Меню

Иней восход солнца грабарь описание

Игорь Грабарь, картина «Иней» — один из лучших пейзажей русской живописи

В Советском Союзе каждый человек знал, кто такой Игорь Грабарь. Картина «Мартовский снег» была знакома по учебникам. Замечательный русский художник, знаменитый реставратор, талантливый искусствовед, удостоенный за двухтомную монографию об Илье Репине Сталинской премии, Игорь Эммануилович был любим многими за неповторимые и очень красивые пейзажи русской природы.

Русский художник, рожденный за рубежом

Отец его был депутатом австрийского парламента, поэтому будущий гениальный певец русской природы Грабарь (картина «Февральская лазурь» — ярчайшее тому подтверждение) родился в Будапеште. Крещен он был в православии, а его восприемником стал дядя знаменитого русского художника Кустодиева, который позже напишет известный портрет Игоря Эммануиловича. В 1880 году Ольга Грабарь привозит сына в Россию. Гимназию он посещал в Егорьевске Рязанской губернии. Дальше была золотая медаль за обучение в московском лицее цесаревича Николая (1889 год), юридический факультет Санкт-Петербургского университета, оконченный им в 1893 году, и выбор основного дела своей жизни. И. Э. Грабарь, картина которого «Балюстрада» (1901 год) заявила о нем как о талантливом и своеобразном мастере, становится художником. Во времена петербургской жизни он посещал мастерскую Ильи Репина, ставшего на всю жизнь его кумиром, наряду с Андреем Рублевым. С ним одновременно в Российской Императорской академии художеств учились Малявин, Билибин, Сомов.

Становление

В 1895 году художник уезжает в Италию и дальше по Европе. В Россию Грабарь возвращается в 1901 году, и красота русской природы открывается перед ним в новом ракурсе. Силу своего потрясения художник попытался передать несколькими полотнами – «Белая зима»», «Мартовский снег».

«Февральская лазурь»

Событием стало полотно, которое в 1904 году написал Игорь Грабарь, — «Февральская лазурь». Картина полна особой поэзии, той, которая звучит в стихах Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд». И Грабарь писал свою картину тоже навзрыд. Эта одна из его самых узнаваемых картин, она — одно из тех полотен, которое создают автору его собственное имя. Сам художник очень любил это произведение, на котором изображен солнечный, еще зимний день в Подмосковье. В радости, которая переполняет картину, уже ощущается легкое дуновение весны.

Рисовал свой шедевр художник в Дугино. Чтобы передать и удаленность рощи на горизонте, и огромные массы воздуха на фоне лазурного неба, Грабарь выбрал ракурс как бы немного снизу, для чего он вырыл в снегу глубокую траншею и поместился там с мольбертом. Художник чувствовал, что если ему удастся передать хотя бы часть той красоты, которую он видит, получится прекрасное полотно.

Обаяние картины неповторимо. Деревья как будто водят хоровод вокруг центральной березы, любимого дерева художника. Размер картины — 104 см в высоту и 80 см в ширину. Она была так хороша, что ее сразу же приобрел Совет Третьяковской галереи. Эта работа и по сей день является одним из главных ее шедевров. Можно добавить, что полотно входит в сотню лучших картин мира.

Зима, солнце, береза, иней…

Еще один шедевр, который создал Грабарь, – «Иней», картина 1905 года. Если бы он написал ее одну, то все равно бы остался и в памяти потомков, и в учебниках по живописи. Это одно из тех редких полотен, которое не оставляет равнодушными никого. Оно прославляет красоту и уникальность неповторимой природы России и само по себе демонстрирует, что такое великая русская живопись.

