Тематическая папка «КОСМОС»
методическая разработка
Материал будет полезен педагогам и родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12_aprelya_-_den_kosmonavtiki.pdf | 1.48 МБ |
grammatika_v_kartinkah_kosmos_m_g_borisenko_n_a_lukina.pdf | 2.12 МБ |
chelovek_i_kosmos.pdf | 1.39 МБ |
didakticheskie_igry_kosmos.docx | 15.6 КБ |
zagadki.doc | 29.5 КБ |
leksicheskaya_tema.doc | 29.5 КБ |
opyty_kosmos.docx | 14.42 КБ |
palchikovye_igry.doc | 23.5 КБ |
stihi.doc | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
«Правильно расставь планеты»
Цель: учить детей называть и запоминать расположение планет Солнечной системы по мере их удаления от Солнца. Закрепить представление об их размерах и количестве в солнечной системе.
Материал: карточки с изображением Солнца (1) и планет Солнечной системы (2-9) по типу паззлов. На обратной стороне карточек указаны их порядковые номера от 1 до 9.
Ход игры. На первом этапе игры ребенок, с помощью взрослого, находит начальную картинку (Солнце), а затем из остальных картинок составляет целую полоску. Ребята помладше делают это, подбирая картинки, контуры которых совпадают (по типу паззлов). Ребята постарше последовательность расположения планет устанавливают по памяти. Чтобы проверить результаты, картинки переворачиваются.
Цель: развивать логическое мышление. Развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному признаку. Развивать память.
Материал: наборы картинок с изображением различных предметов.
Воспитатель: «Мы – космонвты, собираемся сесть в космический корабль для полета к дальним планетам. Перед тем, как отправиться в полет, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытания на сообразительность.Сейчас я хочу устроить такое истытание вам. У меня есть несколько наборов картинок (слов). Подумайте хорошо, что в данных наборах лишнее. Нужно быстро ответить и обосновать свой ответ.»
1 вариант (с опорой на наглядность). Воспитатель показывает детям набор из четырех картинок. Перед детьми ставится задача – найти лишний предмет, не укладывающийся в общую схему.
2 вариант (без опоры на наглядность). Воспитатель зачитывает детям наборы слов. Задача детей – найти в этом наборе лишнее слово, не укладывающееся в общую схему.
Предполагаемые наборы картинок (слов):
1.Солнце, Юпитер, Венера, Африка
2.Ракета, спутник, лодка, луноход
3.Комета, метеорит, звезда, глобус
4.Астронавт, астроном, астролог, космонавт
5.Меркурий, Венера, Большая Медведица, Марс
6.Звезда, галактика, созвездия, телескоп
7.Большая Медведица, Юпитер, Малая Медведица, Кассипея
8.Море, пустыня, океан, река
9.Овен, Близнецы, астролог, Рак
10.Равнины, горы, пустыня, океан
11.Смелый, храбрый, злой, отважный.
Цель: активизировать и расширить словать по теме «Космос». Развивать восприятие, память, логическое мышление.
Ход игры. У детей по одной звездочке и воспитатель просит подобрать к слову «звезда» родственное слово. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы:
-человек, который считает звезды – звездочет,
-космический корабль, летящий к звездам – звездолет,
-скопление звезд на небе- созвездие,
-момент, когда звезды «падают» — звездопад,
-небо, на котором много звезд – звездное,
-небо, на котором нет звезд – беззвездное,
-бывает большая звезда, а бывает маленькая – звездочка.
«Летает, плавает, ездит…»
Предварительный просмотр:
ЗАГАДКИ ПРО КОСМОС
1. Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
2. На корабле воздушном,
Мы, обгоняя ветер,
3. Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
4. Посчитать совсем не просто
Ночью в темном небе звезды.
Знает все наперечет
5. Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте.
Она не звезда, не планета,
6. Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
7. Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд.
Как одинокий таинственный путник,
Летит по орбите искусственный .
8. Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам .
9. Планета голубая,
Она твоя, она моя,
10. Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Космос»
Словарь по теме: Предметы: космос, космонавт, Гагарин, герой, ракета, корабль (космический), станция (орбитальная), спутник, полет, невесомость, планеты, звезды, Земля, Луна, Солнце.
Признаки: первый, космический, орбитальный, важная, трудная, земной, лунный, солнечный, космический…
Действия: осваивать, запускать, летать, выполнять…
1. Один – много (множественное число):
спутник – спутники корабль — … космонавт — …
звезда – … планета — … скафандр — …
2. Есть – нет (родительный падеж):
космонавт – нет космонавта спутник – …
корабль — … звезда – … планета — …
скафандр — … ракета — … связь – …
одна ракета, две …, три …, четыре …, пять ….
