Меню

Инки потом солнца слезами луны

Империя Инков: Дети Солнца и слезы Луны

С незапамятных времен на нашей планете рождаются цивилизации, которые проходят все классические этапы своего формирования, роста, величия, заката и последующей смерти. Многие из таких цивилизаций сегодня являются для нас материалом, благодаря которому мы изучаем историю человечества. Для чего это необходимо? На этой простой и ясный вопрос, к сожалению, не существует однозначного и такого же простого ответа. Принято считать, что главная цель изучения истории – избегание однажды совершенных ошибок последующими поколениями людей в будущем. Но как часто эта теоретическая реприза срабатывала в современной истории? Многих ли ошибок могло не сделать человечество, осознав ошибки своих предков?

Пять веков назад 168 представителей самых бедных слоев европейской цивилизации, проживающих в испанском захолустье, высадились на территорию современной Южной Америки, как тогда они считали, восточного побережья Индии. Цель у этих людей была одна – отыскать сказочные сокровища неизвестных туземных цивилизаций с тем, чтобы отобрать это богатство себе, а туземный народ подчинить своей воле и господствовать над ним. Во главе всего этого мероприятия стояли люди, которым не нашлось места в том обществе, в котором они родились, то есть в цивилизованной Европе. Собрав необходимую сумму денег, испанские конкистадоры, как они сами себя величали, прибыли на жалкой шхуне к одному из южноамериканских островов, находящихся в десятке миль от материка. Сегодня этот остров называется Эспаньола, в честь родины конкистадоров, а возглавил этот поход человек по имени Франсиско Писарро, чье имя проклято на века в среде аборигенов Южной Америки.

По прошествии менее пятидесяти лет ожесточенной борьбы индейцев Южной Америки, а именно жителей Империи Инков против испанских колонизаторов, одна из величайших цивилизаций Америки была уничтожена. Территория же Империи Инков вместе с уцелевшими жителями стала одной из зависимых от Испании колоний. Пятьдесят лет понадобилось кучке грязных оборванцев из Европы, чтобы завоевать государство, количество подданных которого составляло не менее десяти миллионов человек. 168 человек покорили 10 000 000 индейцев, и уже через 50 лет соотношение между испанскими и южноамериканскими жителями составляло приблизительно 50 000 человек против 5 000 000. Это значит, что за относительно небольшой промежуток времени цивилизация Европы запустила свои кровавые щупальца в девственную, доселе неизвестную «просвещенному» миру страну и ценой жизни 5 000 000 человек дала возможность существованию государству Испания. Казалось бы, свершившийся факт остается вопросом войны и любые инсинуации по этому поводу неуместны. Но позвольте, а как же уничтоженный народ?

Вот об этом народе, точнее о его культуре, об инках и созданной ими империи, мы и поговорим.

На заре рассвета европейской цивилизации, когда Ренессанс еще будоражил умы просветителей гуманистов, основная часть человеческого капитала начала ориентироваться на развитие материальных ценностей. Собственно так и возникла технократическая система, которая должна была функционировать на притоке ресурсов извне. Сама Европа давно уже исчерпала природные и другие ресурсы, обладая всего лишь одним – человеческим. Избыток людей в Европе стал заметен еще во времена Большого переселения народов в 4-5 веках нашей эры. Тогда уже европейцы начали борьбу за лучшие земли, что к концу 15-го столетия переросло в непрочную систему, связанную иерархической нитью и исключительным влиянием элиты общества на покоренные классы. В результате этого 5-10 % европейцев проживали в роскоши, получая львиную долю от результатов деятельности 90-95% остального населения Европы. Так могло продолжаться недолго, и такое положение дел нашло выход в покорении неизведанных доселе земель…. Уже в начале 16-го века испанские колонизаторы, возглавляемые Эрнаном Кортесом, высадились в Центральной Америке и за несколько лет покорили Империю Ацтеков. Вывезенные из Мезоамерики испанцами сокровища были настолько огромными, что многие узнавшие об этом европейцы теряли голову и готовы были бросать все, чтобы поскорее отправиться в неизведанные еще земли и получить свою выгоду. Испанская корона, которая получила порядка 20% приведенных из Центральной Америки сокровищ Ацтеков, за несколько лет превратилась в одну из наиболее могущественных в Европе стран, поставив на широкий размах чеканку собственной монеты, подкрепив ее не только огромным запасом «живого» золота, но и флотилией разбойников, все время увеличивающей этот запас.