Читайте также:  Соединение транзитного меркурия с транзитным солнцем

Больше всего Грабарь любил рисовать зиму, особенно снег. Он считал, что с уходом зимы пейзаж многое теряет. При виде деревьев, покрытых инеем, почти всегда и у всех возникает сравнение со сказкой: «Все деревья в инее, точно в серебре, словно сказка дивная нынче на дворе…» И каждый знает стихи С. Есенина о березе в серебре. Вся красота данного явления природы, воспетая десятками прекрасных поэтов, нашла свое отражение в этом уникальном произведении. Грабарь, картина которого посвящена зиме, нарисовал иней, который «чудною жизнью блестит». Он считал, что в природе очень мало таких полифонических моментов, как иней в солнечный день, и они необыкновенно скоротечны. Освещение все время меняется, рождая новые неповторимые цветовые гаммы.

Сам он называл ветки, покрытые инеем, бриллиантовыми кружевами, сверкающими всеми красками на «бирюзовой эмали неба». На полотне размером 122,4 х 160,3 все вышесказанное передано с потрясающей силой. Надо сказать, что зимние пейзажи И. Грабаря – лучшие в русской живописи, особенно «Иней». Зимний, солнечный день, красавицы березы, символ России и русской природы, высокие, с пышной кроной, посеребренные и как будто звенящие. Их ветки отбрасывают на снег синие, голубые и фиолетовые тени. Красавицы ликуют и гордятся своей красотой. В этой работе необыкновенно все, она удивляет и потрясает зрителя. Написанная маслом, мелкими дробными мазками (дивизионизм) картина заставила говорить об авторе как об основоположнике русского импрессионизма. Полотно хранится в Ярославском художественном музее.

У Грабаря несколько разных картин с этим названием, и все они очень хороши, но работа 1905 года лучше других. Как только ни называли березу Грабаря, с чем только не сравнивали. Больше всего, очевидно, подходит ей определение «сверхъестественное дерево».

«…Есенинский сюжет, почти библейский…»

Еще одна картина этого художника создана с учетом всех канонов импрессионизма. Это упомянутый выше «Мартовский снег» 1904 года. Здесь, как и на двух предыдущих полотнах, воспевается навсегда покоривший душу художника снег под солнцем. На нем отражаются тени окружающей природы, которые можно передать всеми оттенками синего, фиолетового, сиреневого. Обманчивый март России передан удивительно точно: уже весна, но снег и не думает таять. При этом физически ощущается смена времен года, несмотря на мороз.

На полотне изображена молодая женщина, несущая ведра с водой на коромысле. Казалось бы, обычный деревенский пейзаж – постройки, уже бесснежные деревья, на которых скоро появятся почки, спешащая крестьянка, которую подбадривает морозец. Но главное действующее лицо полотна – снег. Он не искрящийся, как зимой, уже не белоснежный, но его по-прежнему много. Он на первом плане картины, на которой разбросано много ярких пятен. Полотно полно очарования. Картина меньше описанных выше — всего 80 х 62 см. Хранится она в Третьяковской галерее.

Каждому жителю нашей страны известны великолепные пейзажи русской природы кисти таких гениев, как Саврасов, Васильев, Шишкин, Левитан. Игорь Эммануилович Грабарь, народный художник России, который первым из советских живописцев удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств», достойно продолжил этот почетный ряд. Очень хороши его дореволюционные пейзажи, но полотна, написанные в советский период, ничуть не хуже. Певец морозной солнечной зимы и ранней весны, Грабарь и при новом государственном устройстве оставался великим живописцем.

Читайте также:  Защита от солнца оптом

Источник

Красота Божиего Мира

Красота мира Божиего — в каждой травинке, в горных вершинах, в облаках, в иконах, в храмах, в слове Евангелия и в молитвах. В самом человеке заложена Творцом искра Образа Божиего. Любви всем, радости и счастья от соприкосновения с красотой

вторник, 5 февраля 2019 г.

Снежная феерия И.Э. Грабаря. Певец снежной темы

Кузмин М.
***
Декабрь морозит в небе розовом,
нетопленный чернеет дом,
и мы, как Меншиков в Березове,
читаем Библию и ждем.