один космонавт, два …, три…, четыре…, пять…
4. Подбери родственные слова к слову космос (космонавт, космический).
5. Выучить стихотворение:
В небо ракета стрелою взлетела,
В ней космонавт сидит сильный и смелый.
6. Вырезать и наклеить или нарисовать в тетради картинки с изображением предметов названия которых начинаются на звук Ж.
Напомнить ребенку, что звук Щ согласный, всегда мягкий, глухой обозначается зеленым цветом, Ребенок сначала сам подбирает слова. Если он испытывает затруднения, родители дают ему на выбор несколько слов (для справки: Щ – щука, щенок, щетка…)
7. Вслед за взрослым ребенок произносит 4 имени. Затем выбирает и называет одно имя, которое отличается по звучанию от остальных.
ВИТЯ — МИТЯ — КАТЯ — ПОЛИНА
ПОЛИНА — АЛИНА — АДА — ГАЛИНА
ВИКА — ДИАНА — ТАТЬЯНА — УЛЬЯНА
ИННА — ТИНА — ЛЮБОВЬ — ДИНА
ТАНЯ — ОЛЯ — ВАНЯ — МАНЯ
ИННА — ЛИНА — ТАНЯ — ДИНА
КОЛЯ — ДИМА— ТОЛЯ — ПОЛЯ
Предварительный просмотр:
Опыт «Солнце и Земля»
Цель: объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли.
Оборудование: большой мяч и бусина.
Содержание: Размеры нашего светила по сравнению с другими звездами невелики, но по земным меркам огромны. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров. Даже нам, взрослым, трудно представить и осмыслить такие размеры.
— Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч, Земля бы тогда со всеми городами и странами, горами, реками и океанами стала бы размером с эту бусину.
Цель: объяснить детям, почему бывает день и ночь.
Оборудование: фонарик, глобус.
Содержание: создаем модель вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Для этого нам понадобится глобус и фонарик. Расскажите детям, что во Вселенной ничего не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго отведенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. На той стороне земного шара, которая обращена к Солнцу (в нашем случае к фонарику) – день, на противоположной – ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь. Пусть ребята сами убедятся, что как бы ни вращался глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен. Расскажите детям про особенности полярного дня и ночи и о том, как люди живут за полярным кругом.
Опыт «День и ночь»
Цель: объяснить детям, почему бывает день и ночь.
Оборудование: фонарик, глобус.
Содержание: Включить в затемненной комнате фонарик и направить его на глобус, примерно на наш город. Объяснить детям: «Смотрите, фонарик – это Солнце, оно светит на Землю. Там, где светло, уже наступил день. Вот, еще немножко повернем, теперь оно как раз светит на наш город. Там, куда лучи Солнца не доходят, сейчас ночь.»
Спросите у детей, как они думают, что происходит там, где граница света и темноты размыта. (Ребята догадаются, что это утро либо вечер)
Источник
Проект «Словарь космических терминов для детей»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Фокинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Зональная (межрегиональная) проектно-исследовательская конференция,
посвящённая Дню космонавтики и 55-летию первого полёта
человека в космос
«Нас к звёздам зовёт мечта»
среди обучающихся С(К)ОУ VIII вида юга Пермского края и Удмуртии.
«Словарь космических терминов
Автор – Одинцова Алёна, 6 класс
Руководитель – Бусоргина Н. П.,
учитель русского языка
Как и когда возникла тема этого проекта. Слайд 1.
В школе объявили о конкурсе проектов «Нас к звёздам зовёт мечта». Я решила выполнить работу, в которой можно показать, как тема «Словарь космических терминов для детей» отражается в интернете
Актуальность выбранной темы проекта обусловлена тем, что ежегодно в классах и группах с нами проводят занятия на темы, связанные с космосом. Мы сталкиваемся с проблемой отсутствия космических терминов в едином источнике информации. Слайд 2.
Я решила проверить существует ли словарь слов для детей, объединённых темой «Космос».
Объект изучения : Интернет-ресурсы.
Цель проекта: создание словаря слов для детей на космическую тему.
Метод : обработка интернет- ресурсов.
Гипотеза исследования — словарь слов, объединённых темой «Космос», существует, его объёма достаточно для ответов на вопросы викторин для детей, их достаточно для создания кроссвордов. Слайд 3.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующи е задачи проекта :
1) осуществить поиск материалов по теме исследования в Интернете;
2) доказать или опровергнуть гипотезу;
3) расширить круг своих знаний о космосе и изучении космоса, ознакомиться с важными достижениями человечества в освоении космического пространства;
4) создать словарь космических терминов для детей.
1. Поиск информации — работа с Интернет-ресурсами.