Поэтому истребление Империи Инков стало целенаправленной акцией, а не стечением случайных обстоятельств, как это могло бы выглядеть в истории с ацтеками. И если первоначальное снаряжение испанской экспедиции было частным предприятием, то все действия по завоеванию и уничтожению инков были санкционированы испанскими монархами и католической церковью. О религиозной составляющей уничтожения Инкской Империи следует говорить отдельно, но этот вопрос с католической церковью связан также нераздельно, как и возникновение инквизиции, как и крестовые походы и многие другие события, прямы или косвенно провоцируемые престолом «святейшего» Папы Римского.

История человечества, как бы это ни казалось прискорбно, всегда руководствуется одним правилом – сильный уничтожает слабого. И изучение истории до сих пор только этот тезис подтверждает. Испанская империя, являясь таковой по своей сути, силой оружия, хитрости и государственного аппарата, заточенного под потребности конъюнктуры, сумела выбить с территории проживания индейцев Южной Америки называемых инками, сломав хребет созданной ими империи – уничтожив элиту инкского общества. С точки зрения взгляда со стороны, ничего необычного в завоевании южноамериканского континента не произошло: одна группа людей вытеснила другую, подчинив своей воле основную массу населения страны с названием Империя Инков, направив ресурсы завоеванной территории на удовлетворение собственных проблем. Но загвоздка в том, что элита инкского общества, управляющая огромной империей в Южной Америке, протянувшейся с Севера на Юг на более чем 4 тысячи километров, а с Запада на Восток – более чем на 1,5 тысячи километров, была смещена со своей позиции группой европейцев, причисляемых в своем обществе к прослойке самых бесправных людей. И вопрос в правомерности такой замены остается философским вопросом, а практика показала, что замена была произведена успешно.

Читайте также:  От чего луна бывает желтого цвета

Индейцы Южной Америки постепенно были истреблены: сначала элита империи, потом наиболее сильная и развитая часть индейского общества, потом была проведена ассимиляция выживших аборигенов во вновь образованное испанцами общество. По сути, в новое общество коренные жители Южной Америки вошли в статусе второсортных людей, не имея при этом ни прав, ни свобод, а только повинности. За последующие сто лет после убийства последнего императора инков Тупака Амара, аборигены основанного государства Новая Каледония, впоследствии названного Перу, сначала оспой, потом мечом и аркебузами, дальше кокаином и прямым насилием – были возведены в состояние рабов. Парадоксально, но именно в Южной Америке чернокожие рабы из Африки впервые смогли побороться за право быть высшими созданиями, на фоне которых индейцы были ниже статусом, чем любое известное человеку животное. Как раз Южная Америка дала возможность европейцам увидеть в африканских рабах людей, которых превратили в надсмотрщиков над плененными индейцами.

Но все же, кто такие Инки? Как они сумели создать величайшее в Новом Свете государство за промежуток не более чем в 100 лет, подчинить себе огромную территорию и ее жителей?

Источник

X Открытое Первенство Сибири по интеллектуальным играм (Новосибирск). ЧГК. 2 тур

Дата: 2011-02-25

Вопрос 1: По словам Джанни Родари, ошибки бывают красивыми, как, например, ОНА. Википедия приводит для НЕЕ два значения высоты. Назовите ЕЕ двумя словами.

Ответ: Пизанская башня.

Зачёт: Падающая башня.

Комментарий: Скорее всего, башня не планировалась наклонной, но получилось красиво. Два значения высоты — от земли до нижней и верхней точек плоской вершины башни.

Источник(и):
1. http://www.rodari.ru/kakie_byvaut_ashibki.htm
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Пизанская_башня

Вопрос 2: [Ведущему: четко прочесть слова «тень» и «день».]
Зимой 1942 года в одной американской газете вышла статья со словами «Тучи войны закрыли тень». В какой день был выпущен этот номер?

Ответ: Второе февраля.

Зачёт: День сурка.

Комментарий: День сурка по случаю войны решили не отмечать, о чем сообщила газета города Панксатони, где живет сурок Фил.

Вопрос 3: Персонаж Виктора Шендеровича выговаривает клиенту, что детей надо учить играть на скрипке, максимум — на баяне. Назовите профессию этого персонажа.

Комментарий: Совет был дан в процессе перетаскивания пианино по лестнице.