И ждем чего? Самим известно ли?
Какой спасительной руки?
Уж вспухнувшие пальцы треснули
и развалились башмаки.
Уже не говорят о Врангеле,
тупые протекают дни.
На златокованом архангеле
лишь млеют сладостно огни.

Пошли нам долгое терпение,
и легкий дух, и крепкий сон,
и милых книг святое чтение,
и неизменный небосклон.
Но если ангел скорбно склонится,
заплакав: «Это навсегда», —
пусть упадет, как беззаконница,
меня водившая звезда.

Нет, только в ссылке, только в ссылке мы,
о, бедная моя любовь.
Лучами нежными, не пылкими,
родная согревает кровь.

Окрашивает губы розовым,
не холоден минутный дом.
И мы, как Меншиков в Березове,
читаем Библию и ждем.

Иванов Вяч.
ДЕЛЬФИНЫ
Ветер, пахнущий снегом и цветами,
Налетел, засвистел в снастях и реях,
Вырываясь из узкого ущелья
На раздолье лазоревой равнины.

Как Тритон, протрубил он клич веселья,
Вздох весенний кавказского Борея,
Вам, курносые, скользкие дельфины,
Плясуны с крутогорбыми хребтами.

На гостины скликал вас, на веснины,
Стеклоокого табуны Нерея,
С силой рвущийся в устье из ущелья
Ветер, пахнущим снегом и цветами.

Кочурова Ольга
Зимние узоры
Белизна бархатистая, снег, чистота,
В воздухе носятся блестки.
Ах, какая кругом – красота!
В сияющей дымке березки.

Шубками иней пышными, свежими
Каждую ветвь нарядил,
Чудо-мехами густыми и нежными
Деревья, кусты обрамил.

Кружевной паутинкой все сплетено
В белоснежное волшебство.
Сердце с блаженством погружено
В белопенное торжество!

Ясно мерцает наряд серебристый,
Свет бриллиантов застыл.
Пух лебединый, легкий и чистый
Все мирозданье укрыл.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Архитектура (347)
  • Дворцы, замки и крепости (154)
  • Классика (11)
  • Модерн (18)
  • Мосты (3)
  • Театры и музеи (5)
  • Храмы мира (89)
  • Рассказы о живописи и картинах (93)
  • (0)
  • Аудиокниги (25)
  • Великие истории и письма о любви (48)
  • ГУЛАГ И ГОЛГОФА (82)
  • История и документы (18)
  • Люди и судьбы (57)
  • Палачи и стукачи (1)
  • Деткам (16)
  • Диссиденты (54)
  • Еврейская тема (128)
  • ЖЗЛ (792)
  • Артисты и режиссеры (69)
  • Музыканты и композиторы (44)
  • Общественные деятели и герои (45)
  • Писатели и поэты (262)
  • Ученые и философы (34)
  • Художники и скульпторы (189)
  • Забытые имена (52)
  • Здоровье (93)
  • Интересно! (30)
  • Искусство (2152)
  • ХХ век (64)
  • Американское искусство (60)
  • Ювелирные изделия (6)
  • Еврейское искусство: Художники, погибшие в Холокос (2)
  • Картина в деталях (2)
  • Старые мастера (1)
  • АРТПРОСВЕТ (13)
  • Братство прерафаэлитов (42)
  • Вернисаж одной картины (200)
  • Густав Климт (24)
  • Импрессионизм (75)
  • Картина дня (155)
  • Классическая живопись (225)
  • Модернизм (44)
  • Музеи мира (27)
  • Натюрморт (201)
  • Пейзаж (176)
  • Портрет (192)
  • Русский авангард (68)
  • Русское искусство (187)
  • Скульптура (62)
  • Современная живопись (429)
  • Японское, китайское и корейское искусство (38)
  • Истории и письма о любви (29)
  • История вещей (6)
  • История и экономика (38)
  • Как прекрасен этот мир, посмотри (59)
  • Кино (85)
  • Кулинария (205)
  • Легенды и мифы (17)
  • Сказки (3)
  • Литература (1330)
  • Актуальная поэзия (109)
  • Воспоминания, письма и эссе (7)
  • 100 лет — 100 книг русской литературы XX-го века (3)
  • Воспоминания (76)
  • Календарь литературных преследований (29)
  • Любимые стихотворения (43)
  • Поэзия (448)
  • Поэзия и живопись (161)
  • Поэзия серебряного века (274)
  • Проза (69)
  • Шедевры мировой поэзии (47)
  • Мудрость (287)
  • Музыка (640)
  • Балет (23)
  • Инструментальная музыка (23)
  • Музыкальные открытки (74)
  • Опера (5)
  • Современная музыка (399)
  • Французский шансон (4)
  • Мультипликация (4)
  • Невыдуманные истории (8)
  • Оформление дневника (103)
  • Полезные советы (7)
  • Природа (202)
  • Драгоценные камни (1)
  • Животные (5)
  • Пейзажи (14)
  • Птицы (12)
  • Сады и парки (73)
  • Цветы (37)
  • Путешествия (726)
  • Германия (16)
  • Аргентина (2)
  • Испания (1)
  • Швейцария (1)
  • Непал (1)
  • Бразилия (3)
  • Европа (346)
  • Израиль (7)
  • Индия (12)
  • Италия (37)
  • Китай (38)
  • ОАЭ (3)
  • Россия (19)
  • США (31)
  • Таиланд (10)
  • Украина (14)
  • Франция (61)
  • Чили (2)
  • Япония (49)
  • Репрессированная литература (9)
  • Современность (51)
  • Страницы истории (27)
  • Театр (23)
  • Фантазия (16)
  • Фотографии (465)
  • Редкие фотографии (26)
  • Фото дня (225)
  • Фотопрогулка (80)
  • Фототерапия (16)
  • Юмор (84)
Читайте также:  Дождик вымочит солнце высушит тире или двоеточие