2. Работа с полученной информацией.
4. Оформление проекта.
5. Защита проекта.
Ход исследования. Слайд 5.
«Вода — на земле, земля — на ките, кит — на воде». Такие представления были у наших предков о строении мира.
« Невозможное сегодня станет возможным завтра». Это слова Циолковского — учителя из Калуги, ученого, который наметил путь, по которому человечество вышло в космос.
Прошли года, века. И многое изменилось. Построены космические корабли и спутники, был совершён первый полёт человека в космос и выход в открытый космос, что полностью опровергло пословицу «Дальше земли не сошлют», человек побывал на Луне, готовится осваивать Марс.
Имея кое-какие знания, я решила ответить на вопросы космических викторин в интернете. Слайд 6.
Выйдя в Интернет я ввела запрос «Викторины к 12 апреля для детей», « Космическая викторина для школьников». По моим запросам вышло много сайтов. Я начала отвечать на вопросы. И тут я поняла, что многого не знаю. Так возникла идея составить словарь космических слов для детей, который поможет отвечать на вопросы викторин, кроссвордов, расширит знания детей о космосе.
Чтобы не выполнять работу, которую сделали до меня, я проверила в интернете существование такого словаря. По моему запросу вышли: Слайд 7.
1.Словарь космических терминов. Там даны такие слова, как абиогенез , абляция , то есть слова не детского уровня.
Чего-то конкретного для детей я не нашла, поэтому продолжила работу по следующему плану. Слайд 8.
1.Записала буквы в алфавитном порядке.
2.Я начала копировать вопросы на отдельной странице под определённой буквой.
3. Расположила слова в алфавитном порядке в каждой букве.
В свой словарь, кроме терминов, я добавила и другие слова, которые можно отнести к космической теме.
Так у меня получилась такая подборка слов.
«Аполлон» – название американского корабля, с которым состоялся первый международный совместный полет 15 июля 1975 года.
Армстронг Нил – самый первый человек, ступивший на поверхность Луны, американец.
Астероид – одна из малых планет (диаметром до 1 тыс. км), пояс которых обращается вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера.
Астроном — человек, который наблюдает за звездным небом, фотографирует его, изучает жизнь звезд и планет.
Астрономия — наука, изучающая небесные тела.
Атмосфера — толстый слой воздуха, который окутывает нашу Землю.
Байконур — место в Казахстане – «городок космонавтов», откуда взлетают космические корабли.
Белка — кличка одной из подопытных собак, летавших в космос.
Большая Медведица – созвездие, её семь звёзд составляют фигуру, напоминающую ковш с ручкой. В этом созвездии находится Полярная звезда.
Буран – русский космический корабль многоразового использования.
Венера — планета, родная «сестра» нашей Земли. Живет во втором доме, если считать от Солнца. Небо Венеры покрыто мощным слоем непрозрачных облаков.
Виток — один оборот спутника вокруг Земли.
«Восток» — название космического корабля, на котором полетел первый космонавт.
Вселенная — звездная страна, где находится бесчисленное количество звездных городов-галактик.
Гагарин Юрий — первый космонавт в мире.
Галилео Галилей — впервые провёл наблюдения в телескоп в 1610 году.
Год — время полного оборота Земли вокруг Солнца.
Гуманоид — разумное человекоподобное существо из легенд и фантастики.
Дирижабль – управляемый летательный аппарат с двигателем легче воздуха.
Звезда — огромный, огненный шар, который излучает во все стороны свет.
Звездолёт — космический аппарат (космический корабль), способный перемещаться между звёздными системами.
Земля — имя нашей планеты.
Икар – герой древних мифов, впервые преодолел силу земного притяжения и полетел.
Иллюминатор — круглое, застекленное окно на самолете, морском судне или космическом корабле.
Карта – чертёж звёздного неба.
«Кедр» — позывной у Гагарина в полёте.
Кеплер Иоганн– открыл законы движения планет.
Комета — это малое тело солнечной системы, название которого можно перевести как «косматая звезда».
Коперник Николай – польский учёный, первым доказал, что Земля вращается вокруг Солнца.
Королёв Сергей Павлович — п рославленный советский конструктор ракетно-космической техники, академик.
Космический корабль — летательный аппарат, на котором совершаются в настоящее время полеты в космос.
Космодром — место, откуда отправляются в дальнюю дорогу космические корабли.
Космонавт — человек, который испытывает космическую технику в космическом полёте.
Космонавтика – искусство путешествовать по Вселенной
Космос – мир звёзд и галактик, синонимы «строй, порядок, мир, Вселенная».
Кролик – подопытное животное, используемое для изучения условий космических полётов.
Курс — заданное направление для ракеты или самолёта.