Вопрос 4: РетиАрий — это гладиатор, использовавший в боях сеть. ЭсседАрий — гладиатор на колеснице. А гладиатор, противником которого были хищные животные, назывался. Как?

Комментарий: Так же как сборник зоологических статей о вымышленных животных. Bestia [бЕстиа] по-латыни — «зверь», «животное».

Вопрос 5: В романе «Спартак» ОН говорит, что собирается послать Харону рыбу. Назовите ЕГО абсолютно точно.

Комментарий: Чуть ранее вы узнали, что ретиарий — это гладиатор, использовавший в боях с противником сеть.

Вопрос 6: На пейзаже Алексея Завьялова (холст, масло) изображена уходящая вдаль ТАКАЯ ОНА. Автор вопроса шутит, что художник мог бы не тратить на НЕЕ краску — ОНА все равно осталась бы ТАКОЙ. Какие слова мы заменили словами «ТАКАЯ ОНА»?

Ответ: Грунтовая дорога.

Комментарий: Перед работой холст обычно покрывают грунтом. Соответственно, если бы художник вовсе не стал закрашивать грунтовую дорогу, у него все равно получилась бы грунтовая дорога.

Источник(и):
1. http://www.artnow.ru/ru/gallery/3/2714/picture/0/452201.html
2. http://slovari.nsk.ru/tolk/grunt.html

Ответ: «Пляшущие человечки».

Комментарий: Шерлок Холмс в этом рассказе восстановил зашифрованные надписи по отдельным буквам.

Вопрос 8: Название средневековой секты флагеллАнтов происходит от того же слова, что и английское название жгутика у одноклеточных организмов. Однажды папа КлИмент VI применил к группе флагеллантов наказание, которое явно не возымело должного эффекта. Ответьте одним словом, что он приказал с ними сделать.

Зачёт: Высечь и прочие синонимы.

Комментарий: Слово flagellum означает «хлыст», «бич». Строение и движения жгутика напоминают вид и движения хлыста. Флагелланты — средневековая секта самобичевателей, поэтому приказ папы высечь их был довольно странным.

Источник(и):
1. http://en.wikipedia.org/wiki/Flagellum
2. Дж. Риган. Коллекция исторических курьезов. — М.: Издательский дом «Ридерз Дайджест», 2007. — С. 150.

Читайте также:  Луна рейки что это такое

Вопрос 9: Действие оперы Пуччини «Богема» происходит зимой в кругу бедной творческой интеллигенции. Какая крылатая фраза опровергается в первом же акте?

Ответ: Рукописи не горят.

Комментарий: Из-за отсутствия дров герои разжигают камин рукописью.

Вопрос 10: Маленький сын автора вопроса справедливо заметил, что водопроводный кран — это ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛЫЙ кран. Какие два слова мы заменили словами «ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛЫЙ»?

Ответ: Не подъемный.

Комментарий: И действительно, водопроводный кран и подъемный кран — разные вещи.

Вопрос 11: Инки называли ПЕРВОЕ «пОтом Солнца», а ВТОРОЕ — «слезами Луны». Назовите ПЕРВОЕ и ВТОРОЕ.

Ответ: Золото, серебро.

Зачёт: В любом порядке.

Источник(и): Н. Фергюсон. Восхождение денег. — М.: Астрель, 2010 — С. 28.

Вопрос 12: Когда герой американской комедии сильно чихнул, ему пришло в голову устанавливать ИХ и изнутри. Назовите ИХ.

Комментарий: Герой забрызгал лобовое стекло изнутри.

Источник(и): Майк и Молли (Mike & Molly), сезон 1, эпизод 13.

Вопрос 13: Однажды пользовательнице кулинарного форума сказали, что она совсем не разбирается в кулинарии. После этого в копилке ее рецептов появилось блюдо, которое также называют «мясом по-гречески». Назовите это блюдо тремя словами.

Ответ: Свинья в апельсинах.

Зачёт: Свинина в апельсинах.

Комментарий: Бабушка героини вопроса в сердцах бросила: «В кулинарии ты — как свинья в апельсинах!».

Источник(и):
1. http://www.povarenok.ru/recipes/show/35066/
2. http://www.koolinar.ru/recipe/view/45899

Вопрос 14: [Ведущему: обязательно четко прочесть окончание в слове «барашком».]
В одной сказке барашек ДЕЛАЛ ЭТО, чтобы заснуть. А еще он ДЕЛАЛ ЭТО самым главным, самым любимым барашком. Словами «ДЕЛАЛ ЭТО» мы заменили два слова, начинающихся на одну букву. Напишите эти два слова.

