Индикатором солнечной активности является изменение магнитного поля солнца
«Лабораторная работа «Солнечная активность»
Тест «Солнечная активность»
1. Солнце излучает энергию за счет:
- А) термоядерных реакций;
Б) химических реакций;
В) сжатия к центру;
Г) падения на поверхность межзвездной пыли и метеорных частиц;
2. Перенос энергии из недр Солнца наружу осуществляется путем:
- А) теплопроводности;
Б) излучения и конвекции;
В) электропроводности;
Г) солнечного ветра.
3. Самая низкая температура на Солнце наблюдается:
- А) в короне Солнца;
Б) в хромосфере;
В) в центральных областях Солнца;
Г) в фотосфере.
4. Самая высокая температура на Солнце наблюдается:
- А) в короне Солнца;
Б) в хромосфере;
В) в центральных областях Солнца;
Г) в фотосфере.
5. Наиболее мощными и быстрыми во времени проявлениями солнечной активности являются:
- А) пятна на Солнце;
Б) протуберанцы;
В) факелы;
Г) солнечные вспышки.
6. Наиболее холодные образования в фотосфере Солнца, связанные с магнитным полем называются:
- А) Гранулами;
Б) пятнами;
В) Факелами;
Г) Флоккулами.
7. Небольшие светлые образования в фотосфере Солнца, размерами около 700 км, имеющие угловые размеры около 1 и живущие всего несколько минут, называются:
- А) Гранулами;
Б) пятнами;
В) Факелами;
Г) Флоккулами.
8. Яркие области, окружающие пятна на Солнце, называются:
- А) протуберанцами;
Б) факелями;
В) флоккулами;
Г) фибриллами.
9. Размеры крупных пятен на Солнце сравнимы:
- А) достигают сотни км и сравнимы с материками на Земле;
Б) сравнимы с размерами Луны;
В) достигают 100 000 км и превышают размеры Земли;
Г) во много раз превышают расстояние от Земли до Луны.
10. Самая верхняя часть атмосферы Солнца называется:
- А) Конвективной зоной;
Б) Фотосферой;
В) Хромосферой;
Г) Короной.
11. Совокупность нестационарных процессов, периодически возникающих на Солнце, и имеющих период около 11 лет, представляет собой:
- А) солнечную постоянную;
Б) светимость Солнца;
В) солнечную активность;
Г) солнечный ветер.
12. Массы наиболее холодного и плотного газа, поднимающегося над хромосферой Солнца на десятки и сотни тысяч км, являются:
- А) солнечным ветром;
Б) протуберанцами;
В) конвективным потоком;
Г) короной Солнца.
13. На Земле корону Солнца нельзя увидеть в любое время из-за:
- А) рассеянного в земной атмосфере солнечного света вокруг солнечного диска, поскольку излучение короны в миллион раз слабее, чем самого Солнца;
Б) из-за недостаточной температуры короны;
В) Из-за удаленности Земли от Солнца;
Г) Из-за конвективных потоков.
14. Потоки разреженного газа и плазмы, истекающие из атмосферы Солнца во всех направлениях называются:
- А) конвективным потоком;
Б) солнечным ветром;
В) всплесками радиоизлучения Солнца;
Г) протуберанцами.
15. Какие явления характерны для Солнца в период высокой солнечной активности?
- А) Большое количество солнечных пятен в фотосфере;
Б) Большое количество вспышек в хромосфере;
В) Большое количество протуберанцев в короне;
Г) Усиленный солнечный ветер;
Д) Все вышеперечисленное.
16. Индикатором солнечной активности является:
- А) степень пятнообразования и подсчет числа Вольфа;
Б) наличие солнечного ветра;
В) резкое изменение магнитного поля Солнца;
Г) количество протуберанцев.
17. Солнечная активность достигает максимума в среднем каждые:
- А) 13 лет;
Б) 11 лет;
В) 9 лет;
Г) 7 лет.
18. Что такое гранулы Солнца?
- А) струи холодного вещества, имеющие температуру на 400К меньше, чем фотосфера и опускающиеся вниз;
Б) струи горячего вещества, имеющие температуру на 400К в среднем больше, чем фотосфера и поэтому ярче ее;
В) корональные дыры;
Г) огромные холодные области в фотосфере Солнца, иногда по размерам превышающие размеры Земли.