Лайка — кличка собаки – первого четвероногого космического пассажира.
Леонов Алексей — этот космонавт первым в мире вышел в открытый космос 18 марта 1965 года.
Ломоносов Михаил – русский ученый, доказал наличие атмосферы на планете Венера .
Луна — естественный спутник Земли.
Луноход — механизм, управляемый по радио и служащий для работы на поверхности Луны.
Марс — «Красная планета», четвертая от солнца.
Меркурий — одна из планет Солнечной системы, ближе всех находится к Солнцу.
МКС — международная космическая станция.
Млечный Путь – галактика, в которой находятся Земля, Солнечная система и все отдельные звёзды, видимые невооружённым глазом.
Метеорит –тело, падающее на Землю из межпланетного пространства.
Нептун — восьмая и самая дальняя планета Солнечной системы. Нептун также является четвёртой по диаметру и третьей по массе планетой .
Облако — скопление водяных паров в атмосфере.
Обсерватория — здание, оборудованное для астрономических наблюдений.
Олимп – самая высокая гора Марса, высота около 25 км.
Орбита – замкнутая кривая, по которой одно тело движется вокруг другого.
Пифагор — первым предположил, что Земля имеет форму шара.
Планета — это относительно холодное небесное тело.
Плутон — самая маленькая планета Солнечной системы, самая удаленная от Солнца и самая холодная планета Солнечной системы.
«Поехали» — самое первое слово, произнесенное первым космонавтом Земли после старта корабля.
Полярная звезда — самая северная звезда Северного полушария.
Потолок — максимальная высота подъёма ракеты, самолёта.
Ракета — летательный аппарат с реактивным двигателем.
Савицкая Светлана — в торая в мире женщина-космонавт. Первая в мире женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос.
«Салют» — долговременные орбитальные станции.
Сатурн – вокруг этой планеты имеются огромные кольца из кусков камня, льда, пыли.
Сириус – самая яркая звезда неба.
Скафандр — костюм, который защищает тело космонавта.
Созвездие — это участок звездного неба.
Солнце — ближайшая к нам звезда.
«Союз» — русский ракетоноситель.
Спутник – небесное тело, которое все время кружится вокруг другого тела.
Стрелка – кличка собаки, которая побывала в космосе и благополучно вернулась на Землю.
Телескоп — прибор для наблюдения за небесными телами.
Терешкова Валентина — первая женщина-космонавт.
Титов Герман — космонавт, который совершил первый в истории суточный полёт в космос.
Тунгусский метеорит – самое большое небесное тело, столкнувшееся с землей в 20 веке.
Уран – планета Солнечной системы, седьмая по удалённости от Солнца, третья по диаметру и четвёртая по массе.
«Чайка» — позывной у Валентины Терешковой в полёте.
«Челленджер» — американский ракетоноситель, который 28 января 1986 года потерпел катастрофу – взорвался на 74 секунде с момента старта.
Черепаха — первая из живых существ на космическом аппарате 21 сентября 1968 года облетела Луну.
Циолковский Константин Эдуардович – основоположник Российской космонавтики.
«Шаттл» — американский ракетоноситель многоразового использования.
Юпитер – самая большая планета Солнечной системы.
Всего в моём словаре — 81 слово. Слайд 17.
Таким образом, я не нашла подтверждения своей гипотезе – существование словаря космических терминов для детей в Интернете. Существуют подобные словари для учёных — профессионалов в этой области науки. Но детям тоже необходимо знать историю изучения космоса.
Ценность своей работы я вижу в том, что мой словарь можно использовать при составлении кроссвордов, при проведении занятий и уроков, в играх, например, «Кто больше знает космических слов».
Пользуясь своим словарём, я составила кроссворд.
Впиши в сетку кроссворда снизу вверх ответы на определения. Если все отгадаешь правильно, то в нижней строке прочитаешь название гравитационно-связанной системы из звёзд и звёздных скоплений, межзвёздного газа и пыли, и тёмной материи.
Фамилия первого космонавта в мире.
Человек, который наблюдает за звездным небом, фотографирует его, изучает жизнь звезд и планет.
Механизм, управляемый по радио и служащий для работы на поверхности Луны.
Толстый слой воздуха, который окутывает нашу Землю.
Место, откуда отправляются в дальнюю дорогу космические корабли.
Прибор для наблюдения за небесными телами.
Круглое, застекленное окно на самолете, морском судне или космическом корабле.
Это малое тело солнечной системы, название которого можно перевести как «косматая звезда».
Название американского корабля, с которым состоялся первый международный совместный полет 15 июля 1975 года.
Спасибо за внимание! Слайд 18.
Список использованных источников.
Источник