceX намеревается до конца 2020 года отправить в космос ещё 420. Полноценное развёртывание системы станет реальностью не раньше ноября 2027 года.

Одним из наиболее популярных мифов, который распространился в обществе с момента, когда миллиардер заявил о своей инициативе, является утверждение, будто бы его спутниковая сеть станет общедоступной, свободной и бесплатной. Во-первых, пока мало что известно о конструкции и стоимости наземных станций для приёма данных. В одном из интервью Маск утверждал, что терминалы Starlink, подключаемые к компьютеру, будут размером с «коробку для пиццы», однако антенны с фазированной решёткой в их составе не имели широкого хождения на рынке бытовой электроники, поэтому трудно сказать, насколько они будут удобны в эксплуатации. Во-вторых, для распространения и обслуживания терминалов понадобятся технические центры в разных странах, и правительства смогут контролировать их деятельность через внутреннее лицензирование, то есть о каком-то принципиально «свободном» интернете речи не идёт. В-третьих, Starlink является коммерческим проектом, который собирается занять вполне конкретные ниши услуг, не конкурируя с существующими низкоскоростными сетями Iridium, Globalstar и Orbcomm.

Интерес к системе проявляют, прежде всего, крупные финансовые организации, банки и трейдеры, желающие обрести независимую высокоскоростную связь с минимальным откликом на больших расстояниях, поэтому SpaceX собирается извлекать существенную прибыль из функционирования своей сети и вряд ли в обозримом будущем предоставит доступ к ней по ценам ниже тех, которые установили «кабельные» провайдеры. Кроме того, системой Starlink заинтересовались американские военные, что может обеспечить Маска доступом к бюджетным средствам на десятилетия вперёд. Проще говоря, благотворительностью здесь и не пахло.

Межпланетный транспорт

С самого начала своей космической деятельности Илон Маск говорил, что его дальней целью, ради которой выстраивается вся инфраструктура SpaceX, является освоение Солнечной системы, прежде всего — Марса. Однако долгое время он отделывался общими фразами, не раскрывая деталей проекта.

Первый набросок грандиозного плана миллиардер представил в сентябре 2016 года, выступая на 67-м конгрессе Международной федерации астронавтики. Главной «изюминкой» доклада стала Межпланетная транспортная система (Interplanetary Transport System, ITS), конструкция которой основана на тех же принципах, что и у других «изделий» SpaceX: она будет проектироваться как многоразовая с использованием любых возможностей для уменьшения себестоимости выведения полезной нагрузки. Система состояла из корабля вместимостью двести человек и огромной ракеты с двигателями «Рэптор» (Raptor), работающими на кислородно-метановом топливе. Маск высказал уверенность, что если поставить производство ITS на поток с целью доставить на Марс миллион человек в течение двадцати лет, то цена билета снизится с нынешних 10 млрд до 10 млн долларов.

План ожидаемо вызвал резкую критику экспертов, которых не убедили предложенные красивые картинки и которые указали на слишком вольное жонглирование цифрами. Ровно через год, на 68-м конгрессе, Илон Маск выступил с новой «урезанной» версией проекта. ITS превратился в ракету BFR (Big Falcon Rocket), состоящую из двух многоразовых ступеней: бустера и корабля на сто человек. Размеры ракеты и корабля при этом изменились по сравнению с первой версией: диаметр топливных баков был уменьшен с 12 до 9 м, а длина всей системы сократилась с 122 до 106 м. Стартовая масса снизилась более чем вдвое — до 4400 т; масса полезного груза, выводимого на околоземную орбиту в составе второй ступени, оценивается в 150 т в многоразовом и в 250 т в одноразовом варианте. Корабль приобрёл дельтовидное крыло, которое позволит ему планировать в атмосферах Земли и Марса; в его гермоотсеке будет размещаться груз материалов для колонии, 40 кают для пассажиров, радиационное убежище и общий зал.

Схема межпланетного полёта выглядит так: BFR стартует с Земли, первая ступень возвращается на космодром, а вторая выходит на орбиту, где её заправляют топливом перед отправкой к Марсу; космическое путешествие занимает от трёх до шести месяцев; корабль сначала тормозится двумя «нырками» в атмосфере, затем совершает вертикальную посадку на Марс, используя свои двигатели. Для обратного полёта необходимо снова заправить баки корабля топливом, синтезированным из местных ресурсов; назад можно будет доставить 50 т груза — например, 30 астронавтов с образцами.

Маск сообщил, что изготовление первой BFR начнётся во втором квартале 2018 года, а через пять лет пилотируемый марсианский корабль будет готов к испытаниям. В 2022 году к Марсу отправятся две грузовые ракеты с оборудованием для поиска подходящего места, где будет развёрнута колония; в 2024 году — туда полетят два грузовых и два пассажирских корабля, после чего начнётся постепенное освоение планеты. Чтобы обеспечить финансирование этих миссий, SpaceX собирается использовать BFR в качестве межконтинентального суборбитального космоплана, способного доставить всех желающих в любую точку мира менее чем за час, а также в качестве корабля для туристических полётов в ближний космос и на Луну.

Подтверждая серьёзность своих намерений, Маск ознакомил участников 68-го конгресса с промежуточными результатами работ по соответствующим направлениям. Он напомнил, что счету его компании множество успешных реактивных посадок первой ступени ракеты «Фэлкон-9», причём высокая надёжность приземления обеспечивалась использованием всего одного двигателя, а если двигателей будет больше, как на BFR, то и надёжность возрастёт. Статические испытания прошёл огромный углепластиковый криогенный бак, способный вместить 1200 т переохлаждённого жидкого кислорода. Кроме того, за год были выполнены 42 прожига кислородно-метанового двигателя «Рэптор» общей длительностью 1200 секунд.

В сентябре 2018 года Маск поразил общественность очередным сенсационным заявлением: подписан первый контракт с туристом, который собирается облететь Луну на межпланетном корабле. Им оказался Юсаку Маэдзава — один из самых богатых людей Японии, обладающий состоянием в 2,9 млрд долларов. В космос он отправится вместе с группой приглашённых художников и музыкантов, превратив путешествие в культурную акцию. Сумма сделки остаётся тайной, но Маэдзава признал, что она достаточно велика, чтобы существенно повлиять на темпы разработки корабля.

В ходе презентации Маск представил обновлённый дизайн BFR. Проект претерпел дальнейшие изменения — как внешне, так и по техническим характеристикам. Принципиальная компоновка осталась прежней: двухступенчатый тандем, двигатели которого работают на кислороде и метане. Однако по сравнению с прошлым вариантом система прибавила в длине: 118 м против 106 м, сохранив диаметр 9 м. Пассажирский корабль BFS (Big Falcon Spaceship), он же — вторая ступень системы длиной 55 м, внешне сильно изменился. В 2017 году он получил дельтовидное крыло, а в современной версии корабль с некоторых ракурсов весьма напоминает классический контур шаттлов. Сходство усиливают три крупные аэродинамические поверхности в хвостовой части корпуса, одновременно служащие посадочными опорами.

Источник