19. Кто впервые с применением телескопа обнаружил перемещение пятен по диску Солнца?
- А) Ньютон;
Б) Галилей;
В) Фраунгофер;
Г) Гершель.
Источник
Выяснен закон изменения магнитной активности Солнца
NASA’s Goddard Space Flight Center/Duberstein
Российские и британские математики выяснили вариации магнитного поля Солнца в течение его цикла. Оказалось, что они совпадают с индексом активности звезды. Ученые собрали данные активности за последние 100 тыс. лет, на основе чего и построили закон, который поможет предсказать изменения климата на Земле. Работа опубликована в журнале Scientific Reports.
На Солнце есть активные области — пятна, — которые излучают наиболее мощные магнитные поля. Вне этих типов поверхности звезды магнитное поле слабое, так называемое фоновое. Все это составляет структуру солнечной короны — внешней части звездной атмосферы.
Количество пятен на Солнце может возрастать или падать, из-за чего меняется и активность светила. За усиление и поддержание магнитных полей на Солнце отвечает так называемое электромагнитное динамо. Принцип этого явления схож с работой динамо-машины: сила магнитных полей напрямую зависит от скорости движения плазмы внутри звезды. Как отмечено в новом исследовании, в ранних моделях прогноза солнечной активности еще не учитывались воздействия некоторых физических процессов солнечного динамо.
Для анализа солнечной магнитной активности ученые из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Нортумбрийского университета, а также университетов Брэдфорда и Халла использовали в новой работе метод главных компонент, который уменьшает размерность данных с минимальными потерями информации и помогает найти собственные колебания солнечного магнитного поля. Созданная с помощью этого метода математическая модель двухслойного динамо позволила построить суммарную кривую его изменений.
График, который получили в результате ученые, поддержанные грантом Российского научного фонда, показывает колебания магнитного поля Солнца в прошедшем и текущем тысячелетии. Что интересно, максимум активности нашей звезды придется на 2600 год, после которого последует его уменьшение с минимумом примерно в 3700 году.
Источник
Разработка урока по астрономии «Солнечная активность» (11 класс)
МБОУ «Барнаульский кадетский корпус»
Учитель: Климова Валентина Даниловна
Тема: Солнечная активность
Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Цель урока: создать условия для начала формирования понятия у учащихся определения терминов и понятий проявления солнечной активности (солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы); умения характеризовать потоки солнечной плазмы; описывать особенности последствий влияния солнечной активности на магнитосферу Земли в виде магнитных бурь, полярных сияний; их влияние на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи; называть период изменения солнечной активности.
Задачи развития: создать условия для развития теоретического мышления (формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно, умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение, делать выводы; развитие речи, умения излагать свои мысли, составлять план ответа, заменять термины определениями, умения обобщать и систематизировать знания).
Задачи воспитания: создать условия для формирования целостного мировоззрения; развития познавательных способностей и устойчивого интереса к астрономии. Формирование умения осознавать собственную учебную деятельность, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять самоконтроль.
ТСО : компьютер, проектор для демонстрации презентации к уроку.
Используемые методы: э вристическая беседа с обучающимися, самостоятельная работа учащихся с использованием учебника.
I . Организационный момент (2 мин)
Дидактическая задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.
Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности, запись темы урока на доске. Сообщение о необходимости выполнения требований техники безопасности в кабинете.
На Ваших столах лежат карты самоконтроля , в которых Вы будете отмечать «+» Ваши правильные ответы. В конце урока Вы сами оцените своё участие в уроке. На положительную оценку вам достаточно набрать 15 баллов, на «4» нужно набрать 16-19 баллов, а на «5» — 20 баллов и более.
II . Проверка знаний учащихся для подготовки к новой теме
Дидактическая задача этапа: выяснить степень усвоения всеми учащимися предыдущего материала, необходимого для понимания явления солнечной активности, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
1. Солнце излучает энергию за счет:
А) термоядерных реакций;
Б) химических реакций;
В) сжатия к центру;
Г) падения на поверхность межзвездной пыли и метеорных частиц.
2. Перенос энергии из недр Солнца наружу осуществляется путем:
Б) излучения и конвекции;
в) электропроводности;
Г) солнечного ветра.