Ответ: Считал себя.

Комментарий: Чтобы заснуть, барашку пришлось посчитать не только родственников, но и «самого главного, самого любимого барашка» — себя.

Источник(и): Скотт Робсон. Рассел не спит. http://read.ru/id/465606/

Вопрос 15: Сама ОНА вышла из сукна, коленкора и кошачьей шкуры. Назовите ЕЕ.

Зачёт: По слову «шинель», можно с правильными уточнениями (шинель Акакия Акакиевича Башмачкина, гоголевская шинель и т.п.).

Комментарий: Именно из этих материалов была сшита та самая шинель, из которой, по Достоевскому, вышла вся русская литература.

Источник

XVII. Да воплотится слово в стихе

Инки говорили на богатом и красивом языке. Однако писали ли они на своем языке? Достоверный ответ на этот вопрос исследователи древней письменности начали искать только теперь, в наши дни. Безотносительно к тому, умели ли инки писать или не умели, существовала ли в их империи письменность или же ее не было, бесспорным является тот факт, что литература, словесность у них была.

Литература инков была богатой, хотя это и была литература, предназначавшаяся для устного воспроизведения, то есть, говоря специальным языком, это были произведения словесности, которые сохранялись по традиции благодаря постоянному повторению текстов, сохраняемых памятью их творцов и декламаторов. Сразу же после завоевания Перу эти тексты (правда, незначительная их часть) были записаны в латинской транскрипции испанскими хронистами.

В отличие от двух других наиболее развитых культур индейской Америки, то есть культур ацтеков и майя, культура инков, пожалуй, лучше сказать – кечуанская письменность, не угасла вместе с империей «сыновей Солнца». Скорее наоборот. Учитывая бесспорные преимущества языка кечуа, его с самого начала стали использовать в своей миссионерской деятельности священники и монахи, прибывшие в Южную Америку из Европы.

В доколумбов период кечуанский язык очень скоро стал приобретать статус литературного языка. С конца XVIII века на языке кечуа начинают создавать свои произведения и профессиональные поэты, а позже прозаики и драматурги.

Основоположником современной кечуанской литературы по праву можно считать Вальпарримачи Майту, уроженца боливийского Потоси. Ему был всего лишь 21 год, когда пуля испанских солдат, против которых бок о бок с южноамериканскими креолами воевал этот индеец Анд, оборвала его огромный талант. Еще раньше был убит испанцами другой основоположник современной кечуанской литературы, поэт Мариано Мельгар. Он был расстрелян за то, что принимал участие в национально‑освободительном движении индейцев, возглавляемом вождем Пумакауо.

В современном Перу кечуа является не только языком литературы, но наряду с испанским – официальным языком страны. Государственная премия Республики Перу были присуждена поэту Килько Ваиака (Аленкастре Гутьеррес) за поэму «Ильимани», написанную на языке кечуа. Сейчас на кечуа выходят романы, новеллы, рассказы, статьи в газетах и даже комиксы, повествующие о мужественных людях.

Кечуа – самый распространенный язык из индейских языков во всех трех Америках. Он сохраняет и даже расширяет свои позиции в области современного литературного творчества. Следует отметить, что современные литературные произведения, написанные на языке кечуа, опираются на традиции словесности инков. Эта преемственность кечуанской письменности, ее непосредственная взаимосвязь с письменностью «сыновей Солнца» являются характерной особенностью письменности инков и их потомков, отличающей ее от литературы других, наиболее известных культур древней Америки – культур майя и ацтеков.

Читайте также:  Луна управляет людьми как

Литературное творчество на языке кечуа в Тауантинсуйу времен инков было очень богатым. Однако, поскольку эти произведения не фиксировались на письме и сохранялись в памяти декламаторов, от доколумбовой литературы до нас дошли лишь отрывки (главным образом поэтические), сохраненные для потомства первыми испанскими хронистами Перу.

В Тауантинсуйу поэтические произведения создавали профессиональные поэты, называвшиеся «арауики» (образовано от глагола «арауий», что буквально означает «рифмовать», «слагать стихи»). Инкские поэты жили главным образом при дворе владык и знатных вельмож империи. Декламаторы знали стихи наизусть и произносили их во время различных церемоний, и прежде всего на главных религиозных и светских торжествах и праздниках.