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Вернисаж одной картины: Игорь Грабар. Иней. Восход солнца, 1941

Вернисаж одной картины:

Игорь Грабар.

Иней. Восход солнца, 1941

Иней Игорь Грабарь писал бесчисленное множество раз. Этой темой он увлекся в начале 1900-х, и она не отпускала его до конца жизни. «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок», — объяснял он свою ледяную страсть. Одна из сложностей в изображении инея – необходимость соединить графический и живописный эффекты. Для Грабаря решение этой задачи было чрезвычайно увлекательным. Он писал иней в любое время дня, в любых состояниях и обстоятельствах: утренний и вечерний иней, иней в солнечный день и в пасмурный, иней, иней и еще немного (а лучше много) инея.

Интересно сопоставить этот «Восход» с более ранним изображением инея при восходе солнца. «Сказка инея» написана в период увлеченности художника импрессионизмом и техникой дивизионизма – разложения цвета на холсте. Мимолетность инея как природного явления прекрасно вписывалась в концепцию импрессионизма («Иней» Писсаро наделал шума еще на Первой выставке импрессионистов). Ранняя работа демонстрирует умение художника великолепно обращаться с цветовой палитрой, декоративность, красочность полотна сразу обращают на себя внимание. В те годы Грабарь составлял сюиту картин «День инея» и был увлечен и озабочен попытками вывести некую универсальную формулу цветового и светового видения. Поздняя работа создана в более спокойной технике, она – результат уверенного владения кистью, умелого оперирования цветом и светом, «Восход» 1941 года создает ощущение цельности, «Восход» 1908 года скорее о поисках. Впрочем, ставить отметки «лучше-хуже» в данном случае не имеет смысла, а вот сравнить разделённые более чем тридцатью годами «восходы» очень интересно.

Автор: Алена Грошева

Рубрики: Искусство/Русский авангард

Метки: Вернисаж одной картины Игорь Грабар. Иней Восход солнца 1941

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Источник

Adblock
detector