3. Самая низкая температура на Солнце наблюдается:
А) в короне Солнца;
Б) в хромосфере;
В) в центральных областях Солнца;
4. Самая высокая температура на Солнце наблюдается:
А) в короне Солнца;
Б) в хромосфере;
В) в центральных областях Солнца;
5. В недрах Солнца температура достигает десятков миллионов градусов. Это объясняют:
А) быстрым вращением Солнца вокруг своей оси;
Б) делением тяжелых ядер;
В) термоядерным синтезом легких ядер;
Г) реакцией горения водорода в кислороде.
6. Самая верхняя часть атмосферы Солнца называется:
А) конвективной зоной;
Б) фотосферой;
В) хромосферой;
Г) короной.
7. На Земле корону Солнца нельзя увидеть в любое время из-за:
А) рассеянного в земной атмосфере солнечного света вокруг солнечного диска, поскольку излучение короны в миллион раз слабее, чем самого Солнца;
Б) из-за недостаточной температуры короны;
В) из-за удаленности Земли от Солнца;
Г) из-за конвективных потоков.
8. Потоки разреженного газа и плазмы, истекающие из атмосферы Солнца во всех направлениях называются:
А) конвективным потоком;
Б) солнечным ветром;
В) всплесками радиоизлучения Солнца;
Г) протуберанцами.
III . Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Дидактическая задача этапа: организовать целеполагание, активизировать познавательную деятельность учащихся.
В книге М. М. Дагаева, В. М. Чаругина «Астрофизика. Книга для чтения по астрономии» авторы пишут: «Мечтая открыть неизвестную планету внутри земной орбиты, он [ Г. Швабе ] надеялся увидеть ее проецирующейся черным кружком на диске Солнца и для этого на протяжении 25 лет отмечал появление и число солнечных пятен. Планеты он не открыл, но зато обнаружил 11-летний период изменения числа солнечных пятен» .
1. Что вы знаете о солнечной активности?
2. Какие сведения о влиянии солнечной активности на Землю и ее обитателей вам известны?
3. Что бы вы хотели узнать о солнечной активности на уроке?
IV . Организация восприятия и осмысления новой информации
Дидактическая задача этапа: дать учащимся конкретное представление солнечной активности и ее влиянии на Землю.
Солнечная активность — комплекс нестационарных образований в атмосфере Солнца (пятна, протуберанцы, вспышки, коронарные выбросы)
Самостоятельная работа с учебником
Охарактеризуйте формы проявлений солнечной активности, используя следующий алгоритм:
Пятна появляются в областях фотосферы, где магнитное поле усиливается в несколько тысяч раз по сравнению с общим фоном (0,4Тл-0,5Тл)
В результате действия магнитного поля, которое нарушает нормальную конвекцию и препятствует притоку энергии снизу, наблюдается понижение температуры вещества до 4000 К. Образуются пятна
Сначала пятна наблюдаются как маленькие темные участки диаметром 2000-3000 км. Большинство из них в течение суток пропадают, другие увеличиваются в десятки раз. Пятна могут образовывать большие группы и существовать, меняя форму и размеры на протяжении нескольких месяцев.
Протуберанцы возникают в солнечной короне
Огромные по объему и массе облака раскаленного вещества поднимаются над поверхностью Солнца и удерживаются там её магнитным полем. В протуберанцах наблюдается упорядоченное движение отдельных струй по форме напоминающих линии индукции магнитных полей
Иногда отдельные части протуберанцев устремляются вверх со скоростями порядка нескольких сотен км/с и поднимаются на высоту до 1 млн. км
Наблюдаются в фотосфере
Вспышка это взрыв, вызванный внезапным сжатием солнечной плазмы, сжатие приводит к образованию плазменного жгута, достигающего в длину несколько сотен км. Вещество нагревается до 10 млн. К
Продолжительность вспышек обычно около часа, слабые длятся всего несколько минут
Наблюдаются в солнечной короне и межпланетном пространстве
В результате вспышки возрастает кинетическая энергия веществ, движущихся в короне, дополнительную энергию получают потоки электронов, протонов и др. заряженных частиц, усиливается оптическое, рентгеновское, гамма и радиоизлучение
Следствия проявления процесса солнечной активности для межпланетного пространства и Земли
Потоки плазмы, обусловленные солнечными вспышками и корональными выбросами, через сутки-двое достигают окрестностей Земли.