Тексты песен и поэм нередко распределялись между несколькими декламаторами, причем каждый из них «получал какую‑то одну роль». Таким образом, в Тауантинсуйу от поэзии вел прямой путь к постепенно зарождающемуся искусству драматическому.

Помимо поэзии, которую при дворе Инки и знати создавали профессиональные поэты, была еще и поэзия народная, авторы которой в своих произведениях не только прославляли героические деяния правителей, но и рассказывали о труде земледельцев, об искусстве ремесленников, о чувствах и настроениях человека. Они воспевали в стихах землю, на которой жили, – ее красоту, ее флору и фауну.

В империи инков декламация, публичное чтение стихов, нередко сопровождалась игрой на музыкальных инструментах, например на флейте Пана (антара), барабане или же на типичной для Анд маленькой поперечной флейте, изготавливаемой ранее из костей, а позднее из тростника.

Таким образом, изучая поэзию инков, мы одновременно можем познакомиться и с музыкальным искусством «сыновей Солнца». Их музыка была пентатонической, то есть в гамме было всего лишь пять звуков ре, фа, соль, ля и до.

В Тауантинсуйу музыка исполнялась при дворе правителя и знати, где, помимо профессиональных поэтов, находились также и профессиональные музыканты. Были здесь, конечно, и танцоры. Танцы инки называли «таки». В империи знали несколько видов танцев: танцы военные, крестьянские, танцы пастухов. Был и еще один вид танцев, который, пожалуй, можно было бы назвать светским, то есть танец для удовольствия, радости, который исполняли преимущественно во время праздников.

Военные танцы исполняли исключительно мужчины. Самым известным среди них был танец «уари». Танцуя этот танец, мужчины сжимали в руках оружие. Точно так же во время крестьянских танцев, которые исполнялись совместно мужчинами и женщинами, участники держали в руках сельскохозяйственные орудия. Пастушеские танцы предназначались главным образом в честь лам и викуний. Не случайно эти танцы носили названия животных, например известный «танец ламы» («льямалья») и другие.

Известен также и целый ряд народных танцев, в которых участвовали как мужчины, так и женщины. Эти танцы, однако, не были парными, чаще всего танцоры все вместе образовывали большой круг («коло»), как это делают, например, балканские славяне. Перуанцы исполняли и танец с масками. Назовем, к примеру, «танец демонов» («ваконов»), который танцевали только мужчины; они изображали различных животных. Многие танцы индейцев империи инков исполнялись в специально предназначенных для этой цели костюмах, например крестьянский танец вызывания дождя, который назывался «чапайгуанло». Автором этого танца был Инка Пачакути (что только не придумал этот человек!). На голове у исполнителей танца красовались богато украшенные налобные повязки из птичьих перьев.

Во время танцевальных празднеств инков, а также на публичных торжествах присутствовали и поэты, декламировавшие свои стихи. В поэтическом творчестве инкских поэтов можно выделить целый ряд жанров. Прежде всего следует назвать великолепные религиозные гимны, которые после завоевания Перу жестоко искоренялись христианскими священниками как дьявольское искушение.

Тем не менее некоторые хронисты – чаще всего это были католические миссионеры – записали образцы этих гимнов. Особенно велики заслуги Кристобаля де Молины, записавшего в Куско несколько гимнов в честь творца Виракочи. Некоторые гимны были записаны и индейским хронистом Хуаном де Сантакрус Пачакути Ямки, а также Гуаманом Помой де Аяла, автором ценнейшей иллюстрированной хроники инкского Перу. Им был записан, например, короткий гимн, с которым перуанский индеец обращается к супруге божественного Солнца матери‑Луне, Мама Килья:

Королева и мать‑Луна,

Дай нам в дар твои воды,

И любовь твоих дождей дай нам.

Услышь же, как мы взываем к тебе,

Услышь же наши мольбы!

На гимны были похожи и «айльи» – стихи и песни, декламировавшиеся хором (их можно было также петь) во время обработки полей, особенно при пахоте, поскольку вся эта церемония инками воспринималась как некая священная, мистическая борьба с землей, как борьба, в которой человек, естественно, должен победить, одержать верх, чтобы жить и пользоваться плодами нелегкого крестьянского труда. Вот так звучит одна из этих победных крестьянских песен‑айльи (текст делится, как это принято в данном жанре инкской поэзии, на мужские и женские голоса):

Источник

Adblock
detector