Потоки частиц и излучения опасны для космонавтов. Они могут повредить электронные приборы космических аппаратов, нарушить их работу. УФ- и рентгеновские лучи от вспышки увеличивают ионизацию в верхних слоях атмосферы Земли, в ионосфере. Это может приводить к нарушениям радиосвязи, сбоям в работе радионавигационных приборов кораблей и самолетов, радиолокационных систем, линий электроснабжения. Частицы высоких энергий, проникая в верхнюю атмосферу Земли, разрушают озоновый слой. Вероятна связь вспышечной активности Солнца с климатом на Земле.
V . Первичная проверка понимания
Дидактическая задача этапа: установить, усвоили или нет учащиеся процесс солнечной активности, природу солнечно-земных связей, устранить обнаруженные пробелы.
На полушарии Солнца, обращенном к Земле, 23 июня 2015 г. произошла мощная вспышка. Через какое время она была зафиксирована на Земле, если считать, что вспышка имела мгновенный характер? Расстояние от Земли до Солнца принять равным 150 млн км.
1. Наиболее мощными и быстрыми во времени проявлениями солнечной активности являются:
А) пятна ;
Б) протуберанцы;
В) факелы;
Г) вспышки.
2. Наиболее холодные образования в фотосфере Солнца, связанные с магнитным полем называются:
Б) пятнами;
В) факелами;
Г) флоккулами.
3. Наиболее светлые образования в фотосфере Солнца, размерами около 700 км, живущие всего несколько минут, называются:
Б) пятнами;
В) факелами;
Г) флоккулами.
4. Яркие области, окружающие пятна на Солнце, называются:
Б) фибриллами;
В) факелами;
Г) флоккулами.
5. Размеры крупных пятен на Солнце сравнимы:
А) достигают сотни км и сравнимы с материками на Земле;
Б) сравнимы с размерами Луны;
В) достигают 100 000 км и превышают размеры Земли;
Г) во много раз превышают расстояние от Земли до Луны.
6. Совокупность нестационарных процессов, периодически возникающих на Солнце, и имеющих период около 11 лет, представляет собой:
А) солнечную постоянную;
Б) светимость Солнца;
В) солнечную активность;
Г) солнечный ветер.
7. Массы наиболее холодного и плотного газа, поднимающегося над хромосферой Солнца на десятки и сотни тысяч км, являются:
А) солнечным ветром;
Б) протуберанцами;
В) конвективным потоком;
Г) короной Солнца.
8. Какие явления характерны для Солнца в период высокой солнечной активности?
А) большое количество солнечных пятен в фотосфере;
Б) большое количество вспышек в хромосфере;
В) большое количество протуберанцев в короне;
Г) усиленный солнечный ветер;
Д) все вышеперечисленное.
9. Индикатором солнечной активности является:
А) степень пятнообразования;
Б) наличие солнечного ветра;
В) резкое изменение магнитного поля Солнца;
Г) количество протуберанцев.
10. Солнечная активность достигает максимума в среднем каждые:
А) 13 лет;
Б) 11 лет;
В) 9 лет;
Г) 7 лет.
11. Что такое гранулы Солнца?
А) струи холодного вещества, имеющие температуру на 400 К меньше, чем фотосфера и опускающиеся вниз;
Б) струи горячего вещества, имеющие температуру на 400 К в среднем больше, чем фотосфера и поэтому ярче ее;
В) корональные дыры;
Г) огромные холодные области в фотосфере Солнца, иногда по размерам превышающие размеры Земли.
12. Кто впервые с применением телескопа обнаружил перемещение пятен по диску Солнца?
А) Ньютон;
Б) Галилей;
В) Фраунгофер;
Г) Гершель.
Контроль за результатами учебной деятельности, оценка знаний
Дидактическая задача этапа: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели урока и наметить перспективу на будущее.
Посчитайте количество баллов, которое Вы набрали за урок. Поставьте соответствующую оценку на листах самоконтроля и сдайте учителю для выставления в журнал.
Домашнее задание к следующему уроку:
Дидактическая задача этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
Источник